Краткое содержание Екимов Ночь исцеления для читательского дневника
Старушка очень плохо спит, кричит во сне, видит кошмары. Самый страшный сон о том, как она потеряла в войну хлебные карточки, а они жизненно нужны её детям. Внук берётся её вылечить: ночью проговаривает спящей, что карточки нашлись. И бабушка просыпается практически здоровой и спокойной. И только в последний момент мальчишка решает не хвастаться. Решается сохранить магию исцеления в тайне.
мысль
Главное – проявлять внимание к людям, но не выставлять свои добрые дела, чтоб не разрушить чудо
Важно сохранить саму веру человека
Краткое содержание Екимов Ночь исцеления
К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами.
И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.
Внук, разбуженный ночью, подходит к бредящей старушке, вслушивается, понимает, что за кошмар ей снится. Мальчик сам испуган, так как ощущает ужас в её криках, отчаяние в неразборчивых словах спящей. И придумывает, как ей помочь, просто от доброты душевной.
И во сне она воспринимает слова внука, верит им, успокаивается.
Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.
И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.
Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.
Борис Екимов: рассказы о русском человеке
За весь период продолжительной литературной деятельности российский прозаик написал более двух сотен произведений, которые публиковались в таких изданиях, как «Новый мир», «Россия», «Нива Царицынская», «Знамя», «Наш современник». Больше всего читательская аудитория оценила такие произведения, как «Пастушья звезда», «Родительский дом», «За теплым хлебом», «Ночь исцеления». Писателя заслуженно считают путеводителем литературных обычаев Донского края, ведь его душевные произведения правдиво описывают каждодневную жизнь простого люда. А такая тема понятна многим, поэтому книги Екимова пользуются большой востребованностью у читательской аудитории.
В героях рассказов автора каждый человек узнает себя и свое бытие – тревожное, с перестройками, вечными кризисами, братскими войнами, разбитое на осколки. Борис Екимов аккуратно собирает эти осколки в цельную картину как свидетельство о том, что испытывал и испытывает русский человек за последние десятилетия. Особенно ярко это прослеживается в произведениях «Не надо плакать», «За теплым хлебом», «Пиночет». В 2008 году российский автор был награжден премией Солженицына с формулировкой «За боль и остроту в описании потерянного состояния российской провинции и отображение неистребимого достоинства русского народа».
О том, как “братки” богатырями стали
Мы привыкли к тому, что все периодически нуждается в обновлении. Заболели зубы – срочно вырвать и вживить новые. Выпали волосы – нарастить. Сломалась мебель – купить другую в кредит. Отчего же в духовной сфере все должно быть иначе? Может быть, старые нравственные представления тоже пора слегка “обновить”, чтобы они выглядели современно, как во рту сияющие вставные зубы?
Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. “Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…” (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в “прежнюю” историческую эпоху, но наделяют их “современными” характерами.
Таким образом “идеальный образ” разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится “смешным”.
Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то “мультипликационный” как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша “по простоте душевной” использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же “нечаянно”, сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, “хотел как лучше, а получилось…”. Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: “Что же это я как вор?!” – и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.
Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон “мультипликационного” богатыря: “Я понятно объясняю?”, “Упал – отжался”. Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет анахоретом на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет “любой каприз”, недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей? И кто у них на дальней заставе занимается проблемами планирования семьи, Баба-яга?
В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие “богатыри” многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой – образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев…
Происхождение образа
Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.
Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является «вежество», которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.
Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и
Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.
Дорогие друзья!
Представляем вам сборник произведений волгоградского писателя Бориса Петровича Екимова. Что открывается тому, кто читает рассказы и повести писателя? На этот вопрос каждый из вас ответит по-своему. Но есть то, что представляет собой идейный и образный центр и не может остаться незамеченным.
Когда-то Сергей Есенин сказал о себе: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине». Эти слова о любви к родине можно в полной мере отнести к творчеству Бориса Екимова, прожившего на родной земле всю жизнь. И его герои тоже живут на Дону, в Задонье. Благодатный край этот раскрывается прежде всего через великолепие пейзажа: зимнего – со скрипящим под ногами снегом, весеннего – с дымкой цветущих садов, летнего – с раскаленным степным воздухом, осеннего – с его палитрой желтого цвета, и в этом чувствуется продолжение традиций русской классической литературы.
Но ярко представленная в красках и звуках донская природа не может заслонить от читателя главное – тревогу за судьбу своей земли. События в стране в конце XX века привели к тому, что земля потеряла настоящего хозяина. Кто же ответит на вызовы нового времени сейчас, в XXI веке?
В малой прозе Бориса Екимова решаются серьезные проблемы, воспитывается гражданская позиция, патриотические чувства. Юный читатель найдет здесь примеры к курсу истории и обществознания, узнает о жизни, свидетелем которой он не был, но следы которой видит в современном мире.
В центре большинства произведений образ ребенка. Дети у Бориса Екимова отличаются мудростью. В вечном конфликте отцов и детей молодое поколение почти всегда выше старшего, не справившегося со своей ролью. Именно с детьми, повзрослевшими раньше времени, серьезными не по годам, имеющими нравственное отношение к происходящему, связывает писатель надежды на возрождение и процветание родного края.
Автор с большим уважением относится к своим героям, и современный школьник, несомненно, найдет в их характерах что-то важное для себя. Произведения Бориса Екимова написаны прекрасным художественным словом
В рассказах изящный слог классической прозы гармонично сочетается с просторечными и диалектными средствами, отражающими донской колорит. Эти тексты – благодатный материал для краеведческих исследований по разным направлениям
Произведения Бориса Екимова написаны прекрасным художественным словом. В рассказах изящный слог классической прозы гармонично сочетается с просторечными и диалектными средствами, отражающими донской колорит. Эти тексты – благодатный материал для краеведческих исследований по разным направлениям.
В пору взросления, становления личности очень важно иметь верного друга, мудрого наставника. И Борис Петрович Екимов, хранитель нравственных культурных ценностей, писатель и общественный деятель, продолжатель традиций М
Шолохова, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина, оказывает неоценимую помощь всем обратившимся к его книгам.
Рассказал для детей А. Нечаев
Худ. В. Кульков В славном городе во Ростове, у соборного попа отца Аевонтия в утешенье да на радость родителям росло чадо единое—любимый сын Алёшенька. Парень рос, матерел не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался, силой-крепостью наливался. На улицу он стал побегивать, с ребятами в игры поигрывать. Во всех ребячьих забавах-проказах заводилой-атаманом был: смелый, весёлый, отчаянный — буйная удалая головушка!
Иной раз соседи и жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте сынка!»
А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся!»
Так и рос Алёша Попович-млад. И стал он на возрасте. На резвом коне поезживал, научился и мечом владеть. А потом пришёл к родителю, в ноги отцу кланялся и стал просить прощеньица-благословеньица: «Благослови меня, родитель-батюшка, ехать в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру, на заставах богатырских стоять, от врагов нашу землю оборонять».
Худ. В. Кульков
«Не чаяли мы с матерью, что ты покинешь нас, что покоить нашу старость будет некому, но на роду, видно, так написано: тебе ратным делом труждатися. То доброе дело, а на добрые дела прими наше благословенье родительское, на худые дела не благословляем тебя!»
Тут пошёл Алёша на широкий двор, заходил во конюшню стоялую, выводил коня богатырского и принялся коня заседлывать. Сперва накладывал потнички, на потнички клал войлочки, а на войлочки седёлышко черкесское, туго-натуго подпруги шелковы затягивал, золотые пряжки застёгивал, а у пряжек шпенёчки булатные. Всё не ради красы-басы, а ради крепости богатырской: как ведь шёлк не трётся, булат не гнётся, красное золото не ржавеет, богатырь сидит на коне, не стареет.
Худ. В. Кульков И только видели удала добра молодца, как на коня садился, да не видели, как он со двора укатился. Только пыльная курева поднялась.
Долго ли, коротко ли путь продолжался, много ли, мало ли времени длилась дорога, и приехал Алёша Попович со своим паробком Евдокимушкой в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые, мимо башни наугольной на широкий на княжий двор. Тут соскакивал Алёша со добра коня, он входил в палаты княженецкие, крест клал по-писаному, а поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны низко кланялся, а князю Владимиру да княгине Апраксии во особицу.
В ту пору у князя Владимира заводился почестей пир, и приказал он своим отрокам-слугам верным посадить Алёшу у запечного столба.
Вступительное слово:
Сегодня мы познакомимся с творчеством нашего соотечественника – известного публициста и прозаика – Бориса Петровича Екимова.
Родился писатель 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих. Род его деятельности был довольно обширным: ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках в Казахстане в Тюменской области, а также был учителем труда в сельской школе.
Известность приходит к Б. Екимову в 1965 году, после первых публикаций. И уже в 1976 году его принимают в Союз писателей России. В 1979 году Б. Екимов оканчивает Высшие литературные курсы.
Борис Екимов с 1985 года по 1991 год был членом правления Союза писателей РСФСР. После распада Советского Союза, с 1994 года, Борис Екимов становится членом Союза писателей России. С 1987 года был членом редакционной коллегии популярного еженедельника «Литературная Россия».
Борис Екимов написал более двухсот произведений. Его труды печатали в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская». Особый интерес к произведениям писателя появляется в годы перестройки (Сборники рассказов «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда»).
В 2000 году Борис Екимов был удостоен Премии Александра Солженицына. Произведения Бориса Екимова переводились на множество иностранных языков: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента. В этой библиотеке находятся целые серии произведений выдающихся российских авторов.
Бориса Екимова часто, и не без оснований, называли своеобразным «проводником» литературных традиций края Донского. В его рассказах изображается реальная действительность, быт простого рабочего. Б. Екимов всегда очень точно описывал тяжелый крестьянский труд. В живых, ярких сюжетах своих рассказов, повестей, очерков Борис Екимов дает нам понимание непростой деревенской жизни. Жители задонских хуторов могут найти что-то знакомое, общее с героями его произведений.
Сам писатель отмечает, что живет на два дома: в Калаче-на-Дону и в Волгограде. Оба города, кстати, упоминаются в его рассказе «Как рассказать», который мы обсудим с вами сегодня на уроке.
Борис Екимов / Книги
Екимов, Б. П. Офицерша : рассказы / Б. П. Екимов. — Волгоград : Нижне-Волжское книжное издательство, 1978. — 192 с. — .
Екимов, Б. П. Доехала благополучно : рассказы / Б. П. Екимов. — Волгоград : Нижне-Волжское книжное издательство, 1980. — 286 с. — .
Екимов, Б. П. Последняя хата : рассказы / Б. П. Екимов. — Москва : Современник, 1980. — 270 с. — (Отдельные издания). — .
Песни донских казаков : / cост. и авт. предисл. Б. П. Екимов. — Волгоград : Нижне-Волжское книжное издательство, 1982. — 254 с. — .
Екимов, Б. П. Елка для матери : рассказы / Б. П. Екимов ; авт. предисл. В. Солоухин. — Москва : Советская Россия, 1984. — 302 с. — .
Екимов, Б. П. Холюшино подворье : рассказы и повесть / Б. П. Екимов ; худ. Д. Громан. — Москва : Советский писатель, 1984. — 360 с. — .
Екимов, Б. П. Частное расследование : повесть, рассказы / Б. П. Екимов. — Волгоград : Нижне-Волжское книжное издательство, 1985. — 384 с. — .
Екимов, Б. П. За тёплым хлебом : рассказы / Б. П. Екимов. — Москва : Современник, 1986. — 398 с. — .
Екимов, Б. П. Ночь исцеления : рассказы, повесть / Б. П. Екимов. — Москва : Советский писатель, 1986. — 368 с. — .
Екимов, Б. П. Живая душа : рассказы / Борис Екимов ; . — Москва : Детская литература, 1987. — 191 с. : ил.
Екимов, Б. П. Встреча не состоится : рассказы / Борис Екимов. — Волгоград : Нижне-Волжское книжное издательство, 1988. — 270 с. — .
Екимов, Б. П. Родительский дом : роман. — Москва : Современник, 1988. — 271 с. — .
Екимов, Б. П. Солонич : рассказы и повесть / Борис Екимов ; худ. О. Коминарец. — Москва : Детская литература, 1989. — 207 с. : ил.
Екимов, Б. П. Пастушья звезда : рассказы / Борис Екимов. — Москва : Художественная литература, 1989. — 48 с. — (Роман-газета ; № 24 (1126)). — .
Екимов, Б. П. Донос : повести и рассказы. — Москва : Современник, 1990. — 428 с. : ил. — .
Екимов, Б. П. Рассказы. Частное расследование : повесть / Борис Екимов ; . — Москва : Художественная литература, 1991. — 415 с. : портр. — .
Екимов, Б. П. Высшая мера : повести и рассказы / Борис Екимов. — Волгоград : Волгоградский комитет по печати, 1995. — 416 с. — .
- Екимов, Б. П. Избранное : в 2 т. / Борис Екимов. — Волгоград, 1998. — . Т. 1. — 606 с.
- Т. 2. — 623 с.
Екимов, Б. П. Пиночет : повести и рассказы / Борис Екимов. — Москва : Вагриус, 2000. — 412 с. — .
- Екимов, Б. П. Сочинения : в 3 т. — Волгоград : Издатель, 2000. — . Т. 1. Роман, повести. — 608 с.
- Т. 2. Рассказы. — 624 с.
- Т. 3. Ранняя проза, очерки. — 624 с.
Екимов, Б. П. Набег : рассказы / Борис Екимов. — Москва : Современник, 2001. — 511 с. — (Золотое перо России). — .
Екимов, Б. П. Ночь проходит : / Борис Екимов. — Москва : Воскресенье, 2002. — 600 с. : ил. — .
Екимов, Б. П. Родительская суббота : рассказы разных лет / Борис Екимов. — Москва : Роман-газета, 2006. — 112 с. — (Роман-газета ; № 15(1525)). — .
Екимов, Б. П. Не надо плакать… / Борис Екимов. — Москва : Вагриус, 2008. — 399 с. : ил. — .
Екимов, Б. П. Память лета : рассказы / Борис Екимов. — Волгоград : Издатель, 2008. — 151 с. : ил. — .
Екимов, Б. П. Под высоким крестом : рассказы / Борис Екимов. — Волгоград : Издатель, 2008. — 606 с. : портр. — .
- Екимов, Б. П : : в 2 т. / Борис Екимов. — Москва : Время, 2010. — . Т. 1: На хуторе : повествование в рассказах. — 463 с. : ил.
- Т. 2: Прощание с колхозом : очерки разных лет. — 511 с. : ил.
Екимов, Б. П. В той стране : рассказы, повести / Борис Екимов ; . — Волгоград : Издатель, 2011. — 359 с. : ил., портр. — .
Екимов, Б. П. Привет издалека : рассказы, повести / Борис Екимов ; Рус. обществ. фонд. — Москва : Русскiй Мiръ, 2011. — 479 с., л. портр. — (Литературная премия Александра Солженицына) — .
Екимов, Б. П. Целебные рассказы Бориса Екимова / Б. П. Екимов ; . — Москва : редакция вестника «ЗОЖ», 2012. — 207 с. : ил. — (Библиотека ЗОЖ). — .
Екимов, Б. П. Проснется день : рассказы / Борис Екимов. — Волгоград : Издатель, 2013. — 415 с. : портр. — .
Екимов, Б. П. Осень в Задонье : повесть о земле и людях / Борис Екимов. — Москва : Никея, 2021. — 399 с. — .
Екимов, Б. П. Возвращение : рассказы о живой жизни / Борис Екимов. — Москва : Никея, 2021 . — 344 с. — .
Екимов, Б. П. «Как рассказать…» : книга для школьного и семейного чтения / Б. П. Екимов. — Волгоград : Издатель, 2021. — 720 с. : ил.
Функция пейзажа
Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.
У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.
Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.
Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:
старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.
Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.
Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко
Анализ картины Три богатыря Васнецова
Картина Три богатыря
Екимов Борис Петрович
Борис Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих. Род его деятельности был довольно обширным, ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках в Казахстане т в Тюменской области, работал в сельской школе учителем труда. Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.
За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях таких как: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская». Но пик читательского интереса к его творчеству перепадает на «перестроечные» годы, в это время его работы достигают максимального тиражирования в «толстых журналах». На их страницах читатели могли прочесть целые сборники рассказов Бориса Екимова: «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».
Бориса Екимова часто и не без оснований называли своеобразным «проводником» литературных традиций края Донского. В его произведения можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего.
Обозреватель газеты «Труд», Дмитрий Шеваров, писал в те годы: «Всякий, кто хоть раз читал рассказ Бориса Екимова, обязательно его запоминал. Несмотря на то, что все герои, описанные в рассказах, жители задонских хуторов, может сказать — это написано про нас, написано про меня. Это все про нашу с вами жизнь — нелегкую, тревожную, разлетевшуюся на осколки. Силой своего неисчерпаемого таланта и любви к людям писатель смог очень бережно собрать все эти осколки воедино, в повествование, которое навсегда останется в русской литературе честным свидетельством того, что испытали страна и люди за последние двадцать лет».
Произведения Екимова Бориса переводились на множество иностранных языков. Среди них: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента. В этой библиотеке находится целые серии произведений выдающихся российских авторов.
Биография Бориса Екимова повествует о том, что с 1985 года по 1991 год он является членом правления союза писателей РСФСР. После распада советского союза, с 1994года Борис Екимов становится членом Союза писателей России. С 1987 года был членом редакционной коллегии популярного еженедельника «Литературная Россия». С 1998 года член редакционной коллегии журналов «Роман-газета» и «Отчий край». С 1997 года является членом комиссии по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации. В 1997 году Борис Екимов входил в состав жюри Букеровской премии.
Сам Борис Екимов часто говорит, что живет на два дома: в Калаче-на-Дону и в Волгограде.
Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына. По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами. В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации.
Алёша и сестра Збродовичей
У киевского князя Владимира идёт пир. Сидят на пиру князья, бояре, богатыри, казаки, бурлаки да крестьяне. Наевшись да напившись, все начинают хвастать: кто «золотой казной», кто «широким двором», кто «добрым конём», а неразумные хвастают «молодой женой» да «родной сестрой».
Только два брата Петровича-Збродовича сидят и не хвастают. Сам князь Владимир спрашивает у братьев, почему они ничем не похваляются. Тогда Петровичи рассказывают о своей любимой сестрице Оленушке Петровне, которая сидит в задней горнице, лишние люди ее не видят и солнышко ее не печёт.
Услышав это, богатырь Алеша Попович заявляет, что живёт с Оленушкой «будто муж с женой». Братья раздосадованы, но Алеша предлагает им проверить правдивость его слов: бросить снежком Оленушке в окно и посмотреть, что будет. Братья так и делают. Оленушка открывает окошко и спускает из него длинное белое полотно.
Братья, убедившись в том, что Алеша не солгал, приказывают сестре надеть чёрное платье: они хотят отвезти Оленушку в поле и там отрубить ей голову. Узнав об этом, сестра говорит Петровичам-Збродовичам, что жена старшего из них живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего — с Переметушкой. Братья не верят этим обвинениям и везут Оленушку в поле. Но тут появляется Алеша Попович. Он увозит Олену Петровну к венцу, а братьям напоследок бросает то же самое обвинение касательно их жён, Добрынюшки и Переметушки.
Ушли до срока
Юлия Шигарева, «АиФ»: Борис Петрович, ваш роман «Пиночет» вышел в 1999‑м, получил премию «Ясная Поляна. Современная классика». Сегодня — 2015-й. Больше стало таких, как герой книги Корытин, готовых поднимать разорённый колхоз, пресекая воровство, а тебя за это сельчане не добрым словом помянут, а Пиночетом обзовут?
Борис Екимов: Таких людей, как Корытин, сейчас нет. Такие, как он, за эти 20 лет умирали от надрыва сердца, их выгоняла толпа, опьянённая свободой и посулами уже завтрашней золотой жизни. Так выгоняли Попова из колхоза «Россия», Штепо из могучего «ВолгоДона». К Виктору Ивановичу потом приходили с просьбой — возвернись! Но прошедшего и произошедшего не воротишь. Штепо, может, потому и умер прежде срока. Могучий был человек!
— Старый агроном Петрович говорит Корытину: «Неужели там, наверху, не поймут, что губят крестьянство — значит, губят Россию?» Реформаторы реально этого не понимали?
— Тогдашним реформаторам я в душу не заглядывал, лично не знаю их. Но судите по делам. Они были теоретиками, много читали зарубежных экономистов. Гайдар вырос и жил за высоким переделкинским забором, на папином продуктовом и прочем пайке. Домработница, няня, дворник, шофёр, видимо, были для него народом России. Для таких, как он, европейски образованных, всё гладко, просто. Колхозы, совхозы — это «чёрная дыра». Легче купить всё за границей. Это называется импорт. О живых людях, об их судьбах и семьях никто не думал. «Люди? Работа?..» — удивился как-то Гайдар, когда его на ходу спросили. Ответ был мгновенным: «А в Австралии не хватает пастухов. Пусть едут!» Это уже получается экспорт.
Но!.. Рядом с теоретиками объявились и практики — из подпольных джинсовых дельцов, из понятливых руководителей крупных производств и даже отраслей. Они сообразили, что время терять нельзя. Лозунг сверху — «Приватизируем — и заживём!». На райцентровском рынке на ваучер можно было выменять поросёнка или аккумулятор для мотоцикла. Вот и весь нажиток долгой социалистической жизни народа за несколько поколений. И мгновенно созданная когорта миллиардеров. В старой дореволюционной России крупные состояния не взлетали, как мыльные пузыри. Они создавались несколькими поколениями. Вспомним Демидовых и других. От кувалды и лопаты, от мелочной торговли — и уж потом к состоянию. Здесь получилось по-иному.
«Сейчас люди уже поняли, что надеяться нужно только на себя». Фото: АиФ/ Геннадий Михеев
Дорогие читатели!
Вы держите в руках книгу Бориса Петровича Екимова. Она необычна, потому что собрана из пожеланий педагогов и детей. Первых писатель очень уважает, вторых – любит. Поэтому можно сказать, что это его любимая читательская аудитория. Дети для Екимова – «живые души». Они чувствуют глубоко, действуют по зову сердца. В них всё самое человеческое, настоящее, неиспорченное. Педагоги – люди, которые могут заинтересовать учеников, приучить к русской литературе, которая нужна людям как воздух, чтобы дышать. Родители не всегда могут рассказать детям о смысле жизни, о доброте и чести… Не потому что не знают об этих понятиях, а просто не знают, как рассказать…
«Как рассказать…» – так называется рассказ Бориса Петровича о человеке, который не знал, как рассказать о своих поступках, причём добрых, человеческих, родственникам, стеснялся, что ли. Этот рассказ даёт название всей книге, собранной по рекомендациям педагогов и детей из разных сборников писателя. «Как рассказать…» – мы решили так назвать эту книгу, потому что в ней – простые истины, житейская мудрость, философские рассуждения, важные советы. Эта книга поможет рассказать детям о человеческих поступках, о любви, верности, чести, душевности, отношениях между людьми, порядочности. В ней – руководство к действию: слушай маму, и пусть она говорит; не надо плакать; помоги бабушке; оглянись вокруг; полюбуйся цветами; услышь голос неба и много ещё чего. Читать и думать – таков завет писателя нам, читателям. Читайте, обсуждайте прочитанное с детьми, родители, педагоги. На уроках и дома. Только читайте! Это сделает вас лучше, это сблизит вас с вашими детьми, позволит понять непреложные истины: дом, семья, родная земля. И всегда нужно помнить слова Бориса Петровича: «Вот она, жизнь. Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд».
Как рассказать об этом детям? Прочитайте у Екимова!
Ссылки
- [magazines.russ.ru/authors/e/ekimov/ Борис Екимов] в «Журнальном зале»
- [publ.lib.ru/ARCHIVES/E/EKIMOV_Boris_Petrovich/_Ekimov_B._P..html Борис Екимов] в библиотеке Максима Мошкова
- [web.archive.org/web/20140403022118/litrossia.ru/2011/02-03/05894.html Плакать не нужно — нужно жить]
- П. Зайцев. [rg.ru/2008/05/15/ekimov.html Литература исчезнет вместе с человеком] <�интервью> // Российская газета, 15 мая 2008
- Л. Сычёва. [web.archive.org/web/20111018072730/www.litrossia.ru/2008/17/02763.html Спокойная жизнь] <�о творчестве Б. П. Екимова> // Литературная Россия, 25 апреля 2008
Это заготовка статьи о писателе России. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Мультфильмы
В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:
- «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
- «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
- «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
- «Три богатыря и Морской Царь» (2017).
В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым — постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань — завалить вход камнем и замуровать злодеев там.
Алеша Попович в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»
Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь — коня Юлия, а после — старого богатыря Святогора, который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.
Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица»
В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений Шамаханской царицы.
Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря на дальних берегах»
Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.
В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и Баба-Яга захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников.
Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Морской Царь»
Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей — Любава, Аленушка и Настасья Филипповна — вместе со Змеем Горынычем приходят разобраться с узурпаторами…
В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер Олег Куликович.