Композиционные особенности горе от ума. композиция комедии “горе от ума” грибоедова

Вариант 2

Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.

Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.

Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.

Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.

Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.

Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.

11.10.2018

Носов Н. «Живая шляпа»

Носов Н., рассказ «Живая шляпа»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Живая шляпа» и их характеристика

Чему учит рассказ «Живая шляпа» Рассказ учит быть смелым, храбрым, решительным. Учит не теряться, столкнувшись с чем-то неожиданным и необычным. Учит находить всему необычному простое объяснение. Учит самим решать свои проблемы, не прибегая к помощи взрослых.

Отзыв на рассказ «Живая шляпа» Меня насмешил этот хороший рассказ. Мальчики испугались шляпы, которая показалась им живой. Но шляпы никогда не могут стать живыми и если она двигалась, значит что-то двигало ее. Им надо было сразу посмотреть, кого среди них не хватает.

Пословицы к рассказу «Живая шляпа» У страха глаза велики. Боязливому и своя тень страшна. Кто боится огня, бежит и от дыма. Хорошо медведя в окно дразнить. Лучше поберечься, чем обжечься.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Живая шляпа» На комоде лежала шляпа, под комодом сидел котенок Васька. Вовка и Вадик за столом раскрашивали картинки. Вдруг раздался звук падения и обернувшись мальчики увидели на полу шляпу. Они решили, что шляпа просто упала с комода, и Вовка пошел ее подобрать и вернуть на место. Но вдруг он с криками отбежал обратно. Вадик удивился, но Вовка сказал, что шляпа живая и предложил Вадику самому в этом убедиться. Вадик подошел к шляпе и в упор посмотрел на нее. Шляпа вдруг двинулась и поползла к нему. Вадик с криком запрыгнул на диван, а Вовка за ним. Шляпа выползла на середину комнаты, а потом поползла прямо к дивану. Мальчики завопили еще громче, спрыгнули с дивана и выбежали из комнаты. Они прибежали на кухню и закрыли за собой дверь. Вовка ревел в полный голос и заявил, что уходит домой, потому что боится шляпы. Вадик предложил сходить и проверить, не дергает ли кто шляпу за веревочку. И он взял клюшку, чтобы в случае чего ударить шляпу. Вовка тоже хотел взять клюшку, но ему досталась только лыжная палка. Вооруженные мальчики вернулись в комнату и увидели шляпу возле стола. Она лежала на полу и не двигалась. Вадик стал стучать клюшкой по полу и звать шляпу, но та не отзывалась. Тогда Вовка предложил кидать в шляпу картошкой. Они сходили на кухню за картошкой и стали обстреливать шляпу. Наконец Вадик попал и шляпа подскочила кверху. Раздался громкий крик «Мяу!» и из-под шляпы выскочил Васька. Ребята обрадовались и поняли, что шляпа упала на котенка и поэтому двигалась. Они стали обнимать и целовать Ваську, а тот только жмурился от яркого света.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Живая шляпа»

Источник

Замысел романа “Отцы и дети” И. С. Тургенева

Идея написать данный роман появляется у Тургенева в 1860 году в невеликом приморском городке под названием Вентор. Для писателя это было время не из легких. Буквально недавно он перестал сотрудничать с журналом «Современник». Причиной была статья Добролюбова про роман «Накануне». Тургенев не разделял революционных идей, которые находились в романе. Причина отхода от журнала была куда глубже: не желание принимать идею Добролюбова и Чернышевского о мужском демократизме и их желание призвать «Русь к топору». Данный роман стал возможностью осмысления характера и мотивов так называемых «новых людей», которые только начали зарождать в обществе. В образ Базарова лег один врач, который поразил и удивил Тургенева.

Написание произведения было продолжено в Париже. Осенью 1860 года Тургенев пишет Боткину, что будет работать изо всех сил, и то, что план его нового романа готов до мельчайших деталей.

  • Анализ рассказа Бунина Солнечный удар сочинение 11 класс

    Мы ничего не знаем о героях этого короткого рассказа. Он – поручик. Судя по упоминанию пустынь Туркестана, возвращается с крайнего юга Российской империи. Она – барышня, у которой где-то есть муж и трёхлетняя дочка.

  • Сочинение Римский в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    В московских главах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» финдиректор московского Варьете Римский Григорий Данилович представлен в ряду второстепенных персонажей

  • Сочинение Портрет Хлестакова

    Одним из главных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» является Иван Александрович Хлестаков. Его выдуманный образ воплотил в себе смысл и задумку всего произведения.

  • Сочинение по картине Бабушкин сад Поленова 8 класс

    В 19 веке большинство российских художников работали в жанре пейзаж. Но Поленов Василий Дмитриевич работал в жанре «пейзаж настроения». Этот жанр лично придуман художником и в дальнейшем ни кем не использован.

  • Анализ рассказа Распутина Век живи век люби

    Произведение посвящено описанию процесса взросления и становления личности. Главный герой – подросток, оказавшись без опеки родителей, встречается с людьми в обыденных привычных ситуациях и встраивается во взрослую жизнь

Произведение Тургенева вызвало огромный резонанс. Сразу же вышли критические статьи о романе «Отцы и дети», пародии в виде карикатур и эпиграмм, прозы и стихотворений. И, естественно, главным предметом критики являлся образ главного персонажа — Базарова. Появление книги было огромным событием в культурной жизни той эпохи. Однако современники писателя были совершенно не едины во мнении и в оценке этой книги.

Критика «Отцов и детей» была разной. Несовпадения взглядов относились к главным героям, их отношениям друг с другом и непосредственно к жизни:

После публикации романа Тургенева началось его обсуждение в прессе. Это почти тут же получило полемический характер. К примеру, в издании «Русское слово» в 1862 г. вышла статья Писарева «Базаров». Он отметил предвзятость относительно описания героя Базарова, утверждая, что автор не показывает благорасположения к главному персонажу, он испытывает антипатию к этому направлению мысли.

Главные герои «А зори здесь тихие» характеристика персонажей произведения Васильева в таблице

В произведении Васильева “А зори здесь тихие” герои – вчерашние выпускницы, совсем неопытные “вояки”, командует которыми молодой старшина. Книга впервые в литературе затронула тему войны через женский взгляд, от этого контраст ещё более ужасен. Главные герои “А зори здесь тихие” проживают свою короткую боевую жизнь дружно и самоотверженно, первый бой становится для всех последним. Повесть Васильева – очень сильное, трагичное произведение. В таблице характеристик дано краткое описание внешности, характера, судьбы персонажей рассказа.

Васков, старшина

Ему 32 года, старшина. Федот Евграфович был женат, но супруга сбежала с другим, а их сын умер. Старшина необразованный, окончил 4 класса. Он долго пишет письма командованию с просьбой прислать непьющих бойцов. В итоге получает отряд девушек. Они молоды, неопытны, постоянно нарушают устав, несерьёзно относятся к Васкову, подсмеиваются над ним. Старшина отправляется с “бабьим” отрядом на задание, где постепенно погибают все девушки, несмотря на его отцовское отношение и заботу. Он патриот, стоит до последнего, но совесть мучает старшину. Он выживает, потеряв руку.

Рита Осянина

Молодая девушка (20 лет), сразу после школы вышла замуж и родила сына. Она серьёзнее и “взрослее” других девушек. Её муж погиб на второй день войны, он был пограничником. Рита – командир взвода. Сначала работала санитаркой, потом окончила зенитную школу. Ненавидит немцев и чётко понимает, что такое война. Девушка словно окаменела от своей беды, от разлуки с сыном, от войны и смерти. Серьёзная, спокойная, настойчивая, редко улыбается. Встретив Женю, Рита начинает жить, улыбаться, петь. Женя становится для неё очень родным человеком, больше, чем подругой.

Лиза Бричкина

Самая тихая, застенчивая девушка. Ей 19 лет, дочь лесника. Лиза рано стала хозяйкой, ухаживала за лежачей мамой, помогала отцу. Она жила в ожидании жизни, ждала, что завтра начнётся настоящая жизнь…Толковая, умная, понятливая девушка. Хорошо разбирается в лесах, приметах, природе, птицах. Ей нравится старшина, он чем-то близок Лизе. Он очень доверяет ей, считает самой ответственной. Лиза погибает в болоте, по дороге к заставе за подкреплением. Это происходит тихо и спокойно, как и всё в жизни девушки.

Соня Гурвич

Ей около 20 лет. Она не отличается красотой, городская девушка еврейской национальности. Всего год Соня учится в университете в Москве, посещает театры, любит стихи. Она отличница во всём, очень старательная, исполнительная и незаметная среди других девушек. Худенькая, похожая на воробушка. Погибает во время слежки за немцами из-за собственной исполнительности. До конца не понимает, что значит война, не чувствует угрозы, опасности.

Галя Четвертак

Самая младшая из зенитчиц, выросла в детдоме. Она на четверть ниже среднего роста. Училась на библиотекаря, когда началась война. Девушка ждёт от войны романтики, красоты, подвигов. Она не готова ни морально, ни физически к опасности и смерти. Много врёт, выдавая свои мечты и желания за действительность, девчонки относятся к ней снисходительно. Девушка боится настоящей войны, не отличается смелостью и внутренним стержнем. В первом же бою глупо умирает, выбежав в панике к немцам.

Женя Комелькова

Её присылают на разъезд вместо убитой разносчицы. Её отец был офицером. Всю семью расстреляли на её глазах (её укрыла в доме напротив соседка), девушка осталась в живых. Она очень красива: рыжие волосы, зелёные глаза, высокий рост, стройная фигура. Горе не сломало её. Она улыбчива, весела, озорна. Смелая и ловкая девушка до войны ездила на мотоцикле, разбивала сердца парней, ничего не боялась. Она умеет танцевать, театрально читать стихи, рассказывать истории, петь. Она опытный боец, не ищет в войне романтику. Героически защищая Риту и Васкова, она погибает. Умирая, раненая Женя, не верит в происходящее… Её всего 19, смерть не приходит так рано… Немцы добивают её и смотрят на красивое мёртвое лицо.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных – Краткое содержание «А зори здесь тихие»
  • для самых любопытных – Анализ «А зори здесь тихие» Васильев

Предыдущая

Сочинение 4

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.

Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.

Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.

На протяжении истории, месть тесно связана с жизнью человека. Ее проявления видны в повседневной деятельности людей, а также в политике и в менталитете целых народов. Это связано с тем, что у человека возникает потребность ответить

Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс

Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича

Сочинение по творчеству Есенина (Родина, природа и любовь в творчестве)

Серебряный век русской поэзии пестрит громкими именами, оригинальными стихотворными формами, поэтическими стилями и направлениями. Среди множества талантливых писателей, которым удалось зарифмовать авторский почерк

Анализ рассказа Распутина Век живи век люби

Произведение посвящено описанию процесса взросления и становления личности. Главный герой – подросток, оказавшись без опеки родителей, встречается с людьми в обыденных привычных ситуациях и встраивается во взрослую жизнь

Давайте попытаемся объяснить смысл названия Горе от ума, ведь если следовать логике, то от ума горя никак не может быть. Какой же тогда смысл в название комедии заложил писатель? Чтобы получить ответ на этот вопрос, достаточно познакомиться с произведением, где столкнулись два полюса и две эпохи, люди века прошлого и представитель века нынешнего. И здесь сразу становится все на свои места, и мы начинаем понимать в чем смысл названия комедии .

Горе от ума может быть в том случае, когда нормальный человек попадает в общество деградировавших людей, что погрязли в своих предрассудках. Их невозможно переубедить, они живут старыми устоями, не стремятся к познаниям, как в комедии. Там чины и награды легко получают без особых проблем. Для этого ум и знания совсем не нужны, ведь достаточно бить в пол челом, и награда не заставит себя ждать. И вот , представитель нового времени как раз и попадает в такое общество. Он умный, воспитанный, начитанный, приехал из-за границы, чтобы помочь людям чему-то научиться, помочь изменить свою жизнь к лучшему. Но, его не поняли, ум и знания не оценили. Мало того, начитанность и образованность Чацкого сочли опасными. В фамусовском обществе Чацкого называют сумасшедшим, и говорят что он за границей сошел с ума.

Чем раскрывается смысл названия комедии?

В этом и раскрывается смысл названия комедии Горе от ума. Ведь Чацкий в действительности из-за непонимания окружающими, при этом лучшим для себя решением он выбрал отъезд из столицы, от погрязшего в своих предрассудках общества. Он уезжает туда, где его оценят, где к нему могут прислушаться, а его мысли окажутся полезными.

Раскрывая нашу тему о смысле названия Горе от ума, стоит отметить, что автор раскрыл такие проблемы как ум и глупость, ум и безумие, стремление к лучшему и грустные реалии жизни.

Характер

Однажды Аркадий появился на пороге дома законного сына Версилова, но только для того, чтобы получить пересланные деньги от отца. Брат его не принял, а лишь передал ему деньги через слугу. Аркадий вознегодовал. Его самолюбие в таких случаях очень легко уязвлялось, однако, добрый и восторженный по натуре, он быстро успокаивался и сразу переходил к любви и обожанию, когда к нему относились вежливо и по-хорошему.

С братом он потом наладит отношения. У него всегда были некоторые проблемы в общении с людьми, ему часто казалось, что над ним смеются и разыгрывают. А он, как и любой молодой человек, был самолюбив и горд и требовал к себе должного отношения.

Особенности композиции комедии Грибоедова Горе от ума

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» подарила русской литературе много крылатых выражений и стала цитируемой каждым культурным человеком.

Произведение имеет уникальную композицию. Автор стремился сделать повествование максимально жизненным и правдивым. Грибоедов отошел от канонического классицизма, введя в комедию не одну, а две сюжетные линии, а именно любовную и социальную. В пьесе «Горе от ума» частично соблюдается принцип «трех единств»: единства времени, места (в данном случае дом Фамусова), но остался в пренебрежении третий принцип единства действия. По канону классицизма конфликт, возникший из-за порока персонажа вначале пьесы, получает развязку в финале и исчерпывается, а виновник несет заслуженное наказание. А в пьесе Грибоедова сначала возникает любовный конфликт, после появляется и протест против общества. На старте эти линии развиваются, не пересекаясь друг с другом и в конечном итоге единство действия отсутствует.

Пьеса ритмична, имеет своеобразный темп, что придает музыкальность. Есть в ней кое-какие остановки, например, реплика Скалозуба о гвардейцах и солдатах. Такие реплики-паузы являются «проигрышами» между «припевами»-монологами главных героев («А судьи кто. », «В той комнате незначащая встреча…» Чацкого, «Вот то-то, все вы гордецы. », «Петрушка, вечно ты с обновкой…» Фамусова).

Что касается любовно ной проблемы, то она решается отказом Софьи Чацкому, а социальный конфликт остается незавершенным. Центральный герой уходит из Фамусовского дома.

Через всю комедию «Горе от ума» нитью проносится темы падения и глухоты. Фамусов гордится, рассказывая о своем дедушке, который специально падал с лошади, дабы рассмешить Екатерину II. Молчалин и Репетилов часто спотыкаются, София падает в обморок. Тема плохого слуха прослеживается в словах княгини Хрюминой, говорящей, что глухота – это большой порок. Фамусов закрывает уши, чтобы не слышать революционных и осуждающих монологов Чацкого.

Экспозицией комедии является I действие до прибытия Чацкого. До этого момента ведется подробное описание Софии, ее жизни, готовится фон для развития проблемы. Романтических отношений конфликт завязывается в явлениях 7-9 после прибытия главного героя. Кульминация – завершающее действие пьесы, в котором происходит развязка проблемы любви и к Чацкому приходит «отрезвление».

Легенды о создании уникального творения

Существует легенда, что автор начал писать свое произведение после того, как столкнулся с публикой в одном из салонов светского общества. А монологи Чацкого — это, в сущности, его собственные речи, когда он вступил в конфликт с окружающими.

Еще одна версия гласит, что источником является история Чаадаева, объявленного сумасшедшим. И еще множество домыслов имеет право на существование. Все дело в том, что в комедии сюжет построен именно так, что любая проекция на существующую жизнь найдет подтверждение в реальных фактах.

На сцене каждый может узнать, что происходит с ним или его знакомыми в повседневной жизни, и даже провести параллель с некоторыми персонажами. В этом — сила комедии «Горе от ума».

Смысл рассказа о жизни Фамусова — показать типичного представителя дворянства своего времени. Он подчиняется общественному мнению, а не выражает собственную точки зрения.

Чацкий, наоборот, постоянно пытается бороться с окружающими нравами. Многие другие персонажи также зачастую напоминают окружающих людей. Вот эта постоянная возможность перехода из сценических обстоятельств в реальные — неотъемлемое свойство комедии Александра Сергеевича Грибоедова.

Развязка

Как лихо закрутил сюжет Ф. М. Достоевский! «Подросток», краткое содержание которого подходит к самой развязке, идет к своему завершению.

Тут вбегает Аркадий и видит, что отец вертит револьвером и хочет застрелить Ахмакову, от ужаса упавшую в обморок, а потом и себя. Но Аркадий смог все это предупредить, вовремя появившись на пороге с Татьяной Павловной, однако отец успевает прострелить себе плечо. Ламберт жив, он встает и убегает.

Как великолепный детектив заканчивает свой роман Ф. М. Достоевский. «Подросток», краткое содержание которого держит читателя в напряжении до самого конца, рассказывает, что после всех этих жутких сцен письмо было возвращено Ахмаковой, ее свадьба с Бьорингом расстроилась из-за того, что он узнал о ее некоторых тайных встречах с Аркадием. Старший Версилов вернулся в свою семью, а эта история с простреленным плечом превратилась в нелепые слухи, которые практически сошли на нет. Вся семья зажила спокойно и счастливо. Ахмакова стала жить в Париже и иногда переписывалась с Аркашей.

В романе «Подросток», краткое содержание по главам хорошо отслеживает характер и поведение главного героя, который за это время успел повзрослеть и поступить в университет. Все произошедшие события он посчитал для себя очень хорошим опытом и действенным уроком в перевоспитании своей личности.

Каширин Николай Дмитриевич

Николай был старшим сыном — он родился в феврале 1888 года. Ему часто приходилось подменять отца, поэтому из мальчика он быстро превратился в настоящего мужчину. Так, в 14 лет старший Каширин уже работал учителем в местной школе, преподавая детям основы грамоты. В 18 лет пошел в российскую армию и вскоре попал в Оренбургские казачьи войска.

В 1912 году был изгнан из армии за то, что распространял среди солдат революционные идеи. Однако вскоре вспыхнула Первая мировая война, и его снова вернули в строй. Стоит отметить, что за время боевых действий он получил шесть орденов за проявленную храбрость и доблесть. В конечном счете его заслуги привели к тому, что высшее руководство повысило его до звания подъесаула.

Начало Октябрьской революции Николай Дмитриевич встретил с явным энтузиазмом. Он одним из первых вступил в ряды Красной Армии и создал в ней собственные казачьи отряды. Важным моментом является то, что большинство оренбургских казаков не признавали большевистской власти. Поэтому братья Каширины вынуждены были воевать против своих же товарищей, что само по себе было тяжелым моральным выбором.

Что касается Николая Дмитриевича, то он внес существенный вклад в победу над атаманом Александром Дутовым. Более того, после поражения вражеской армии он еще долго время преследовал неприятеля, покуда тот не скрылся на границе Тургайских степей. Подобная самоотверженность привела к тому, что в послевоенные годы его карьера стремительно пошла вверх, сменяя один воинский чин другим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: