Сочинение на тему дуэль в романе герой нашего времени

Историческая справка — Октябрьская революция

Октябрьская революция не возникла ниоткуда, у нее были свои причины. Люди того времени устали от военных действий, полнейший развал грозил промышленности и сельскому хозяйству, крестьяне все больше нищали с каждым днем при отсутствии решения по аграрному вопросу. Проведение социальных и экономических реформ постоянно оттягивалось, в стране возник финансовый кризис катастрофического характера. Вследствие указанного в начале июля 1917 Петроград сотрясают народные волнения, которые требуют свергнуть Временное правительство. Власть издает указ подавить мирную демонстрацию с применением оружия. Проносится волна арестов, повсюду начинаются смертные казни. В этот момент буржуазия побеждает. Но в августе революционеры отыгрывают свои позиции.

Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия — это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся. В сентябре большевики получают больше половины голосов на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов. 24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений. 26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны — капиталистическую и социалистическую.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

Описание слайда: Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах. Капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин — это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея…не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.

Значение дуэли в жизни главного героя

Дуэль служит заключительным этапом, который приводит героя к мысли о том, что он выбрал неправильный путь, совершил большую ошибку, выбрав себе в супруги Элен. Он осознаёт, что втянут в чужую игру, что не хочет продолжать жить в унизительном положении рядом с непорядочной женщиной. Этап отношений с Элен закончен, Пьер стал гораздо твёрже, решительнее и опытнее. Он почувствовал, как легко можно лишить человека жизни, не имея на то ни права, ни оснований. Пьер чувствует необходимость изменить свой образ жизни, уйти от всех, найти смысл жизни, который стал бы для него спасением.

В нашей статье содержится анализ эпизода “Дуэль Пьера Безухова с Долоховым”. Этот материал будет полезен при подготовке к написанию сочинений по теме.

Вариант 4

Печорин и Грушницкий – одни из главных героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».  Они познакомились еще в крепости и были приятелями, хотя чуткий Печорин понимал, что между ними когда-нибудь будет конфликт. Спустя долгое время разлуки молодые люди встретились на лечебных водах. Прибывая в Пятигорске, Грушницкий и Печорин невольно попали в любовный треугольник. Грушницкий был влюблен в княжну Мэрии, а княжна Мери была влюблена в Печорина. Грушницкий в порыве злости распустил слух о том, что Печорин тайно посещает княжну Мэри. Такие слухи могли  уничтожить репутацию  юной девушки. Печорин заступился за княжну и вызвал Грушницкого на дуэль.

Ночь перед дуэлью выдалась не простой для Печорина. Его одолевали, мыли, он размышлял: «для какой цели я родился?». Грушницкий же задумал подлость. Он собирался подложить Печорину незаряженный пистолет. Он долго сомневался, но все же решился на подлость. Ночь для него была беспокойной и бессонной.

На место дуэли взволнованный Грушницкий приехал первым. Волнение читалась на его лице, внутри шла какая-то борьба. Печорин же был на вид спокойный, но пульс у него бешено бился. Он, пытаясь избежать дуэли, предлагает Грушницкому отказаться от клеветы и просить извинений. Но гордый Грушницкий, веря в свою правоту и победу, не отказывается от своих слов.

Тогда Печорин усложняет условия дуэли, теперь дуэль должна закончиться смертью одного. Каждый встанет на обрыве скалы даже небольшое ранение закончиться смертью (падением со скалы). Печорин, зная о подлом замысле соперника, решил проверить его великодушие. Печорин предоставил Грушницкому все выгоды и по решению жеребья Грушницкий стреляет первым.  И, правда, Грушницкий весь побледнел, его колени дрожали, он даже опустил пистолет. Но, колеблясь, он все же выстрелил. Промахнулся, лишь оцарапал колено Печорина.

Теперь Грушницкий стоит на краю скалы. Печорин еще раз просит, раскается и отказаться от клеветы. Но Грушницкий непоколебим, он лучше выберет смерть, чем откажется от своих слов. Тогда Печорин требует зарядить свой пистолет. Грушницкий признал, что хотел нечестной дуэли. Печорин еще раз просит Грушницкого раскается.  Грушницкий впадает в ярость: «Стреляй! Я себя презираю, я вас ненавижу!» Печорин выстрелил. Конечно же, он не мог промахнуться. Грушницкий, раненый в руку, упал со скалы.

После дуэли для Печорина мир потерял краски, а на сердце лежал тяжелый камень.

Роковой день

Неопытный дуэлянт мучится совестью, за ночь перед встречей с оппонентом, он окончательно понимает, что его супруга – лживая, ничтожная, развратная женщина. Он даже оправдывает Долохова, понимая, что сам поступил бы также, если бы подобная ситуация случилась с ним. Пьер боится убить человека, но простить обидчика он не может. Секунданты отлично понимают, что скорее всего во время дуэли погибнет Безухов – неловкий, неопытный, беспомощный, как ребёнок. За несколько минут до выстрела секундант объясняет Пьеру, куда нажимать, чтобы оружие выстрелило… Безухов очень волнуется и спешит, поэтому, видимо, стреляет первым. Он случайно попадает в Долохова, ранит его. Этот факт ужасает героя, Долохов же, имея право выстрелить практически в упор, почему-то промахивается. Он очень расстроен, что не попал. Пьер в ужасе от того, что ранил человека. Этот момент очень ярко характеризует главного героя. В романе “Война и мир” много подобных фатальных моментов, которые очень реалистичны и вместе с тем – невероятны.

Главный герой убегает с места, где всё произошло, он на грани сумасшествия – винит себя, шепчет слова раскаяния, к нему приходит понимание того, как хрупка человеческая жизнь.

Дуэль

Важно понять, каково было поведение Грушницкого и Печорина во время дуэли. Грушницкий был уверен в том, что пистолет его противника не будет заряжен

Так запланировала его «шайка», которая хотела проучить Печорина и доказать, что тот поступит трусливо во время дуэли. Печорин знает о намерениях «вражеской шайки», которые были похожи на настоящее убийство.

Описание Грушницкого во время поединка говорило о его пугливости и трусливости: «тусклая бледность покрывала его щеки», во взгляде его было «беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». Как отмечает Печорин в своем дневнике, лицо Грушницкого «ежеминутно менялось».

Печорин поступает как человек благородный. Зная о предательстве Грушницкого, он предлагает ему отказаться от клеветы, тем самым избавив себя от дуэли. Эта характеристика говорит о том, что Печорин не хотел смерти Грушницкого, он хотел справедливости.

Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего не показывал Грушницкому и драгунскому капитану, что он знает об их преступном обмане. Хотя пульс, как отметил доктор Вернер, у Печорина был «лихорадочный», на лице его волнение никак не отразилось.

Главный герой поставил условие стреляться на самом краю площадки, тем самым Печорин поставил Грушницкого в «затруднительное положение», которое заставило бы его либо стать убийцей, либо «оставить свой подлый замысел».

Такое предложение действительно повлияло на Грушницкого. Он долго спорил с капитаном, не желая осуществлять предложенный им план, потому что «ему было стыдно убить человека безоружного».

Колени Грушницкого дрожали, он не мог выстрелить, однако презрение драгунского капитана заставило его это сделать. Печорин следил за противником, пытаясь найти хотя бы «легкий след раскаяния», однако он видел скрываемую улыбку.

Печорин вновь спросил у Грушницкого, не готов ли он отказаться от своей клеветы, а затем попросил доктора перезарядить пистолет, раскрыв их злой замысел. Печорин вновь предложил Грушницкому раскаяться, напомнив ему, что они когда-то были друзьями. После слов Грушницкого о том, что им нет на земле места вдвоем, Печорин выстрелил. «Грушницкого на площадке не было».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дуэль Печорина и Грушницкого», подробно проанализирует эпизод дуэли, раскроет ее причины и повод.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Савченко

    16/16

  • Владислав Исаев

    16/16

  • Игнатий Загородников

    14/16

  • Наталья Садовская

    11/16

  • Sacred Air

    14/16

  • Людмила Федорова

    16/16

  • Курбанов Шамиль

    9/16

  • Никита Морозов

    9/16

  • Ильин Максим

    8/16

  • Соня Зубарева

    16/16

Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого

Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится. Место действие выбрано автором тоже не случайно. На Кавказ, в то время отправлялись люди, которые оказались не угодны правительству. К числу неугодных принадлежал и Печорин (и сам автор).

Грушницкий и Печорин вместе служили и были друзьями. Грушницкий, молодой человек, юнкер, любит говорить пышными фразами, любит пафос. Он разжалован в солдаты, за какой то проступок и пытается играть роль «байроновского героя». Сначала он играет роль страдальца-героя войны в солдатской шинели, затем получив чин корнета, справляет себе роскошный мундир. Он высокомерен и поглядывает с жалостью и снисхождением на Печорина. Грушницкий не желает трезво взглянуть на окружающую действительность в этом причина его зазнайства. Он влюблён в княжну Мери но она влюбляется в Печорина. Сам же Печорин не упускает возможности уколоть Грушницкого. Вообще Печорин двойственен в своём характере. Ценя дружбу с Грушницким, он в то же время сводит её к нулю, провоцируя конфликт.

Грушницкий теряет голову от ревности, начинает плести интриги, клеветать. В результате между Печориным и Грушницким происходит дуэль.

Несколько интриганов, окружавших Грушницкого сговорившись, совершает подлость, − не положить пулю в пистолет Печорина.

Сама дуэль проходит на краю пропасти. Печорин в минуту опасности проявляет недюжинное самообладание и зная что его оружие не заряжено, спокойно становится на мушку. Тут выступает фатум героя, его призрение к смерти и в то же время он желает испытать своего противника на честь. Но, Грушницкий призрев благородство, стреляет в Печорина (у которого не заряжено оружие). Грушницкий промахнулся и только оцарапывает ногу своего противника. Теперь черёд Печорина стрелять (ему заряжают пистолет, не смотря на протесты секундантов Грушницкого). Печорина охватывает чувство отмщения, он готов стрелять в Грушницкого, но решает дать тому шанс на спасение, таким образом, хочет ещё уязвить самолюбие Грушницкого.

«Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я вам прощу все, вам не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено», − говорит ему Печорин. Грушницкий, пристыжен собственным бесчестным поступком, отвечает: «Нам нет места вдвоём на земле. Стреляйте!».

Выстрел был точным. Печорин убивает Грушницкого. Лермонтов показал двойственность ипостаси Печорина.  С одной стороны ему искренне жаль Грушницкого, попавшего в нелепое положение, с другой по условиям поединка он должен выстрелить, но в то же время он мог бы и промахнуться, тем самым спасти жизнь Грушницкому.

Сюжет

Будучи сорокалетним солидным мужчиной, Владимир Петрович В. Поделился с близкими друзьями историей своей первой любви.

Шестнадцатилетний Владимир с родителями проживал на даче, где усердно готовился к предстоящим вступительным экзаменам в университет. Вскоре в соседний флигель въехали новые постояльцы – княгиня Засекина с дочерью. Когда Владимир увидел княжну – двадцатиоднолетнюю красавицу Зинаиду, то тут же влюбился в нее без памяти. Он мечтал познакомиться с ней, вскоре ему представился удобный случай сделать это.

Однажды мать Володи отправила его к Засекиным с предложением нанести визит. Юноша был неприятно удивлен поведением и манерами княгини, в то время как Зинаида вела себя безупречно. Почти весь вечер она беседовала с отцом Владимира, не обращая на юношу никакого внимания, и лишь перед уходом попросила нанести ей визит. Владимир стал бывать у Засекиных почти каждый вечер. Он по уши влюбился в Зинаиду, однако девушка видела в нем лишь ребенка, и не проявляла к нему никакого интереса.

Красивая, умная, прекрасно образованная Зинаида имела большой успех у мужчин, и всегда была окружена поклонниками. Неожиданно для себя она влюбилась в отца Владимира, Петра Васильевича, который был старше ее на двадцать лет. Чувства Зинаиды были настолько сильны, что она не боялась пожертвовать ради любви собственной репутацией.

Однажды Владимир стал невольным свидетелем свидания отца и Зинаиды. Их связь до глубины души потрясла юношу, но он не смел осуждать влюбленных. Когда об отношениях Петра Васильевича и Зинаиды стало известно матери Владимира, а после и всему местному обществу, разгорелся нешуточный скандал, и Засекиным пришлось вернуться в Москву. Перед их отъездом Владимир успел признаться Зинаиде в любви.

Спустя некоторое время Владимир вновь стал свидетелем свидания отца и Зинаиды. Девушка пыталась в чем-то убедить Петра Васильевича, но тот в ответ ударил ее хлыстом по руке. Владимир был потрясен реакцией своей возлюбленной – она поднесла руку к губам и поцеловала след от удара.

Семья Владимира поселилась в Петербурге, где юноша поступил в университет. Спустя полгода от сердечного приступа скончался Петр Васильевич, получив перед этим загадочное письмо из Москвы.

После окончания университета Владимир узнал, что Зинаида вышла замуж. Он хотел навестить ее, но все оттягивал встречу. Когда же Владимир приехал по адресу, то узнал, что его первая любовь скончалась несколько дней назад во время родов.

Чему учит повесть?

Нравственные уроки в повести Тургенева состоят из нескольких пунктов:

  • Вывод: «Первая любовь» вдохновляет нас на смелость в проявлении эмоций. Не нужно бояться любви, ведь самая неразделенная привязанность – самое прекрасное воспоминание. Лучше испытать счастье на миг, чем быть несчастным всю жизнь из-за того, что предпочел покой душевным терзаниям.
  • Мораль: каждый получает по заслугам. Зинаида играла мужчинами – и вот она пешка в руках Петра Васильевича. Он сам женился по расчету, отверг соседку – умер от инсульта, «перегорел». Зато Владимир, несмотря на трагедию, получил ярчайшее воспоминание в жизни, и при этом его совесть спокойна, ведь он никого не травмировал и искренне отдавал всего себя нежной привязанности.

«Первой любви» уже более 150 лет. Однако это произведение не теряет актуальности. Скольким людям именно первые чувства разбили сердце навсегда! Но, тем не менее, каждый бережно хранит в душе эти эмоции. А красота, с какой написана эта книга, заставляет перечитывать ее много раз.

Вариант 3

В главе «Княжна Мери» в одной из сюжетных линий представлена трагичная история взаимоотношений Григория Печорина и Грушницкого. Оба героя в душе всегда недолюбливали друг друга, но внешне это никак не показывали. Они периодически встречались и мирно общались на разные темы. Окончательной причиной их раздора стала княжна Мери, за которой оба офицера ухаживали. Только Грушницкий имел к девушке серьёзные намерения, а Печорин добивался её любви в отместку неприятелю, чтобы доказать своё превосходство перед ним. Таким образом, пропасть между героями росла с геометрической прогрессией и привела к дуэли. Поводом для неё послужила клевета Грушницкого о Печорине и Мери.

Накануне поединка Григорий узнает от Вернера о том, что секунданты противника намерены оставить пистолет Печорина незаряженным. Всю ночь перед дуэлью Печорину не спалось, мучила тревога. Утром холодный нарзан, прогнал следы бессонницы на лице Григория, придал ему свежесть, бодрость и спокойствие. К месту дуэли он ехал неторопливо и любовался природой. Грушницкий уже ждал его там.

Секундант Печорина Вернер предложил неприятелям помириться, и Печорин был готов к этому. Грушницкий воспринял такое предложение за трусость соперника и надменно отказался просить извинения, чем очень разозлил Григория. В связи с этим, он предложил усложнить условия дуэли: каждый из соперников должен стоять на краю пропасти, что не даст возможности уцелеть даже при лёгком ранении. Этим пожеланием Григорий поставил Грушницкого в затруднительное положение, так как изменил его планы. Он был намерен легко ранить Печорина в ногу, чтобы таким образом потешить своё тщеславие и успокоить совесть.

Перед Грушницким был ещё один выбор – открыть свой подлый замысел, но этого не случилось. По жребию ему выпало сделать выстрел первому. Грушницкий покраснел, так как ему было стыдно стрелять в безоружного Печорина. Григорий предупредил его, что в свою очередь не промахнётся. Он всё ещё надеялся на великодушие соперника. У Грушницкого был шанс выстрелить в воздух, но он прицелился прямо в лоб Григорию, но отвёл пистолет и ранил соперника в колено. Когда пришла очередь стрелять Печорину, друзья Грушницкого устроили фарс, стали со смехом прощаться с ним, не подозревая, что Печорину известно об их коварном замысле. Григорий остудил их веселье, попросив секундантов проверить, заряжен ли его пистолет. На этот раз Грушницкий поступил по — совести и поддержал Печорина. Григорий в очередной раз попросил его отказаться от своих слов, но Грушницкий не пошёл на это, предпочтя смерть от рук врага. Печорин, как и обещал, не промахнулся. Так нелепо и трагически закончилась жизнь молодого человека.

После дуэли на сердце Печорина было тяжело. Он прекрасно понимал бессмысленность гибели Грушницкого и чувствовал свою вину, но изменить ничего не мог.

История создания

Эта повесть Тургенева во многом является автобиографичной. В 1844 году автор встретил французскую певицу Полину Виардо, к которой воспылал нежными чувствами. Молодые люди часто ссорились, потом мирились. Писатель повсюду следовал за своей суженой. Такая любовь была одновременно вечной, самоотверженной и обречённой. Это чувство породило создание многочисленных лирических философских повестей, которые неизменно имеют трагический сюжет. Видное место среди них занимает «Первая любовь», которая была опубликована в 1860 году.

По воспоминаниям Тургенева, он написал эту повесть буквально за два месяца, в январе-марте 1862 года. Основой для сюжетной линии послужила реальная история любовного треугольника писателя, его отца и богатой княжны Екатерины Шаховской. После выхода этой повести многие общие знакомые критиковали Тургенева за раскрытые подробности личной жизни его подруги, однако автор утверждал, что ему нет дела до разговоров за его спиной.

Пушкин «Выстрел» очень кратко

Глава I

Автор повести, русский офицер, рассказывает историю о своем знакомом Сильвио — странном и загадочном человеке. Однажды Сильвио стрелялся на дуэли с одним молодым графом, повесой и весельчаком. Первый выстрел был за графом, и он промахнулся. Когда Сильвио начал целиться в графа, он увидел, как соперник под прицелом равнодушно ест черешни.

Эта выходка разозлила Сильвио, и он отказался стрелять. Граф оставил ему право на выстрел в будущем. В течение 6 лет Сильвио каждый день думал о мести графу. Наконец, он узнал, что граф собрался жениться. Сильвио отправился в Москву, чтобы отомстить обидчику в этот радостный период его жизни.

Глава II

Несколько лет спустя автор неожиданно знакомится с графом, тем самым обидчиком Сильвио. От графа автор узнает продолжение той странной истории. История продолжилась тем, что граф с женой приехали в свою деревню после свадьбы. Вскоре туда приехал Сильвио и предложил графу повторить их старую дуэль. Выстрелив первым, граф попал в картину.

Сильвио навел на графа пистолет на глазах у жены и наконец увидел страх в глазах соперника. Утолив жажду мести, Сильвио решил не стрелять в графа. Вместо этого он выстрелил в картину и уехал. Судя по слухам, после этих событий Сильвио участвовал в греческих восстаниях и был убит.

Это интересно: Небольшая повесть А. С. Пушкина «Дубровский», созданная автором на основе реального рассказа В. П. Нащокина, вышла в свет в 1833 году. Многие критики считают произведение незаконченным романом, который отразил характерные черты помещичьей России. Предлагаем ознакомиться с описанием главных героев повести и прочитать краткое содержание «Дубровский» по главам.

Анализ первой части

Прочитав первую главу произведения, можно полноценно окунуться в нравы того времени, которые так удачно иллюстрирует Пушкин. «Выстрел», краткое содержание которого доносит до читателя не только основные моменты произведения, но и особенности характеров, раскрывающихся у главных героев повести, переносит читателя в эпоху балов и кровавых дуэлей. В тот период честь и слава значили ничуть не меньше, чем большое состояние.

Герои повести изначально попадают в ситуацию, где присутствуют все душевные пороки: любовь и ненависть, благородство и зависть. Каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью, но именно из-за неё и начинается не только полномасштабное раскрытие сюжета, но и существенное нагнетание значимых событий в рассказе.

Основные события II тома романа «Война и мир»

ЧАСТЬ 1

Главы 1-3

Москва. Николай Ростов приезжает домой, с ним Денисов. Званый вечер вчесть Багратиона в английском клубе.

Пьер Безухов ссорятся с Долоховым во время приёма. Пьер и Элен Безуховы бурно рвут отношения. Пьер уезжает в Петербург.

Главы 7-9

Лысые горы. Старый князь Болконский считает, что его сын пал в бою. У княгини Лизы начинаются роды. Князь Андрей возвращается живым, но умирает его жена и оставляет ему новорожденного сына.

Главы 10-12

Николай Ростов близко общается с Долоховым. Идёт молва о новой войне с Наполеоном. В имении ростовых царит веселье. Долохов зовёт Соню замуж. Но она отказывает ему.

Молодёжь в доме Ростовых. Наташа поёт. Денисов делает ей неудачное предложение. Проводы Ростова в полк.

ЧАСТЬ 2

Конец 1806 года. Вторая война против французов. Политические диспуты о Пруссии и Австрии на вечере Шерер. Борис Друбецкой сближается с Элен Безуховой.

Главы 10-14

Пьер планирует освободить своих крестьян. Его визит к князю Андрею. Пессимизм Болконского и настрой на лучшее Пьера.

Главы 15-18

Стоянка в Германии. Денисов отбивает провизию, расправляется с интендантом Теляниным и ему угрожает суд. Приезд Ростова к Денисову. Атмосфера военного лазарета. Денисов пишет просьбу о помиловании.

Мирная встреча двух императоров. Общий праздник французских и русских военных.

ЧАСТЬ 3

Главы 1-3

Князь Болконский в Богучарове. Затем его визит к Ростовым и впечатление Наташей. Переворот в жизни героя — старый дуб.

Главы 18-24

Речь императора на открытии Госсовета. Болконский и Ростова сближаются. Князь едет к отцу и берёт разрешение на новый брак. Свадьбу откладывают. Болконский уезжает из страны.

Лысые горы. Княжна Марья задумывается о жизни странницей.

ЧАСТЬ 4

1810 год. Ростовы. Николай приезжает на побывку.

Николай ругается с матерью из-за данного Соне обещания жениться.

ЧАСТЬ 5

Главы 14-15

Анатоль пишет Наташе. Соня пытается отговорить девушку от поспешных решений, но она рвёт в письме с князем Болконским и намерена бежать с Курагиным.

Основная идея

В чём же смысл повести Тургенева? Да в том, что любовь, несмотря ни на что, — прекрасна! Это всепоглощающее чувство, будто ураган, сносит всё на своём пути, влюблённый не видит никого и ничего вокруг себя, он видит только объект своих чувств. Она даёт человеку стимул жить, меняться в лучшую сторону, радоваться. Первая любовь не всегда так прекрасна, как кажется, это подтверждает хотя бы сюжет данной повести, но это сильное чувство, пусть даже трагичное, герой проносит через всю свою жизнь.

Это чувство запомнил и Володя, и писатель, и каждый из нас. Спустя столько лет человек сможет в мельчайших подробностях рассказать о событиях тех дней, дней, когда он был влюблён. И разве это не прекрасно? Просто помнить о том, что ты — живой человек, ты можешь чувствовать, помнить все свои ощущения в моменты первой встречи и улыбаться своим же воспоминаниям.

Даже самая трагичная любовь может стать чем-то хорошим для человека. В первую очередь, это жизненный опыт, который необходим каждому. Анализируя всё произошедшее, свои действия и действия других, мы становимся лучше. Всё, что происходит – не зря, самое главное – это помнить об этом. Это и есть главная мысль книги.

Пьер в романе

Внебрачный сын екатерининского вельможи, графа Кирилла Владимировича Безухова (его прототип — канцлер Российской империи граф Александр Безбородко) — одного из богатейших людей Российской империи.

Молодой Пьер Безухов возвращается в Россию из-за границы, где он получал образование, незадолго до начала событий «Войны и мира». В первых главах романа описывается вечер в салоне Анны Павловны Шерер, на котором Пьер

впервые появляется в петербургском высшем обществе. Живёт он к этому времени у родственника своего отца, князя Курагина. Простота его манер и прямодушие вызывают нарекания у представителей высших кругов. Лучший друг Пьера — другой центральный персонаж романа Андрей Болконский.

Вскоре Кирилл Безухов умирает.

Перед смертью он оставляет завещание с письмом к императору Александру, в котором просит признать Пьера его законным сыном. По заслугам графа его просьба уважена государем, поэтому всё состояние переходит в руки Пьера, который становится одним из самых выгодных женихов России и вскоре женится на Елене Васильевне (Элен) Курагиной, которая начинает ему постоянно изменять.

В начале 1806 года в петербургском доме Безухова поселился его старый собутыльник семёновский офицер Фёдор Долохов, который становится любовником Элен. За ужином в Английском клубе Долохов спровоцировал Пьера, и тот вызвал его на дуэль.

После дуэли, на которой Пьер чудом ранил противника, а сам остался цел, он разъезжается с неверной женой, а позже в духовных исканиях становится франкмасоном, но потом полностью разочаровывается в этой организации.

Пьер присутствует на поле битвы во время Бородинского сражения в нелепой белой шляпе; после оккупации Москвы остаётся в городе и решает, что должен стать убийцей Наполеона. Воплотить замысел ему не удаётся — он попадает в плен, где проводит 4 месяца и знакомится с солдатом Платоном Каратаевым, в результате общения с которым постигает народное мироощущение.

В конце романа Пьер делает предложение Наташе Ростовой; в эпилоге они женаты и имеют четырёх детей. Безухов изображён счастливым отцом семейства; также говорится, что он нашёл свой смысл жизни в возможности помогать другим людям.

Формирование персонажа

Канцлер Александр Андреевич Безбородко, — вероятный прототип отца Пьера Безухова , графа Кирилла Владимировича. Портрет работы австрийского художника Иоганна Батиста Лампи.

Персонаж, соответствующий Пьеру, присутствует в первоначальном замысле романа — повести о вернувшемся из Сибири декабристе Петре Ивановиче Лабазове.

Из набросков и ранних редакций романа видно, что Толстой сменил много имен своего героя, прежде чем «окрестить» его Пьером, — князь Кушнев, Аркадий Безухий, Петр Иванович Медынский.

В отличие от многих других персонажей романа, точного прототипа Пьер не имеет. Отмечают его внутреннее сходство с самим писателем, а также с его более ранним персонажем — Дмитрием Нехлюдовым, который, в свою очередь, основан на друге молодости Дмитрии Алексеевиче Дьякове (1823—1891), крёстном дочери Толстого Татьяны, толстом и добром человеке. Однако в итоговом персонаже все эти черты очень сильно переработаны и изменены. Возможно, Петр Андреевич Вяземский, свидетель Бородинского сражения, послужил Толстому одним из источников. Указывают и личность графа Матвея Дмитриева-Мамонова, сына другого екатерининского фаворита; богача, масона, обладателя высокого роста, вспыльчивого характера; вооружившего на собственные средства полк.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: