Почему Гамлета считают вечным образом мировой литературы?
Гамлет — вечный образ мировой литературы благодаря тому, что он — человек нового времени, человек мысли. Размышления, рассуждения — его естественная потребность. Главный герой Шекспира задумывается над вопросами измены, мести, морального падения. Это темы, которые актуальны во все времена.
Несмотря на то, что Гамлет был принцем, то есть сыном короля, ему не суждено было иметь счастье. Вместо беззаботной жизни молодому человеку пришлось имитировать сумасшествие. Он пытался найти неопровержимые доказательства убийства своего отца его братом Клавдием. И ему это удалось.
Самая заветная мечта Гамлета актуальна и в наше время. Он стремится изменить мир, где царят предательство и обман, к лучшему. Разве такой призыв не звучит современно? Беспомощность, разлад между мечтой и действительностью заставляют принца испытывать беспокойство, быть недовольным собой, своей жизнью. Он весь поглощён поисками ответа на извечный вопрос «быть или не быть». Вопрос философский, на который невозможно найти ответа. Ему приходится сталкиваться с неверием и предательством тех, кому он верил и кого любил. Родные и близкие люди невольно становятся его врагами: Гертруда, Полоний, Лаэрт, любимая Офелия, бывшие друзья Гильденстерн и Розенкранц.
Мысли Гамлета значительно глубже, нежели просто жажда мести, о которой его просил призрак убитого отца. Он размышлял также о потомках, о судьбе своей страны. И, погибая от ранения отравленным клинком, принц просит своего друга Горацио рассказать миру о его жизни.
Таким образом, тот факт, что произведение «Гамлет, принц датский» было написано ещё в начале XVII века, не делает его устаревшим. И хотя проблемы королей не слишком близки современному человеку, по сути они мало отличаются от наших. Именно поэтому с уверенностью можно сказать, что Гамлет — вечный образ мировой художественной литературы.
После Пугачёвского бунта
Когда Пугачев со своими сторонниками захватил Белогорскую крепость, Швабрин немедленно примкнул к ним, чтобы спасти свою жизнь, забыв о чести офицера. Он поступил как предатель и изменник. Пугачев назначил Швабрина на место коменданта Ивана Кузьмича Миронова, то есть фактически своим заместителем. Об этом с ужасом узнал Гринёв: теперь его невеста оставалась во власти гнусного предателя! Швабрин удерживал Машу в заключении, морил её голодом, принуждая стать его женой и подвергая жестоким испытаниям. Гринёв посчитал его «гнусным злодеем».
Во время приезда Пугачёва с проверкой в крепость Швабрин всячески лебезит перед ним, стараясь показать свою преданность. Но заточение Маши вызывает в самозванце недовольство, и трусливый Швабрин бросается ему в ноги ради прощения. Гринева глубоко возмутил этот поступок дворянина и офицера, который валялся в ногах у простого беглого казака.
Пугачев терпит поражение, правительственные власти арестовывают Швабрина как изменщика. Одновременно арестовывают и Гринёва, и на очной ставке Швабрин продолжает свои гнусные дела: он старается оболгать и оклеветать Гринева, называя его шпионом Пугачёва, посланным в Оренбург, чтобы «передавать письменные известия о всем, что делалось в городе». Все обвинения Швабрина были ложью, впоследствии они были с него сняты благодаря Маше, которая обратилась за помощью к императрице Екатерине II.
Дальнейшая судьба Швабрина не известна. Скорее всего, за измену он был приговорён к смертной казни или пожизненной ссылке (это же грозило и Петру Гринёву).
Социальная критика
Роман «Большие надежды» относится к зрелому периоду творчества Диккенса. Мишенью критики автора становятся пустая и часто бесчестная (но обеспеченная) жизнь джентльменов, которая противопоставляется великодушному и скромному существованию простых тружеников, а также чопорность и холодность аристократов. Пип как честный и бескорыстный человек не находит себе места в «светском обществе», а деньги не могут сделать его счастливым. На примере Абеля Мэгвича Диккенс показывает, как бремя бесчеловечных законов и несправедливых порядков, установленных лицемерным обществом и применяемых даже к детям, приводит к постепенному падению человека.
В истории главного героя чувствуются автобиографические мотивы. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. Первоначальным замыслом писателя было закончить роман трагически; однако, Диккенс всегда избегал тяжёлых концовок произведений, зная вкусы своей публики. Поэтому он не решился окончить «Большие надежды» полным их крушением, хотя весь замысел романа ведёт к подобному концу.
Биография
Алексей Иванович Швабрин — молодой русский офицер. Он проходил службу в элитных гвардейских войсках, но из-за вспыльчивого характера был вынужден покинуть их. Блестящая военная карьера Швабрина разрушилась после того, как он убил человека на дуэли. В качестве наказания офицер был сослан в Белогорскую крепость, где на момент повествования пребывал уже пять лет в компании малообразованных гарнизонных солдат.
Швабрин — представитель знатного дворянского рода. Он умён, красноречив, прекрасно воспитан и образован. Именно поэтому Швабрин быстро нашел общий язык с Петром Гринёвым, который во всём был ему ровней.
Гарнизонная скука стала причиной того, что Швабрин решил сделать предложение юной дочери капитана Миронова. Привыкший к лёгким победам в свете, он был глубоко оскорблён отказом Маши. В качестве мести он стал распускать самые грязные сплетни о девушке.
Гринев, узнав о подлости Швабрина, не стал молчать. Молодые люди договорились о дуэли, в которой оказались равными по силе противниками. Лишь из-за досадной случайности Гринёв был ранен в плечо. Не желая в очередной раз стать героем скандала, Швабрин был вынужден извиниться перед ненавистным соперником.
Во время взятия Белогорской крепости Швабрин проявил малодушие и присягнул на верность Пугачёву. После казни капитана Миронова он был объявлен новым комендантом крепости. В его власти оказалась Маша Миронова, с которой он обращался очень жестоко, принуждая к замужеству. Этим поступком Швабрин подорвал доверие Пугачёва, который хотел было его повесить за издевательство над беззащитной сиротой.
В итоге Швабрин, переживший за время бунта немало лишений, оказался вместе с Гринёвым в тюрьме. Из чувства мести он оклеветал своего давнего противника, но сам закончил свои дни очень плохо — за пособничество разбойникам его ждала казнь или пожизненная ссылка.
Тема воспитания детей в английском обществе
Однажды Пип во время визита к мисс Хэвишем на лестнице встретил незнакомца, который совершенно его не зная, замечает: «Я кое-что знаю о мальчиках и могу сказать – народец вы неважный». Это является распространенным взглядом современного писателю общества на детей. Этому взгляду Диккенс противопоставляет острую сатиру на родителей и опекунов.
Как правило, в 20 веке считалось, что ошибки детей обусловлены недостатками родителей и общества, большая часть викторианских писателей вину за страдания детей возлагала именно на родителей.
Замечание 2
Э. Уилсон отмечает, что эмоциональный акцент на детях в произведениях Ч. Диккенса является новым поворотом в литературе.
Пип в самом начале романа находится на кладбище, на котором похоронены его родители и пять младших братьев. И это освещает одну из граней отношения к детям в викторианском обществе: дети часто умирали в младенчестве, следовательно, сменяли друг друга. Из 1000 родившихся живыми детей в 1861 году возраста пяти лет достигли только 522 ребенка. Частично это объясняет отсутствие эмоциональной привязанности родителей к детям.
Равнодушие, невежество и жестокость к детям – это результат кальвинистских взглядов Уэсли, которые были очень популярны в то время. Считалось, что с самого рождения дети пропитаны злостью, и благочестивым и благоразумным родителям следует пристально следить за их поведением.
Диккенс в своем романе показывает, что благосостояние детей подрывала философия абсолютных родительских прав. Так, мистер Покет в семье подчиняется власти своей супруги. Подчинение мужа жене, когда на карте стоит благосостояние ребенка, озадачивает людей той эпохи, ибо согласно общественным устоям первостепенное значение должны иметь права отцов. Власть отца призвана защищать, но он бесхарактерный человек.
Согласно кальвинистской философии Джона Уэсли, дети из-за первородного греха неспособны к хорошим поступкам. Ж.-Ж. Руссо в противодействие этому мнению выдвинул свою идею о невинности ребенка, его неспособности к злу. Большинство людей викторианской эпохи придерживались взглядов Уэсли, сам же Ч. Диккенс был сторонником идеи Руссо.
Тема воспитания в творчестве Ч. Диккенса
Роман «Большие надежды» — одно из самых известных произведений Ч. Диккенса. По этому произведению было создано множество театральных пьес, роман был неоднократно экранирован. В книге присутствует своеобразный черный юмор, а в некоторых моментах приходится смеяться сквозь слезы, однако в большей степени «Большие надежды» — тяжелое произведение. Не всегда надежда оправдывается, и в такие моменты человек испытывает отчаяние.
Ч. Диккенса всегда волновала проблема человека в обществе. В своих произведениях он касается темы воспитания.
Замечание 1
Писателя волновала тема детства, главным действующим лицом его произведений почти всегда является ребенок.
Ч. Диккенс как писатель викторианской эпохи использует такие приемы, характерные для романа-воспитания:
- История происхождения. Героем произведения является ребенок, часто – сирота, который потерял веру в ценность понятия семьи;
- Автобиографичность;
- Обучение. Именно обучение, получение знаний, необходимых для развития личности, является основным стержнем романа-воспитания;
- Скитания и испытания. Скорее, здесь это побег от обыденной жизни. Благодаря испытаниям формируется характер героя;
- Душевный конфликт;
- Финансовая независимость. Герой достигает финансового благополучия через получение образования, оттачивания профессиональных навыков, накопления опыта;
- Любовный конфликт. Персонажи испытываются не только деньгами и окружением, но и любовью. В романе воспитания чистая любовь противопоставляется порочной.
По Ч. Диккенсу, главным пунктом воспитания является зависимость нравственного облика подрастающего поколения от особенностей воспитания и среды. И особая роль в этом отводится семье. Именно семья имеет изначальное влияние на характер ребенка.
Первостепенными задачами в вопросах воспитания писатель называет привитие истинных нравственных и моральных ценностей, воспитание настоящего человека. Основными критериями воспитанного человека он называет гуманизм и духовность. И считает, что они отличают воспитанного человека от джентльмена традиционного английского воспитания 19 века.
Замечание 2
Это обусловливает основные задачи – поиск индивидуальных средств и методов воспитания и обучения. По Ч. Диккенсу, воспитание – это контакт взрослой жизни и детства, чреватый различными опасностями.
Характер
Несмотря на аристократическое происхождение, хорошее воспитание и отличное образование, Швабрин отличается мерзким и подлым характером.
Попав в крепость, молодой человек пытается получить благосклонность Марьи Ивановны Мироновой. Однако Маше он неприятен, поэтому она не отвечает взаимностью на его ухаживания. В ответ хорошо воспитанный офицер, начинает поливать девушку грязью, сочинять про неё гадости и выставлять продажной дурочкой в глазах её потенциального жениха Гринёва.
Несмотря на то, что Швабрин горяч и вспыльчив, он труслив. Поэтому легко идёт на предательство. Нарушив офицерское слово и клятву, он изменяет государству и переходит на сторону бунтовщиков.
Несколько раз он подло и низко поступает с Петром Гринёвым. В частности, во время дуэли и при написании анонимного письма с доносом отцу главного героя.
Сочинение 2 (Война и мир)
Моим любимым произведением является роман-эпопея под названием «Война и мир». Лев Николаевич Толстой затронул такое обилие тем, которое не встретишь в других трудах писателей.
Работа над романом длилось целых семь лет. Свой труд Лев Николаевич начал в 1863 году. Роман был готов только в 1870 году.
Все, что происходит в романе, строится на исторических событиях. За основу взята война 1812 года. В произведении можно увидеть, как военные действия отражаются на судьбах обыкновенных людей и военнослужащих, понять, что герои чувствуют, ощущают и переживают. Проще говоря, прожить этот отрезок времени вместе с ними.
Здесь можно понять и оценить ценность мира и каким трудом он достается нашим военнослужащим
Человеку сложно понять насколько это важно, если он всю жизнь прожил тихо и спокойно, никогда не слышал звуки выстрелов и разрывы гранат, не знал, что такое потеря близких людей. Читая это произведение, человек проникается глубиной тех событий
Не важно, что они были очень давно. Всё это берет за душу.
Герои Льва Николаевича удивляют глубиной своего внутреннего мира, с течением времени их характеры раскрываются с разных сторон. Читатель узнает в них много интересных черт, в каких-то моментах может найти даже свои черты или искания.
Два излюбленных героя Андрей Болконский и Пьер Безухов имеют ряд общих черт, но индивидуальность каждого четко выделяется на фоне происходящих событий. Оба героя всегда ищут себя и пытаются найти собственное место в этом непостоянном мире. Однако, друзья используют разные пути достижения поставленной цели.
Андрей всегда руководствуется своим разумом. Его действия тщательно обдуманы, он никогда не действует на эмоциях. Пьер же всегда действует на эмоциях, что постоянно вводит его в неудобное положение. У них разные пути, разные мотивы и желания. Андрей находится в постоянных исканиях, он разочарован в жизни и только любовь помогает выйти ему из этого состояния. Однако, его испытания на этом не кончаются. Пьер пытается найти себя, духовно возрасти. Однако, масонская ложа разбивает его ожидания. Он видит их истинные мотивы и решает покинуть это общество.
На протяжении романа мы идем с этими героями. Оба героя служат высоким целям, приобщаются к жизни простых людей. Однако, жизни героев складываются по-разному. Андрей погибает, а Пьер создает счастливую семью.
Роман поднимает многие темы и помогает просветить разные стороны жизни.
Восстание Пугачева: документы и факты
Волею судьбы (и это выражение тут подходит как нельзя лучше) Шванвич оказался в пугачевской Военной коллегии, созданной в 1773 году специально для ведения «письменных дел». Сам Пугачев был неграмотен, хотя старательно это скрывал и даже «писал» какие-то документы — фактически ставил закорючки на бумаге. Дела в коллегии вел Иван Почиталин, числившийся секретарем императора. Шванвич же владел несколькими иностранными языками, поэтому был принят в коллегию в качестве переводчика (надо сказать, что дед нашего героя — Мартин Шванвич — занимался переводами «Санкт-Петербургских Ведомостей» на немецкий и преподавал в Академической гимназии в Санкт-Петербурге).
В декабре 1773 года оренбургский губернатор Иван Рейнсдорп получил «три соблазнительные листа», как их называет Пушкин в «Истории Пугачева». Это был указ с требованием покориться «императору Петру III». Один документ был написан пугачевскими «закорючками», второй — на русском языке и третий — на немецком. Как раз для составления таких документов в канцелярии и нужен был переводчик.
Иван Рейнсдорп. (berdskasloboda.ru)
Указ о переходе на сторону Пугачева был главным документом, к которому приложил руку Шванвич. В дальнейшем он перевел перехваченное письмо от Голицына к Рейнсдорпу, написанное по-французски, составил французскую азбуку для нужд Военной коллегии, по некоторым сведениям, он и для самого Пугачева составил русскую азбуку. Но никаких важных писем больше не писал.
Рейнсдорп доложил о немецких бумагах Пугачева в Санкт-Петербург, чем и привлек внимание Екатерины II. Из-за этих документов она до конца 1774 года, когда состоялся суд над Пугачевым, подозревала, что в деле самозваного императора был иностранный след
Задумывая повесть о Пугачеве, Пушкин хотел написать о дворянине, который перешел на сторону бунтовщика по идейным соображениям и верно служил ему. Однако Шванвич совершенно не подходил под образ, который был в воображении поэта: он служил Пугачеву неохотно и, если было возможно, старался уклониться от выполнения обязанностей. В основном сказывался больным.
Сюжет
Семилетний мальчик Филип Пиррип (Пип) живёт в доме у своей старшей сестры (воспитавшей его «своими руками») и её мужа — кузнеца Джо Гарджери, простоватого добряка. Сестра постоянно бьёт и оскорбляет мальчика и мужа. Пип на кладбище постоянно навещает могилу своих родителей, и в сочельник встречает беглого каторжника, который, угрожая ему смертью, потребовал принести «жратвы и подпилок». Испугавшись, мальчик приносит всё тайком из дома. Но на следующий день каторжник был пойман, вместе с другим, которого пытался убить.
Мисс Хэвишем ищет товарища для игр для своей приёмной дочери Эстеллы, и дядя Джо, мистер Памблчук, рекомендует ей Пипа, который затем много раз побывает у неё. Мисс Хэвишем, одетая в пожелтевшее от времени подвенечное платье, сидит в тёмной, мрачной комнате. Она выбрала Эстеллу орудием мести всем мужчинам за жениха, который ограбил её, а после не явился на свадьбу. «Разбивай их сердца, гордость моя и надежда, — шептала она, — разбивай их без жалости!». Пип находит Эстеллу очень красивой, но высокомерной. До встречи с ней он любил ремесло кузнеца, а спустя год содрогался от мысли, что Эстелла застанет его чёрным от грубой работы и будет презирать. Он разговаривает об этом с Джо, когда к ним в дом приходит адвокат Джеггерс из Лондона, который сообщает, что его клиент, пожелавший остаться неизвестным, хочет обеспечить Пипа «блистательным будущим», для чего он должен отправиться в Лондон и стать джентльменом. Также Джеггерс назначается его опекуном до 21 года и советует обратиться за наставлениями к Мэтью Покету. Пип подозревает, что анонимный благодетель — мисс Хэвишем, и надеется на будущую помолвку с Эстеллой. Незадолго до этого сестру Пипа тяжело контузило страшным ударом неизвестного в затылок, констебли безуспешно пытались найти нападавшего. Пип подозревает Орлика, помощника кузнеца.
В Лондоне Пип освоился быстро. Он снимал квартиру вместе с другом Гербертом Покетом, сыном своего наставника. Вступив в клуб «Зяблики в роще», он напропалую сорит деньгами. Занимаясь составлением списка своих долгов «от Кобса, Лобса или Нобса», Пип чувствует себя первоклассным дельцом. Герберт только «осматривается», надеясь поймать удачу в Сити (он «поймал» её лишь благодаря тайной денежной помощи от Пипа). Пип навещает мисс Хэвишем, она представляет ему взрослую Эстеллу и наедине призывает любить её, несмотря ни на что.
Однажды, когда Пип был один в квартире, его нашёл бывший каторжанин Абель Мэгвич (вернувшийся из австралийской ссылки, несмотря на страх повешения). Так выяснилось, что источником джентльменской жизни Пипа стали деньги беглеца, благодарного за давнее милосердие маленького мальчика. Мнимыми оказались надежды о намерениях мисс Хэвишем облагодетельствовать его! Отвращение и ужас, испытанные в первый момент, сменились в душе Пипа растущей к нему признательностью. Из рассказов Мэгвича открылось, что Компесон, второй каторжник, пойманный на болотах, был тем самым женихом мисс Хэвишем (он и Мэгвич были осуждены за мошенничества, хотя Компесон был руководителем, он выставил на суде таковым Мэгвича, за что получил менее строгое наказание). Постепенно Пип догадался, что Мэгвич — отец Эстеллы, а мать её — экономка Джеггерса, которую подозревали в убийстве, но оправдали усилиями адвоката; а также, что Компесон преследует Мэгвича. Во время очередного посещения мисс Хэвишем, Эстелла говорит, что выходит замуж за жестокого и примитивного Драмла, Пип в присутствии мисс Хэвишем признаётся ей в любви, которая Эстеллу совершенно не интересует, как и любая другая любовь. Подавленный Пип в последний раз навещает мисс Хэвишем, предлагая ей внести оставшуюся часть пая в дело Герберта, на что та соглашается. Её мучает тяжкое раскаянье за Эстеллу. Когда Пип уходит, платье мисс Хэвишем загорается от камина, Пип спасает её (получив ожоги), через несколько дней Пип после этого случая получает анонимное письмо, и был заманен ночью на известковый завод, где Орлик пытался его убить, но всё обошлось.
Пип и Мэгвич стали готовиться к тайному бегству за границу. Плывя к устью Темзы на лодке с друзьями Пипа, чтобы пересесть на пароход, они были перехвачены полицейскими и Компесоном, и Мэгвич был схвачен, а потом осужден. Он умер от ран в тюремной больнице (получив их при утоплении Компесона), его последние минуты были согреты благодарностью Пипа и рассказом о судьбе дочери, ставшей леди.
Пип остался холостяком и через одиннадцать лет случайно встретил на развалинах дома мисс Хэвишем овдовевшую Эстеллу. После краткого разговора они пошли прочь от мрачных развалин, взявшись за руки. «Широкие просторы расстилались перед ними, не омрачённые тенью новой разлуки
Большие надежды в Викицитатнике |
Большие надежды на Викискладе |
История пугачевского бунта в судьбе одного офицера
Михаил Александрович Шванвич родился в 1749 году, получил домашнее образование, знал несколько языков. В 1765 году он начал службу, участвовал в русско-турецкой войне, был адъютантом генерала Потемкина. В 1773 году Шванвич попал в команду, которая должна была доставить рекрутов из Симбирской губернии в Нарву. Во время похода его отряд поступил в распоряжение генерала В. Кара, который шел к Оренбургу, осажденному Пугачевым.
Не успев толком побывать в боях против «Петра III», Шванвич оказался захвачен в плен и принес присягу мнимому императору. Пугачев, казалось, с самого начала благоволил Шванвичу: не казнил, в отличие от других офицеров (за него просили солдаты) и даже произвел его в есаулы. И тулуп «с царского плеча» тоже, если верить имеющимся источникам, пожаловал. Но, как показывал Пугачев на допросах, он просто сжалился над пленным.
Черновые записи по повести «Капитанская дочка». (wikipedia.org)
2 вариант
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт и прозаик. Его произведения — неисчерпаемая сокровищница художественных образов и глубоких мудрых мыслей. Философская лирика — особый пласт в творчестве писателя. Это рассуждения о смысле жизни, о месте человека в мире, о вечном вопросах жизни и смерти, связи этих непостижимых явлений, о счастье и долге. Философские мотивы проходят через все творчество знаменитого поэта. В ней отражены личные переживания Пушкина, особое свойственное писателю мироощущение
Философская лирика Пушкина важное место в русской литературе
Уже с лицейских лет Пушкин размышляет о месте человека в мире, о его предназначении. Так стихотворение 1820 года “Мне вас не жаль года моей весны” посвящено учебе в Царскосельском лицее. Девятнадцатилетний Пушкин рассуждает о жизни, как о скоротечном явлении. Лирический герой не жалеет, что счастливое время юношества осталось позади. Гораздо больше Пушкин переживает от того, что утратилась былая острота ощущений, прошли младые надежды и “прежний жар”. В своем стихотворении поэт подводит итог юношеству.
“Дар напрасный, дар случайны” — стихотворение, написанное в 1828 году. В лирическом произведение затронуты, волнующие поэта вечные вопросы жизни и смерти. Стихотворении состоит из трех строф. В первых двух автор задается вопросом, зачем человеку дана жизнь и почему “судьбою тайной” она “осуждена на казнь”? Бесцельная жизнь томит тоскою лирического героя. Все стихотворение пронизано атмосферой грусти и отчаянья. Стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” также посвящено теме неизбежности смерти. Мысли о скоротечности жизни, о смерти не внушают ему уныние, здесь выражена покорность перед судьбой и примирение с ее исходом.
Особое место в творчестве писателя занимает стихотворение “Вновь я посетил…”, написанное в 1835 году. В нем Пушкин подводит жизненный итог, в нем слышится мотив прощание с родным местом, где он любил гулять. Лирический герой не отделим от поэта. Читатель понимает, что Пушкин делиться своими личными переживаниями, сокровенными мыслями. Стихотворение делится на три части. В перовой рассказывается о воспоминаниях Пушкина, о безвозвратно прошедшей юности. Во второй части поэтом описаны места, где он любил гулять. В третий подводится итог размышлений Пушкина о жизни. Здесь он рассуждает о смене поколений, о будущем мире, который ему уже не суждено увидеть. Стихотворение наполнено грустью, нежным прощанием с родным краем.
Характеристика героя
Швабрин выступает антагонистом главного героя — Гринёва. Причём во всём. Гринёв образован плохо — Швабрин хорошо. Гринёв совестлив и довольно скромен, Швабрин во всём ищет выгоду и дерзок. Гринёв без капли сомнения верен данному слову и присяге, пусть и ценой жизни. Швабрин же думает только о себе и готов продать-купить хоть родину, хоть любовь, а ради собственной жизни совершит любую подлость и преступление.
Судить о Швабрине можно уже по первым его словам, сказанным Гринёву при встрече: «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо
так овладело мною, что я не вытерпел…» Двумя словами Алексей Иванович выражает своё отношение к обитателям Белогорской крепости и в то же время характеризует себя: человек благородный, сильный, обладающий реально глубоким умом никогда не станет называть всех вокруг животными, а себя человеком. Им владеет мелкий бес самолюбия, но самолюбие его весьма дёшево, это вульгарная подделка под честь и аристократизм.
Что и подтверждается далее, когда Швабрин мстит Маше Мироновой за отказ в сватовстве и очерняет её в глазах Гринёва: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Ложь его чудовищно отвратительна, потому что Маша — образец скромности, чистоты и верности.
По ходу повести характер героя не меняется, только усугубляя уже известные нам свойства. Швабрин ранит Гринёва на дуэли в тот момент, когда Пётр поворачивается на крик Савельича. Потом доносит отцу Гринёва о дуэли, за что Пётр попадает в жесточайшую немилость у родителя: батюшка настроен перевести Петра в ещё большую глушь. Далее Швабрин присягает Пугачёву и выясняется, что он состоял в предварительной переписке с «разбойником», чтобы сохранить свою жизнь в случае захвата крепости.
Швабрин пытается силой завладеть Машей, запирает её в чулан «на хлеб и воду». Когда и эта попытка проваливается, Швабрин рассказывает Пугачёву, что Маша на самом деле — дочь капитана Миронова и должна быть либо казнена, либо посажена в тюрьму.
Такой отчаянный «парад низости» и бесчестия может показаться надуманным. Разве не учит нас реализм, что в каждом заключено и хорошее, и плохое? Но Пушкин будто назло реальности завершает судьбу Швабрина главным предательством: Швабрин пишет донос уже правительству на Гринёва.