Особенности росписи под гжель
Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:
• Белоснежный фон• Насыщенно-синий рисунок• Глазурирование поверхности• Многообразный и сложный растительный орнамент• Ручную работу
Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.
Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.
Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.
Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:
• Орнаментальная• Растительная• Сюжетная
Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.
Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.
Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.
Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.
Популярные темы сообщений
-
Ковыль (растение)
Ковыль – это травянистое растение, относящееся к многолетнему роду. Как представитель семейства злаков оно включает почти 300 видов. Среди наиболее известных разновидностей могут быть названы: волосатик, перистый,
-
Акулы
Человек увлекался и интересовался морем и его обитателями еще с давнего времени. Многим нравились плескающиеся о берег волны, красивая синева воды, видневшаяся вдали. Все же не было таких смельчаков, которые соглашались отправиться в открытое море,
-
ворчество Леонида Пантелеева
Писатель Леонид Пантелеев стал известен читателям после выхода в 1927 году книги «Республика ШКИД», в которой он честно и правдивой рассказал о судьбе мальчишек-беспризорников,
-
Англия в раннее средневековье
О средневековой Англии бытует легенда, что 15 столетий назад ею правил храбрый король Артур и его приспешники – рыцари Круглого Стола. Мерлин, волшебник и наставник короля, предложил его отцу, Уотеру, создать это объединение с таким условием:
-
Водолея созвездие
Ночью в небе появляется множество звёзд, которые образуют светящиеся узоры. Какие-то из них горят ярче, а какие-то тусклее и находясь в городской местности разглядеть их практически невозможно из-за высотных зданий и искусственного освещения.
Гжель
Еноты — эти милые животные знакомые каждому. Встретить их можно не только в специально отведенных местах, в последнее время они так же довольно популярны в качестве домашнего животного. При этом не стоит придумывать себе огромные дворцы
Ядовитые животные – это те животные, организм которых вырабатывает опасные для человека и других животные ядовитые вещества. Некоторые ядовитые вещества накапливаются в организме животного, если он долгий период своей жизни живет
Родился Юрий в городе Москва в феврале девятого числа тысяча девятьсот тридцать восьмом году. Он был самым младшим чадом в семье. Отец Иосиф Яковлевич был писателем и работал в милиции,
Научные доклады
Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.
Что такое гжель?
Гжель история возникновения для детей
Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель».
Особенности народного промысла гжели
Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре.
В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.
Этапы изготовления изделий
Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:
Особенности росписи
- Белый фон
- Рисунок насыщенного синего цвета
- Глазурованная поверхность изделия
- Сложный и многообразный растительный орнамент
- Ручная работа
Гжель интересные факты
- Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора. Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
- Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
- В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов.
- Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
- Вначале роспись была разноцветной. В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
- Мастера гжели различают 20 оттенков синего.
Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.
Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.
Голубое на белом.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
- плотность и ширина наносимого кистью мазка;
- направление движения ворса;
- толщина краски на инструменте художника.
Основные стадии освоения техники:
Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
Можно разучить технику рисования волны
Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
- лист бумаги формата А4;
- краска гуашь;
- кисти номерами 1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:
- На палитре шпателем размешать краску.
- Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
- Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
- Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
- Волнообразными движениями формируют хвост.
- №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
- Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
- Эскиз переносят с бумаги на предмет.
Как отличить подлинное изделие от подделки
Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.
Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:
- поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
- на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;
Фирменное клеймо.
- на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
- настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
- рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
- форма изделий проста, без излишней вычурности.
История возникновения
Село Гжель получило свое название от протекающей возле него речки Гжелка, которая впадает в Москву-реку. По поводу происхождения этих географических наименований есть две основные точки зрения. Согласно первой версии корень «гжел» имеет балтийские истоки и, возможно, восходит к слову «кустарник». В пользу этого мнения говорит тот факт, что многие балтийские гидронимы имеют похожее звучание. Согласно второй версии название села и речки произошли от слова «жечь». Дело в том, что глина здесь обжигалась с незапамятных времен. Гончарное ремесло было одним из главных занятий местных жителей по меньшей мере с XII века.
Примечание 1
Первое достоверно подтвержденное письменное упоминание о селе Гжель относится к XIV веку. По завещанию Ивана Калиты, которое датируется 1339 годом, это село передавалось в наследство его старшему сыну Семену.
Развитие гончарного ремесла было обусловлено отменным качеством местных глин. Из них изготавливались церковные голосники, кувшины, тарелки, детские игрушки. Сам царь Алексей Михайлович приказывал привезти в столицу несколько возов глины из гжельских мест. Она потребовалась для нужд московских лекарей — из нее изготавливали склянки, колбы, приборы.
Примечание 2
Восхищался качеством гжельской глины даже Михаил Васильевич Ломоносов. Он широко использовал ее в своей лаборатории.
С 18 века в гжельских деревнях начинают изготавливать майолику. Ее украшают в многоцветной технике с использованием желтого, зеленого, коричневого и некоторых других цветов.
Майолика — это разновидность керамики, которая изготавливается по особой технологии. Крупнопористые черепки сначала покрываются белой эмалью, затем на них наносятся два слоя глазури — первый под рисунок и второй после росписи.
Чаще всего гжельские художники того времени изображали на своих изделиях деревья, цветы, птиц и зверей. Популярным мотивом были дома за заборами. Таким образом мастера воплощали в творениях те впечатления, которые они привозили с собой из Москвы, куда часто ездили торговать своим товаром. Еще одной особенностью было обильное украшение изделий фигурками людей и животных. Исследователи полагают, что это связано с тем, что многие мастера также занимались изготовлением детских игрушек.
Привычная нам роспись синей краской на белом фоне появилась только в XIX веке. В это время гжельские мастера отказываются от майолики и переходят к более современному производству. В начале 19 века они осваивают технику полуфаянса. Основой для его изготовления стала обнаруженная возле села Минино глина светлых оттенков. Изготавливаемая из нее посуда была белоснежной и с тонкими стенками. Это ставило перед мастерами новые технологические задачи. В результате экспериментов на гжельских изделиях стали появляться узоры из разных оттенков синего, которые выигрышно смотрелись на белой основе.
В начале 19 века в Гжели был создан первый завод по производству фарфора. Его основателю Павлу Куликову не удалось сохранить в секрете все тонкости своего мастерства. В итоге уже через несколько лет по всему Подмосковью стали открываться фарфоровые заводы. На них производилась столовая посуда, цветочные вазы, декоративные статуэтки. Крупное производство было налажено у Кузнецовых, Храпуновых, Дунашовых, Бармина, Сафронова. Многие мастерские были мелкими и открывались прямо дома. Крупные производители отмечали свои изделия клеймами, что позволяет производить их атрибуцию.
Примечание 3
На весь мир стал известен фарфор, который производила династия Кузнецовых из старообрядческого рода. Во второй половине 19 века на их заводах работало около 5 тысяч человек. Ежегодно они производили 50 миллионов фарфоровых предметов.
В XIX веке еще не был выработан единый стиль гжельской росписи. Встречались как сине-белые изделия, так и многоцветные. Довольно часто в оформлении рисунков использовалась позолота.
После Октябрьской революции гжельские народные промыслы приходят в упадок. Их возрождение началось во второй половине 1940-х — 1950-е годы. Большую роль в восстановлении техники гжели сыграла московская художница Наталья Ивановна Бессарабова. За основу она взяла сине-белый полуфаянс XIX века. Бессарабова освоила технику «свободной кисти» и стала обучать ей мастериц. Ее рисунки стилистически совпадали с традиционными гжельскими орнаментами, но она наполняла их новым, современным звучанием. Вместе с ней гжельский промысел возрождал искусствовед Александр Борисович Салтыков. Он не только популяризировал данный вид народного искусства, но и разработал «азбуку гжельских мазков».
Современные мастера гжели
Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства, особенности быта и своеобразие взглядов настоящего времени. В конце 19 века стала набирать популярность современная гжель, однако, расписывали в основном простые фигуры и рисунок был не столь затейливым, как у древних мастеров. Постепенно, стали осваивать фарфоровую скульптуру и декоративные вазы, к традиционному гжельскому рисунку добавляли новые оригинальные виды.
Таким образом, благодаря современным мастерам, произошло возрождение гжели, она приобрела новые интересные методики, захватывающие сюжеты и особенный стиль. Сейчас эти изделия широко востребованы во всем мире и являются неотъемлемой частью русского народного творчества.
Гжель была и остается непревзойдённым символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа. Этот промысел является своеобразной книгой истории, которая бережно хранит в себе отпечаток времени, в которое он был создан, погружает в мир, полный невероятных чудес и неповторимых красок, рассказывает о том, как жили наши предки. Однако, популярность гжели заключается и в том, что она способна отображать и картины современности, помогаю людям взглянуть на себя со стороны, увидеть насколько красив и удивителен окружающий мир.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Узоры и элементы росписи
Непременным условием успешности работы в технике «гжель» является искусство владения кистью. Нужно уметь рассчитывать направление мазка, его ширину и плотность. Изящные переходы между светлыми и темными оттенками синего цвета осуществляются за счет правильной работы со светотенью.
Основные элементы и приемы гжельской росписи:
- Ситчик. Для прорисовки мелких деталей берется тонкая кисть с длинным ворсом. С помощью ее кончика прорисовываются мельчайшие элементы.
- Китайский мазок. Используется широкая кисть, которой неотрывно ведут по рисунку. За счет этого происходит плавное «угасание» цвета. Можно одновременно брать на кисть два оттенка краски.
- Мазок с тенью. На кисть набирается синяя и белая краска в таких пропорциях, чтобы при росписи получались тени. Это обеспечивается за счет того, что на кисти белая краска образует узкую полосу.
Наиболее часто встречаются следующие узоры:
- Орнаменты — это чередующиеся, постоянно повторяющиеся элементы. Узоры могут наноситься в виде травинок, штрихов, капелек, геометрических фигур.
- Растения — наиболее часто встречаются цветы, ягоды, бутоны, злаки. Стилизованные изображения растений обычно отличаются изяществом и четкостью прорисованных деталей.
- Животные и птицы — чаще всего встречаются изображения мифических пернатых, напоминающих «жар-птицу», но бывают также стилизованные рисунки зверей.
- Сюжетные композиции. Изображают картинки народного быта, ярмарки, церкви и т.д.
Виды гжели
На протяжении долгой истории своего развития гжельский стиль претерпевал значительные изменения.
Выделяют пять основных видов гжели:
- Лубочная — это наиболее ранний из известных видов гжели. Для нее характерна многоцветная роспись. Была распространена в 17—18 веках. Ее основой были лубочные картинки, которые пользовались большой популярностью.
- Цветная надглазурная — это еще один вид стариной гжели. Краски наносили прямо по глазури, изделие обжигалось в 3—4 этапа. Это достаточно долгий и сложный процесс, поэтому изделия, выполненные в данной технике, стоили довольно дорого.
- Глухой кобальт — данный вид также называют «зеркальным отражением гжели». Поверхность посуды или другого изделия сначала покрывается кобальтовой краской, а поверх нее мастер наносит глазурь. Затем изделие обжигается и только после этого на него наносятся рисунки красками белого и золотого цвета. В итоге получается выразительная с позолотой роспись на насыщенном фоне цвета ночного неба.
- Костяной и белый фарфор — белоснежная посуда с позолоченным рисунком, выполненным в синих тонах разных оттенков.
- Традиционная роспись — это общепризнанная бело-голубая гжель, которую еще называют «Синь России». Изделие расписывается кобальтовыми красками с помощью различных техник владения кистью. После нанесения изображения изделие погружают в белую глазурь, а затем обжигают.
История
В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.
Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.
Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.
В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.
К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.
Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
62 минуты
«Три составляющие успеха: мотивация, воля, деятельность»
51 минута
«Мониторинг результативности образовательной деятельности детских объединений»
66 минут
«Теория и методика преподавания географии в соответствии с ФГОС»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Курс профессиональной переподготовки
Курс профессиональной переподготовки
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГжельРабота выполнена учеником 3 класса «Ж» ГБОУ СОШ №1400 Дорошиным ТимофеемНаучный руководитель – Рассказова Наталья Владимировнаг. Москва 2017г.
ЦелиБолее глубоко ознакомиться с основными этапами и развитием гжели. Повышать интерес к истории возникновения гжели.
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющиеся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в 60 км от Москвы по железнодорожной лини и Москва – Муром – Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины 17 века.
В 1663 году Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости аптекарских алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и « повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарский приказ надобна будет ».В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».
Великий русский учёный М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «… Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете есть, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская …, которой нигде не ведал я белизною превосходнее…».
До середины 18 века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливая кирпич, гончарные трубы, изразца, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.
Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на тему из русского быта. Блестящие белые лошади, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле.Краски наносились кистью.Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого делали квасники, кувшины. Со второй половины 20 годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфоянс отличался грубым строением и малой прочностью.
-
Сияют игрушки шары и хлопушки
-
Старые русские игрушки спотлайт 2 класс
-
Кошка с длинным телом игрушка
-
Игрушка собака робот без пульта
- Игрушки грузовики на пульте управления
Сообщение 2
Легкая атлетика — вид спорта включающий в себя такие дисциплины: бег, спортивная ходьба, метание: копья, диска, молота и толкание ядра. Из прыжков: в длину, в высоту, с шестом, тройной прыжок. Самые важные соревнования для легкоатлета — Бриллиантовая лига IIAF, чемпионат мира по легкой атлетике в помещении и на стадионе, Олимпийские игры.
Бег и спортивная ходьба. Первые соревнования по бегу проводились давно, возможно миллионы лет назад, но принято считать, что история легкой атлетики начинается на Олимпийских играх 776 года до н.э. На этих соревнованиях спортсмены соревновались в беге. Бывают забеги на длинные дистанции, к примеру 5000 метров, а бывают короткие (спринтерские), например 100 метров. Чем же отличается спортивная ходьба от бега? У ног ходока должен быть непрерывный контакт с землей, а также нога, которую спортсмен выставляет вперед, должна быть не согнута в колене. За техникой ходьбы во время соревнований следят судьи. Спортивная ходьба, как олимпийская дисциплина появилось намного позже, чем бег, в 1932 году на Олимпийских играх впервые разыграли комплект наград на дистанции 50 километров.
Прыжки. Прыжки в высоту должны выполняться так, чтобы участник не сбил установленную на определенной высоте перекладину. В этом виде каждый спортсмен имеет три попытки, если он удачно преодолевает определенную высоту, то может попробовать перепрыгнуть через перекладину, установленную на более высоком уровне Спортсмен, который прыгнет выше всех — победит.
Тройной прыжок, как ни странно, состоит из трех этапов: скачок, рывок (шаг) и прыжок. Чем больше скорость наберет спортсмен на двух начальных стадиях (скачок и шаг), тем дальше он прыгнет и, соответственно, увеличит свои шансы на победу.
Прыжок в длину отличается от тройного прыжка лишь тем, что не имеет двух первых стадий. Прыгун в длину разгоняется и прыгает в яму с песком. Перед ямой, в которую нужно прыгать начерчена линия, если спортсмен во время разгона заступает за неё, то попытку, которую он совершил, не засчитывают. Побеждает участник прыгнувший дальше всех. В прыжках с шестом, как и в прыжках в высоту главное прыгнуть, так, чтобы не задеть установленную на определенной высоте перекладину. Но в прыжках с шестом гибкий шест помогает подпрыгнуть намного выше.
Метание и толкание. Метание: диска, копья, молота и толкание ядра. Чем дальше будет толкнут, или метнут снаряд, тем больше шансов у спортсмена на победу.
История гжели и её истоки
Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались заниматься сельским хозяйством. Однако, их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различный гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Первые изделия гончаров этой местности известны еще с 1320 года.
Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства.
Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».
В настоящее время
В наши дни наблюдается большой интерес к гжели — не только в России, но и за рубежом. В районе «Гжельского куста» работает несколько крупных и множество мелких предприятий. Кроме того по своей инициативе в данной технике трудятся сотни частных мастеров.
Примечание 4
Одним из наиболее успешных предприятий является Гжельский фарфоровый завод, расположенный в селе Новохаритоново Московской области. На нем возрождаются традиции династии Кузнецовых по изготовлению качественного, но доступного фарфора.
Крупные центры гжельского промысла:
- Новохаритоново;
- Речицы;
- Турыгино;
- Гжель;
- Кузяево;
- Жирово;
- Бахтеево.
Ассортимент товаров в технике «гжель» по сравнению с дореволюционным временем значительно увеличился. Мастера расписывают не только посуду и статуэтки, но разнообразные сувениры, предметы интерьера, корпоративные подарки.
Качество и цена гжельской керамики варьирует в значительном диапазоне. Выпускаются как типовые изделия в большом количестве, так и уникальные авторские работы в единственном экземпляре.
При изготовлении изделий в технике гжели необходимо придерживаться следующих принципов:
- Ручной характер работы.
- Экологичность.
- Соблюдение традиционных технологий.
Для подготовки мастеров в Раменском районе работает Гжельский государственный университет. В советское время это был Гжельский керамический техникум. В 1991 году он был преобразован в колледж, в 2002 — в институт, в 2015 — в университет.
Существует несколько гжельских музеев. Наиболее известные из них расположены в селах Речицы, Туыгино, Новохаритоново. В музеях проводятся не только экскурсии, но и мастер-классы по гжельской росписи.