Идея произведения
Повесть Гайдара «Тимур и его команда» раскрывает идею добрых дел, которые совершают дети. Произведение наделено глубочайшим воспитательным смыслом. Гайдар хотел поднять важную тему нравственных качеств людей и сформировал окружающие условия, которые бы на них повлияли. Основной идеей произведения стала доброта, которую способен проявить каждый человек.
Персонажи повести желают помогать всем: от семей военнослужащих, до пожилых людей, нуждающихся в поддержке. Команда Тимура стремится к безвозмездному проявлению добрых чувств, без огласки. Ребята старались помочь исправиться тем, у кого это не получалось сделать самостоятельно. Исключительной кажется их организованная дисциплина и способность к серьезному восприятию мира. При том что перед читателем дети, которые думают как взрослые и стараются принимать очень ответственные и самостоятельные решения.
Основную идею автор озвучивал именно в диалогах детей, когда те поднимали темы справедливого отношения и честности, правды и лживости. Именно они изначально стали толчком для создания «Тимура и его команды». А. П. Гайдар написал историю, оказывавшуюся в центре неслучайно: в годы юности автор и сам создавал подобную группировку, чтобы помогать людям. Сделав себя и других детей вдохновителями, писатель сформировал образы, которые до сих пор становятся примером для подражания. Название сразу настраивает читателей на то, что повесть будет посвящена смелостью и отзывчивостью пионера Тимура и его дружных помощников.
Когда это произведение появилось на свет, его усердно продвигали, так как оно стало основой последующей «заформализованности» юношеской инициативы. В 1947 работа Гайдара оказалась в подборке знаменитых детских книг, которая была опубликована на обложке ежегодного библиографического издания «Детская литература».
История создания
Изначально рассказ не задумывался как полноценное литературное произведение. Гайдар писал сценарий к фильму, который был должен выйти на экраны в 1940 году. Однако сюжет так захватил писателя, что он решил сделать из него повесть и с успехом водворил свою идею в жизнь.
Повесть окончена 27 августа 1940 года. Тогда же в первый раз она опубликована в газете «Пионерская правда». Фильм на её основе увидел свет в том же году, но в 1976 выпущена ещё одна кинолента, которая и полюбилась современным зрителям.
Интересный факт. Изначально история имела совсем другое название «Дункан и его команда». Главным героем в ней был мальчик Вовка Дункан. Однако под давлением режиссёров писателю пришлось поменять имя персонажа на более советское. Так появился Тимур Гараев — темноволосый, высокий мальчик 13 лет, который обладал умом и смекалкой, был добрым и смелым подростком.
Однако многие утверждают, что прототипом Тимура стал сам Гайдар. Именно он обладал теми качествами, что и главный герой. Достоверно известно, что уже в 15 лет писатель стал командовать ротой солдат, а такой ответственный пост не получить без определённого рода заслуг.
Характеристика системы персонажей повести «Тимур и его команда»
Диалектический метод, можно предположить, – это излюбленный подход к творчеству Аркадия Гайдара, ведь с помощью него автор конструирует систему действующих лиц: как полагается, здесь выписаны герои и антигерои.
Тимур
Итак, Тимур Гараев – подросток военного времени, явный лидер в группе, которому свойственно проявлять талант к организаторским делам (да и прозвали его соответствующим прозвищем – «атаман»). Тимуру выказывают уважение коллеги, товарищи, а также враги: это говорит о многом. Но и Тимур содержит в себе внутреннюю диалектику. С одной стороны, юноша ответственный, рассудительный, не по годам мудрый. Тимур понимающий и отзывчивый. С другой стороны – Тимур тоже делает ошибки, герой – не идеал, а живой человек, по-детски наивный и непосредственный. Тимура отличает смелость и отвага, решительность и героизм, верность и надежность, справедливость и честность. Он – пионер, бескорыстный в помощи тем, кому эта помощь нужна. В непростое время войны Тимур и его товарищи защищают жен и детей военных.
Сочинение рассуждение по рассказу Тимур и его команда (по книге) для 4 класса
Гайдар, создавая историю Тимура, преследовал цель вызвать у мальчишек и девчонок желание оказывать помощь своему ближнему, быть добрее и уметь проявлять сочувствие. Научиться дружить и любить, быть патриотом своей родины и уважать старших. Произведение «Тимур и его команда» знакомит читателя с обыкновенным мальчишкой Тимуром, собравшему команду из своих друзей. Ребята ставят перед собой задачи, которые заключаются в помощи людям, нуждающимся в помощи
В первую очередь команда обращает внимание на семьи красноармейцев. Дети придумали даже целую систему связи, по которой все ее участники могли держать связь друг с другом в любое время дня и ночи, если вдруг случится что-то чрезвычайное. Свои добрые дела тимуровцы делают, не ставя в известность взрослых, именно поэтому девочка Женя, приехавшая в деревню из Москвы вместе со старшей сестрой Ольгой, вступив в команду Тимура, ничего ей не рассказывает
Сестра подозревает, что Тимур хулиган и запрещает Жене общаться с мальчиком. Но, несмотря на это дети не бросают свои благие дела. Они то наколют дрова старушкам, то воды натаскают, то козу отыщут
Свои добрые дела тимуровцы делают, не ставя в известность взрослых, именно поэтому девочка Женя, приехавшая в деревню из Москвы вместе со старшей сестрой Ольгой, вступив в команду Тимура, ничего ей не рассказывает. Сестра подозревает, что Тимур хулиган и запрещает Жене общаться с мальчиком. Но, несмотря на это дети не бросают свои благие дела. Они то наколют дрова старушкам, то воды натаскают, то козу отыщут.
Есть ещё у них одна главная цель: разоблачить банду под предводительством известного хулигана Мишки Квакина. Мальчишки промышляют воровством яблок и всякими мелкими пакостями. Тимуровцы во что бы то ни стало намерены уничтожить банду, чтобы положить конец их злодеяниям. И им это удается. Ребята обманом заманивают банду на базарную площадь, где запирают и вывешивают снаружи табличку, извещающую о том, что здесь находятся яблочные воры.
В конце концов взрослым становится известно о деятельности тимуровцев. Это произошло благодаря случаю с мотоциклом, который угнал Тимур у своего дяди, чтобы отвезти Женю на вокзал, где её дожидался отец – военный. У них было всего несколько минут, раздумывать было некогда, поэтому Тимур решился на такой шаг. Когда всё закончилось и тайное стало явным, взрослые стали смотреть на детей совсем другими глазами: с восхищением и уважением.
Проблема помощи нуждающимся актуальна и в наши дни. Только, к сожалению, слишком мало в наше время людей, способных так бескорыстно и безвозмездно помогать другим.
Дружба в произведении. 5 класс, 3, 7 класс.
Сочинения
Гайдар Аркадий Петрович — автор, с которым я уже неоднократно сталкивалась, например, читая произведение Чук и Гек. Этим летом я вновь столкнулась с этим замечательным автором, когда читала очередную работу Гайдара Тимур и его команда. С произведением я познакомилась этим летом. Прочитала работу автора на одном дыхании, ведь это увлекательная повесть, которая рассказывает о благих намерениях тимуровцев, о их помощи простым людям.
Гайдар Тимур и его команда
Читательский дневник и работа Тимур и его команда автора Гайдара знакомит нас с мальчиком, который сумел сплотить своих друзей и поставил общую цель: помогать всем тем, кто нуждается в помощи, и в первую очередь, ребята помогали семьям бойцов Красной армии. Помогают они втайне от взрослых, поэтому, Женя, которая, приехав из Москвы со своей сестрой в деревню, пополнив ряды тимуровцев, не смогла рассказать своей сестре всю правду о Тимуре. Сестра же ее посчитала Тимура хулиганом и запретила общаться с ним Жене. Но, дети продолжали свое благое дело. Так, они помогали старушкам. То дров наколют, то козу отыщут, то бочку наполнят водой, то с ребенком поиграют. Но, самой главной целью у ребят было разоблачить и разогнать шайку Мишки Квакина, которая часто воровала яблоки. И ребятам удается, устроив засаду, запереть хулиганов на базарной площади, где Тимур и его команда прицепили табличку, что сообщала всем о том, что взаперти находятся те самые яблочные воры.
Радует в произведении то, что взрослые, наконец-таки становятся на сторону детей, поняв их и поддержав их. Изменить Оле — старшей сестре Маши — свое мнение о Тимуре позволяет случай, когда Тимур, несмотря ни на что, привез Женю на мотоцикле своего дяди, лишь бы Женя смогла повидать своего отца, который прибыл в город на несколько часов. Но так как время было упущено, так как телеграмма была прочитана слишком поздно, Женя смогла повидать отца лишь несколько минут. Но, благодаря Тимуру, встреча, хоть и мимолетная, но состоялась. Вот этот случай и изменил мнение Ольги о Тимуре.
Тимур и его команда главные герои
В произведении «Тимур и его команда» главным героем является Тимур — это простой самый обычный мальчишка. Хотя нет, обычным его не назовешь, ведь он человечек с добрым и отзывчивым сердцем, поэтому готовый прийти всегда на помощь к каждому. Это гордый комиссар, который сплотил ребят. Теперь Женя, Нюрка, Коля, Гейка, Сима, которые также являются героями произведения, играют в тайную игру, которая непонятна взрослым, поэтому из-за этого и появляются конфликты между детьми и взрослыми. Но, эта игра пронизана большим и щедрым чувством любви к Родине, ведь тимуровцы помогают семьям красноармейцев.
Также героиней произведения Тимур и его команда являются Женя и ее сестра Оля. Женя, после смерти матери стала воспитываться старшей сестрой. Ее сестра строгая и хочет, чтобы Женя росла по всем правилам, чтобы была послушной, дисциплинированной. Но, Женя не совсем с этим согласна, ведь это тринадцатилетний ребенок, которому хочется приключений и, благодаря Тимуру и его команде, Женя получила такую возможность.
Есть здесь и отрицательные герои в лице Мишки Квакина и его шайки, с которой Тимур ведет настоящую войну.
Познакомившись с Тимуром и его командой в кратком содержании, я сделала вывод о том, что это доброе произведение, которое заставляет задуматься, ведь и в наше время очень много людей, которые нуждаются в помощи и было бы хорошо, если бы школьники, объединившись в одну команду, стали некими тимуровцами, которые вершили бы благие дела. Вот и я, сегодня же, схожу к соседке-пенсионерке в гости, возможно, ей нужна моя помощь, от которой она не откажется.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Язык газет
Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный
1940 год «Союздетфильм» Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фильме. В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938–1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум правительству Чехословакии перед оккупацией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сентября 1939 года, после нападения Германии на Польшу, Великобритания адресовала свой ультиматум стране-агрессору.
В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938–1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум правительству Чехословакии перед оккупацией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сентября 1939 года, после нападения Германии на Польшу, Великобритания адресовала свой ультиматум стране-агрессору..
Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Тимура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в совершеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипломатического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультиматум, дает этому дипломатическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».
Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России Считается, что в 1676 году казаки Правобережной Украины отправили письмо турецкому султану, требовавшему прекратить набеги на Оттоманскую Порту (Правобережная Украина принадлежала тогда Речи Посполитой, которая заключила с Турцией мирный договор). Текст был резок и полон ругательств. Сцена создания этого письма запечатлена в знаменитой картине Репина и репродуцировалась во всех советских школьных учебниках истории. Украинцы вообще и запорожские казаки в частности были представлены как носители свободолюбивого духа, который неминуемо отвращал их от Турции и Польши и побуждал просить помощи у России. Так подавалось советским школьникам решение Переяславской рады 1654 года о присоединении Левобережной Украины к России, за которым последовала война Руси с Речью Посполитой. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939 году было частью очередного раздела Польши, осуществленного Германией и СССР.. Таким образом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига враждебных народов», но по сути выступает как язык имперской экспансии.
Напишите сочинение про Тимура к рассказу (Тимур и его команда) Срочно нужно помогите пожалуйст…
Летние каникулы я, как правило, провожу у бабушки в деревне. Здесь у меня много друзей. Это и коренные жители, и такие, как я, приезжие. Мы купаемся в речке, носимся по лесу, таскаем яблоки из заброшенного сада. Взрослые работой нас сильно не загружают, радуются, что мы наконец-то «отстали» от компьютеров, отдыхаем и укрепляем здоровье на свежем воздухе.
В этом году в июле месяце несколько дней подряд шел дождь. И мы на эти дни переселились на чердак бабушкиного дома. Чего там только не было! Старые пластинки, керосиновая лампа и огромный сундук, казавшийся нам хранилищем каких-то сокровищ. Когда мы его открыли, то увидели там подшивки старых газет и журналов. Мы начали листать журналы, и в одном из них я увидела статью, в которой рассказывалось, как в нашей стране создавалось тимуровское движение. Первая тимуровская команда появилась в городе Клине Московской области в 1940 году, состоявшая только из шести человек. А уже в сороковые годы только в России их насчитывалось более двух миллионов. В статье подробно описывалась работа тимуровских отрядов. Они помогали старикам, семьям фронтовиков, шефствовали над госпиталями, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.
Эта статья произвела на меня очень большое впечатление. И прямо из чердака я пошла в сельскую библиотеку. Библиотекарь, Полина Ивановна, всегда радовалась моему приходу, чаем поила. На этот раз я попросили ее рассказать подробнее о тимуровском движении. А она просто протянула мне книгу А.Гайдара «Тимур и его команда».
Рассвет я встречала, заканчивая читать повесть. Спать не хотелось. Тимур, этот простой, честный, горячий и гордый мальчишечий комиссар, Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков — все они стали моими товарищами. И мне казалось, что я вместе с ними помогаю тем, кто в этом нуждается, вместе с ними выступаю против Фигуры и Квакина.
В этот момент мне было очень обидно, что я не жила в то время, что эти ребята стали моими друзьями только на страницах повести А.Гайдара. Я задумалась о том, а как живем мы, какую помощь приносим людям, чем заполнена наша жизнь, кроме учебы и компьютерных игр.
Конечно, в школе проводятся различные акции милосердия, создаются волонтерские отряды. Мы приносим в детские дома для детей игрушки, тетради, книжки, сладости. Помогаем ветеранам, ухаживаем за могилами погибших в годы Великой Отечественной войны. Но за всем этим стоят взрослые. Да, мы ответственно относимся к порученным нам делам. Мы стараемся все тщательно исполнить. Но нет в нас того огонька, который зажигал сердца для добрых дел таких ребят, как Тимур и его друзья.
Суть тимуровского движения — помогать всем, кто нуждается в помощи. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в нем, увы, муки и страдания старости, одиночество. Ветераны Великой Отечественной войны и просто пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут те, кто по зову души и сердца способен разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
И такие люди есть, Они, следуя гайдаровским героям, благородны, справедливы, честны, умеют дружить и работать в команде, добиваются своего.
Не один десяток лет прошел с тех пор, как написана это повесть. Это произведение одно из тех, которые, как мне кажется, всегда будут жить. Потому что оно о доброте, уважении к людям и неравнодушном отношении к их проблемам.
Быстро летит время. Совсем скоро мы станем взрослыми. Получим профессию. Кто-то будет учить детей, кто-то станет врачом, строителем, юристом, но все мы, воспитанные на книгах Аркадия Гайдара, будем стараться делать добро. Мы не сможем равнодушно пройти мимо чужой беды. Кто-то скажет, что время тимуровцев прошло, что жизнь сейчас диктует свои законы. Я не соглашусь. В любые времена есть место в человеческих отношениях для доброты, милосердия и участия.
Команда Тимура
Георгий Гараев
Дядя Тимура воплощает образ старшего товарища и наставника. Мужчина жизнерадостный и творческий человек (поет и играет в местном театре). Поэтому Георгию свойственны таланты, находчивость и гибкость ума. Дядя не менее решительный и ответственный, чем его племянник. Гараев – инженер по образованию и воспитывает Тимура. Во время войны становится капитаном в танковых войсках: Георгий понимал, что он тоже получит повестку, но герой готов защищать отечество, даже несмотря на то, что в мирной жизни мужчину держала любовь к Ольге, которая провожает Гараева на фронт.
Ольга Александрова
Старший ребенок полковника Красной армии Александрова. Отец девушки, желая уберечь дочь, удержать подальше от ужасов и опасностей войны, отправляет Ольгу на дачу – под Москву. Туда же с девушкой едет и младшая сестра – Женя. Ольге 18 лет – не так уж много, но уже в этом возрасте Ольгу отличает строгость, серьезность, зрелость и желание казаться старше и самостоятельнее. Она воспитывает Женю.
Вначале Ольга неприязненно воспринимает Тимура, но потом говорит Георгию, что была неправа. В Ольге соединяется мир взрослого и мир ребенка, которые не мирятся, но противостоят друг другу.
Женя Александрова
Младший ребенок полковника Александрова. В отличие от старшей сестры, Женя мечтательна и склонна к шалостям.
Девочка – воплощение эмоционального лидера, романтично увлеченного идеями. Несмотря на это, Женя решительна, ответственна и достаточно серьезна, чтобы принимать настоящие взрослые решения. Жене всего 13 лет, но, будучи бойкой и смелой, она проникается глубокой симпатией к Тимуру и делу юноши. Ольга порой строга с сестрой, но та понимает, что Ольга искренне и горячо любит ее. Впоследствии Жене удается мотивировать и старшую сестру на то, чтобы та присоединилась к команде Тимура.
Гейка
Этот персонаж, вызывающий уважение товарищей, внутренне сильный – зеркало, через которое читатель видит, насколько слажена команда Тимура.
Коля Колокольчиков
Коля – самый маленький, юный участник команды. Как и положено младшему, мальчику свойственны робость и застенчивость. Коля – пример честности и доброты.
Сима Симаков
Если Женя – лидер в области эмоций, то Сима – в области дел. Юноша – ответственный, самостоятельный, умный и находчивый. Когда читатель встречает этого персонажа на страницах книги, приписывает Симе расторопность и чувство юмора, веселый характер, сочетание юности и серьезности в подходе к делам.
Василий Ладыгин
то, пожалуй, самый закрытый и таинственный участник команды. Герой любит молчать, но в вопросе отношения к делу проявляет серьезность и ответственность.
Нюрка
Наконец, последний участник команды, Нюрка, – пример энергичности. Девушка вдохновляет собственной активностью, соединяя эмоциональные черты (сопереживание, сочувствие) и деловые, организаторские.
Шайка Квакина
Михаил Квакин
Миша, как и Тимур, тоже «атаман», но возглавляет не сплоченную команду, но разрозненную шайку (чувствуется разница в названиях этих групп) местных хулиганов. Если команда Тимура помогает людям, то шайка Михаила наоборот – вносит разлад, разрушение, деструкцию, хаос. Местные жители страдают от действий шайки Квакина: хулиганы портят сады, огороды, хозяйство… Однако сам Михаил – это умный юноша, которому не чужды высокие черты: например, понятие о справедливости и честности, у которого есть все шансы стать Настоящим человеком. Постепенно Михаил понимает неправильность, аморальность своих действий.
Алеша
Возможно, в Алеше воплощается своеобразное понимание честности в контексте шайки Квакина: он, например, уважает Тимура, который его враг, оппонент.
Фигура
Безымянная фигура (это не случайность) – отражение деструктивных порывов шайки. Этот персонаж – синтез жестокости, цинизма, обособленности и озлобленности на людей и мир
Важно, что фигура не испытывает чувства юмора, которое в произведении «Тимур и его команда» выписано как одна из основных черт Настоящего человека
Краткое содержание произведения “Тимур и его команда”
Три месяца полковник Александров живет на фронте, а дочери остаются на даче, по совету отца, где собственные летние каникулы. Ольга старшая дочь, девочка учится на инженера, эта девушка серьезная и строгая. Младшая дочь Женя добрая, веселая жизнерадостная, которой тринадцать лет. Но девочка Женя знакомиться с добрым мальчиком Тимуром, которому тоже тринадцать лет, ребята сильно сдружились. Однажды мальчик решил рассказать о собственном тайном плане, Тимур и его команда помогают жителям поселка, нуждающимся в помощи, это семьи которых родные ушли на фронт, ребята эти действия делают анонимно. Команда Тимура состоит из приблизительно пятидесяти человек.
Ольга считает Тимура хулиганом, но при этом девушка ничего о парне не знает, и запрещает дружить с Тимуром. Но Женя не может сестре ничего объяснить, какой Тимур на самом деле, это тайна которую юноша попросил никому не раскрывать. Однажды Ольга знакомится с Георгием, и дальше начинают проявлять друг к другу симпатию, часто вместе гуляют, но Георгий скрывает что племянник его тот парень Тимур, так как Ольга огорчиться и девушка Тимура не любит.
В поселке часто ходит банда хулиганов Квакина, ребята вредят жителям поселка. Команда Тимура это не по нраву, и убеждает Квакина не хулиганить, но тот не слушает Тимура. Тогда Тимур решает Квакина поручить, Тимур заманивает банду в старой часовне, закрывает их там и вывешивает плакат, что там спрятались хулиганы, так и узнали жители об банде Квакина.
Георгий и Ольга прогуливаясь за руки по улице, неожиданно встречают на собственном пути Женю и Тимура, которые тоже вместе гуляли. Увидев ребят Ольга начала злиться на хулигана, но в защиту стал Георгий, мужчина признался что Тимур приходиться ему племянником. Ольга разочарована об этой новости убегает прочь. Тимур по этому поводу расстраивается из-за такой несправедливости. Квакин увидел расстроенного Тимура и даже тот парень посочувствовал Тимуру.
Ольга хочет проучить Женю уезжает в Москву, оставляя девушку одну на даче. Внезапно Женя получает телеграмму от отца, что отец уже сегодня ночью приедет в Москву. Женя в отчаянье просит о помощи у Тимура, парень взял мотоцикл и отвез Женю в Москву. Когда время близиться к трем часам ночи, вдруг неожиданно появлялся Женя с Тимуром. Ольга понимает собственную ошибку, и начала относиться к Тимуру дружелюбно. Время пролетело быстро Александрову, пришлось уехать на фронт. На следующий день Георгия забирают на фронт, Ольга сильно огорчилась, а Тимуру стало без дяди одиноко и пусто, но мальчик сам себя успокаивает тем что, не один, а с ним осталась мама и верная команда, Тимура окружает много добрых людей.
4.5
5
(
143
голоса
)