Михаил васильевич ломоносов. биографическая справка

Доклад на тему: «михаил васильевич ломоносов»

В естествознании

 Корпускулярно-кинетическая теория 

Защита теории

Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.

В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.

М. В. Ломоносов обращает внимание на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там

Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Он доказал, что причиной теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи. Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Эта теория более критиковалась, нежели принималась учеными того времени. М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул —молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии», оставшейся незаконченной, он дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М. В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивается, что эти частицы чувственно неощутимы. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи, он не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике — формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.

Физическая химия

Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений.

Наука о стекле

Цветное стекло

В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.

Здесь он провёл более четырех тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. М. В. Ломоносов разгадал рецептуру красного стекла, известную еще со времен Древнего Рима, но утерянную. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал Ломоносову исследования по разработке цветных стёкол.

О пользе стекла

В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование.  Усть-Рудицкая фабрика представляла собой в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Сначала на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.

В оптике и приборостроении

Проект морского телескопа

Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. Он сконструировал и построил несколько принципиально новых оптических приборов, создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названный им «ночезрительной трубой». Она предназначалась для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время.13 мая 1756 г. он демонстрировал её на заседании Академического собрания (этот проект вызвал ряд возражений со стороны академиков С. Я. Румовского, А. Н. Гиршова и Н. И. Попова, а академик Ф. У. Т. Эпинус пытался доказать «невыполнимость на практике» этого изобретения), но Ломоносов до конца своих дней продолжал заниматься созданием приборов для ночных наблюдений, но ему не суждено было увидеть реализацию этой своей идеи. Им разработан и построен оптический батоскоп, а также «горизонтоскоп» — большой перископ с механизмом для горизонтального обзора местности. М. В. Ломоносов стоит у истоков русской теоретической оптики. Он усовершенствовал телескопы Ньютона и Грегори: новая конструкция имела лишь одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем.

Фрагмент мозаичного панно Ломоносова

Последние годы

К началу 1760-х годов ученый руководил Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. В эти годы он написал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предложил классификацию землетрясений, использующуюся до сих пор, а также высказал мысль о происхождении каменного угля из торфяника. Кроме того, Ломоносов стал автором атомно-корпускулярной теории вещества. Он объяснил природу космических тел и физическую природу цветового зрения.

После смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол взошла Екатерина II, которая также оценила вклад Ломоносова в российскую науку, пожаловав ему чин статского советника.

Михаил Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года. Его прах покоится на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.

  • Путь Ломоносова
  • Михайло Ломоносов. Русская комета

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

В астрономии

Ломоносов обнаружил атмосферу на Венере

26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца (по методу Э. Галлея), что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран. Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. На территории России организатором их был М. В. Ломоносов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необходимость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, ходатайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприятие, он составил руководства для наблюдателей и т. д. Эффект увидели многие наблюдатели, но только Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова».

Вариант 2

В промежутке с 17 по 19 века существовало много великих людей, совершившие открытия, которые были важны для всего человечества. Порой один такой человек работал на несколько направлений: прозы и поэмы, теории и законы или вовсе новые элементы. Таким человеком принято считать и Ломоносова. Что же он сделал для нас, простых людей?

Биография Ломоносова

Вокруг Ломоносова ходили тайны и небылицы о том, как ученый рос в нищей семье, и вдруг, подпитываемый неизвестной силой, двинул в самый центр России! Естественно, все было не так. Что ж… Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 19 ноября в 1711 году в селе Ломоносово. Был единственным ребенком в семье, сыном купца в области рыбной торговли. Кстати, с 10 лет Михаил начал помогать отцу. Василий Дорофеевич Лермонтов —  отец Михаила, был женат 3 раза. Первая, Елена Ивановна Ломоносова, мать мальчика, скончалась, когда Мише было 9 лет. Вторую жену, Феодору Михайловну Ускову, ждала та же участь. С третьей, Ириной Семеновной Корельской, частично везет. Частично в том плане, что для Ломоносова – младшего она была злобной мачехой. Любил читать с раннего детства.

Достигнув возраста юноши, Лермонтов сбегает из дома и отправляется в столицу России. Опять же, спорный момент. Лермонтов шел 1160 километров зимой! В планах Михаила было становление Славяно-греко-латинской академии. Проучившись в заведении 5 лет, Ломоносов изучил латинский язык и богословские книги.

Из-за скудной одежды Михаилу постоянно приходилось терпеть насмешки от одноклассников. Следующий этап – Академия наук, где Лермонтов успел проучиться всего год. Затем его отправляют на учения в Германию, но там у Лермонтова не срастаются отношения с наставником, и Лермонтов был вынужден покинуть заведение.

Научные открытия Ломоносова

Литература. В первую очередь, Ломоносов – писатель, и хороший, надо сказать. Ему принадлежат такие произведения, как: «ода, посвященная дню восхождения на российский трон Елисаветы Петровны», «Бородино», «Демон» и «Герой нашего времени». И все они достаточно известны.

Химия. А вот теперь более интересная информация. Да, Лермонтов был и химиком. Кстати, именно он доказал, что химия – наука. Еще он дал химии правильное определение.

Физика. Опять же, Лермонтов ввел слово «физика». Еще он создал теорию молекулярно – кинетического тепла и открыл закон термодинамики.

Личная жизнь

В краткой биографии Ломоносова сказано, что во время нахождения в Марбурге он имел отношения с дочерью вдовы пивовара, в доме которой жил. Далее события развивались следующим образом:

  1. Елизавета Цильх стала его женой, но уже после рождения их первой дочери Екатерины. Обвенчали пару в феврале 1739 года.
  2. Когда Михаил покинул город и уехал во Фрайберг, жена осталась в родном городе.
  3. После дезертирства из прусской армии он некоторое время жил в доме своей тещи. В 1741 году, уезжая в Петербург, Михаил не взял с собой жену и ребенка.
  4. Долгое время в России он не говорил о том, что женат. После того как жена обратилась в посольство, не стал отрицать своей женитьбы и помог семье перебраться в Петербург. К этому времени Елизавета родила второго ребенка — мальчика, названного Иваном. Однако он умер в младенчестве.
  5. Первая дочь супругов Ломоносовых умерла в 1743 году. Существуют данные о третьем ребенке. Это была дочь Елена, рожденная в 1749 году. Она умерла в возрасте 23 лет, успев родить сына и трёх дочерей. Поскольку сыновей у Ломоносова больше не было, его линия прервалась на нем.

Умер Михаил Васильевич в 1765 году в возрасте 54 лет от тяжелой формы пневмонии, похоронен на Лазаревском кладбище в Петербурге. Современники утверждают, что за несколько дней до смерти его посещала Екатерина II. После смерти все его научные труды были изъяты, поскольку императрица не желала передавать открытия Ломоносова в чужие руки.

Детство и юность Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый крупный русский ученый, естествоиспытатель, «универсальный» человек, совершивший открытия в самых разных областях науки. Мы обязаны Ломоносову новыми знаниями в области химии, физики, астрономии. В сферу его деятельности также входили металлургия, география, история, геология. Ломоносов — основоположник науки о стекле, научного мореплавания и физической химии.

Выдающийся ученый в то же время был талантливым поэтом и художником, занимался филологией, генеалогией, историографией. Ломоносов стал автором проекта первого в России университета, где могли учиться представители всех сословий. Сегодня Московский университет носит имя своего создателя.

Михаил Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) Архангелогородской губернии. С детства Ломоносов много трудился, помогая отцу — владельцу небольшого судна для перевозки грузов, рыбаку и охотнику. К учебе мальчик приступил только в двенадцатилетнем возрасте. Его учителями и наставниками были Иван Шубный (отец известного скульптора Федора Шубина) и дьяк Семен Сабельников. Талантливый юноша отлично учился. В местной церкви его считали одним из лучших чтецов.

В гуманитарных науках

Риторика

Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники по риторике издавались только на церковнославянском или латыни).  В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений.

Грамматика. Теория «трех штилей»

Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении

Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов (сейчас их называют «тропами»)

О теории «трех штилей» читайте на нашем сайте: Теория «трех штилей» Ломоносова.

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Составными элементами познания он считал чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Ломоносов был убежден, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования. Считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка и  рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Ломоносов выступал  за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Впервые в русской педагогике стал сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Достижения Ломоносова

Занимаясь наукой, он не забывал и о литературном творчестве — писал стихи. К этому времени у ученого появился собственный дом, во дворе которого была построена первая в России химическая лаборатория. Ломоносов работал над редактированием переводов книг зарубежных авторов, много времени и сил он отдавал и развитию отечественной науки. Ломоносову благоволила императрица, так как ей он посвятил «Слово первое похвальное ея величеству государыне императрице Елисавете Петровне, самодержице Всероссийской, говоренное ноября 26 дня 1749 года». Ученый получил чин коллежского советника.

В своей химической лаборатории Ломоносов открыл способ изготовления цветного стекла. Впоследствии он начал строительство фабрики для производства этого стекла, которое использовали в мозаике, для изготовления бусин и бисера.

В 1751 году Михаил Ломоносов в своем труде «Слово о пользе химии» объединил физику и химию в единую науку и стал автором университетского курса по «истинной физической химии».

1755 год в России ознаменовался открытием первого университета. Указ о его учреждении подписала императрица Елизавета Петровна, а план по созданию высшего учебного заведения разработал Михаил Ломоносов. В 1757 году вышла в свет «Российская грамматика» Ломоносова. Год спустя появилось его исследование «О пользе книг церковных в российском языке», где он говорил о литературных «штилях».

Доклад про Ломоносова сообщение

Поздней осенью 1711года, в деревеньке возле Архангельска, семья Ломоносовых подарила миру сына, который станет впоследствии величайшим человеком страны.

Детство будущего учёного прошло в жестких условиях небольшого острова, где жила их семья. Знавшая грамоту мать Михаила, Елена Ивановна, учила сына читать и писать. Жестокая болезнь рано забрала её из жизни, и мальчик остался без матери.

Василий Дорофеевич, отец Михаила, занимался рыболовным промыслом. Он имел собственное мореходное судно, и часто брал в море своего сына. Мальчишка в таких походах закалялся физически, он становился сильным и здоровым юношей. С детства любознательный, в таких морских путешествиях он с интересом наблюдал за природными явлениями.

После смерти матери, Михаил бегал к соседу Шубину, который занялся его образованием, и уже к двенадцати годам, мальчишка грамотно писал, много читал. Новая жена отца была против увлечения Михаила книгами, она старалась загрузить его домашней работой, парень постоянно должен был что-нибудь делать по хозяйству. Тяга к знаниям заставила Михаила покинуть отчий дом и отправиться в Москву. Учился Ломоносов всегда с охотой и старанием, впитывая в себя знания, как губка. Он изучал различные дисциплины, и во всех них был успешен.

Серьезное отношение к учебе и скрупулезное изучение наук, сделало Михаила Васильевича, простого русского паренька из крестьянской семьи, величайшим человеком эпохи. Ломоносов занимался не только наукой, но и творчеством. Всесторонне развитая личность, он был талантлив абсолютно во всем. Михаил Васильевич сделал много изобретений и открытий. Всю свою жизнь он посвятил науке, и всю жизнь добивался просвещения народа, стремился к тому, чтобы все дети получали образование.

Умер Михаил Ломоносов в возрасте 55 лет.

3, 4, 5, 7, 9 класс, по литературе. Окружающий мир кратко

Михайло Васильевич Ломоносов

(1711-1765)

Михаил
Васильевич Ломоносов — великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель
и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной
науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский
университет.

Михаил
Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным — в деревне
Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье
крестьянина-помора.

В 19 лет он
ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в
Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был
направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии
наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В
34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и
исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных
и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия,
астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы,
пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон
сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов
природы.

Умение
анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду
важных выводов и достижений в области астрономии. Изучая явления атмосферного
электричества, он выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и
свечений кометных хвостов. В 1762 г. Ломоносов создал отражательный
телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта.
Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан.

Одним из главных
достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера,
сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску
Солнца.

М. В. Ломоносов
был великим учёным-патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни
народа. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении
астрономии.

Он проявлял
особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше
ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время.

М. В. Ломоносов
всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он
утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и всё существующее
в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается.

Мы узнаем — Ломоносов — сообщение доклад. Подсказки школьнику

Михаил Васильевич Ломоносов – это самый великий учёный-естествоиспытатель мирового значения в истории России. Он обладал широкими энциклопедическими  знаниями, совершил множество открытий в сфере химии и физики.

Будущий гений русской науки родился 19.11.1711 в селе Холмогоры (современная Архангельская  область). Его родители были крестьянами, которые добывали пропитание свое семье морской рыбалкой. В детстве Михаил рано научился читать. Первые книги, прочитанные Ломоносовым, были о грамматике, математике и религиозный псалтырь.

Под новый 1731 год М.В. Ломоносов отправился в Москву для учебы, где, притворившись ребенком дворянина, поступил учиться в академию, где познавал азы всех наук того времени. Там он стал самым успешным учащимся, за что в 1735 г. был направлен на учебу в столичный университет. За великолепные достижения его уже через год послали учиться за границу в немецкие университеты, где он исследовал новейшие достижения науки того времени. Там же в Германии Ломоносов встретил свою будущую супругу.

Окончив получать образование в Германии, в 1742 г. М.В. Ломоносов возвратился в Петербург, где  начал работать в Академии наук. В 1745 г. Он стал первым русским по национальности профессором химии в этой академии. Он также стал первым профессором,  проводящим свои занятия на русском языке (раньше лекции читались только на латинском ли немецком языках). На следующий год, благодаря его содействию, в академию стали принимать талантливых учащихся семинарий. Кроме того, М.В. Ломоносов добивался распространения книжной продукции и обеспечения ее доступности студентам. Великий ученый также способствовал широкому применению достижений естественных  наук на практике. На протяжении всей своей преподавательской деятельности Ломоносов также писал различные прогрессивные работы, посвященные его открытиям в сфере химии и физики.

В 18-м веке в России наука была доступна только привилегированным слоям населения, в связи с чем деятельность ученого была направлена на повышения количества учеником из народа. Также М.В. Ломоносов защищал достоинство народа Руси от нападок и унижений со стороны его немецких коллег. Ломоносов получил от правительства финансирование на строительство первой лаборатории для химических исследований в 1748 г. Преуспел великий ученый и в области астрономии, открыв наличие у Венеры своей собственной атмосферы.

Гений русской науки стал автором и проекта университета в Москве, который и по сей день носит его имя. Этот университет был построен и открыт в 1755 г.

М.В. Ломоносов избирался челном многих зарубежных академий наук, академии художеств и других научных сообществ.

15.04.1765 великий ученый скоропостижно скончался от пневмонии.

Образование

Михаил не собирался останавливаться на достигнутом. Он мечтал о продолжении учебы в большом городе — Москве, Петербурге или Киеве. В декабре 1730 года Ломоносов тайно покинул свой дом (родные не одобряли его планы) и с рыбным обозом отправился в Москву. В Москве ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Способный ученик уже в конце первого года обучения был переведен в третий класс. В академии Ломоносов изучал только гуманитарные науки. Для изучения естественных наук он отправился в Киево-Могилянскую академию. Однако проучился там недолго и уже через несколько месяцев вернулся в Москву. Из Москвы Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге.

В 1736 году он поехал в Германию, где изучал физику, химию, металлургию, горное дело, иностранные языки, литературу. Ломоносов также увлекался танцами, рисованием, фехтованием. За границей молодой ученый переводил научные труды иностранных авторов, написал несколько научных работ и стихотворений на русском языке. В 1740 году Михаил Ломоносов решил вернуться домой, в Россию. Ему удалось сделать это лишь год спустя. Русского ученого принудили завербоваться в прусскую армию, откуда он через несколько недель дезертировал.

Вернувшись в Россию, Ломоносов занялся научной работой. Он написал две диссертации и стал адъюнктом Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук. Эта должность давала ученому возможность заниматься наукой самостоятельно и участвовать в работе академического собрания. К 34 годам Ломоносов стал профессором химии и преподавателем университета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: