Рассказа «Чудесный доктор» краткое содержание
Действие рассказа Куприна «Чудесный доктор» начинается с повествования о двух братьях – Володе и Грише, которые засмотрелись на витрины гастрономического магазина. Дается это зрелище им с трудом, ведь сами они с утра ели только пустые щи. В итоге старший десятилетний Гриша тянет младшего брата домой. Они бредут по сначала по центральным улицам готовящегося к рождеству Киева, а затем постепенно удаляются во все более мрачные переулки. Это продолжается пока они не приходят к одиноко стоящему покосившемуся дому, основание у которого каменное, а верх деревянный. Обойдя помойную яму, они спускаются в подвал и по темному общему коридору проходят к дверям своей комнаты.
Далее в рассказе Куприна «Чудесный доктор» кратком содержании вы узнаете, что оказывается эти два мальчугана старшие дети семейства Мерцаловых. Это семейство уже более года живет в этом сыром подвале, где белье сушится на протянутых через всю комнату веревках. В углу комнаты лежит больная девочка лет семи – Машутка, а рядом расположена люлька еще грудного ребенка
Мать, которая пытается уделить внимание обоим детям, спрашивает братьев как прошел их поход. Оказывается, Гришу и Володю отправляли отнести письмо хозяину дома где раньше работал глава семейства Мерцаловых
По несуразным ответам ребят мать узнает, что письмо им отдать не удалось ведь их прогнал взашей швейцар. Расстроенная мать предлагает им поесть пустых холодных щей, ведь разогреть их нечем.
Далее в произведении Куприна «Чудесный доктор» читать можно о том, как домой вернулся отец семейства. Он был в летнем пальто, войлочной шляпе и без калош. Из-за этого он сильно замерз и был в прямом смысле слова синий. По отчаянию застывшем в глазах жены он прочитал о неудаче, постигшей ребят и устало сел на сундук. В этом году семейство Мерцаловых неудачи настигали одна за другой. Сначала он сам заболел брюшным тифом. Пока он болел его место управляющего на 25 рублей в месяц занял другой. Мерцалов пробовал найти другую работу, но ему это не удавалось. Тем временем заболела и умерла три месяца назад одна девочка, теперь в жару лежит другая. Его жене – Елезовете Ивановне приходится не только ходить за больной девочкой, но и кормить новорожденного, а еще бегать на другой конец города где она по денно стирает белье.
Если дальше читать рассказа «Чудесный доктор» краткое содержание, то вы узнаете, что, посидев не более 10 минут отец семейства встал и пошел к выходу. На вопрос жены куда он, Мерцалов ответил, что сиденьем делу не поможешь и он пойдет просить милостыню. Милостыню он уже сегодня просил, но первый раз ему прочитали лекцию о том, что нужно идти работать, а второй, что вызовут полицию. Так погруженный в свои мысли он дошел до сада, где сел на лавочку. У него возникло дикое желание заснуть, но он засунул руку и нащупал веревку, которая служила поясом. Как в произведении мысль о самоубийстве стала ясно в голове.
Не дал осуществиться этим мыслям огонек от сигары, который явственно просматривался на дорожке. Постепенно он приближался и прорисовывался старик небольшого роста, который попросился присесть рядом с Мерцаловым. Старик попытался разговорить Мерцалова сначала разговором о погоде, а потом о подарках, которых он купил знакомым детям. Это стало последней каплей главный герой произведения Александра Куприна «Чудесный доктор» вскипел и рассказал о своих голодных детях. Старик потребовал полного рассказа, и тот как на духу рассказал ему всю свою историю.
Если дальше читать кратко «Чудесный доктор» Куприна вы узнаете, как ласковым и убедительным голосом старик потребовал отвести его к больной Машутке. Он дал денег на чай и дрова, осмотрел девочку и выписал лекарство. Мерцалов просил хотя бы его имя, но старичок сказал, что молится о нем не надо и это все пустяки. Главное, что он сказал, что некогда нельзя падать духом. Кроме того, он оставил крупную суму денег. Но имя этого старичка всплыло в аптеке, где лекарство, выписанное им, было подписано – по рецепту доктора Пирогова.
Этот рассказ Куприн услышал от Григория Емельяновича Мерцалова, того самого десятилетнего Гришки, который теперь стал крупным служащим в одном из банков. И вообще в семье Мерцаловых с тех пор все пошло на лад. А своего благодетеля после этого они видели только один раз, когда тело великого доктора перевозили в его имение Вишни. Хотя то мощное и святое, что горело в нем уже и угасло.
Читать «Чудесный доктор»
Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я с своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму.
— Гриш, а Гриш! Гляди-ка поросенок-то… Смеется… Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри… травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то!
И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки
Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала… Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, — поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно
Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища. Он дернул брата за рукав и произнес сурово:
— Ну, Володя, идем, идем… Нечего тут…
Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки… Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.
По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры… Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.
Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель. Когда мальчики вошли и следом за ними стремительно ворвались в подвал белые клубы морозного воздуха, — женщина обернула назад свое встревоженное лицо.
Чудесный доктор — анализ рассказа
Рассказ напоминает классический святочный со счастливым концом, но, по уверению автора, основан на событиях, которые произошли в реальности. С большой вероятностью можно утверждать, что Куприн не лукавил, так как, в произведении не содержится ничего неправдоподобного.
Семья Мерцаловых оказалась в ужасной нищете, из-за того, что Емельян (муж и отец) лишился работы вследствие болезни. Затем стали болеть его дети. Пытаясь найти денег на лекарство и еду, глава семьи посылает своих детей просить помощи у знакомых и малознакомых людей и делает это сам. Однако его усилия не увенчиваются успехом, никто не хочет помочь несчастной семье, а система социальной защиты в России конца девятнадцатого века находилась в зачаточном состоянии.
Емельян Мерцалов, дочь которого может умереть, вступает в разговор со случайным знакомым, встреченным им в городском саду. Рассказ старика о купленных рождественских подарках вызывает вспышку ненависти у отчаявшегося человека. Однако и сам Мерцалов и его новый знакомый врач Пирогов смогли сдержаться и не дать конфликту разгореться. Оба они сохранили в себе человеческие качества, которые оказались сильнее обиды одного и раздражения другого.
Доктор Пирогов сохраняет спокойствие и просит рассказать своего собеседника о проблемах его семьи. Он видит сложность положения и без всякой просьбы идет помочь больной девочке. Врач, выступивший в роли благодетеля, не только не бесплатно ставит диагноз, выписывает рецепт и незаметно оставляет деньги, но принципиально отказывается назвать свое имя. Он показан не просто приверженцем медицинской этики или лицемером, готовым жертвовать своим временем и деньгами рад и благодарности и повышения репутации. В его действиях также не прослеживается религиозная мотивация или следованием принципам абстрактного гуманизма. Чудесный доктор оказался просто хорошим человеком, который помог попавшим в тяжелую ситуацию.
Мерцаловы также показаны с положительной стороны. Они не предпринимают чрезвычайных усилий, чтобы отплатить тем или иным образом за оказанное благодеяние. При этом они не просто приняли помощь, как должное, чувство искренней благодарности сохранилось на многие годы.
Описав реальную (или несколько приукрашенную историю) Куприн напомнил своим читателям о доброте и милосердии, о которых люди должны забывать, если не желают потерять человеческий облик.
Второстепенные персонажи
Таковых в рассказе всего двое, да и о них становится известно лишь со слов главных героев.
Один из них – швейцар в богатом доме, которого мальчики просили передать хозяину дома написанное их матерью письмо с призывом о помощи. Но швейцар не берет письмо и гонит мальчишек прочь.
Еще один второстепенный персонаж – некий господин в енотовом пальто, встреченный Мерцаловым-старшим на улице. В ответ на просьбу последнего подать милостыню, господин советует ему идти работать.
Из рассказа можно узнать и об отношении автора к своим персонажам. Так, писатель на всём протяжении повествования называет отца семейства по фамилии – о его имени читатель узнаёт, лишь познакомившись с рассказчиком, тем самым мальчиком Гришей, который вырос и стал Григорием Емельяновичем.
Жену же Мерцалова он называет Елизаветой Ивановной. Таким образом, Куприн подчеркивает, что упорный характер этой женщины вызывает в нем большое уважение.
Говоря, что Мерцалову отказал в милостыне господин в енотовом пальто, он дает понять, что это был очень обеспеченный человек – пальто с енотовым воротником стоило в то время весьма недешево.
Этим мелким штрихом автор выказывает свое отношение к людям, которые, не пережив никаких трудностей в собственной жизни, имеют привычку поучать тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, вместо того, чтобы просто помочь им. В таком случае приходит на память известная пословица о том, что сытый голодного не разумеет.
Вариант 1
Повесть «чудесный доктор» побуждает к размышлению о важности сострадания, сочувствия, доброты и отзывчивости. Из нее можно узнать о необходимости проявления участия к людям, испытывающие жизненные тяготы и невзгоды
Эта история очень поучительна. Главное в жизни — доброта, именно ей можно научиться из рассказа «Чудесный доктор». Это произведение развивает в своих читателях умение быть чутким к людям, помогать им и всегда верить в лучшее.
Доктор Пирогов призывает не падать духом ни при каких обстоятельствах. Он, как никто другой, знает о вреде уныния, тоски и грусти. Этот призыв актуален и в наше время. Ведь, в повседневной жизни так много факторов, способных ввести человека в уныние. Главный герой уверен, что нет неразрешимых ситуаций и всегда найдется тот, кто готов прийти на помощь в трудную минуту. Очень сложно вернуть человека, павшего духом, к привычной жизни.
Павшему духом человеку кажется, что окружающий его мир очень мрачен. Вот, что означает выражение «павший духом человек». Главный герой советует читателям гнать от себя плохие мысли и не отказываться от жизни, полной радостных и веселых моментов
Очень важно не паниковать и не отчаиваться, а верить и надеяться на лучшее!
Чему учит?
Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние
Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.
Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.
Источник.
Сочинение-рассуждение на тему «Чем люди живы?»
Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.
Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70 лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.
У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.
Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.
Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.
Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.
Нужны сильные, волевые люди – прочитайте книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой главный герой, Алексей Мересьев, оставшись без ног, научился ходить на протезах и рвется на войну, чтобы защищать Родину, чтобы быть полезным обществу.
Поэтому столько всего нужного для страны было сделано в те годы.
А сколько хороших песен было написано поэтами-песенниками и композиторами. Возьмем, к примеру, Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского. Вся страна пела их песни «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой». Люди искренне верили в светлое будущее. Этим они жили, перенося лишения, минимализм во всем.
А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.
Сейчас мы живем, пожалуй, в счастливое время. На наших глазах Россия снова становится сильной державой. Так, в частности, в 2014 году на олимпиаде в Сочи наша олимпийская сборная в общем медальном зачете заняла I место. По всей стране идет подъем промышленности и сельского хозяйства. Например, в Москве мы видим активное строительство новых районов, новых станций метро, расширяется сеть автодорог. Для людей строят парки, скверы. В праздничные дни ярко украшают иллюминацией город. Сами люди включаются в различные социальные программы. Я имею в виду программу «Активный гражданин» на портале правительства Москвы. Люди активно участвуют в благотворительных марафонах и помогают нуждающимся деньгами, медикаментами, вещами. Люди стали добрее, милосерднее.
Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.
Джек Лондон — Через стремнины к Клондайку. (Сборник рассказов о Севере)
Читать лучшие короткие рассказы ДЖЕКА ЛОНДОНА:
Читать рассказ ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ Читать рассказ ДОЧЬ АВРОРЫ Читать рассказ ДЕРЖИСЬ Читать рассказ СЕВЕРНАЯ ОДИССЕЯ Читать рассказ РОЖДЕННАЯ В НОЧИ Читать рассказ НА БЕРЕГАХ САКРАМЕНТО
(1876–1916). Американский писатель.
В молодости был рабочим консервной фабрики, гладильщиком в прачечной, ловцом устриц, водителем грузовика, портовым грузчиком, матросом, бродягой и даже политзаключенным. В разгар «золотой лихорадки» провел один сезон (1897) на Клондайке, однако миллионером не стал. В 1890–1900-е был активистом социалистической рабочей партии, приверженцем учений К. Маркса, Ч. Дарвина, Г. Спенсера и Ф. Ницше. В 1907–1909 участвовал в кругосветном плавании, описанном в 1911 в его документальной повести «Путешествие на Снарке».
Посвятив себя литературному творчеству (вот где ему пригодился опыт Клондайка), Лондон получал огромные для своего времени гонорары, баснословно разбогател и, поселившись в 1910 в Калифорнии, построил для себя грандиозный «Дом Волка». Страдая хроническим алкоголизмом, он, однако, умер от передозировки морфия.
Произведения: сборники северных рассказов «Сын волка» (1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902), «Любовь к жизни» (1907)
, сборники «Дорога» (1907), «Одураченный» (1910), «Рассказы южных морей» (1911)
, романы и повести«Дочь снегов» (1902), «Зов предков» («Дикая сила», 1903), «Морской волк» (1904), «Игра» (1905), «Белый клык» (1906), «Задолго до появления Адама» (тж. «До Адама», 1906), «Железная пята » (1907), «Мартин Идеи» (1909), «Время не ждет» («День пламенеет», 1910), «Приключение» (1911), «Сила сильного» (1911), «Смок Белью» (1912), «Лунная долина» (1913), «Первобытный зверь» (1913), «Мятеж на Эльсиноре» (1914), «Алая чума» (1915), «Смирительная рубашка» (тж. «Межзвездный скиталец», 1915), «Маленькая леди большого дома» (1916), «Джерри-Островитянин» (изд. 1917), «Майкл, брат Джерри» (изд. 1917), «Сердца трех» (изд. 1920; киноповесть) , пьеса«Кража» (1910), история собственной алкогольной зависимости «Джон Ячменное Зерно» («Король Алкоголь»; 1913).
Главная идея произведения
По сути, главная идея произведения заключена в его названии — это любовь к жизни. Содержание рассказа помогает нам более детально разобраться в данном вопросе.
Если говорить более конкретно, то основная идея этого рассказа — борьба человека с природой за право своего существования. И ему, благодаря мужеству и упорству (и, возможно, как раз потому, что он — человек), удается выйти победителем из этой схватки. Таким образом, именно силу и превосходство Человека над Природой пытается здесь показать Джек Лондон.
А если копнуть еще глубже, то можно смело предположить, что писатель в своем очередном произведении ищет ответ на извечный вопрос: «А в чем же смысл жизни?» Эта философская проблема красной нитью проходит через все его творчество.
Главный герой рассказа, преодолев страх и голод, забыв о травме, уверенно вступил в бой за свою собственную жизнь с суровой и бескомпромиссной природой. И одержал победу. Это не может не вызвать уважения к герою произведения и к человеку в целом. Несмотря ни на что, ему удалось выжить. Таким образом, Джек Лондон пытался показать своему читателю, что человек способен преодолеть самые страшные испытания для того, чтобы выжить, и что жизнь стоит того, чтобы вот так за нее бороться.
Одним из самых известных произведений в мировой литературе ХХ века является рассказ Джона Гриффита Лондона «Любовь к жизни». Краткое содержание, разумеется, позволит вам составить общее представление о нем. Однако, чтобы лучше прочувствовать, осознать эту историю, лучше прочитать произведение в оригинале.
2 вариант
Рассказ А.И.Куприна « Чудесный доктор», написанный в 1897, доносит до читателя чудесную историю, произошедшую на самом деле с одной семьей в городе Киеве.
Емельян Мерцалов и его семья оказались в сложном положении, потому что он потерял работу из-за тяжелой болезни. Им приходиться уже год жить в подвале с крысами. По причине сырости их дочки заболели, и одна уже умерла. На лечение второй не было денег. Даже на покупку еды у семьи нет средств. Отец семейства обращался за помощью в разные организации, но не дождался ответа. Мужчина впадает в отчаянье и хочет покончить с собой.
Неожиданно в парке он встречает приятного, пожилого человека. У них завязывается разговор, и Мерцалов делиться своими проблемами. Встреча стала удачной, потому что мужчина оказался доктором. Он соглашается помочь, и они направляются в дом Мерцалова. Осмотрев заболевшую девочку, он выписал рецепт на лекарство. Также он дал отцу семейства денег на еду. После он попрощался и в спешке покинул жилище, не сказав своего имени. Когда гость ушел, Мерцалов нашел на столе под блюдом большую сумму денег. Но имя доброго человека он все-таки узнал, когда забрал лекарство из аптеки. Этим мужчиной оказался профессор Н.И. Пирогов.
Этот чудесный случай стал переломным моментом в семье, так как после него дела пошли на лад. Глава семейства нашел хорошую работу, а дочка пошла на поправку и вскоре выздоровела. Его сыновья поступили на обучение в гимназию. Григорий – один из братьев, хорошо выучился и получил престижную работу в банке. Он славился честностью и отзывчивостью по отношению к нуждающимся людям, и с большими чувствами вспоминал того доктора, который очень помог его семье в тяжелые времена.
Семье Мерцаловых повезло встретиться с этим чудесным доктором, который не остался равнодушным в жестоком и враждебном мире. Он совершил настоящее чудо, оказав бескорыстную помощь нуждающимся людям. Отцу семейства он помог не только материально, но и духовно, вселив в него надежду на успех и не дав совершить страшный поступок.
Проблема сострадания, милосердия и взаимопомощи актуальна и в наши дни. Окружающий мир может стать лучше, если в нем будет больше доброты и чудес, таких как в рассказе «Чудесный доктор».
Жанр и направление
Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.
Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.
Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.
История дружбы и самопожертвования в новелле «Последний лист»
«Последний лист» О. Генри — одна из наилучших и известнейших новелл нью-йоркского цикла. Это трогательная история самоотверженной дружбы и самопожертвования. Центральные персонажи произведения — две бедные девушки-художницы Сью и Джонси, которые приехали в Нью-Йорк из провинции. В ноябре одна из них, Джонси, тяжело заболела пневмонией. Часами она смотрела в окно, на плющ, который рос на стене дома во дворе, считала листья, которые опадали с плюща: Джонси казалось, что, когда последний лист опадет, она умрет. Все усилия Сью отвлечь Джонси от этой опасной мысли терпели поражение. И вот на плюще остался последний лист. Жизнь девушки спас старый художник по имени Берман, бедный неудачник, который жил на первом этаже, под студией Сью и Джонси.
Он под холодным дождем ночью нарисовал на стене лист плюща вместо того, который сорвал ветер. Лист, который не подчиняется холодным ветрам и остается на плюще, возбудил у Джонси волю к жизни, и она выздоровела. А старый Берман заболел пневмонией и умер. Эта печальная и почти трагическая история, наполнена глубокими переживаниями за судьбу героев.
Они живут в районе «крыш XVIII столетия, голландских мансард и дешевой квартирной платы». Всего имущества у них — «несколько оловянных кружек и одна-две жаровни». Приблизительно на таком же уровне существует старый Берман. Но жалкие жизненные условия героев — лишь фон, на котором наиболее полно расцветает красота их душ. Наиболее психологически сложным образом в новелле является старый Берман. Автор иронизирует на его смешной внешностью («Борода Моисея Микеланджело… спускалась у него с головы сатира… на тело гнома»), над его постоянными разговорами о шедевре, который он когда-нибудь оставит миру.
И вдобавок Берман пьет, у него характер сварливого старика, который издевается над «любой сентиментальностью». Но именно он оказывается способным на великий акт самопожертвования: ценой собственной жизни поддерживает дух Джонси и спасает ее от смерти. Этот старый неудачник и пропойца возникает образцом той действенной любви, которая без единого слова бросается на помощь другим. Образ Бермана приобретает настоящее духовное величие, а смерть его вызывает у нас такую же боль, если бы из жизни ушел близкий для нас человек.
«Последний лист» — одна из наилучших новелл во всей мировой литературе, которая раскрывает тему преданной любви человека к человеку. Новелла является образцом мастерской композиции и отличается динамическим сюжетом. В ней автор использует такой прием, как неожиданная концовка (кстати, это его любимый прием построения сюжета). В сущности, новелла является примером «двойной развязки», т.е. здесь имеются две сюжетные линии: болезнь Джонси и шедевр Бермана.
Формально основной сюжетной линией является болезнь Джонси, но только формально. На самом деле главным событием в произведении является самоотверженность Бермана. Обе линии получают окончательное неожиданное решение только в самом конце новеллы, когда Сью раскрывает правду подруге. Благодаря такому приему О. Генри держит читателя в состоянии напряжения до самого завершения новеллы. Но этот прием выполняет еще одну функцию — с его помощью старый Берман в один миг морально вырастает в наших глазах и превращается в символ самопожертвования.