Антон антонович дельвиг ~ биография, творчество, личная жизнь

Антон дельвиг вдохновение. анализ стихотворения "вдохновение" дельвиг

Дело всей жизни

Еще в лицее Дельвиг проявлял небывалую целеустремленность во всем, что касалось литературы. После окончания учебы, в 1819 году, он вместе с Пушкиным, Баратынским и Кюхельбекером создал первое литературное объединение «Союз поэтов». Сообщество было скорее дружеским, чем профессиональным, но его появление на свет показало незаурядные способности организаторов. Позже организаторский талант Дельвига нашел применение в издательской деятельности:

  1. В 1825 году Дельвиг принял предложение в качестве составителя и редактора нового литературного альманаха «Северные цветы», который снискал большую популярность у почитателей русской словесности. Под его началом на страницах журнала были напечатаны отрывки из «Евгения Онегина» Пушкина, басни Крылова, стихи Вяземского. После выпуска второго сборника Дельвиг полностью взял в свои руки издательство альманаха. Благодаря его незаурядной энергии «Северные цветы» стали одним из самых доходных журналов своего времени.
  2. Пожалуй, самым важным делом в жизни поэта стала «Литературная газета», которую вместе с Пушкиным Дельвиг стал издавать в начале 1830 года. Здесь проявились не только способности Дельвига как издателя, но и как литературного критика, обрушившегося на необразованного читателя и коммерческую литературу. Газета вызвала широкий общественный резонанс и, как следствие, проблемы с цензурой. В 1831 году «Литературную газету» закрыли.
  3. Кроме издательской деятельности, Дельвиг по-прежнему занимался литературой, выступив новатором в разных жанрах поэзии. Он одним из первых обновил форму сонета и восстановил незаслуженно забытый жанр идиллии, написав в 1830 году стихотворение о русском герое-солдате 1812 года «Отставной солдат». По мнению критиков, оно предвосхитило появление стихотворения Лермонтова «Бородино».

В 1827 году на стихи Дельвига «Русская песня» композитор Алябьев, находясь в заточении, написал свой знаменитый романс «Соловей», который со временем стал настолько популярным, что воспринимался среди почитателей как народная песня. Несмотря на известность произведения, в истории его создания много загадок. Есть версия, что Дельвиг посвятил свое сочинение Пушкину. Кому бы ни было оно предназначено, композитор увидел в нем картину прощания с другом.

Несправедливость убивает не хуже пули

Дельвиг настолько переживал все эти политические игрища, что его здоровье оказалось подорванным.

Существует несколько версий, отчего этот талантливый и творческий человек умер в 32 года. По одним источникам, барона подкосил тиф, по другим, причиной смерти стало воспаление легких, которое он подхватил, долгое время просидев без движения в апатии на лавке в зимнем парке после очередного скандала с Бенкендорфом.

Но есть и еще одна версия – печально-романтическая. Дельвиг, несмотря на всю свою лень, женщин любил. Долгое время он был на пару с Кюхельбекером обожателем популярной в Петербурге замужней дамы Софи Пономаревой. Но потом опомнился, встретил хорошую девушку Софью Салтыкову, потомственную боярышню. И женился.

Венчание было в Петербурге в Исаакиевском соборе. Их дом стал одним из литературных салонов Петербурга. На литературные вечера здесь собирались друзья поэта: Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнёв, Языков. В это же время он начал издательскую деятельность: в 1825—1830 годах вместе с О. М. Сомовым выпустил семь книжек альманаха «Северные цветы», и альманах «Подснежник» на 1829 год, а с 1830 года предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.

10 августа 1830 года — последняя встреча в жизни Дельвига с Пушкиным. Тогда он уезжал из столицы в Москву. Дельвиг захотел проводить его до Царского Села. Отправились пешком. Гуляли дважды — сначала 29 августа, за 2 суток до отъезда в Болдино Пушкина, вторая прогулка — 19 октября — аккурат в 19-ую годовщину поступления в Царскосельский лицей. 17 ноября из Петербурга отправилось письмо Дельвига к Пушкину. Пушкин прочтёт письмо только 6 декабря.

Он был «ленивым баловнем» как в школе, так и в служебной деятельности. Столь же беспечно Дельвиг относился и к своей музе. Писал он очень мало. Вероятно, лень, а также его тучная фигура, немало способствовали этому.

Тем не менее он не был свободен от увлечений; предметом одного из них была С. Д. Пономарёва, которой он посвятил несколько стихотворений. Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писал антологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита и т. п.; с другой — увлекался русской народной поэзией и подражал народной лирической песне. Иногда в его произведениях звучат добродушие и задумчивость.

Поначалу супруги жили очень дружно, а потом жена Дельвига уподобилась тезке Софи и стала собирать в своем салоне талантливых мужчин. Хаживал туда и поэт Евгений Баратынский с братом Сергеем. Вот якобы в объятиях последнего Дельвиг и застал свою жену в самый разгар неприятностей с Бенкендорфом. А ведь в семье росла маленькая дочка…

После этого Антона Антоновича не было дома несколько дней, а потом он вернулся, повалился на кровать прямо в одежде и вскоре умер от лихорадки.

Известны слова Пушкина на смерть А. Дельвига: «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин Плетнёву, получив в Москве известие о смерти своего друга (XIV, 147) «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть». (Пушкин — Е. М. Хитрово. 21 января 1831 г.)

«<его> жизнь была богата не романическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым чистым разумом и надеждами» (Пушкин — из письма П. Плетнёву 31 января 1831 г.) Пушкин же отмечал творчество Дельвига: «Идиллии Дельвига… — писал Пушкин, — удивительны. Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из 19 столетия в золотой век, и необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы, эту роскошь, эту негу греческую, эту прелесть более отрицательную, чем положительную, не допускающую ничего запутанного, темного или глубокого, лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах…» (XI, 58, 329—330)

Антон Дельвиг был похоронен на Волковском православном кладбище, в 1934 году его прах перенесен в некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры).

Анализ стихотворения Дельвига «Дамон»

Творчество Антона Антоновича Дельвига можно назвать многогранным и разносторонним – поэт был настоящим патриотом, увлекался русской народной культурой и создавал произведения, очень близкие к ней по духу. С другой – его перу принадлежат пышные идиллии, вдохновлённые сюжетами древнегреческой литературы.

Одним из таких произведений является «Дамон». Оно было создано в 1821 году. Стихотворение переносит читателя в античные времена. Во вступлении перед читателем открывается пейзаж: «Вечернее солнце катилось по жаркому небу…»

Подражая греческим поэтам, Антон Антонович Дельвиг избрал для своей идиллии амфибрахий, создающий размеренный ритм древней баллады. Изысканные метафоры формируют вокруг привычных явлений ореол таинственности: солнце автор зовёт «блестящим богом», водоём – «волнами Алфея».

С живописных берегов реки, где пасутся стада овец, автор-рассказчик переводит взгляд на хижину старого певца Дамона. Он называет героя «вдохновенным певцом», «добродетельным старцем». Используя метафору, поэт сообщает, что герою уже 70 лет:
Уж семьдесят раз он первыми розами лиру
И длинные кудри свои украшал, воспевая…

Несмотря на преклонный возраст, Дамон не одинок. По-прежнему его искусство ценится в народе, поэтому, когда старец берёт в руки лиру, вокруг него сразу возникает радостная толпа юношей и девушек. Пастухи и пастушки упрашивают Дамона исполнить для них песню. Старец лукаво улыбается, глядя на одну из девушек, Хлою, и ударяет по струнам.

Автор использует приём «песня в песне», когда передаёт напев героя. Автор вкладывает в уста певца оду богам, подарившим ему талант:
«Прекрасен твой дар, Аполлон, – вдохновенные мысли!
О Эрмий, возвышен твой дар – убедительность речи!
Ты двигаешь силою слова и разум и душу.

После прославления богов Дамон повествует о приключении, которое произошло с ним накануне. Здесь стихотворение обретает новый уровень глубины, так как песня старца содержит в себе ещё одну историю. Певец делится со своими слушателями, как встретил Хлою. Девушка просила спеть, но старец потребовал чего-либо взамен. Хлоя принялась предлагать ему разные дары – свирель, венок, корзинку, даже овцу, но певец отринул их все. Когда же Дамон назвал свою цену – поцелуй, то девушка отказалась и убежала. Этот спор между героем и пастушкой живо напоминает о сюжетах сказок, в которых колдуны торгуются с людьми за какие-либо услуги.

В этот раз песня трогает сердца пастушек, и они упрашивают Хлою всё же поцеловать старика. Это приносит радость всем, и, расходясь, молодёжь возносит богам молитву о такой же весёлой доброй старости, как у Дамона.

Идиллия «Дамон» полностью подтверждает свою принадлежность к этому жанру. В ней сплелись мифический сюжет, великолепные пейзажи, живые диалоги и полные восторга песни.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Личная жизнь

Первую любовь Антона Дельвига звали Софья Дмитриевна Пономарева. Она держала литературный салон, где представлял свои произведения Крылов, а Николай Гнедич читал переводы «Иллиады». Дама поражала сердца многих начинавших литераторов, и Дельвиг не был исключением. Признание в страстных чувствах не нашло отклика в ее душе, и поэту пришлось забыть о своей любви.


Антон Дельвиг и Софья Салтыкова

Новой подругой Антона стала Софья Михайловна Салтыкова, дочь тайного советника при дворе Александра I. Ранее к ней сватался Петр Каховский, получивший отказ от отца девушки, хотя чувства молодых людей были взаимны.

Знакомство Салтыковой с Дельвигом произошло весной 1825 года. Поначалу суровый родитель Сони благословил их брак, но позднее взял свое слово обратно: Салтыков был ипохондриком, часто менявшим собственное мнение. Так или иначе, но свадьба состоялась осенью того же года, Софья Михайловна стала женой Антона Антоновича.

Духовная близость, схожие интересы, увлечение литературой – у молодоженов было много общего. Их дом быстро стал литературным салоном, где бывали Василий Жуковский, Александр Пушкин, Евгений Баратынский и другие. Супруга заучивала наизусть стихи и играла на фортепиано. Девушка понимала, кто становился гостем ее дома: она с юности увлекалась творчеством приятелей Дельвига.

Личная жизнь Антона Дельвига сложилась удачно, он очень любил жену. В их союзе не появилось много детей, но единственная дочь Елизавета Антоновна была горячо любима отцом.

Детство и юность

Антон Антонович Дельвиг – представитель старинного, но разорившегося рода. Его предки были баронами, перебравшимися в Россию из Прибалтики. Антон родился в Москве 6 августа 1798 года. Кроме титула, его семья не располагала никакими богатствами. Отец служил в Астраханском полку и, выйдя в отставку в звании генерал-майора, стал комендантом Московского Кремля. Его жалованья с трудом хватало на самое необходимое. Мать Любовь Красильникова приходилась внучкой ученому-астроному Андрею Красильникову.

Детский портрет Антона Дельвига

Родители отдали мальчика на обучение в частный пансион. В его образовании и дальнейшей биографии важную роль сыграл педагог Александр Дмитриевич Бородков. Именно он привил ребенку любовь к словесности и литературе, рекомендовал отцу отправить сына в недавно открывшийся Царскосельский лицей.

Антону было 13 лет. По счастливой случайности он попал в один класс с Иваном Пущиным, Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером. Друзья-лицеисты были из небогатых семей, но отличались талантами и массой благородных качеств.

Полноватого и немного неуклюжего Дельвига быстро приняли в компанию. Как и его приятели, мальчик не питал склонности к точным наукам, поэтому учителя считали его лентяем. Одноклассники же писали колкие эпиграммы и дразнили ровесника из-за его непонятливости и нерасторопности, дав прозвище «Лень Тоси».

Лицеисты Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин

Но стоило дойти до литературы, Дельвиг менялся на глазах. Он цитировал классиков на языке оригинала, не зная его, и писал стихи. Когда дело касалось творчества, юноша демонстрировал богатое воображение и проницательность. Рассказы Антона завораживали приятелей, а его выдумкам верили учителя. В остальное же время поэт праздно валялся в постели, бродил по парку вблизи лицея или наслаждался чтением.

Одним из первых произведений Дельвига стало «На взятие Парижа», которое в 1814 году опубликовал «Вестник Европы» под псевдонимом Русский. В честь окончания лицея поэт сочинил стихотворение «Шесть лет». Выпускники написали для него музыку и распевали как песню.


Антон Дельвиг и Евгений Баратынский

Лицеист

В 13 лет его отправили в открывающийся в Петербурге Царскосельский лицей. Дельвиг, биография которого с того времени стала тесно связана с историей этого заведения, толстый, неповоротливый, весьма ленивый, но очень добродушный, быстро подружился со многими лицеистами.

Пушкин, Пущин, Кюхельбекер – имена его ближайших друзей того времени. С ними он хранил теплые отношения всю жизнь.

Лень Антона не знала границ, когда дело касалось любых точных наук, но он блистал на уроках истории и литературы. Здесь не было ему равных.

Ему не были интересны шумные лицейские мероприятия, он любил подолгу бродить по парку Царского Села или уединиться в тихом уголке с книгой. Читал Антон Дельвиг все, что попадало ему под руку.

Лень Тоси – так с любовью называл его Пушкин – стала легендой у лицеистов. Они беззлобно подшучивали над ним, а он не обижался, охотно позволяя это.

Он ни за что не хотел делать то, что было ему неинтересно, ненавидел рутину, но если его глаза загорались, лень исчезала без следа, и Дельвиг демонстрировал живой, проницательный ум, богатое воображение.

С детских лет он был великим сочинителем. Его образы были настолько ярки, что часто хорошо знающие его друзья поддавались и верили его вымышленным рассказам. Верили не только друзья, но и преподаватели, и сам В. Ф. Малиновский, директор лицея.

Пушкин однажда даже описал, как Дельвиг (биография, интересные факты из жизни которого рассматриваются в этой статье) рассказывал о военном походе. В 1807 году он будто бы был свидетелем военных действий, отправившись с отцом в повозке на фронт. Так четко, ярко, подробно было все описано, что все поверили тогда рассказу юного фантазера. Только некоторое время спустя он признался близким друзьям в своем сочинительстве.

Мешковат и ленив

Леность – эту черту отмечали все современники Антона Дельвига. Рожденный в семье обрусевшего немецкого барона Антон ни в чем не знал недостатка. Когда пришло время поступать в Лицей, мальчик не стал менять привычного образа жизни. На уроках он не «постигал науки», а «отбывал учебу». Окружающие говорили, что он ленив и туповат, способности его посредственны, равно как и прилежание.

Но безразличный ко всему мешковатый тюфяк преображался, как только его что-то заинтересовывало. Он в момент становился весельчаком, балагуром и насмешником. Еще он, не моргнув глазом, сочинял про себя самые невероятные истории.

Но «завод кончался», и Дельвиг снова превращался в праздного сибарита, лениво отбывающего учебные, а впоследствии и рабочие часы. Лицейские педагоги пытались найти склонность Антона хоть к одной дисциплине, но тщетно: Дельвиг учиться не хотел ни в какую.

Ранние годы

Антон Антонович Дельвиг появился на свет 6 (17) августа 1798 года в Москве в старинном дворянском семействе. Предки мальчика перебрались в Россию из Прибалтики и имели очень богатую историю, однако к моменту рождения Антона род был разорён, и Дельвиги, кроме громкой фамилии, не обладали никакими богатствами.

Несмотря на затруднительное финансовое положение, родители старались дать Антону приличное образование. Один из педагогов частного пансиона, где учился юный Дельвиг, привил мальчику большую любовь к литературе. Он посоветовал родителям отправить способного сына в Царскосельский лицей, который к тому времени только открылся.

В лицее 13-летний Антон быстро сошёлся с одноклассниками: Александром Пушкиным, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером. Интересный факт: дружба этих талантливых мальчиков оказалась очень крепкой и смогла сохраниться в течение долгих лет.

В лицейский период самым главным предметом для Дельвига была литература, с которой он хотел связать всю свою жизнь. В 1814 году он под псевдонимом Русский опубликовал своё дебютное стихотворение «На взятие Парижа».

Личная жизнь

В мае 1825 г. Антон Антонович познакомился со своей будущей супругой – Софьей Яковлевной Салтыковой. Избранница поэта знала толк в литературе, была хороша собой, обаятельна и легкомысленна. За год до встречи с Дельвигом она уже собиралась замуж за П. Г. Каховского, одного из лидеров декабристского движения, однако отец девушки воспрепятствовал этому союзу. Дельвига сенатор М. А. Салтыков тоже поначалу не принял, лишь спустя три месяца суровый родитель смягчился и дал благословение на брак. Венчание Софьи и Антона состоялось 30 октября (11 ноября по н. с.) в Петербурге в Исаакиевском соборе.

Гостеприимный дом Дельвигов стал одним из лучших литературных салонов северной столицы. Здесь бывали Жуковский, Пушкин, Баратынский, Плетнёв, Языков, собирались, беседовали, читали стихи, пели романсы. Омрачала семейное счастье лишь взбалмошность Софьи Михайловны. Падкая на комплименты она давала супругу немало поводов для ревности, причём, небезосновательно. Несмотря на противоречивые отношения супруги жили вполне мирно, а в мае 1830 г. у них родилась дочь Елизавета.

«Соловей мой, соловей» или о чём надо знать

Уже почти двести лет прекрасный романс «Русская песня» (СОЛОВЕЙ) исполняется в самых престижных оперных залах, а слова многие воспринимают как народные. На самом деле этот стих принадлежит перу Дельвига и изначально был посвящен Пушкину, отправленному в ссылку. Романс «Соловей» положенный на музыку А. Алябьевым, дополненный вариациями М. Глинки; романс живёт уже около двух столетий и среди его исполнительниц самые выдающиеся певицы.

 Итак, самым известным стихотворением Антона Дельвига стал романс «Русская песня» (Соловей мой, соловей), музыку к которому написал Александр Алябьев. Стихотворение (под названием «Русская песня») было опубликовано в альманахе «Северные цветы» за 1826 год, а затем в его единственном прижизненном сборнике «Стихотворения барона Дельвига», вышедшем в 1829 году. В авторской рукописи Дельвига оно было обозначено как «Русская мелодия 6-я». Алябьев написал к нему музыку, находясь в заключении по обвинению в убийстве. Благодаря хлопотам родных, ему разрешили иметь в камере фортепиано. Первым исполнителем романса стал знаменитый тенор Петр Булахов, спевший его 7 января 1827 года в Большом театре.

Романс «Соловей» был далеко не единственное произведение, которое заучивали наизусть, перекладывали на ноты и пели в компаниях. 

Самого автора сейчас вспоминают только в связи с А.С. Пушкиным. А ведь не было бы Дельвига – могло бы и не быть Пушкина. По крайней мере, такого, которого мы знаем: великого, известного поэта общемирового значения.

Анализ стихотворения Дельвига «Тихая жизнь»

В числе друзей-лециистов Александра Пушкина было много по-настоящему талантливых людей. Среди них особое место занимал Антон Дельвиг, который учился весьма посредственно, но при этом обладал несомненным литературным дарованием. За несколько лет до окончания Царскосельского лицея она начал публиковаться в престижных литературных журналах, чем вызвал зависть и восхищение среди лицеистов. Незадолго до выпуска, в конце 1816 года, увидело свет стихотворение Дельвига под названием «Тихая жизнь», которое вызвало много споров среди друзей поэта. В этот период многие из них мечтали о блестящей карьере и предавались грезам о том, как сложится их жизнь. Дельвиг же был далек от подобных фантазий, так как четко представлял, что за стенами родного лицея его ждет тихая жизнь, лишенная взлетов и падений. Подобную судьбу юный автор предрекал не только самому себе, но и другим лицеистам, считая, что его поколении не в состоянии принести Отечеству хоть какую-то пользу.

«Блажен, кто за рубеж наследственных полей ногою не шагнет», – отмечает Дельвиг, и в этой фразе чувствуются и ирония, и насмешка судьбы. Богатая усадьба, красавица-жена, много детей, достаток и благополучие, размеренный образ жизни – об этом мечтают многие современники юного поэта. Практически любой человек, которого ожидают подобные перспективы, воспринимает все происходящее, как должное. «Спокойно целый век проводит он в трудах», – констатирует Дельвиг, отмечая при этом, что сельская жизнь протекает незаметно и заканчивается прозаично. Рано или поздно наступает такой момент, когда приходит смерть «с улыбкой на устах», и баловню судьбы, не знающему душевных тревог и высоких стремлений, приходится констатировать, что жизнь его прошла бессмысленно и бесцельно.

«Так жизнь и Дельвигу тихонько провести. Умру – и скоро все забудут о поэте!», – отмечает автор, сожалея о том, что не является баловнем судьбы. Он интуитивно чувствует, что некоторые его друзья смогут прославиться и совершить настоящие подвиги во имя России. Сам же Дельвиг далек от подобных мыслей, так как считает себя безвольным и слишком ленивым, чтобы поддаваться влиянию передовых идей. Этому стихотворению суждено было стать пророческим, так как его автор действительно удачно женился, получит обычную должность чиновника в министерстве и относительно спокойно дожил до 32 лет, скончавшись от брюшного тифа. Трудно сказать, какое именно предначертание судьбы должен был выполнить этот человек. Однако известно, что даже к своему литературному дарованию Дельвиг относился с пренебрежением и не утруждал себя написанием стихов, которые могли бы стать настоящим украшением русской литературы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

«Дельвигу (Любовью, дружеством и ленью…)» А.Пушкин

«Дельвигу» Александр Пушкин

Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт. Наперснику богов не страшны бури злые: Над ним их промысел высокий и святой; Его баюкают камены молодые И с перстом на устах хранят его покой. О милый друг, и мне богини песнопенья Еще в младенческую грудь Влияли искру вдохновенья И тайный указали путь: Я лирных звуков наслажденья Младенцем чувствовать умел, И лира стала мой удел. Но где же вы минуты упоенья, Неизъяснимый сердца жар, Одушевленный труд и слезы вдохновенья! Как дым исчез мой легкий дар. Как рано зависти привлек я взор кровавый И злобной клеветы невидимый кинжал! Нет, нет, ни счастием, ни славой, Ни гордой жаждою похвал Не буду увлечен! В бездействии счастливом, Забуду милых муз, мучительниц моих; Но, может быть, вздохну в восторге молчаливом, Внимая звуку струн твоих.

Анализ стихотворения Пушкина «Дельвигу»

Поэтический текст, относящийся к 1817 г. вошел в число лицейских произведений, переделанных автором спустя 8—9 лет после их написания. Стихотворение, жанровые особенности которого определены рамками товарищеского послания, является характерным примером ранней пушкинской лирики. Ее адресаты — товарищи по лицейской учебе.

Лирический субъект произведения уверен в творческом амплуа своего однокашника, выраженного краткой формулой «Ты поэт». Герой призывает друга, «наперсника богов», оберегать и развивать высокий дар художественного слова, воспитывая его «в уединении», вдали от суеты и тревог. Источниками вдохновения служат вечные чувства любви и дружбы, к которым присоединяется неожиданная составляющая — «лень». При помощи последней поэт юмористически характеризует не только собственное настроение, но и стихотворный образ Дельвига, восторженного «сына лени».

В поэтическом тексте декларируется «святое», божественное происхождение творческих способностей, которые преподносят «богини песнопенья», покровительницы искусства. Прекрасные неземные девы одарили таинственной «искрой вдохновения» и лирического субъекта, и адресата его произведения. «Лира мой удел», — так резюмирует свое предназначение герой, испытавший «жар сердца» в упоительные минуты творческого порыва.

Заключительный эпизод посвящен известной романтической теме разочарования, вызванного наговорами завистников и клеветников. Обозначая себя как жертву интриг, поэт прибегает к метафорам «кровавый взор» и «невидимый кинжал». Оскорбленный и отчаявшийся герой желает забыться в «бездействии счастливом», оставив муз-«мучительниц». Путь, который избрал лирический субъект, — его собственный выбор, вынужденное решение трагического романтика. Оно противопоставляется судьбе адресата, который остается верен гармоничным «звукам струн» высокой поэзии, способной успокоить мятущуюся душу лирического «я».

Юношеское стихотворение предваряет основные мотивы ключевой темы предназначения поэта: провозглашаются божественные истоки творчества, его гуманистическая суть и безразличие к земным волнениям.

Попытка моделирования собственной судьбы изображается в юношеском произведении «Товарищам». Герой не желает прославиться на воинской или гражданской стезе. Относя характеристику «сын лени» к собственной персоне, он выбирает душевное спокойствие и «красный колпак», символ свободы.

Творчество

Особое влияние Дельвиг уделял изучению русской литературы, по свидетельству директора лицея Энгельгардта, знал ее лучше всех своих товарищей. Именно к Дельвигу, зная о его «дружбе с Музой» обратился Энгельгардт с просьбой написать прощальную песнь для выпуска. Дельвиг просьбу исполнил, написал гимн Лицея (1817), который знали все, кому в разные годы довелось учиться в этом заведении:

Шесть лет промчалось как мечтанье, В объятьях сладкой тишины. И уж Отечества призванье Гремит нам: шествуйте, сыны! Простимся, братья! Руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас!

Поэтическое наследие Антона Дельвига невелико. Он славился как автор лирических жанров (элегий, романсов, посланий), был мастером изысканной литературной формы (сонет, антологическое стихотворение). Подлинным новатором он явился в идиллии, традиционно связанной с античным образом счастливой Аркадии — страны пастухов и пастушек. В идиллиях Дельвига («Купальницы», «Изобретение ваяния» и др.) воссоздан этот гармоничный мир, где человеческие отношения естественны и чужды лицемерия и страстей.

К ДРУЗЬЯМ

Я редко пел, но весело, друзья!Моя душа свободно разливалась.О Царский сад, тебя ль забуду я?Твоей красой волшебной оживляласьПроказница фантазия моя,И со струной струна перекликалась,В согласный звон сливаясь под рукой,-И вы, друзья, любили голос мой.

Вам песни в дар от сельского поэта!Любите их за то хоть, что мои.Бог весть куда умчитесь в шуме светаВсе вы, друзья, все радости мои!И, может быть, мечты моей ЛилетаТам будет мне мучением любви;А дар певца, лишь вам в пустыне милый,Как василек, не доцветет унылый.

Май 1817

Стихи Дельвиг печатал в «Росском музеуме» (1815), «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения» и альманахах 1820-х.

Антон Дельвиг не оставил огромного литературного наследия, но его стих «Соловей», музыку к которому сочинил Александр Александрович Алябьев, считается классическим произведением. Его исполняют лучшие российские и мировые вокалисты.

Антон Дельвиг и Александр Пушкин

Дельвиг был известен как литературный деятель, поэт и издатель. В 1819 году с друзьями Александром Пушкиным, Вильгельмом Кюхельбекером и Евгением Баратынским сочинитель создал «Союз поэтов». Это общество не было профессиональным, а скорее представляло собой дружеское объединение.

Поскитавшись по разным ведомствам и так и не найдя себе применения, поэт взялся издавать альманах «Северные цветы». Он обладал удивительным чутьем на таланты и проявлял организаторские способности, привлекая к сотрудничеству авторов из Москвы и Санкт-Петербурга. Следующим альманахом, выпускаемым Дельвигом, стал «Подснежник».

Главным детищем поэта оказалась «Литературная газета». Основав ее в 1830 году при поддержке Александра Пушкина и Петра Вяземского, Антон выступал в роли критика, противоборствующего с «коммерческой» литературой и необразованной аудиторией.

На страницах издания нашлось место произведениям Пушкина и Кюхельбекера, бывших в опале. Газета пользовалась спросом и обсуждалась в разных кругах, но в 1831 году отношения Антона Дельвига с цензорами обострились, и редакцию закрыли. Любопытно, что работа издания возобновилась после кончины основателя.

Дельвиг примкнул к числу людей, которым были не чужды оппозиционные общественно-политические взгляды. Он дружил с декабристами Михаилом Бестужевым и Кондратием Рылеевым, участвовал в судьбе газеты «Полярная звезда». Несмотря на близкие отношения с воинствующими революционерами, Антон предпочитал оставаться на безопасном расстоянии от эпицентра событий.

Литературное наследие поэта состоит из 170 стихов. Автор занимался творческими поисками и оказался в числе первых создателей сонетов в России. Дельвигу нравился размер русского народного стиха. К произведениям Антона писали музыку Михаил Глинка, Александр Даргомыжский и Александр Варламов.


Антон Дельвиг и Софья Пономарева

Стихотворение «Шесть лет»

С первых дней поступления в лицей юноша не проявлял прилежания в учебе, скучал на точных науках, ленился и был медлительным в своих действиях. Учителя считали его посредственным учеником и не возлагали больших надежд. Лицеисты часто в его адрес посылали колкие эпиграммы. Однако это не удручало юношу, он в свободное время, уединившись в парке, предавался чтению книг.

Любовь к поэзии, привитая еще домашним учителем, в стенах лицея нашла свое дальнейшее развитие. Не зная немецкого языка, юный Дельвиг в кругу товарищей часто читал наизусть стихи немецких поэтов, вызывая их неподдельный интерес. Со временем он начал и сам писать стихи, подражая древнеримскому поэту Горацию.

Вскоре о поэтическом даре талантливого воспитанника заговорил весь лицей, когда в 1814 году в модном тогда литературном журнале «Вестник Европы» было напечатано его первое стихотворение «На взятие Парижа» под псевдонимом «Русский». Это событие нашло свое продолжение в будущем, когда через три года директор лицея попросил Дельвига, как самого одаренного лицеиста написать стихотворение, посвященное альма-матер.

https://youtube.com/watch?v=wFqaevlOT5c

Анализ стихотворения Дельвига «Вдохновение»

Рассуждая о «золотом веке» русской поэзии, обычно вспоминают самых ярких его представителей – А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. А. Крылова и других. На фоне этих значительных фигур персона Антона Антоновича Дельвига немного теряется – в отличие от некоторых своих современников, молодой поэт не был слишком плодовит в творческом плане. Однако это не дает никаких оснований считать, что Дельвиг был менее талантливым автором. Его незаурядный поэтический дар оставил заметный след в развитии русской культуры.

Одной из отличительных черт поэта была необыкновенная способность к подражанию. Перу Антона Антоновича принадлежат изящные строки стихотворений, созданных по образу греческих идиллий, христианских псалмов; баллады и романсы, имитирующие стиль и форму европейских авторов. При этом нельзя сказать, что это вторичные, лишенные художественной ценности и смысла, произведения. Подражая другим традициям, Дельвигу удавалось привнести в поэзию свежие образы, чувства и смыслы.

Одним из таких произведений является сонет «Вдохновение», созданный в 1822 году. В этом стихотворении Дельвиг обращается к классической строгой поэтической форме и размеру – пятистопному ямбу, применяет типичное для сонета чередование мужских и женских рифм. Структура катренов напоминает «французскую» последовательность abba abba ccd eed, но в терцетах автор меняет ее на cdd ccd.

Поэт играючи обходится не только с формой стихотворения, но и с темой. Если обычным для сонетов мотивом является любовь, преклонение перед женской красотой, возвышенные чувства, то для Дельвига центральной фигурой становится поэт. Подчеркивая его значение, автор прибегает к метафорам («любимец муз») и устаревшим выражениям («пиит»).

Это стихотворение вполне можно назвать философским размышлением о предназначении и судьбе поэта в мире. Дельвиг сравнивает момент творческого озарения со смертью, избавлением от земных мук, потому что только в этот миг поэт освобождается от суеты, несовершенства окружающего мира, разочарований и страданий. В остальное же время участь поэта, по мнению автора, незавидна – он не понят обществом, «презренный, гонимый от людей, блуждающий один под небесами».

Лирический герой сонета похож на прорицателя: «Он говорит с грядущими веками». Он предвосхищает наступление новых времен, крушение старых порядков, и за это его отвергают. Эта идея получит впоследствии развитие – выдающиеся современники, например, М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин также прославят поэтов как пророков будущего.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Сонеты ✑
Сонеты

Творчество

Юноша рано стал писать стихи. В этом он опередил даже А. С. Пушкина. В 16 лет он отправил свое первое стихотворение в один из литературных альманахов того времени «Вестник Европы». Стихотворение было без подписи. Читатели, среди которых были признанные литераторы того времени, были удивлены талантом неизвестного поэта и гадали, кто же это мог быть.

Стихи Антона Дельвига «Прощальная песнь воспитанников…» стала гимном лицеистов.

Таким образом, совершил новый виток в развитии Дельвиг. Биография и творчество его до сих пор интересуют неравнодушных к литературе.

Антон Дельвиг написал не так много стихов, но среди них особой популярностью пользовались народные песни. Он первым в стране стал писать сонеты. При жизни издал всего одну книгу своих стихов, произошло это в 1829 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: