Тест по русскому языку лексика. культура речи 5 класс

Тест по русскому языку лексика 5 класс

2 вариант

A1. Какое слово является однозначным?

1) ключ
2) свёкла
3) остров
4) плоский

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) остывший чай
2) букет цветов
3) ледяной взгляд
4) новая тетрадь

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Мы жёлуди в землю сажали весной.
2) Она услышала быстрый, тревожный шёпот.
3) Волка бояться — от белки бежать.
4) Больше дела, меньше слов.

А4. В каком предложении есть синонимы?

1) Он работал не за страх, а за совесть.
2) Беды терпеть — надо каменное сердце иметь.
3) Под порывами ветра снег запорхал, заметался, закружился.
4) Доброе дело — правду говорить смело.

А5. В каком предложении нет синонимов?

1) Деревья стояли грустные, печальные под осенним дождём.
2) Надо бежать, мчаться туда.
3) Подул лёгкий весенний ветерок.
4) Светлые, лучезарные потоки солнца заливали поляну.

А6. В каком предложении нет антонимов?

1) Заяц укрылся, спрятался в густых зарослях.
2) Молчаливый думает, а болтливый словами сыплет.
3) В громадной коробке лежал маленький флакончик.
4) Горячий чай согревает, а холодная вода укрепляет.

B1. Из предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

После праздника мы долго собирали от ёлки иголки.

В2. Выпишите антонимы.

Кто горя не видал, тот и счастья не знавал.

C1. Напишите, с какой целью используются в речи слова с переносным значени­ем.

Ответы на тест по русскому языку Лексика и культура речи 5 класс1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-4
А5-2
А6-3
В1. косе
В2. печальная, веселою2 вариант
А1-2
А2-3
А3-4
А4-3
А5-3
А6-1
В1. иголки
В2. горя, счастья

1 вариант

1. Укажите неверное утверждение.

а) Слова могут иметь несколько лексических значений.
б) Антонимы относятся к одной части речи.
в) Омонимы — слова, противоположные по лексическому значению.
г) Синонимы — слова, близкие по лексическо­му значению.

2. Отметьте слово, лексическое значение которого опреде­лено неверно.

а) Монолог — речь одного лица.
б) Негодование — возмущение.
в) Изморозь — очень мелкий дождь.
г) Филолог — учёный, изучающий язык и ли­тературу

3. Найдите слово, составные части которого имеют значе­ния жизнь и учение.

а) филология
б) биология
в) геология
г) биография

4. Укажите, в каком варианте глагол употреблён в прямом значении.

а) плачет малыш
б) плачут чайки
в) плачет ветер
г) плачут сосульки

5. Определите, в каком варианте слова не являются сино­нимами.

а) золотистый — янтарный
б) засмеяться — захохотать
в) воображать — фантазия
г) несчастье — горе

6. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.

а) уважительный, б) душевный, в) сердечный, г) чуткий

7. Отметьте ряд, где в каждой паре словосочетаний есть омонимы.

а) старинный замок, старый сундук;
железный замок, железный характер
б) платье из атласа, географический атлас;
сильнее три, три поросёнка
в) мягкий климат, мягкая постель;
клуб дыма, сельский клуб
г) высокая трава, высокая мечта;
сообразительный малыш, смышлёный ребё­нок

8. Укажите ряд, в котором представлена пара антонимов.

а) смелый — грубый
б) уважать — любить
в) щедрый — скупой
г) добрый — могучий

1 вариант

A1. Какое слово является однозначным?

1) звонок
2) крепкий
3) карта
4) полотно

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) крепкая дружба
2) весеннее солнце
3) внимательно смотреть
4) ветки клёна

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Вдали мелькал белый потрёпанный парус.
2) Горя бояться — счастья не видать.
3) Жестокий, лютый мороз шёл по земле.
4) Резкое, грубое слово больно ранит человека.

А4. В каком предложении есть синонимы?

1) Он не говорил, а молчал.
2) Быль — трава, небыль — вода.
3) Нет худа без добра.
4) Свет несколько раз затухал и под конец погас.

А5. В каком предложении нет синонимов?

1) Гнездо орла помещается на самой большой, громадной сосне.
2) Красные и жёлтые листья пестрели на деревьях.
3) Злой, бессердечный поступок обидел старика.
4) Неправда, ложь приносят людям беду.

А6. В каком предложении нет антонимов?

1) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.
2) На голове густо, а в голове пусто.
3) Он любил своего наставника и восхищался его знаниями.
4) Поиграем в игру «Холодно — горячо».

B1. Выпишите из предложения слово, которое имеет омонимы.

На песчаной косе вспыхивали огоньки.

В2. Выпишите антонимы.

На небесах печальная луна
Встречается с весёлою зарёю.(А. Пушкин)

C1. Напишите, с какой целью используются в речи слова в переносном значении.

1 вариант

A1. Какое слово является однозначным?

1) звонок
2) крепкий
3) карта
4) полотно

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) крепкая дружба
2) весеннее солнце
3) внимательно смотреть
4) ветки клёна

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Вдали мелькал белый потрёпанный парус.
2) Горя бояться — счастья не видать.
3) Жестокий, лютый мороз шёл по земле.
4) Резкое, грубое слово больно ранит человека.

А4. В каком предложении есть синонимы?

1) Он не говорил, а молчал.
2) Быль — трава, небыль — вода.
3) Нет худа без добра.
4) Свет несколько раз затухал и под конец погас.

А5. В каком предложении нет синонимов?

1) Гнездо орла помещается на самой большой, громадной сосне.
2) Красные и жёлтые листья пестрели на деревьях.
3) Злой, бессердечный поступок обидел старика.
4) Неправда, ложь приносят людям беду.

А6. В каком предложении нет антонимов?

1) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.
2) На голове густо, а в голове пусто.
3) Он любил своего наставника и восхищался его знаниями.
4) Поиграем в игру «Холодно — горячо».

B1. Выпишите из предложения слово, которое имеет омонимы.

На песчаной косе вспыхивали огоньки.

В2. Выпишите антонимы.

На небесах печальная луна
Встречается с весёлою зарёю.(А. Пушкин)

C1. Напишите, с какой целью используются в речи слова в переносном значении.

2 вариант

А1. Какое слово является однозначным?

1) блондин
2) челнок
3) число
4) серебряный

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) читает письмо
2) ветер воет
3) старинная крепость
4) хлебный магазин

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Хлеб мягкий, свежий.
2) Ищи не дом, а соседей.
3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
4) Корень учения горек, а плод его сладок.

А4. В каком предложении есть синонимы?

1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.
2) Сова спит днём, а охотится ночью.
3) В поэтической речи глаза часто называют очами.
4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь — осторожное и ловкое животное. С1

Опишите дом, в котором вы живёте, используя синонимы.

С1. Опишите дом, в котором вы живёте, используя синонимы.

Ответы на тест по русскому языку Лексика. Культура речи 5 класс1 вариант
А1-2
А2-3
А3-4
А4-1
В1. Тушить
С1. У меня есть любимая игрушка — собачка. Когда эта красавица только у меня появилась, я сразу дала ей имя, Элис. Она необычайно красива и мила. У неё приятная, мягкая шерсть, обвисшие ушки, коричневый носик. Одета она в платье, розового цвета и она изящно смотрится в нём. У моей собачки Элис голубые глаза, если посмотреть на неё, она показывает свой маленький язычок.2 вариант
А1-1
А2-2
А3-4
А4-3
В1. Рысь
С1. Мой дом очень красив и прекрасен. Он довольно большой, можно даже сказать огромный, в нём много подъездов и большое количество окон. У нас очень быстрый лифт, можно сказать прямо молниеносный. Атмосфера дома уютная, комфортабельная, располагающая к отдыху. Мой дом чистый, вымытый от грязи и пыли, в нем все стоит аккуратно и симметрично.

2 вариант

1. Укажите неверное утверждение.

а) Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
б) Прямое значение слова возникает на основе переносного.
в) Синонимы образуют синонимический ряд.
г) Омонимы — слова, которые произносятся одинаково, но имеют различное лексическое зна­чение.

2. Отметьте слово, лексическое значение которого опреде­лено неверно.

а) Этикет — правила поведения людей.
б) Жюри — человек, который присуждает на­граду.
в) Изморось — очень мелкий дождь.
г) Невежа — невоспитанный человек.

3. Найдите слово, составные части которого имеют значе­ния земля и учение.

а) астрология
б) зоология
в) геология
г) география

4. Укажите, в каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении.

а) мягкий хлеб
б) мягкий характер
в) мягкое наказание
г) мягкий свет

5. Определите, в какой из данных пар слова не являются синонимами.

а) колоссальный — громадный
б) блистать — сверкать
в) торопиться — спешка
г) метель — вьюга

6. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.

а) бесполезный, б) бесцельный, в) бессмыслен­ный, г) безрадостный

7. Укажите вариант, в котором слова являются антонимами.

а) горячий — холодно
б) гигант — карлик
в) смелость — подлость
г) скромный — хитрить

8. Найдите предложение, в котором использованы омонимы.

а) И снова, как будто в бреду,
По жёлтым пескам я бреду.
б) Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
в) Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
г) Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый, значит, закалён­ный.

Ответы на тест по русскому языку Лексика1 вариант
1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а, 7-б, 8-в.2 вариант
1-б, 2-б, 3-в, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-а.

1 вариант

А1. Какое слово является однозначным?

1) кисть
2) фауна
3) игла
4) трубить

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) золотое кольцо
2) тёмная ночь
3) серебряные волосы
4) идет по дороге

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.
2) Пришлось долго, терпеливо ждать.
3) Метель метёт, и вьюга плачет.
4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

А4. В каком предложении есть синонимы?

1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
4) Яблоки не кислые, а сладкие.

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Говядину можно тушить с овощами.

С1. Опишите вашу любимую игрушку, используя синонимы.

2 вариант

A1. Какое слово является однозначным?

1) ключ
2) свёкла
3) остров
4) плоский

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) остывший чай
2) букет цветов
3) ледяной взгляд
4) новая тетрадь

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Мы жёлуди в землю сажали весной.
2) Она услышала быстрый, тревожный шёпот.
3) Волка бояться — от белки бежать.
4) Больше дела, меньше слов.

А4. В каком предложении есть синонимы?

1) Он работал не за страх, а за совесть.
2) Беды терпеть — надо каменное сердце иметь.
3) Под порывами ветра снег запорхал, заметался, закружился.
4) Доброе дело — правду говорить смело.

А5. В каком предложении нет синонимов?

1) Деревья стояли грустные, печальные под осенним дождём.
2) Надо бежать, мчаться туда.
3) Подул лёгкий весенний ветерок.
4) Светлые, лучезарные потоки солнца заливали поляну.

А6. В каком предложении нет антонимов?

1) Заяц укрылся, спрятался в густых зарослях.
2) Молчаливый думает, а болтливый словами сыплет.
3) В громадной коробке лежал маленький флакончик.
4) Горячий чай согревает, а холодная вода укрепляет.

B1. Из предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

После праздника мы долго собирали от ёлки иголки.

В2. Выпишите антонимы.

Кто горя не видал, тот и счастья не знавал.

C1. Напишите, с какой целью используются в речи слова с переносным значени­ем.

Ответы на тест по русскому языку Лексика и культура речи 5 класс1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-4
А5-2
А6-3
В1. косе
В2. печальная, веселою2 вариант
А1-2
А2-3
А3-4
А4-3
А5-3
А6-1
В1. иголки
В2. горя, счастья

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: