Краткое содержание Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина для читательского дневника
Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар. Деревушка сгорела дотла. Уцелел только скот, а житницы сгорели наполовину. Сгорели два человека: бабушка Прасковья и мальчик восьми лет Петька. Мать мальчика Татьяна была убита горем и не могла успокоиться.
Сельский батюшка бродил по деревне и пытался успокоить ее жителей. Погорельцы решились попросить в городской управе пособие и страховые, а временный приют найти в соседней деревушке.
В этот момент генеральская вдова Копейщикова Анна Андреевна отмечала свой день рождения. Узнав о произошедшем несчастии, она захотела помочь жителям селения и приказала снести им хлеба. Она и ее гости собрали тридцать рублей для Татьяны, но она даже не обратила на деньги никакого внимания, их присвоил батюшка на церковные нужды.
Вскоре деревня вновь возродилась. Отстроили новые дома. Мужики дружно работали и исправно платили повинности. Только на месте дома Татьяны валялись головешки, а сама она исчезла из деревни в неизвестном направлении. Жители предполагали, что она отправилась по святым местам.
Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Деревенский пожар» учит читателей не роптать на судьбу, принимать все события с покорным смирением.
Читать краткое содержание Деревенский пожар. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Суть сюжета рассказа
В данном рассказе Куприн пытается показать своим читателям всю жестокость человеческого характера. История про удивительное животное, которое доверяет и предан людям, который также как и сами люди живет и хочет жить – в итоге умирает от человеческой жадности и жестокости.
Психология рассказа показывает ту самую невероятную чуткость доверчивого существа, которое тянется к людям и понимает их эмоции порой намного лучше самих людей. Куприн, при написании рассказа, понимал, что люди уже давно перестали ощущать свое большое значение в жизни животных, из-за чего мир погрязнет в бездуховном существовании.
Вариант 2
Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь». Даже то, что ему (и местным жителям) не нравится, он ценит. Нельзя же рисовать всё только в светлых красках, а неприятное замалчивать.
Пишет Константин Паустовкий даже о картах. Они могут быть полезны, хотя ландшафт в России очень меняется (от погодных условий). И всё же, изучив карту, проще ориентироваться, узнавать какие-то важнейшие места.
С самого начала писатель с восторгом описывает леса, поля, даже болота. По ходу повествования вспоминает разные истории. Например, как он с друзьями отдыхал на природе. Однажды они решили пойти на «нехорошее» озеро. Местные жители предупреждали этих туристов, что сами всегда избегают его. Но смелые и даже отчаянные приезжие решили рискнуть. Кончилось это тем, что самый смелый пропал, уйдя один в сумерках. Все уже перепугались, но через время он вернулся – на машине! Его выручил проезжавший мимо водитель. Вот такая байка со счастливым финалом! И в итоге, на то озеро они так и не пошли – только увидели издалека, что вода там черная, деревья все кривые. Что туда ходить?
Отношение к приезжим у местных, в основном, ироническое. Приводится история о том, как приехал в деревню «профессор» рыбу ловить. И пусть бы ловил нормально, у местных бы спросил. Но этот привёз с собой спиннинг, который считается у местных рыбаков штукой почти браконьерской. В основном, у него ничего и не ловилось. Но однажды вытащил он щуку. Удача! Но тут показывается, как по городским людям бьет незнание природы. Он наклонился к своей добыче, а щука его изо всех сил хвостом ударила. Тут его мальчишки обсмеяли. И даже самый смелый так и сказал, мол, нечего ловить, раз не умеешь. Так и вернулся в город рыбак неудачливый.
Автор описывает и общие виды, просторы и дебри
Однако он уделяет внимание и птицам, животным, разным растениям. К примеру, удивительное растение, у которого есть такие головки, как у репья
Вот только они не совсем ровные, а если их положить не той стороной, то они переворачиваются всегда на нужную сторону! Рассказываются также забавные истории о, например, наименовании озер.
Повествует автор и про собственную рыбалку, улов… даже про котов, которые всегда готовы полакомиться его рыбой. Он развешивал рыбу сушиться, а коты начинали с вечера «обхаживать» её. И ночью предпринимали налёт. Но рыбак предусмотрительно вешал добычу так, что мелкие хищники не могли её достать, а сами попадали в ловушку. Если кто-то начинал слишком громко мяукать, то Константину Георгиевичу приходилось выходить ночью во двор.
В общем, через все эти истории автор не только показывает край, жизнь в нём, но и создаёт легкий приятный настрой. В финале обозначено, что ещё много можно рассказать об этом крае!
Другие сочинения:
Несколько интересных сочинений
Автомобиль – это действительно тот вид транспорта, без которого тяжело представить современного человека. Авто – это незаменимый помощник и жизнь без него тяжела.
Одной из главных героинь в пьесе Островского «Бедность не порок» представлена красавица Любовь Гордеевна. Любовь богатая девушка, которую пора выдавать замуж.
Главный герой этой сказки – «злодей» волк, чей характер и раскрывается тут. В очеловеченном и современном Салтыкову-Щедрину обществе зверей волк оправдан лишь автором. Писатель объясняет, что волку ничего
Одним из второстепенных персонажей произведения является Петр Иванович Адуев, представленный писателем в образе дядюшки Александра Адуева.
Александр Александрович Фадеев написал свой роман в довольно раннем возрасте, тем не менее, он получил положительную оценку критиков
Источник
Мы напишем — Анализ сказки Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина сочинение. Подсказки школьнику
Произведение представляет собой сочетание бытового очерка с сатирическим сказанием, состоящих из двух частей, о типичных суровых буднях русского крестьянства.
Сюжетная композиция первой части сказки состоит из описания реалистичной картины произошедшего в деревне пожара, в которой писатель выражает всю глубину трагического несчастья простого люда, не скрывая авторского сочувствия к произошедшему. Пожар уничтожает все деревенские строения, погибает несколько местных жителей, в том числе и дети, но домашний скот остается нетронутым огнем, поэтому в душах деревенских жителей остается надежда на восстановление в будущем собственных жизней.
Во второй части композиция раскрывает социальный контраст существующего общества в виде сатирического изобличения образов доброй помещицы и сельского батюшки, изображенных писателем как подлинное лицемерие, фальшь и практическая бесплодность, пытающихся при помощи денег успокоить расстроенных, горюющих людей. Однако это сочувствие лишь минутная слабость богачей, которые, несмотря на произошедшее несчастье, продолжают вечеринку по случаю дня рождения барыни.
В финале произведения писатель изображает начавшееся восстановление сгоревшей деревни, появившиеся новые постройки, однако среди ее жителей отсутствует вдова Татьяна, потерявшая при пожаре единственного сына Петьку. Народ поговаривает, что отчаявшаяся женщина отправилась в странствование по святым местам, несмотря на то, что барыня, генеральская вдова, Анна Андреевна, подав убитой горем Татьяне, целковый, вместе с хитрым священником уговаривала ее не винить в происшедшем бога и продолжать прежнюю жизнь. Однако Татьяна отказалась от предложенной помощи, а выделенные барыней деньги присвоил жадный церковный служака.
Общий смысл произведения заключается в демонстрации писателем ярких картин, передающих массовое разорение русского народа, изнывающего под гнетом выше поставленного чиновничьего, буржуазного и помещичьего классов
Писатель акцентирует внимание общества на существующие проблемы посредством использования приемов иносказания, а также лаконичных и правдивых зарисовок, передавая свою страдальческую любовь к изнуренным жизненными трудностями народным массам, выражающиеся в рабской покорности, смирении, невероятном терпении
Произведение наглядно демонстрирует драматизм существования русского народа, проживающего свою судьбу в беспросветном труде и страданиях.
Идея, тема и смысл
Суть: о чем?
«Боря» — это история одного молодого парня, 27 лет. Он болен умственно – его развитие застыло на отметке 2 года. Герой добр и красив внешне, он безобиден и безопасен для общества. Единственный раз в жизни испытав приступ злобы в адрес родителей из-за не купленных ему цветов, он попадает в лечебницу для душевнобольных. Борис в своем поступке раскаивается и очень хочет попасть домой.
В это время в лечебницу попадает еще один пациент, которого автор неласково именует «гориллой». Такое сравнение не случайно – персонаж обладает неопрятным внешним видом, плохими манерами и довольно низким интеллектом. Вся его жизнь сводится к унижению окружающих и это, как ни странно, доставляет ему особое удовольствие. С невежеством гориллы пришлось столкнуться и Боре: однажды тот заставил несчастного съесть сигарету. Когда этот случай дошел до руководства больницы, «пацана» отправили домой за нарушение режима. Но, как известно, зло не бывает безнаказанным: горилла попадается в руки к смелым ребятам и уже они преподают ему урок хороших манер. С уходом нерадивого пациента в лечебнице все встает на свои места.
Вариант 2
Особенностью рассказов Шукшина является использование образов, так называемых чудиков. Есть даже рассказ с именно этим названием, а Стенька Разин продолжает тему. Здесь главным героем выступает молодой парень Васека, который занимается самой разной работой, но нигде не может отыскать собственного призвания.
Весьма удивительным образом реагируют на него люди, которые считают Васеку человеком странноватым. Его особенностью поведения является свободное отношение к собственно работе, он работает покуда ему интересно и после этого берет зарплату, ждет, когда появится возможность или даже настроение пойти на другую работу.
Для того чтобы подробнее описать характер главного героя Шукшин использует диалог с кузнецом, который более других обращает внимание на Васеку. Сначала следует отметить довольно простодушное, но искреннее отношение героя к остальным людям
Он говорит люди меня любят и сам их люблю, даже больше.
Кузнец одергивает героя, хотя, как выясняется, совершенно напрасно. Васека действительно так искренне и чисто видит мир, как мы узнаем далее, он даже страдает от мысли как бы принести пользу другим. Поэтому формальные правила приличия, которые навязывает кузнец, для главного героя не совсем актуальны, ему действительно не может быть совестно за декларирование любви людей к нему, он искренен по-настоящему.
Следующим существенным элементом рассказа и ситуации с кузнецом является сравнение изделий, которые они делают. Васека сетует на отсутствие души в железе и работе молотобойцем. Тем не менее, когда они оба выполняют подкову и кузнец делает явно лучше, Васекак понимает ценность его труда.
После этого читатель может заключить будто Васека вообще не чувствует ни в какой работе души и не вкладывает себя никуда, так как является в действительности бестолковым, но у него на самом деле есть увлечение. Он вырезает фигурки из дерева и занимается этим полностью бескорыстно и невероятно виртуозно. Захарыч – его сосед и преподаватель истории рассказывает ему про Стеньку Разина и Васека занимается созданием миниатюры на тему.
Кузнец до этого отмечает ценность работы Васеки, он вырезает фигурки действительно виртуозным образом. Когда он завершает Стеньку Разина, то Захарыч не может смотреть на сделанное без слез, он будто погружается в далекие времена, о которых сам рассказывал Васеке. Таким образом мы видим каким искусным человеком является в действительности главный герой.
Шукшин представляет очередной образ чудика. Тут он говорит о скрытом сокровище, которое может быть в каждом человеке. Общество не совсем понимает и даже порицает иногда Васеку, а он является виртуозом.
Другие сочинения:
История создания
Лесков задумал это произведение, будучи уже состоявшимся писателем, имеющим за плечами многолетний публицистический опыт. Впервые «Пугало» было напечатано в журнале «Задушевное слово» в 1885 году с подзаголовком «Рассказ для юношества». Позже, готовясь к изданию Полного собрания сочинений, Николай Семенович включил его в состав цикла «Святочные рассказы».
Для писателя чуждо молчание, когда на его глазах совершается несправедливость. Поэтому работы, выходящие из-под пера Лескова, всегда находят отклик в обществе. Николай Семенович питает ненасытный интерес к судьбе человеческой, наполненной добром и злом, честностью и несправедливостью. К сожалению, сложно сохранить душевное благородство и не отступить под натиском клеветы и повсеместного непонимания, но у Селивана, главного героя рассказа «Пугало», это получилось.
Главные герои и их характеристика
Рассказ ведется от лица мальчика, переехавшего за город вместе с родителями. Здесь он находит много новых друзей и открывает для себя неизведанный, удивительный мир народных приданий. В этом ему помогает мельник Илья. Старенький дедушка рассказывает ребенку о домовых, кикиморах и «водяном дедке», живущим близ Селиванова леса. Именно Илья поведал мальчику историю Селивана, тем самым вызвав в ребенке неугасимый интерес к этому человеку и породив трепетный страх перед ним.
Образ Селивана привлекательный, живой и трагичный. Этот персонаж – выходец из семьи лесковских праведников, истинных спасателей по велению сердца. Внешность его внушает доверие. Лицо доброе, приятное. Глаза отличаются живостью и глубиной. На устах часто появляется тень улыбки. Говор у этого «чудака» особенный: фразы предельно четки, кратки и лаконичны, что выдает человека дела, а не приверженца сладкой и приторной речи. Тот случай, когда индивидуализм речи существует в соответствии с психологией человека.
Герой зачастую избегал людей, как будто их боялся. Но никто из народа так ни разу и не задался вопросом: «А чего он чурается?». Глядишь, и проблем человеку доставили бы меньше.
Селиван не выступает против самодурства, взяточничества и ханжества тех, кому принадлежит власть. Он спокоен, не горячится, не бросается отстаивать правду на всех уровнях (в отличие от Рыжова в рассказе «Однодум»). Нет. Он живет своей уединенной жизнью, ни на что не претендуя. Но если вдруг увидит, что кому-нибудь необходима помощь, то сразу же поспешит на подмогу, будь то застрявший посередине дороги купец или же заблудившиеся в лесу дети.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
- Сочинение на тему Человек и общество Человек является частицей всего общества. Еще в раннем возрасте нас учат, как жить в обществе. В обществе существуют свои правила, по которым нам приходится жить. Из общества формируется сам человек
- Сочинение Мое отношение к Чичикову (9 класс Мертвые души) Главным персонажем в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» выступает Чичиков Павел Иванович. Это достаточно противоречивый персонаж. Его можно считать отрицательным персонажем
- Моя родословная сочинение Моя родословная, то есть мое генеалогическое древо, известно мне не очень хорошо. К сожалению! Никого нет, кто бы специально занимался его составлением… Это ведь тоже большая работа – нужно по архивам смотреть!
- Сочинение Друг познается в беде рассуждение по пословице Друг познается в беде — многие знают эту поговорку, но поверить в нее можно только проверив на собственном опыте. Человек общается с людьми, которые близки ему по характеру, увлечениям, вкусам
Основная идея
Идея и проблематика рассказа тесно связаны. Борис и «горилла» — личности полностью противоположные. Будучи немного неполноценным, Борис, тем не менее, не лишен моральных принципов. Он изображен гуманным и добрым к окружающим его людям. «Горилла» же, напротив, здоров физически, но болен духовно. Его мало интересует человеческая ценность, он тратит свою жизнь на вредительство и причинение боли близким.
Борис являет собой пример настоящего человека, глубоко нравственного и сострадательного. Но в обществе он становится изгоем, которого изолируют в силу его болезни.
Смысл рассказа «Боря» состоит в том, опасения должны вызывать люди жестокие и больные морально, а не такие, как Борис – безобидные и битые судьбой.
Читать онлайн «Деревенский пожар»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Деревенский пожар
(Ни то сказка, ни то быль)
* * *
В деревне Софонихе около полден вспыхнул пожар. Это случилось в самый развал июньской пахоты. И мужики и бабы были в поле. Сказывали: шел мимо деревни солдатик, присел на завалинку, покурил трубочки и ушел. А вслед за ним загорелось.
Деревня сгорела дотла. Только тот порядок, где были житницы, уцелел наполовину. Мужики в одночасье потеряли все и сделались нищими. Сгорела бабушка Прасковья, да еще Татьянин мальчик Петька. Мужики и бабы, завидев густой дым, бежали с поля как угорелые, оставив сохи и лошадей. Но спасать было уже нечего. Хорошо, что скота не было дома да навоз был только что вывезен, а то пришлось бы совсем хоть помирай. Малолетки, которые в минуту пожара играли на улице, спаслись в речку и отчаянно ревели. Девочки-подростки с младенцами на руках испуганно выглядывали на обуглившиеся избы и обнаженные остовы печей.
Тетка Татьяна была бодрая и еще молодая бобылка. Лет шесть тому назад у нее умер муж, но она продолжала держать хозяйство. Платила миру за половину надела, сама пахала, косила и жала. У нее был единственный сын Петька, лет восьми, в котором она души не чаяла и в котором уже видела будущего мужика. Он и сам видел в себе мужика и говорил:
– Я, мама, буду мужик… хресьянин.
Вся деревня его любила. Мальчик был вострый и ласковый и уже ходил в школу. Бывало, идет по деревне мимо стариков.
– Ну что, мужичок, помогаешь мамке? – спрашивают старики.
– Помогаю.
Между тем улица запружалась всяким мужицким хламом; мужику все дорого, все надобно. Домохозяева, окруженные домочадцами, бродили каждый по своему пепелищу и тащили все, что попадалось на глаза: старую подошву, заржавленный гвоздь, обрывок шлеи, обломок сошника и проч. У некоторых уцелели подполицы; но так как время было голодное (петров пост), то подполицы были пусты. Один заведомый нищий, лет десять ходивший «в кусочки», метался и кричал:
– Где моя кубышка?где?кто унес?сказывайте: кто? Бабушка Авдотья ходила взад и вперед по улице и всем показывала два обгоревших выигрышных билета внутреннего займа. Обгорели края; середка с несколькими купонами осталась цела.
Старики собрались в кучу и обсуждали мирскую нужу. На всех лицах была написана душевная мука; у некоторых глаза сочились слезами. Решили: идти всем миром, поклониться соседней одновотчинной деревне, чтобы дала приют погорельцам, покуда не будут устроены хотя какие-нибудь временные помещения. Затем снарядили старосту и послали верхом в город, в управу, за пособием и страховыми.
Пришел сельский батюшка и, похаживая между мужиками, утешал их.
– Кто дал?Бог! – говорил он. – Кто взял? Бог! Неужто ж он не знает?
Мужики молча ему поклонились.
– А вы не унывайте! – продолжал батюшка. – С какого права?почему?как?кто дозволил? Скот – при вас, земледельческие орудия целехоньки, навоз вывезен – чего еще земледельцу нужно?А вы ропщете! Вот ужо управа на постройку денег отпустит; помещица – нуждающимся хлебца пришлет; и я тоже… разве я не молюсь за вас?Я не только за вас, но и за всех молюсь. «И всех православных християн» – вот как.
Опять поклонились мужики, а словоохотливый батюшка продолжал:
– Коли страх божий будете в сердцах сохранять да храм божий усердно посещать, так и не увидите, как бог сторицей вознаградит. Хлеб нынче обещает жатву изрядную. Озимые отменные; яровые, бог даст, поправятся. Ужо снимете у барыни полевину – вот вы и с сеном. Свезете по возку, по другому – ан и денежки в кошеле завелись; а там озимое, ржицы на базар свезете – опять деньги; а наконец и овсецо – тоже деньги. В будущем же году и не увидите, как на месте истребленных неумолимым пламенем хижин будут красоваться новые дома, удобные и просторные, и все вы поживете в них, кийждо под смоковницею своей, и всерадостно и всецело возблагодарите господа вашего за ниспосланное вам благодеяние. Вот увидите.
Конец ознакомительного фрагмента.
Примечания
1
Факт. В 1872 году приходила к автору крестьянка села Заозерья (Углицкого уезда) и показывала два или три обгоревших по краям билета, но так, что на уцелевших посередке купонах видны были и № билета и серии. Я просил некоторых добрых знакомых ходатайствовать в банке. Всем казалось дело несомненным, но г. Ламанский, тогдашний управляющий банком, рассудил иначе. Ни возобновить билеты, ни даже выдать за них нарицательную цену оказалось невозможно. Это, изволите видеть, польза банка. Вот как истинные сановники блюдут интересы казны!(Прим. автора. )
Проблемы
- Отсутствие сострадания и человеколюбия – одна из главных проблем рассказа. Когда Лесков описывает холодные морозные вечера и то, как дочку палача не пускают погреться, то возникают многочисленные вопросы: «Почему у людей черствеет сердце? Ребенок же ни в чем не виноват. Разве он должен отвечать за поступки отца?». В итоге девочка получает сильнейшие обморожения, подорвавшие ее здоровье.
- Основная проблема рассказа – взаимоотношение праведника и общества. К сожалению, имеет место негативное отношение к человеку, отличающемуся от большинства. Селиван, ведя отшельнический образ жизни, не оправдывался, слыша о себе различные небылицы, и продолжал хорошо относиться к окружающим. Люди его не понимали, так как полностью полагались на истину суеверий, что порождало в них жестокость и непредсказуемость в поведении. Герой же не держал на них зла.
- Проблема доброты занимает одно из ключевых мест в рассказе. Лесков показывает, что именно доброе и бескорыстное отношение ко всем окружающим помогает добиться справедливости. Селиван творил благие дела не ради собственной выгоды, а по воле сердца. Первоначально этого не замечали, но со временем искренность героя помогла прозреть простым людям и излечить их душевную слепоту. Это один из тех рассказов, где все заканчивается благополучно. Автор тем самым вознаграждает главного персонажа за его гуманное отношение к враждебному обществу
- Другая проблема, поднятая автором — безжалостное отношение людей к животным. Так, убийство тощей собаки, согревающей девочку и отдающей ей часть своего тепла, рождает вопросы, на которые не находится в рассказе ответа. Почему люди считают, что могут спокойно убивать животных и вершить чужие судьбы? Во имя псевдоборьбы со злом были жестоко убиты ни в чем неповинные животные: кабан и петух. Били и телят, и овец, лишь бы поскорее разобраться с пронырливым «колдуном». Пощады не было никому.
- В рассказе автор поднимает проблему невежества и суеверий. Данная проблематика всерьез обеспокоила писателя в зрелости, когда он стал уже опытным путешественником и увидел, как глупы и жестоки некоторые провинциальные крестьяне. Темные, малообразованные люди часто оказываются под воздействием примет, сверхъестественных сил. Например, красная метинка на лице Селивана не давала ему спокойной жизни еще с самого детства. Как говорится, «бог плута метит». Только ленивый не указывал на то, что мальчишке доверять нельзя. Хотя калачник, у которого работал юноша, был им крайне доволен.
Анализ Дикий помещик
Одна из лучших работ Салтыкова-Щедрина вышла в свет в 1869 году и называется она сказка «Дикий помещик». Данное произведение можно отнести к жанру сатира. Почему сказка? Автор не спроста выбрал такой жанр, таким образом он обошел цензуру. Герои произведения не имеют имен. Своеобразный намёк со стороны автора на то, что помещик является сборным образом и отвечает многим помещикам на Руси в 19 веке. Ну а взять остальных героев, мужики и Сенька, это что ни есть крестьяне. Автор поднимает очень интересную тему. Главное для автора то, что крестьянский, честный и трудолюбивый народ, всегда во всем выше нежели дворяне.
Благодаря жанру сказки, произведение автора очень простое и насыщенно иронией и разнообразными художественными деталями. С помощью деталей автор очень четко может передать образы героев. Например, помещика он называет глупым и мягкотелым. Который не знал горя и радовался жизни.
Главная проблема данного произведения — это сложная жизнь простого народа. В сказке автора, помещик выступает бездушным и жестким извергом, он только и делает то, что унижает бедных крестьян и старается забрать у них даже последнее. Крестьяне молились, им больше ничего не оставалось, они как люди хотели нормальной жизни. Помещик же хотел избавиться от них и в конце концов, бог исполнил желание крестьян жить лучше и желание помещика избавится от крестьян. После этого становится ясно, что всю роскошною жизнь помещика обеспечивают крестьяне. С исчезновением «холопов», жизнь поменялась, теперь помещик стал похож на животное. Он изменился внешне, стал страшнее, зарос, перестал нормально есть. Исчезли мужики и жизнь поменяла яркие тона на серые и тусклые. Даже проводя время как раньше, в развлечениях, помещик чувствует, что все равно это все не то. Автором раскрывается настоящий смысл произведения, который относится к реальной жизни. Бояре, помещики угнетают крестьян, не читают их за людей. Но, в отсутствие «холопов» они не могут жить нормальной жизнью, ведь все благо лично для них и для страны обеспечивают именно крестьяне, рабочие. А высшие слои общества кроме проблем и бед больше ничего не несут.
Люди в данном произведении, а именно крестьяне — это честные люди, открытые и любящие труд. С помощью их труда помещик и жил припеваючи. Кстати автор показывает крестьян не просто как одну бездумную толпу, а как умных и проницательных людей. В данном произведении для крестьян очень важна справедливость. Они считали не справедливым такое отношение к себе и поэтому попросили помощи у бога.
Непосредственно Салтыков-Щедрин очень уважает крестьян, что и показывает в произведении. Это видно, очень явно, когда помещик исчез и жил без крестьян и в то время, когда он вернулся. В итоге получается так, что автор подводит читателя к одному истинному мнению. Не высоко ставленники, не чиновники решают судьбу страны и каждого из помещиков, а именно крестьяне. На них держится все благополучие и все благи богатых людей. Это и есть главная идея произведения.
Идея, тема, суть, смысл
Другие сочинения: