Тест по русскому языку лексика. группы слов: профессионализмы, диалектизмы 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

1 вариант

А1. Какое из устаревших слов является архаизмом?

1) крепостник
2) перст
3) кольчуга
4) конка

А2. Какое слово является неологизмом?

1) колхоз
2) челобитная
3) спутник
4) файл

А3. Укажите верное толкование слова «пунктуальный».

1) аккуратный, точный
2) прерывающийся
3) точечный
4) местный

А4. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?

1) мерить на свой аршин
2) мутить воду
3) выносить сор из избы
4) пускать пыль в глаза

В1. Из данного предложения выпишите фразеологизм.

Пугачёв привёл меня в себя своим вопросом: «Говори, по какому же делу выехал ты из Оренбурга»?

С1. Напишите об истории возникновения одного из известных вам фразеологизмов.

2 вариант

A1. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

1) Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.
3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.
4) Книга — основа духовной жизни народа.

А2. Укажите предложение, в котором есть профессионализм

1) Старый шкаф стоял на своём месте — в углу террасы.
2) Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
3) Дом был деревянный.
4) В окно заглянула луна.

А3. Укажите верное утверждение

1) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой соци­альной или возрастной средой.
2) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.
3) Жаргонизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной спе­циальности, профессии.
4) Жаргонизмы — слова, вышедшие из употребления.

А4. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм

1) Еды было с гулькин нос.
2) Лето было жаркое.
3) Что посеешь, то и пожнёшь.
4) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные белела…

А5. Укажите неверное утверждение

1) слинять — диалектизм
2) бить баклуши — фразеологизм
3) гроза — общеупотребительное слово
4) лошадь, конь — синонимы

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Всходы ржи на юге нашей страны называют зеленя.

B1. Выпишите из предложения диалектизм.

В2. Замените слово всходы синонимом.

C1. Напишите, для чего иногда в литературных произведениях используются диа­лектизмы.

Ответы на тест по русскому языку Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Фразеологизмы 6 класс1 вариант
А1-3
А2-3
А3-2
А4-3
А5-3
В1. ящику, клёвый
В2. телевизору, интересный2 вариант
А1-2
А2-2
А3-1
А4-1
А5-1
В1. зеленя
В2. ростки

1 вариант

A1. Какая помета даётся в толковых словарях при профессиональных словах?

1) спец.
2) проф.
3) местн.
4) обл.

А2. Укажите предложение, в котором есть эмоционально окрашенное слово

1) Выпал снег.
2) На крутом спуске пришлось резко тормозить.
3) Он срезался на экзамене.
4) На книжной ярмарке было много интересных изданий.

А3. Укажите устаревшее слово

1) ночлег
2) светёлка
3) ступа
4) пьеса

А4. Укажите пример, в котором есть жаргонизм

1) мой приятель
2) новый видак
3) ну и видок
4) огромная ножища

А5. Укажите ошибочное утверждение

1) эмоциональная окраска слов может быть отрицательной
2) эмоциональная окраска слов может быть положительной
3) эмоциональная окраска слов может быть нейтральной
4) эмоциональная окраска слов отражена в толковых словарях

А6. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм

1) Ученье и труд всё перетрут.
2) Маша ревела в три ручья.
3) Стоял тихий летний вечер.
4) Поехали на рыбалку.

Прочитайте предложение и выполните задания B1-В3.

Старик поднял вверх перст и торжественно произнес: «Вся эта история не стоила и ломаного гроша».

В1. Выпишите устаревшее слово.

В2. Выпишите фразеологизм.

В3. Запишите к слову вверх антоним.

С1. Расскажите о роли фразеологизма в речи.

2 вариант

A1. Какая помета даётся в толковых словарях при диалектных словах?

1) спец.
2) проф.
3) местн.
4) обл.

А2. Укажите предложение, в котором есть эмоционально окрашенное слово

1) Любите книгу — источник знаний!
2) Роняет лес багряный свой убор…
3) Ужасный вид из окна.
4) Да она совсем крохотулька.

А3. Укажите устаревшее слово

1) приказчик
2) ярмарка
3) арена
4) тычинка

А4. Укажите пример, в котором есть жаргонизм

1) тащусь от этой музыки
2) играю на аккордеоне
3) люблю поесть
4) слушаю с отвращением

А5. Укажите ошибочное утверждение

1) Слова, вышедшие из повседневного употребления, называются устаревшими.
2) Слова, употребляемые жителями только той или иной местности, называются диа­лектизмами.
3) Неологизмы — слова, ограниченные в своём употреблении социальной или возраст­ной средой.
4) Пополнение словарного запаса родного языка может происходить за счёт заимство­вания слов из других языков.

А6. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм

1) Ребята преодолели все препятствия.
2) Он может любого обвести вокруг пальца.
3) Нужно прийти вовремя.
4) Цыплят по осени считают.

Прочитайте предложение и выполните задания B1-В3.

(1) Вошёл мальчик от горшка два вершка в кафтане и поставил рядом с собакой миску. (2) Щенок начал лопать с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в неё обеими лапами.

В1. Выпишите из предложения 2 эмоционально окрашенное слово.

В2. Выпишите из текста фразеологизм.

В3. Запишите к слову лопать (предложение 2) синоним.

С1. Расскажите о роли фразеологизмов в речи.

Ответы на тест по русскому языку Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова. Новые слова. Исконно русские и заимствованные слова 6 класс1 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-2
А5-3
А6-2
В1. перст
В2. не стоила и ломаного гроша
В3. вниз2 вариант
А1-4
А2-4
А3-1
А4-1
А5-3
А6-2
В1. лопать
В2. от горшка два вершка
В3. есть

Вариант 2

A1. В каком словосочетании есть профессионализм (профес­сиональное слово)?

1) орфоэпические нормы
2) сладкое печенье
3) заячьи следы
4) гранитная набережная

А2. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?
1) Особенно хорошо клюёт рыба на утренней зорьке.
2) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.
3) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.
4) Одет он был в тёплую шубу, на ногах — пимы.

А3. Какое из устаревших слов является историзмом?

1) чело
2) длань
3) барщина
4) ланиты

А4. В каком предложении встречается фразеологизм?

1) Коля лёгок на подъём, вскоре мы уже встретились на оста­новке.
2) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.
3) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккурат­ный узелок.
4) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы.

B1. Из данного предложения выпишите заимствованные слова.

С течением времени климат становился всё суше, реки иссякали, популяции животных шли на убыль.

C1. Почему в русском языке много заимствованных слов? Приведите примеры.

Ответ на тест по русскому языку Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы 6 классВариант 1
А1-3
А2-2
А3-4
А4-4
В1. лагерь, коллеги
С1. Заимствование слов из других языков ощутимо дополняет речь, куда они входят, делают людей ближе друг к другу, становится проще понимать иностранцев, использующих в речи интернациональные термины.Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-3
А4-1
В1. климат, популяции
С1. Заимствование иностранных слов — это один из способов развития современного языка. Язык всегда гибко и быстро реагирует на потребности общества. Заимствования становятся результатом контактов, взаимоотношение народов, государств.

1 вариант

A1. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

1) Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
2) Пожухла трава на полях.
3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
4) На стене висела старинная картина.

А2. Укажите предложение, в котором есть профессионализм

1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.
2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
3) Эспланада-это широкая улица с аллеями.
4) Спелая земляника прятала свои ягоды в траве. А3

Укажите верное утверждение

А3. Укажите верное утверждение

1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.
2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.
3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной спе­циальности, профессии.
4) Диалектизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой соци­альной или возрастной средой.

А4. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм

1) Во поле берёзонька стояла.
2) Туристы зашли в дремучий бор.
3) Бригада работала засучив рукава.
4) Цыплят по осени считают.

А5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром — жаргонизм
2) тихий-громкий — антонимы
3) земля — необщеупотребительное слово
4) делать из мухи слона — фразеологизм

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Слушай, вчера по ящику такой фильм клёвый показали!

B1. Выпишите из предложения жаргонизм(-ы).

В2. Замените жаргонизмы общеупотребительными словами.

C1. Напишите, согласны ли вы с мнением языковеда Л.И. Скворцова: «Употребле­ние жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь».

1 вариант

А1. В каком словосочетании есть профессионализм (профессиональное слово)?

1) лисий след
2) кухонный нож
3) корабельный кок
4) морская вода

А2. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

1) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.
2) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.
3) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.
4) В марте в лесу появились первые проталины.

А3. Какое из устаревших слов является историзмом?

1) чело
2) ветрило
3) очи
4) армяк

А4. В каком предложении встречается фразеологизм?

1) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы.
2) С еловой ветки мне на голову упал снег.
3) В чистой воде озера хорошо было рыбам.
4) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули.

В1. Из данного предложения выпишите заимствованные слова.

Вернувшись в лагерь, мы узнали, что наши коллеги на востоке уже несколько дней блуждают по дикой гор­ной пустыне.

С1. Напишите, что вы знаете о роли заимствованных слов в русском языке. Приведите примеры.

2 вариант

А1. Какое из устаревших слов является архаизмом?

1) оброк
2) боярин
3) дщерь
4) ясак

А2. Какое слово является неологизмом?

1) обоз
2) сканер
3) космос
4) теплоход

А3. Укажите верное толкование слова «батальный».

1) отеческий
2) командующий
3) военный
4) нарядный

А4. Какой фразеологизм имеет значение «сделать посильный вклад»?

1) поставить на место
2) внести лепту
3) подложить свинью
4) втирать очки

В1. Из данного предложения выпишите фразеологизм.

Даже если тебе трудно, не надо опускать руки.

С1. Напишите о роли фразеологизмов в языке.

Ответы на тест по русскому языку Лексика. Группы слов: устаревшие слова, неологизмы, фразеологизмы. Лексическое значение 6 класс1 вариант
А1-2
А2-4
А3-1
А4-3
В1. Привёл в себя
С1. Фразеологизм «стреляный воробей» — очень опытный, бывалый человек, которого трудно провести. По данным большинства источников, данный фразеологизм произошел от пословицы «старого воробья на мякине не проведёшь» путем разделения ее на два отдельных выражения: «старый (стреляный) воробей» и «на мякине не проведешь». Ну а сам образ старого или стреляного воробья произошел из наблюдения за повадками воробьев и был перенесен на бывалых, ушлых людей. Замечено, что опытные воробьи, в отличие от молодых, легко отличат отходы, образовавшиеся при обмолоте зерна (мякину) от самого зерна.2 вариант
А1-3
А2-2
А3-3
А4-2
В1. Опускать руки
С1. В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.

2 вариант

А1. В каком словосочетании есть профессионализм (профессиональное слово)?

1) орфоэпические нормы
2) сладкое печенье
3) заячьи следы
4) гранитная набережная

А2. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

1) Особенно хорошо клюёт рыба на утренней зорьке.
2) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.
3) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.
4) Одет он был в тёплую шубу, на ногах — пимы.

А3. Какое из устаревших слов является историзмом?

1) чело
2) длань
3) барщина
4) ланиты

А4. В каком предложении встречается фразеологизм?

1) Коля лёгок на подъём, вскоре мы уже встретились на остановке.
2) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.
3) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккуратный узелок.
4) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы.

В1. Из данного предложения выпишите заимствованные слова.

С течением времени климат становился всё суше, реки иссякали, популяции животных шли на убыль.

С1. Напишите, как вы считаете, почему в русском языке много заимствованных слов. Приведите примеры.

Ответы на тест по русскому языку Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы 6 класс1 вариант
А1-3
А2-2
А3-4
А4-4
В1. Лагерь, коллеги
С1. Роль заимствований в составе русского языка сложно переоценить. Ведь такие слова не просто уже являются частью современной лексики. Они еще и значительно обогащают её. Ведь, как правило, с возникновением заимствованного слова возникает новое понятие. Следовательно, язык располагает большим количеством синонимов, антонимов, что делает речь богатой, яркой, образной. Примеры: жалюзи, бутерброд.2 вариант
А1-1
А2-4
А3-3
А4-1
В1. Климат, популяции
С1. Чаще всего новые слова приходили из стран, с которыми у Российского государства было много экономических, культурных и политических связей, а также военных конфликтов. В период принятия христианства на Русь из греческого языка постепенно пришли слова, которые были связаны с повседневным бытом, наукой, просвещением и религией: алфавит, диалект, грамматика, ангел, икона, монастырь.

2 вариант

A1. Какая помета даётся в толковых словарях при диалектных словах?

1) спец.
2) проф.
3) местн.
4) обл.

А2. Укажите предложение, в котором есть эмоционально окрашенное слово

1) Любите книгу — источник знаний!
2) Роняет лес багряный свой убор…
3) Ужасный вид из окна.
4) Да она совсем крохотулька.

А3. Укажите устаревшее слово

1) приказчик
2) ярмарка
3) арена
4) тычинка

А4. Укажите пример, в котором есть жаргонизм

1) тащусь от этой музыки
2) играю на аккордеоне
3) люблю поесть
4) слушаю с отвращением

А5. Укажите ошибочное утверждение

1) Слова, вышедшие из повседневного употребления, называются устаревшими.
2) Слова, употребляемые жителями только той или иной местности, называются диа­лектизмами.
3) Неологизмы — слова, ограниченные в своём употреблении социальной или возраст­ной средой.
4) Пополнение словарного запаса родного языка может происходить за счёт заимство­вания слов из других языков.

А6. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм

1) Ребята преодолели все препятствия.
2) Он может любого обвести вокруг пальца.
3) Нужно прийти вовремя.
4) Цыплят по осени считают.

Прочитайте предложение и выполните задания B1-В3.

(1) Вошёл мальчик от горшка два вершка в кафтане и поставил рядом с собакой миску. (2) Щенок начал лопать с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в неё обеими лапами.

В1. Выпишите из предложения 2 эмоционально окрашенное слово.

В2. Выпишите из текста фразеологизм.

В3. Запишите к слову лопать (предложение 2) синоним.

С1. Расскажите о роли фразеологизмов в речи.

Ответы на тест по русскому языку Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова. Новые слова. Исконно русские и заимствованные слова 6 класс1 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-2
А5-3
А6-2
В1. перст
В2. не стоила и ломаного гроша
В3. вниз2 вариант
А1-4
А2-4
А3-1
А4-1
А5-3
А6-2
В1. лопать
В2. от горшка два вершка
В3. есть

2 вариант

A1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

1) пришло тепло — сильный холод
2) груша (плод) — груша (боксерская)
3) добрый бегемот — огромный гиппопотам
4) красное яблоко — розовое платье

А2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

1) сосновый бор — зубоврачебный бор
2) угрюмый человек — радостный день
3) красный платок — алый стяг
4) хвойный лес — лиственный лес

А3. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом зна­чении

1) твёрдое решение
2) твёрдое яблоко
3) твёрдая походка
4) твёрдый характер

А4. В каком порядке должны стоять предложения, чтобы получился текст?

(1) Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке с матерью, не мог читать.
(2) Карл Иваныч был очень не в духе.
(3) Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать.
(4) Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтём по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были выучить.

1) 4, 2, 1, 3
2) 3, 1, 4, 2
3) 2, 4, 3, 1
4) 1, 2, 3, 4

А5. Укажите неверное утверждение

1) В тексте можно выделить план содержания и план выражения этого содержания.
2) Предложения в тексте могут связываться с помощью однокоренных слов.
3) Предложения в тексте могут связываться с помощью синонимов.
4) Предложения в тексте не обязательно связаны по смыслу.

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.
Чайка летела над гребнем волны.

B1. Выпишите из предложения многозначное(-ые) слово(-а).

В2. Запишите синоним(-ы) к слову летела.

C1. Напишите, с какой целью используются в речи слова с переносным значением.

Ответы на тест по русскому языку Лексика. Текст 6 класс1 вариант
А1-1
А2-1
А3-2
А4-2
А5-4
В1. заледенело, примерзли, колючий, прошёл
В2. день2 вариант
А1-1
А2-1
А3-2
А4-3
А5-4
В1. гребнем, волны
В2. порхала, парила

Вариант 1

A1. В каком словосочетании есть профессионализм (профес­сиональное слово)?

1) лисий след
2) кухонный нож
3) корабельный кок
4) морская вода

А2. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

1) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.
2) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.
3) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.
4) В марте в лесу появились первые проталины.

А3. Какое из устаревших слов является историзмом?

1) чело
2) ветрило
3) очи
4) армяк

А4. В каком предложении встречается фразеологизм?

1) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы.
2) С еловой ветки мне на голову упал снег.
3) В чистой воде озера хорошо было рыбам.
4) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули.

B1. Из данного предложения выпишите заимствованные слова.

Вернувшись в лагерь, мы узнали, что наши коллеги на востоке уже несколько дней блуждают по дикой гор­ной пустыне.

C1. Какова роль заимствованных слов в русском языке? Приведите примеры.

1 вариант

A1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

1) горячий пирожок — жаркий день
2) теплый чай — холодный вечер
3) иголка ели — иголка для шитья
4) твёрдый ком — твёрдый характер

А2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

1) родниковый ключ — ключ от замка
2) разговорчивый человек — молчаливый юноша
3) давай смеяться — стали хохотать
4) зелёный забор — зелёная краска

А3. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

1) железный гвоздь
2) железная воля
3) железная труба
4) железная коробка

А4. В каком порядке должны стоять предложения, чтобы получился текст?

(1) Перед мальчиком, за деревьями, был виден кирпичный дом с аркой в стене.
(2) Посреди этого двора возвышалась огромная круглая клумба с цветущими астра­ми, георгинами и яркими, как огоньки, настурциями.
(3) Здесь было гораздо красивее.
(4) Толя пошёл прямо под эту арку, надеясь выйти на улицу, но попал в другой двор.

1) 2, 3, 1, 4
2) 1, 4, 2, 3
3) 3, 1, 4, 2
4) 1, 3, 2, 3

А5. Укажите неверное утверждение

1) Текст — это два и более предложений, связанных по смыслу.
2) Текст имеет или может иметь заглавие.
3) Предложения в тексте могут связываться повторением одного и того же слова.
4) Текст — это несколько предложений, не связанных по смыслу.

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.
А к ночи небо заледенело, звёзды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне.

B1. Выпишите из предложения слова, употреблённые в переносном значении.

В2. Запишите антоним к слову ночь.

C1. Напишите, с какой целью используются в речи синонимы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: