Тест по литературе черная курица или подземные жители 5 класс

Вопросы по сказке погорельского «черная курица, или подземные жители» с ответами, 5 класс

Краткое содержание

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.

Рядом со зданием пансиона был большой двор. Алеше нравилось гулять там и кормить курочек, а особенно черную хохлатую, «названную Чернушкою», которая даже разрешала себя гладить.

Как-то во время зимних каникул кухарка собиралась поймать и убить Чернушку, так как та не несла яиц. Чтобы спасти курочку, мальчик отдал кухарке «все его имение» – золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка весь день ходила за Алешей по двору, будто хотела ему что-то сказать.

Ночью Алеша не спал. Неожиданно в его комнате появилась Чернушка и позвала пойти с ней. Курочка повела его через комнаты старух-голландок, также живших в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка. Мальчик позвал кошку, она неожиданно замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали. Курочка сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка повела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой двери из желтой меди. Стоявшие у стен два рыцаря набросились на Чернушку, и курочка начала с ними сражаться. Алеша упал в обморок.

Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.

Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались – оказалось, что это были пустые латы.

Они вошли в большую залу. Чернушка оставила Алешу одного. Неожиданно из боковой двери «вошло множество маленьких людей <�…> в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек с величественною осанкою, на голове с венцом». Алеша догадался, что это был король. Король поблагодарил мальчика за то, что тот спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», указав на маленького человечка, одетого во все черное с малиновой шапочкой. В нем мальчик узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может попросить у него любую награду. Алеша попросил первое, что пришло в голову, – чтобы он всегда знал урок, который ему задали. Король дал мальчику конопляное семечко, но попросил никому о них не рассказывать.

Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное зернышко. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеше же «совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Чернушка все это время не появлялась.

Однако вскоре Алеша начал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «сделался гордый и непослушный», «страшный шалун». Чтобы проучить мальчика, учитель задал ему выучить 20 страниц. Алеша же на этот раз шалил еще сильнее. Но на следующий день мальчик не обнаружил зернышка в кармане и не смог ничего рассказать на уроке. В наказание учитель запер Алешу, пока он все не выучит.

Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.

Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать – распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.

Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.

Учёба Алёши в пансионе

Начинается эта сказка с описания мужского пансиона, расположенного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Одним из учеников был малыш Алеша, которого неизменно любили учителя и одноклассники.

Мальчик был добрым к близким, а в особенности ему нравилась курочка Чернушка, которую он часто подкармливал и смотрел за её играми. Птица отвечала ребёнку взаимностью, разрешая себя гладить, и отгоняя других агрессивных петухов от мальчишки.

Во время зимних каникул кухарка решила приготовить ученикам бульон, поэтому собралась поймать Чернушку. Чтобы спасти свою любимую курочку, Алёша отдал кухарке золотую монету, которую подарила ему бабушка. Мальчик спас Чернушку, а она в последующем целый день ходила за ним, словно пытаясь что-то ему рассказать.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Викторина с ответами для 3 класса по сказке Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Описание. Данная викторина разработана для учителей начальных классов для закрепления и обобщения знаний учащихся сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Викторина может быть использована как на внеклассном мероприятии, так и на этапе закрепления изученного материала. Цель: выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке. Задачи: развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); расширение словарного запаса; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств обучающихся на примере главного героя; воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу. Планируемые результаты:

Личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; — определять общие для всех правила поведения; — определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД: — работать по предложенному плану, инструкции; — высказывать свое предположение на основе учебного материала; — осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; — уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи.

Тест по повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» 5 класс по программе п/р В.Я.Коровиной. Ответы

1. Укажите верный вариант названия сказочной повести Антония Погорельского:«Черная курица, или Подземные жители»«Черная птица, или Подземные жители» «Черная курица, или Подземные обитатели»2. Где происходит действие сказочной повести?В тридевятом государствеВ МосквеВ Санкт-Петербурге3. Как зовут главного героя повести?АнтошаАндрюшаАлеша4. Где воспитывался мальчик?в пансионатев пансионе в гимназии5. Что такое дортуар?спальные комнаты детейучительскаяванная комната6. Укажите возраст героя6-7 лет8-9 лет9-10 лет7. Чем он занимался по воскресеньям и праздничным дням?1. отправлялся в родительский дом2. оставался один и читал3. работал8. О ком идет речь: «…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?1. о воспитанниках2. о собаках3. о курочках9. Что такое «зимние вакации»1. зимние каникулы2. прививки зимой3. катание на санках10. О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом?1. нарезать лук2. проследить за кастрюлей3. поймать курицу11. Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю?1. он дал ей империал2. он пригрозил ей расправой3. он сбежал из учебного заведения12. Почему Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?1. у него болел живот2. урок не стоил ему труда3. учитель льстил ему13. Что происходило с характером Алеши после того, как он прославился на весь Петербург своим умом?1. он начал важничать перед другими и вообразил себя умнее всех2. он впал в депрессию3. он получил Нобелевскую премию14. Выучил ли Алеша свое самое большое задание в 20 страниц (без помощи зернышка)?1. да2. нет3 .Наполовину15. Каким было наказание за невыученный урок?1. сидеть в комнате на хлебе и воде2. убираться в пансионе3. исключение из пансиона16. Каким образом Алеше удалось вернуть себе зернышко?1. он отыскал его на заднем дворе2. оно было в другом кармане3. ему вернула его Чернушка17. Закончи мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …»1. окно2. трубу3. в щёлочку18. Почему Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных жителях?1. его собирались высечь розгами2. он хотел похвалиться своими знакомствами3. его об этом попросила Черная курица19. Что случилось с подземными жителями после того, как Алеша выдал их тайну?1. они переселились в пансион2. они вынуждены были переехать3. всё осталось по-прежнему20. Сколько недель Алеша пробыл в горячке?1. 2 недели2. 4 недели3. 6 недель

Ответы:1-12 – 33 – 34- 25- 16 – 37 – 28- 39 – 1 10 – 3 11 – 1 12 – 2 13 – 1 14 – 2 15 – 1 16 – 3 17 – 3 18 – 1 19 – 2 20 — 3

«Черная курица или подземные жители» сокращенно

Краткое содержание Черная курица для читательского дневника:

Мальчик Алеша уже в течение двух лет живет в мужском пансионе вдали от родителей и чувствует себя одиноким. По выходным мальчик часто играет с черной курицей, а однажды, когда кухарка хотела зарубить ее, он убедил женщину не делать этого.

Ночью к нему в спальню пришла Чернушка и повела мальчугана под землю в странный город, где она была министром. По дороге мальчик видел различные чудеса. Король подземных жителей подарил мальчугану просяное зернышко, имея которое можно никогда не делать уроков, но всякий раз все знать назубок. При этом мальчика предупредили, что он все случившееся с ним должен держать в строжайшей тайне.

После этого Алеша очень изменился, стал заносчивым и шаловливым и растерял всех своих друзей. И однажды учитель наказал его, и мальчик, сильно испугавшись, рассказал о волшебном зернышке.

Ночью он вновь увидел Чернушку в последний раз, поскольку теперь подземные жители должны были покинуть свой город, потому что их тайна стала известна.

Алеша вновь стал послушным, добрым мальчиком и вновь приобрел друзей в пансионе.

Вывод

Получив зернышко, Алеша изменился в худшую сторону, а утратив волшебную силу, вновь стал хорошим. Получается, что волшебство не всегда идет на пользу людям.

Анализ сказки

Даже краткая аннотация к этой сказке дает понять, что это повесть о дружбе и о чувстве долга, которые должны воспитываться с детства.

Заполняя читательский дневник, школьники прилежно пересказывают сюжет и дают описание героев. Но мало кто задумывается о том, для чего вообще автор рассказал эту историю. А ведь эта повесть на самом деле основана на традиции старинного рыцарского романа. Конечно, важны и характеристика героев, и конкретные события — все это обязательно нужно включать и в план школьного сочинения.

Но смысл сказки в том, что она дает предостережение. Благодаря дружбе с Чернушкой, Алеша узнает, пожалуй, главную мудрость, которая часто звучала в произведениях авторов эпохи романтизма, но не утратила своей актуальности и сегодня. И заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение добиваться всего собственными силами и прилежанием.

В этом состоит основная мысль произведения. Но оно также напоминает нам, что, ошибаясь в выборе между добром и злом, человек всегда подводит своих друзей. Это не всегда можно исправить — так, Алеша не сможет вернуть подземных жителей или снять кандалы с друга. Но у него есть шанс загладить вину, осознав свои ошибки.

Темой сказки стало именно подземное царство, поскольку:

  • Погорельский увлекался популярными в то время сказками братьев Гримм и немецкими народными легендами о гномах и подземных царствах;
  • автор лично знал Гофмана, автора истории о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,

Впрочем, взрослые исследователи изучают текст произведения гораздо серьезнее. Они утверждают, что на самом деле путешествие в подземное царство является обрядом инициации, то есть посвящения Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как мистический персонаж, является проводником чуть ли не в загробный мир.

История создания

Автора сказки — Антония Погорельского — на самом деле звали Алексей Перовский. А сочинил он эту историю для своего племянника Алеши, которого мы сегодня знаем как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого

Внимательный читатель наверняка обратит внимание на то, что главного героя сказки зовут так же, как автора и его племянника. Исследователи же подчеркивают, что в сказке есть автобиографические мотивы. Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей

Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:

Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей. Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:

  • зловещие двойники;
  • различные мистические преображения;
  • борьба с самим Духом Зла.

А вот «Черную курицу» он сочинил в другом жанре — это волшебная повесть, где реалистичные сцены переплетаются с фантастическими эпизодами. Причем история эта построена таким образом, что необычные персонажи, которые окружают Алешу, вполне могут быть плодом его воображения — читатель об этом так и не узнает достоверно. Ведь мальчик очень любит читать, и, как и Дон Кихот Сервантеса, он большой охотник до рыцарских романов и волшебных историй.

Повесть была напечатана в детском журнале «Новая детская библиотека» и даже стала своего рода сенсацией. Издатель Борис Федоров приложил все усилия для того, чтобы Погорельский написал продолжение истории или хотя бы еще что-нибудь в том же духе. Но будущий основоположник русской фантастической прозы больше для детей не написал ничего, хотя его творчество для взрослых также заслуживает внимания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: