«мещанин во дворянстве», мольер: краткое содержание. главные герои

Краткое содержание «мещанин во дворянстве»

История создания

Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей – послов султана Османской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приёмом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турок.

Более того, делегация надменно заявила, что королевский приём на удивление скуден и жалок. Впоследствии выяснилось, что это были самозванцы, но удар по королевскому самолюбию был нанесён очень сильный. В качестве своеобразной мести Людовик потребовал от Мольера написать комедию, в которой бы самым жестоким образом высмеивались турецкие обычаи.

Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал своё детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием чванства, снобизма, глупости. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мещанин во дворянстве»

для самых компанейских —

Главные герои «Мещанин во дворянстве»

Сочинения

Главными действующими лицами произведения являются зажиточные люди и их слуги

Присваивая характеристику герою книги «Мещанин во дворянстве» важно учитывать детали, которые помогут лучше понять причины поступков каждого из персонажей

Господин Журден

Наивный и простодушный господин Журден мечтает стать дворянином и членом высшего общества. Глупец, у которого много денег, хочет купить для себя аристократическое происхождение. Изысканные манеры неучу должны привить учителя, которым он готов платить любые деньги. Журден тратит баснословные средства на нелепые костюмы, которые должны придать ему лоска и изящества.

Характеристика г-жи Журден

Супруга главного героя — умная и практичная женщина трезво смотрит на жизнь. Она толково использует то, что имеет. Говорит мужу, что он: «… помешался на всех этих причудах…», когда начал «…водиться с важными господами…». Дочь хочет выдать замуж не за: «…дворянина нищего да нескладного…», а за честного статного и богатого благородного Клеонта.

Характеристика Клеонта

Молодой человек, не имеет дворянских корней. Рассказывая о себе говорит, что отслужил 6 лет в армии и нажил состояние которое позволяет ему «…занять не последнее место в свете…». Он беззаветно любит Люсиль и готов ради нее на все.

Характеристика Николь

Служанка четы Журден высмеивает глупые наряды своего господина, помогает Люсиль выйти замуж за любимого. Сама Николь влюблена в слугу Клеонта — Ковьеля.

Характеристика Ковьеля

Главной характеристикой этого героя комедии «Мещанин во дворянстве» можно назвать находчивость. Слуга может найти выход из любой ситуации и выручить своего хозяина. Сообразительный Ковьель придумал, как перехитрить отца Люсиль. Сделал так, что Журден сам соединил руки своей дочери и, переодетого турецким вельможей, Клеонта.

Характеристика учителей Журдена

В произведении «Мещанин во дворянстве» показаны жадные и льстивые по своим характеристикам учителя. Главная задача этих героев — получить с ученика побольше денег. Они говорят, что Журден плохо разбирается в их науках, но: «…зато хорошо платит…».

Характеристика Доранта

Граф дружит с недотепой Журденом, преследуя свои меркантильные цели. Он льстит Журдену, называя его нелепый костюм «верхом изящества». Просит у богатого мещанина в долг большие суммы и не возвращает, называет Журдена своим самым дорогим и лучшим другом. Говорит, что «боится обидеть», если попросит деньги у других. Подарки богатого мещанина, предназначенные маркизе, он преподносит ей, выдавая их за свои собственные.

Характеристика маркизы Доримены

Вдовствующая маркиза — представительница именитого дворянского рода

Ей льстит внимание Доранта и Журдена. Она пользуется подарками и ходит на роскошные обеды, устраиваемые Журденом

Мольер в «Мещанине во дворянстве» демонстрирует, что знатная дворянка по своей характеристике такая же тщеславная и лживая, как и Дорант.

Приведенная с цитатами характеристика главных героев «Мещанин во дворянстве» показывает, что нельзя стремиться всеми силами стать тем, кем не являешься, иначе можно превратиться в объект насмешек и все время попадать в неловкие ситуации.

«Мещанин во дворянстве» характеристика героев

А какую оценку поставите вы?

Действие второе

Явление первое

Господин Журден говорит, что балет, сочинённый специально для него, как нельзя кстати, потому что к нему сегодня придёт знатный гость. Учитель музыки советует господину Журдену давать концерты по средам и четвергам, как это делается во всех знатных домах. Услышав, что дворяне дают концерты, Журден сразу же соглашается с предложением учителя музыки. Журден танцует менуэт и просит научить его кланяться маркизе. Учитель танцев объясняет господину Журдену, каким должен быть почтительный поклон.

Явление второе

Лакей докладывает, что пришёл учитель фехтования. Господин Журден просит учителя танцев и учителя музыки остаться, чтобы понаблюдать урок.

Явление третье

Учитель фехтования начинает урок. Он объясняет господину Журдену, что главное в искусстве фехтования — наносить удары и таковых не получать. Из этого учитель фехтования делает вывод о превосходстве его искусства над другими, называя танцы и музыку бесполезными науками. Учитель музыки и учитель танцев возмущены таким отношением.

Учитель фехтования называет учителя музыки “музыкантишкой”, учителя танцев — “плясунишкой”, а сам в ответ получает прозвище “драчунишка”. Учитель танцев почти бросился в драку с учителем фехтования. Господин Журден пытается разнять ссорящихся.

Явление четвёртое

Входит учитель философии. Господин Журден просит его примирить ссорящихся господ учителей. Философ говорит, что “лучший ответ на издевательства — это сдержанность и терпение”. Каждый рассказывает философу, что его искусство — важнейшее, но учитель философии заявляет, что все трое — нахалы, потому что их искусства не могут даже сравниться с важнейшей наукой — философией. Начинается драка всех четырёх учителей.

Явление шестое

Учитель философии возвращается и готов приступить к уроку. Господин Журден говорит, что ему досадно, что всё так получилось. Философу господин Журден объясняет, что хочет учиться всему, потому что он умеет только читать и писать. Философ предлагает начать обучение с освоения логики и объясняет её основные понятия.

Господину Журдену не понравилась логика («Уж больно слова-то заковыристые. Нет, логика мне не подходит. Лучше что-нибудь позавлекательнее.») От этики господин Журден тоже отказывается, говоря, что он для этого слишком вспыльчив. Физика тоже не привлекает Журдена. В конце концов Журден просит учителя философии заняться с ним правописанием, на что тот с удовольствием соглашается. Журден вслед за учителем учится произносить звуки (гласные и согласные).

Прервав урок, господин Журден просит учителя философии помочь написать записку одной знатной даме, в которую господин Журден влюблён. Журден не может объяснить, прозой или стихами он хочет написать записку, так как не знает определений ни того, ни другого. В записке Журден хочет написать следующее: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви «.

Учитель философии предлагает варианты объяснений в любви, но все они не нравятся упрямому Журдену, который не желает менять текст записки. В конце концов учитель философии хвалит вкус Журдена и говорит, что именно так и нужно писать послание женщине. Журден остаётся вполне доволен собой.

Явление восьмое

Портной приносит костюм. Журден жалуется, что присланные портным чулки слишком узкие, туфли жмут. Портной убеждает Журдена, что так и надо. Тот соглашается. Господин Журден просит войти музыкантов, чтобы под их игру облачиться в новый костюм.

Явление девятое

Танцующие под музыку подмастерья одевают господина Журдена. Подмастерье просит господина Журдена подарить сколько-нибудь денег, чтобы они выпили за его здоровье. При этом подмастерье назвал Журдена “Ваша милость”. Услышав это, Журден тут же дал денег и решил, что из-за нового костюма его так лестно назвали. Подмастерье называет в благодарность Журдена “Ваше сиятельство”, а потом и “Ваша светлость”. За каждое из этих обращений Журден даёт подмастерьям деньги, чуть не отдав всё, что у него было при себе.

Краткий анализ

Год написания – 1670 год.

История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.

Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.

Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.

Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.

Направление – Классицизм.

Жанр и направление

Мастерство Мольера проявляется в его комедии «Мещанин во дворянстве» в соответствии с классическими канонами классицизма. Это литературное направление требовало соблюдения трехединства в действии, месте и времени, и Мольер в полной мере справился с этой задачей. Вся сюжетная линия разворачивается в течение одного дня, в доме господина Журдена, и не отвлекается на второстепенные события.

Чтобы подчеркнуть сатирическую нелепость и жалкость жажды богатства и социального престижа, Мольер создал новаторский жанр — комедию-балет.

Этот жанр позволил ему изобразить на сцене не только словесные ситуации, но и через танцевальные номера передать эмоции, отражающие суть пьесы

Балетные сцены еще больше акцентируют внимание на проблематике произведения, создавая яркую и гармоничную композицию

Уникальность «Мещанина во дворянстве» заключается в том, что Мольеру удалось избежать жанрового конфликта, объединив комедию и балет в органичное целое. Это позволило пьесе стать необычной и привлекательной для зрителей. Ее яркость и оригинальность сделали ее одной из самых популярных пьес во всем мире на протяжении многих лет.

Смысл названия

Это пьеса, в которой высмеивается мещанин, торговец, который непременно хочет проникнуть в круги французской знати, быть принятым там, как равный. Само название несет в себе комический смысл, его одного было достаточно, чтобы публика веселилась еще до того, как пьеса началась.

История создания пьесы

О, стоит поговорить о ней отдельно! Дело в том, что пьесу Мольер переделал по личному заказу короля. В тот год во Францию прибыло турецкое посольство и Людовик, привыкший быть королем роскоши в Европе, решил поразить гостей с Востока пышностью Версальской придворной жизни. А что же турки? Глядя на церемонии французов, они сказали буквально следующее: «На попоне коней нашего султана больше алмазов, чем на камзолах придворных вашего короля». То есть, намекнули европейцам на то, что им за восточной роскошью никогда не угнаться, они просто голодранцы по сравнению с турецким султаном. Людовик был в ярости, тут же призвал к себе Мольера и велел высмеять турецкие придворные церемонии.

Мольер по-своему решил эту проблему и представил на суд публики свою новую пьесу – «Мещанин во дворянстве». Она уже была готова к тому времени, когда его вызвал сердитый король, просто Мольер вставил несколько балетных сцен. В них-то и действовали мифические турки с их глупыми церемониями.

Сюжет пьесы

Главный герой – Журден: торговец, парижанин, мещанин. Богатство, доставшееся ему от отца, успешного торговца одеждой, вскружило ему голову. Он хочет быть не просто состоятельным и уважаемым человеком – ему нужен дворянский титул, дворянский образ жизни и даже… любовница-дворянка. Но в те времена дворянство за деньги и заслуги не продавалось – нужно было родиться в знатной семье. Журден категорически с этим не мирится и полон амбиций, усердия и рвения, прорываясь в высшие круги.

17 век – это время, когда французские буржуа, давно богатеющие, теснящие дворян по уровню достатка, начинают задумываться о том, чтобы не просто упиваться роскошью и прибыльным бизнесом, но влиять на общество. Почему уважения достойны только дворяне? А чем мы, люди, заработавшие деньги своим умом, хваткой, трудолюбием, хуже? Этот вопрос встанет перед Францией во всей своей роковой неизбежности в конце 18 века, когда буржуа сделают революцию и польются реки крови. А пока они просто-напросто смешны в своем снобизме – желании общаться с теми, кто выше тебя.

Итак, Журден учится фехтовать, танцевать и музицировать – это так благородно! Но его речь и манеры выдают простолюдина. А ведь торговцу уже 40 лет – почтенный возраст по тем временам, как наши 60. К чему это обезьянничанье? Жена пытается вправить ему мозги – она достойная, умная и скромная женщина, держится людей своего круга и мужу это советует. Но Журдена не вразумить… Он готов бросить свою жену, чтобы жениться на дворянке. И дочку он выдаст только за знатного, хотя та любит мещанина.

Он смешон, но единственный не видит этого. Остальные над ним потешаются. Более того, его слабость используют, чтобы обмануть и обобрать. Учителя музыки и танцев охотно тянут деньги из глупца, который никогда ничему не научится – они это знают. Граф Дорант тоже обирает его, чтобы якобы устроить брак со знатной Дорименой. А та не отказывается от дорогих подарков, хитрит и смеется над незадачливым поклонником.

И тогда дочка Журдена и ее возлюбленный тоже решаются на хитрость: они выдают Клеонта за сына турецкого султана, который подарит Журдену титул турецкого мамамуши. Тут-то и развернется балет, выдавая смешные «турецкие сцены» на радость королю.

Характеристика Бэлы. 9 класс

«Герой нашего времени» – это одно из самых известных прозаичных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. Автор стал новатором в области психологических романов. Каждый лермонтовский герой имеет свои отличительные черты, свой уникальный характер. Именно это позволяет читателю понять всех персонажей произведения и добраться до смысловой сути романа.

Одна из главных действующих лиц «Героя нашего времени» – девушка Бэла. Именно ей посвящена первая глава произведения. Образ этой юной особы позволяет понять и других героев, например, самого Печорина. Григорий Александрович увидел в молодой девушке новую жертву, его пленила не только ее красота, но и не доступность, строгость ее воспитания.

Бэла была дочерью обеспеченного татарского князя. В этой семье ортодоксально чтили традиции и обычаи кавказских народов. Лермонтов описываю ее как свободолюбивую и «дикую» красавицу, выросшую в горном крае. Девушка не только прекрасна собой, но еще наделена хореографическими и вокальными способностями. Для Бэлы, не видевшей ничего, кроме гор Кавказа и собственного народа, Печорин стал удивительным открытием. Однажды, при встрече, она даже исполнила Григорию хвалебную песню на родном языке. Конечно, для Печорина – это была маленькая победа.

Описывая внешность Бэлы, автор делает акцент на ее глазах, которые словно «заглядывали» в душу к другим героям романа. Ее взгляд «говорил» о том, что эта девушка горда и независима. Именно любовь девушки к свободному образу жизни не позволяла ей полностью раскрыться перед Печориным. Она не желала покориться ему, несмотря на симпатию. Рядом с Григорием она оставалась рабой и это «убивало» ее. Наравне с эти, юная княжна была очень доверчива. Поверив в искренность Печорина, она решает не возвращаться в отчий дом, а всю жизнь провести с любимым. И это говорит еще об одной черте Бэлы – о верности своему возлюбленному, даже тогда, когда всем стало ясно, что Печорин бросит ее.

Последние слова девушки доказывают, что она была верна ее и своей вере. На смертном одре у нее была возможность стать христианкой, но она предпочла умереть с той религией, которую ей «вручили» отец и мать. Лермонтов вводит в произведение Бэлу еще и для того, чтобы показать читателю контраст между кавказским и русским менталитетом того времени.

Бэла не смогла полностью изменить Григория, но все же оставила свой след в его жизни. Несмотря на то, что Печорин не любил девушку, он ее уважал за ее веру, искренность и чистоту помыслов.

Ублажение маркизы

Входят Дорант и Доримена. Граф приводит в дом Журдена овдовевшую маркизу вовсе не для ублажения доверчивого мещанина. Он давно ухлестывает за ней, и ему на руку безумные траты ополоумевшего Журдена, которые он приписывает себе.

Маркиза с удовольствием садится за роскошный стол и кушает изысканные блюда под комплименты Журдена, этого странноватого мужчины. Появившаяся хозяйка дома нарушает благолепную обстановку своим гневом. Супруг уверяет ее, что это граф дает обед. Однако госпожа Журден своему мужу не верит. Обиженная обвинениями, пущенными хозяйкой дома в свой адрес, Доримена, а вместе с ней и Дорант, решают покинуть дом.

Вариант 2

«Мещанин во дворянстве» — великолепный образец европейской классической комедии 17 в. Автор написал это произведение в угоду королю Людовику XIV, пожелавшему лицезреть смешной турецкий балет. Никогда ранее жанр комедии не сочетался с балетным искусством, но чего не сделаешь ради его величества? К слову сказать, в России эта пьеса была поставлена впервые только во второй половине 18 в.

Во времена Мольера комедию относили к так называемым «низким» жанрам, целью которой было банальное увеселение публики. Такие произведения не претендовали на глубокий философский смысл. Драматургические каноны классического жанра предполагали принцип единства времени, места и действия.

Актуальность пьесы была продиктована реальными событиями, происходившими в социальной сфере французского государства того времени. Это был расцвет класса европейской буржуазии. Зачастую буржуа могли зарабатывать огромные капиталы, которые иногда превосходили доходы дворянской знати. Но «богатый» не равно «знатный». Поэтому появляется практика покупки титулов, слепое подражание благородным особам. Это делалось для того, чтобы поднять статус рода и быть на равных с представителями дворянства по крови.

На этой идее и выстроен сюжет пьесы. Мещанин Журден не жалеет средств на обучение светской этике, танцам, фехтованию, философии и филологии, то есть всем тем дисциплинам, которые изучали дети дворян с ранних лет. Автор комически изображает его рвение в обучении. Ни одну дисциплину он не изучает старательно и вдумчиво. Учителя подыгрывают ему, зная, что их ждет хороший гонорар. Герой старается во всем подражать дворянам: ведет роскошный образ жизни, заказывает дорогую одежду, пытается подобно благородному господину расположить к себе даму сердца.

Эти стремления отражаются и на его семейной жизни. Журден отказывает жениху дочери под предлогом того, что тот не является дворянином.

В итоге главный герой становится «жертвой» коварного плана. Отвергнутый жених Клеонт вместе со своим слугой Ковьелем придумывают обмануть мещанина и хитростью добиться женитьбы на его дочери. Юноша перевоплощается в сына турецкого султана, прибывшего в город по дипломатическим делам вместе с многочисленной свитой, и просит руки прекрасной Люсиль. Отец не может отказать кандидату благородных кровей и соглашается на брак, тем более, что прибывшие чужеземные гости даруют ему титул мамамуши.

Журден безмерно счастлив такой невероятной удаче: он получает чужестранный титул и выдает дочь замуж за сына султана.

Герои пьесы – типичные представители своего времени. Жанру комедии свойственны определенные типажи персонажей, например, глупый богач, хитрый слуга или поверенный в делах, разумная хозяйка, прекрасная, но меркантильная особа и необычный гость. Все это есть в пьесе у Мольера.

К композиционным особенностям комедии можно отнести переплетение нескольких сюжетных линий. Но к финалу пьесы они соединяются. По закону жанра все тайное становится явным, а герои счастливы.

Анализ произведения

Сюжет

Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.

Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся

Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары

Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.

Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.

Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.

Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.

Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.

Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан — переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.

Характеристика главных героев

Журден — главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Дорант

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза

Маркиза Доримена — вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные

Люсиль и Клеонт — люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.

Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.

Занятия Журдена из комедии «Мещанин во дворянстве» (Мольер)

Краткое содержание его занятий следующее. Автор описывает, как Жюльен предлагает присутствующим оценить его экстравагантный халат. Восхищениям учителей, конечно же, нет предела, ведь от того, какую оценку дать вкусу хозяина, зависит количество полученных им от него денег. Все приглашают Журдена заняться танцами и музицированием — тем, чем занимаются знатные господа. Танцор принимается обучать менуэту мещанина, а музыкант настаивает на необходимости еженедельных домашних концертов.

Однако изящные телодвижения главного героя прерывает учитель фехтования. Он говорит, что именно его предмет является наукой наук. Учителя, увлекшись спором, дошли до рукоприкладства. Преподаватель философии, подошедший чуть позже, попытался по просьбе Журдена помирить дерущихся. Однако едва он посоветовал всем заняться философией — важнейшей из наук, как сам оказался втянутым в драку.

Философ, изрядно потрепанный, все-таки приступил к своему уроку. Однако мещанин отказался заниматься логикой и этикой. Тогда преподаватель начал говорить о произношении, и это вызвало детскую радость Журдена. Его восторг от открытия того факта, что он говорит прозой, оказался поистине велик. Не удалась попытка улучшить текст записки, адресованный даме сердца. Буржуа решил оставить свой вариант, посчитав его самым лучшим.

Главные персонажи

При анализе «Мещанина во дворянстве» стоит учитывать характеристику главных персонажей. Все они имеют свой склад характера, достоинства и недостатки:

  1. Главный герой комедии господин Журден — мужчина, который страстно мечтает приобрести дворянский титул. Он по-своему наивен, непосредственен, щедр, но в то же время глуп и безрассуден. В желании влиться в число аристократов, он совершает совершенно необдуманные поступки. Он уверен, что деньги правят миром, поэтому в желании стать идеалом прибегает к услугам дорогих портных и известных учителей. Его используют в своих целях как собственные родственники, так и абсолютно посторонние люди. Его грубость и невоспитанность создают серьезный контраст с претензиями на благородство и изящество.
  2. Жена Журдена согласно описанию является полной противоположностью мужа. Она хорошо воспитана, образована и умна. Женщина, трезво смотрящая на ситуацию и оценивающая собственные возможности. Выдавая дочь замуж, она в первую очередь ищет мужчину, который был ей равен по уму и положению в обществе.
  3. Дорант имеет в роду аристократов, но дружит с главным персонажем исключительно в меркантильных целях. Он тщеславен, хитер, поэтому часто пользуется его простодушным характером и на регулярной основе берет у него деньги в долг. Кроме этого, он не стесняется выдавать подарки Журдена, которые он презентует маркизе, за собственные.
  4. Вдовствующая маркиза Доримена является представительницей известного дворянского рода. Именно из-за нее Журден совершает свои глупые и безрассудные поступки. Женщина славится лживым и лицемерным характером. Принимает его знаки внимания только благодаря подаркам.
  5. Влюбленная пара — дочь Журдена Люсиль и Клеонт. Считаются людьми нового поколения с хорошим воспитанием, они отличаются умом и находчивостью. Девушка отвечает молодому человеку взаимностью, она не гонится за высоким статусом, открыто говорит о чувствах и желаниях.

Идея создания этого произведения заключается в том, чтобы показать публике, насколько глупо гнаться за титулами. Автор открыто критикует в своей комедии аристократический лад, указывает на унижения, которым подвергаются простые люди от главенствующей знати.

Главные герои

В произведении имеется несколько героев, которые способствуют развитию событий. Для того чтобы высмеять абсурдную ситуацию, автор использовал следующие образы:

  1. Журден — мелкий буржуа, глупый мужчина. Он, как ребенок, верит каждому слову. Тратит огромное состояние на учителей, которые смеются над ним. Герой постоянно оказывается в нелепых ситуациях из-за своей наивности и примитивности.
  2. Жена Журдена — полная противоположность своего мужа. Умная и проницательная женщина, заботившаяся о счастье своей дочери.
  3. Дорант — друг Журдена. Он хитрый и коварный, благодаря чему пользуется деньгами своего товарища. Его дружба основывается только на корысти.
  4. Мюсиль — дочь главного героя. Умная и рассудительная девушка, полюбила парня, не подходящего под критерии, которые установили ее родители.
  5. Клеот — возлюбленный дочери Журдена, между ними любовный роман. Умный, красивый, воспитанный молодой человек.
  6. Николь — служанка госпожи Журден. Она тайно влюблена в слугу хозяина.
  7. Ковьель — слуга. Мужчина благодаря своей смекалке и сообразительности смог добиться от Журдена благословения на брак Мюсиль и его хозяина.

Сочинение 2

Господин Журден

Ключевой персонаж произведения относится к людям низкого происхождения, не имеющего сильного веса в обществе. Но господин Журден мечтает попасть в высший свет и стать его полноправным представителем.

Глупый и сумасбродный, он из кожи вон лезет, чтобы обрести как можно большее сходство с дворянином. Платит большие деньги жуликоватым учителям, стараясь достичь с их помощью дворянского величия и аристократических манер. Обучается танцам, фехтованию и прочим вещам, характерным для людей высшего общества. Также тратит большое количество денег на портных, наивно полагая, что при помощи одежды добьется необходимого изящества. Желает выдать замуж дочь только за дворянина.

Жена Журдена

Женщина является абсолютной противоположностью мужа. Она, так же как и он происходит из мещан и напротив, гордится этим. Ей интересны и наиболее приятны именно представители этого сословия, в отличие от напыщенных дворян.

Госпожа Журдена скептически относится к попыткам супруга показать себя с лучше стороны. Это умная женщина очень рассудительна и практична. Она считает верным выдать дочь замуж за равного во всем ей человека.

Дорант

Представитель аристократии, меркантильный человек. Пользуется наивностью Журдена и готов высмеять его глупость, не рассказывая о готовящемся розыгрыше. Выдает подарки Журдена для Маркизы за свои, не испытывая при этом никакого угрызения совести.

Маркиза

Вдова, являющаяся представительницей дворян. Женщина лицемерна и использует Журдена, толкая на безрассудства.

Мюсиль

Молодая девушка, дочь Журденов. Мюсиль имеет хорошее воспитание, отличается умом и находчивостью. Искренне влюблена в Клеонта, способна вить из него веревки и играть на его чувствах. Отказывается вступить в брак с незнакомцем, не узнав в нем своего переодетого возлюбленного.

Клеонт

Молодой человек не имеет отношения к аристократическому высшему обществу, что вызывает протест господина Журдена выдавать дочь за него замуж. Порядочный и честный герой искренне и без памяти влюблен в Мюсиль. Находчивый Клеонт обманным путем (представившись турком, знатным и богатым) добивается свадьбы с возлюбленной.

Учителя Журдена

Каждый из них старается расхвалить свое искусство и получить от своего непутевого ученика как можно больше денег. Смеются над господином, но выполняют его капризы.

Николь

Девушка, прислуживающая в доме Журденов, помогает Клеонту и испытывает чувства к его слуге.

Ковьель

Слуга Клеонта, идеей которого и было разыграть господина Журдена, выдав своего хозяина за турка, сына султана. Воплощает идею при помощи своих друзей – актеров.

Тема

Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать заправским аристократом.

Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.

Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.

Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.

Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: