Краткий анализ стихотворения «и.и. пущину» по плану

Краткий анализ стихотворения лермонтова «поэт» по плану

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд” , которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Размер и рифмовка

В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырёхстопным. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Поэт(Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

«Будем как Солнце! Забудем о том…» К.Бальмонт

«Будем как Солнце! Забудем о том…» Константин Бальмонт

Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!

Анализ стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…»

Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти. Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости. Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось, в результате чего появилось на свет стихотворение «Будем как Солнце! Забудем о том…», написанное в 1903 году.

Это произведение можно расценивать, как желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным. Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни. И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.

«Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!», — призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы. Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью. Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: «Будь воплощеньем внезапной мечты!». Он боится провести остаток дней «в недвижном покое», который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.

«Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет Красоты!», — обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей. Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли. Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.

Образы и символы

А. А. Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он сам разделил их на три тома и назвал «трилогией вочеловеченья». Цикл «Ямбы» входит в 3 том (1908 – 1917). Если первый и второй тома – это поиск идеала, конфликт с идеальным миром соответственно, то третий том – это синтез, попытка нахождения своего места в неоднозначном мире.

Изначально лирика поэта базировалась на мечте, поэт рисует идеальный Мир, где царят красота и мудрость. Со временем философия произведений автора подвергается трансформации. Блок пишет о реальных людях, которые и являются душой России.

Творчество А. А. Блока – это зеркало, в котором отразилась целая эпоха конца 19 – начала 20 века. Нежный романтизм, насыщенный символизм и реалистическая конкретность помогли автору раскрыть сложный многогранный образ мира.

Лирическим героем стихотворения «О, я хочу безумно жить…» является сам автор. Он мечтает о полной жизни, о свободе, о том, что в далёком будущем некий «весёлый юноша» прочтёт его стихотворение и поймёт, что написал его свободный человек, с доброй душой, открытым сердцем, который не был «угрюм», но хотел избавить от него (угрюмства) всех, в том числе и себя.

  • «Весёлый юноша» в стихотворении – это собирательный образ свободного, освобождённого от тягот войны и жизненных невзгод человека, общества.
  • «Угрюмство» — это тоже образ, эмоциональный окрас стихов данного цикла, которые не отличаются особой жизнерадостностью и позитивом.

Стихотворением «О, я хочу безумно жить…» автор взывает к сознанию читателей, он надеется, что он (читатель) поймёт именно суть всех произведений, что он не будет судить поверхностно.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения

: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога», «идут испуганные тучи» ,метафоры : «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «…сердцем вещим» , «Под игом ущербной луны» , «Вольные тучи» . Кроме того, поэт использовалэпитеты : «…Доном темным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» , исравнение : «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

Стихотворение «Опять над полем Куликовым…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Опять над полем Куликовым…» было напи­сано А.А. Блоком в 1908 году. Оно вошло в цикл «Наполе Кули­ковом», проникнутый не только исторической, но и философс­кой проблематикой.

Это произведение мы можем отнести к философской и пат­риотической лирике. Поэт здесь утверждает цикличность раз­вития истории, сопоставляет прошлое, настоящее и будущее. В примечании к прижизненному изданию А. Блок писал: «Ку­ликовская битва принадлежит к символическим событиям рус­ской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Куликово поле становится для поэта символом великой и трагической судьбы России, стоящей перед выбором собственного пути, находящейся на распутье. Однако грядущий путь России «заволакивает мгла», тревожное настроение созда­ют «плеск и трубы лебедей», собравшиеся тучи. И лирический герой здесь передает свое предчувствие грядущих исторических катаклизмов:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

Философскую проблематику обретает и противоборство в душе героя, сердце которого «не может жить покоем», борьба в нем темного и светлого начал. Вообще, «глубокое противоречие меж­ду свободой степей и жестким подчинением стало основным конфликтом в душе русского человека», обреченного «на веч­ный бой». И этот образ грядущего боя становится центральным в этом произведении, что само по себе символично, т. к. стихот­ворение завершает цикл.

Неоднозначен, двойствен в стихотворении (и во всем цикле) и образ России, где четко обозначилось противостояние русско­го народа и интеллигенции. Эти мысли поэта нашли свое отра­жение и в созданных им тогда же произведениях — в драме «Пес­ня судьбы» и в статье «Народ и интеллигенция». И задача русской интеллигенции, по мысли поэта, — преодолеть этот раз­рыв, соединить свой путь с судьбой Родины.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («битвы чудной»), анафору (Не слышно грома битвы чуд­ной, Не видно молньи боевой»), сравнение («доспех тяжел, как перед боем»), метафору (не может сердце жить покоем»), ассо­нанс («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»).

Таким образом, стихотворение насыщено многогранной символикой, проникнуто глубочайшими философскими раз­думьями.

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907-1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Анализ стихотворения К.Бальмонта «Будем как солнце..»

Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!

рокес Jul 2, 2014 11:13:17 AM (2 года назад)

Jul 2, 2014 1:35:01 PM (2 года назад)

тема-подражание солнцу.осн.мысль-солнце является символом молодости, красоты, вечности и автор считает это истинным примером для подражания.поэт говорил от лица «мы», призывая каждого следовать солнечному «завету бытия»:Будем как Солнце! Забудем о том,Кто нас ведет по пути золотому,Будем лишь помнить, что вечно к иному,К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотомс другой стороны солнце есть и хранитель и разрушитель живого.бальмонт будто олицетворяет его, сравнивая с человеком, говоря во всем нцжно видеть лишь хорошее, и не искать недостатков и неприятностей, ведь то что неизбежно тяжело изменить.автор использует эпитеты, метафоры, олицетворение.

Другие вопросы из категории

Ruziljanazirov / Jul 1, 2014 4:16:08 PM

Миленча / Jun 2, 2014 11:55:22 AM

ПОжалуйста,помогите со вступлением и какие литературные примеры можно привести,опишите их,очень срочно пожалуйста

ToryScream / May 15, 2014 9:16:12 AM

EDWARD26 / May 14, 2014 10:14:03 AM

Остапа и Андрия

SalkovaKristina / May 4, 2014 8:25:23 PM

небольшое сочинение, пожалуйста

Irinavasilenck / Mar 10, 2015 10:07:21 AM

сделать анализ стихотворения. Июльский полденьСинематограф Игорь Северянин Элегантная коляска, в электрическом биеньи, Эластично шелестела по шоссейному песку; В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоеньи, В Ало-встречном устремленьи — это пчелки к лепестку.

А кругом бежали сосны, идеалы равноправии, Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок;

И под шинами мотора пыль дымилась, прыгал гравий, Совпадала с ветром птичка на дороге без дорог.

У ограды монастырской столбенел зловеще инок,

Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж».. И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок, Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.

Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер, Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,

Шелестел молниеносно под колесами фарватер, И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр.

Musikk / Jan 23, 2015 1:17:18 AM

Алия20001 / Dec 20, 2013 8:36:52 PM

законодатилька / May 30, 2013 8:21:44 PM

BerryGale / Jul 27, 2014 2:09:58 AM

Алгоритм анализа.1)Определить тему.2)Найти главные строки в стихотворении.3)как построено стихотворение,какой организующий принцип в тексте.

4)Какие изобразительные средства использует автор для выражения идеи(метафора,сравнение,эпитет и т.д.)

5)Каким представляется лирический герой стихотворения?6)Соотнесите 1-ю и последнюю строку стихотворения.7)Вопросы на воображение. при какких условиях могло быть написано стихотворение?

почему поэт его так назвал?

как ты назвал это стихотворение?

какие ассоциации возникают в твоём воображении?

Вы находитесь на странице вопроса «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Будем как солнце..» «, категории «литература «. Данный вопрос относится к разделу «10-11 «. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература «. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Nadjuska52 / Feb 24, 2017 7:21:10 AM

Краткий анализ стихотворения Родина

Вариант 1

Стихотворение «Родина» композиционно поделено на две неравные части. После заявления, данного в первой строчке, что любовь к родине может быть странной, следуют пять строк, начинающихся с отрицания. Отрадных чувств не вызываются те вещи, которыми обычно гордятся патриоты. Отрады нет в ни славе, купленной в боях, ни в гордом покое, ни в старинных преданиях.

Следующая – более развернутая часть – перечисление того, что дорого лирическому герою стихотворения. Любовь к родине составляет и холодное молчание степей, и колыхание безбрежных лесов, и разливы рек, которые подобны морям. Далее возникает в произведении картинка ночной проселочной дороги с едущей телегой, а по сторонам огоньки печальных деревень, ночующий степи обоз. Тянет дымком спаленной нивы.

Видятся автору белые березы среди желтой нивы. С особой теплотой перечисляются приметы деревни: полное гумно, крытые соломой избы, резные ставни. И как апофеоз любви к патриархальной деревне в конце произведения упоминается праздник с плясками и говорком пьяных мужиков.

Вариант 2

Композиционное деление стихотворения, его двухчастность обусловлена своеобразием темы патриотизма

Прежде всего необходимо обратить внимание на некоторую диалектичность, свойственную как всему стихотворению в целом, так и отдельным его частям

Уже эмоциональная и ассоциативная окрашенность лексики в первой части стихотворения приоткрывает завесу рассудочной “необъяснимости” чувства лирического героя к Родине — невозможности однозначного отношения к ней. Договорённость и однозначность вообще чужды лирическому герою зрелого Лермонтова. Всё, что является плодом рассудка, часто оказывается ложным.

Важно обратить внимание и на пространство второй части стихотворения: от широкомасштабных картин (“безбрежное колыханье” лесов, “подобные морям” разливы рек) к как будто на ходу выхваченному фото- или кинообъективом крупному плану конкретных, частных деталей: “чета белеющих берёз”, “изба, покрытая соломой”, окно “с резными ставнями”. И в финале — синтез природного и народного мира, в который, хотя и косвенно, но всё же включён лирический герой

И в финале — синтез природного и народного мира, в который, хотя и косвенно, но всё же включён лирический герой.

И “люблю” лирического героя, с одной стороны, подчёркивает необъяснимость, истинность этой любви — она не преображает действительность, не приукрашивает её, а с другой стороны, эта неприукрашенная действительность — единственно достойна любви, она и есть то, что в понимании лирического героя составляет суть Родины.

Вариант 3

Любовь к Родине- это чувство, которое живет в сердце каждого русского человека. Ведь невозможно не любить прекрасные уголки родной земли, на которых ты родился и живешь, которыми дышишь, которые чувствуешь каждой клеточкой своего тела. Это чувство сильнее нас. Оно делает нас добрее, мудрее, оно наполняет нашу жизнь смыслом.

Тема любви к родине присутствует в прозе и поэзии многих русских классиков. Не стал исключением и М. Ю. Лермонтов- классик русской литературы. Его стихотворение так и называется – «Родина». Не смотря на «странную любовь», автор с восторгом и воодушевлением описывает красоту своей родины. «Не зная, за что» поэт восторгается степями, лесами, разливами рек, старыми избами, дивной природой. Даже на пьяные развлечения он готов “смотреть до полночи». Лермонтов лукавит, когда называет свою любовь странной. Только исконно русский человек может понять красоту родной земли, когда вокруг царит хаос и беспорядок, убогость и нищета. Стихотворение убеждает нас в том, что любить Родину- значит быть богатым духовно.

Поэт-настоящий патриот. Через слог он доносит до нас свою преданность и любовь к Родине. В его строках я читаю призыв к таким же чувствам. Ведь Родину как мать не выбирают. И уж суждено нам было родится на этой земле, то и любить мы должны ее всем своим сердцем и всей своей душой.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры: ««все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество». Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации. Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».

Анализ стихотворения Есенина «Буря»

Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его отцом-основателем считается Иван Захарович Суриков (1841-1880) – русский поэт-самоучка. Одно время членом общества был и молодой Есенин. «Буря» в журнал «Млечный Путь» так и не попала. Виной тому стало закрытие издания. В итоге впервые стихотворение увидело свет только спустя тридцать четыре года после трагической смерти Сергея Александровича.

«Буря» – превосходный образец ранней пейзажной лирики Есенина. В первых строках произведения описывается природа перед наступлением ненастья. Выбранный поэтом глагол «дрогнули», относящийся к листьям, помогает показать читателям неожиданность случившейся непогоды. Буря, разыгравшаяся посреди летнего дня, — благо для природы. Пыль, полетевшая с золотистых веток, высохший ковыль – растения долго томились без влаги. Дождь для них стал настоящим спасением. Возможно, даже избавлением от гибели. Во второй строфе солнечный свет сменяется полумглой, постепенно окутывающей землю. В третьем и последнем четверостишии на картине, которую рисует для читателей Есенин, появляется черный цвет. Небо начинает затягивать тучами, «ревет сердито грозная река», «подымают брызги водяные кручи», содрогается земля. Сергей Александрович в этом стихотворении предстает как внимательный наблюдатель. Он подмечает малейшие изменения, происходящие в природе перед грозой. Реалистичность пейзажа достигается за счет правильного использования цветовых оттенков и звукописи.

Пейзажная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. С первых шагов на литературном поприще и до последних дней своих Сергей Александрович воспевал природные красоты средней полосы России. Родные поля, леса и реки давали поэту вдохновение, питали его жизненной силой. Часто вдали от милого сердцу села Константиново, что в Рязанской области, Есенин тосковал. Особенно ярко это проявилось во время поездки вместе с супругой Айседорой Дункан в Соединенные Штаты Америки. Если внимательно изучить не только лирику Сергея Александровича, но и его письма, заметки, становится понятно, насколько чужд ему был город и насколько родной всегда оставалась деревня.

Дрогнули листочки, закачались клены, С золотистых веток полетела пыль… Зашумели ветры, охнул лес зеленый, Зашептался с эхом высохший ковыль…

Плачет у окошка пасмурная буря, Понагнулись ветлы к мутному стеклу И качают ветки, голову понуря, И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

А вдали, чернея, выползают тучи, И ревет сердито грозная река, Подымают брызги водяные кручи, Словно мечет землю сильная рука.

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин» по плану:

  1. Тема
  2. Идея
  3. Образ лирического героя
  4. Художественные средства
  5. Особенности лирики Некрасова, которые нашли отражение в данном стихотворении.

Известный литературовед Б. Эйхенбаум сказал: «…В числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между «гражданской» и «чистой» поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н.А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству.

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин», где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же – обыватели, которым ни до чего нет дела:

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Здесь гражданин говорит слова, которые, на мой взгляд, являются ключевыми:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.

Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким.

Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету.

Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Теперь же лирический герой должен молча страдать от того, что когда-то сошел с пути истины и правды:

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба:

Увы! кто знает? рок суровый

Все скрыл в глубокой темноте,

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте.

Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: