Анализ стихотворения валерия брюсова «сонет к форме»

Сонет к форме брюсов анализ по плану. анализ стихотворения брюсова «сонет к форме. литературное направление и жанр

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фета Поэтам

    Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение «Поэтам» было написано в 1890 году пятого июня

  • Анализ стихотворения Тютчева Вечер (Как тихо веет над долиной…)

    Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься свидетелем всего происходящего

  • Анализ стихотворения Цветы Есенина

    Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение

  • Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина

    Цикл стихов Персидские мотивы был подобен яркой вспышке, которая порой озаряет горящий факел прежде чем он полностью потухнет. Поездка Есенина на Кавказ и в Азию, начавшаяся в 1924 году принесла поэту немало положительных

Лучшие внецикловые сонеты Брюсова

Сонеты Брюсова не ограничиваются двумя венками, приведенными выше. К наиболее известным и значительным его работам в сонетной форме относятся следующие произведения.

«Сонет к форме»

Смотрите это видео на YouTube

Юношеское произведение 21-летнего Брюсова, сонет-манифест о воплощении сути символизма – выражении высшей идеи, образа в отточенной форме.

«Миги»

Еще один сонет, посвященный раздумьям над поэтикой. Поэтическое вдохновение нисходит к автору в образе нимфы, говорящей, что жизнь поэта – вне этого мира, в «вечной вышине».

«Сонет к мечте»

В сонете показано духовное опустошение поэта, его одиночество и оторванность от мира (образ запертой двери). Также вновь поэтизируется явление некого фантома в женском образе, на сей раз предрекающего гибель.

Всего в творческом наследии Брюсова – около сотни сонетов.

***

Сделать закладку в соцсетях, отправить письмом или распечатать страницу:

«Женщине» Валерий Брюсов

Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

Дата создания: 11 августа 1899 г. Сборник «Tertia Vigilia», цикл «Ещё сказка».


Валерий Брюсов и Иоанна Матвеевна Брюсова (Рунт)

Размер и рифмовка

Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.

По произведению: «Сонет к форме»

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич

История создания

“Сонет к форме” был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл “Пролог” в сборнике юношеских стихотворений “Juvenilia”, который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в “Полное собрание сочинений” (1913).

Литературное направление и жанр

В 1894 г. родилось направление символизма в России, у истоков которого стоял Брюсов. Был издан манифест символистов и альманахи “Русские символисты” (на средства Брюсова). “Сонет к форме” – стихотворение о воплощении идей символизма в поэзии. Жанр стихотворения – философская лирика, так называемый сонет – поэтический манифест.

Анализ стихотворения Брюсова Юному поэту

Тема, основная мысль и композиция

Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда ее раскрыть? Об этом сонет Брюсова.

Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.

Во втором катрене тезис развивается дальше. Лирический герой подступает, наконец, к тому, что его волнует, переходя от материальных образов к абстрактным. Возникает утверждение, что изменчивые фантазии застывают в отточенных фразах.

Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нем нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове

Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания все же представлен: важность формы на первом месте

Не доходят к свету мечты, не воплощенные в слове, исчезают, умирают.

Синтез второго терцета – история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет – вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть “Сонет к форме” – это сонет о сонете как совершенной форме.

Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.

Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе – стихов.

Основная мысль стихотворения: совершенная форма – единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.

Как делать анализ стихотворения

Тропы и образы

Эпитеты стихотворения характеризуют и предмет изображения в поэзии, и саму суть совершенной поэзии. Тонкие властительные связи, изменчивые фантазии, желанные черты воплощаются в отточенной и завершенной фразе, буквах спокойной красоты.

Синтаксический параллелизм в катренах позволяет сопоставить единство формы и содержания цветка, ценности алмаза и красоты его огранки, мысленной фантазии и ее воплощения в фразе. Быстротечность изменчивых фантазий в стихотворении сравнивается с облаками в небе. И к фантазиям, и к облакам применяется метафора “бегут”, а фантазии каменеют в совершенных фразах (метафора).

В первом терцете основное внимание уделяется мечтам, которые как будто обладают собственной волей (олицетворение). Мечты доходят до слова и до света (метафора рождения мысли, ее формулировки и словесного воплощения)

Желанные черты – это совершенная форма, которая необходима для воплощения мыслей.

В последней строфе появляется образ друга. Это единомышленник, способный увидеть красоту стиха, готовый упиться им (метафора). Как известно, желанный том, в который должен был войти сонет, так и не был издан.

В сонетном замке поэт как будто вовсе забывает о содержании. На единомышленника производят впечатление стройность сонета (композиция, размер, рифмовка) и “буквы спокойной красоты” (очевидно, звукопись). Таким образом, Брюсов воплощает идею о том, что форма чрезвычайно важна.

Размер и рифмовка

Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.

“Сонет к форме” анализ стихотворения Брюсова« Сочинение на тему: Теркин – воплощение лучших качеств народа“Художники” Гаршина в кратком содержании »

Место сонета в творчестве Валерия Брюсова

На изломе эпох русская поэзия устремилась к экспериментам и новаторским преобразованиям. Жизнь становилась похожа на театральное представление, а каждый поэт выступал сразу в нескольких ролях, избирая, в зависимости от ситуации, наиболее подходящую.

На волне необычайного культурного подъема и исторических перемен поэты искали литературные формы, которые соответствовали бы стремительному темпу новой жизни и вместе с тем отличались оригинальностью стиля. Неудивительно, что краткий и четко выстроенный сонет вновь возник из забвения.

Одним из главных популяризаторов сонета – как в теории, так и на практике – стал Валерий Брюсов, называвший сонет «идеальной формой». Благодаря его усилиям, как и ряда других поэтов-современников, поэтическая школа русского символизма максимально близко подошла к классическому сонету.

В сонетах Брюсова полнее всего отразилась доминирующая тема его творчества – драматический диалог Жизни и Смерти, их вечное противостояние. Поэт проводит параллели между страстью и смертью, а в качестве способов преодолеть последнюю рассматривает поэзию и любовь. Вместе с тем, творец, поэт, по мнению Брюсова, несовместим с земной суетностью и толпой.

Существенная часть брюсовских сонетов – это послания (например, сонеты к Бальмонту, Северянину), посвящения (сонет на смерть Скрябина), портреты, надписи в альбомах, все вместе образующие что-то вроде диалога с предшественниками и современниками. Брюсов обращается к библейским и мифологическим образам («Моисей», «К Пасифае»), историческим личностям («Клеопатра»), известным персонажам мировой литературы («Дон-Жуан»).

Среди всей совокупности сонетов, написанных Брюсовым, особняком стоят циклы сонетов, так называемые венки.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Листья падают листья падают Есенина Произведение является частью позднего творчества поэта, поскольку написание относится к последнему году жизни автора, и по жанровой направленности представляет собой интимную лирику.
  • Анализ стихотворения Сонет к форме Брюсова Произведение Сонет к форме — это отличный пример творения символистов. Хоть и на момент создания Валерий Брюсов был очень молод, в стихотворении прослеживается его огромный талант.
  • Анализ стихотворения Воздушный город Фета Фетовский герой достаточно чутко и внимательно относится к небесной части пейзажной картины, которую он часто наблюдает и описывает. Он часто описывает именно ночное время суток
  • Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь
  • Анализ стихотворения Памяти матери Твардовского Произведение является автобиографическим поэтическим циклом, в который входят четыре стихотворения, объединенные единой целостной картиной с общими названием и тематикой, посвященной жизненной судьбе матери поэта.

Известно, что стихотворение «Бог» поэт считал вершиною своего творчества.

«Автор первое вдохновение или мысль к написанию сей оды получил в 1780 г., быв во дворце у всенощной в Светлое воскресенье, и тогда же, приехав домой, первые строки положил на бумагу; но, будучи занят должностию и разными светскими суетами, сколько ни принимался, не мог окончить оную…

Потом в 1784 году, получив отставку от службы, приступил было к окончанию, но также по городской жизни не мог; беспрестанно, однако, был побуждаем внутренним чувством, и для того, чтобы удовлетворить оное, сказав… своей жене, что он едет в польские свои деревни для осмотрения оных, поехал и, прибыв в Нарву, оставил свою повозку и людей на постоялом дворе, нанял маленький покой в городе у одной старушки Нелеки… где запершись сочинял оную несколько дней, но, не докончив последнего куплета сей оды, что было уже ночью, заснул перед светом: видит во сне, что блещет свет в глазах его, проснулся, и в самом деле воображение так было разгорячено, что казалось ему, вокруг стен бегает свет, и с сим вместе полились потоки слез из глаз у него; он встал и ту же минуту, при освещающей лампаде, написал последнюю сию строфу, окончив тем, что в самом деле проливал он благодарные слезы за те понятия, которые ему вверены были…»

Биография Державина кратко самое главное

Строку «без лиц, в трех лицах Божества» Державин пояснял так: «кроме богословского православной нашей веры понятия… тут три лица метафизические; то есть: бесконечное пространство, беспрерывная жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое Бог в себе совмещает…»

«Его первой целью было вообразить величество Божие. Взор его устремлен к Богу… Но по мере того, как предмет ему открывался…, видел он отражение Бога в себе самом – и все более поражался… Ода Богу стала одой божественному сыновству человека».

В. Ф. Ходасевич. Державин. 1931

«Как громка и величественна его песнь Богу! Как глубоко подсмотрел он внешнее благолепие природы и как верно воспроизвел его в своем дивном создании! И однако ж он прославил в нем одну мудрость и могущество Божие и только намекнул о любви Божией, о той любви, которая воззвала к человекам: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы!», о той любви, которая с позорного креста мучения взывала к Отцу: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят! Но не осуждайте его за это: тогда было не то время, что ныне, тогда был осьмнадцатый век. Притом же не забудьте, что ум Державина был ум русский, положительный, чуждый мистицизма и таинственности, что его стихиею и торжеством была природа внешняя, а господствующим чувством патриотизм, что в сем случае он был только верен своему бессознательному направлению и, следовательно, был истинен».

В. Г. Белинский. Литературные мечтания. 1834

Сонет в Италии

Сонет возник в XIII в. в Италии. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини (годы деятельности 1215—1233) — нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной схемой рифмы были близки к народной песне. В дальнейшем сонетную форму культивировали поэты «dolce stil nuovo» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя) и представители демократической поэтической школы Тосканы (Чекко Анджольери, ит. Cecco Angiolieri). В творчестве первых получил дальнейшее развитие пришедший из поэзии трубадуров культ возлюбленной. В сонетах поэтов dolce stil nuovo женщина обожествляется, разрушаются сословные преграды в любви, исследуется духовный мир человека, совершенствуется поэтический язык. В плебейской поэзии Анджольери и его последователей воспевается будничная жизнь с её простыми человеческими радостями. Канонические правила написания сонета были сформулированы в 1332 году падуанским литератором Антонио да Темпо, в его стиховедческом трактате «Summa artis rithimici vulgaris dictaminis».

Непревзойдённым мастером сонетной формы является Франческо Петрарка. Именно благодаря ему сонет стал средством изображения человеческих переживаний. Его «Canzoniere» («Книга песен», 1373) — 366 стихотворений (из них 317 в форме сонета), имеющих одну сюжетную линию — рассказ о любви поэта к Лауре, надолго определила пути развития всей европейской лирики.

Сонеты в Италии продолжали писать и в XV веке. Сборник 186 сонетов «Il Saporetto» С. Проденцани, созданных около 1410 г., — важный источник по музыке итальянского Ars nova.

В Италии впервые появились сонеты не на итальянском языке — Иммануэль Римский использовал эту форму в поэзии на иврите.

Венки сонетов Брюсова

Венок сонетов представляет своего рода поэму из 15 сонетов, выстроенных в определенной последовательности. Главный сонет – магистрал – замыкает композицию, но создается в первую очередь. Он содержит в себе замысел, основную идею всего венка сонетов. Уже после него пишутся остальные 14 сонетов, причем каждый должен открываться и завершаться строкой из магистрала следующим образом:

  • начало сонета №1 – первая строка магистрала, окончание – его вторая строка,
  • начало сонета №2 – вторая строка магистрала, окончание – третья строка,
  • все дальнейшие сонеты поочередно следуют этому порядку,
  • сонет №14 открывается тринадцатой строкой магистрала и завершается его четырнадцатой, последней строкой.

Таким образом, замыкается кольцо срок (отсюда и название – венок), и квинтэссенция поэмы раскрывается в последнем 15-ом сонете.

Эта изысканная форма построения, представляющая вызов для поэтов, была изобретена еще в XIII веке, на родине сонета – в Италии. Она требует от поэта высочайшего мастерства: ввиду трудностей с подбором рифм и из-за жестких правил архитектоники не каждому удается с ней справиться.

В творчестве Брюсова есть два замечательных сонетных венка: «Роковой ряд» и «Светоч мысли».

«Роковой ряд»

«Роковой ряд» был написан Брюсовым в 1916 году в рекордно короткие сроки: всего один неполный день, как писал сам автор в дневнике – полчаса на сонет.

Венок обобщает любовную тему в творчестве автора. Сонеты, входящие в цикл, озаглавлены женскими именами и посвящены реальным женщинам, вероятно, возлюбленным и музам поэта.

Первый сонет «Рокового ряда» начинается следующими строками:

Внешность героинь сонетов представлена в общих чертах и несколько однообразно, а имена зашифрованы (в названиях сонетов – преимущественно уменьшительные формы: Леля, Маня, Таня и др.), поэтому неизвестно, кому конкретно адресованы стихи. Но, возможно, среди них есть увлечения молодых лет автора: Елена Маслова и Наталья Дарузес, более позднего периода: Мария Ширяева, Людмила Вилькина, Надежда Львова и другие, а также супруга поэта – Иоанна Брюсова.

В магистрале венка, озаглавленном «Заключительный», Брюсов подводит итог своим размышлениям о «священных образах» бывших возлюбленных, прошедших «туманным строем» в его воспоминаниях и причинивших тоску и боль, но вместе с тем ставших счастьем и усладой.

Стоит отметить, что в магистрале использована неканоническая схема рифмовки в катренах (АВАВ АВВА), а терцеты рифмуются по традиционной для французского сонета схеме (ССD EED). Также Брюсов отошел от канона, когда спустя три года написал еще один, шестнадцатый сонет венка, озаглавленный «Кода». Дополнительный сонет, посвященный очередной возлюбленной, однако, не вносит ничего нового в концепцию этого венка.

«Светоч мысли»

«Светоч мысли» состоит из пятнадцати сонетов-частей, соответствующих этапам развития цивилизации и озаглавленных «Атлантида», «Халдея», «Египет», «Эллада» и т. д. «Светоч» здесь означает носителя вы­соких идей свободы, истины, человеческого разума. Таким образом, главная тема всего произведения – главенство разума, идеи просвещения в обществе.

Для венка характерны торжественность, пафос, использование слов высокого стиля и уста­ревших слов. Его магистрал звучит следующим образом:

В сонете (как и во всем цикле) показано поступательное историческое развитие народов, стремление разума перейти из «хаоса стихийных сил» к «высшей сфере».

Возможно вам будет интересно

Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

Лирика Некрасова в основном посвящена теме угнетения людей и угнетенных людей. Как известно, поэт довольно ярко переживал и судьбах своего народа.

Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт

Персидские мотивы – один из поздних стихотворных циклов. К которому относится и Золото холодное луны, написанное Есениным в 1925 году. Данное произведение рассказывает про красивые восточные пейзажи

Произведение Сонет к форме — это отличный пример творения символистов. Хоть и на момент создания Валерий Брюсов был очень молод, в стихотворении прослеживается его огромный талант.

Источник

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения

При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности

Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы

Анализ стихотворения «Сонет к форме» Брюсова

Как теоретик символизма, Валерий Яковлевич Брюсов не только в статьях, но и в стихах постулирует свои творческие принципы и установки.

Стихотворение написано в июне 1895 года. Его автору в эту пору 22 года, он студент, издал свой дебютный сборник с неброским названием «Шедевры», увлекается французской поэзией. По жанру – философская лирика о назначении творчества, по размеру – ямб с опоясывающей рифмовкой, 4 строфы. Выбор сонета – уже наглядный пример того, как форма работает на содержание. Лексика возвышенная. Лирический герой – сам автор. В первом четверостишии герой заявляет о несомненной связи «контура и запаха цветка». Утверждение достаточно сомнительное, собственно, и среди людей внешность бывает обманчива. Но для В. Брюсова гармония заключена в сопряжениях реального и ирреального, в линиях, знаках и аромате или цвете. Герой считает, что он явно слышит музыку сфер.

«Пока не оживет»: по мнению поэта, лишь искусная огранка придает смысл и ценность алмазу. «Окаменев, живут в фразе»: здесь чувствуется и параллель с окаменелостями, и невольное сопоставление труда поэта с рукою энтомолога, пришпиливающего фантазии и образы на страницы книг. «И я хочу»: в терцетах автор переходит к делу, появляется местоимение «я». «До слова и до света»: до литературы и живописи. Он отмечает, что не все мечты воплощаются в произведениях искусства. «Пускай мой друг»: автор уверен, что у него найдутся единомышленники, способные по достоинству оценить «стройность сонета», «буквы спокойной красоты». Форма не только равна содержанию, но и сама становится содержанием. Поиск скрытого смысла в буквах и звуках характерен для рубежа веков, достаточно вспомнить В. Хлебникова и В. Маяковского. Стихотворение построено на приеме синтаксического параллелизма. Эпитеты: властительные связи, изменчивых фантазий, отточенной фразе, желанные черты. Сравнение: бегущие, как облака. «Разрезав том»: в начале XX века читатель все еще собственноручно разрезал специальным ножом страницы каждой новой книги. Олицетворение: оживет, бегущие. Метафора: друг упьется (то есть, насладится). Заключительная строка завершается риторическим восклицанием.

Совершенство формы – уже само по себе искусство. Именно этой теме посвящено произведение В. Брюсова «Сонет к форме», опубликованное спустя 18 лет после создания в итоговом на тот момент сборнике.

В работах Валерия Брюсова можно встретить множество работ, которые написаны в стиле русского символизма. Поэт был уверен, что литературные стихотворения должны быть совершенны, поэтому, даже небольшие четверостишия наполнял доскональной красотой. И такому принципу написания стихотворений придерживались многие русские поэты. Именно символизм дал толчок развитию лаконичного и отточенного поэтического языка.

В стихотворной работе «Сонет к форме» Брюсов высказывает свои символистические взгляды

Поэт говорит о том, что необычайно важно установить связь между главной идеей стихотворение, а также формой, через которую эта идея будет выражена.. Основой любой стихотворной работы является фантазия автора

Она изменчивая, гибкая, воздушная. Однако, не глядя на это, некоторым одаренным поэтам все-таки удается создавать такие стихотворные работы, которые запечатлеются в памяти многих читателей на века

Основой любой стихотворной работы является фантазия автора. Она изменчивая, гибкая, воздушная. Однако, не глядя на это, некоторым одаренным поэтам все-таки удается создавать такие стихотворные работы, которые запечатлеются в памяти многих читателей на века.

С особой внимательностью и душевностью Брюсов создает стихотворения, посвященные вечности. По его мнению, можно написать десятки и сотни рифмованных работ, однако, так и не воплотить идею вечности в их смысл. Такие работы должны быть сложными и пронзительными, их текс должен затрагивать душу каждого читателя.

Итогом таких умозаключений является простая истина – стихотворные работы должны обладать оригинальностью, основной мыслью, которая утонченно вплетена в строки стиха. Их форма должна быть совершенной. Только в этом случае такие литературные работы могут заслужить мировую известность и популярность.

Валерий Брюсов стремился к такому совершенству. Он всячески старался, чтобы его стихотворения имели ту самую, изящную и воздушную форму. До конца своей литературной карьеры поэт пытался найти гармонию, золотую середину между понятиями формы и содержания в стихотворениях

Каждое слово в его рифмованных строках было подобрано с особым вниманием. Благодаря такому старанию и таланту, каждая работа Валерия Брюсова превращалась в настоящий литературный шедевр

«Сонет к форме» анализ стихотворения Брюсова

История создания

«Сонет к форме» был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл «Пролог» в сборнике юношеских стихотворений «Juvenilia», который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в «Полное собрание сочинений» .

Литературное направление и жанр

В 1894 г. родилось направление символизма в России, у истоков которого стоял

Брюсов. Был издан манифест символистов и альманахи «Русские символисты» . «Сонет к форме» — стихотворение о воплощении идей символизма в поэзии. Жанр стихотворения — философская лирика, так называемый сонет — поэтический манифест.

Тема, основная мысль и композиция

Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда ее раскрыть? Об этом сонет Брюсова.

Сонетная форма предполагает 2 катрена и 2 терцета. Первый катрен задает тему, тезис. Автор рассуждает о цветке, у которого связаны форма и содержание,

внешнее и внутреннее, контур и запах.

Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.

Во втором катрене тезис развивается дальше. Лирический герой подступает, наконец, к тому, что его волнует, переходя от материальных образов к абстрактным. Возникает утверждение, что изменчивые фантазии застывают в отточенных фразах.

Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нем нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове

Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания все же представлен: важность формы на первом месте

Не доходят к свету мечты, не воплощенные в слове, исчезают, умирают.

Синтез второго терцета — история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет — вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть «Сонет к форме» — это сонет о сонете как совершенной форме.

Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.

Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе — стихов.

Основная мысль стихотворения: совершенная форма — единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: