Жанр, рифма, тема и тропы
Произведение написано в жанре любовной лирики двусложным ямбом и имеет перекрестную рифмовку (красото́ю – живы́х – собо́ю – немы́х), где доминирует мужская рифма с ударением на последний слог.
Тема – таинственность любви, когда сердце пленяется не внешней красотой, а полнотой жизни и чудесной простотой девушки.
Композиция двухчастотная – в первой части Лермонтов констатирует, что объект его обожания не обладает яркой внешностью, а во второй подчеркивается красота души любимой, что в его глазах более ценно.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (юноши живые, чудная простота, гордая красота).
- Анафора (Так полны… Так полны…).
- Сравнение (грудь волною, «голос, как воспоминание»).
- Метафора (голос в душу проникает).
Прекрасный стих, показывающий, что для настоящей любви можно не иметь большой груди и подкачанных губ, достаточно сохранить чистоту души, вкупе с живостью и открытостью характера.
Екатерина Александровна Сушкова
Тема любви в творчестве Лермонтова стала прослеживаться особенно ярко, когда он впервые по-настоящему влюбился. Его избранницей стала восемнадцатилетняя Екатерина Сушкова, черноокая красавица, одетая по последней моде. С ней он познакомился в 1830 году в Середниково, куда они переехали с бабушкой Елизаветой Арсеньевой. На тот момент поэту было шестнадцать лет, поэтому Сушкова не отнеслась к его чувствам серьезно, считая его мальчиком.
Тема любви в произведениях Лермонтова «Весна», «Итак, прощай! Впервые этот звук…», «Черные очи», «Когда к тебе молвы рассказ…», «Один я в тишине ночной», «Передо мной лежит листок…» основывается именно на чувствах к Екатерине Александровне. В «Черных очах» автор говорит, что в глазах возлюбленной нашел и рай, и ад.
Вскоре Сушкова уехала из Москвы. С Лермонтовым они встретились только четыре года спустя. Обиженный поэт решил отомстить бывшей возлюбленной. Он влюбил ее в себя, из-за чего отменилась свадьба Сушковой с Алексеем Лопухиным, другом Михаила Юрьевича.
↑ Яркие женщины в жизни поэта
Лопухина Варвара Александровна
. У поэта было много женщин и, как правило, по стихотворению сразу можно понять о какой женщине идет речь. Среди них есть самые яркие представительницы женского пола, оставившие след в сердце Михаила Юрьевича. Это Лопухина и созданный облик героини в стихотворении «Она не гордой красотою».
В годы студенчества поэт был представлен Варваре Александровне Лопухиной. Они сразу полюбили друг друга, более того Лермонтов до самого конца, хранил ее портрет в «сердце». Но этому союзу не суждено было случиться, родители выдали замуж Вареньку за другого, более выгодного жениха — Бахметова.
Лермонтов переживает и это отражается в его работах, к примеру, поэму «Демон» он посвятил Лопухиной. А в повести «Герой нашего времени», она стала героиней Верой, от которой был без ума Печорин. На семью Варвары гений намекает также в драме «Два брата», рассуждая о неравности в браках.
Лопухина и Лермонтов фото
Стать счастливой Варе Лопухиной не удалось, муж был старше ее на много лет и очень ревновал, особенно к Лермонтову, ей нельзя было даже имя его произносить. Но первая любовь не забывается и их история любви полна трагизма. После ссылки на Кавказ, она встретилась с Лермонтовым, но уже была серьезно больна. Когда он погиб, нервы ее совсем сдали и в возрасте 36 лет она умерла. Стихотворение «Ребенок» написанное о Варваре, трогает до глубины души. Прототипом их истории стал роман «Сказки Золотого века».
Сушкова Екатерина Александровна
. С взрослой светской дамой Сушковой Е.А. у поэта был роман в 30-х годах. Этой женщине, поэт посвятил цикл стихотворений. Сушкова, не воспринимала Лермонтова всерьез, ей нравилось его обожание и стихи, которые он ей посвящал. Они часто виделись с Екатериной Александровной, но как жениха она его не рассматривала.
И вот прошло пять лет и Лермонтов бравый гусар, который прознав, что она собирается замуж за Лопухина, компрометирует ее в глазах окружающих. Но признается, что никогда не любил, и они расстаются. Лермонтов отомщен, он счастлив. Историки предполагают, что это самый темный период в его биографии. «Княгиня Леновская» отражение их истории.
Иванова Наталия Федоровна
. Поэт познакомился с ней в Москве в конце 1930г. Музе он посвятил 40 стихотворений
Лермонтов любил и страдал. Сначала он чувствовал внимание и интерес, а потом терзался догадками: любит или нет? А потом и вовсе последовал разрыв отношений
Я не достоин, может быть, Твоей любви; не мне судить; Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты,….
Быховец Екатерина Григорьевна
. Эта женщина была дальней родственницей поэта и напоминала ему Лопухину. Поэтому рождается стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Так близится к завершению любовная лирика поэта, в стихах все больше тоски. Екатерина Григорьевна говорила, что с ней Лермонтов был « настоящим» и все время почти грустил. Наверное, он знал, о скором своем конце. С ним Быховец была в день дуэли, на ее глазах все произошло.
Быховец Екатерина фото
Щербатова Мария Алексеевна
. Она была украинкой. Увлечение поэта вдовой Щербатовой с 1839г по 1841г. Ей он тоже посвящал стихи, одно из них: Отчего. Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье….
Щербатова Мария фото
Поэт не знал, ответные ли чувства у Марии Алексеевны к нему, сам же готов был подарить всю землю, если бы мог.
В чем своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?
У Михаила Юрьевича тема любви тесно переплетается с темой свободы. Она непременно «пропитана» разочарованием, разлукой. Поэт воспринимает свои чувства особенным образом, переживает их.
Создается впечатление, что любовь, как таковая, тяготит его. Он пытается избавиться от нее, но не может. Чувства лишают его ощущения свободы, к которому М. Ю Лермонтов так стремится. В каком-то смысле любовь ограничивает поэта, сковывает его.
Лирические мотивы в творчестве А. С. Пушкина чем-то похожи, но у Лермонтова любовь ассоциируется со страданием, приносит ему определенные муки. Что нехарактерно для столь возвышенного чувства, которое придает легкость.
Автор замыкается в себе, не раскрывается, по этой причине любовь приносит ему боль, неудобства. Заставляет писать тягостные стихи, в которых он выражает свои эмоции.
Если обычно любовь приносит радость и счастье, то в поэзии Лермонтова это скорее негативное чувство, чем позитивное, которое он испытывает к конкретной женщине.
В то же время эмоции заставляют поэта особенным образом относиться к избраннице, которая их вызвала. В творчестве это хорошо прослеживается.
В чем же причина такого восприятия? Пожалуй, в индивидуальных особенностях характера, ведь люди творческого плана всегда чувствуют иначе, тоньше. Придавая своим эмоциям особое значение.
Чтобы написать сочинение на тему лирики в творчестве М. Ю. Лермонтова, недостаточно просто прийти в класс и «отсидеть» урок. Необходимо прочувствовать стихи поэта, понять его переживания и эмоции, вызванные этим чувством. Осознать, кому посвящены лирические произведения, и что так восхитило или разочаровало автора.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Маяковского Паспорт Паспорт – это самый документ каждого человека. Он нужен и в повседневной жизни в родной стране, и, особенно, когда выезжаешь за её пределы. Вот и Маяковский много путешествовал, бывал в Европе и Америке. Стихотворение было написано через семь лет
- Ахматова Ахматова родилась в восемьдесят девятом году двадцатого века. Её настоящей фамилией является Горенко. Для написания произведений Ахматова использовала смешанный стиль, который состоял из двух:
- Анализ стихотворения Фета Рыбка Афанасий Фет легендарный русский писатель, его творчество словно солнечный луч, пронзающий всю отечественную литературу. Стихотворения Фета всегда отличались звонкостью, мелодичностью и легким восприятием, эти определения найдут себя в любых
- Анализ стихотворения Некрасова Пророк Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных поэтов второй половины 19 века. Его называют настоящим защитником простого русского народа. Ведь большинство своих произведений он посвятил именно этой теме.
- Анализ стихотворения Хлебникова Заклятие смехом Виктор Хлебников родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкие. Его отец был естественник-орнитолог, а мать историком. Сам он был третьим ребёнком в семье, позже родились ещё два. Семья поэта была вынуждена
Вдохновительницы молодого поэта
Многие адресаты лирики Лермонтова являлись прототипами женщин, к которым поэт был не равнодушен и испытывал некую влюбленность. На протяжении всей жизни автору встречались разные по характеру и миропониманию молодые особы и многие из них разжигали в поэте огненное пламя. Несмотря на то, что в большинстве случаев Лермонтова ожидало любовное разочарование, вызванное не готовностью его избранницы разделить его чувства, автор посвящал им свои произведения, где выражал всю накопившуюся в его душе искренность и чистоту своих чувств.
При первой встрече с юным поэтом молодые особы не всегда были очарованы и повержены его чертами. Так, из воспоминаний В. И. Анненковой можно прочесть то, что первое знакомство ее с Михаилом Юрьевичем несколько ее разочаровало. Его внешний вид, хотя в ту пору он был болен, совсем не очаровали красавицу. Но за не совсем идеальными внешними качествами поэта скрывался ум и большой талант, которыми обладал не каждый молодой представитель светского общества.
Впоследствии, дослужившись до офицерского чина, Лермонтов сам признавал свои внешние несовершенства и смеялся над ними. По признаниям Е.П. Ростопчиной, влюблённой в поэта, за некрасивыми чертами скрывается пылкий ум и порядочность человека. Общаясь с Лермонтовым довольно длительное время, совсем исчезает образ низкорослого человека, одаренного необычайным складом мысли и ума. Близко знакомые с поэтом особы считали его добрым и порядочным человеком. Одна из его муз – А.О. Смирнова однажды сказала, что Лермонтов совсем не злой, а добрый, маскирующейся притворной дерзостью.
Музы и вдохновительницы таланта Лермонтова в большинстве случаев не разделяли питавших к ним чувств поэта. Все красивые произведения, адресованные им, не разжигали в них того пламени, которое пылало в душе поэта. Посвященные им произведения автор обязательно подписывал и не смотря на горечь испытанных поражений, поэт относится к своим адресатам трепетно и нежно, с некой долей чистоты и заботы. Образы прототипов лирических героинь Лермонтова не только вдохновляли поэта, но и являлись для него священными. На основании этого можно сказать, что женщины любовной лирики автора были для него друзьями, музами и вдохновительницами его таланта. К ним поэт обращается и сейчас через свои бессмертные произведения.
А. М. Верещагина
К Александре Михайловне Верещагиной, немного родственнице Лермонтова, поэт испытывал не только родственные чувства, но и был несколько привязан к ней особой нитью. Познакомившись с ней в Москве, Лермонтов начал испытывать к ней некое влечение. Верещагина была умна и с легкостью могла овладеть той или иной ситуацией. Общение с поэтом сразу же дало Верещагиной понять, что перед ней стоит не простой юноша, а талантливый человек. В своих записках к Михаилу Юрьевичу она признавала его необыкновенный дар и говорила: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо». Признание творческой жилки Верещагиной вдохновляло и радовало М.Ю. Лермонтова. Александра Михайловна была знакома со многими произведениями талантливого поэта и бережно хранила их в своих альбомах. По воле судьбы А. М. Верещагина выходит замуж и уезжает жить в Германию. Несмотря на свое замужество, она продолжает переписываться с Лермонтовым и хранить многие предметы о нем в своем замке, в то числе и автопортрет Михаила Юрьевича в бурке.
Верещагиной Лермонтов посвящает стихотворение «Звезда», где пишет о ней как о недосягаемом и волшебном свете, манящем к себе. В тоже время «судьбе в укор», автор понимает, что его любовь к этой женщине безнадежна и не имеет будущего.
Анализ стихотворения Лермонтова Она была прекрасна, как мечта
За восемнадцать лет своей жизни Михаил Юрьевич научился объясняться в стихах, выражать свои глубокие чувства. Одной из главных тем, которые затрагивал автор, является любовная тема. Лирических любовных стихов в репертуаре Лермонтова больше всего. Стихотворение «Она была прекрасна, как мечта» также относится к любовной лирике писателя.
Данное произведение было написано в 1832 году. Оно было посвящено Екатерине Сушковой, как и большая часть других любовных произведений Михаила Юрьевича. Она произвела огромное впечатление на молодого поэта. Её образ буквально преследовал писателя на протяжении всей его писательской жизни. Михаил Юрьевич очень любил эту женщину и посвятил огромное количество стихов для неё. В каждом он старался по максимуму выразить все свои эмоции, объясниться в своей любви. Это стихотворение не стало исключением. В стихотворении автор вспоминает первый день встречи с девушкой. На тот момент Михаилу было всего четырнадцать лет. Сушкова воспринимала его ухаживания с детской непосредственностью. Этим она и покорила писателя.
Вспоминая эти мгновения, автор задаётся вопросом, что же именно привлекло его в Екатерине. Он рассуждает, что же такое красота и делает вывод, что это не только внешний облик человека, его черты лица, глаза и стройное тело. В Екатерине он заметил что-то ещё, что в итоге стало главной чертой, из-за которой он влюбился в неё. Захваченный восхищением к Екатерине он признаётся, что готов бы был пожертвовать своей жизнью, чтобы взглянуть хотя бы один раз на свою возлюбленную. Он готов упасть на колени к ногам этой девушки из-за своей любви к ней.
Спустя несколько лет эта поначалу детская любовь переросла в более глубокое любовное чувство, держать в себе которое для автора было невозможным. Но, несмотря на все попытки завоевать любимую, всё оказалось провалом. У Екатерины была привычка коллекционировать воздыхателей. Лермонтов вошёл в этот список как и многие другие, но не получил того, чего так сильно желал. Она так и не приняла чувственного поэта, не дала проявить всю свою любовь, на которую он был способен. Она не сумела увидеть в нём все те сильные чувства, которые овладевали им.
Данное стихотворение было опубликовано только лишь после смерти Лермонтова по его же настоятельному желанию. Екатерина Сушкова знала о существовании этого стихотворения, но не придавала этому большого значения и не имела понятия, насколько сильны чувства поэта к ней.
Она была прекрасна, как мечта
Сейчас читают:
-
Сочинение на тему «Личность», «Я личность» по обществознанию
Что такое для меня понятие личности? Во-первых, это то, когда человек может самостоятельно отвечать за свои поступки и действовать, не боясь осуждения. Считаю, что только личность может быть лидером в каком-либо обществе и вести за собой других,
-
Сочинение Доброта (что такое доброта?) 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
Что такое доброта? На этот вопрос каждый человек даст свой ответ, который будет во всех случаях правильным. В моём понимании доброта – это самое светлое и искреннее чувство, которое только может быть у человека,
-
Сочинения на свободную тему
-
Сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова (Достоевский) 10 класс
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», показывает читателю всю сущность человеческой души и совести, так как в нем мы прослеживаем и переживаем судьбу одного молодого человека, который по своей алчности и глупости,
-
Сочинение на тему Краски осени
Осень. Произносишь это слово, и сразу же хочется непроизвольно дополнить – золотая. Почему? Да потому что просто достаточно выйти на прогулку и оглянуться вокруг. Особенно ярко выражен золотой облик осени в парках и лесах в яркие солнечные дни.
-
Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Павел Афанасьевич Фамусов — признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии
Наталья Федоровна Иванова
В 1831 году Лермонтов увлекся дочерью известного московского писателя Иванова. Наташа на чувства поэта ответила. Девушке льстило, что ей посвящают стихи, уже тогда полные боли и страданий. Тем не менее, всерьез Михаила она не воспринимала, но при этом играла с ним, ожидая более выгодного жениха.
Любовь в лирике Лермонтова стала одной из главных в 1831-1832 годах. Наташе Ивановой он посвятил стихотворения «Прости, мы не встретимся боле…», «Не могу на Родине томиться…», «Измученный тоской и недугом…», «Не ты, но судьба виновата». Через все стихи проходит мотив неразделенной любви, страданий и боли.
Варвара Александровна Лопухина
С Варенькой поэт познакомился весной 1832 года и влюбился без памяти. Она стала самой сильной привязанностью Лермонтова. Именно Лопухина была идеалом женской красоты для поэта. Ее черты он искал в других женщинах, ее воспевал с пламенной страстью в стихах.
Никого сильнее Лопухиной так и не сумел полюбить Лермонтов. Тема любви к ней заняла особенное место в его творчестве. Это и посвященные ей стихи, и персонажи, прототипом которых она стала, и портреты, написанные поэтом. Лопухиной он адресовал стихотворения: «Она не гордой красотою…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Оставь напрасные заботы…». Не забывает о ней Лермонтов и в более позднем творчестве: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Сон». Посвящения к поэмам «Измаил-Бей» и «Демон» (1831 и 1838 гг.) также адресованы Лопухиной.
Известно, что этих двоих связывала сложная, странная любовь. Лермонтов любил Варю, она ответила на его чувства, но возникшее между ними недопонимание загубило их жизни. До Лопухиной дошли слухи, что Лермонтов женился на Сушковой. В ответ на это она вышла замуж за Бахметова, однако вскоре раскаялась, потому что по-прежнему любила Мишеля. К сожалению, изменить ничего уже было нельзя.
Историю этой мучительной любви Лермонтов частично воссоздал в «Герое нашего времени», в драме «Два брата», в незаконченной «Княгине Лиговской». В этих произведениях Варя стала прототипом Веры.
Анализ стихотворения Она не гордой красотою
Данное произведение было написано в 1832 году. Оно является частью любовной лирики Михаила Юрьевича. Оно преподносится как признание в любви к Варваре Александровне Лопухиной.
На момент написания произведения автору было восемнадцать лет, и он являлся студентом Московского университета. Как и всем юношам его возраста, ему было присуще влюбляться. И одной из его возлюбленных как раз стала Варвара Лопухина. Чувства к ней были взаимными, и произведение не похоже на стихотворения о безответной любви.
Жанр данного произведения – любовная лирика. Размер – ямб; рифмовка перекрёстная. Стихотворение имеет и закрытые, и открытые рифмы. Лирическим героем выступает сам автор. Он рассказывает о своей возлюбленной с неподдельной любовью.
По смыслу стихотворение можно разделить на две основные части. В первой части Михаил Юрьевич описывает свою возлюбленную как девушку со спокойной и приятной внешностью. Дальше он говорит о том, какими качествами девушка не обладает. Писатель делает акцент на том, что во внешности своей возлюбленной нет ничего особенного, что могло бы зацепить других мужчин.
Вторая часть является противоположностью первой. Внешность девушки уходит на задний план, она становится незначительной по сравнению с красотой души возлюбленной Лермонтова. Поведение и характер становятся именно тем, что так сильно привлекло автора в девушке.
Автор на протяжении всего произведения подводит нас к мысли, что не только внешняя красота может привлекать людей, не только внешность имеют высокую ценность. Внутренняя красота также может покорить сердце другого человека. Иногда даже сильнее чем внешность.
Конец произведения очень необычный. Автор не только очень сильно любит, но и стыдится своей любви. Почему? Когда стихотворение было написано, Варвара Лопухина уже была в браке, и из-за этого ей с Лермонтовым приходилось пребывать только в дружеских отношениях. Варвара была первой читательницей стихотворений Лермонтова, не смотря на то, что многие были посвящены ей. Но стихотворение «Она не гордой красотою» было опубликовано лишь после смерти писателя. А конец произведения – признание невозможности быть рядом с любимой женщиной.
Данное любовное стихотворения написано так, что его смысл легко понять. Но прочувствовать все эмоции, которые закладывал автор, дано понять не каждому.
Она не гордой красотою
Сейчас читают:
-
Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Павел Афанасьевич Фамусов — признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии
-
Сочинение по картине Репина Портрет Мусоргского
Илья Ефимович Репин – педагог, профессор, а самое главное он русский живописец, который является неотъемлемой частью Российского искусства.
-
История создания драмы Гроза Островского сочинение
Начало работы над произведением было летом в конце пятого десятилетия девятнадцатого века. И, что примечательно, закончил работу над ним автор в том же году в середине осени. Предшествовало этой работе путешествие автора по реке Волге. Он участвовал
-
Сочинение Волжский — мой город
Один из самых молодых городов России — Волжский находится в Волгоградской области на берегах рек Волги и Ахтубы. Население начало увеличиваться с постройки Сталинградской ГЭС, так как энергетиков, возводившие плотину размещали
-
Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс
Осень по праву считается самой красивой и загадочной порой. Каждый из нас может воспринимать осень по- разному, для кого-то это пора грусти, ведь лето закончилось, впереди холодная долгая зима. А для кого-то напротив осень- это красочное,
-
Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына
В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение
Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности
У Лермонтова тема любви прослеживается в ранних и поздних произведениях. Если говорить кратко, то отыскать это чувство можно во многих стихотворениях поэта.
Естественно, что в юношеском возрасте чувство не приносит Лермонтову радости, о чем он говорит в одном из своих произведений:
«Любовь не красит жизнь мою.
Она как чумное пятно
На сердце, жжёт, хотя темно».
Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему ещё не было и 17 лет. Но видно, что переживания автора глубоки.
Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, итогом является отказ автора от всего:
«Ты знаешь, мира и забвенья
Не надо мне!».
Проблема заключается в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу возлюбленной. Он не рыцарь и не готов завоевывать даму:
«И я бы мог быть счастлив; но зачем
Искать условий счастья в былом!».
Анализ стихотворения Лермонтова «Она поёт – и звуки тают…»
Стихотворение «Она поёт – и звуки тают…» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. Часть строк для него взята из «Она не гордой красотою» 1832 года, обращённого к В. А. Лопухиной. Впервые это короткое произведение было опубликовано в 1859 году в журнале «Библиографические записки».
Это нежное сладкоречивое стихотворение обращено к певице Прасковье Арсеньевне Бартенёвой, фрейлине самой императрицы Александры Фёдоровны. О её чарующем голосе было уже написано немало хвалебных строк. Например, очень лестно о таланте Прасковьи Арсеньевны отозвалась Е. П. Ростопчина в стихотворении «Певица». В этом произведении присутствовала анафора «Она поёт…», по всей видимости, и вдохновившая Михаила Юрьевича на создание собственной оды Бартенёвой.
Впрочем, стихотворение Лермонтова совершенно не похоже на пламенную торжественную похвалу, какие расточали его великие современники, например, В. А. Жуковский, умевший прославить талант певца в самых восторженных выражениях. Произведение «Она поёт – и звуки тают…» скорее напоминает многозначительную любовную записку, автограф, предназначенный для поэтического альбома или послания.
Стихотворение написано от третьего лица. При своём небольшом объёме оно содержит много чувственных образов. Легко представить себе автора как таинственного поклонника, который, укрывшись за тяжёлой бархатной портьерой бального зала, наблюдает за представлением знаменитой певицы.
Внимание автора обращено к губам этой удивительной женщины:
Она поёт – и звуки тают,
Как поцелуи на устах…
Если все окружающие лениво вслушиваются в переливы её голоса, то поэт, как несомненный знаток звучащего слова, по-настоящему видит, как слабеют и гаснут звуки песни, чтобы дать родиться новым куплетам. Этот образ вызывает новую ассоциацию, полную эротизма. Поэт сравнивает пение с жаркими поцелуями, не менее волнительными, чем голос певицы.
На то, что автора и особу, чей портрет он живописует, связывает не только восхищение певческим даром, указывает выразительный эпитет. Характеризуя глаза женщины, поэт использует следующую фразу:
Глядит – и небеса играют
В её божественных глазах…
Михаил Юрьевич завершает образ героини:
Идёт ли – все её движенья,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.
Для того чтобы придать облику живости, поэт не применяет застывшие эпитеты. Напротив, он использует динамичные выражения с глаголами, которые создают эффект движения, деятельного присутствия героини в моменте. Анафоры в последних строках как бы собирают детали внешности персонажа воедино и делают образ цельным, законченным.
Конечно, любой женщине и сегодня хотелось бы прочесть о себе такие строки, полные нежности и восхищения. Это яркое подтверждение того, что искусство поэзии звучит свежо и волнует читательниц по сей день.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Анализ 2
Некоторые стихи обладают удивительной судьбой, и Она не гордой красотою.. – характерный тому пример. Оно написано Лермонтовым в раннем возрасте и посвящено Варваре Лопухиной, подруге детства, к которой он испытывал нежные чувства, на которые она отвечала взаимностью. Тем не менее, в итоге они не смогли соединиться полностью, и каждый имел собственный путь, поэтому поэт не публиковал стихотворение на протяжении длительного времени, вероятно, оно стало доступно общественности только после его гибели.
Стихотворение насыщенно нежными чувствами и искренностью, которую испытывал Лермонтов. Помимо этого оно довольно оригинальным образом описывает достоинства, которые являются не совсем характерными для женской красоты
В какой-то степени даже описывается и восхваляется отсутствие женской красоты в привычных рамках, но при этом внимание читателя акцентируется на некоторых других особенностях и деталях, которые, по мнению Лермонтова, тоже имеют высокую ценность
Сначала Лермонтов довольно ясно заявляет об общем факте: «не гордой красотою», то есть действительно, красота в привычном понимании тут отсутствует и, соответственно, отсутствуют воздыхатели и поклонники. Далее рассматриваются довольно типичные особенности женской фигуры, которые нередко выступают как основные достоинства и считаются признаками красоты. Именно поэтому никто не считает эту девушку чем-то действительно возвышенным и достойным поклонения, ведь, как известно, для мужчин в целом поклонение женской красоте является вполне характерным поведением.
Лермонтов видит в собственной избраннице нечто другое, он отмечает детали, которые составляют столь привлекательный образ. Каждая, казалось бы, незначительная деталь, такая, к примеру, как речь или улыбка, наполнена вдохновеньем и удивительной простотой, которые и являются в действительности привлекательными. Такое простое и искреннее описание дополняется заключительными строками от Лермонтова, который анализирует собственное отношение и наблюдает за тем, как он страдает и даже немного стыдится собственного восхищения.
Этот пример любовной лирики является довольно легким и простым для восприятия, тем не менее, он действительно может в каком-то смысле быть эталонным для всех времен. В нем автор смещает акцент восхищения с описания внешней женской красоты и последовательно всех деталей облика, как часто делают поэты, к рассмотрению своего ощущения и внутреннего чувства, которое оно создает в поэте. Пресловутая внутренняя красота описывается тут невероятно точно и понятно именно так как может быть воспринимаема мужчиной.
Анализ стихотворения Она не гордой красотою по плану