Мы напишем — Анализ произведения Князь Серебряный Толстого романа. Подсказки школьнику
История создания
Произведение А. Толстого было написано в 1861 году, но это творение выпустили «в свет» уже в 1863 г. Оно вызвало в обществе живой резонанс, хоть и рассказывалось в нём об эпохе Ивана Грозного. Толстой написал своё создание опираясь на сочинение Н.М. Карамзина «История государства Российского» (сочинение, в котором описывалась российская история вплоть до правления Ивана IV). Конечно, Алексей предал нам материал со своей, художественной точки зрения. Данное произведение давно полюбили, а также любят и сейчас.
Жанр
Произведение «Князь Серебряный» принадлежит к такому литературному жанру, роман (это исторический роман о временах опричнины).
Тема
В сюжете данного исторического романа лежат несколько тем:
1.Любовь.
2.Быт и нравы Российского государства при правлении Ивана IV.
3.Судьба России.
Сюжет
Исторический роман начинается с приезда Никиты Романовича Серебряного на родную землю с войны с Ливонией. Вернувшись домой, он замечает жестокость, несправедливость опричников, во главе которых стоял Иван IV. Несмотря на это, мы также узнаём о Елене Дмитриевне-возлюбленной князя, а также она являлась женой боярина Морозова. В момент, когда Серебряный приезжает в дом Морозова, он видит Афанасия Ивановича Вяземского –любимого опричника Ивана Грозного. Вяземский пытался выискать возможность, чтобы взять Елену, поэтому она, скрываясь от преследований Вяземского, выходит замуж за боярина.
Однажды ночью Афанасий ворвался в покои Дружины Морозова устроил пожар и похитил Елену. Серебряный пытался помешать опричникам, даже ранил Вяземского, но ничего не вышло и князь попал в плен. По пути в вотчину Вяземский падает в обморок от ран, нанесённых Никитой Романовичем, в это время Елена сбегает и случайным образом попадает к колдуну, у которого Афанасий Иванович просил помощи, чтобы взять супругу Морозова.
После этого на мельнице появляется слуга Ивана IV, который интересовался как спасти Никиту Романовича. Недолго думая, мельник направляет его в лес к разбойникам. Слуга князя встречает разбойников, пострадавших от опричников, которых спас Серебряный, вот поэтому они пошли на компромисс спасать князя. Притворившись сказочниками они проникают в Александрову слободу и освобождаю своего князя. После это князь вновь возвращается к Грозному и отдаёт ему свою милость. В это время Иван IV разрешает конфликт между Вяземским и Морозовым поединком, в котором Вяземский не смог участвовать из-за ран, поэтому за него вступается Матвей хомяк, против него-Митька. В итоге, Вяземский отправился в тюрьму, следовательно суд оправдал Морозова. Спустя несколько дней Иван Грозный казнит и Афанасия, и боярина, а также колдуна, Коршуна и Басманова. Иван IV милует Серебряного и отправляет на защиту границы. Перед отъездом князь Серебряный видится с Еленой. Спустя большое количество времени Иван Грозный узнаёт, что Никита Романович погиб в битве.
Главные герои произведения
1.Никита Романович Серебряный- князь, прибывший на родину, после войны.Также он являлся бойцом и военачальником.
2.Дружина Андреевич Морозов-боярин, муж Елены Дмитриевны.
3.Елена Дмитриевна Морозова-жена Морозова, а также любимая женщина Серебряного
Композиция
Произведение Толстого написано в классической композиции. В романе нельзя не заметить авторские отступления, в которых Алексей повествует о внутреннем состоянии души героев.
Вариант 2
Произведение в соответствии с авторским замыслом является описанием событий второй половины XVI века, изображающих характерные черты того исторического периода с воспроизведением нравов, традиций, вероучений российского общества.
Основным персонажем романа является образ князя Никиты Романовича Серебряного, являющийся плодом авторской фантазии, собирательным типом характеров и биографий многих исторических личностей, при этом имеющего существовавшую в те времена княжескую фамилию, изображенного писателем в качестве благородного, честного, прямодушного боярина, славного воина. Двадцатипятилетний князь описывается писателем в виде красивого юноши, отличающегося умными и откровенными темно-серыми глазами, а также взъерошенными, непослушными волосами, обладающим порядочностью, простосердечием и отличительным чувством патриотического долга.
Сюжетная линия произведения состоит из двух частей в виде взаимоотношений главного героя князя Серебряного и его любимой женщины Елены, а также связи князя с государем Иваном Грозным, являющего центральной основой романа и представляющий образ жестокой, деспотичной власти в произведении.
Жанрообразующую функцию в романе осуществляет лейтмотив божьего промысла, божественного провидения, сочетающийся с мотивами смерти и страшного суда. Прежде всего божье предопределение человеческой судьбы проявляется в отношении героев романа к правящему государю Ивану Грозному, отождествляющих царскую волю с волей бога. Описание сцен, изображающих смерть отдельных героев романа, подчеркивают авторскую позицию о божественном провидении в человеческой судьбе, несущей по воле бога свой определенный крест.
Одной из тем исторического романа является изображение опричнины как особого явления русской действительности той эпохи, для раскрытия которой писатель использует описание образов народа, а также разбойников. Описывая опричников, являющихся методом исполнения страшных и жестоких помыслов царя-самодержца, писатель изображает их в образах сатанинского племени, напоминающих бесовских чертей, символизирующих жестокость и зло.
В этой связи писателем исследуются вопросы о происхождении тирании, влекущей политические и нравственные последствия, демонстрируя гнетущее состояние страны в период правления Ивана Грозного, характеризующееся всеобщим безгласием и неуверенностью, подавленностью народа перед царской властью.
Для более полного акцентирования отрицательных черт правления Ивана Грозного писатель использует образ Малюты Скуратова, изображая его в виде одичавшего животного, зверя, именем которого родители пугают детей, характеризующегося исключительно негативными качествами, не смягчающиеся даже его беспредельной отеческой любовью к сыну.
Роман утверждает авторскую позицию о невозможности сохранения человеком чувства собственного достоинства при государственной власти в форме тирании.
Все сочинения