Писатель виктор астафьев. жизнь и творчество

Изобразительное искусство - сообщение доклад

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Содержание сказки

Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.

Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.

Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.

Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.

Общая характеристика и источники русской народной сказки «Морозко», обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2014
Размер файла 16,5В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

9 месяцев назад11 ответов:

Современному читателю довольно не просто уловить главную мысль сказки. Проблема в том, что мире, в котором мы сегодня живем, как будто все встало с ног на голову: СМИ всеми силами пытаются внушить нам, что для того, чтобы чего-то достичь, человек должен быть эгоистичным и агрессивным, должен вести себя как Марфуша из русской сказки «Морозко».

А между тем, в культуре русского народа испокон веков ценилось редкое, почти уникальное качество, свойственное самым лучшим его представителям — кротость. Именно кротость Настеньки так высоко оценил Дед Мороз. Кротость — это великий дар, это то состояние ума и сердца, которое способно изменить мир к лучшему. Кротость — это не слабость, это уникальный баланс духовной силы и человеколюбия, основа, на которой базируется знаменитый русский характер.

__

Главная мысль сказки сформулирована в одной из заповедей:

Сказка учит ценить и уважать кротость, она напоминает нам об одном величайшем человеке, когда-либо существовавшем, и объясняет, что кротость — и это именно то, чего нам всем сегодня не хватает.

Сказка Морозко рассказывает о двух девочках, одна из них добрая и покладистая, очень благодарная и с легкостью готова пройти любые испытания.

А вторая девочка злая и завистливая, совершенно неблагодарная.

В сказке главной мыслью является то, что добро всегда притянет добро, а злость притянет злость.

За добрые дела всегда будет воздаяние и весьма преувеличенное.

Урок в сказе о вежливости и почтении к старшим, которые существовали всегда.

Нам в ней показали урок вежливости, как себя нужно вести со старшими.

И это отлично получилось у одной девочки и не получилось у второй грубиянки, которая получила по заслугам.

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/chemu-uchit-skazka-morozko.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_5.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/morozko-russkaya-narodnaya-skazka/
  • https://otherreferats.allbest.ru/literature/00365934_0.html
  • https://otvet.ws/questions/2374251-kakova-glavnaja-mysl-skazki-morozko.html

История создания

Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.

Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.

План для читательского дневника

При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.

Пример:

  1. Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
  2. Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
  3. Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
  4. Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
  5. Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
  6. Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
  7. Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.

Анализ сказки «Морозко» кратко:

  1. Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
  2. История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.

Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а малышам открывает в занимательной форме важнейшие жизненные истины.

Сила слова

Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям

В произведении «Теплый хлеб» он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло

Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину — теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

Роль отца

Важное место в повествовании занимает старик — родной отец главной героини. Смирившийся со своей второстепенной ролью и главенством супруги, живущий в страхе и стремлении угодить, он пересилил отцовские чувства и повез родного ребенка на смерть

Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.

Сказки народов России. Падчерица на странице 58

1. К какому жанру относится сказка «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым?

Мне кажется: сказка «Падчерица» относится к волшебным сказкам, потому что в ней много волшебных событий: клубочек, который катится сам по себе, собачонка, тявкающая человеческими словами, сундучок, полный змеями и лягушками.

3. Чему учит сказка «Падчерица»?

Сказка учит тому, что прилежание и трудолюбие рано или поздно дают свои плоды, что добро торжествует, а зло наказывается. Она учит относиться ко всему, что делаешь, с ответственностью, выполнять порученное на совесть, учит уважению и почтению, учит жалеть все живое, проявлять доброту.

5. Знакома ли вам авторская сказка, близкая по содержанию сказке «Падчерица»? Кто её автор?

О сиротах — девочках, оставшихся на попечении отца после смерти матери, сочинено и написано много сказок. Общим в этих сказках является то, что отец осиротевшей девочки обычно женится повторно. В доме появляется мачеха, грубая, жестокая, ненавидящая падчерицу и пытающая сжить ее со свету всеми возможными способами.

Но добрые силы всегда на стороне бедной падчерицы. Как только не издевается мачеха над сиротой, как только не загружает ее работой, девушка(девочка) каждый раз справляется с очередным заданием мачехи, и помогают ей волшебные помощники. Падчерица вознаграждается за ее доброе сердце, трудолюбие, умение прощать.

Народных сказок, где главными героями являются завистливая и жадная мачеха и безответная трудолюбивая падчерица, очень много. На их основе талантливые авторы написали свои, литературные сказки.

Вспомним некоторые авторские сказки

С. Я. Маршак. «12 месяцев» (жадная мачеха посылает падчерицу в декабре за подснежниками в лес)Шарль Иерро «Золушка» (Коварная мачеха загружает падчерицу черной работой, а своих родных дочек жалеет и нежит. Но крестная Золушки оказывается феей и помогает своей крестнице )Братья Гримм — «Золушка» (после смерти матери отец девушки женится и мачеха с дочками издевается над падчерицей. Помогает Золушке орешник, который она посадила на могиле матери).В. И. Одоевский «Мороз Иванович» Сказка создана по мотивам русской народной сказки «Морозко». Дед Мороз награждает сироту за ее трудолюбие и доброту, а дочь мачехи получает в «награду-то, что становится для нее позором.А. С. Пушкин: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»( Оставшаяся сиротой царевна становится жертвой зависти новой жены отца — царя. Новоиспеченная царица отправляет царевну в лес со служанкой, чтобы та отравила царевну в лесу и бросила ее там).Братья Гримм «Белоснежка» (Белоснежка тоже остается сиротой и вынуждена скрываться в пещере гномов от козней своей мачехи)

  • Назад

  • Вперед

Три штиля: теория трех штилей Ломоносова и ее жанры, кратко

Что такое теория трех штилей?

Теория трех штилей – это теория Михаила Ломоносова, которая вводит в русскую литературу “иерархию жанров”. Ломоносов описывает, какой лексикон необходимо использовать в том или ином жанре: проще говоря, высокими словами следует писать на высокие темы, низкими на низкие.

Иерархия была особенно актуальна в период классицизма. Смешивание разных стилей в академических кругах не позволялось, считалось дурным тоном.

В европейских языках, включая русский, классически стиля три: высокий, средний и низкий.

Когда появилась теория трех штилей?

Разделение языка в риторике и литературных произведениях на три разные стиля было еще в период эллинизма: тогда это было применимо как к театральным постановкам, так и к ораторскому искусству. Попытки разделить искусство на «высокое» и «низкое» продолжались и все средние века, однако настоящего расцвета нормирование языка и искусства достигло в эпоху классицизма, в конце XVII – начале XVIII веков.

Иерархия стилей в живописи

В эпоху классицизма теория иерархии жанров возродилась не только в литературе и ораторском искусстве, но и в живописи: так, под влиянием Андре Фелибьена была разработана система «высоких» и «низких» жанров Французской академии искусств. Из Франции теория распространилась на всю остальную европу, пока в конце XVIII века не достигла и России.

Жан-Луи Давид,

Иерархия стилей в литературе

Деятели эпохи классицизма активно реформировали и вводили новые нормы и в литературный язык. В Европе из таких «реформаторов» можно назвать Фенелона, который в своем «Рассуждении о красноречии» по сути ввел три стиля французской риторики. В России реформами русского языка занялся Михаил Ломоносов.

Ломоносов и язык

В русском языке времен Ломоносова свободно сосуществовали разные влияния: постоянно звучали как очевидно устаревшие слова из церковнославянского, так и заимствования из европейских языков, просторечия и вульгаризмы соседствовали со старыми и величавыми словами. Для классицизма это было совершенно неприемлемо. Ломоносов задался целью реформировать язык так, чтобы он мог прогрессивно развиваться.

Три штиля Ломоносова

В искусстве классицизма тема литературного произведения определяла, какими словами автор должен о ней говорить. Поэтому Ломоносов разделил жанры и словарный запас на три группы: высокий, низкий и средний стиль.

Высоким стилем должны быть написаны оды, героические поэмы и «прозаичные речи о важных материях» – то есть, высокая патетика. Слова, которые употребляются в произведениях высокого стиля должны соответствовать теме, но все еще быть понятны. В этот стиль Ломоносов определил общеславянские слова и понятные церковнославянизмы.

Средним стилем должны быть написаны театральные произведения, элегии, сатира, стихи и научные сочинения

Эти произведения должны быть написаны пристойно, но без лишнего пафоса и непонятных слов, допускаются церковнославянизмы, но с «великой осторожностью»

Низким стилем должны быть написаны комедии, письма, басни и песни. Эти произведения могут быть написаны простонародным языком. Хотя стоит отметить, что Ломоносов предупреждал против грубости и в этой категории.

Влияние Ломоносова

Михаил Ломоносов до сих пор считается первым и важнейшим реформатором русского языка. Благодаря ему язык скинул лишний «балласт» церковнославянских слов, и смог защитить себя от ненужных заимствований. Именно на основе учения Ломоносова о трех штилях вырос тот язык, которым писали в России все последующие века.

Характеристика дочери

Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.

Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.

Вариант 2

Произведения этого писателя написаны простым, русским языком, понятным даже ребёнку. Да, и сам автор был обычным, работящим, русским человеком, с тяжёлой жизненной стезёй.

Родился Виктор Петрович Астафьев в 1924 году 1 мая. Семья его жила в небольшом селе Красноярского края – Овсянке. Витя был 3 ребёнок, 2 старшие его сестрёнки умерли в грудничковом возрасте.

Когда мальчику было 7 лет, его отца, Петра Павловича, обвинили во «вредительстве» и отправили за решётку. Мать, Лидия Ильинична, очень сильно любила мужа, постоянно навещала его в тюрьме. Из одной такой поездки она не вернулась домой. Лодка, на которой Лидия переправлялась через реку, перевернулась, и молодая женщина утонула.

Витю забрали к себе родители его матери. Годы, которые он прожил в семье бабушки и деда, были для писателя самыми лучшими в его детстве. Мальчик был окружён заботой, добротой, любовью. Позже у писателя Астафьева появится много рассказов о жизни в деревни, где рядом с мальчиком всегда бабушка.

Спустя несколько лет отца освободили. Он женился во 2 раз и забрал сына к себе. Решив податься на заработки, Пётр Астафьев переезжает вместе с семьёй в Игарку. На новом месте Виктор занимается, вместе с отцом, рыболовным промыслом. Отношения с мачехой не заладились и, после того, как глава семьи попадает в больницу, она выгоняет Виктора из дома. Мальчик живёт на улице, а потом попадает в детский дом.

Окончив среднюю школу, Витя продолжил обучение в школе  ФЗО, после стал работать на железнодорожной станции.

Вскоре, в стране случилось тяжёлое событие – началась война. И Витя, в 18-летнем возрасте, несмотря на то, что у него, как у железнодорожника, была бронь, уходит добровольцем на фронт. Сперва он, как и многие ребята, попадает в запасной полк, вот там и открываются для него первые ужасы войны. Всех ребят, которые рвались на поле боя, держали несколько месяцев в неотапливаемых бараках, практически не кормили, больных не лечили, вследствие чего, здоровые сибирские парни превращались в доходяг, кто-то умирал. Не было даже военной подготовки, обмундирование не выдавалось. Но, несмотря на такое отношение, молодая душа полна патриотизма и боевого духа. И русские солдаты принесли на своих плечах победу стране. Среди этих солдат был и Виктор Астафьев, который перенёс 3 ранения, контузию, но выжил и выстоял. Был награждён орденами и медалями.

После завершения службы в 1945 году он женился на Маше Корякиной. Они познакомились на фронте, девушка была медсестрой. Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь. Первая их дочка умерла от диспепсии в 1947 году. Но судьба подарила им ещё дочку и сына.

Первые творческие работы приходят на начало 50-х годов. Виктор Петрович рассказывал, что, как-то, прочитав рассказ о войне, напечатанный в журнале, возмутился ложью, описывающей это событие, и решив, сказать правду, за одну ночь «на парах», написал рассказ «Гражданский человек», ставшим его первым произведением. Потом выходит его первая книга «До будущей весны». В конце 50-х годов Астафьева принимают в Союз писателей СССР, проходит обучение в Москве на высших литературных курсах. Творчество набирает обороты.

Семья Астафьевых жила в Перми, затем в Вологде. В 1987 году произошло трагическое событие, скоропостижно умерла дочь Ирина, у которой остались одни сын Витя и дочь Поля. Бабушка с дедушкой забирают их к себе. Семья переезжает на родину писателя в Овсянку.

В начале 90-х вышла главная книга о войне «Прокляты и убиты». Много сил и здоровья ушло на это детище, много откликов и критики было сделано в адрес Астафьева. И всё же в 1994 году писатель был награждён Государственной премией России.

В 2001 году у Виктора Петровича случился инсульт, который привёл к смерти. Мария Семёновна прожила ещё 10 лет после кончины мужа и была похоронена рядом с ним. Всю жизнь она была рядом, в быту, в работе. И сейчас, на могиле Астафьева стоит памятник, где писатель сидит на скамейке, а рядом с ним она – его поддержка и опора, его любимая супруга.

Вариант 2

Пиявки представляют из себя кольчатых червей небольших размеров, предпочтительно чёрного или темного оттенка.

Всего в мире насчитывается около 500 видов пиявок, каждый вид отличается от другого своим строением, цветом и так далее.

Основное место обитания пиявок – пресные водоёмы. Однако некоторые виды пиявок обитают не только в пресных водоёмах, но и в водоёмах с морской водой, а также в других наземных биотопах.

Своими размерами это существо напоминает маленького «червячка». Длина такого «червячка» колеблется от 0.5 мм до 50 см, но чаще всего пиявка составляет в длину около 10-14 см. Само тело пиявки обычно удлиненное или овальное, слегка сплюснутое в районе спины и брюха. Деление на кольца ярко выражены, это можно заметить невооруженным глазом. На передней части тела у пиявки присутствуют глаза, которые сложно заметить. Чаще всего на теле около 3-4 пар глаз, которые расположены друг за другом.

На конце тела и на начале тела у пиявки есть две присоски, которые выполняют функцию питания, ведь этими присосками существо либо целиком заглатывает добычу, либо аккуратно присасывается к жертве и начинает понемногу сосать кровь. Чаще всего пиявки употребляют в пищу кровь моллюсков и червей, однако более крупные пиявки не брезгуют питаться самими организмами, к примеру, дождевыми червями. Если же у жертвы слишком плотная кожа, то у челюстных пиявок в ротовой полости есть даже три хитиновые челюсти, которые облегчают присасывание к жертве. Однако не все пиявки считаются хищниками и вредят другим живым организмам. Некоторые виды пиявок питаются растительной пищей, которую они находят внутри водоёма или снаружи.

Присоски на теле пиявки выполняют не только питательную функцию, но также и двигательную. Одной присоской существо прикрепляется к подводному предмету, а после дугового изгиба оно прикрепляется противоположной присоской к другому подводному объекту, таким образом перемещаясь дугообразными движениями. Однако пиявки не только перемещаются таким образом, но и могут спокойно плавать под водой, изгибая тело в виде волны.

Известны пиявки своим применением в медицине. С их помощью лечатся такие заболевания, как геморрой, тромбоз и другие заболевания, связанные с кровеносно-сосудистой системой. В результате такого лечения у пациента уменьшается вероятность образования тромбов, уменьшаются отёки и так далее.

3, 7 класс биология

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в «Теплом хлебе» присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому «Теплый хлеб» можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Искупление вины

Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.

/ / / Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»

Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.

В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.

Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.

В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.

Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер

Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи

Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.

В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.

«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.

Произведение «Теплый хлеб» написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал «Мурзилка» опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки. Анализ произведения «Теплый хлеб» также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

Слепая любовь

В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.

Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.

Путь к покаянию

«Путь Фильки был нелегким», — пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика «бессмысленным гражданином» и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Примирение с конем

Рассказ Паустовского «Теплый хлеб» — замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука. Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем. Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб. Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: