«Царская невеста» (опера), либретто: начало
Первое действие происходит на пирушке. В большой богатой горнице стоит понуро у окна любимый царский опричник Григорий Грязной. Он безмерно тоскует по девушке Марфе, которую отец наотрез отказался выдать за него замуж.
С детских лет она просватана за другого, за Ивана Лыкова. Страшные мысли теснятся в голове молодого опричника, он замышляет, как ему извести соперника. Потому и ждет гостей, и в первую очередь царского лекаря Бромелия, который знает толк в разных зельях.
Один за другим появляются гости: Малюта с опричниками, вернувшийся из дальних земель Иванушка Лыков и Бромелий. Пир шумит, играют гусляры, идут разговоры, поднимаются кубки за царя. Вдруг Скуратов вспоминает о красавице-любовнице Григория, и Любашу вызывают на пир, чтобы она спела. Наконец к утру гости расходятся, только одного Бромелия задерживает Грязной. Он просит у лекаря приворотного зелья для друга. Бромелий обещает выполнить просьбу.
Их разговор подслушивает Любаша, которая, наконец, поняла, почему охладел к ней ее господин. Она задумывается, как вернуть любовь Григория, и тоже, кипя ненавистью к неизвестной сопернице, желает получить любовное зелье.
Так начинается опера «Царская невеста». Содержание, которое здесь изложено, – это завязка всех хитросплетений истории.
Учреждение опричнины
Почти месяц опять прошел в томительном ожидании. Наконец, 2 февраля, Иван Грозный торжественно въехал в Москву. На другой день созваны были духовенство, бояре и знатнейшие сановники.
Наружность Грозного поразила всех: его трудно было узнать – так изменился он за последнее время. Высокий ростом, стройный, широкоплечий, он раньше имел величественную и красивую осанку; серые, хотя небольшие, но живые и проницательные глаза его были полны огня; нос у него был римский (с горбинкой), прекрасные волосы, длинные усы и густая окладистая борода – все это делало его наружность довольно красивою. Но теперь Иван Грозный страшно похудел и опустился, черты лица его исказились свирепостью, глаза его, казалось, погасли, тревога и злоба виделась во взорах его, волосы на голове и бороде почти все выпали. Видно, страшную душевную тревогу пережил он за последнее время. В опасную игру играл Грозный! А что, если бояре и сами управятся в Москве? А что, если народ не станет за меня и никто не явится просить меня вернуться на царство? Эти страшные вопросы должны были сильно волновать крайне мнительного и властолюбивого царя; страх и злоба – два самые едкие, гибельные для здоровья чувства – попеременно обуревали его душу… Но страшная игра выиграна! Иван Грозный торжествовал. Духовенство, народ и бояре, эти исконные, заклятые его враги, признали, что без него все царство погибнет; что без него все они, словно стадо без пастуха. Все преклонилось пред ним, своим всесильным владыкой, который волен в жизни и смерти своих подданных. Самолюбие Ивана Грозного, слишком чуткое, раздраженное письмом Курбского, должно было успокоиться. Теперь он во всеоружии своей власти мог расправиться со своими внутренними врагами…
Пред собранием духовных лиц и важнейших сановников Иван Грозный много рассуждал о значении верховной власти для государства, о неизбежности для блага его строгих, решительных мер; затем заявил о необходимости для себя особого отряда телохранителей – опричников. Все государство, по мысли Ивана Грозного, делилось на две части: опричнину и земщину. Многие города, волости и часть Москвы отходили под непосредственное ведение самого государя, в опричнину; на доходы с этих городов должен был содержаться царский двор и опричники; а все остальные города и земли составляли земщину. Всякие земские дела и все управление государством Иван Грозный приказал ведать старейшим боярам, которые назывались земскими; только в случае военных известий и важных дел внутренних должны были они являться к государю. Сам же Иван Грозный при помощи опричнины хотел всецело заняться искоренением крамолы и измены в земле своей. В Москве он приказал строить себе новый дворец за Неглинною (между Арбатом и Никитской улицей) и оградить его высокой стеною, словно крепость.
Марфины покои
В Александровской слободе жили не только Рюриковичи, но впоследствии и Романовы. Первый из последних, то есть Михаил Федорович, постановил: «быть здесь… в Александровской слободе государеву хоромному строению для царя и его царицы». Слобода досталась и Петру Первому — там жили его мать и супруга.
А после Стрелецкого бунта к Распятской церкви были пристроены палаты, в которых заточили сводную сестру Петра Марфу Алексеевну. Она была обвинена в пособничестве царевне Софье. Пострижена Марфа была насильно и жила она в монастыре под именем Маргариты. Сохранились многие личные вещи опальной царевны-инокини: вполне основательный кожаный стул, слюдяная дверь-ширма, ларь с кухонными принадлежностями (есть там даже форма для хлеба). Марфа-Маргарита прожила в монастыре при Слободе 10 лет, там же и умерла.
В монастырь хотели заточить и дочь Петра Первого Елизавету. Она была сослана в Александровскую слободу, прожила там тоже 10 лет и вернулась в Москву, чтобы венчаться на царство. Ее мы знаем как императрицу Елизавету Петровну. Сам Петр проводил в окрестностях Слободы учения своих «потешных войск». Из них были сформированы два гвардейских полка — Преображенский и Семеновский, ставшие впоследствии основой российской регулярной армии.
Во второй половине XVII века на территории царской резиденции был устроен Успенский женский монастырь. Сейчас Слобода — большой комплекс, в который входят архитектурные и исторические памятники (то есть музей-заповедник) и действующий женский монастырь — Свято-Успенский. На территории монастыря встречаются удивительно красивые и очень юные девушки…
Работают на территории Слободы и археологи. Раз за разом открывается все новая и новая кладка. Что она нам поведает в дальнейшем? Или только добавит новые загадки?
Опричники Ивана Грозного
После этой расправы Иван Грозный принялся устраивать свою дружину опричников. Ему помогали в этом деле новые ближайшие его советники: Алексей Басманов, Малюта Скуратов, князь Афанасий Вяземский и другие любимцы. К ним приводили сильных молодых людей незнатного происхождения, из служилого сословия. Иван Грозный главным образом разведывал, кто они и с кем в родстве. В дружину опричников вербовались юноши безродные, не имевшие никаких связей с именитыми боярами, притом удалые, готовые на все; они должны были давать присягу служить одному только царю верою и правдою, доносить на изменников, не водить дружбы с земскими людьми, не знать даже ни отца, ни матери, ведать только одного царя. За это государь щедро наделял опричников поместьями и имуществом, так что они из безродных бедняков обращались в зажиточных помещиков. Земли и имущества давались опричникам в тех городах и волостях, которые, по распоряжению Ивана Грозного, отходили в опричнину. Прежние же помещики и владельцы (числом до 12000) должны были выселиться отсюда в поместья, отведенные им в земских волостях.
Навербовал себе Грозный в свое «опричное» войско сначала 1000 молодых людей, но скоро это число возросло до 6000 человек. Верхом на лихих, борзых конях эти молодые удальцы в блестящем вооружении казались очень красивы; но скоро они стали всем земским людям и страшны, и ненавистны! Ужасную службу должны были служить опричники Ивану Грозному. По приказу его они привязывали к седлам собачьи головы и метлы: это было знаком того, что они должны, как псы, грызть царских лихоедов и выметать крамолу из Русской земли…
Иван Грозный и Малюта Скуратов. Картина Г. Седова, 1870
Несчастная невеста
Марфа живет в царском тереме. Только радости она не испытывает от этого. У нее обнаружилась странная болезнь, день от дня ей становится все хуже и хуже. Мало того что ей и так плохо, так еще и Григорий приносит дурную весть. Лыков сознался, что отравил царскую невесту. И ему пришлось по указу царя казнить его. Марфа падает обморок. Придя в себя, она лишается рассудка. Все что происходит, она начинает принимать, как дурной сон. Глядя на страдания девушки, горячо им любимой, он больше не может молчать о преступление, которое он совершил во имя любви, как ему тогда казалось.
Он признается в клевете и собирается разделаться с лекарем. Тут появляется Любаша и признается, что это она подменила зелье. Ее настигает смерть от руки Григория. Безумная Марфа зовет Ивана, просит его прийти. Ей кажется, что это не Григорий, а ее любимый. В этот момент опричники уводят Григория.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Долгая дорога
В начале декабря 1564 года Иван Грозный стал вести себя предельно странно: он посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них. В самих молитвах не было ничего странного, странны были сборы: царская «семья» готовилась к переезду. К величайшему неудовольствию церковных властей, Иван IV велел забрать и свезти в Кремль самые почитаемые иконы и прочую «святость».
В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну. Церковные сокровища и казна стали своего рода залогом в руках Грозного.
Войско, сопровождавшее государя, было полностью вооружено и готово к военным действиям, дворян сопровождали боевые холопы («люди»).
Царский выезд был необычен. «Ближние люди», сопровождавшие Грозного, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя и «в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведало куцы бяша».
Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда в начале января царь известил митрополита и думу о том, что «от великие жалости сердца» он оставил свое государство и решил поселиться там, где «его, государя, Бог наставит». Можно предположить, в дни «скитаний» царь работал над завещанием и весьма откровенно объяснял причины отъезда из Москвы. «А что по множеству беззаконий моих Божий гнев на меня распростерся, — писал Иван, — изгнан есмь от бояр, самовольства их ради, от своего достояния и скитаюся по странам, а може, Бог когда не оставит».
LiveInternetLiveInternet
Краткое содержание оперы
Действие 1. Пир у Грязного Александровская слобода, осень вторая половина шестнадцатого века, правление Ивана Грозного. Суровые времена. Несмотря на это, человеческие страсти кипят, как раскаленная магма. К тому же сам царь выбирает себе невесту. Кому выпадет такое счастье быть женой царя? Никто не знает. И будет ли счастлива царева избранница? Вот в чем вопрос. Опричник Григорий Грязной страдает от неразделенной любви. Ему приглянулась дочь одного купца Марфа, но на его сватовство ему дали отказ. Чтобы хоть как то развеять тоску он собирает гостей на пирушку. Среди гостей есть лекарь. Неудавшийся жених просит у него настой, с помощью которого он сможет приворожить девицу. Этот разговор подслушала Любаша. Она уже давно любит Григория. Она плачет и просит не бросать ее. Он не знает, что ей сказать и покидает ее. Ей становиться обидно и она решает отомстить разлучнице и любовнику.
Действие 2. Любовный напиток Вечер, девушки были на службе в монастыре, а теперь возле дома Марфы стоят и разговаривают. Это дочь Собакина Марфа и ее подруга Дуняша. Они, как всегда, это делают подруги, делятся сокровенными тайнами и тем, кто в кого влюблен. В это время мимо проезжают два всадника, один из них царь он себе ищет невесту. Для этого привезли много красавиц в слободу, никто не знает, кто станет счастливой избранницей. Марфа влюблена ей не царских желаний. Так они стоят и беседуют, а на них смотрит всадник. Марфе от его взгляда не по себе. Она не узнает в этом мужчине царя. Еще немного постояв, девушки вместе Собакиным и Лыковым, которые подошли к ним, заходят в дом. Любаша узнала, где живет ее разлучница и уже крутится под окнами. Ей хочется посмотреть, на кого променял ее Григорий. От красоты девушки Любаше становиться не по себе. Она теперь точно знает, что надо делать. Ревнивица бежит к лекарю и просит продать ей зелье, от которого девушка должна потерять всю свою красоту. Любаша предлагает все свои украшения, но Бомелию нужна ее любовь. Лекарь ей не нравится, но Марфа такая красивая и веселая ей непременно надо отомстить и Любаша решается. Она обещает полюбить лекаря. Только бы он все сделал. Действие 3. Выбор невесты Царь не может определиться с выбором невесты. Очередь дошла до семей Собакиных и Сабуровых. Подружек пригласили на смотрины. Все волнуются. Неужели свадьбе Лыкова и Марфы не суждено состояться. Наконец томительное ожидание заканчивается. Девушки возвращаются домой. Мать Дуняши, Домна Ивановна, рассказывает, что царь очень долго беседовал с ней, а на ее подругу только посмотрел. Это немного успокоило жениха. Григорий поздравляет Марфу и Лыкова, наливают вино, в которое украдкой Григорий подливает невесте любовное зелье, в надежде влюбить ее в себя. Праздник в самом разгаре, девушки поют песни. Неожиданно появляется Малюта и сообщает, что царь выбрал себе в жены девушку и зовут ее Марфа. Действие 4. Несчастная невеста Марфа живет в царском тереме. Только радости она не испытывает от этого. У нее обнаружилась странная болезнь, день от дня ей становится все хуже и хуже. Мало того что ей и так плохо, так еще и Григорий приносит дурную весть. Лыков сознался, что отравил царскую невесту. И ему пришлось по указу царя казнить его. Марфа падает обморок. Придя в себя, она лишается рассудка. Все что происходит, она начинает принимать, как дурной сон. Глядя на страдания девушки, горячо им любимой, он больше не может молчать о преступление, которое он совершил во имя любви, как ему тогда казалось. Он признается в клевете и собирается разделаться с лекарем. Тут появляется Любаша и признается, что это она подменила зелье. Ее настигает смерть от руки Григория. Безумная Марфа зовет Ивана, просит его прийти. Ей кажется, что это не Григорий, а ее любимый. В этот момент опричники уводят Григория.
Монах
Известно, что в Александровской слободе Иван IV организовал своё «монашеское братство». Иван IV написал для опричного корпуса в Александровской слободе монастырский устав, сам был игуменом этой монашеской общины, князя Афанасия Вяземского назначил келарем, Малюту Скуратова — церковным причетником. В тот же период (в 1567 г., как считает Р. Г. Скрынников) во время одного из приездов в Кириллов монастырь он поделился с некоторыми старцами своим сокровенным желанием постричься у них. В том же 1567 году царь дал 200 рублей в Кирилловскую обитель себе на келью.
Для всех членов братства была изготовлена монашеская одежда: грубые нищенские одеяния на козьем меху, длинные черные монашеские посохи, снабженные железным острием, под нищенской рясой скрывались богатые одежды, шитые золотом, у пояса — длинные ножи. В Александровской слободе установился особый распорядок дня. Царь сам звонил в колокола, служил молебен, пел в хоре опричников.
Вероятнее всего, монашеское братство в Слободе был образовано на волне конфликта Ивана IV с митрополитом Филиппом. Глава церкви обличил неправедное житие царя. Наличие в Слободе иноческого братства воочию показывало всем, что государь ведет жизнь святого. Иван Грозный со своим братством особо не заигрался. В 1570-1571 гг. одни братья были зарезаны либо повешены на воротах собственного дома, другие утоплены, либо брошены в темницу.
Отъезд Ивана Грозного из Москвы
Рано утром, 3 декабря 1564 года, Москва была сильно встревожена. На кремлевской площади появилось множество саней. Из царского дворца выносили и укладывали на них царское имущество: иконы, кресты, драгоценные сосуды, золото, серебро, одежды и пр. Уже раньше носились слухи, что Иван Грозный куда-то намерен ехать; но эти сборы ясно показывали, что он думает не о временной поездке, а перебирается со всем своим имуществом, куда же именно и надолго ли – этого никто не знал. В Успенском соборе шла торжественная служба. Обедню служил по приказу царя сам митрополит. В церкви ждали государя духовенство, бояре и сановники. Иван Грозный пришел, долго и усердно молился, принял благословение от митрополита, милостиво простился с бывшими в церкви, дал свою руку целовать боярам, сановникам и купцам. Затем он сел в сани с царицей (второй супругой своей, Марией Темрюковной), с детьми и несколькими своими новыми любимцами и уехал из Москвы в село Коломенское. Там Грозный пробыл две недели, переждал распутицу и поехал дальше; наконец остановился в Александровской слободе (теперь город Александров Владимирской губернии).
Митрополит, бояре и народ в Москве – все были в большой тревоге… Никто не знал, что значит этот внезапный отъезд государя. Прежде, когда Иван Грозный уезжал из столицы, всем было известно, куда и на какой срок он ехал и кому чем распоряжаться во время его отсутствия. Теперь же все осталось в полной неизвестности. Таинственный отъезд Ивана Грозного из Москвы не предвещал ничего доброго. Это чувствовалось всеми.
Наконец, после долгого томительного ожидания, были присланы в Москву 3 января две грамоты от царя: одна – митрополиту, другая – купцам и всему московскому народу.
Митрополиту Иван Грозный объявлял свой гнев на все духовенство, бояр, служилых и приказных людей; припоминал, сколько зла причинили бояре государству в его малолетство, обвинял их за то, что они не заботятся ни о государе, ни о государстве, убегают от службы, теснят народ; сильно сетовал Иван Грозный и на то, что духовные лица, архиепископы и епископы, заступаются за виновных, мешают ему казнить их, и потому, говорилось в грамоте, «Царь и Государь и Великий князь от великой жалости сердца, не желая их многих изменных дел терпеть, покинул свое государство и поехал, чтобы поселиться там, где ему, государю, Бог укажет».
В другой грамоте, которая была громогласно прочтена народу, Иван Грозный успокаивал московских людей, купцов и простолюдинов, чтобы они ничего не опасались; что он к ним милостив и на них нет у него ни гнева, ни опалы.
Все в Москве пришло в ужас и смятение. В это время шла война с Литвой, крымские татары грозили с юга, и в такую-то трудную пору являлось в государстве полное безначалие!
– Государь нас покинул, мы погибаем, – кричал народ, – кто спасет нас теперь от нашествия врагов? Мы останемся, как овцы, без пастыря!
Духовные лица, бояре, приказные люди – все стали упрашивать, умолять митрополита, чтобы он умилостивил, упросил государя не покидать царства.
– Пусть государь не оставляет государства, пусть казнит своих лиходеев. В животе и смерти волен Бог и государь! – слышалось со всех сторон.
– Мы все своими головами, – прибавляли бояре и служилые люди, – идем за тобою, святителем, бить челом государю и плакаться.
– Пусть царь только укажет нам своих лиходеев и изменников, мы сами их истребим! – кричали купцы и народ.
Митрополит немедленно хотел было ехать к Ивану Грозному, но на общем совете порешили, чтобы он остался блюсти столицу: здесь уже начинались беспорядки от безначалия. Духовенство и бояре отправились в Александровскую слободу бить челом царю, умолять его от всей Москвы вернуться на царство. Иван Грозный принял посланных и выслушал их. Они, восхваляя его всячески, умоляли ради святых икон и христианской веры, которые могут быть поруганы врагами-еретиками, взять снова власть в свои руки.
– А если тебя, государь, смущает измена и пороки в нашей земле, – прибавили они, – то да будет воля твоя – казнить и миловать виновных и исправлять все мудрыми твоими законами!
В ответ им Иван Грозный исчислил снова в длинной речи неправды, крамолы и измены бояр, но, ради мольбы архиепископов и епископов, соглашался опять взять свои государства, но на особых условиях, о которых обещал их известить. Казалось, сердце грозного владыки смягчилось смирением и мольбою подвластных. Иван IV удержал некоторых бояр при себе, других сановников и должностных лиц отпустил в Москву, чтобы там до его приезда дела шли своим чередом.
Действующие лица
- Василий Степанович Собакин, новгородский купец — бас
- Марфа, его дочь — сопрано
- Григорий Григорьевич Грязной, опричник — баритон
- Григорий Лукьянович Малюта Скуратов, опричник — бас
- Боярин Иван Сергеевич Лыков — тенор
- Любаша , любовница Грязного — меццо-сопрано
- Елисей Бомелий, царский лекарь — тенор
- Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена — сопрано
- Дуняша, её дочь, подруга Марфы — контральто
- Петровна, ключница Собакиных — меццо-сопрано
- Царский истопник — бас
- Сенная девушка — меццо-сопрано
- Молодой парень — тенор
- Два знатных всадника
Опричники, песенники и песенницы, плясуньи, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ
Александровская слобода. Свобода равна неволе?
Никто не смел ни въехать, ни выехать оттуда без ведома Иоаннова: для чего в трех верстах от Слободы, прозванной Неволею, обыкновенно стояла воинская стража. (И. Карамзин. «История государства Российского»).
А ведь слово «слобода» происходит от слова «свобода»! В 2013 году исполнится 500 лет Александровскому Кремлю, и это событие будет широко отмечаться, возможно, не только регионально. Самое интересное, что неофициально «начало Александрова» относят к еще более раннему времени — к Александру Невскому: «стоял станом и… быть может, и положил в 13 веке начало на селение… названное именем основателя».
Достоверно известно, что был здесь загородный дворец великого князя московского Василия III, отца Ивана Васильевича. Этот дворец не сохранился. Но само слово «опричнина» связано с городом Александровым: владения после смерти Василия перешли к его вдове Елене Глинской, эта вдовья доля и называлась «опришной». И сама недоброй памяти опричнина была организована в этой новой столице, куда царь Иоанн подался на отдых и богомолье от московских дел.
Был в Слободе Государев двор, стояли войска опричников: «верстах в трех от Слободы стояла на заставе воинская стража и останавливала проезжих, спрашивая каждого: кто он и зачем едет в неволю? Этим прозванием народ, в насмешку, заменил слово „слобода“, значившее в прежнее время свободу». (А.К. Толстой). Действие повести А. К. Толского «Князь Серебряный», имеющей подзаголовок «Повесть времен Иоанна Грозного», происходит именно в Александровской слободе. Это «слобода-неволя» обыгрывается и в другой повести российского драматурга Д. В. Аверскиева — «Слобода — неволя». Действие оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» тоже происходит там же, в Александровскоцй слободе. Основные действующие лица в опере — опричники, в том числе и небезызвестный Малюта Скуратов.
При дворе собрались не только государевы помощники и опричники, но и зодчие, живописцы, музыканты (кстати, Иоанн сам был композитором — он известен как автор нескольких духовных гимнов). Здесь проходили смотрины невест («ярмарки невест») — и для самого царя, и для его сына.
И в течение почти двух десятков лет Слобода («кровопийственный град») выполняла все столичные функции: здесь царь женился (два раза из пяти), здесь убил сына (многие могут помнить картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»), здесь принимал иностранных послов из Дании, Швеции, Англии, польского короля и папского престола, отсюда пошел войной на вольный город Новгород. Первая в стране провинциальная печатня тоже была открыта здесь — в Слободе. Основал ее ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. Почему основатель типографии носил такую неподходящую кличку — невежа — непонятно.
Этот Государев двор хорошо сохранился. Здесь два входа: сам Двор с троном и личные покои. Впечатляет трон царя — это, конечно, копия (оригинал в московской Оружейной палате), но копия хорошая. Очень любопытны часы — они отмеряют еще «византийское время». И удивительные по красоте фрески на куполе…
Александровская слобода, мольбы и царская милость
3 декабря 1564 г. у Кремля стояли сотни повозок. Иван Грозный собрал вещи, семью и уехал из Москвы. Ехал он с верными служилыми людьми, как на войну, а также с приближёнными и слугами. И не с пустыми руками: с собой царь прихватил «святость, иконы и кресты», золотую и серебряную посуду, одежду, а самое главное — всю казну. Никто в городе не знал, куда же он отправится. Народ и знать пришли в недоумение — что происходит?
Грозный отправился в Александровскую слободу (ныне Александров во Владимирской области). Лишь 3 января 1565 г. в Москву прибыл его гонец Константин Поливанов. К тому времени в столице всё пришло в смятение. Приказные люди стали разбегаться из города, управление государством в военное время остановилось. Поливанов усугубил ситуацию. Он привёз два послания: одно — митрополиту и одно — для народа (его зачитали публично). Грозный передал, что он «положил гнев» на духовенство, бояр и придворных, на вороватых дьяков и окольничих. Всех их он объявил опальными за грабительские преступления, совершённые ещё в годы его малолетства и позднее, за неповиновение, угнетение народа и нежелание честно воевать. Потому-то, объяснял царь, он и уехал, ибо не желал терпеть «изменных дел».
По сообщениям иностранцев, на самом деле Иван IV очень боялся потерять в результате своей авантюры трон, и у него даже начали выпадать волосы. Но виду не подавал. Он очень точно продумал воздействие своего послания народу — простому люду Грозный сообщил помимо прочего, что «гневу на них и опалы некоторые нет», то есть к ним, мол, никаких претензий, а только к знати и священникам, которые мешают ему карать изменников. Этот тактический приём отлично сработал. На дворе митрополита собралась толпа и, мягко говоря, настоятельно требовала вернуть в Москву царя, и чтобы правил он, как «годно ему». Иначе, грозили посадские, они могут и сами покарать предателей.
Знать понимала, что царский гнев и казни — стократно меньшее зло по сравнению с тем, что может сделать с ними чёрный люд. Перед лицом этой угрозы бояре были согласны на всё и решили слёзно умолять Ивана IV вновь занять трон. Митрополит отправил в Александровскую слободу архиепископа Пимена и архимандрита Чудовского, чтобы те уговорами смягчили гнев царя. За ними на поклон к государю последовали бояре, служилый люд, купцы и посадские. Все они вымаливали царское прощение.
Н. В. Неврев «Опричники». (wikipedia.org)
Иван Грозный, конечно, смилостивился. 2 февраля 1565 года он вернулся в столицу. Но теперь он поставил условия: отныне он имеет право карать и миловать по своему усмотрению — хоть казнить, хоть лишать имущества, причём любого и без суда. При этом часть страны Иван Васильевич объявил безраздельно и лично ему принадлежащей — «опричниной» (от слова «опричь», что значит «кроме»), все доходы с которой полагались лично царю. В опричнину вошли Москва (частично), Можайск, Вязьма, Суздаль, Галич, Вологда, Двина и другие города центральных и северных русских земель. Остальное же выделялось в «земщину».
А. М. Васнецов «»Московский застенок». (wikipedia.org)
Так «за великую измену государь царь учиниша опричнину». Несколько лет опричнины стали временем жестокого произвола, убийств и самочинных расправ опричников с бесправными земскими, у которых обычно под предлогом борьбы с «изменой» просто отнимали всё имущество. Грозный полностью доверял избранным «опричным» людям, а те злоупотребляли его доверием так, что в итоге от замысла Ивана (поставить справедливых «чиновников» на места взамен проворовавшихся и бесчестных) ничего не осталось, и государь сам же затем отменил опричнину. Но к тому времени произошло самое главное — власть царская стала поистине единоличной.
Любовный напиток
Вечер, девушки были на службе в монастыре, а теперь возле дома Марфы стоят и разговаривают. Это дочь Собакина Марфа и ее подруга Дуняша. Они, как всегда, это делают подруги, делятся сокровенными тайнами и тем, кто в кого влюблен. В это время мимо проезжают два всадника, один из них царь он себе ищет невесту. Для этого привезли много красавиц в слободу, никто не знает, кто станет счастливой избранницей. Марфа влюблена ей не царских желаний. Так они стоят и беседуют, а на них смотрит всадник. Марфе от его взгляда не по себе. Она не узнает в этом мужчине царя.
Еще немного постояв, девушки вместе Собакиным и Лыковым, которые подошли к ним, заходят в дом. Любаша узнала, где живет ее разлучница и уже крутится под окнами. Ей хочется посмотреть, на кого променял ее Григорий. От красоты девушки Любаше становиться не по себе. Она теперь точно знает, что надо делать. Ревнивица бежит к лекарю и просит продать ей зелье, от которого девушка должна потерять всю свою красоту. Любаша предлагает все свои украшения, но Бомелию нужна ее любовь. Лекарь ей не нравится, но Марфа такая красивая и веселая ей непременно надо отомстить и Любаша решается. Она обещает полюбить лекаря. Только бы он все сделал.
[править] Русская опера
Опера «Царская невеста» продолжает традиции специфически русского направления жанра Это не значит, что сюжет обязательно обращен к русской истории. Это значит определенное музыкальное направление, характерное русским композиторам, объединившимся под скромненьким названием «Могучая кучка» — так уж, без ложной скромности, они себя проиндексировали. И оказались правы. Этой музыке, построенной целиком на общеевропейской, свойственна особо яркая драматичность и насыщенность действия, народный мятежный дух. Современный музыкальный критик Виктор Коршиков подытожил в статье об опере «Каменный гость» «А. С. Даргомыжский „Каменный гость“» (По книге: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007): «Без „Каменного гостя“ нельзя представить себе развитие русской музыкальной культуры. Именно три оперы — „Иван Сусанин“, „Руслан и Людмила“ и „Каменный гость“ создали Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина. „Сусанин“ — опера, где главным героем является народ, „Руслан“ — мифический, глубоко русский сюжет, и „Гость“, в котором драма превосходствует над сладкой красотой звучания»
. Именно народность придала этому музыкальному направлению специфические черты, отличившие ее от западно-европейской оперы 19 века, предназначенной в первую очередь для сладостного слушания и впитывания музыкальных красот.
Опера «Царская невеста» по сюжету направлена к русской истории — времени Иоанна Грозного. Опера стала не первым обращением композиторов «Могучей кучки» к русской истории. Пожалуй, высшей точкой этой тематики стали оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (время создания: 1868—1874 гг.) и «Хованщина» (время создания: 1872 — не завершена). Однако в отличие от этих двух произведений М. Мусоргского, являющихся народными драмами и составляющими эпическую картину Руси определенных исторических периодов, опера «Царская невеста» лишь по тематике обращена к истории, Н. А
Римский-Корсаков использовал историческую основу как фон, внимание автора сосредоточено на коллизиях личной драмы, а не на событиях исторической жизни Руси XVI века
Жизнь Ивана Грозного с опричниками в Александровской слободе
Непомерное властолюбие, страх за свою жизнь и ненависть к боярам – вот что побудило Ивана Грозного завести опричнину, удалиться из Москвы, засесть в укрепленном дворце в Александровской слободе с надежными слугами, приняться за выполнение страшного своего замысла – истребить не только крамолу, но и все, что могло хоть сколько-нибудь мешать самодержавию, особенно же знатных бояр, дерзавших возноситься своим происхождением, искавших власти…
Кремль в Александровской слободе. Фотография 1911 г.
Александровская слобода скоро обратилась как бы в становище охотников, откуда отряды их время от времени выезжали на ловлю лиходеев и изменников. Сюда опричники беспрестанно привозили добычу, и пред глазами Ивана Грозного производились страшные пытки. В ужасных муках иные из несчастных винились в небывалых проступках, взводимых на них опричниками, и тут же совершались над не повинными ни в чем беспощадные, мучительные казни… Кровавые зрелища пыток и казней губительно действуют и на мучителей: человеческое чувство у них тупеет, они дичают, кровь и мучения начинают им даже нравиться… Жестокость и страсть к кровавым зрелищам, очевидно, росли и в царе, и в приближенных к нему опричниках; ум Ивана Грозного туманился; но совесть, видимо, по временам мучила его; он часто и долго молился, любил церковную службу.
Странная затея, между прочим, пришла Грозному в голову: задумал он обратить свой дворец в монастырь, выбрал из опричников 300 самых лихих, назвал их иноками, себя игуменом, князя Вяземского келарем, Малюту пономарем. Поверх своих блестящих кафтанов они надевали черные монашеские рясы, на головы скуфейки, или тафьи. Рано утром, в четвертом часу, царь ходил с царевичами и Малютою на колокольню и благовестил. Опричники-иноки под страхом наказания спешили к заутрене. Служба длилась до 6-ти или 7-ми часов. Иван Грозный в церкви сам пел, читал, молился и так усердно бил поклоны, что на лбу его оставались часто синяки. В 8 часов начиналась обедня; в 10 часов опричники садились за братскую трапезу, за которой братия пила, ела досыта: всякого яства, вина и меду было вдоволь. Во время трапезы Иван Грозный стоя читал вслух из поучительных книг или Библии, – обедал сам он позже. Во время обеда любил беседовать со своими приближенными о вере и выказывал при этом очень большую начитанность и память. После обеда Иван Грозный дремал или отправлялся в темницу опричников смотреть на пытки; казалось, они забавляли его; нередко он возвращался с пыток веселым, разговорчивым, шутил. В 8 часов шли к вечерне, затем в десятом часу царь удалялся в сбою спальню; здесь три слепца-сказочника по очереди рассказывали ему сказки, пока он не засыпал. Вскоре после полуночи Иван Грозный просыпался и начинал день молитвою…
Случалось, что в церкви царю делались доклады, и он тут же во время богослужения отдавал приказы – иногда насчет пыток и казней. Бывали случаи, что по приказу Ивана Грозного иноки-опричники, даже не сбросив с себя монашеских мантий, вскакивали на коней и с дикими криками неслись грабить двор какого-нибудь опального боярина и чинить над ним кровавую расправу.
Свою жизнь царь разнообразил время от времени объездами, посещал монастыри, осматривал крепости, тешился охотами; особенно любил он медвежью травлю
Когда являлось в Москву какое-нибудь важное иноземное посольство, Иван Грозный приезжал сюда и торжественно, с опричниками, во всем величии своей власти, принимал послов в кремлевской палате
Ярмарка невест
Пребывание Ивана Грозного в Александровской слободе известно ещё и тем, что здесь царь проводил знаменитые смотры невест. После смерти Марии Черкасской Грозный не стал искать жену за рубежом, а велел переписать дворянских девок-невест по всей стране. В Александровскую слободу были свезены 2000 «невест». На протяжении нескольких месяцев они жили здесь, приглянувшихся царь «звал» к себе, а после выдавал за кого-нибудь из придворных.
Смотрины позволили отобрать сначала 24, а затем 12 самых красивых девиц. Выбор царя пал на Марфу Собакину. Выбор Марфы Собакиной был вызван, скорее всего, участием Малюты Скуратова. Марфа была его родственницей. При помощи столь выгодного брака Скуратов стал родственником Грозного, что серьезно подняло его «вес». Скоропостижная смерть Марфы позволило тому же Скуратову провести «зачистку» среди своих коллег по опричному руководству.