В чем Мцыри видит счастье сочинение
В романтической поэме «Мцыри» великий писатель М. Ю. Лермонтов в образе главного персонажа воплотил настоящие качества реальных людей 30-х годов 19 века. Мцыри – это герой-боец с душой бунтаря и могучим темпераментом, который не боится сразиться за свою свободу и свое счастье.
Особенностью этого произведения можно считать и тот факт, что писатель в начале повествования только приоткрывает завесу особенного характера героя. Постигать характер главного героя мы будем только после его побега из монастыря.
Мцыри жаждет жизни, стремится к близким и родным по духу людям. Но он с раннего детства заточен в монастыре и обречен всю жизнь провести там. В монастыре главный герой лишен всех радостей жизни обычных людей: материнской ласки, воспитания отцом, общения со своими братьями и сестрами. Лишь во снах он видит свой родной аул и слышит песни своих сестер. Монастырь в поэме является символом неволи, а Кавказ – свободы.
Единственный способ вернуть все недоступные ему радости – это сбежать из монастыря. И Мцыри решается на этот шаг.
Во время своих скитаний главный герой видит мир, недосягаемый для него в стенах монастыря. Его привлекают окружающие пейзажи, многообразие звуков. Но больше всего Мцыри впечатлил Кавказ. Картины кавказской природы помогают герою лучше понять себя, обрести гармонию и связь с природой. Именно здесь герой осознает, что он рожден жить, быть свободным, быть с близкими ему по духу людьми. Но этот прекрасный мир скрывает в себе еще и опасности. Он испытал страх бездны, жажду, голод и схватку со свирепым барсом.
Перед смертью главный герой хочет еще раз насладиться видом Кавказа и проститься с жизнью именно в саду. В последние мгновения для него нет ничего важнее, чем ощущать хотя бы дуновение ветерка с родного для него Кавказа.
Неопытному читателю может показаться, что герой в битве со своим фатумом потерпел поражение. Но на самом деле это не так. Потому что он не только рискнул бросить вызов своему существованию, но и прожил эти 3 дня на воле. Главный персонаж находился в борьбе, страсти и поиске. Он смог познать себя, свою мощь, дух своих предков. Для него эти 3 дня были счастьем. А значит, Мцыри одержал победу.
Для главного героя счастье – это преодоление духовной тюрьмы, ощущение свободы и борьба за нее. Мцыри не желает быть рабом своей жизни, он ее хозяин.
Кратко и смысл жизни рассуждение
В чем Мцыри видит счастье
Проблемы
- Против чего направлен рассказ? Без сомнения, против крепостного права. Пока люди от рождения становятся рабами, самодурства и жестокости их хозяев не победить никакими законами. Увы, само положение крестьян провоцировало своеволие помещиков, которые относились к человеку, как к скотине, не считаясь с его чувствами и мнениями. Пока господствует крепостное право на Руси, народ, ее опора и основа, будет страдать – таков посыл Тургенева.
- Безнравственность и порочность крестьян. Капитон компенсировал свое горе пьянством и дебоширством. Он отчаялся найти достойное применение своим силам, страдал от ощущения бессмысленности жизни, так что это трагический образ. В нем отразилась болезнь порабощенного и угнетенного народа – тяга к разврату и алкоголю. Это обратная сторона крепостного права.
Главные герои
Основным героем повести является глухонемой здоровяк Герасим, о котором написано ранее. Помимо него, в повести присутствует много разных героев: и дворецкий, и барыня, и башмачник, и прачка, и много других. Из них всех можно выделить Татьяну. Это девушка, работающая прачкой, ей было около 28-ми лет, но выглядела она уже как женщина средних лет. Герасиму нравилась Татьяна, он дарил ей разные подарки, даже защищал от остальной дворни. Но барыня захотела выдать девушку замуж за одного придворного алкоголика, работавшего башмачником. Она приказала дворецкому все устроить, но тот боялся сказать что-то Герасиму, ведь он в порыве гнева мог разнести весь дом.
10 000 самых лучших сочинений
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
В ЧЕМ МЦЫРИ ВИДИТ СЧАСТЬЕ? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
«Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика
Рассказывая о «мучительном недуге» пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, «могучий дух», который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что «душой дитя, судьбой монах», юноша был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни, которая звала его «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах
Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются «пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты»
Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж: дерев…
Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх «грозящей бездны на краю», и жажду, и «страданье голода», и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет…
Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел — в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу.
Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.
В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Чему учит?
Произведение Тургенева учит тому, что не стоит употреблять свою власть во зло людям, мы – не боги, чтобы управлять чьими-то судьбами. Автор показывает, как далеко может зайти властный человек, если ему не перечить, а также то, насколько безразлично мы порой относимся к чужим жизням и ценностям. Эти пороки – равнодушие и деспотизм – нужно искоренить в себе.
Произведение учит нас и тому, что существуют добрые и светлые люди, которые, правда, из-за своей доброты и преданности теряют последнее. Таким образом, нужно быть сильными, когда это требуется, и быть слабыми с теми, кому это необходимо.
Сюжет книги
Произведение «Муму» — это достаточно грустный рассказ о глухонемом мужчине. В начале произведения автор знакомит нас с достаточно сильным и коренастым мужиком, которого звали Герасим.
Он переехал из деревни в Москву и работал дворником у старой барыни. Естественно, главные герои повести — это Герасим и Муму – собачка, которую подобрал на улице главный герой.
Сама повесть рассказывает о непростой жизни крепостных людей в то время. Одним из них и был Герасим. Он, человек, привыкший к тяжелому труду в деревне, долго свыкался с жизнью в столице и работой дворника. У Герасима оставалось много свободного времени, поэтому он старался выполнять свои обязанности как можно тщательней, тратя на это больше часов. Краткое содержание «Муму» рассказывает читателю о тяжелой доле Герасима, который пытался любить сначала девушку, потом собаку, но у него все отобрали. В итоге он провел остаток жизни в одиночестве.
Рецензии на книгу «Муму» Тургенев Иван
Зачем Тургенев утопил Муму
Да, я помню, в песне «Несчастного случая» вместо Тургенева был Герасим, но ведь понятно, что Герасим был лишь немым оружием в руках писателя и стратегическое решение о судьбе литературной собачки принимал все же Иван Сергеевич лично. К вопросу о том, зачем ему понадобилась такая изощренная жестокость, которая бросает в дрожь среднестатистического «собачника», мы еще вернемся. А сейчас хотелось бы остановиться на том факте, что «Муму» входит в тройку лучших произведений русской литературы, носящих собачьи имена. Рискну утверждать, что эта троица: «Муму», «Каштанка», «Белый Бим — Черное Ухо». Можно еще вспомнить чеховского «Белолобого», и двух «Верных» — «Руслана» Владимова и «Трезора» Салтыкова-Щедрина, но все же, они менее популярны по сравнению с первой тройкой. И, может быть, именно «Муму» тут главный лидер. Вершина популярности, это когда сочиняют анекдоты. Про Каштанку и Бима не помню, а вот про Муму — таки да! Правда, не столько про Муму, сколько про незабвенного Леонида Ильича и всё же…
Едет горячо любимый по Москве в своем лимузине, видит — памятник. — А кому это памятник? — спрашивает он, демонстрируя свою неповторимую дикцию, у охранника. — Это,Леонид Ильич, памятник писателю Льву Толстому. — А-ааа, это который «Муму» написал? — обрадованно спрашивает генсек. — Нет, Леонид Ильич, «Муму» написал Тургенев. После минутного молчания слышится ворчание с нотками растерянности и недоумения: — Странно. «Муму» Тургенев написал, а памятник почему-то Толстому ставят…
Согласен, что анекдот — есть анекдот, и по нему нельзя судить о литературных пристрастиях нашего бывшего генерального секретаря, но, если ему действительно нравился рассказ «Муму», это говорит только о его довольно высоком литературном вкусе. Зато по этому анекдоту можно судить о произведении, ведь для того, чтобы слушатели смеялись над «тупостью» главного персонажа, надо, чтобы они себя считали более продвинутыми, а, значит, наверняка знали то произведение, о котором идет речь. Так вот сочинители анекдота выбрали именно «Муму», были уверены, что этот сюжет известен всем.
Не всем, но любителям российской словесности известна история создания рассказа, в основу которого положен реальный случай, имевший место в московском доме маменьки писателя Варвары Петровны. Она-то и представлена в роли роковой и бездушной барыни. У Варвары Петровны в самом деле был немой дворник, только звали его Андрей. У Андрея действительно была собачка, которую он так и звал — Муму. И Варвара Петровна приказала её утопить, и Андрей утопил, вот только ничего после этого не изменилось, бунта не последовало, крепостной остался служить при московском доме хозяйки.
История вспомнилась и показалась вкусной, томящемуся на тот момент в ссылке, Ивану Сергеевичу. Добавив в знакомый сюжет мелодрамы — линия с Татьяной, смачно подав мамашино самодурство, подробно описав рефлексию глухонемого дворника, автор создал вполне мощное произведение в векторе, его очень волновавшем, — борьбе с крепостничеством.
Во-первых он показал многое из подноготоной общения бар со своей дворней, это была сторона жизни, о которой было не принято говорить в «приличном» обществе, и уж, тем более, писать, во-вторых, он обозначил бунт против сложившейся системы, предрекая крах крепостничества как института. С политико-идеологической точки зрения всё верно, а вот психологическая линия, как мне кажется, соблюдена не безупречно.
Герасим в рассказе поступает, как реальный Андрей в жизни — топит свою любимицу. Но Андрей более последователен, он, выполнив приказ барыни, возвращается к своим обязанностям, на бунт у него нет ни сил, ни смелости. Герасим, утопив собачку, вдруг переживает катарсис и, плюнув на всё, на свой страх и риск уходит в деревню. А мне кажется, если Герасим был готов на дерзкий поступок, он должен был выполнить его, забрав Муму с собой в деревню. Вспомните, как описывает Тургенев его страдания от одиночества. И этот человек обрекает себя на то, что мучило его больше всего — он живет бобылем в деревне, избегая любых контактов с женщинами и собаками. Правда, Тургенев не уточняет, может он там кошку завел.
Так что настоящего бунта у Герасима не получилось. Настоящий был бы, если бы он сохранил Муму жизнь, а так он продемонстрировал свое несогласие с господской волей, но пойти поперек так и не посмел. Поэтому, мне думается, Тургенев утопил Муму в целях максимальной экзальтации, соблюдая законы классической трагедии — в финале должен быть труп, пусть хотя бы собачий, но труп обязателен!
Популярные сочинения
- Сочинения по картинам Поповича Описание картин Поповича
- Сочинение Нравственные проблемы в пьесе Гроза Пьеса А.Н. Островского «Гроза» появилась в непростое для народа время и вызвала много дискуссий между критиками того времени. Для одних людей она стала надеждой на пути к переменам и возможностью жить по-другому
- Сочинение Настасья Филипповна в романе Идиот (Образ и характеристика) Достоевского Фёдора Михайловича по праву можно назвать одним из главных страдальцев русской литературы. Он страдал как сам, так и страдал из-за страданий других людей, пропускал беды человечества через себя
История создания
Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни. Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми. И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх. Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.
Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья. Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума. Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде. В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.
Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.
2 вариант
Большинство счастливых людей видят счастье в одном и том же определении, то есть в любви близких, свободе, здоровье и взаимной любви. И Мцыри стремился к тому же. Он был здоровым и сильным человеком, который помнил своего воинственного отца и стремился быть похожим на него. Юноше хотелось владеть таким же длинным кинжалом, какой принадлежал его отцу.
Мцыри страстно желал повидать своих любимых сестёр и вновь услышать их голос. Однако это было невозможно, Мцыри не имел никакой возможности узнать живы ли его родные. Счастье он испытывал тогда, когда любовался горами, вершины которых касались облаков, но за стенами монастыря было невозможно их увидеть прекрасные горные пейзажи. Когда юноша убежал из монастыря, то восхищался всем, что видел в тот момент. Когда он оказался среди растений, ему показалось, что он находится в Божьем саду. Юная грузинская девушка, которая подошла к реке, чтобы набрать воды, вызвала у Мцыри восхищение. Молодой человек был в восторге и от сражения с диким барсом.
Возможно, что в стенах монастыря Мцыри мог прожить долгую жизнь, но тогда он не имел представления о реальном мире, где обитает много необычных существ и всё дышит красотой и величием. Счастьем Мцыри считал свободу, отсутствие контроля со стороны монахов, без того чтобы люди пытались влиять на его жизнь. Юноша стремился к горам, ему хотелось оказаться посреди дикой природы. Однако юношу ранил барс и поэтому он начал слабеть, а затем и вовсе упал в обморок. Монахи нашли Мцыри и отнесли обратно в обитель, где тот и умер, перед смертью исповедовался пожилому монаху.
Молодой человек был благодарен за то, что его спасли, но ему хотелось понять, почему до конца дней он должен был оставаться в монастыре. Ведь потому его жизнь и превратилась в мучение, а три дня, которые он провёл на свободе были лучшими мгновениями в его жизни. Мцыри сожалел лишь о том, что не смог вернуться в родные края и повидаться со своими родственниками.
Сочинение В чем Мцыри видит счастье
В образе Мцыри Лермонтов воспел новый тип героя. Вспомним, что склонило юношу к побегу из монастыря? Он был оставлен в нем пленным мальчиком, почти умирающим. Монахи выходили его, он жил вместе с ними, вместе работал – и убежал. Почему?
Дело в том, что такая размеренная жизнь, запертая в четырех стенах, не для нашего героя. Еще будучи умирающим шестилетним мальчишкой,
«Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.»
Он все время думает о родине, считая монастырь, где все к нему участливо относятся, своей тюрьмой. Он прямо говорит перед своей смертью, что — «мало жил, и жил в плену». Вместо детских забав и игр Мцыри видел только размеренный монашеский быт, у него не было детства. Он жил в духовной неволе, и это в конце концов привело к побегу. Молодому человеку душно в монастыре. Мцыри готов пойти на что угодно, лишь бы быть свободным. Воля и свобода – вот что для Мцыри является предвестником счастья. Уже почти готовый к принятию монашеского обета, Мцыри исчезает из монастыря. Но его зовет не просто свобода сама по себе, вовсе нет. Мцыри зовет к себе его Родина. Он несчастен в монастыре. Несчастен еще и потому, что «видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, а у себя не находил» … Он не хотел состариться и умереть на чужбине рабом и сиротой.
Во время побега послушник встречает девушку, но он, хоть и начинает томиться странной сладкою тоской, не остается, чтобы увидеть ее еще раз. Мцыри рвется в родные края, и когда он сбился в лесу с пути, им овладело яростное, полубезумное отчаяние. Он плакал в исступлении, грыз землю – но в то же время не желал ничьей помощи. Мцыри готов был вырвать свой язык, но не опуститься до мольбы. Он должен был сам найти дорогу. Воля, независимость и родная земля – вот что необходимо для Мцыри, чтобы быть счастливым.
Но Мцыри одинок. В нем причудливо сплелись физическое бессилие и твердость духа. Стремясь быть независимых от всех, он не только оказывается неспособным ориентироваться в лесу, но и вынужден принять бой с могучим барсом, будучи вооружённым всего лишь обломком ветки. Вынужден, хотя в первые мгновенья барс его не видел, — «Сырую кость он грыз и весело визжал». И только потом барс почуял врага. Все это время Мцыри ждал и не уходил. Он оказался человеком, который не способен к компромиссам. Все или ничего.
В бою с барсом Мцыри сильно изранен. Он в полубреду пытается идти вперед, но не боль от ран останавливает его. Он узнает стены своего монастыря, и все его надежды рушатся. «Вернулся я к тюрьме моей!», — восклицает в отчаянии герой поэмы.
Он понимает, что никогда не сможет стать свободным и независимым, никогда не увидит родной аул и горы предков – он никогда не будет счастлив. Зачем же тогда жить? Его находят совершенно случайно. Перед смертью герой успевает исповедоваться, рассказав о пережитом и о своих переживаниях старому монаху, который его вырастил. Мцыри фактически упрекает старого человека в своем спасении. Будучи уже взрослым, он отвергает новую помощь. Он знает, что умрет, но единственная его просьба – быть похороненным так, чтоб хотя бы родные горы могли смотреть на его могилу. Для Мцыри, в раннем детстве оторванного от родных и своей земли, счастье оказывается невозможным, и в этом его трагедия.
Вариант 2
Читая поэму «Мцыри», думаешь: «А был ли счастлив в жизни ее главный герой, и что в его понимании и поступках было счастьем». Ответ на этот вопрос можно найти, только дочитав все произведение и поразмыслив над смыслом бытия.
5 стр., 2317 слов
Что отстаивает в своей исповеди мцыри. Cочинение «Монолог Мцыри …
… исповеди герой и является ли его монолог исповедью. Монолог — исповедь Мцыри — юноша, которого оторвали от и оставили в монастыре на воспитание монахам. Этот одинокий мальчик не смог … жизни – то священное право, которое дано человеку Богом. Глоссарий: исповедь мцыри сочинение сочинение на тему исповедь мцыри что отстаивает в своей исповеди мцыри Анализ эпизода исповедь мцыри сочинение исповедь мцыри …
Маленького пленного мальчика Мцыри привез в монастырь русский генерал. История этого кавказского мальчика трогает до глубины души. Он лишился всего, что имел в детстве: воли, родителей, домашнего очага, а главное – своей родины, которую так любил.
Мцыри вылечили, его взял под опеку старый монах, любя и заботясь о нем. В монастыре к нему хорошо относились, он выучил чужой ему язык и готовился к постригу в монахи. Но в мыслях Мцыри был далеко от спокойного уклада жизни в монастыре. В его воображении витали картины из прошлой, свободной жизни, в которой он был счастлив. Он вспоминал родителей, братьев и сестер, вспоминал красивую природу родного края, разговоры старцев у крыльца, песни сестер.
Потомок свободолюбивого кавказского народа, гордый по натуре Мцыри, не мог принять монастырскую жизнь с ее тишиной и устоями. Ему чужды были лучшие побуждения монахов по отношению к нему, и монастырь он считал своей тюрьмой. Покорность была не для Мцыри, который мечтал о возвращении на родину, и он за несколько дней до пострига решается бежать из монастыря.
Эти три дня воли и сделали Мцыри счастливым
Убегая к родному дому, он был переполнен чувством радости, что вырвался из заключения, он любовался красотой природы и понимал, что ничто так не важно, как быть свободным человеком
Встретив в пути девушку, Мцыри понял, что ему не чуждо чувство любви. Смелый и решительный, юноша одержал победу над барсом, доказывая себе, что способен быть мужественным. Но тут для юноши случилось непоправимое – он заблудившись оказался опять у стен монастыря.
Все мечты Мцыри рушатся, он осознает, что уже никогда не возвратится в родные места. Юноша теряет смысл жизни, когда монахи его, раненного, находят и приносят в монастырь. Он не борется с болезнью и хочет умереть, осознавая, что дни побега были самыми счастливыми в его жизни. В своем стремлении бороться за свободу и распоряжаться своей судьбой Мцыри и видит счастье. Он умирает умиротворенно и перед его взором восстает родной Кавказ.
Счастье для Мцыри – это свобода и жизнь в родных местах такой, какой она была уготована ему с детства среди свободолюбивого кавказского народа. Человек в его понимании рожден для свободы, а не для жизни в замкнутом пространстве, он рожден не рабом, а хозяином своей жизни.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(693)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(680)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(651)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(633)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(739)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(532)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(581)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(636)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(476)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(509)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
Главные герои
Герасим
Реальным прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Автор рисует образ замкнутого человека, который необычайно трудолюбив и достаточно положительно настроен к людям. Этот деревенский крестьянин был способен на самые настоящие чувства. Невзирая на внешнюю мощь и угрюмость, Герасим сохранил в себе способность любить и держать свое слово.
Подробнее: Герасим: характеристика и образ героя
Татьяна
Этот портрет молодой служанки включает в себя все черты типичной женщины из русского поместья XIX века. Забитая, несчастная, не имеющая собственного мнения, эта героиня получает защиту только в период любви Герасима. Не имея морального права и реальной возможности перечить своей хозяйки, Татьяна собственными руками рушит свои шансы на счастливую судьбу.
Подробнее: Татьяна: характеристика и образ героя
Барыня
Из всех персонажей «Муму» пожилая барыня – основной негативный персонаж. Именно её поступки и решения приводят к череде страданий и необратимым трагедиям.
Тургенев описывает эту героиню как капризную и вспыльчивую женщину, которая упряма и своенравна в своем желании вершить судьбы других людей. Единственными положительными чертами барыни можно рассматривать её хозяйственность и умение распоряжаться домом.
Подробнее: Барыня: характеристика и образ героя
Гаврила
(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации)
Дворецкий в рассказе предстает простоватым и глупым мужичком, который стремится за счет заискивания остаться в плюсе и найти для себя выгоду. Нельзя сказать, что Тургенев рисует характер Гаврилы злым, но его непосредственная роль в гибели собаки и разрушении жизни Татьяны и Герасима накладывает существенный отрицательный отпечаток на восприятие его как личности.
Подробнее: Гаврила: характеристика и образ героя
Капитон
Образ башмачника можно охарактеризовать как портрет образованного лакея. Этот человек считает себя умным, но при этом не обладает должной силой воли и высокими жизненными стремлениями. В конечном итоге, он превращается в пропойцу и бездельника, которого не способна изменить даже женитьба.
Подробнее: Капитон: характеристика и образ героя
Степан
(На иллюстрации Степан объясняет Герасиму, что барыня требует его собаку к себе) Услужливый лакей барыни, второстепенный персонаж. Он пытается угодить во всем своей хозяйке, согласен поступать не по совести, а за услужливость, поэтому совершает нехорошие поступки по приказам барыни. Степан хорошо относится к Герасиму, даже с некоторым уважением, признавая честный добропорядочный характер Герасима, равно, как и признавая, что сам он таким похвастаться таким не может: — «Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное.» Именно, Степан выполняет поручение барыни, похищает собачку Герасима и продает её на рынке в Охотном ряду.