Сочинение на тему поэзия родной природы 8 класс

«записки сумасшедшего» — краткое содержание повести н.в. гоголя

Содержание сна Гринева

Чтобы понять, какое значение имеет сон Гринева, стоит его внимательно прочитать и проанализировать. Можно включить описание этого сновидения в читательский дневник. Как писал автор, увиденный сон герой так и не смог забыть.

В то время Петруша был в забытье, какое может навевать снежная буря. Снилось ему, что едет он по снежной пустыне. Неожиданно появились ворота, и вскоре кибитка въехала в родной двор барской усадьбы. Петруша испугался того, что отец может прогневаться, поскольку он ослушался и вернулся домой. Когда с этими мыслями герой поспешил оставить кибитку, то увидел, что встречает его не отец, а матушка.

Матушка сообщила Петруше, что папа его болен и находится при смерти. Отец пожелал проститься с сыном. Пётр отправился вслед за матушкой и со страхом вошёл в родительскую спальню. Комната была слабо освещена, а у постели отца стояли люди, у которых были печальные лица. Петруша подошёл тихо к кровати и стал на колени, устремив взгляд на больного отца и ожидая возможности поговорить с ним, объяснить свои поступки.

Вдруг герой видит, что вместо отца в родительской кровати лежит мужик с чёрной бородой. Это был человек, которого Петр встретил в дороге. Мужик весело глядел на Петрушу и подмигивал ему. Когда же Гринев обратился к матери с вопросами о том, кто это и зачем ему просить у него благословения, то она ответила, что это посаженый отец, который должен Петрушу благословить.

Но Гринев не соглашался. Тогда мужик с бородой вскочил с постели и стал махать топором, который выхватил из-за спины. Главный герой пытался бежать, но у него ничего не выходило, так как в комнате появилось много крови и мёртвых тел, о которые Гринев спотыкался. Страшный мужик звал его ласково, говоря, что он только благословит и всё. Петрушу охватил ужас.

Гринев проснулся. Лошади давно остановились, а Савельич будил его, так как они уже приехали.

Сюжет

Начинается повесть со слов автора, представляющегося исключительно издателем, который якобы нашёл настоящую летопись с рассказом о вымышленном городе Глупове. После небольшого вступления от лица вымышленного летописца идёт рассказ о «корни происхождения глуповцев», в котором автор даёт первые зарисовки сатиры на исторические факты . Но собственно основная часть повествует о самых выдающихся градоначальниках города Глупова.

Дементий Варламович Брудастый
, восьмой градоначальник Глупова правил очень непродолжительный срок, но оставил заметный след в истории города. Он выделился среди других тем, что не был обыкновенным человеком, а в голове вместо мозга у него был странный приборчик, выдававший одну из нескольких запрограммированных в него фраз. После того, как об этом стало известно, начались междоусобицы, приведшие к свержению градоначальника и началу безвластия. За недолгий срок в Глупове сменилось шесть правительниц, которые под разными предлогами подкупали солдат, чтобы захватить власть. После в Глупове воцарился на много лет Двоекуров
, образ которого напоминал Александра I , потому что он, оробев
, не выполнил какого-то поручения, из-за чего всю жизнь грустил.

Пётр Петрович Фердыщенко
, бывший денщик князя Потёмкина , градоначальник «предприимчивый, легкомысленный и увлекающийся» , подверг город за время своей власти голоду, пожару, а умер от обжорства , когда отправился в путешествие по подконтрольным ему землям, чтобы почувствовать себя подобным императорам, совершавшим путешествия по стране.

Но дольше всех правил Глуповым Василиск Семёнович Бородавкин
, за время своей власти подвергший уничтожению Стрелецкую и Навозную слободы.

Происхождение Поприщина

Герой повести находится в угнетенном состоянии уже в начале сюжета. Диагноз, с которым он попадает в больницу, – мания величия. Некоторые признаки этого заболевания читатель видит уже после прочтения первых станицы книги. Поприщин невероятно гордится своим дворянским происхождением. Более того, он свято верит в то, что заниматься столь важным делом, как переписывание документов, может только аристократ. Эти несуразные мысли становятся предвестниками тяжелой болезни. Состояние чиновника усугубляется влюбленностью в дочь начальника. Постепенно Поприщин начинает видеть то, чего в действительности не существует.

Вариант 2

Из уроков литературы мы знаем, что сатира – это литературное проявление комического в произведениях писателей. Сатира обличает пороки общества, государства, иногда и церкви. Среди тех, кто широко применял сатиру, наиболее известен Н.В. Гоголь. Но и задолго до его эпохи сатира была неотъемлемой частью литературы, например, в средневековом обществе.

Сатира обличает пороки, известные каждому, но о которых принято молчать. Например, Гоголь в произведениях «Ревизор» и «Мертвые души» высмеивал чиновников, их уклад жизни и пустое празднество. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» выявляет пороки московского общества 20 века, уличая людей в невежестве, стремлении к собственному благу, празднеству и излишеству в материальных вещах. Автор средневекового романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» высмеивает жадность и алчность государства и церкви.

Все эти произведения были написаны по методу сатиры из-за цензуры, запрета в обществе таких книг. А между тем, всегда была видна острая необходимость показать то, как на самом деле живут те или иные чиновники, государи или простой люд

Необходимость заключается не просто в цели высмеять и застыдить, но и для того, чтобы обратить внимание каждого читателя на себя и свою жизнь и задаться вопросом: «А может быть, таков и я, как герои в сатирическом произведении?»

Бесспорно, сатира необходима сегодня. И более того, она будет необходима всегда. Потому как вряд ли когда-либо общество заслужит полную свободу слова без применения иносказательных форм. Вряд ли когда-нибудь даже самый выдающийся писатель осмелиться сочинить произведение, где он напрямую обличит пороки людей. А если и осмелиться, то, скорее всего, будет наказан.

Но факт того, что сатира нужна всегда и всем, не подвергается сомнению. Благодаря таким произведениям мы можем трезво взглянуть на окружающих нас людей и на самих себя. Читая сатирические произведения, мы сами же способны воспитывать себя таким образом, чтобы не быть похожим на ни одного порочного героя. Роль сатиры в искусстве огромна. Она и поучает, и воспитывает, и открывает глаза на многие вещи. Не стоит даже мыслить о том, что когда-нибудь общество сможет обойтись без сатиры. Это невозможно до тех пор, пока будет жить человечество, со свойственными ему слабостями.

7 класс

Краткий пересказ – «Записки сумасшедшего» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

«Записки сумасшедшего» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, сорока двух лет, ведет свои дневниковые записи на протяжении четырех с лишним месяцев.

В дождливый день вторника третьего октября 1933 г. Поприщин в своей старомодной шинели отправляется, припозднившись, на нелюбимую службу в одно из отделений петербургского департамента в надежде разве что получить от казначея наперед немного денег из жалованья. По дороге замечает подъехавшую к магазину карету, из которой выпархивает прелестная дочь директора департамента, где он служит. Герой нечаянно подслушивает разговор дочкиной собачонки Меджи с собачкой Фиделькой, принадлежащей двум проходящим мимо дамам. Удивившись сему факту, Поприщин вместо службы отправляется за дамами и узнает, что они живут в пятом этаже дома Зверкова, что у Кокушкина моста.

На следующий день Поприщин, очинивая перья в кабинете директора, случайно встречается с его дочерью, которой все более очаровывается. Он даже подает ей упавший на пол платок. В течение месяца его нескромное поведение и грезы относительно этой молодой особы становятся заметны для окружающих. Начальник отделения даже выговаривает ему. Тем не менее Поприщин тайно проникает в дом его превосходительства и, желая вызнать что-нибудь о барышне, вступает в разговор с собачонкой Меджи. Последняя от разговора уклоняется. Тогда Поприщин отправляется в дом Зверкова, поднимается на шестой этаж (ошибка Гоголя!), где живет со своими хозяйками собачка Фиделька, и похищает из её угла ворох мелких бумажек

Это оказывается, как и предполагал Поприщин, перепиской двух подруг-собачонок, из которой он узнает для себя много важного: о награждении директора департамента очередным орденом, об ухаживании за его дочкой, которую, оказывается, зовут Софи, некоего камер-юнкера Теплова и даже о самом себе, совершенном уроде вроде «черепахи в мешке», при виде которого Софи не может удержаться от смеха. Эти записки собачонок, как и вся проза Гоголя, полны упоминаний о множестве случайных персонажей, вроде некоего Бобова, похожего в своем жабо на аиста, или Лидиной, которая уверена, что у нее голубые глаза, в то время как у нее они зеленые, или собаки Трезора с соседнего двора, любезной сердцу пишущей эти письма Меджи. Наконец Поприщин узнает из них, что дело у Софи с камер-юнкером Тепловым явно идет к свадьбе

Наконец Поприщин узнает из них, что дело у Софи с камер-юнкером Тепловым явно идет к свадьбе.

Несчастная любовь вкупе с тревожными сообщениями газет окончательно повреждают рассудок Поприщина. Его волнует попытка упразднить испанский престол в связи со смертью короля. А ну как он, Поприщин, и есть тайный наследник, то есть лицо знатное, из тех, что любят и почитают окружающие? Чухонка Мавра, которая служит Поприщину, первой узнает эту потрясающую новость. Через три с лишним недели прогула «испанский король» Поприщин заходит к себе на службу, перед директором не встает, на бумаге ставит подпись «Фердинанд VIII», после чего пробирается в директорскую квартиру, пытается объясниться с Софи, делая при этом открытие, что женщины влюбляются в одного черта. Напряженное ожидание Поприщиным испанских депутатов разрешается наконец их приездом. Но «Испания», в которую его отвозят, весьма странная земля. Там множество грандов с выбритыми головами, их бьют палками, капают на темя холодную воду. Очевидно, что здесь правит великая инквизиция, которая и мешает Поприщину делать великие, достойные его поста открытия

Он пишет слезное письмо матушке с мольбой о помощи, но шишка под самым носом у алжирского бея вновь отвлекает его бедное внимание

Полезные материалы:

  • Анализ произведения «Записки сумасшедшего» Гоголя Н.В.
  • Краткое содержание – «Записки сумасшедшего» Гоголь Н.В.
  • Николай Гоголь — Записки сумасшедшего

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткий пересказ – «Ревизор» Гоголь Н.В. (Очень кратко)
  • Анализ произведения «Портрет» Гоголя Н.В.
  • Николай Гоголь — Заколдованное место
  • Краткий пересказ – «Шинель» Гоголь Н.В. (Очень кратко)
  • Жизненный и творческий путь Н. Гоголя
  • Краткий пересказ – «Портрет» Гоголь Н.В. (Очень кратко)
  • Краткий пересказ – «Тарас Бульба» Гоголь Н.В. (Очень кратко)
  • Краткий пересказ – «Ночь перед Рождеством» Гоголь Н.В. (Очень кратко)
  • Краткое содержание – «Майская ночь или утопленница» Гоголь Н.В.
  • Хронологическая таблица жизни и творчества Н. Гоголя

Сочинение

Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к жанру комедии

Данный драматический жанр призван осмеивать порочные черты людей, заострять внимание читателей на том, как можно и нельзя себя вести, какие ценности должны быть превыше всего

В произведении в целом переплетены две сюжетные линии, которые являются основой нескольких конфликтов комедии. Основными конфликтами произведения являются социальный и любовный, но все же острее в произведении стоит первый из названных.

У конфликта в произведении существует несколько форм. В данном случае уместно говорить о внешнем противостоянии, так как столкновение происходит на уровне идей, интересов, взглядов на жизнь двух или нескольких героев.

В пьесе столкновение происходит между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». Наиболее ярким примером нового, передового поколения является фигура Александра Андреевича Чацкого. Герой умен, честен, независим. Он — воплощение лучших черт прогрессивной молодежи: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

К старшему поколению относятся Фамусов и его гости. Фамусов является полной противоположностью Чацкого. Он судит всех по их статусу и чину; необразован: «Уж коли зло пресечь: забыть все книги бы да сжечь», меркантилен и лжив.

В комедиях часто используется прием говорящих фамилий. Даже на этом уровне персонажи полностью противоположны. Фамилия Чацкого изначально должна была звучать иначе — Чадский (от слова «чад»). То есть, герой «находится в чаду борьбы.  Фамилия Фамусова произошла от латинского слова famа — «молва». Это означает, что героя больше всего волнует мнение общества.

«Ядром» конфликта является несовпадение взглядов двух поколений. Чацкий  выступает против крепостного права, чинопочитания, презирает подхалимство, лицемерие, борется за свободы и права человека, из-за чего пренебрежительно относится к порокам старшего поколения, обличая их устои и поведение. Фамусовское же общество, наоборот, против всяческих изменений. Лицемерие и угодничество считается для них нормой.

Завязкой конфликта можно считать появление Чацкого у Фамусова, когда герои начинают вступать в открытую конфронтацию. Кульминацией стоит счесть момент, когда Александра Андреевича признают сумасшедшим, ведь именно в этот момент непонимание и отрицание всего нового в доме достигает апогея. Развязкой является момент отъезда Чацкого в Москву, когда разочарованный и непринятый всеми герой принимает вынужденное решение об отступлении.

Именно социальный конфликт, который обличает страшные общественные пороки, делает пьесу «Горе от ума» актуальный до сих пор, заставляя читателя задуматься о такой важной вещи как человеческое достоинство и честь. 

2 вариант

В этом произведении достаточно конфликтов! В этом сочинении невозможно разобрать все, но основные здесь будут.

Самый главный, который просто бросается в глаза, это противостояние Чацкого всему тому московскому обществу. Герой обличает всех, видит недостатки, а в итоге убегает в глушь. У Чацкого свежий взгляд (со стороны), так как он долгое время был за границей, учился и развивался там, а эти люди жили, как и много лет назад не по законам честности – это точно. Конечно, никому не нравится, если ему показывают его недостатки, вот все эти взяточники и льстецы недовольны смелым поведением Чацкого. Но в одиночку он всё равно не смог бы переделать систему.

Это в общем, но тот конфликт можно поделить на мелкие. Например, между Чацким и Фамусовым. Отец Софьи учит молодого человека, советует ему, как быстрее преуспеть в их обществе, как лучше выставлять себя дураком, но соблюдать свой интерес. Связи – тоже важны… Но Александр Андреевич такой образ жизни принять не может и не хочет, он пытается объяснить хоть что-то старику, но тот в ужасе от его истин. Конечно, дочь свою он за такого умника бы не выдал.

Более «мягкий» конфликт как раз между дочкой Фамусова и Александром. Разворачивается этот конфликт к концу произведения. Чацкий её любит, а она настроена враждебно. И в итоге это она пускает слух, что он сумасшедший. В финале разворачивается конфликт между ней и Молчалиным, который ей пытается изменить вполне осознанно, продуманно и бессовестно. Небольшой конфликт и между горничной и Молчалиным в этой ситуации. Она вполне честная девушка, её не соблазняет обещанное за предательство хозяйки богатство.

Конфликты есть и между второстепенными персонажами и героями произведения. Например, между давним другом, который превратился в испуганного подкаблучника, и самим Александром Андреевичем. Также там появляется и его жена, которая с недоверием и опаской относится к Чацкому. Все на балу начинают плохо к Чацкому относиться. К примеру, старуха – мать нескольких дочерей, когда не находит в герое ни для одной из них жениха, сразу теряет к нему интерес. И каждое смелое слово героя, конечно, создает ему нового врага.

Последствия сумасшествия

Во время прогулки по петербургским улицам герою показалось, что он неправильно одет, так как был не в королевском наряде. Поприщев начал рвать свою шинель, делая из нее своеобразный царский плащ

Затем, придя после длительного прогула на работу, он поражал коллег высокомерным поведением, а на одном важном документе поставил подпись Фердинанда Седьмого

Однако сумасшедший мужчина не остановился на этом. Клерк ворвался в директорский кабинет и сказал Софи, что обязательно возьмет ее в жены, несмотря на все происки недоброжелателей. Потом его разум переключился на филиппику против всех представительниц прекрасного пола. Он заявил, что девушка влюблена в черта, который стоит у нее за спиной.

Такие странные выходки мужчины привели к логичному завершению. За Аксентием пришли санитары. Однако он принял их за послов, поэтому позволил отвезти себя в Испанию. Там он разговаривал с бритоголовыми вельможами на различные философские темы. Доктора, пришедшего на осмотр, герой посчитал инквизитором и не захотел с ним беседовать.

«Записки сумасшедшего»: описание и анализ повести из энциклопедии

«Записки сумасшедшего» — повесть Н.В. Гоголя. Включена в план сборника «Арабески» (август 1934 г.), написана осенью 1834 г., опубликована в издании «Арабесок» 1835 г. (в заключения второй части). Сюжет повести связан с романтической темой безумия, всего непосредственнее — с неосуществленным замыслом цикла В.Ф. Одоевского «Дом сумасшедших». Первоначальное название повести прочитывается по черновому наброску как «Записки сумасшедшего музыканта», ряд образов и мотивов восходит к неоконченной комедии Гоголя «Владимир 3-ей степени». Монолог Поприщина, клиническая картина безумия которого совершенно достоверна, становится гротескно-сатирической формой раскрытия норм социальной жизни в российском государстве и одновременно обнаженной картиной подлинного человеческого страдания. Весь смысл повести заключен не в комизме бредового заявления: «Я испанский король», а в трагически-неразрешимом вопрошании: «Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?»

Структура повести, являющейся по форме дневником, последовательно фиксирующем этапы сумасшествия главного героя, членится на комическую историю титулярного советника (до записи под грифом «Год 2000 апреля 43 числа»), комическую историю сумасшедшего, вообразившего себя «отыскавшимся» наследником испанского престола, и заключительную запись, страстный монолог замученного человека, меняющий всю тональность повести «Записки сумасшедшего» Гоголя. Несмотря на внешние признаки письменной речи, например, систему заглавных грифов, фиксирующих этапы помутнения сознания героя, фрагментарные записи Поприщина построены по законам устной речи, напоминая мысли вслух, полемически окрашенные. Трагедия героя, пропущенная через комический слог его монолога, заключается в том, что в своих амбициях он метит на что-то более высокое, чем те социальные и духовные рамки, в которых вынужден существовать. Причина появления в бреде Поприщина мыслей об испанском престоле кроется в осознании им прежней жизни как сумасшествия. В воображении героя канцелярия с ее лицемерием и рутиной оборачивается сумасшедшим домом (пародийное тождество подчеркивается, в частности, обыгрыванием фразеологизма «лезть на стену», идентифицирующего поведение чиновников и пациентов дома скорби), а сумасшедший дом инквизиторской Испанией. Чем бредовее становятся излияния героя (в которых появляются заявления о живущих на луне носах, о том, что «у каждого петуха есть своя Испания»), тем резче звучит обличительный пафос его выпадов, вплоть до обвинения: «Мать, отца, Бога, продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!».

Важную роль в повести играет заимствованная у Гофмана «переписка собачек», позволяющая, наряду с раскрепощением сознания «сумасшедшего», взглянуть на мир привычных явлений с «естественной», свободной от социальных условностей точки зрения, увидеть их в подлинном виде, раскрыть противоестественность сословно-иерархического мироустройства. Не менее значимо и обращение к театру, проявляющееся в драматизации повествования, использовании сценических эффектов, повышенном внимании к костюму (ненавистному вицмундиру, романтическому плащу, королевской мантии).

Природа взаимообусловленности психологического и гротескного особенно явственно обнаруживается в финале повести, когда слышится вопль не безродного петербургского чиновника, а безмерно усталого, одинокого во всей вселенной человека, обращающегося с мольбой и заклинанием к матери; но последняя фраза «А знаете ли вы, что у французского короля шишка под самым носом?» вновь звучит бредовой репликой, заставляя искать подлинный смысл в смятенном хаосе не то просветлевшего, не то окончательно помрачившегося сознания. В. Г. Белинский подчеркивал, что смех и сострадание, глубоко переплетенные в повести, возносят на «шекспировски й уровень» эту «психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости».

История создания повести

Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.

Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.

Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Гармония человека и природы

    Природа – матушка, кормилица, без неё человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы планеты – это её богатство.

  • Анализ повести Записки сумасшедшего Гоголя

    По первому замыслу, эта повесть должна была представлять комедийный рассказ о жизни чиновников. Но потом Николай Васильевич Гоголь изменил направление жанра, представив произведение в виде записей дневника.

  • Сочинение Главные герои рассказа Хамелеон (характеристика, Чехов)

    Главный герой рассказа – полицейский Очумелов. Именно его автор иронично сравнивает с хамелеоном. Учиненное этим надзирателем расследование преисполнено противоречивыми подходами к оценке ситуации

  • Сочинение Книга – это товарищ, это верный друг

    Кто не мечтал об отважных подвигах и приключениях? Кому не хотелось бы разбавить серые будни неким количеством волшебства? Наверное, в мире вовсе не найдется человека, который бы ни разу не ловил себя на мысли

Так случается, что нежные чувства порой бывают невзаимными или приносят лишь беды. Эта тема развивалась многими писателями, ведь представляет огромный интерес

Город Глупов

Книжн., Публ. Ирон. или Пренебр.
О мещанском городе, живущем в рутине мелких дел и невежестве. /i> Название города, сатирически описанного М. Е. Салтыковом-Щедриным в «Истории одного города». БМС 1998, 130.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп
.
В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина
.
2007
.

Смотреть что такое «Город Глупов» в других словарях:

Вечный город. Книжн. Высок. Город Рим (чаще об античном Риме). ШЗФ 2001, 34. /i> Калька с лат. Aeterna urbs. БМС 1998, 131. Город белых ночей и чёрных суббот. Разг. Устар. Ирон. О Ленинграде в 1970 х гг., когда для сохранения баланса фонда… … Большой словарь русских поговорок

Глупов
— (город) гротескный образ абсурдного, тоталитарно бюрократич. об ва, подавляющего личность. Образ города Глупова создан в ряде рассказов М. Е. Салтыкова Щедрина нач. 1860 х гг. (Наши глуповские дела и др.) и нашел худож. завершение в сатире… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Салтыков Щедрин, Михаил Евграфович (наст. фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826 1889) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Салтыков Щедрин М.Е Биография. Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. Есть легионы… … Сводная энциклопедия афоризмов

РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

Салтыков (Салтыков Щедрин) Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин; 1826, с. Спас Угол Калязинского у. Тверской губ. – 1889, Санкт Петербург), русский прозаик, публицист, критик. «Решительное влечение к литературе»… … Литературная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Крошка Доррит (телесериал). Крошка Доррит … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Третьяков. Николай Яковлевич Третьяков Имя при рождении: Николай Яковлевич Третьяков Дата рождения: 11 декабря 1926(1926 12 11) … Википедия

VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

— (греч. topos – место и onoma – имя), раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы). Топонимика изучает историю названий, принцип, по которому даётся имя той или иной местности и т. п. В художественной литературе используются как … Литературная энциклопедия

Книги

История одного города (подарочное издание) , М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» — одно из самых значительных произведений великого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Это понятный в любом уголке Земли роман о человеке как…

Глава 7

Глава описывает шесть благополучных лет из жизни глуповцев: не было пожаров, голода, болезней, падения скота. И все благодаря правлению Петра Петровича Фердыщенко.

Но не знает пощады к чиновникам сатира, которой так мастерски орудует Салтыков-Щедрин. «История одного города», краткое содержание которой мы и рассматриваем, небогата на счастливые времена. И вот на седьмой год правления все меняется. Фердыщенко влюбился в Алену Осипову, которая отказала ему, так как была замужем. Муж Алены, Митька, узнав об этом, взбунтовался против власти. Фердыщенко за это сослал его в Сибирь. За грехи Митьки пришлось расплачиваться всему городу — настал голод. Глуповцы обвинили в этом Алену и сбросили ее с колокольни. После этого в городе появился хлеб.

Глава 14

Краткий пересказ второй главы

Чтобы понять аллегорический сон главного героя, следует обратиться ко второй главе пушкинского произведения, которая называется «Вожатый». Нужно внимательно прочитать и пересказать эту часть, чтобы понять, каков замысел автора.

После того как Пётр Гринев и его слуга заблудились, они решили попробовать двигаться дальше. Но погода сильно испортилась, ничего не было видно было и дорогу замело. Однако путникам повезло — они встретили мужика, который согласился их провести до ближайшего жилья. Пока они двигались, Пётр Андреевич задремал, и ему приснился сон. Проснулся он в тот момент, когда они въезжали в постоялый двор.

Кража писем

Прошел целый месяц, и увлеченность Аксентия стала заметна окружающим. Его руководитель попытался указать ему на положенное место, назвал мужчину ничтожным созданием и сильно обругал. Однако клерк не перестал грезить о Софи. Особенно он мечтал порыться в ее вещах и подсмотреть, как молодая особа надевает белье. Неожиданно герою пришла в голову мысль, что в письмах собак есть информация о возлюбленной.

Затем Поприщин ночью смог попасть в квартиру, в которой жила владелица Фидельки. Там из деревянной коробки он украл переписку собак. Из нее он узнал, что Софи хочет выйти замуж за красивого юношу Теплова, и отец полностью поддерживает ее выбор. Была в письмах информация и о самом Аксентии. Там было написано, что его внешний вид просто смешит девушку. После прочтения этих строк в воспаленном мозгу героя возникли довольно крамольные мысли.

Из-за своего невысокого чина мужчина совсем повредился умом. Он начал думать, что является совсем не титулярным советником, а высшим чиновником, просто ему не успели сообщить об этом. Затем, листая газету, Аксентий увидел известие о том, что в далекой Испании погиб бездетный король. Герой решил, что государству нельзя оставаться без царя, поэтому стал считать себя наследником трона.

Умалишенный чиновник перестал считать дни и числа. В его записях встречалось то год 2000 апреля 43 числа, то 86 мартобря, а то и «День был без числа», февруарий тридцатый или даже Чи 34 слоМц гдао. ьларвеФ 349. Он все еще продолжал думать, что является королем Испании, поэтому совсем забросил свою работу.

Пример 2

Чацкий — один из таких людей. Он три года не был в Москве. Вернулся и спешит в дом, где часто бывал в юношестве, там любимая София. То, что раньше казалось привычным, теперь ужасает главного героя и даже вызывает отвращение.

Надо сразу сказать, что единомышленников Чацкого на страницах комедии нет, он один противопоставлен целому обществу.

Что же человек нового поколения вменяет «веку минувшему»?

  • Чинопочитание. Фамусов рассказывает историю о дяде Максиме Петровиче, который при дворе оступился в день приема и упал. Государыня одарила его улыбкой, и он еще три раза нарочно падал, чтобы веселить почтенных господ. «Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». По мнению Фамусова, учиться нужно такому, а не быть гордецами.
  • Страх. «Прямой был век покорности и страха,/ Всё под личиною усердия к царю».
  • раки по расчету. «Будь плохенький, да если наберется/ Душ тысячки две родовых, — Тот и жених».
  • Отсутствие своих суждений. «А, впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
  • Неповоротливость, лень. Чацкий встречает в доме Фамусова своего полкового товарища, который когда-то был резвым офицером, а сейчас женился, живет в скуке и мнимых болезнях.
  • Сплетничество. Вскользь высказанная мысль о том, что Чацкий не в своем уме, разносится по гостиной с изысканно выдуманными подробностями. Кто-то даже вспомнил, как его матушка восемь раз с ума сходила.

Главный герой понимает, что гости Фамусова — типичные представители московского дворянства. Даже София, к которой он так спешил, успела впитать в себя все прелести фамусовского воспитания. Для нее лицемерный тихоня Молчалин — достойный человек.

Чацкий дерзок и несдержан. Его речь пестрит изобличительными репликами, которые в скором времени разойдутся на цитаты. «Горе от ума» входит в список самых узнаваемых произведений русской литературы, настолько емко и умно сумел Грибоедов противопоставить взгляды своего героя закостенелому аристократичному обществу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». «А судьи кто?» «Дома новы, а предрассудки стары».

Смысл

Главная идея произведения заключается в неприятии существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным людям. Общество даже не успевает задуматься над тем, что попрание нравственных устоев может причинить кому-то боль. А боль общественного унижения становится вдвойне хуже, когда человек пытается справиться с ней в одиночку и чаще всего проигрывает в этой неравной битве.

Автор направляет свою основную мысль не только по тропе осуждения несправедливой иерархической системы. Она набредает на другую сторону медали – измельченную в жерновах невежества и зависти личность маленького человека. Ее помыслы так же мелки и суетны, как внутренний мир говорящих собачек. Чего он хочет от жизни? Уподобиться господам, жениться на знатной молодой барышне, войти в избранное общество, что сулит ему уважение и трепет в глазах представителей света. Его ценности фальшивы, ведь в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Эти несущественные и поддельные фантомы тоже вносят свою лепту в печальный финал. Добиваясь и желая их, человек теряет себя.

Композиция

Композиция повести делится на пять частей, в которых довольно остро чувствуется напряжение, нарастающее в душе героя с каждой новой строкой.

  1. Все начинается с рассказа о довольно никчемной жизни Поприщина и его тайных желаниях.
  2. Далее следует завязка основного действия: герой мечтает жениться на дочери своего начальника — Софи, её красота поразила бедное сердце несчастного чиновника.
  3. Событие развивается, мы видим зачатки безумия в голове главного героя, в момент, когда он будто бы слышит разговор двух собачек на улице, одна из которых является питомицей Софи. Поприщин следует за животными, чтобы больше узнать о хозяйке, а затем решается на довольно странный поступок: украсть письма из корзинки одной собачонки и прочесть их. Из писем он узнает о Теплове – потенциальном женихе своей возлюбленной, и эта новость повергает его в отчаяние.
  4. Кульминация действия происходит в тот момент, когда герой перестает ходить на службу и начинает воображать, будто он скрытый наследник испанского престола.
  5. Повесть заканчивается довольно трагично: Поприщина помещают в сумасшедший дом, где он сталкивается с ужасами содержания душевнобольных и пытается написать письмо матери с просьбой о помощи.

Подтверждение покаянию. Заключение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: