Краткое содержание стихотворения
Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.
Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.
И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.
Анализ стихотворения Андрея Белого «На улице»
Конец XIX – начало XX века в истории ассоциируется с бурным развитием промышленности. Повсюду открываются заводы, фабрики, которые обеспечивают экономику новыми товарами, а людей – рабочими местами и заработком. Однако не всё, что связано с производством, можно считать только благоприятным и безопасным. Часто вместе с расширением индустрии приходило и разрастание городов, ухудшение экологической обстановки на окрестных территориях.
Такие негативные последствия развития промышленности были заметны не только специалистам по охране природы
Многие деятели культуры – композиторы, писатели и художники, обращали внимание на то, что индустриализация несёт не только добро. Одним из таких неравнодушных дальновидных людей был Андрей Белый
В своём стихотворении «На улице», написанном в 1904 году, он выразил тревоги, связанные с разрастанием фабрик и заводов в стране.
В этом произведении автор выступает в качестве лирического героя. Он рассказывает о своей жизни в городе, которая напоминает скорее бесконечную погоню среди препятствий и опасностей, нежели спокойное существование в комфортных условиях. Первая же строка бросает читателя в самую гущу событий: герой мчится по улицам, окунаясь то в серые, то в жёлтые облака, испускаемые бессчётными трубами автомобилей и заводов.
Атмосфера в произведении пугающая. Для описания города поэт использует ядовитые краски – жёлтый, ярко-оранжевый (в эпитетах «огневой горизонт», «раскалённые зевы»), серый и чёрный. Повсюду клубятся ядовитые испарения. Страшная картина дополняется ужасающими звуками. Их автор описывает в таких эпитетах, как «грохочущий рокот», «пронзительный хохот». Всё это заставляет протагониста, да и читателя, стремиться спрятаться, защититься от агрессивной стихии хотя бы с помощью зонта.
Автор упоминает, что он «отдал все напевы». Думается, речь идёт о том, что некоторое время до описываемых событий, поэт, как и многие другие, с энтузиазмом приветствовал, воспевал промышленную революцию, которая обещала значительно улучшить жизнь обычных людей. Но нововведения оказались противоречивы. Заводы и фабрики стали выбрасывать в воздух токсичный пар, который поэт наделяет эпитетом «сухие столбы холодной отравленной пыли». Новый транспорт оказался травмоопасен. Потому-то герой в отчаянии пытается спрятаться. Поэт применяет здесь анафору
Прижался к железной решётке –
Прижался…
Кажется, будто автор в поисках защиты готов приникнуть к стволу могучей берёзы, но вместо душистого дерева он находит лишь безжизненный металл. Подобное противопоставление встречается снова – «клёны в чугунные жерди багряными листьями бьют». Чувствуется, что поэт хотел бы вернуться в прошлое, когда эти металлические леса ещё не выросли на его родной земле, но поздно. С помощью градации «Сгибаются, пляшут, закрыли…» он показывает, что назад пути уже нет.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Анализ стихотворения «Русь» Андрея Белого
Разочарованием в окружающей действительности проникнуто произведение Андрея Белого «Русь».
Стихотворение написано в 1908 году. Его автору в этот момент исполнилось 28 лет, он уже решительно выбрал литературу призванием своей жизни. Сближение с семьей А. Блока чуть не разрушило брак последнего. А. Белый отправляется в усадьбу Серебряный Колодезь, которую его родительница выставила на продажу. По жанру – гражданская лирика, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая. Интонация почти некрасовская. В самом названии – намек, что описанное в стихотворение происходит веками. В первых строках особенно заметна отсылка к стихотворению . Символизм остался только в извивах формы, содержание же вполне в традиционном, народническом духе. Известно, что еще со времен первой революции поэт заинтересовался марксистским учением, его можно было встретить на митингах. В 1917 году от обеих революций он ждал уничтожения стабильности, похожей, по его мнению, на стоячее болото, предчувствовал рождение эпохи новых титанов, появления духовной культуры, которая, наконец, могла бы удовлетворить его беспокойный ум. Более того, он с головой окунется в кипучую деятельность деятелей пролетарского искусства, будет страдать, увидев себя вскоре отверженным ими. Поля видятся ему скорбными, он просит равнину вздыбиться холмами («изгорби», это еще и неологизм), чтобы подчеркнуть, сколь горек хлеб «голодных губерний». Перекручиваются повторы слов («просторов простертая»), только во 2 строфе трижды употребляется эпитет «косматые». Сейчас поэту не до поэзии – он пытается сказать о том, что его растревожило. Действительно, эти годы были неурожайными – то из-за засухи, то из-за суровой зимы, отодвинувшей весну на более поздний срок. Впрочем, были губернии и с неплохим урожаем. Такая картина, кстати, наблюдалась и в Европе в целом. Правительство принимало меры, впрочем, возможно, не всегда эффективные. «Куда мне бежать от голода, мора, пьянства?» Поэт исчисляет жертв голода миллионами. Смерть у него с прописной буквы, одушевлена. Рай на земле, вера в человека и его безраздельные силы, соблазн обещанного марксистами светлого будущего влечет А. Белого. Множество повторов, рефренов – подчеркивающих тоску автора, обессмысливающих все, происходящее в России. Инверсия: мрут (просторечие) миллионы.
В стихотворении «Русь» А. Белый подхватывает некрасовскую ноту в описании народной доли.
Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»
В своем стихотворении автор прославляет Россию
Несколько раз употребив слово Россия, будто акцентирует наше внимание на его необъятную любовь к родине. А эта интонация, с которой мы читаем стихотворение
Как он красиво описывает свою родину словами глухие глубины, роковые разрухи.
Я, так же как и поэт, очень люблю страну, в которой я родилась. Здесь прошло мое детство. Здесь все мои близкие и родные. И уезжая с родителями на каникулы за границу, я очень скучал по своей родине. Тот город, в котором я живу, мне знаком каждым переулком, и мне бы
не хотелось от сюда никуда переезжать. Я привык к своему двору, к жителям домов, которые стоят поблизости.
Мне жаль тех людей, которые не смогли оценить красоту и бескрайний простор своей родины. Я считаю, таких людей мы не достойны считать своими земляками, они предатели, которые хотят сбежать. Они бояться, что-то изменить в своем мире, бегут туда, где, по их мнению, легче, на самом деле спустя пару лет начинают скучать и понимать, что зря не ценили свою родину.
Поэт в своем стихотворении стремиться передать нам всю ответственность человечества за свою страну. Никто кроме нас самих не в состоянии, что-то улучшить
или изменить. Мы все ждем, или привыкли ждать со стороны, мы обленились добиваться чего-то сами, нам все нужно преподносить на блюдечке с золотой каемочкой.
Мне кажется, в своем произведении Белых хотел нам сказать, что время России еще не настало, но не стоит нам сдаваться и опускать руки. Нам нужно продолжать отстаивать свои права всемогущей державы. Доказывать соперникам, что мы можем быть лучше их, просто нужно немного времени и все изменится. Я люблю свою родину, и не променяю ее ни на что!
Композиция
Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.
Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.
При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. « Мертвенно-свинцовое небо », удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.
Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.
История создания
Работу над созданием своего стихотворения Андрей Белый завершил в 1908 году. В те времена писательская среда была проникнута патриотическими настроениями, которые нередко перетекали в милитаристские. Люди были подавлены недавним поражением в русско-японской войне и революцией 1905 года, жаждали занять на мировой арене более престижное место. Набирали обороты антисемитские настроения, происходили еврейские погромы. Словом, народ жаждал выместить гнев на кого-либо.
Мрачные краски сгущала эпидемия холеры 1908-1910 годов. Она унесла тысячи жизней. Крестьяне были фактически лишены медицинского обслуживания и умирали целыми семьями. Если знатные люди имели шансы спастись, то народ был предоставлен самому себе. Социальное неравенство обострилось и заявило о себе во весь голос.
Конечно же, Андрей Белый создал произведение, отражающее обстановку в стране. Многих анализируемое стихотворение поразило своей откровенностью. Белый создал очень смелый образ России. В произведении отобразилась та боль, которую испытывал поэт за родной народ, а также искренняя любовь к родному краю. Андрей Белый был очень озабочен будущим страны.
Интересно, что свое стихотворение Андрей Белый посвятил известному священнику по фамилии Свентицкий. Личность богослова была довольно противоречивой. Она вызывала неоднозначное отношение со стороны окружающих. С одной стороны, мыслитель ратовал за освобождение церкви от светской власти, установление более справедливых социально-экономических отношений, обличение лжи самодержавия и жизнь по евангелическим законам, но, с другой стороны, сам же священник прелюбодействовал и зачал двух незаконных детей, что шло вразрез с его же собственными убеждениями. Поэт сам порой нелестно высказывался о Свентицком. Перед стихотворением читатель может увидеть пометку: В. П. Свентицкому. Произведение «Родина» было напечатано в 1910 году в сборнике «Пепел». Возможно, Белый своим стихотворением своеобразно ответил на проповеди Свентицкого, в которых он углублялся в религиозные вопросы и ратовал за передачу всей власти церкви. Но главными проблемами России по-прежнему оставались не религиозный догматизм, а эпидемии, голод и нищета. Не всеобщими постами нужно было решать эти проблемы, а реальными действиями, имеющими практическое значение.
О творчестве Андрея Белого
Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских символистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как прозаик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны лирической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построенных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпретацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочногротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стремлении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:
Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Веселье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru
Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)
Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Некрасова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихотворения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на философскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.
На этой странице материал по темам:
- андрей белый жизнь и творческий путь
- тест по творчеству андрея белого
- кратко о творчество белого кратко
- особенности творчества белого
- эрнест белый поэт
Черты символизма в произведении
Эстетика символизма предполагает отношение к произведениям искусства, как к мозаике эмоций, переживаний, переданных через утончённые, проработанные формы ассоциативных образов. Для неё характерно также обращение к мистическим темам и смыслам, стремление как можно дальше отойти от банальностей, желание шокировать и заворожить читателя. Эти особенности присущи и стихам о родине, например:
- оригинальный символ — революционная Россия неожиданно предстаёт в образе безумной бури, грозовой «огневой стихии», разрушающей многое на своём пути;
- таинственность и фатальность — уже со второго четверостишия в тексте появляются мистические силы — «струят крылорукие духи свои светозарные сны», в последующих строфах тема космического влияния поддерживается, упоминается планета Сатурн, выдавая знакомство автора с астрономией;
- стремление к эпатажу — лирический герой, как маг, заклинает стихию уничтожить его самого в этом вихре, уничтожить, наверное, в переносном смысле, изменив полностью сознание, заставив порвать навсегда с прошлой жизнью и открыться новому служению.
Мысли о будущем
В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению
Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны
Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.
Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков
… родине. Итак, момент написания «Слова о полку Игореве» можно считать рождением темы родины в русской литературе. Начиная с XII века, … было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», они становятся для …
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка
… дамами Краткий анализ стихотворения “Незнакомка” Блок Структуру сюжета стихотворения Блока о любви «Незнакомка» специалисты традиционно разделяют … которых немыслима жизнь человека. Отрывок стихотворения «Незнакомка» По вечерам над ресторанами Горячий …
Особенности композиции стихотворения А. Блока Незнакомка
… одну, так как она – как луч света во всей этой грязи. Сочинение «Особенности композиции стихотворения А. Блока Незнакомка» Стихотворение “Незнакомка” явилось важным этапом в формирующейся системе образов Блока-символиста. До этого звучали в …
Тема Родины в творчестве Блока (в лирике, поэзии) 11 класс
… любимой и родной стране. Сочинение Родина в лирике Блока Кто из людей не думал на тему Родины, что это … Тема родины также широко отражена в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907-1916), центральной темой …
Тема Родины в лирике Блока –
… Родину Россию матушку. Образ Родины у Блока – короткие сочинения , Вариант 1 Для А. А. Блока характерно обращение к … Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк. Жанр – гражданская лирика. Стихотворный размер – …
Анализ стихотворения Белого “Любовь
В жизни Андрея Белого было несколько серьезных романов, каждый из которых закончился весьма трагически. Поэт предвидел, что его личная жизнь будет состоять из сплошных взлетов и падений, так как предъявлял к своим избранницам весьма высокие требования. Его не интересовали тривиальные взаимоотношения с представительницами слабого пола, которые он считал верхом пошлости. Однако если Белый испытывал сильные чувства, и дама отвечала ему взаимностью, то даже такой пустяк, как разрушение чужой семьи, не являлось для этой пары препятствием.
Охладевал
к своим избранницам Андрей Белый так же быстро, как и влюблялся. Поэтому исследователи его творчества до сих пор спорят о том, кому из женщин адресовано стихотворение “Любовь” , написанное в 1901 году. Вероятнее всего, его героиней является особа, ставшая одной из многочисленных жертв этого утонченного обольстителя, который мог вскружить голову практически любой женщине, довести ее до восторженного исступления и – бросить на произвол судьбы, нисколько не заботясь о том, что именно она испытывает в этот момент.
О том, что любовь мимолетна и непредсказуема, Андрей Белый знал не понаслышке. И
он с легкости принимал условия игры, в которой приходится давать клятвы в вечности своих чувств, считая это неизменным атрибутом взаимоотношений с женщиной. Впрочем, и представительниц слабого пола поэт также подозревает в лукавстве, поэтому в самом начале стихотворения приводит сцену прощания с очередной возлюбленной, когда оба понимают, что они расстаются навсегда. “Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон”, – признается поэт, подчеркивая, тем самым, что уходящая любовь причиняет ему душевные страдания. Однако это возвышенное и романтическое чувство поэт воспринимает, как “корабль, с зарею уплывавший”. Его невозможно удержать возле берега, когда ветер уже надувает паруса. Точно так же невозможно и сохранить любовь к женщине, если сердце уже наполнено предвкушением новой встречи.
Декларируя в этом стихотворении неотвратимость финала любых взаимоотношений, Андрей Белый, тем не менее, остается оптимистом и верит в то, что любое страдание будет вознаграждено. И если человек философски относится к тому, что его сердце вдруг стало закрытым для возлюбленной, то не стоит этому противиться. Лучше принять все, как есть, оставить в прошлом свои обиды, страхи и сомнения, потому что обязательно будет новая встреча, и восхитительное чувство любви еще не раз ворвется в душу, согрев ее своим теплом.