Крик — краткое содержание повести Воробьева
Произведение относится к военной прозе и повествует о событиях, происходящих в период Великой Отечественной войны.
Главным героем повести является двадцатилетний младший лейтенант Сергей Воронов, попавший на фронт с самого начала войны, повествование от лица которого ведется в произведении.
События разворачиваются в боях по Волоколамском, в которых участвует батальон Воронова, где он является командиром взвода. Вместе с Сергеем в батальоне воюет его лучший друг сержант Васюков.
В селе, где располагается батальон, друзья обнаруживают склад с хранящимися валенками и решают забрать обмундирование для солдат. На складе они знакомятся с местной жительницей Мариной, которая по счастливой случайности тоже носит фамилию Воронова. Сергей симпатизирует девушке, а она отвечает ему взаимностью. Поэтому через некоторое время он решает посвататься и приходит в ее дом, где она живет с матерью и младшим братом. Мать Марины поначалу противиться желанию дочери во время войны создать семью, но вскоре благословляет молодых людей.
При авиационной атаке немецких истребителей Васюкову с помощью Воронова удается уничтожить нескольких единиц противотанковых ружей противника, но немцам все равно удается захватить соседнюю деревню. После этого немецкие войска начинают массированный обстрел батальона Воронова.
Командир батальона принимает решение о проведении разведки боем и отправляет группу солдат под руководством Воронова. В группу включается и сержант Васюков. Во время проведения разведки, проходящей под сильным минометным обстрелом, Сергей неожиданно слышит крик Марины и видит, как она падает от удара взрывной волны.
Разведка заканчивается неудачно, поскольку несколько бойцов подрываются на минах, а раненный Воронов с Васюковым оказываются в немецком плену. Сначала их доставляют в заброшенный сарай, а затем переправляют в концлагерь, где друзья видят огромное количество пленных, которых мучают голод и издевательства фашистов. В один из дней в барак пленным кидают тушу раненной лошади, которая просто оказывается разорванной изголодавшимися людьми.
В финале повести друзья освобождаются из фашистского плена, однако радости Сергей не испытывает, поскольку понимает, что Марина погибла.
Произведение отличается реальным описанием военных событий, а также является одним из свидетельств мужества и героизма русских людей.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
«Спать и верить: блокадный роман» А. Тургенева
Книга Андрея Тургенева «Спать и верить: блокадный роман» — это книга о блокаде Ленинграда, написанная в жанре классического реализма.
Тема блокады Ленинграда – одна из самых трагических в послевоенной литературе. О ней в конце 20 века писали М. Кураев (повесть «Блокада»), Т. Толстая («Сомнамбула в тумане», «Соня»). В современной русской прозе книга А. Тургенева занимает особую нишу. Это произведение вошло в шорт-лист премии «Национальный бестселлер 2008 года.
В произведение включены рассказы о реальных событиях и фактах. Тексту предшествует внушительный список людей, представивших устные или письменные свидетельства о тех ужасных днях. Но роман Тургенева – не документальное произведение, а художественное, поэтому оно наполнено вымышленными именами, сюжетными перипетиями, эпизодами.
Это произведение – попытка осмысления новейшей истории. Это истории любви и жизни семей, рассказанные языком образов.
Проза
Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».
Известные прозаики времен войны:
- А. Гайдар
- Е. Петров
- Ю. Крымов
- М. Джалиль,
- М. Кульчицкий
- В. Багрицкий
- П. Коган
- М. Шолохов
- К. Симонов
Список популярных книг
О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:
- «Просто любовь» В. Василевской,
- «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
- «Третья палата» Леонидова.
- «А зори здесь тихие» Б. Васильева
- «Судьба человека» М. Шолохова
Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:
- «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
- «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
- «Июль – Декабрь» Симонова,
- «Брестская крепость» С. Смирнова,
- «Они сражались за родину» М. Шолохова
Советская литература о предательстве:
- «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
- «Сотников» В. Быкова
- «Знак беды» В. Быкова
- «Живи и помни» В. Распутина
Книги, посвященные блокаде Ленинграда:
- «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
- «Дорога жизни» Н. Ходзы
- «Балтийское небо» Н. Чуковского
О детях, участвующих в войне:
- Молодая гвардия – Александр Фадеев
- Завтра была война – Борис Васильев
- До свиданья мальчики – Борис Балтер
- Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль
О женщинах, участвующих в войне:
- У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
- Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
- Партизанка Лара – Надежда Надеждина
- Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов
Альтернативный взгляд на военное руководство:
- Жизнь и судьба – Василий Гроссман
- Штрафбат – Эдуард Володарский
- На войне как на войне – Виктор Курочкин
Сочинение на тему: Великая Отечественная война в литературе 20 века
410 слов, 4 абзаца
Мировая война ворвалась в СССР неожиданно для простых людей. Если политики еще могли знать или догадываться, то народ уж точно пребывал в неведении вплоть до первой бомбежки. Советы не смогли подготовиться полномасштабно, и наша армия, ограниченная в ресурсах и вооружении, в первые годы войны вынуждена была отступать. Хоть я и не был участником тех событий, я считаю своим долгом знать о них все, чтобы потом рассказать обо всем детям. Никогда мир не должен забыть о той чудовищной схватке. Так считаю не только я, но и те писатели и поэты, которые рассказали о войне мне и моим ровесникам.
Прежде всего, я имею в виду поэму Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении автор изобразил собирательный образ русского солдата. Это жизнерадостный и твердый духом парень, который всегда готов идти в бой. Он выручает товарищей, помогает мирным гражданам, каждый день у него – молчаливый подвиг во имя спасения Родины. Но он не строит из себя героя, ему хватает юмора и скромности держаться просто и делать свое дело без лишних слов. Именно таким я вижу своего прадеда, погибшего в той войне.
Еще мне очень запомнился рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов – тоже типичный русский солдат, судьба которого вместила все горести русского народа: он потерял семью, попал в плен, и, даже вернувшись домой, едва не угодил под суд. Казалось бы, не под силу человеку выстоять под таким напористым градом ударов, но автор подчеркивает, что не один Андрей стоял – все стояли на смерть ради спасения Родины. Сила героя в его единстве с народом, который разделил его тяжкую ношу. Для Соколова все жертвы войны стали родными, поэтому он берет к себе сироту Ванечку. Такой же доброй и стойкой я представляю себе свою прабабушку, которая не дожила до дня моего рождения, зато, будучи медсестрой, выходила сотни ребятишек, которые сегодня учат меня.
Кроме того, я помню рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Там солдат, безвинно получивший наказание, сбегает из тюрьмы, но, не сумев добиться свободы, убивает себя. Меня всегда восхищали его чувство справедливости и мужество его отстаивать. Он – сильный и достойный защитник отечества, и за его судьбу мне обидно. Но ведь те, кто сегодня забывает тот беспримерный подвиг самоотверженности наших предков, ничуть не лучше властей, что посадили Пугачева и обрекли его на гибель. Они даже хуже. Поэтому сегодня я хотел бы быть похожим на того майора, который не побоялся смерти, лишь бы отстоять правду. Сегодня правда о той войне нуждается в защите, как никогда раньше… И я ее не забуду благодаря русской литературе 20 века. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Роман-размышление В. Пикуля «Площадь павших борцов. Барбаросса»
Документальное и историческое начало в произведениях В. Пикуля полифункционально и многоаспектно. Сам принцип работы писателя над сбором материала к произведениям можно назвать установкой на достоверность. Ориентированность Пикуля на передачу документальных сведений отражается и в выборе композиции, и в выборе жанра произведений.
Пикуль в своих романах не устает напоминать читателям, что история русского народа – великая история великого народа, трагическая, драматическая и героическая.
Роман «Площадь павших борцов» — это произведение о Сталинградской эпопее, которая потрясла весь мир героизмом и мужеством русских солдат.
Роман Пикуля – это роман-размышление. Этот последнее, незаконченное произведение писателя.
Сталинградская битва в романе Пикуля предстает не просто подвигом русских воинов, но и сплетением стратегии с политикой.
К изучению Сталинградской битвы Пикуль обратился после того, как узнал подробности гибели своего отца. Полковой комиссар С. М. Пикуль, отец писателя, держал оборону в Доме пионеров, где был тяжело ранен в голову. Он погиб во время переправы через Волгу.
В. Пикуль не изменяет своей художественной традиции. Писателя интересует политический потрет истории, поэтому произведение «Площадь павших борцов» — это политический роман с присущими этому жанру особенностями. Основа сюжета романа – хитросплетения военной стратегии, политические страсти, интриги международной дипломатии.
Сам писатель отмечает, что в романе он дает глобально-стратегический обзор событий.
Публицистика
Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.
Основные публицистические жанры военного времени:
- статьи
- очерки
- фельетоны
- воззвания
- письма
- листовки
Самые известные публицисты:
- Алексей Толстой
- Михаил Шолохов
- Всеволод Вишневский
- Николай Тихонов
- Илья Эренбург
- Мариетта Шагинян
Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.
Тема войны в творчестве К. Д. Воробьева — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника
Константин Дмитриевич Воробьев в октябре 1941 г. в составе роты кремлевских курсантов попал на фронт.
В декабре под Клином Воробьев оказался в плену, дважды бежал. В 1943 г., находясь в шяуляйском подполье, за тридцать дней он написал повесть о пережитом в плену. “Повесть эта, как писал другой фронтовик В. Кондратьев, не только явление литературы, она – явление силы человеческого духа, потому как. .. писалась как исполнение священного долга солдата, бойца, обязанного рассказать о том, что знает, что вынес из кошмара плена…”. В 1946 г. рукопись повести была отправлена в “Новый мир”, но не опубликована.
У самого писателя полного экземпляра повести не сохранилось. Уже после смерти Воробьева в 1985г. рукопись обнаружилась в архиве журнала и была напечатана под названием “Это мы, Господи!..”
В начале 60-х г. К. Воробьев написал две небольшие повести о войне: “Убиты под Москвой” и “Крик” . В основу обеих повестей легли личные воспоминания автора во время боев под Москвой. Одни увидели в повестях Воробьева правдивость в изображении военных событий, другие -“искажение правды о войне”. “Что это такое?! – вопрошал автора “Убиты под Москвой” один из критиков. – Мрачный реестр страданий, ужасов и смертельно изуродованные тела, оторванные руки, искалеченные жизни”. На самом деле повесть “Убиты под Москвой” очень эмоциональна. В ней сочетается, с одной стороны, реалистичность и, с другой стороны, глубокое осмысление событий, анализ поступков героев с высоты прожитых автором лет.
По форме это короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. В произведении Воробьева поднимаются извечные проблемы: о героизме, воинском долге и гуманизме задумывается курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: “Судьба каждого курсанта… вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины – смертью или победой”.
В судьбе одного курсанта сконцентрирована судьба всей России.
В своей повести автор говорит, что погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезно-противно самой природе человеческой. Протест против этого звучит в потрясающей сцепе, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.
В “послеоттепельное” время традицию фронтовой лирической повести продолжили Б. Васильев и 15. Кондратьев.
Все сочинения
В. Быков, Л. Бородин: «другая» война
В военной прозе выделяются два периода:
- Проза военных лет. Это повести, очерки, рассказы, написанные в годы войны;
- Послевоенная проза. В этих произведениях происходит осмысление многих вопросов, например, за что русскому народу выпали такие испытания, почему в первые месяцы войны русские оказались в таком беспомощном положении, кто виноват в страданиях русского народа и т.д. Эти вопросы рассматривались в ракурсе обращения к воспоминаниям очевидцев и к документам военной поры.
Но такое деление условно, так как литературный процесс – это явление довольно противоречивое и парадоксальное, а осмысление темы войны в послевоенный период было сложнее, чем в период военных действий.
Тема Великой Отечественной войны является ключевой в творчестве лучших писателей современности: Ю. Бондарева, М. Алексеева, В. Карпова, В. Астафьева, В. Кондратьева, В. Богомолова, А. Иванова, В. Быкова, П. Проскурина., И. Стаднюка и т.д. Каждый писатель высветил своими красками разные грани этой неисчерпаемой темы.
Замечание 1
М. Алексеев писал: «У каждого свой Сталинград, своя война…».
В 1992 году вышел в свет роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты», в котором писатель показывает войну в ее настоящем выражении – в страданиях, крови и смерти.
В.В. Быков, белорусский писатель-фронтовик, считал, что из современной литературы военная тема уходит, а героическое изгнано из обихода. Прямая ложь и «неполная правда» о войне, отмечает писатель, принижают смысл и значение нашей военной литературы.
У многих читателей вызывает протест изображение В. Быковым войны в повести «Болото». Писатель показывает жестокость советских солдат по отношению к мирным жителям. По сюжету повести, в тыл к врагу, в оккупированной фашистами Белоруссии, высадились парашютисты, задача которых – найти партизанскую базу. Но парашютисты потеряли ориентир, и взяли в проводники мальчика, которого затем убили из соображений секретности задания и безопасности. Не менее страшен рассказ В. Быкова «На болотной стежке». Этот рассказ – «новая правда» о войне. И снова писатель рассказывает о жестоких и безжалостных партизанах, которые расправили с местной учительницей за то, что она просила не разрушать мост, ведь иначе фашисты уничтожат всю деревню. Эта учительница в деревне – последний защитник и спаситель, но партизаны ее убили как предателя. Произведения В. Быкова вызывают горячие споры и дискуссии.
Активный участник современного литературного процесса Л.И. Бородин в 2004 году опубликовал повесть «Ушел отряд». В этом произведении тоже изображена «другая» правда о войне, о партизанах. Герои повести – солдаты-окруженцы первых дней войны, оказавшиеся в немецком тылу в партизанском отряде. Автор по-новому рассматривает взаимоотношения оккупированных деревень с партизанами, которых они вынуждены кормить. Глава партизанского отряда застрелил старосту деревни, но этот староста не был предателем, он был для сельчан «своим человеком» и посмел сказать слово против партизан. Это произведение можно поставить в один ряд с произведениями В. Быкова по манере изображения подлости и героизма, психологической борьбы плохого и хорошего.
Писатели-фронтовики говорили, что не вся правда о войне сказана и написана. Историческая дистанция позволили увидеть прошедшее и пережитое русским народом в другом свете, появились другие книги о войне. Современную литературу о войне сложно представить без большого количества мемуарной литературы, написанной участниками войны.
Сочинение 2
Когда началась, самая ужасная война XX века, активизировались культурные деятели. Они своими стихами, рассказами, музыкой звали, вдохновляли на защиту родной земли.
Эти годы стали самыми страшными в истории человечества. Главными символами этого времени стали страх, боль, смерть. А такие качества, как мужество, радость с каждой победой, взаимовыручка были свойственны всем людям того периода. Они боролись за мирное существование всех людей на земле, и в этой борьбе им оказало поддержку искусство.
Даже во время блокады Ленинграда в городе работали театры и филармония, где играл оркестр, в ней была исполнена симфония № 7 Д. Д. Шостаковича.
Но не только музыка помогала выживать людям. В эти годы были сняты фильмы о любви и храбрости. В этот период появились прекрасные песни, которые сейчас считаются классикой, к этим песням относиться «Синий платочек», «Бьется в теплой печурке огонь…» и многие другие
И всё – таки большую роль, играла литература.
Все кто был причастен к этому виду искусства, знали, что такое война не от кого – то они принимали участие в боях, многие пали смертью храбрых. Такие фамилии, как К. Симонов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Твардовский, В. Астафьев… звучат до сих пор. Их книги стали летописью, для нового поколения, которое не застало этих страшных событий.
Одним из самых страшных стихотворений является «Варварство», автором которого был Муса Джалиль. То какое варварство вытворяли захватчики, не способны сотворить даже звери, они не способны на такую жестокость.
Михаил Шолохов написал по окончании войны рассказ «Судьба человека», он очень реалистичен, даже в наши дни. В книге рассказывается о простом русском солдате, который за войну потерял здоровье, семью, но он не озлобился. Придя с войны он верил, что жизнь даст ему второй шанс, и он не ошибся судьба подарила ему сына.
Константин Симонова создал стихотворение, «Жди меня», которое помогало солдатам выживать и давало силы бороться.
А стихотворение Александра Твардовского «Василий Тёркин», вообще ходил по рукам, его отсылали родным в письмах, вырезали из газет.
Почти все литературные произведения с 1945 по 1970 годы XX века связаны с войной. Все эти произведения рассказы, романы, стихотворения, песни создавались для того, сто бы последующие поколения могли узнать о тех событиях, что бы ценили то, что для нас сделали ветераны. Через что им пришлось пройти ради мира на нашей земле. Литераторы старались передать людям в своих трудах все ужасы страшных событий войны.
Популярные сегодня темы
-
Характер Печорина в главе Тамань (как раскрываются черты характера)
Название романа «Герой нашего времени» своего рода вызов М.Ю.Лермонтова. Писателя интересует история души человеческой. Почему Печорин таков? Почему автор считает его лучшим представителем своего поколения?
-
Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов Гончарова сочинение
В произведении «Обломов» И.А.Гончарова наиболее завораживает образ Ольги Ильинской. Автор мастерски совместил в нем самые ценные черты характера и души не просто русской женщины, а русского человека в целом.
-
Образ Петра 1 в поэме Полтава Пушкина
Одной из ключевых фигур в сюжете выступает личность Петра I, к которому Пушкин относится с особым трепетом и восхищением, противопоставляя русского царя шведскому монарху.
-
Анализ рассказа Одна ночь Быкова сочинение
Главным героем его рассказа становиться обычный гражданин с добрым сердцем. Его дома ждет жена и дети, но у него не осталось выбора. Он пошел их защищать.
-
Анализ рассказа Петька на даче Андреева
Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира,
Поэзия
Поэзия военного времени представлена знаменитыми авторами, стихи которых многие из нас знают наизусть. Они стали по-настоящему народными.
- Ярчайшим представителем военной лирики является Александр Твардовский. Начал писать стихи в раннем возрасте, писателю было около 14 лет. В 1939 году попал в ряды Красной Армии, а с началом войны стал военным корреспондентом. Самая известная поэма — «Василий Тёркин».
- Константин Симонов — русский советский писатель, во время войны служил корреспондентом. События, пережитые писателем во время войны, оставили большой отпечаток на его творчестве. Стихотворение «Жди меня» стало любимым многими людьми и остается таким по сей день. По сценариям писателя снято много известных фильмов.
- Алексей Сурков — первые стихи опубликованы в 1918 году. Служил конным разведчиком и пулемётчиком, был участником Гражданской войны. В основном писал патриотические стихи, восхищался силой советского народа. Издал множество стихотворных сборников — «На подступах к песне», «Солдаты октября», «Родина мужественных», «Рано-раненько» и многие другие.
- Еще один советский поэт, журналист и военный корреспондет — Семён Гудзенко. С самого раннего детства начал писать стихи. Добровольцем поступил на фронт, был пулемётчиком. Лучшим образом о нем отзывались его сослуживцы: «Семен был первым номером ручного пулемета и командиром отделения. Гудзенко многим спас жизнь, не раз выручал своих товарищей». Первая книга его стихов была выпущена в 1944 году, также он сочинил множество баллад. Выпущенные книги: «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон», «Битва» и другие.
- Павел Коган — молодой поэт, погибший на фронте в 1942 году. Написал множество стихов, но ни одно из них не было опубликовано при жизни. Поэт был автором слов к песне «Бригантина».
- Давид Самойлов — со школьной скамьи был вынужден отправиться на фронт. Служил в моторазведроте, был удостоен звания «старший сержант». В 1941 году опубликованы его первые стихи, а в 1958 году вышел первый сборник стихов — «Ближние страны». После выходили сборники: «Дни», «Перебирая наши даты», «Второй перевал».
- Друнина Юлия — советская поэтесса. Её лирика очень личная, наполненная переживаниями, но в то же время стихи переполнены любовью к родине. Когда началась война, поэтесса добровольна стала санитарной служащей. Также принимала участие в боевых действиях, служила в стрелковой дивизии, получала тяжелые ранения. Сборники стихов: «Я родом из детства», «Ветер с фронта», «Бабье лето» «Тревога» и другие.
- Ольга Берггольц — её голос стал символом победы. Пережила блокаду. Немного позже её передачи слушали все ленинградцы, веря в скорую победу. Первые стихи проявились в 1925 году, когда Ольге было 14 лет. Через 10 лет ее приняли в Союз писателей. Во времена война поэтесса работала на радио. «Предчувствие», «Бой», «Память» — в эти сборники вошли самые значимые стихи писательницы.
- Знаменитейший поэт Эдуард Асадов — его перу принадлежит 47 книг и большое количество стихотворных сборников. Закончив школу, писатель ушел на фронт, служил в стрелковом подразделении. Получив тяжелое ранение, он остался слепым. Первый сборник стихов выпустил в 1951 году. Выделить из множества его стихов лучшее нельзя, все они подобны шедевру.
- 10.Николай Майоров — еще школьником начал писать первые стихи. О его стихах отзывались: «Его поэтическая лирика, повествующая об искренней мужской любви, органична в этом поэтическом мире». В 1941 году ушел на войну и был политруком пулемётной роты. В 1942 году он был убит в бою на Смоленщине. Строки написанные поэтом:
Художественные особенности
Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.
Поэзия и война
Поэзия имела особое положение в военные годы. Стихи и песни помогали воспрянуть духом людям как на фронте, так и в тылу. Многие поэты сами побывали на фронте и знали, какое большое значение имеют стихи и песни для солдат, как они могут их воодушевить, поднять их дух. Известные поэты того времени: Ф. Сухов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, К. Симонов, Ю, Левитанский, А. Твардовский, Н. Майоров, Б. Окуджава.
В стихах и песнях чаще всего прослеживается лирическая личная тема. Очень известим является произведение «Жди меня», написанное К. Симоновым. Это письмо Симонов написал, будучи на фронте, и посвятил его своей возлюбленной, актрисе Валентине Серовой. Изначально это было простое личное письмо, но Симонов читал его своим друзьям, затем прочитал его в радиоэфире. На это стихотворение последовало большое количество положительных отзывов, и он решил его опубликовать. В военные годы это стихотворение стало очень популярным. Солдаты, находясь на грани жизни и смерти, читали наизусть это стихотворение, его сила во многом помогал им выжить.
Особе место в поэзии этих годов занимает творчество В. Лебедева- Кумача. Его произведение «Священная война» — гимн защиты отечества. Этот гимн как нельзя лучше характеризовал грозную непоколебимую силу русского народа.
Особое место в военной прозе принадлежит писателю А. Твардовскому. В 1942 году выходит его знаменитое произведение «Василий Теркин». Василий Теркин — это собирательный образ русского советского бойца. Для него боевой подвиг — это его повседневный труд. Главная идея для него – защита своей Родины. В Теркине собраны лучшие черты русского народа: он добрый, сильный, находчивый, неунывающий, с ноткой грусти, но любит жизнь несмотря ни на что.