Басни крылова для детей

Басня крылова «чиж и голубь». искоренимо ли злорадство?

Волк и ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим,Но мы Истории не пишем;А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питьеМоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву». —«Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу». —«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил:Я этого, приятель, не забыл!» —«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сватИ, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотитеИ, если можете, то мне всегда вредите,Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Можно ли человека сделать лучше?

Отвечая на этот важный вопрос, мы возьмем в союзники Мишеля Монтеня и Дона Корлеоне. Первый говорил: «Давайте рассуждать здраво». Сначала посмотрим на человека непредвзято, а затем обратимся к авторитету дона

Конечно, нам бы хотелось верить в лучшее — это тоже часть природы человека, но практика показывает, что человек не слишком-то изменился за последние две тысячи лет.

Об этом хорошо говорит булгаковский Воланд, а также не стихающая популярность греческих трагедий. Если бы человек изменился очень круто, то Софокл и Еврипид остались бы за бортом культуры, но этого не произошло.

Нас также волнуют трагедии и а там вероломства, злорадства и коварства хватает, однако они нам не надоедают. Каждое новое поколение припадает к этому источнику не только вдохновения, но и философской мудрости.

Другими словами, как бы там ни было, а человек все еще находится при своих добродетелях и пороках. Единственное, что изменилось, так это их изображение: искусство (и литература в том числе) стало более изощренным и детальным в этом смысле. «Чиж и голубь» — басня Крылова, выполненная еще в старом стиле: характеры простые и понятные, а их цель ясна как божий день.

Теперь пора прийти за советом к Дону Корлеоне. Он говорил своим детям следующее: «Никогда не говорите никому, кроме членов семьи, о чем вы думаете». От себя добавим: если вам не повезло с родственниками, то и им не сообщайте своих мыслей.

Если нельзя победить злорадство в человеке окончательно и бесповоротно, а мы пришли к выводу, что это невозможно, то следует хотя бы скрывать его от посторонних, а уж тем более от жертвы превратностей судьбы. К несчастью, голубю из рассматриваемого нами произведения (в фокусе внимания — «Чиж и голубь», басня Крылова) для этого просто не хватило ума и сообразительности.

«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело».

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело!

Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялись,И вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;Да только воз и ныне там.Лисица и виноградГолодная кума Лиса залезла в сад,В нём винограду кисти рделись.У кумушки глаза и зубы разгорелись;А кисти сочные, как яхонты, горят;Лишь то беда, висят они высоко:Отколь и как она к ним ни зайдёт,Хоть видит око,Да зуб неймёт.Пробившись попусту час целый,Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!На взгляд-то он хорош,Да зелен – ягодки нет зрелой:Тотчас оскомину набьёшь».

Анализ / мораль басни «Чиж и голубь» Крылова

Впервые «Чижа и Голубя» Иван Андреевич Крылов напечатал в сборнике «Новых басен».

Басня написана в 1814 году. Ее автору в этот момент исполнилось 45 лет, он уже известен всей России произведениями не только с заимствованным, но и глубоко оригинальным сюжетом. Часть басен, к примеру, основана на реалиях Отечественной войны 1812 года. По жанру – поучительная басня с философским подтекстом, по размеру – разностопный ямб со сложной рифмовкой. Рассказчик с самого начала проявляет свою позицию. «Чижа захлопнула»: так динамично развиваются события. Певчая птичка, которую издавна держат в домах, попала в западню. Составное слово «злодейка-западня» мгновенно обнаруживает, с кем сочувствие автора. Действительно, среди способов отлова была и клетка с приманкой, действующая по принципу мышеловки. «Бедняжка»: уменьшительный суффикс подчеркивает и размер птицы, и ее беспомощность. «И рвался, и метался»: глагольные синонимы, перечислительная градация

«Голубь молодой»: автор обращает внимание на возраст птицы, призывая не судить ее слишком строго. Впрочем, и порицание его «издевательств» в тексте очевидно

Прямая речь Голубя церемонна и дерзка. Он стыдит неосторожную птичку. «Средь бела дня»: то есть, при свете дня, с возможностью оценить обстановку. Злорадство Голубя усилено восклицанием. Он ручается, что его бы так «не провели» (не застигли врасплох). И «тут же сам запутался в силок». Это иное средство лова: ступив лапкой в петлю, замаскированную в траве, птица оставалась стреноженной до прихода людей. «И дело!»: экспрессивное оценочное суждение самого автора, означающее «поделом». Интересно, что Чиж ни слова не отвечает на тирады Голубя. Тем самым И. Крылов подчеркивает ценность достоинства, с каким можно переносить беду. Мораль находится в заключительной строке: чужой беде не смейся. «Голубок»: насмешливая, чуть презрительная форма слова. Действительно, человек обычно думает о своем уме и талантах в превосходной степени. Он охотно сравнивает себя с другими людьми. В данном случае вина Голубя еще и в том, что он смеется над жертвой, не преступником. Как и всякий фанфарон, Голубь неизбежно проявляет недальновидность и оказывается в том же положении, что и Чиж. Чужой промах нужно считать уроком для себя, поводом трезво оценить обстоятельства.

Басенное творчество И. Крылова нравоучительно, поэтому и занимает почетное место в дидактической литературе для детей.

Конспект урока литературного чтения «И.А. Крылов «Чиж и Голубь»» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с басней И.А. Крылова «Чиж и Голубь»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, картина с изображением памятника И.А. Крылову, его книги, аудиозапись басни «Чиж и Голубь», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Предварительная подготовка: учащиеся заранее готовят сообщения о чиже и голубе.

Ход урока

|. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица».)

— Прочитайте с ускорением (замедляя темп; скороговоркой; выразительно).

— Какие еще басни помните?

III. Проверка домашнего задания

(Чтение басни наизусть.)

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Рассмотрите памятник И.А. Крылову. Что вы видите? (Высказывания учеников.)

(Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову. См. материал для учителя.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 49 учебника название басни.

— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

— Прежде чем читать ее, вспомним, что знаем об этих птицах. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.)

Чиж — один из видов певчих птиц. Длина тела составляет около 12 см, масса 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета. Клюв серый. Летом живет парами; к осени собирается в стаи. Зимой откочевывает на небольшие расстояния, особенно по долинам Рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролет чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в Средней, но даже в Северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки. Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных Деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена березы и ольхи.

Голубь — широко распространенная птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Еще в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него ни оказались. Приручен дикий голубь более 5 тыс. лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу — их свыше 800. Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, они ловки и выносливы. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т. п.

(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)

— Оправдались ли наши предположения, о чем будет басня?

— Понравилась вам басня? Чем?

— Все ли было понятно в ней?

Анализ басни Чиж и голубь, герои басни

Совершенно верно мнение, что произведения Крылова несут в себе много смыла и ни одно из них не написано просто так, для развлечения. «Чиж и голубь» тоже является басней с глубоким смыслом, а каким, давайте разбираться.

Мораль тут тоже не очень сложна. Ни один человек не должен смеяться над неудачами другого человека. Никто не застрахован от такого же стечения событий. Данное произведение не самое сложное для анализа. Так сделано специально, чтобы даже ребенок понял его смысл. Но у людей возникают в мыслях и другие смыслы этой басни, которая была создана Крыловым. Люди по природе своей всегда себя с кем-то сравнивают. Восточные мудрецы постоянно говорят о том, что действенно только соревнование с самим собой, но никто не слышит их речей, потому что человек слишком занят соревнованиями со своими ближними. Выходит, зависть у человека в крови, а с завистью всегда рядом идет и злорадство. Поэтому и голубь из произведения Крылова, увидев, что другая птица в опасности, начинает примерять ситуацию на себя, думает, что он аккуратен и с ним такого не может произойти, да потом еще и всячески задевает чижа колкими словами.

Если человеку не удается победить в себе такие чувства, то он должен хотя бы не распыляться о них, держать их в себе. А уж несчастным людям, которые попали в плохую ситуацию, совсем не надо ничего говорить, что может их еще больше расстроить. Это просто правила элементарной вежливости. А глупому голубю просто не хватило ума и воспитания, чтобы не выглядеть невеждой.

Сюжет произведения в том, что чиж угодил в силки, не может из них выбраться. Это видит голубь, который смеётся над несчастной птицей и говорит, что с ним такого бы не произошло. И что же все таки случается с самоуверенным голубем? Он не видит ловушки перед собой, и его ловят и сажают в клетку. В принципе, по сюжету это очень незамысловатое произведение.

Анализ

Сюжет

Одного прекрасного дня, Чиж случайно попал в тенета, он там и рвался и метался без конца да так, что никак не мог выкарабкаться. Как вдруг появился голубь и, наблюдая за этим, он начал над ним всяким образом издеваться, подшучивать и рассказывать, что он никогда бы не впутался так глупо в силки. Спустя некоторое время, даже толком не поняв, что случилось, как голубь сам не рассмотрел засаду и непонятным для себя способом очутился в клетке.

Главные герои

В басне присутствуют два протагониста – Чиж и Голубь. Первого можно охарактеризовать как доброго, не подлого животного, который не желает никому зла. Второй в свою очередь воплощает в себе негативного персонажа, который достаточно циничный, подлый и черствый.

Мораль басни

Мораль ее достаточно глубокая и только на первый взгляд покажется, что ничего такого особенного в ней нет, но есть много моментов, которые раскрывают мораль с разных сторон. Она заключается в том, что обнаружив несчастье ближнего, никто не то чтобы не должен насмехаться над ним, но, и обязан попытаться смягчить его участь. При всем при том, попав в безвыходное положение, ты и сам не дождешься содействия, а от непредсказуемых обстоятельств никто не защищен. Еще одним не менее важным аспектом, который просматривается в басне, есть то, что не стоит над чужим горем смеяться, и не надо быть самоуверенным. А если замечаешь, что кому-то нужна помощь, то в меру своих сил нужно  поддержать, поскольку такое подлое отношение применительно к другим как-то, раз с тем или иным человеком сыграет глупую шутку и вернется сотни, а то и тысячи раз бумерангом, если не больше. Еще один значительный смысл, который раскрывает мораль этого произведения, полагает в том что, люди по натуре своей каждый раз себя с кем-то сопоставляют. Индивид на протяжении всей жизни уж очень занят соперничеством со своими близкими, а не работой над самим собой. С этого можно сделать логичный вывод о том что, зависть присущая у человека с рождения, а с ней рядом присутствует и злорадность, которая пожирает изнутри. Поэтому и голубь, увидев, что прочая птица в опасности, начинает принимать и ощущать ситуацию на себе, и уверяет себя в том, что он аккуратный и с ним такое никак не произойдет, и потом еще и на разные лады затрагивает Чижа разными колкостями, подбрасывая лишь дров в огонь. Если кто-нибудь не способен преодолеть в себе такие ощущения, он должен, по меньшей мере, не разбрасываться о них, держать их при себе. В то время как несчастным людям, которые оказались в крайне неприятное происшествие, вовсе не надо ничего говорить, что может их еще больше огорчить, а наоборот утешить. Это элементарные правила вежливости. А ограниченному голубю просто не хватило в очередной раз мозгов и воспитания, что в который раз доказало его сущность.

Чиж и голубь басня

В 1814 году Иван Андреевич Крылов написал очень поучительную и жизненную басню, которая называется «Чиж и Голубь». Автор внес ее в свой сборник «Новые басни». Произведение четко описывает один из видов человеческих отношений в бедственной ситуации. Писатель пытается донести до читателя, чего делать не стоит и как себя вести.

Сюжет

В басне рассказывается о том, как Чиж попадает в ловушку и пытается всеми силами из нее выбраться. Рядом оказывается Голубь, который насмехается над пострадавшим. Птица утверждает, что ни за что бы не оказалась в такой ситуации, потому что гораздо умнее Чижа. Однако через мгновение Голубь и сам оказывается в силках.

Этот поучительный рассказ, оформленный в стихах, отображает поведение и поступки людей в подобных обстоятельствах. Басня, с элементами философских рассуждений, написана с помощью разностопного ямба.

По сюжету можно понять, что Крылов на стороне Чижа, попавшего в западню. Он открыто жалеет бедняжку, с горечью сообщая, что он попал в беду. Однако когда Голубь начинает стыдить птицу и смеяться над ней, та молча и с гордостью переносит все высказывания.

Герои

В басне 2 главных персонажа. Чиж – это птица, которая часто оказывается в клетке, потому что людям нравится наслаждаться ее пением. Из текста можно понять, что он небольших размеров, что еще больше нагнетает его участь. В тексте он представляет собой человека, у которого случились большие неприятности, которые могут отрицательно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Он пытается выбраться из ловушки, но у него ничего не получается.

Второй герой – Голубь. Автор говорит, что он молодой, а, значит, неопытный. То есть, исходя из возраста, он многого не понимает, поэтому к нему стоит относиться снисходительнее. Он играет роль дерзкого и самоуверенного человека, который поступает необдуманно. В результате чего, он не только оставляет ближнего без помощи, но и сам попадает в трудную ситуацию.

Мораль

В последней строчке басни говорится о том, что не стоит смеяться чужой беде. Во-первых, это очень жестоко, пострадавший вряд ли заслуживает такого отношения к себе. Во-вторых, никогда не знаешь, что готовит судьба для каждого, кто живет на этой земле. Возможно, тот, кто злорадствовал вчера, погрязнет в проблемах сегодня. К слову, в жизни часто так случается, когда за проступки человека настигает карма.

Автор намеренно не вставляет в басню пререкания Чижа. Ведь так и должен поступать достойный человек

Не нужно обращать внимание на глупые и необдуманные слова со стороны. Лучше с гордостью перенести все трудности

А вместо того, чтобы разглагольствовать и насмехаться, лучше помочь ближнему. Добро возвратится в стократ.

Чиж и голубь
Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Одно из всемирно известных произведений в прозе Пушкина Александра Сергеевича «Капитанская дочка» рассказывает о жизни дворян при подавлении крестьянского бунта при Екатерине II. Пётр Андреевич Гринёв — один из главных героев исторического романа.

  • Сочинение по пословице Язык мой – друг мой (4, 5 класс)

    Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том

  • Образ светского общества в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

    Создавая роман, автор не зря называет его эпопеей, так как кроме больших исторических событий он разворачивает перед читателями портреты представителей разных сословий. Одни из них – аристократы, люди высшего света, светское общество. Действие

  • Сочинение Может ли общество полностью избавиться от пороков? (итоговое сочинение), ЕГЭ

    Порок – очень знакомое, но далеко не очень приятное слово русского языка. Можно сказать, что порок – это, в первую очередь, нравственный недостаток человека, его духовная несостоятельность, изъян,

  • Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна

    Знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» написана по заказу равославной церкви. И в ее основу включен библейский сюжет. По внешним размерам картина больше обычного среднего размера картин, около трех метров в длину и более двух в ширину.

  • Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль Фонвизин сочинение

    Софья – одна из главных героинь комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», единственный положительный женский персонаж. Имя героини выбрано автором не случайно. С греческого «Софья» переводится как «мудрость» и именно эту черту характера,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: