8 главных героев романа «борис годунов» пушкина с характеристиками

Характеристика главных героев трагедии «борис годунов»

Краткое содержание

Сюжет начинается в 1598 г. После гибели Федора Иоанновича на трон решили поставить Бориса Годунова. Но он не торопится на царство и закрывается в монастыре, возле которого собираются люди. Из всех лишь боярин Шуйский разгадал игру Годунова, а также заметил, что он не сможет отказаться от трона, ради которого, как считал вельможа, он когда-то убил царевича Димитрия. В результате Борис, как бы поддавшись просьбам простого люда, становится на престол.

Через 4 года в Чудовом монастыре читателю описывается разговор инока Отрепьева и летописца Пимена. Первый мучается от кошмаров, жалуется на проходящую молодость и пытается отправиться в большой мир. Пимен уговаривает его остаться в монастыре. Начинается беседа об убитом царевиче Димитрии, летописец был тому свидетелем. Он говорит, что его смерть являлась не несчастным случаем, а была запланирована Борисом. Описанная история вдохновила Отрепьева на аферу, он убегает из монастыря, выдает себя за живого Димитрия и хочет сесть на трон.

Отрепьев хитростью отводит погоню и двигается в Литву. Через время на приеме в усадьбе Шуйского хозяин узнал о появлении при дворе короля Польши, как бы выжившего царевича Димитрия. Он тут же доложил об этом государю.

Отрепьев, находящийся в Кракове во владениях воеводы Мнишека, переманивает на свою сторону бояр. Он полюбил дочку своего заступника Марину, и даже признался ей в своих планах. Девушка в ярости оскорбляет юношу, пробуждая в нем появление чувства собственного достоинства, этим укрепив его уверенность в предстоящем походе. В 1604 г. дружина самозванца ступила на территорию России.

В столице собирается Дума, армия Лжедмитрия захватила Чернигов, а слух о живом царевиче настраивает людей против Бориса. Через время положение исправляется, солдаты Отрепьева потерпели поражение, но заговор придворных против царя уже не остановить. Лжедмитрий собрал новое войско, а истощенный Годунов, благословив сына Федора на царство, умирает.

После гибели царя бояре поднимают народ против Федора. Армия Лжедмитрия подходит к Москве. Вельможи врываются в дом Годуновых и убивают царя и его сестру Марию. Люди, узнав о случившейся несправедливости, безмолвствуют.

Действие второе

Делает произведение еще более интересным то, что основана на реальных событиях опера «Борис Годунов». Краткое содержание оперы изображает богато изукрашенный царский терем в Московском Кремле. Здесь плачет царевна Ксения, стоя у портрета недавно погибшего жениха. Недалеко от нее расположился царевич Федор, который читает книгу «большого чертежа». Мамка Ксении занята рукоделием. Присутствующие стараются развеселить царевну. Поэтому мамка начинает петь веселые побасенки, царевич присоединяется к ней, дурачась.

Внезапно входит Борис. Он подходит к дочери и начинает ласково ее успокаивать. Затем обращается к Федору, расспрашивает об успехах в учебе и хвалит за проделанную работу. Однако эти разговоры не могут отвлечь царя от мучающих его страшных дум. Вот уже шестой год он сидит на троне, но нет счастья ни ему, ни Руси. Страна стонет от голода.

Борис считает, что и голод в стране, и смерть жениха Ксении – месть за страшное, совершенное им злодеяние – умерщвление царевича Дмитрия.

Появляется боярин Ближний. Он кланяется Борису и сообщает о том, что ждет беседы с правителем князь Василий Шуйский. Годунов велит впустить в нему Шуйского. Князь рассказывает о том, что в Литве появился самозванец, который возомнил себя царевичем Дмитрием.

Царь требует, чтобы Шуйский рассказал все, что он знает о смерти младенца. Князь рассказывает о свершенном злодеянии во всех подробностях, стараясь не упустить детали. Борис, и без того мучимый совестью, не выдерживает этого. Царь тяжело опускается в свое кресло. В тенях, беспрестанно колеблющихся, ему чудится призрак убитого Дмитрия.

Образ народа в трагедии «Борис Годунов»

А.С. Пушкин считает, что самым ценным качеством летописца является отношение к своему труду как гражданскому долгу, за который он ответственен. Поэт видит высокое достоинство в том, что Пимен пишет летопись. Также он подчеркивает важнейшие качества летописи: правдивость, отсутствие выраженных пристрастий автора, широту охвата событий.

Правдивостью и верностью исторической эпохе в трагедии «Борис Годунов» отличаются и второстепенные персонажи. В.Г. Белинский отмечает, что уже в первой сцене произведения поэтически и исторически верно обрисовывается характер Шуйского, главы боярской группы, потомка московских царей. Шуйский и сам не против занять престол, освободившийся после смерти царя Федора, но он понимает, что добиться этой цели без помощи народа невозможно, потому предлагает «народ искусно волновать» Воротынскому.

После того, как избран Борис, Шуйский становится «лукавым царедворцем». Он выражает свою преданность Годунову, но разделяет мятежные стремления. Шуйский – типичный придворный, смелый, лукавый, уклончивый.

В «Борисе Годунове» Пушкин выводит и образы других бояр: робкого и простоватого Воротынского, выразителя боярских взглядов Афанасия Пушкина, Гаврилы Пушкина, перешедшего на сторону Самозванца, Масальского и т.д.

Эти образы были необходимы Пушкину для того, чтобы показать взаимоотношения правящей элиты и народа, царя и бояр. Пушкин переносит действие произведения в Польшу и изображает феодальную польскую аристократию: Вишневецкого, Мнишек и других.

Особое внимание поэт уделяет образу Марины Мнишек. Холодная красавицы, «мраморная нимфа», Мнишек высокомерна, честолюбива и хитра

Ею руководит не чувство любви, а стремление стать царицей и руководить, когда она соглашается стать женой Самозванца.

А.С. Пушкин показывает, что истинной причиной гибели Бориса Годунова являются силы, восставшие против него. И первое и основное место здесь принадлежит народу. Поэтому главным героем трагедии «Борис Годунов» является именно народ, которому в композиции произведения отведено центральное место.

Народ – подлинная основа государства, творец истории. Без его поддержки бессильны и бояре, и цари. Народ избрал Годунова на престо. И он же обеспечил победу Самозванцу. Когда народ отвернулся от Бориса, он погиб. Поэт показывает, что мощь народна поистине безгранична.

В народе живет неистребимое стремление к борьбе с тиранией, стремление к свободе. Это мятежная стихия, которая всегда склонна к восстанию против угнетателей.

Сила народа заключается в его нравственной чистоте, отвращении к преступлениям. И убийство младенца народ Борису простить не может. Не может он простить Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. В трагедии Пушкина народ выступает в роли грозного судьи.

Замечание 2

Поэт на материале истории 17 века дает ответы на самые важные вопросы своей современности. Близилось восстание декабристов. Их слабость заключалась в том, что действовали они в отрыве от народных масс.

А.С. Пушкин показывает силу народа, и одновременно его исторически обусловленную слабость в начале 17 века. Народ может свергнуть тиранов, но воспользоваться своей победой, обеспечить себе свободу и благо он не способен. А причина этого – политическая несознательность и темнота народной массы. Пользуясь этой темнотой, бояре и цари присваивают себе плоды народной победы. И это поэт отчетливо показывает в первых сценах трагедии в заключительной сцене.

Проблема отождествления[ | ]

Когда (16 октября 1604) самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I), перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия — не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами

в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 года) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» — а не «Отрепьеву». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве — ложь, а царевич Дмитрий — настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле (с 01 июня 1605), короновался (30 июля 1605) и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.

После убийства Лжедмитрия I (17 мая 1606) правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I — Григория) Отрепьева» сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Костомаров сообщает и ещё одну интересную подробность из жизни Димитрия (Лжедмитрия I). Когда Лжедмитрий I наступал на Москву, то возил вместе с собой и всенародно в разных городах показывал лицо, называвшее себя Григорием Отрепьевым, тем самым разрушая официальную версию о том, что он тождественен Григорию.

Оба эти мнения воплощены в написанных в XIX веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина обессмертил А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А. К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу

С. Ф. Платонов писал так: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношение Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

Основная идея

Трагедия «Борис Годунов» представляет собой взгляд Пушкина на природу власти и роль правителя. Произведение наполнено мотивами тираноборчества и народовластия, отрицанием идеи о том, что цель оправдывает средства. Такова главная мысль пьесы «Борис Годунов»: невозможно справедливо править народом, принося кровавые жертвы во имя этой власти. Тиран может породить лишь смуту, но не процветание.

История без жалости карает тех, кто равнодушно внимает преступлению. Народ России был осужден вслед за своим правителем, потому что не восстал против несправедливости и убийства ребенка. Он позволил Годунову взойти на трон, поэтому разделил его участь и прошел через тяжелейшие испытания. Писатель говорит о том, что простые люди неотделимы от судьбы своей страны, ведь именно они должны определять ее. Ответственность за будущее лежит на всех нас. Это и есть смысл пьесы «Борис Годунов».

Эта трагедия представляет из себя и интереснейшую историческую зарисовку России рубежа шестнадцатого и семнадцатого веков. Пушкин попытался как можно точнее показать жизнь и мировоззрение людей того времени, и это неплохо ему удалось.

Темы

Тематика пьесы «Борис Годунов» представлена в нижеследующем списке:

  1. Быт и нравы – Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным.
  2. Нравственный выбор – два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего.
  3. Народ – именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили.
  4. Судьба – судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.

Основная тематика

В пьесе описано то, как правил Годунов, и то, как на трон стал Отрепьев. Писатель отлично изобразил все исторические события, в которых основная роль отведена народу. Пушкин поднимает следующие темы в своем произведении:

  1. Русский быт. Писатель попытался максимально точно описать, какой был народ в то время. Недовольство к неблагочестивым действиям, вера в божественную правду, русский фатализм, но при этом добродушие и милосердие к невинным.
  2. Судьба. Она ведет главных персонажей в течение всей пьесы. Борис пробует бороться с роком, но в результате за преступление судьба его жестко наказывает. Лжедмитрий же, наоборот, в определенный момент смирился с последствиями, стал оружием в руках провидения, покаравшего семью Годуновых.
  3. Народ. Он играет основную роль в борьбе за трон. Обычный люд изображен сострадательным и добродушным, но, к сожалению, недальновидным и с легкостью поддающийся манипуляциям. Свергнув Бориса, люди дали дорогу для новой тирании, начинающейся с расправы ни в чем не виноватой семьи Годуновых. Это открыло народу глаза и повергло в ужас от понимания, что произошло.
  4. Нравственный выбор. Главные герои выбирают между своими амбициями и моралью. Борис еще до начала рассказа выбрал детоубийство, думая, что, придя на трон, у него получится искупить этот грех. А Лжедмитрий выбирал между войной со своей родиной, ради царствования и обычной, но бессмысленной для него монашеской жизнью. Интересно, что оба героя, откинув мораль ради власти, сделали неверный выбор.

Сочинение на тему Отрепьев

Одним из главных персонажей становится двадцатилетний юноша Григорий Отрепьев, он же – Лжедмитрий. Ещё будучи подростком, юнец скитается по монастырям. Дорога приводит Григория в Чудов монастырь, где его наставником становится летописец – монах Пимен.

Александр Сергеевич описал героя, голубоглазым рыжеволосым боярином, низкого роста, с широкой грудью и с бородавками на лбу и щеке. Внешностью его наделили приятной, как о нём единожды сказала одна дама, «Он был не красавец, и не урод». При своём небольшом росте он был непропорционален: руки разной длины и широкие грудь и плечи, а так же имел «бычью» короткую шею. Был очень неловок, хотя был очень силён «он мог согнуть подкову».

Спустя некоторое время Гришка узнаёт от своего наставника, что царевич Дмитрий был сверстником нашего героя:

«Двенадцать лет – он был бы твой ровесник…» (Пимен — Григорию)

После чего Отрепьев задумывает хитрость: уйти из монастыря и выдать себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Ему захотелось жить в роскоши, пировать царским ужином, вести в бой войска.

Автор изображает персонажа как ловкого в перевоплощении человека. Он является нам то монахом, то влюблённым мужчиной или же ловким дипломатом. Он отличался удачливостью и ловкостью

Наш герой не из числа мнительных персонажей. Он — решительный, самоуверенный и, возможно, отчаянный юноша. Он решается рискнуть всем: свободой, своей жизнью и сбегает в Литву, где изначально устраивается работать слугой. Следом признаётся «духовному отцу», мол он — погибший царевич Дмитрий.

Герой убедил всех в Польско-Литовском государстве, что он действительно является русским царевичем.

Некогда был монахом, а стал уверенным в себе юношей, что заставил поверить всех (и себя, в том числе) что он — Дмитрий.

Трагедия заканчивается тем, что нынешний царь Борис заболевает и умирает, его сын Фёдор (что всходит следом за отцом на трон) вместе со своей матерью — убиты соратниками Гришки. После чего Лжедмитрий становится новым царём.

Некогда бедный инок достиг всего, о чём и мечтать не мог. Вместо скучной монашеской жизни он стал царём, проповедничеству он предпочёл вести войска в бой. Он кардинально изменил свою жизнь. Но за всё надо платить. Как гласит история, царём он пробыл не долго. Спустя чуть больше года он был убит в следствии заговора.

Характеристика второстепенных персонажей

Пимен

Являясь летописцем, служившем в том же монастыре что и Григорий, рассказал ему о трагедии царевича Дмитрия. И именно тогда у Григория в голове созрел этот план по захвату власти.

Марина Мнишек

Дочь польского воеводы. Честолюбивая до безумия, была жадной до власти женщиной. Хотела сама всем владеть и управлять. Для осуществления своих целей готова на все. Но самое примечательное, она не желала разбираться в бедах людских ей просто была необходима власть.

Шуйский

Князь Шуйский, хитрый и расчетливый человек. Очень умен и отлично разбирается в психологии человека. Является участником всех заговоров при царском дворе. Благодаря своему острому уму, делает репутацию отличного политика.

Юродивый Николка Железный Колпак

Во все времена юродивыми людьми считались те кого поцеловал сам бог. Они всегда были чародеями и ясновидящими, в глазах обычных людей. Именно Железный Колпак рассказал о тайне Годунова, об убийстве царевича. Что послужило народным волнениям и скорейшей гибели царя.

Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов

Являлся приближенным к царю человеком. Все государственные дела шли напрямую через Щелканова. Прозорливый и умный человек, дипломатически подкован и красноречив. Благодаря этим положительным чертам смог добиться всего в царской России.

Федор Годунов

Сын Бориса Годунова. После смерти отца принял царствование, но из-за государственного переворота, царствовал недолго и вместе с матерью погиб, от рук восставших простив власти.

Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»

Личная жизнь

Шурин царя был женат на Марии Скуратовой. У супругов долгое время не было детей, и только с помощью врача из Англии удалось решить проблему. Вскоре у Годунова родилось 2 детей: сын Федор и дочь Ксения. Царь стремился оставить престол в надежных руках, поэтому не скупился на образование сына. Европейские учителя сделали свое дело: Федор Годунов стал первым русским картографом.

По свидетельствам очевидцев, в семье царили достаточно теплые отношения. Сам Годунов говорил, что может отдохнуть от всех забот только рядом с женой и детьми. Близкие отношения связывали его и с сестрой Ириной: без этого ему вряд ли удалось бы венчаться на царство.


Борис Годунов и Мария Скуратова.

Правление царя Бориса

С восшествием на престол происходит «пересечение Рюревечей», исторический портрет Бориса Годунова пополнился еще одним штрихом, который его современники ставят ему в вину. С его коронованием прервалась линия потомков, ведущих отсчет от Рюриковичей. По мнению дьяка Ивана Тимофеева, только из-за этого последовала Божья кара и в Россию пришло время Смуты.

Будучи регентом и находясь на престоле, Борис Годунов очень много сделал для Русского государства. При нем был сооружен в Москве первый водопровод, началось строительство крепостей в Диком поле на юге России. Впоследствии это стали такие города: Самара, Царицыно, Саратов, Воронеж, Ливны, Белгород. В Сибири был основан город Томск. В Москве были построены новые крепостные сооружения, что позволило отразить нашествие Хана-Гирея.

Во время правления Годунова произошло закрепощение крестьян, в 1597 году был издан указ об «урочных летах», согласно которому крепостных, бежавших ранее 5 лет, предписывалось ловить и передавать помещикам.

Особенно много для России было сделано во внешней политике. Заключение русско-шведского мирного договора позволило вернуть России Корелу, Копорье и Ям, утраченные в Ливонскую войну. В Россию ехали иностранцы, укреплялся ее авторитет.

Обобщенные характеры-типы

Пушкин нарисовал в «Борисе Годунове» не только яркую, незабываемую картину избранной им эпохи. Благодаря своему проникновению в дух русской истории, поэт, изображая мастерски политические события и нравы Смутного времени, давая емкие, впечатляющие, психологически глубокие портреты Бориса Годунова, Самозванца, Шуйского, Басманова, Марины Мнишек, смог в то же время гениально обрисовать ряд обобщенных характеров-типов и исторических ситуаций, воссоздающих общий склад, самую национально-историческую атмосферу жизни московской допетровской Руси и — еще шире — русской старины вообще. Не случайно уже первых слушателей и читателей трагедии особенно поразил образ Пимена, в котором Пушкин стремился нарисовать тип древнерусского монаха-летописца. Пимен, Юродивый, странствующие монахи отцы Варлаам и Мисаил, патриарх, молодой Курбский, Ксения Годунова, плачущая над портретом своего жениха,— не только образы-характеры одной конкретной эпохи, но и глубокие исторические характеры-типы, в которых воплощены общие черты быта и психологии людей древней Руси. Такой же обобщающий, типический смысл Пушкин сумел придать изображению основных исторических сил, действовавших и боровшихся на арене истории Руси не только в эпоху правления Годунова, но на протяжении многих других веков и десятилетий, — верховной власти, духовной и светской, бояр, служилого дворянства, народа. Мало того. Так же как «русские сцены» «Бориса Годунова» гениально воссоздают общий колорит русской истории, сложившейся в течение многих эпох ее развития, впитали в себя дух и приметы не одной, но многих ее эпох, так «польские» сцены и персонажи трагедии (как и в «Иване Сусанине» М. И. Глинки, опиравшемся в работе над музыкой этой своей гениальной оперы на опыт Пушкина — исторического драматурга) представляют собой аналогичный сгусток черт и примет многих эпох в истории старой аристократически-шляхетской Польши, воссоздают ее общий местный национально-исторический колорит.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Укрепил роль дворянства .
  • Способствовал развитию внешней и внутренней торговли.
  • Не смог упрочить свою власть, так как народ считал его нахождение на троне незаконным.
  • Меры по усилению экономики страны не смогли предотвратить экономический кризиса, не были достаточными меры и по борьбе с голодом.
  • Не смог успокоить народ, в стране начались серьёзные массовые выступления народа.
  • Способствовал дальнейшему развитию культуры и улучшению жизни людей

( построен первый водопровод).

Внешняя политика была более удачной: сумел на время разгромить войска Лжедмитрия 1, обеспечил безопасность страны на юге, предотвратив угрозу набегов крымского хана, подписал перемирие с Речью Посполитой, продолжал сближение с Западом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: