О чём повесть Гоголя «Шинель»
В «Шинели» содержится множество тем, которые раскрываются через персонажей и сюжет. Одна из них — идея самооценки или того, насколько человек считает себя достойным. Шинель Акакия служит не только источником тепла и защиты, но и символом его ценности как личности. Он потратил свой скудный заработок на покупку новой шинели, потому что верит, что это сделает его более ценным в глазах других. Эта тема находит отражение и в действиях других персонажей: например, Петрович вкладывает много времени и денег в свой внешний вид, чтобы добиться социального статуса и уважения.
В «Шинели» также исследуется бессилие простого человека. Сослуживцы Акакия смотрят на него свысока, высмеивая его застенчивость и бедность. Петербуржцы видят в нем полезного, но ничтожного работника, которого легко упрекнуть тем, кто принадлежит к более высокому социальному классу. Это чувство ничтожности выражается и в том, как смерть Акакия остается незамеченной; его жизнь не имела смысла для окружающих, и его смерть встречена с безразличием, никто не пришел оплакивать его кончину. Это служит комментарием к жесткой социальной иерархии того времени, показывая, как к представителям низших классов относились как к пешкам, а не как к людям.
В дополнение к этим темам, «Шинель» также полна символизма. Шинель Акакия символизирует его мечты и стремления и служит напоминанием о том, что ему еще есть к чему стремиться в жизни. Портной — символ смертности, его лавка символизирует начало и конец жизни. Даже петербургская обстановка символична; Гоголь рассматривает город как деспотическую силу, а отсутствие сострадания и типичная бюрократия олицетворяют недостатки общества.
Шинель» — это мастерское произведение литературы, в котором переплетены темы и символы, чтобы создать мощное повествование о жизни, смерти и человеческом опыте. Гоголевская литература полна нюансов и тонкостей, создавая трогательную и заставляющую задуматься историю, которая по-прежнему находит отклик у читателей почти два столетия спустя.
Была ли полезна информация на этой странице?
Очень полезная информация 33.42%
Да, воспользовались 26.13%
Нет, не нашли ничего нового 40.45%
Проголосовало: 796
«Портрет» Гоголь, анализ произведения
В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».
После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.
Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.
Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.
Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.
Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.
Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.
Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.
Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.
Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.
Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.
В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.
Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.
Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель
В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.
Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», — является риторическим вопросом к читателю
Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей
День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.
Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.
Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.
Сочинение: Тема «маленького человека» в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
(522 слова) Николай Васильевич Гоголь является одним из выдающихся писателей и публицистов отечественной литературы. Многим читателям он известен по повести «Шинель». В своем известном произведении автор поднял множество важных и актуальных во все времена тем. Среди них можно о. Автор продемонстрировал читателю безнадежный протест личности против равнодушия, бесправия и жестокости мира. Чтобы лучше понять замысел произведения Гоголя «Шинель», рассмотрим, как автор раскрыл тему «маленького человека» в своей повести.
«Маленьким человеком» в русской литературе принято называть того, кто отличается своим низким происхождением, бедственным положением и смирным характером. По своей натуре он тихий, робкий, беззащитный. Такая личность не обладает особыми талантами. На первый взгляд, подобный человек выглядит комично, неинтересно, однако авторов трогает трагическая судьба таких людей, обреченных на бессильную борьбу с жестокостью и безразличием мира. В своем произведении писатель демонстрирует читателю все страхи и переживания «маленького человека».
Образ «маленького человека» воплотил в себе Акакий Акакиевич. Листая страницы известной повести, читатель узнает, что главный герой происходит из бедной семьи, что он с ранних лет обречен на непримечательную карьеру и скучную жизнь. На момент повествования персонажу больше пятидесяти лет, но Акакий Акакиевич не имеет ни семьи, ни друзей. Читатель видит, как бедно живёт главный герой в одном из самых захолустных районов Санкт-Петербурга. Он занимает самую низкую ступень на карьерной лестнице в своем министерстве. По профессии персонаж является «вечным» титулярным советником. Николай Васильевич делает акцент на том, что главный герой уже вряд ли сумеет продвинуться дальше. Ведь способности Акакия Акакиевича ограничиваются лишь переписыванием готовых бумаг. И эта работа для Башмачкина представляет собой радость. Башмачкин не осознаёт своего ничтожного положения, ведь всякий труд ценен, и герой ощущает себя нужным на рабочем месте. Правда, не все разделяют его взгляды. Можно заметить, что над Акакием Акакиевичем все время насмехаются сослуживцы. Башмачкин не придаёт значения издевательствам в свой адрес, ведь он уже к ним привык. Лишь в самые обидные моменты он призывает коллег к состраданию. Именно такие черты, как робость, беззащитность, кротость и несостоятельность, присущи «маленькому человеку».
Шинель в произведении выступает символом «маленького человека». Новая шинель олицетворяет заветную мечту главного героя, к которой он стремится всеми силами. Персонаж очень много трудится и ограничивает себя во всем, чтобы поскорее накопить на долгожданную покупку. Как только герой исполняет свою мечту, его жизнь приобретает совершенно другие краски. Представительный внешний вид в чиновничьей среде является гарантией уважения
Люди начинают замечать Башмачкина, проявлять к нему внимание и даже предупредительность. Его даже приглашают на вечеринку
Именно поэтому заветной мечтой Акакия Акакиевича стала простая вещь, которая, как выяснилось, обладала волшебными свойствами: увеличивала масштаб личности. Для маленького человека в жестоком обществе это преувеличение было жизненно необходимо. Предмет одежды представляет для главного героя весь смысл его существования, потому что Башмачкин понимает: без внешней респектабельности и общественного признания его как будто нет в этом мире. Именно поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он умирает. Больше ничего не защищало его от обозленного и холодного общества.
В произведении «Шинель» Николай Гоголь мастерски раскрыл проблему «маленького человека». Акакий Акакиевич является типичным представителем данного типа людей в отечественной литературе. Писатель показывает, что таким людям очень сложно что-либо изменить в своей жизни, поэтому мы не имеем права презирать их. В гуманном обществе люди должны уважать друг друга не за цену шинели, а за истинные добродетели.
Доброта и жестокость в произведении
Для меня доброта – это способность видеть и чувствовать не только свои душевные переживания, но и нужды другого человека. Что же касается героя произведения «Шинель», Акакия Башмачкина, с ним произошло иначе. Общество, с которым герою пришлось столкнуться, было совершенно безразлично как к его проблеме (никто не хотел помогать ему искать утраченную вещь, из-за которой он убивался), так и к нему самому.
Конечно, Башмачкин – человек «маленький», неказистый. Он ничего не значит для мира в глобальном смысле. Но, так или иначе, общество обязано видеть и слышать тех, кто его составляет – то есть, нужды каждого человека и формируют общее счастье.
Башмачкин искал в людях доброту и сострадание. А нашел лишь жестокость и безразличие. Можно даже сказать, что не было ни единой живой души, которая искренне испытывала к нему жалость и хотела помочь.
Вот она, всепоглощающая жестокость общества. В «Шинели» она заключается в безразличии. Каждый думает о своих проблемах и нерешенных делах, и ему абсолютно все равно, что на душе у другого человека.
С другой стороны, и пропажа была «невелика». Казалось бы, просто верхняя одежда – можно пойти и купить новую. Но герой долгое время копил на эту шинель, возвел ее в ранг мечты. Возможно, поэтому и страдал. Ведь Башмачкин слишком переоценил значение этой вещи для себя и сделал ее культом.
Так или иначе, жестоки к нему практически все. И безразличие иногда ранит куда больше, чем десятки физических тумаков. Холодное молчание социума привело к тому, что герой замкнулся в себе, отдалился от мира и более не видел стимула в нем находиться.
При прочтении создается впечатление, что еще до случая с шинелью, Башмачкин притягивает жестокость. Сослуживцы издеваются над ним, человеком по натуре добрым и терпеливым – придумывают ложные истории, кидаются бумажками, словно дети.
Однако героя можно рассматривать и как собирательный образ человека, который живет в жестоком и циничном мире, не имеющем ни единого просвета. Социум не ценит хорошие качества – здесь для всех важнее социальный статус, репутация, богатство. Простой человек никому не нужен.
Что же касается кражи шинели, которая была для Башмачкина смыслом жизни, это высшая мера общественной жестокости, которая и сводит персонажа в могилу. На улице мороз, Башмачкина оставляют одного, никто не стремится помочь ему.
Примечательно, что поначалу герой хочет восстановить справедливость, но его никто не слушает. Даже «значительное» лицо ничем не лучше, чем воры – ведь оно не хочет предпринимать мер для их поиска.
Гоголь показывает, насколько гнилым был тогда Петербург, насколько жестоки и циничны были те, кто мнил себя аристократами и интеллигентами.
Мало того, жестокость порождает жестокость. Умерший Башмачкин жаждет отмщения, и является в мир живых в виде злого духа. Он начинает срывать с прохожих шинели, чтобы они также замерзали, заболевали и умирали.
Писатель показывает, что добрый человек, доведенный несправедливым миром до предела, сам становится жестоким и творит лишь зло. Но его ли в этом вина?
Характеристика Башмачкина
Образ героя и простой, и сложный одновременно. Чтобы написать достойное сочинение на тему «Шинель» Гоголя в 7 классе, нужно подробно рассмотреть фигуру Акакия Башмачкина. Во-первых, определить значение словосочетания «маленький человек». Во-вторых, ответить на вопросы: что скрывается за этими словами, кто входит в этот список, чем эти люди отличаются от других.
Понятие «маленького человека»
Этот тип литературного героя появился в русской литературе в начале XIX века в произведении А. С. Пушкина. Затем этот образ подхватил и Н. В. Гоголь. Прилагательное «маленький» употребляется в значении «неважный», «неинтересный». Человек, который не имеет социальной полезности, не может сопротивляться окружающему миру, неспособен к протесту.
Персонаж «Шинели» как раз заключает в себе все эти признаки:
- неприглядная внешность;
- слабый характер;
- невысокое социальное положение;
- неуверенность в себе;
- закрытость от мира;
- безобидность.
Имя, внешность и характер
Имя персонаж получил от отца и другого ему было не дано. Гоголь раскрывает эпизод о выборе имени ребёнка матерью в комичном варианте: «…видно, его такая судьба». В переводе оно дословно обозначает «не делающий зла». Правда, фамилия Башмачкин тоже определяет предназначение героя — быть всегда внизу, в пыли и грязи.
По характеру Акакий Акакиевич был неприхотливым, всё и всех терпящим человеком. Он по-доброму относился к тем, кто смеялся над ним. Сослуживцы не обращали на него внимания, а сторожа вели себя при нём так, «как будто бы через приёмную пролетела простая муха».
Отношение к работе
Службу свою Башмачкин любил. Переписывание бумаг было ежедневной рутиной, но для героя это имело определённый смысл. Маленький лист он складывал в большую стопу, ровную и аккуратную. Делал это каждый день и с наслаждением. Гоголь отмечает: «…в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Но кроме копирования нужных или ненужных бумаг Башмачкин не мог делать совершенно ничего.
Однажды предложил ему начальник поработать с текстом, чтобы делать что-то поважнее. Для чиновника это составило трудность — «он вспотел совершенно, тёр лоб…». В итоге отказался и занялся привычным делом. С той поры никто ничего другого и не ждал от него.
Быт гоголевского героя
Башмачкин жил на съёмной квартире у старухи в бедном квартале Петербурга. Он никогда «…не предавался никакому развлечению…» и нигде не бывал, кроме того, что ходил на службу в департамент. Вечером он думал о бумагах, что завтра будет переписывать на работе.
В год получал до 400 (четырёхсот) рублей жалованья. Питался он скромно, носил потрёпанный мундир с низким воротником непонятного цвета. А на плечах у него была потёртая шинель, пропускающая холод.
Критика
В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.
Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.
Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.
Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.
Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей». Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Маленький человек в повести Гоголя Шинель сочинение
Описание маленького человека мы зачастую можем видеть, как и в русской, так и в зарубежной литературе. Русским людям, которые выросли на нашей художественной литературе, описание маленького человека не понаслышке знакомо и узнаваемо. Одна из таких встреч происходит в произведении Гоголя «Шинель».
На вопрос кто же все- таки такой этот маленький человек на ум приходит лишь одна мысль о том, что это может быть человек без знатного происхождения и не обладающим значимым статусом в обществе. Этого человека также можно назвать бедным, бесхарактерным, не видимым, ничем не отличающимся и не выделяющимся.
Такой образ главного персонажа как раз прослеживается в Шинели. Наш герой — это Акакий Акакиевич Башмачкин, простой советник. Такое имя Гоголь выбрал неспроста. При переводе с греческого Акакий обозначает человека, который не делает зла.
Поэт даже прибегает к сравнению своего персонажа с мухой, для того чтобы дать понять читателям, что этот человек действительно мал. Акакий Акакиевич имеет, как и достоинства и недостатки. Башмачник представляет собой человека без семьи и родственников, а также он не имеет друзей, а какие-либо увлечения ему не интересны. Все это говорит только об одном, что этот человек нелюдим и скромен по отношению к тому, что его окружает. Но он также имеет и другую сторону. Свою работу он выполняет с особой внимательностью и трудолюбием. За работой ему не важны пересуды и он не слышит те оскорбления, что сыпят на него сотрудники. Для Акакия работа становиться, словно всей жизнью.
Однажды Башмачкин приходит на праздничный вечер, надев новую специально сшитую для него шинель. В тот момент все окружавшие его люди взглянули на него по- новому. Они словно начали восхищаться им, а Акакий стал чувствовать себя уверенней и даже счастливее. Все снова возвращается на места , когда эту самую шинель кто-то крадет, и именно этот случай становиться для него трагедией всей жизни. Это потрясло Башмачкина настолько сильно, что он даже заболел и вскоре умер. После своей смерти Акакий не находит покоя и начинает появляться призраком на мосту.
Этим персонажем Гоголь хотел показать, что каков бы не был человек, он тоже достоин должного к себе внимания и хорошего отношения.
7, 8 класс
Маленький человек в повести Шинель
Сейчас читают:
-
Сочинение Самая лучшая школа 5 класс
Думаю, каждый считает, что его школа лучше других, и я — не исключение. Помню, как впервые зашла в это здание ещё совсем маленькой, когда едва могла понимать, чего от меня хотят взрослые «тёти» и «дяди», находящиеся здесь.
-
Сочинение Сыновья Тараса Бульбы 7 класс
Когда мы впервые встречаемся в повести с Андреем и Остапом, то образ первого вызывает больше симпатии. Младший брат кажется более открытым и нежным. Он любимый сын матери, даже внешне на неё похож. Однако чем шире знакомимся с главными персонажами,
-
Образ Андрия в повести Тарас Бульба сочинение
«Тарас Бульба» является единственной исторической повестью в литературном активе Николая Гоголя. Тематика книги касается истории запорожских казаков, их обычаев, образа жизни и роли, которую они сыграли для защиты православия в XVII веке
-
Анализ баллады Жуковского Лесной царь сочинение 8, 9 класс
В этой не такой уж большой балладе Жуковский рассказывает страшную историю… Отец скакал на коне с сыном по лесу, где малыш увидел «царя», который его убеждал остаться, сулил подарки
-
Сочинение Честь и бесчестие в произведении Пушкина Капитанская дочка
Береги честь смолоду… Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа Капитанская дочка. Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом
-
Жизнь и творчество Островского 10 класс
Гениальный драматург, писатель, классик… Его произведения до сих пор невероятно актуальны! Чувства, эмоции, сожаления, переживания, любовь, жизнь. Александр Николаевич Островский: жизнь, искусство, талант всегда побеждает!
Популярные сочинения
Сочинение-описание по картине Зимний пейзаж Питера Брейгеля Младшего Полотно Питера Брейгеля Младшего «Зимний пейзаж» – настоящий шедевр мирового искусства. В данной картине собрано всё: и динамика, и непривычная чёткость линий, и хороший подход к изображению расстояний между объектами
Сочинение Только человек, любящий свой народ, способен понять и полюбить другие народы Суть нашего мира в том, что его центральное ядро — это та часть, которую мы знаем лучше всего, где мы чувствуем себя защищенными, где нет необходимости выяснять, где какие-либо ожидания уже были или будут выполнены
Сочинение Как достойно пережить поражение Каждый человек когда-то проигрывал в чем-либо другим людям или самому себе. Ведь невозможно превосходить всех и во всем
Именно поэтому невероятно важной чертой человека должно являться то