Подробная характеристика героев
В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.
Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.
Главные герои:
- Мальчик-повествователь. Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
- Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
- Лидия Михайловна, учительница французского языка. Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
- Василий Андреевич, директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.
Второстепенные персонажи:
- Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
- Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
- Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
- Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
- Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.
В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.
Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.
Образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина «Уроки французского»
Лидия Михайловна – главная героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Образ данной героини стоит в центре идейного замысла всего произведения. Это учитель французского языка в школе, где обучается рассказчик. Помимо этого, героиня – классная руководительница класса, в котором обучается школьник, который является рассказчиком. В повествовании указываются такие портретные характеристики героини: «косящие внимательные глаза», «живое лицо», «тугая, редко раскрывающаяся до конца улыбка», черные, короткие волосы. Как отмечает рассказчик, Лидия Михайловна была аккуратной и красивой. Учительнице было около 25 лет. Героиня была сдержанным человеком, не позволяющим себе кричать на детей. Хотя рассказчик произносил все слова на французском неправильно, она лишь «морщилась и закрывала глаза», однако продолжала обучать мальчика тому, как нужно правильно произносить звуки. Лидия Михайловна отлично справлялась с обязанностями классного руководителя. Перед каждым занятием героиня осматривала своих учеников и делала «шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Когда рассказчик перешел в школу, Лидия Михайловна поглядывала, как отмечает мальчик, с любопытством на его обувку, которая отличалась от обуви других детей своей бедностью.
Это говорит о том, что преподавательница неравнодушно относилась к каждому ученику своего класса, стремилась понять их настроение, помочь с какими-либо проблемами. Педагог никогда не кричала, она делала замечания в шутливой форме. Когда Лидия Михайловна увидела, что рассказчика побили, то она пошутила над ним перед классом, чтобы обучающиеся сказали ей правду. Учительница, узнав о том, что рассказчика побил Вадик, говорила с ним сдержанно и неравнодушно, сказав ему, что играть на деньги не стоит. Лидия Михайловна, получив информацию о том, что рассказчик играет с другими детьми на деньги, не стала его ругать, не стала рассказывать эту информацию директору. Героиня искренне хотела помочь ученику, потому что видела, в каком трудном жизненном положении он находится. Лидия Михайловна смогла сделать так, что рассказчик, который был уверен в том, что обучение французскому было «впустую», смог понять предмет и ко всему прочему полюбить его. Школьник отмечал, что Лидия Михайловна преподает «загадочный французский язык, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому». Когда учительница поняла, что рассказчику требуется помощь, она сказала ему, что она будет с ним заниматься отдельно. Они стали заниматься в ее доме. Героиня рассказывала о себе, спрашивала у мальчика о его делах, ставила музыку на пластинках. Лидия Михайловна хотела помочь ребенку, который находился в состоянии постоянного голода. Она приглашала его на ужин, а после придумала другой способ накормить рассказчика – играть с ним в «замеряшки», чтобы он выигрывал материальные средства на еду. Данный образ олицетворяет добрых, неравнодушных и заботливых учителей, которые пытаются помочь детям, нуждающимся в помощи.
- Образ повествователя в рассказе Распутина «Уроки французского»
- Образ Василия Андреевича в рассказе Распутина «Уроки французского»
- Образ Федьки в рассказе Распутина «Уроки французского»
- Образ Вадика в рассказе Распутина «Уроки французского»
Нравственные уроки Лидии Михайловны. Авторская позиция в произведении Распутина «Уроки…
Ответ:
Голодные послевоенные годы, смерть отца на фронте, мать, работающая на износ, чтобы прокормить троих сирот, — таковы реалии жизни одиннадцатилетнего мальчишки. Будучи старшим, он стремится заменить отца, работает по хозяйству, учится, нянчит младших.
Но судьба, словно решив проверить на прочность паренька, забрасывает его в райцентр. Здесь, вдалеке от матери, снимая угол у знакомых, он будет получать среднее образование. Этот автобиографический момент и лег в основу произведения «Уроки французского». Почему же именно это фрагмент долгие годы не растворялся в памяти, какими переживаниями или выводами хотел поделиться с читателем В. Распутин?
На годы учебы в райцентре пришлось становление характера подростка. Тоска по матери и одиночество отступили на второй план перед новыми проблемами. Голод. Он сводил мальчишку с ума, заставляя обманывать желудок на ночь горячей водой. Но он ни слова не сказал вороватым соседям, не стал жаловаться в школе, а задумал сам найти способ заработать на еду. Самостоятельность. Вот то качество, которое укрепляет характер. Поиск и принятие решений создает в человеке незыблемую почву к будущей самодостаточности.
Валентин нашел не самый легкий и безопасный способ заработать. Он стал играть с мальчишками в азартные игры. Чика правилами, да и компанией отличалась от деревенских игр в пристенок. Здесь верховодили наглость и сила. Дворовый авторитет был незыблем. Но в битву с ним ступила природная честность и справедливость героя. Нужно быть очень смелым, чтобы обвинить старшого в нечестной игре, ведь за его спиной с кулаками вставали прихвостни. Валентин был бит за удачливость, за честность, за дерзость. И не раз бит. Он возвращался к игре, чтобы доказать свою смелость и нежелание склоняться перед силой.
Кто знает, чем бы закончилась такая закалка характера? Смог бы сельский паренек отстоять свою честь? А, может быть, стал старшим в игре или попал в руки милиции, пожаловавшись в школе на обидчиков? Сценариев много, но жизнь подала пареньку руку. Этой доброй рукой помощи стала Лидия Михайловна, учительница французского языка. Совсем молодая, она еще помнила, как это тяжело пробиваться в жизни. Как зазорно просить помощи, особенно мальчишке у старших, как наказуемо жаловаться.
Учитель долго ломала стену подросткового сопротивления. Слала ему анонимные посылки, уговаривала ужинать у нее после дополнительных занятий. Не опускала рук, когда он снова вернулся к азартным играм на пустыре. Не жаловалась, а теплом и добротой, как капля камень, точила сиротскую броню души мальчика. Она отважилась рискнуть самым важным в ее жизни — профессиональной честью, но нашла тропинку к сердцу мальчика. Азартные игры снова стали для ее ученика способом заработать на еду. Только теперь он играл с француженкой, познавая иные законы игры. Жульничать, оказывается, можно, чтобы дать фору другому, тому, кому нужнее эта победа. И деньги на кон ставить можно, чтобы помочь нуждающемуся.
«Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»»
В. Г. Распутин — интересный писатель, большой мастер, умный и чуткий к тревогам и бедам окружающих. Освещая чувства своих героев, потаенные уголки человеческой души, автор раскрывает себя. У писателя — цельный характер, безграничная вера в человека и добро на земле, в жизни и творчестве он руководствуется мудрыми словами: кому многое дано, с того больший спрос. У Распутина было трудное детство: шла войн а, затем наступили голодные послевоенные годы. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», — вспоминает писатель. В своей деревне он был первым грамотным человеком, писал под диктовку письма на фронт и читал редкие весточки оттуда. Рассказ «Уроки французского» дорог Распутину воспоминаниями о детстве, отом, что именно в этом возрасте человек понимает, что такое добро, не проходящее бесследно и остающееся в душе как наивысшая ценность. О том, с какими трудностями будущий писатель столкнулся в районном центре, куда его привезла мать продолжать учебу в пятом классе, идет речь в рассказе. Это были тяжелые послевоенные годы — в пятый класс герой пошел в 1948 году. Он был самым старшим из троих детей в семье, жили плохо, без отца. «Голод в тот год еще не отпустил», и поэтому дети весной, когда нечего было есть, глотали «глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи», чтобы хоть что-то было в животе, — «тогда не придется все время думать о еде». Ребята летом пытались вырастить картошку из своих семян, но у них это плохо получилось — урожая они совсем не почувствовали. Как самого грамотного в деревне, мальчика уважали и даже иногда подкармливали: однажды в благодарность за помощь в выигрыше облигаций ему подарили в ведро картошки — под весну это было немалое богатство».
Несмотря на такое бедственное положение, мать отправила сына учиться в райцентр.
В школе мальчик постоянно недоедал, хотя еду ему «присылали довольно часто, примерно раз в неделю», этого, конечно, растущему организму не хватало, да и еда куда-то стала исчезать, о чем мальчик не сказал матери, чтобы ее не расстраивать. В деревне, в.отличие от райцентра, легче было найти что-то съестное — в лесу или в реке, здесь же этого не было, а рыба ловилась плохо. Когда же у матери появились деньги, на них мальчик стал покупать молоко — от малокровия. Но, конечно, и этого не хватало, и так получилось, что герой стал играть на деньги и научился выигрывать. Мальчику было стыдно («с таким позором и домой нельзя»), он боялся разоблачения, но голод пересиливал. Нои эту небольшую сумму — всего лишь рубль — он тратил не на конфеты и книги, не копил, а покупал все ту же баночку молока: «Досыта все равно я не наедался. Но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод».
Мать не могла постоянно помогать сыну: в те трудные дни колхоз не рассчитался с хлебосдачей, дядя Ваня с продуктами от матери больше не приезжал, и мальчик питался тем, что удалось припрятать — в укромном месте глотал печеный картофель, но есть хотелось даже во сне. И поэтому, несмотря на конфликт со сверстниками, он решил опять начать играть: «…кусок хлеба, и то хорошо…»
Случайно узнавшая ситуацию учительница французского Лидия Михайловна сделала попытку подкормить ученика, но гордость и стеснение не позволяли мальчику согласиться на это. Тогда Лидия Михайловна, понимая, что мальчику нужно учиться, а для этого просто-напросто не голодать, прислала ему посылку, но он сразу понял, что это не от матери: у них в деревне никогда не бывало макарон и гематогена, да у матери и денег нет на такое богатство.
Поскольку мальчик от посылки отказался, учительница стала играть с ним на деньги и специально проигрывать. Опять у героя стала появляться возможность покупать молоко и, закрывая глаза от удовольствия, он выпивал его: «Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время ».
Но однажды на шум вошел директор и увидел игру учительницы и ученика на деньги и посчитал это преступлением, растлением и совращением. Конечно, он не захотел разобраться в причинах поведения учительницы. А мальчик на всю жизнь запомнил трубочки макарон и три красных яблока, которые он видел «только на картинках, но догадался, что это они ». Я думаю, нам нужно чаще вспоминать о нелегкой жизни ребят в военное и послевоенное время, чтобы больше ценить то, что имеем.
Характер педагога
Описание Лидии Михайловны ярко выделяет два качества – внимательность и доброта. Учительница еще очень молода. Автор говорит, что ей около 25 лет. Нет опыта работы и общения с детьми в сравнении с директором. Рассказчик предполагает, что Лидия «успела побывать замужем». В этой фразе есть некая доля юмора. В женщине чувствовалась смелость и уверенность. Уже в методике преподавания чувствуется внимательный человек. Лидия Михайловна входила в класс, здоровалась с детьми и осматривала каждого ученика. Она делала замечания, они были произнесены в шутливой форме, но были обязательны. Ученики тоже относились к педагогу внимательно. Дети точно знали, куда смотрят косые глаза. Мальчик чувствовал взгляд внимательных глаз. Все его «…беды и несуразности…взбухают и наливаются …дурной силой…». Портрет испуганного ребенка встает перед глазами. От педагога ничего нельзя было спрятать.
Другое качество характера – упорство. Уже закончив обучение, Лидия Михайловна продолжает заниматься французским: слушает записи на пластинках. Женщина упорно помогает мальчику. Она отправляет посылку с макаронами, затем, уже с Кубани, с яблоками. В учителе нет обиды. Она не связывает увольнение с ребенком, ради которого пошла на уловки.
Рассказ поднимает различные проблемы. Не все они связаны со школой. Большинство тем связано с нравственностью, добротой и порядочностью человека. Написать сочинение «Лидия Михайловна» будет проще, воспользовавшись предложенным материалом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Уроки французского»
для самых компанейских —
Главные герои «Уроки французского»
для самых занятых —
Читательский дневник «Уроки французского»
для самых любопытных —
Анализ «Уроки французского» Распутин
Тест по произведению
-
/11
Вопрос 1 из 11
Самые популярные материалы августа для 6 класса:
Краткое содержание «Чудак из «6-Б»»
Краткое содержание «Алые паруса»
Доброта и жестокость (Уроки французского)
Краткое содержание «Неизвестный цветок»
Краткое содержание «Принц и нищий»
Доброта (Чудесный доктор)
Главная мысль (Чудесный доктор)
«Человек-невидимка» очень краткое содержание
Краткое содержание «Золотой жук»
Краткое содержание «Корова»
Образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» , Валентин Григорьевич Распутин
Будущий
прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.
в живописном Приангарье
Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.
После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.
На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.
правдивом рассказе «Уроки французского»
Лидия Михайловна – учительница французского языка и классный руководитель главного героя повести. «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно».
Она родилась на Кубани, но позже оказалась в городе, где и стала учительницей: «Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда».
Имя.
Имя Лидия имеет следующее значение: «Лида очень общительна, причем стремится общаться со всеми на равных, не очень-то обращая внимание на чины и регалии», «Она редко стремится показать свое превосходство и потому обычно среди окружающих слывет человеком простым и незакомплексованным».
Портрет.
Лидия Михайловна – молодая девушка 25 лет. У нее правильное лицо, немного косые глаза, черные коротко стриженые волосы. Учительница редко улыбается. Главный герой отзывается о своей учительнице так: «Она сидела передо мной аккуратная вся , умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какоё-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное».
4 стр., 1558 слов
Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского
… лично с Лидией Михайловной Молоковой, учительницей из Мордовии, которую сделал героиней произведения. Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского Несколько интересных сочинений В принципе, с … ее отличие от других учителей — это отсутствие жестокости в облике, которая так присуща учителям, даже самым добрым. Лидия Михайловна немного косит, поэтому прищуривает …
Она активная и увлеченная: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет
Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому»
Она прекрасно понимает, что не знает многого и свободно говорит об этом. Эта девушка очень весёлая, «ребенок в душе», и в детстве, по ее словам, была такой же отчаянной и активной.
Сочинение на тему: Учитель в моей жизни
Учитель в моей жизни
Для меня » учитель» является очень объемным широким понятием. Это не обязательно должен быть преподаватель какого-либо предмета в школе или в университете, это может быть просто человек, у которого есть чему учиться, способный дать знания и передать свой жизненный или профессиональный опыт.
Для меня самыми главными учителями в жизни являют мои родители. Они дали мне жизнь, благодаря им я хожу, читаю, считаю и пишу. Всему этому они научили меня еще до школы. Первым большим шагом в серьезную жизнь является начальная
школа, где мы встречаемся со своим первым учителем. Это прекрасная женщина, Валентина Владимировна, о которой мы всегда помним с большой благодарностью. Мы никогда не забудем, что именно она дала нам первые и очень важные навыки и знания. Она всех нас помнит по именам, хоть прошло уже достаточно много времени с нашего 1 сентября. Она до сих пор радуется за нас, узнавая, что кто-то победил на школьной или городской олимпиаде по разным предметам. Она была дл нас второй мамой все годы начальной школы. Мы не так часто с ней видимся, она уже на пенсии, но в душе мы все благодарны ей за все хорошее и доброе что она воспитала
в нас. На празднования дня учителя мы всегда заходим к ней с цветами и сувенирами. У нее на всех стенах в доме висят фотографии ее учеников разных выпусков и лет.
Профессия учитель довольно сложная, не каждому она по плечу. Обидно за этих людей, которые так много времени уделяют нам, порой забывая о своих детях и семьях. Сейчас уже не так много молодых людей стремится освоить эту профессию. Вот никак не могу понять, почему их заработная плата такая мизерная? Может из-за этого сейчас молодежь выбирает другие профессии, юристов, адвокатов, а условия работы учителей их просто пугают?
Работа учителя очень ответственна. В его задачу входит дать нам знания так, чтобы мы могли в будущем их использовать в своей жизни и в работе. Следовательно, они должны быть правдивыми, полезными и глубокими. Мечта каждого учителя, мне так кажется — видеть своего ученика успешным, достигшим существенных высот в профессии. А если он еще и превзойдет своего учителя, то это настоящий подарок для него. Это означает, что он сделал все правильно и научил своего ученика всему, что знал сам.
Первый учитель, наверное, самый главный в жизни. Нам с нашей Валентиной Владимировной просто очень повезло. К ней до сих пор приходят молодые преподаватели за советом, они точно знают, что она его даст, и никогда не будет смеяться над неопытностью своих молодых коллег.
История написания, жанр, направление произведения «Уроки французского»
Рассказ В. Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году и опубликован в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь». Распутин посвятил его матери своего близкого друга, А. Вампилова, — А.П. Копыловой. Анастасия Прокопьевна работала учителем в сельской школе. Писатель уважал ее за доброту и мудрость. Однако героиней рассказа является другая учительница.
В. Распутин признавался, что этот рассказ автобиографичен, в основу сюжета легли детские впечатления писателя. После окончания четырехлетней школы в своей родной деревне Распутину пришлось переехать в районный центр, чтобы продолжать учебу в старшей школе. Для будущего писателя это был тяжелый период: жизнь у чужих людей, невозможность нормально питаться и одеваться, неприятие одноклассниками. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает реальные события. Писатель считал, что детство – это главный период в формировании характера и таланта человека. Именно в детстве, по мнению писателя, человек становится музыкантом, художником или писателем. Именно из детства человек черпает вдохновение всю свою жизнь.
В жизни Распутина тоже была Лидия Михайловна, которая помогала ему, старалась скрасить его жизнь, играла с ним в «пристенок» и посылала ему посылки. После того, как был опубликован рассказ, Лидия Михайловна нашла своего бывшего ученика. Распутин с особым теплом вспоминал разговор с Лидией Михайловной. Она забыла многое, что помнил с детства писатель. Но он хранил эти моменты в памяти всю свою жизнь.
Свое повествование В. Распутин облачил в жанр рассказа. Он идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий.
В произведении отразились исторические особенности времени: разруха, голод, обнищание деревни и более сытая жизнь городских жителей. Они представлены глазами мальчика.
Рассказ Распутина реалистический. Автора относят к «писателям-деревенщикам». В 1960-1980-е годы была распространена деревенская проза. Для произведений этого направления характерны:
- Раскрытие особенности деревенской жизни;
- Изображение самобытности деревни;
- Поэтизация деревни;
- Отражение традиционных моральных ценностей, свойственных народу;
- Отражение проблем разрухи, упадка, обнищания деревни.
Как педагог
Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.
Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.
Как педагог
Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.
Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».
Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.
Анализ произведения «Уроки французского» В. Распутина
Советская литература является неоправданно недооцененной. Например, произведения девятнадцатого века знакомы читателям в большей степени, хотя в период существования СССР было создано большое количество литературы.
Валентин Распутин – это выдающийся писатель советского времени. В его произведениях отражен быт, повседневная жизнь людей, их чувства и переживания, личные драмы. Особенное место в творчестве Распутина занимает рассказ «Уроки французского».
Рассказ во многом является автобиографичным. Валентин Распутин родился и вырос в деревне в семье крестьян, поэтому он понимал и чувствовал простых людей, русский народ. Будучи подростком, писатель переехал в город, где учился и взрослел, набивал свои шишки и исправлял жизненные ошибки. Более того прототипом Лидии Михайловны является учительница Распутина, которая также, как и героиня рассказа, помогала и поддерживала ученика.
Жанр произведения – рассказ, так как читателю повествуется о небольшом периоде времени, раскрываются малое количество героев и действующих лиц
Валентин Распутин большое внимание уделяет описанию деталей и бытовых мелочей. Он создает картину реальной действительности, и читатель может в подробностях представить все происходящее в рассказе
Произведение не случайно носит название «Уроки французского». Это можно объяснить значением, которые оказали занятия на судьбу главного героя, Лидии Михайловны и их крепкой дружбы
Учительница не только учила мальчика французскому, она преподавала ему нечто более важное – уроки правды, добра, сострадания, честности
По своей композиции рассказ поделен на 6 частей, которые являются логически взаимосвязанными. Распутин показывает своим читателям, как люди справляются с испытаниями судьбы, как терпят голод и нищету, и какое влияние оказывают трудные жизненные условия на характер человека и его душу.
Действия рассказа разворачиваются в 1948 году в послевоенное непростое время. Главный герой приезжает из деревни в город учиться и получать образование. Он голодал, страдал малокровием и очень сильно скучал по родным, отчиму дому. Несмотря на тяжелые условия, он отлично учился, проблемы возникали только с французским языком. Учительница Лидия Михайловна расстраивалась, когда слышала неверное произношение мальчика и грубые ошибки. Главный герой играл в популярную в то время игру «чику», с помощью чего «добывал» молоко
Однажды он был избит мальчишками, на что обратила внимание учительница. Лидия Михайловна стала помогать мальчику, присылать ему продукты, помогать с домашними заданиями
Между ними сложились теплые, близкие отношения. Однако директор школы неправильно и извращенно воспринял сложившуюся ситуацию и уволил молодую учительницу.
Валентин Распутин поднимает вечные вопросы и проблемы человеческой жизни. Так, писатель показывает, какими одинокими являются люди и как они справляются с жизненными ситуациями, попадают в тупик и не могут найти выход. Распутин обличает людское равнодушие, которым пропитано общество, человеческую злобу, зависть
Важное место в произведение занимает описание быта. Писатель описывает, в какой нищете и бедности жили люди, зарабатывая рабским трудом себе на пропитание
Главная мысль рассказа «Уроки французского» заключает в отображении в борьбе за выживание, в существовании людей. Распутин обличает внутреннее расслоение и распад личности человека, которые думает только о своих физиологических, первичных потребностях. Писатель описывает целую эпоху, люди которой не жили, а выживали, прикладывая к этому титанические усилия.
Основной идея заключается в том, что только сообща люди могут добиться больших успех и вершин. Работая и трудясь на благо общества, помогая ближнему и окружающим, человек по-настоящему живет. Так, Лидия Михайловна учила детей не только французскому языку, она учила их честности, доброте, справедливости.
Распутин показывает, как люди часто делают поспешные выводы, не разобравшись в деталях ситуации, на примере директора школы. Однако в то же время писатель повествует, что даже жизненные обстоятельства не смогли разрушить крепкой дружбы между Лидией Михайловной и мальчиком.
Рассказ «Уроки французского» учит читателей самому главному в жизни – доброте и состраданию. Интересно? Сохрани у себя на стенке!