Никитин «Хождение за три моря» — краткое содержание
— все произведения Страница: В 1458 г. предположительно купец Афанасий Никитин отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (на территории теперешнего Азербайджана). У него с собой путевые грамоты от великого князя тверского Михаила Борисовича и от архиепископа Тверского Геннадия. С ним ещё купцы — всего идут на двух судах. Двигаются по Волге, мимо Клязьминского монастыря, проходят Углич и добираются до Костромы, находившейся во владениях Ивана III. Его наместник пропускает Афанасия далее.
Василий Панин, посол великого князя в Ширване, к которому Афанасий хотел присоединиться, уже прошел вниз по Волге. Никитин ждет две недели Хасан-бека — посла ширваншаха татарского. Едет он с кречетами «от великого князя Ивана, и кречетов у него было девяносто». Вместе с послом они двигаются дальше.
В пути Афанасий делает записи о своем хождении за три моря: «первое море Дербентское (Каспийское), дарья Хвалисская; второе море — Индийское, дарья Гундустанская; третье море Черное, дарья Стамбульская» (дарья no-перс. — море).
Казань прошли без препятствий. Орду, Услан, Сарай и Берензань прошли благополучно. Купцов предупреждают, что караван подстерегают татары. Хасан-бек дает подарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путем. Неверные подарки взяли, однако весть об их приближении подали. Татары настигли их в Богуне (на отмели в устье Волги). В перестрелке были убитые с обеих сторон. Меньшее судно, на котором была и поклажа Афанасия, разграблено. Большое судно дошло до моря и село на мель. И его тоже разграбили и четверых русских взяли в плен. Остальных отпустили «голыми головами в море». И они пошли, заплакав… Когда путники вышли на берег, и тут их взяли в плен.
В Дербенте Афанасий просит помощи у Василия Панина, который благополучно дошел до Каспия, и Хасан-бека, чтоб заступились за людей, захваченных в плен, и вернули товары. После долгих хлопот людей отпускают, а больше ничего не возвращают. Считалось, то, что пришло с моря, — собственность владельца побережья. И разошлись они кто куда.
Иные остались в Шемахе, другие пошли работать в Баку. Афанасий же самостоятельно идет в Дербент, затем в Баку, «где огонь горит неугасимый», из Баку за море — в Ченокур. Здесь он живет полгода, месяц в Сари, месяц в Амале, о Рее он говорит, что здесь убили потомков Мухаммеда, от проклятия которого семьдесят городов разрушились. В Кашане он живет месяц, месяц в Езде, где «домашний скот кормят финиками». Многие города он не называет, потому как «много ещё городов больших». Морем добирается до Ормуза на острове, где «море наступает на него всякий день по два раза» (впервые видит приливы и отливы), а солнечный жар может человека сжечь. Через месяц он, «после Пасхи в день Радуницы», направляется на таве (индийское судно без верхней палубы) «с конями за море Индийское». Доходят до Комбея, «где родится краска и лак» (основные продукты экспорта, кроме пряностей и тканей), а затем идут до Чаула.
Жеребёнок — краткое содержание рассказа М. Шолохова. Вариант №2
Произведение начинается с того что идет гражданская война. Начался обстрел, а у коневода Трофима именно в этот время отелилась кобыла. Только появившись на свет, детеныш начал сосать молоко и в это самое время зашел коневод. Мужчина зажег сигарку и начал размышлять в слуг, его надо убить, но он не смог это сделать. Кобыла повернулась к нему изобразив некую подобию улыбки. Ему было жалко детеныша. Обратившись к комиссару Трофим доложив, что у кобылы появился жеребенок, начальство приказала убить его , так как кобылица перестанет слушаться наездника во время наступление, а будет пытаться защитить своего ребенка. Но Трофим не смог этого сделать, и комиссар разрешил пока оставить жеребенка в живых. Всего через месяц начался бой с казаками, и как все и предполагали, кобыла перестала подчинятся наезднику, стараясь уберечь своего детеныша. Трофим, видя такую картину, выстрелил в жеребенка, но тот каким-то чудом спасся и остался жить. После данного случая все понимали, что жеребенка нужно застрелить, но Трофим не как не мог выполнить наказ комиссара. Вот наступил момент, когда полку необходимо, было перебраться через Дон, но сделать это надо было максимально тихо, так как враг находился очень близко. На кобыле конюха в этот раз переправлялся Нечепуренко, жеребенок медленно брел рядом. Постепенно глубина увеличивалась и жеребенок уже начал тонуть, и кобыла — мать потянулась в сторону детеныша , при этом скидая седока. Трофим , увидев это выстрелил, пытаясь ее отпугнуть. Затем увидав, что жеребенок тонет, при этом издавая жалобный стон, похожи по звучанию на дитячий, Трофиму стало неимоверно жалко, и он кинулся в воду спасать жеребенка. Конюх вытянул детёныша на берег. И когда опасность, кажется, миновала в Трофима попала шальная пуля и он умер. ————————————————
Образ и характер Осипа в рассказе Ледоход — художественный анализ. Горький Алексей Максимович
Большой интерес представляет в этом отношении рассказ «Ледоход», заключающий в себе сложную и требующую пояснений перекличку с рассказом В. Г. Короленко «Река играет». М. Горький считал этого писателя-народника одним из своих учителей в литературе, а о названном рассказе, появившемся в начале 90-х годов, говорил как об одном из своих самых любимых. Особенно высоко он оценивал — как «выражение национального русского характера», как «осторожный, по решительный разрыв с традициями народнических акафистов мужику» — образ героя этого рассказа, перевозчика Тюлина. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Осипа в рассказе Ледоход. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
) Понятно, почему этот рассказ произвел такое впечатление на М. Горького, все дальше отходившего от народнических воззрений и все больше утверждавшегося на марксистских позициях. Образом Тюлина В. Г
Короленко действительно порывал (хотя и «осторожно», не до конца!) с теми народническими «акафистами», то есть песнопениями крестьянину, которые выражали веру в него как в прирожденного и «готового» социалиста, устремленного всей душой к передовой интеллигенции. Не в своего героя, а в творцов таких легенд, не способных трезво оценить горький опыт «хождения в парод», метил В
Г. Короленко, когда воспроизводил добродушные размышления Тюлина, заплеснет или не заплеснет разыгравшаяся река Ветлуга заснувшего па берегу «проходящего» Вместе с тем В. Г. Короленко выступил в этом рассказе против пессимистических выводов относительно народной массы, против тех настроений разочарования и уныния, которые стали распространяться после неудачи «хождения в парод» тем шире, чем сильнее были прежде прекраснодушные иллюзии и надежды. Тюлин пока во власти апатии, говорит королевковский рассказ, но не это в нем главное: от него можно многого ждать, так как в нем дремлют зачатки большого ума и большого мужества.
Герой рассказа М. Горького «Ледоход» — плотник Осип — и похож на Тюлина, и не похож на него: он заключает в себе и продолжение королевковской традиции, и полемику с ней. В «Ледоходе» есть место, которое можно принять за прямую цитату из рассказа «Река играет», за перефразировку сто названия. Мы читаем здесь, что Осип оказался настоящим «воеводой», когда, «точно вдруг проснувшись», повел людей через реку, по Тронувшемуся льду: «Он играл с рекою… Казалось даже, что это он управляет ходом льда». Но это не цитата, а, быть может, наиболее полемичное по отношению к Тюлину место рассказа «Ледоход». Тюлин «просыпался» лишь в те минуты, когда не проснуться нельзя было, когда к этому принуждала «разыгравшаяся» Ветлуга. Другое дело — Осип: он сам идет навстречу опасностям, и не река играет с ним, а он «играет» с рекой, ведя людей вперед. И при этом он совсем не «герой на час», каков Тюлин, который снова «засыпает», снова впадает в апатию, когда проходит опасность. Осип только кажется таким его товарищам по артели после их перехода через реку. Но вскоре выясняется, что он «ломает комедию» перед полицией, чтобы принять удар на себя и выручить других из беды.
«…Что ни делай, как ни кружись,— говорит он юному Максимычу,— ну — без хитрости, без обману — никак нельзя прожить, такая жизнь, такая она есть, пострели ее в душу…» В финале герой-рассказчик признается: «…я не знаю — правится мне Осип или нет, но готов идти рядом с ним всюду, куда надобно,— хоть бы снова через реку, по льду, ускользающему из-под ног». Этот финал бросает свет на начало рассказа, помогая понять сложную, противоречивую фигуру героя рассказа. Мы начинаем понимать, что впечатление о нем как о бездельнике и болтуне во многом обманчиво. В сущности, он всегда верен «артельному» духу, а если иногда перестает быть «воеводой», это связано с его презрением к «хозяевам» и к «начальству», с теми начатками социального протеста, которых еще не было у Тюлина. И рассказ кончается словами Осипа, которые могли показаться неожиданными и неоправданными тем, кто видел в нем лишь «героя на час». Осип говорит: «А душа человечья — крылата…» И герой-рассказчик радостно откликается: «Крылата? Чудесно!..»
- Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.—М.: Худож. лит., 1982.—590с— (Б-ка классики. Сов. лит-ра)
Аннотация
В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912—1917) и «Дело Артамоновых» (1925) — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.
Ночь четвертая
Герои встречаются на набережной. Ответа от возлюбленного нет, как нет и его самого. Настенька понимает, что над ней посмеялись, и горько плачет. Мечтатель, испытывая к девушке сострадание, признается ей в любви. Настенька обещает постараться полюбить его, хотя бы за доброту и заботу, как только прежние чувства немного остынут.
Герои наперебой начинают мечтать о будущей совместной жизни: «нужно взять бабушку с собой», «я, может быть, буду уроки давать», «а я скоро награждение получу». Неожиданно они встречают молодого человека. Настенька меняется в лице – это ее возлюбленный. Девушка бросается ему на шею и уходит прочь, целуя Мечтателя на прощание. Оба исчезают из глаз юноши.
Общечеловеческое значение произведения
Анализ рассказа Шолохова «Жеребенок» подводит к чрезвычайно важным выводам. Это произведение с теплым названием показывает, как в условиях войны человек забывает о важных нравственных заповедях. Его душа грубеет, а сердце становится каменным. И вдруг в такой момент появляется крохотное, беззащитное существо, которое пробуждает мысли о доме, о добре, о любви, о радости мирной, спокойной жизни. Так произошло и с Трофимом, и с эскадронным командиром, и с белогвардейским офицером, которые пусть недолго, но все же сопротивляются злу, с которым столкнулись на войне.
Однако одиночный выстрел в финале символичен. Он лишил будущего того, кто только что подарил его другому. Это доказывает, что подобное примирение мнимо, поскольку ни одна из враждующих сторон никогда не согласится сделать первый шаг к прекращению бойни. И смерть Трофима – это часть общечеловеческой трагедии: вернуться к христианским заповедям намного сложнее, чем забыть их.
Жеребёнок
Рыжая кобылица солдата Трофима ожеребилась днём, под обстрелом.
Трофим — рядовой солдат конной части Красной Армии, рыжеватый, небритый и усталый мужчина средних лет, в котором гражданская война не успела убить человека
Разглядывая крошечного жеребёнка на тонких пушистых ножках, Трофим раздумывал, что же с ним делать. Для конной части Красной Армии жеребёнок — обуза.
Продолжение после рекламы:
Вечером Трофим рассказал о случившемся эскадронному, и тот приказал жеребёнка пристрелить.
Эскадронный — командир конной части, имя которого в рассказе не упоминается, бывший мастер-ремесленник, жёсткий, но жеребёнка пожалел
Во время гражданской войны всем коневодам было приказано содержать кобыл и жеребцов отдельно, а Трофим не досмотрел и допустил «подобное распутство». Это же позор на всю Красную Армию.
Утром Трофим отправился выполнять приказ. Проходя мимо эскадронного, он заметил, что тот мастерит половник для вареников — хозяйка, у которой остановились на постой, попросила. Когда-то эскадронный был мастером, а теперь пальцы забыли родное дело, привыкли «к бодрящему холодку револьверной рукоятки».
Трофим подошёл к кобылице с жеребёнком, но винтовка не выстрелила. Оказалось, он забыл её зарядить. Эскадронный посмотрел на сплетённый из хвороста половник, от которого пахло землёй и трудом, и разрешил оставить жеребёнка.
Месяц спустя конная часть вступила в бой с казачьей сотней. Когда пошли в атаку, Трофим безнадёжно отстал — кобылица стояла и ждала, пока её догонит жеребёнок. Солдат разозлился, сгоряча хотел пристрелить обузу, выпустил в жеребёнка целую обойму патронов, но ни разу не попал — видно, рука дрогнула.
После боя солдаты заночевали в степи. На рассвете к Трофиму подошёл эскадронный и попросил уничтожить жеребёнка. Вид у него уж очень мирный, домашний, и из-за этого у эскадронного во время боя руки дрожали и врагов рубить он не мог. Трофим промолчал, накрылся шинелью и мгновенно уснул.
Через Дон конная часть переправлялась в неудобном месте с очень сильным течением, потому что более удобная переправа была занята белыми. Сначала на плоскодонной лодке переправили повозку для пулемёта с прислугой и лошадьми. На середине реки одна из лошадей испугалась, начала бить копытами, чуть не разрушила лодку, и её без жалости пристрелили.
Брифли существует благодаря рекламе:
Потом через реку начала переправляться остальная конная часть, солдаты плыли рядом с лошадьми. Жеребёнок сильно отставал, и Трофимова кобылица плыла позади всех. Вдруг жеребёнок попал в сильный водоворот. Трофим услышал его жалобное, как плач ребёнка, ржание и бросился на помощь. В этот момент на правом берегу появились белые и начали обстреливать эскадрон из пулемёта.
Трофиму удалось доплыть до жеребёнка, вытащить его из водоворота и добраться с ним до левого берега. Отдышавшись, солдат поднялся на ноги, и тут командир белых выстрелил ему в спину с правого берега. Трофим упал на песок рядом с жеребёнком, и его «жёсткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».
Кратко об истории создания «Белых ночей».
Федор Михайлович Достоевский написал «Белые ночи» в молодости. По духу произведения ощущается, что в период его создания автор сам еще был переполнен романтическими чувствами.
Повесть вышла в 1848 году и опубликована была в журнале «Отечественные записки». Затем Достоевский вновь вернулся к «Белым ночам» и отредактировал их. Это произошло уже в 1860 году, когда готовилось к выходу большое собрание сочинений писателя.
Современники видели в характере главного героя черты одного из светских людей. Близкие писателю люди отмечали частичную автобиографичность, утверждая, что Федор Михайлович описывал в повести молодого себя.
Популярные сегодня пересказы
- Живая душа — краткое содержание рассказа Екимова Дом Тебякиных стоял через дорогу от бригадной конторы, и все, кто не заставал никого в управе, шли к ним, чтобы спросить, где начальство. В этот январский день так и произошло. К Тебякиным заглянул гость из района
- Двухмужняя — краткое содержание рассказа Шолохова В основу сюжета легла любовь молодой женщины Анны. Она замужем, но муж пропал без вести. Председатель колхоза Арсений, молодой мужчина влюблён в Анну и он ей не безразличен. Анна понимает, что поступает не правильно, но любовь берёт верх.
- Сумерки — краткое содержание романа Глуховского Замечательное произведение, которое приобрело большую популярность с первой публикации, называется «Сумерки». Оно создано современным русским писателем Дмитрием Алексеевичем Глуховским.
- Мальчики с бантиками — краткое содержание повести Пикуля Повествование в произведении осуществляется от лица четырнадцатилетнего юноши по имени Сака Огурцов, обучающегося в школе юнг вместе с такими же сверстниками, увлекающимися военно-морской тематикой и мечтающих о службе на флоте.
Начало деятельности Афанасия Никитина
Мировая известность выдающегося представителя нашей страны Афанасия Никитина по праву принадлежит этому великому путешественнику и исследователю русских территорий, хотя сведений о нем до нашего времени дошло очень и очень мало. Современники знают Афанасия Никитина как известного мореплавателя, который первый из европейцев побывал в Индии, открыв ее на 25 лет раньше, чем туда попал португальский мореплаватель Васко да Гамма.
Не осталось никаких сведений о месте и дате его рождения, неизвестно чем он занимался до того, как занялся исследованиями. Историкам его ранняя биография известна частично. Некоторые ученые, на основании обрывочных сведениях, считают, что родился Афанасий примерно 1440 году, в крестьянской семье. Звали отца Афанасия Никита, отсюда и его фамилия. Что заставило оставить крестьянский труд Афанасия – неизвестно, но в довольно молодом возрасте он поступил в услужение к купцу в торговом караване и первое время исполнял разные мелкие поручения, постепенно набираясь опыта. Вскоре, ему удается не только набраться опыта, но и завоевать большой авторитет среди торговцев и купцов. А вскоре Никитин начал водить торговые караваны самостоятельно. По торговым делам ему приходилось бывать в разных государствах – Литве, Византии, Крыму. Коммерческие походы Афанасия всегда сопровождались удачей, и он возвращался на родину с полными кораблями заморских товаров.
Сейчас читают
Существует устойчивое, однако не соответствующее действительности, мнение, что Ганс Христиан Андерсен добрый сказочник. Однако большинство его сказок заканчивается реалистически, а поэтому трагически, и «Ромашка» не выпадает из этого ряда.
Действие рассказа Юрия Марковича Нагибина разворачивается летом в усадьбе Сатиных. В это время пышно цветёт сирень. Кусты с белыми, голубыми и розовыми цветами наполняют улицы душистым запахом.
События происходят во времена короля Франциска, который правил во Франции. В те давние времена очень популярными были жестокие игры и зрелища.
Закончилась война, все люди бегут и едят к себе домой, на родину, чтобы встретить родных, друзей увидеть, и найти своих любимых – жен, девушек.
Источник
Автор данного произведения описывает свое путешествие за три моря – Каспийское, Индийское и Черное. Афанасий отправляется в путь с другими купцами на двух кораблях. С собой он везет путевые грамоты от князя и архиепископа Твери.
Путь они начали с Волги, успешно преодолели Казань, затем были предупреждены, что их поджидают татары. Несмотря на договор о том, чтобы их провезли другим путем, а также принятые подарки, татар осведомили об их прибытии и на суше пассажиров взяли в плен. Также забрали и товар. Затем, после вмешательства Василия Панина, их освободили, и они продолжили свой путь. Товар купцам не вернули.
Афанасий какое-то время живет в разных городах, описывая их вид и население. После этого отправляется за Индийское море. Его интересует все, что касается товаров и отношений между купцами. С собой он привез жеребца, купленного им за 100 рублей. Когда выясняется, что Афанасий не мусульманин, то жеребца у него отбирают и назначают срок в четыре дня, чтобы он принял мусульманскую веру. Но Никитин был истинный христианин, соблюдал все церковные праздники и придерживался поста. Он не стал менять веру. За него заступился казначей Мухамед и жеребца вернули хозяину.
В Индии он интересуется разными товарами и делает вывод, что для русских здесь товаров нет. Тревожит его то, что с церковного календаря он давно сбился, ничего не соблюдает, а лишь только молится. Он подробно описывает жизнь и обычаи Индийского народа. Удивляется автор и тому, что в Индии 74 веры, и между собой люди разной веры не общаются – не едят, не женятся. Люди в Индии ходят нагие, женщины каждый год рожают детей. Интересным кажется и то, что воюют они на слонах и в интересном обмундировании.
Читая по звездному небу, Афанасий решает на пятую пасху возвращаться на Родину, о которой тосковал. Он описывает любовь к Родине в своих сочинениях. Где-то еще шесть месяцев он путешествовал по разным городам, а затем отправился через Эфиопию на корабле. С эфиопами он хорошо поладил, поэтому корабль не стали грабить. Далее он договорился добраться до Крыма. Там его принимают за шпиона и грабят.
Потом некоторое время он не мог продолжить путешествие из-за непогоды. Но, благодаря Богу, он преодолел третье море. Об этом он упоминает в сочинении. Добирался домой через Смоленск, там и ушел из жизни. Его сочинения были переданы в Тверь другими купцами.
Особенности, композиция, герои
Писатель делает к повести два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя», которые оба намекают о принадлежности к определенному литературному течению. В сентиментальной литературе именно дневниковые записи являются самым распространенным способом изложения.
Но по жанру «Белые ночи» не принадлежит чистому сентиментализму. У Достоевского получился «сентиментальный натурализм», ведь герои и место действия вполне реальны. Писатель показал «маленьких людей», которых часто изображал в своих романах. Но их внутренний мир очень чист, даже стерилен.
Композиция традиционна, четыре главы названы «ночами», а заключительная пятая — «Утро». Любовь заставляет Мечтателя выйти из мира своих фантазий, наполняет его душу настоящими чувствами. Его стремление любить искренне, бескорыстно. Даже теряя девушку мечты, он не испытывает огорчения или злости, а от души желает ей счастья, благословляет Настеньку.
Эпиграфом служит цитата из стихотворения И. Тургенева «Цветок». Красивые цветы (люди) живут не для того, чтобы испытывать удовольствие. Человек срывает их, чем обрекает на скорое увядание (соблазняет, недолго любит, затем отбрасывает прочь). В период написания были очень популярны французские утопические идеи. Их главный тезис — стремление к молчаливому подвигу, отказ от собственного удовлетворения в пользу другого. Утописты воспевали безмолвное самоотречение.
Основные действующие лица
Мечтатель — довольно обобщенный, но от этого не менее привлекательный образ. Он остается безымянным, возможно, автор делает это, чтобы подчеркнуть изоляцию героя от внешнего мира, в котором он ощущает себя чужим. Его ничто не связывает с окружающим миром, даже город предстает несколько нереальным, именно такой Санкт-Петербург становится местом действия повести «Белые ночи» Достоевского. Главные герои сходятся на очень короткий промежуток времени.
Настенька, нежное и хрупкое создание, на самом деле не такая простушка. Она тоже страдает от одиночества, но оно не добровольное, а вынужденное, и юная особа стремится от него избавиться. Смелая и даже несколько дерзкая, ведь не каждая девушка и сегодня решится открыто признаться в любви, прийти к мужчине с вещами и бежать с ним.
Характеристика девушки несколько противоречива. С одной стороны, она переживает внутреннюю драму, нуждается в поддержке и вызывает сочувствие. С другой — умело использует чувства нового знакомого, чтобы добиться своих целей. Сначала просит передать письмо, а когда обижается на жениха, то сразу обещает руку и сердце несчастному другу, который тайно влюблен в нее. До этого момента она будто не замечает его терзаний.
Многие критики и образ Петербурга считают одним из действующих лиц. Ведь его описания занимают много страниц. Хотя автор не называет конкретных улиц и мостов, он прекрасно описывает удивительное настроение, ауру Северной Пальмиры. Даже сами белые ночи, во время которых разворачивается сюжет, это образ. Символ того, что беспросветный мрак может рассеяться, когда есть человек, которого можно любить.
Одинокие мечтатели
Людям в разные эпохи было интересно читать «Белые ночи». Анализ произведения приводит к интересным выводам. Главная мысль очень проста и она содержится в небольшом отрывке: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» Нет здесь наполеоновских планов о самоутверждении, как у Раскольникова. Не мечтает герой о богатстве. Все, чего он хочет — обрести возлюбленную и быть ей полезным. Но помимо любовной, в произведении затрагивается и другая важная тема — одиночество:
- Изолированность от окружающих заставляют главных персонажей страдать. Именно это объединяет незнакомцев и позволяет им так быстро обрести взаимопонимание.
- Герои по-разному воспринимают свое одиночество. Если девушка старается всеми силами от него избавиться, то заключение Мечтателя в мире своих грез совершенно добровольно.
Это самое поэтичное произведение в творческом наследии писателя, больше известного своим драматизмом и даже трагичностью.
Повесть не потеряла своей актуальности и в наше время ставится на театральных подмостках, выходят экранизации (последняя создана в 2017 году). Скачать текст книги можно на литературных сайтах в разных форматах. Электронная версия в формате doc занимает всего 28 страниц, но в других может быть меньше или больше. Это зависит от используемого размера шрифта и параметров страницы.
Взглянешь на него – «сердце из камня превращается в мочалку»
Прошло около месяца. Как-то в бою Трофим все не мог заставить свою кобылу идти вперед. Она закусывала удила, вертелась на месте и все ждала резвящегося жеребенка. В какой-то момент озлобленный мужчина спрыгнул с лошади, вскинул винтовку и выпустил в бесновавшегося чертенка целую обойму. Однако они все пролетели мимо: то ли промахнулся, то ли рука дрогнула. «Дурашливо взбрыкнул ногами», сделал еще круг и остановился неподалеку – так непосредственно ведет себя в это время, как отмечает Шолохов, жеребенок.
Краткое содержание состоявшейся в ту же ночь беседы между Трофимом и командиром помогают передать фразы эскадронного: «Жеребца… сничтожь. Гляну на него, и … рубить не могу… Вид у него домашний.., а хвост, как у лисы… Замечательный..!»
Значение путешествия Афанасия Никитина
Так завершилось «хождение за три моря» Афанасия Никитина – первого русского путешественника. Путевые записи, переданные великому князю, оценили очень высоко, так как до Никитина ни один европеец не бывал в Индии. Тетрадь с наблюдениями путешественника была включена в исторические летописи страны. В течение следующих столетий записи Никитина переписывались и дополнялись не один раз.
Научный подвиг этого исследования нельзя переоценить. Этот труд считается первым описанием неизвестных стран. В нем находятся наблюдения о политическом, экономическом и культурном устройстве «заморских» стран, в том числе Индии.
Коммерческая поездка на деле оказалась великим исследованием. Экономически, путешествие в Индию оказалось убыточным, ведь пригодного для русского человека товара не оказалось, а самоцветы и драгоценности облагались огромной пошлиной.
Самый важный итог путешествия – Афанасий Никитин стал первым русским путешественником, побывавшим в средневековой Индии, и давший правдивое представление о ней. Только через тридцать лет в Индию попадут португальские колонизаторы.