Постмодернизм
Постмодернизм пришел на смену модернизму в конце XX в. С одной стороны, это литературное направление противопоставляет себя модернизму, с другой — является его преемником. Это литературное направление современности, которое сочетает в себе разные жанры, стили, эпохи и открыто всему новому.
Постмодернизм возник в 1980-е гг. XX в. На его формирование сильно воздействовали такие события текущего века, как:
- Мировая война;
- бомбардировка Хиросимы и Нагасаки;
- военные концлагеря и холокост;
- бомбардировка Токио и Дрездена;
- Холодная война;
- появление персонального компьютера;
- разработка искусственного интеллекта.
Для постмодернизма как литературного направления характерны:
- отсутствие какой-либо жанровой или стилистической иерархии;
- отсутствие глобальной цели привнести что-то новое в искусство;
- равенство всех мировых культур и лояльность в оценке искусства;
- использование таких приемов, как черный юмор, ирония, интертекстуальность, фрагментарность, максимализм/минимализм, магический реализм.
В русской литературе выделяют отдельные произведения многих авторов, которые написаны в духе постмодернизма:
Классицизм
Классицизм — это мощнейшее литературное направление, которое в общей сложности просуществовало более двух веков.
В европейской истории подразделяется на два периода:
- XVII век — собственно классицизм;
- конец XVIII — начало XIX вв. — неоклассицизм.
В русской литературе периоду классицизма соответствует европейский неоклассицизм.
Литературное направление возникло во Франции. Французский классицизм поставил личность человека выше религиозного влияния, провозгласил ее высшей ценностью бытия. Классицисты опирались на произведения античности, считая их примерами.
Для классицизма верны следующие характеристики:
- Строгое деление жанров на «высокие» (ода, трагедия, поэма) и «низкие» (басня, комедия, сатира).
- Правило «трех единств»: места, времени, действия. Как правило, действие разворачивается в одних и тех же декорациях за одни сутки.
- Цель литературы — воспитание.
- Главный конфликт — противостояние разума и чувств, добра и зла.
- Четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Подсказку читателям неизменно дают «говорящие» фамилии.
Яркими представителями классицизма в русской литературе были:
- Д.И. Фонвизин (комедии);
- А.Д. Кантемир (сатира);
- А.П. Сумароков (басни);
- И.И. Хемницер (басни);
- М.В. Ломоносов (оды);
- Г.Р. Державин (оды).
На классицизм в России серьезное влияние оказали идеи Просвещения и реформы Петра I. Особой любовью у авторов-классицистов пользовались те жанры, которые предполагали наличие авторской точки зрения на историческое событие.
Популярные сегодня темы
Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.
Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль»
Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора
Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.
Самовоспитание является одним из ключевых факторов в развитии каждого человека. С самого детства ребенку необходимо давать знать, что без воспитания себя самого, без стараний,
Рассказчик на рынке приобрёл клеста-сосновика. Он отличался командирским нравом. Имел белые ноги и крепкий клюв, скрещенный, как 2 кривых ножа. Его оперение было коричневого и клюквенного цвета
Анализ 2
Книга Льва Толстого «Война и мир» справедливо является лучшим впечатляющим и грандиозным творением русской литературы. Автор работал над созданием романа около 7 лет. Роман стал самым успешным произведением Льва Толстого.
Название книги имеет двойной смысл. Словосочетание «война» и «мир» означает войну и спокойное время. Писатель хотел показать жизнь жителей России до Отечественной битвы. В то время жизнь была размеренной и спокойной. Начало войны испортило привычное существование и события. Война изменила жизненный уклад каждого героя романа. Произведение отличается большим количеством сюжетных направлений. Так читатели могут изучить психологию каждого персонажа и изучить его поведение в разнообразных жизненных обстоятельствах.
В романе автор уделил особое внимание воспитанию, моральным устоям героев. Семейные нравы образуют характер героев
В описаниях семьи героев автор раскрывает свои мысли и значение семейных ценностей. Вся слава за победу в войне принадлежит императору или полководцу, а народ, участвовавший в битве, всегда остается в тени. Именно данная проблема полностью раскрыта в данном романе. Тщеславие и суетность чиновников является основной мыслью романа.
В описании про войну автор раскрывает патриотизм, безграничную отвагу и силу духа каждого солдата, который готов на все ради спасения своей родины. Глазами каждого героя читатели погружаются в сценарий кровопролития. Очередные битвы переклиниваются с душевными страданиями персонажей. Писатель поделил персонажей произведения на «мертвых» и «живых». К живым героям относятся Андрей, Пьер, Марья, Наташа и Николай. К мертвым героям относятся Элен, Безухов, Василий Курагин и Анатоль. «Живые» герои всегда находятся в постоянном физическом и душевном движении. А «мертвые» персонажи прячутся под масками.
Роман учит своих читателей отличать разницу между ненастоящим и настоящим патриотизмом. Князь Андрей, Наташа Ростова и Тушин являются настоящими патриотами страны. Они готовы пожертвовать всем ради родины. Каждый персонаж после продолжительных поисков находит смысл жизни. Пьер Безухов нашел смысл жизни и призвание при участии в войне. Он нашел свой жизненный идеал, который не мог найти в масонском ложе.
Основные события
О том, что книга написана в духе эпоса, свидетельствует тот факт, что наиболее важные ключевые события повествования носят масштабный характер. Например, ранение князя Андрея на поле Аустерлица, когда произошел переворот в его мировоззрении, — это сцена, которая поражает читателя грандиозностью и широтой панорамы. Ведь эта битва была одной из самых главных в ходе наполеоновских войн, в ней было задействовано большое количество участников, и она имела огромное значение для укрепления успеха Франции. То же самое можно сказать про Бородинское сражение. «Война и мир» — это роман, в котором автор стремился в первую очередь показать общий порыв всего русского народа в борьбе с врагом. И сцена данного боя лучше всего показывает патриотический подъем всех участников. Пьер как может помогает простым солдатам во время артиллерийской атаки, и, хотя он совершенно не умеет обращаться с оружием, тем не менее действует в меру своих сил для того, чтобы помочь бойцам.
Таким образом, автор помещает своих героев в самый эпицентр событий для того, чтобы показать их единение с народом. Это еще раз доказывает эпический характер произведения
Охват всех сторон жизни общества является важной особенностью произведения. Писатель показал историю России начала 19 века с помощью изображения социальной и культурной жизни всех ее сословий
Поэтому его книга по праву считается самой известной и значимой эпопеей в литературе указанного столетия. И только в 20 веке М. Шолохов сумел создать столь же грандиозное полотно народной жизни в романе «Тихий Дон».
Цитаты
«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было». Андрей Болконский.
«Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?». Андрей Болконский.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас». Наташа Ростова
«Все мысли, которые имеют огромные последствия, – всегда просты». Пьер Безухов
«Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время». Кутузов.
«Очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином». Билирубин.
«Бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям». Автор.
Подробнее: Л.Н. Толстой «Война и мир»: цитаты героев и автора романа
Романтизм
Романтизм зародился в конце XVIII в. – первой половине XIX в., для литературного направления характерно утверждение самоценности духовной и творческой составляющих жизни. В произведениях писателей романтизма изображены сильные личности, бунтарские страсти и волевые характеры, а также красивая природа, обладающая целительной силой.
В эпоху романтизма появились новые художественные формы (фантастика, сатирический гротеск) и жанры (исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма). Лирика в период романтизма достигла своего расцвета за счет метафоричности, музыкального начала в стихотворениях, открытости ко всему новому.
Романтизм появился в Германии среди философов и писателей Йенской школы (Л. Тик, В.Г. Ваккенродер, Новалис, Ф. и А. Шлегели). Теория и философия романтизма отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. С течением времени немецкий романтизм тяготеет к мифологическим и сказочным мотивам, что ярко проявилось в сказках братьев Гримм и Э. Гофмана.
Романтизм быстро распространился по всей Европе и другим континентам и проявился в творчестве многих авторов данного исторического периода. Писателями романтизма считают Ф. Шатобриана, Ж. Сталя, А. де Виньи, П. Мериме, А. Ламартина, В. Гюго, А. де Виньи, П. Мериме, Ж. Санд, А. Дюма (все — Франция), Н. Фосколо, Дж. Леопарди, А. Мандзони (все — Италия), А. Мицкевича, Ю. Словацкого, З. Красинского, Ц. Норвида (все — Польша), В. Ирвинга, Ф. Купера, У.К. Брайанта, Э. По, Н. Готорна, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилла (все — CША).
Для романтизма считаются типичными следующие характеристики:
- Главной идеей в творчестве писателей романтизма являются космический пессимизм: отчаяние, безнадежность, сомнение и т.п.
- Авторы противопоставляют целительную природу губительной цивилизации.
- Сюжет в произведениях строится на конфликте личности и общества.
- Героями являются яркие и свободолюбивые личности, которых чаще всего писатели изображают в необычных обстоятельствах (джунгли, табор, плен и т.п.).
- В центре внимания читателей находится богатый внутренний мир главного героя, который объясняет его поступки.
- Романтизм характеризуется двоемирием, конфликтом желаний и чувств героя с окружающей действительностью.
- В произведениях авторов эпохи романтизма прославляются вечные идеалы: любовь, красота, дружба и т.д.
- Во многих произведениях встречается идея «эскапизма» — герой убегает от ненавистной ему действительности в идеальный мир.
Романтизм в России исследователи подразделяют на несколько этапов:
- В 1810-х гг. возникает и формируется психологическое течение, для которого характерны идеи самовоспитания и самосовершенствования личности как верный путь для преображения действительности и самого человека. Психологический романтизм проявляется в творчестве В. Жуковского и К. Батюшкова.
- В 1820-х гг. происходит становление гражданского, социального течения в поэзии Ф.Н. Глинки, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского, П.А. Катенина. Представители гражданского романтизма считали, что личность воспитывается в общественной жизни, а его предназначение — в гражданской деятельности. Этот период характеризуется также зрелостью психологического романтизма, которая явственно проявилась в творчестве А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского, Н.М. Языкова.
- В 1830-х гг. возникает философское течение в поэзии Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского. Представители философского романтизма верили, что жребий человека предопределен на небесах и не зависит от психологических или социальных причин.
- Романтизм проникает в прозу и получает широкое распространение в жанре повести. Расцветает течение благодаря творчеству Лермонтова. В лирике Бенедиктова и «кавказских» повестях А.А. Бестужева-Марлинского намечается кризис направления.
- В 1840-х гг. происходит угасание романтизма, его постепенный уход с литературной арены.
С приходом романтизма в русскую литературу:
- появляются новые жанры — баллада и романтическая драма;
- формируются новые взгляды на сущность и значение поэзии, которая отныне считается показателем идеальных стремлений человека, а не забавой;
- для главного героя русского романтизма свойственны страдания и одиночество.
Популярные сочинения
- Проблема человеческого достоинства в драме Гроза — сочинение Достоинство — это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства
- Сочинение-описание по картине За туалетом. Автопортрет Серебряковой (6 класс) З. Е. Серебрякова – известная художница, творившая в в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. За период своего творчества написала десятки известных картин. Самой известной из них является автопортрет «За туалетом».
- Сочинение Что такое «жестокая реальность»? Каждый из нас своего рода мечтатель. Мы строим большие планы на жизнь и маленькие цели на неделю, надеясь успеть. Я думаю, каждый человек представлял своё успешное будущее с большим домом и с любимыми людьми
История создания
Каверин захотел написать данный роман в 1936 году. Это желание вызвал один ученый, который поведал писателю очень интересные истории. Три месяца Вениамин Александрович занимался написанием работы, однако, она была полностью отклонена редакцией.
Через полгода писатель вновь начинает работу над романами, меняя сюжетные линии и повествовательную форму. В 1938 году роман был опубликован в журнале. В 1940 году первая часть была опубликована как самостоятельное издание. Вторая часть вышла в журнале.
Вениамин Александрович выбрал такое название для романа, потому что в центре событий находятся два капитана: Григорьев и Татаринов. Название как бы соединяет два поколения, к которому относятся представители прошлого и настоящего.
В произведении используется своеобразная форма повествования. В романе есть повествование и от первого, и от третьего лица. Одни главы повествуются от лица Григорьева, другие же от лица Татариновой. Заключение идет от лица самого Каверина.
Данный роман поднимает тему жизненных исканий. Герой, которому необходимо раскрыть экспедиционную тайну, ищет не только эту правду. Также он находится в поиске своего пути, который будет вести его по жизни. Все герои романа находятся в состоянии поиска нравственных и моральных путей. Тема пути является главной и определяющей в данном произведении. Ведь не случайно главные герои являются именно капитанами. Эта профессия взята за основу совершенно не случайно. Ведь капитаны всегда должны определять пути и двигаться в соответствии с ними.
Роман построен на морально-нравственных принципах. Вениамин Александрович поднимает глобальные темы, с которыми сталкивается каждый человек. Здесь можно найти примеры выбора между честью и бесчестными поступками, также вопрос выбора между правдой и ложью. Основная идея романа – восстановление справедливости. В работе поднимаются темы долга, ответственности и героизма. Показывает противостояние чистых мотивов и правды против обмана и лицемерных поступков.
Автор утверждает, что в жизни всегда важно выбирать правильный путь, а именно, тот который строится на правде и чести. Не надо смотреть на то, что по нему будет трудно идти
Важно научиться всё проходить, воспитывать в себе силу характера и силу духа. Тот, кто живет по правилам чести, всегда будет пользоваться уважением.
Роман показывает какие нравственные качества необходимы человеку, знакомясь с ним можно увидеть много примеров правильного и неправильного поведения.
История написания
Вначале Лев Николаевич хотел создать рассказ о возвращении из тюремных стен участника декабрьского восстания. Но начав прорабатывать главного героя, писатель понял, что нужно описать непосредственно революцию. Толстому пришлось вернуться в прошлое персонажа, повествуя о его становлении на войне с французами. И через время битва с Наполеоном стала основной темой, где происходят действия главных героев.
Прототипом практически всех персонажей являются настоящие люди, которые жили в ту эпоху. Прообразы большинства из них можно отыскать в родословном древе Толстого (практически 210 героев реальны из 560 описанных):
- Курагины описаны с зажиточного рода дворян Куракиных;
- Болконские и Ростовы представлены родными писателя — Толстыми и Волконскими (бабушки и дедушки автора);
- Друбецкие — намекают на род Трубецкие. Один из дворян этой знатной фамилии принимал участие в декабрьской революции, а его супруга поехала за ним в ссылку;
- Федор Долохов носит измененную фамилию Дорохов;
- определенных исторических героев писатель указывает напрямую: Бонапарт, граф Апраксин, Александр I, Кутузов;
- Андрей Болконский — русский военачальник Николай Тучков, он тоже погиб во время сражения с французами;
- командир Василий Денисов описан с офицера Дениса Давыдова.
История создания
В 50-х годах XIX столетия Л.Н. Толстой берётся за работу над повестью о декабристе, вернувшемся вместе со своим семейством из ссылки в Сибири. Эта тема настолько увлекла писателя, что он стал всё глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы его поступков, разбираться, как сформировался характер человека, пришедшего к выступлению на Сенатской площади в 1825 году. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней юности. Так временные рамки произведения были смещены на полвека назад, и сюжет начал свой отсчёт с 1805 года.
Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных персонажей.
«Три поры» – таковым было одно из первых названий произведения. По замыслу Толстого, первая часть, или пора, описывала жизнь молодых декабристов, вторая – восстание декабристов, а третья – их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот промежуток времени потребовал от него колоссальных усилий. Так вместо повести писателем был создан монументальный труд, историческая и художественная эпопея.
История создания «Войны и мира» явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой тщательным образом изучал военные документы, мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинской битвы некоторое время провёл в Бородине, на поле бывшего сражения, лично собирая достоверную информацию.
На протяжении работы над романом Лев Николаевич критично относился к проделанной работе. В стремлении написать достойное внимания произведение он создал 15 различных вариантов начала романа.
Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере разных персонажей и разных социальных слоёв общества показал отношение людей к происходящим в стране и мире грандиозным историческим событиям.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Война и мир»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Война и мир»
для самых компанейских —
Главные герои «Война и мир»
для самых занятых —
Читательский дневник «Война и мир»
Темы
Тематика романа «Война и мир» очень насыщена и многообразна.
- Мысль семейная. Семья — самое дорогое, что только может быть у человека, и автор доказывает эту истину в тексте: на примере правильных семей Ростовых и Болконских и на примере неправильной семьи Курагиных Толстой отображает своё видение здоровых семейных отношений. Подробнее тема семьи в романе «Война и мир» раскрыта в сочинении.
- Любовь. На первое место Толстой ставит любовь между членами семьи. В большинстве случаев только близкие родственники способны на настоящие чувства. Так, Анна Друбецкая в разговоре с подругой упоминает, что на свою репутацию ей наплевать, и смысл ее жизни — в сыне. Но эти откровения были излиты на подругу детства с целью — добыть деньги на обмундирование Бориса. Любовь же в классическом понимании зачастую оказывается ложной, ошибочной или просто несчастной. Так, Андрей потерял Наташу из-за ее ошибки: она влюбилась в повесу-Анатоля. Подробнее эта тема раскрыта в сочинении.
- Патриотизм. Толстой старается провести чёткую линию между ложным патриотизмом и патриотизмом настоящим. Ложный патриотизм — показная бравада, которую используют в своих целях негодяи и лицемеры. Настоящий патриотизм — глубокое и не афишируемое стремление защитить свою страну, свой дом и своих близких. Эта тема является центральной и обогащается примерами в мини-сочинении.
- Мысль народная. Натуралистично и часто даже отталкивающе изображая исторические персоналии, Толстой стремится показать незначительность индивида в историческом процессе. По его мнению, великие дела совершают не императоры, а простые люди. Известные личности лишь оказываются на гребне волны, поднимаясь на стихийном подъеме. На первый план писатель выводит народные массы, на которых и поднимаются такие люди, как Наполеон.
- Тема природы. Природа в романе «Война и мир» изображена, как неотрывная часть человека, как олицетворение его души. Небо и земля символизируют собой всю вселенную, частью которой является человек.
- Духовные изыскания. Толстой считает жизненно необходимым для человека духовный поиск и познание самого себя. Только те персонажи романа, которые стремятся к истине, находят своё счастье, а те, кто просто проживают свою жизнь в погоне за материальными ценностями, так и исчезают, не оставив ничего после себя. Духовные искания князя Болконского (для примера) описаны в данном эссе.
История создания
Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х годов, когда на просторах российской империи переживала подъём освободительная борьба.
В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лёг в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. Писатель на некоторое время приостанавливал работу над «Историей одного города» ради сказок и литературно-критических статей.
Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году книга вышла отдельным изданием.
После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинён в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошёл на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в её истинном свете.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «История одного города»
для самых компанейских —
Главные герои «История одного города»
для самых занятых —
Читательский дневник «История одного города»
для самых крутых —
Читать «История одного города» полностью
Реализм
Реализм — литературное направление, которое первым, появившись во второй половине XVIII в., поставило своей целью правдивое изображение действительности и типичных героев. Авторы реалисты выступали против идеальных героев, мистики и какого-либо украшения реальной жизни в художественных текстах.
О времени и месте зарождения реализма идут постоянные споры между исследователями. Большинство из них склоняется к тому, что реализм зародился в период античности. Ученые, разделяющие такую точку зрения, выделяют несколько этапов становления реализма в искусстве и литературе:
- Античный реализм.
- Реализм эпохи Ренессанса.
- Реализм XVIII-XIX вв.
- Неореализм XX в.
Основными характеристиками реализма являются:
- Изображение в художественных произведениях современной исторической реальности («принцип историзма»).
- Цели авторов реализма заключались в объективном и правдивом описании действительности, в обличении пороков, в воспитании лучших душевных качеств читателей.
- Героями произведений стали общечеловеческие типы, показанные в типичных обстоятельствах исторической эпохи.
- Сложность характеров героев, которые подаются не статичными, а постоянно развивающимися под влиянием социальных, психологических и других факторов.
- Использование разговорной лексики в произведениях реализма.
Под влияние этого литературного направления в той или иной мере попали многие русские писатели. Мы назовем те их произведения, в которых ярче других проявляются черты реализма:
- позднее творчество А.С. Пушкина, которого считают основоположником реализма в России («Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»);
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;
- «Мертвые души», «Ревизор» Н.В. Гоголя;
- «Обломов» И.А. Гончарова;
- «Кто виноват?» А.И. Герцена;
- «Что делать?» Н.Г. Чернышевского;
- «Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского;
- «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого;
- «Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Муму» И.С. Тургенева;
- «Вишневый сад», «Три сестры», «Студент», «Человек в футляре», «Хамелеон», «Чайка» А.П. Чехова;
- «В дурном обществе», «Дети подземелья», «Парадокс», «Река играет» В.Г. Короленко;
- «Юнкера», «Олеся», «Яма», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь» А.И. Куприна;
- «Василий Теркин» А.Т. Твардовского;
- «Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай» В.М. Шукшина;
- «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака;
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова.