Популярные сочинения
Сочинение Тема ума в комедии Горе от ума Каждый здравомыслящий человек ставит знания превыше всего. Но как мы помним из истории «слишком умных», отличающихся от общей массы людей, всегда высмеивали, унижали
Не имей сто рублей а имей сто друзей сочинение Наша современная жизнь немыслима без контакта с другими людьми. Мы учимся и работаем в коллективе, общаемся с друзьями и живем семьями
С кем-то лишь вежливо здороваемся и обмениваемся парой фраз
Сочинение-описание по картине В голубом просторе Рылова (3 класс) Любая работа художника, на которой изображено водное пространство, привлекает особое внимание, так как эта стихия таит в себе немало неразгаданных тайн.
Моё отношение к поступку учительницы
23 предложения/ 429 слов
Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» (1973) — это трогательная история о том, как школьная учительница Лидия Михайловна помогала своему воспитаннику пережить сложное для него время. Мальчик голодал, и эта молодая женщина всеми силами старалась найти способ накормить ребенка или хотя бы дать ему денег на еду. Но поскольку герой отвергал все ее попытки сделать это, учительнице пришлось пойти на отчаянный шаг: начать играть со своим воспитанником в азартную игру под название «пристенок».
Поскольку этот поступок, с точки зрения морали, в то время, как, впрочем, и сегодня, считался недопустимым, то, конечно, относиться к нему можно по-разному. Так, директор школы, в которой учился главный герой рассказа, назвал это действие учительницы преступлением, растлением и совращением. Но в моем представлении все выглядит совсем не так.
Да, Лидия Михайловна действительно играла со своим учеником на деньги, но делала она это лишь потому, что не нашла другого способа помочь мальчику. Женщина испробовала все возможные варианты: она приглашала героя к себе на ужин, но он убегал, она присылала ему посылку с едой, но он гордо возвращал ее обратно.
Между тем, учительница видела, что мальчик ходит в школу в «застиранном пиджачишке на обвислых плечах» и старых чирках, он выглядит очень худым, растрепанным и «диковатым». Она знала, что он играет с дворовыми ребятами в азартные игры лишь для того, чтобы купить себе «баночку молока». Лидия Михайловна просто не могла позволить смышленому и способному мальчику вот так пропадать одному. Предложив своему воспитаннику поиграть в «пристенок», она нашла подход к ребенку и добилась того, чего хотела. Теперь мальчик стал брать у нее деньги, поскольку это не противоречило его понятиям о честности.
Мне кажется, важное значение в оценке поступка Лидии Михайловны имеет то, как именно играла учительница. Она делала это не без удовольствия, но отнюдь не ради денег или ради азарта
Наоборот, женщина даже сначала поддавалась своему ученику, пока тот не уличил ее в жульничестве.
Именно поэтому я считаю, что Лидия Михайловна своим поведением не нарушила никаких моральных норм, а, наоборот, ее поступок был очень нравственным. Женщина дала мальчику возможность продолжать учебу и жить нормально. Если бы не она, он либо вернулся бы домой, бросив школу, либо снова продолжил играть с дворовыми ребятами, подвергаясь постоянным избиениям.
Лидия Михайловна взяла на себя всю ответственность за совершенное ей «преступление» и даже после того, как директор уволил ее из школы, она все равно не перестала помогать своему любимому ученику. Вернувшись на родину, девушка послала мальчику посылку, в которой были яблоки и макароны. В моих глазах этот поступок является еще одним доказательством искренних и чистых намерений учительницы. Думаю, сложно найти человека более благородного, чем Лидия Михайловна, и потому именно этой женщине посвящен рассказ «Уроки французского».
см. также:Другие сочинения по произведению Уроки французского, Распутин
Урок милосердия
Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ужин, отсылает ему продукты на «хороший обед». Несмотря на отказы героя, она не сдается. Чтобы у мальчика появились хотя бы какие-то деньги, она решает играть с ним на выигрыш. Ребенок получает средства на молоко, которое ему было необходимо пить каждый день.
Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.
Жестокие поступки
К сожалению, злых поступков в произведении В. Распутина больше, чем добрых. Связано это с поступками Вадика и его приближенных. Он не только обманывал других игроков на протяжении большого времени, но и из-за нежелания проигрывать готов осуществить физическое насилие. Друг Вадика Птаха начинает драку с главным героем, потом присоединяется и сам Вадик. «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками». Строки эти наполнены настоящей жестокостью.
Неправильными можно назвать и действия тети Нади, которая «таскала» продукты главного героя. Да, главный герой жил у нее, но это не дает ей право красть у мальчика, который ей приходился родственником, продукты, которых ему и так не хватало. Это некрасивый поступок нечестной семьи.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Доброта и жестокость «Уроки французского», рассмотрит добрые для других людей поступки и поступки, которые отличаются своей жестокостью.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Уроки французского»
для самых компанейских —
Главные герои «Уроки французского»
для самых занятых —
Читательский дневник «Уроки французского»
для самых любопытных —
Анализ «Уроки французского» Распутин
Тест по произведению
-
/11
Вопрос 1 из 11
Самые популярные материалы августа для 6 класса:
Портрет героя (Уроки французского)
Отцы и дети (Уроки французкского)
Илюша (Бежин луг)
Краткое содержание «Мальчик со шпагой»
Краткое содержание «Человек-амфибия»
«Белый Бим Черное ухо» главные герои
Лидия Михайловна
Смысл рассказа «Уроки французского»
Краткое содержание «Жалобная книга»
Левонтий
Сочинение на тему «Главная мысль рассказа «Уроки французского»
Главная мысль рассказа «Уроки французского» (6 класс)
Произведение «Уроки французского» было написано В.Распутиным и опубликовано в газете «Советская молодёжь» в городе Иркутске в 1973 году.
Автор описывает жизнь в сибирской деревне после войны. Главный герой хорошо учиться в начальной школе в родном селе. Однако, окончив эту школу, он отправляется в район, чтобы получать образование дальше. В незнакомом для него месте он сильно страдает от голода, одиночества, тоски по дому, а ещё от того, что ему не даётся французский язык. Молодая учительница, Лидия Михайловна, его классный руководитель и преподаёт тот самый французский язык. Мальчик учится на пятёрки по всем предметам, учит и ненавистный французский, но у него ужасное произношение. Кроме того, подгоняемый голодом и тоской, он решается на игру на деньги. Герой приходит на пустырь, где играют Вадик и Птаха, а также другие ученики его школы. Он быстро обучается нехитрой науке, старается забрать нужный ему рубль и уйти. Деньги он тратит на хлеб и молоко, потому что считает, что оно поможет справиться с малокровием. Однако, лидеры не прощают ему побед, подстраивают ловушку и избивают. Так происходит несколько раз. Но мальчику негде взять денег, и он снова идет играть. Наш отличник приходит в школу с разбитым лицом, и учительница пытается добиться от него правды. Лидия Михайловна считает, что с мальчиком нужно немного позаниматься, и он усвоит её предмет. Так и происходит. «Наказание превращалось в удовольствие»,- говорит герой о своих успехах во французском языке. Но учительница добивалась не только хороших знаний, она решила помочь маленькому одинокому человеку и пыталась покормить его у себя дома, передала посылку с макаронами, якобы от матери героя. Однако, он всё понял и отвергал, ему было стыдно принимать от учителя такие подарки. Тогда Лидия Михайловна решилась на крайние меры: она придумала играть с мальчиком на деньги, в замеряшки. Деньги, которые ученик выигрывал, он снова тратил на питание. Однако, вскоре об их занятиях узнал директор школы, и учительница уволилась. Она всю вину взяла на себя, и мальчика никто не ругал. Герой продолжил учёбу. Однако на всю жизнь запомнил он уроки французского – те самые уроки доброты и понимания, которые преподала ему Лидия Михайловна. Среди зимы от неё пришла посылка с Кубани, там были красные яблоки.
Твори добрые дела, не рассуждай и не медли, если нужна твоя помощь, и ты можешь её оказать – это и есть главная мысль рассказа.
Работа в школе
Лидия Михайловна работает в школе, которая находится в районном центре Сибири. Она выступает не только в роли учительницы французского языка, но и по совместительству занимает должность классного руководителя пятиклассников.
Заходя в класс, молодая женщина всегда здоровается со своими учениками и внимательно осматривает их. Она имеет привычку отпускать шутливые, но в то же время обязательные к исполнению замечания. Для характеристики Лидии Михайловны из рассказа «Уроки французского» можно использовать следующие слова:
- отзывчивая;
- добрая;
- великодушная;
- целеустремлённая;
- настойчивая;
- ответственная.
Главные герои
Продолжим анализ произведения «Уроки французского» Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в рассказе являются 11-летний мальчик и Лидия Михайловна. Ей было в то время не больше 25 лет. Автор отмечает, что в ее лице не было жестокости. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своем ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.
В рассказе мальчик поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах. В пятый класс он пошел в 1948 году. В деревне, где жил мальчик, была лишь начальная школа. Поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение. Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать «ученым человеком». И герой все свои усилия прилагает для этого, преодолевая тоску по дому и голод для того, чтобы не подвести своих земляков.
С добротой, мудрым юмором, человечностью и психологической точностью изображает взаимоотношения с молодой учительницей голодного ученика Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения, представленный в этой статье, поможет вам в них разобраться. Неспешно течет повествование, богатое бытовыми подробностями, однако его ритм постепенно захватывает.
История создания
Прототипом учительницы Распутин сделал реального человека. Ее тоже звали Лидия Михайловна и она была педагогом Валентина. Она пыталась скрасить существование мальчика, посылала ему посылки и играла с ним в «пристенок».
Распутин написал рассказ «Уроки французского» в 1973 году. В нем он описал свое полуголодное детство. Из села он был вынужден переехать в районный центр. После этого мальчик столкнулся:
- с нехваткой еды;
- невозможностью хорошо одеваться;
- проживанием у чужих людей.
Деревенского жителя плохо воспринимали одноклассники. Только одна учительница смогла изменить его жизнь. Она отнеслась к нему с добротой и сочувствием. Ей хотелось не только преподавать, но и помогать ученикам.
После публикации рассказа педагог нашла своего талантливого ученика. Она многое помнила о Валентине и они долго беседовали. Между ними сохранились теплые чувства.
https://youtube.com/watch?v=PDjC5wX9knA
Лидия Михайловна как пример доброты
«Уроки французского», как и другие книги Распутина, трогают меня до глубины души. В них автор раскрывает судьбы своих земляков, описывает тяготы и радости жизни простого человека. Вместе с тем произведения Распутина полны веры в человеческую доброту, любовь, милосердие. Его герои — воплощение возвышенных качеств человеческой души. Одним из таких примеров является учительница французского в произведении «Уроки французского».
Рассказ повествует о деревенском пареньке, которого мать отправила учиться в райцентр. Действие происходит в послевоенное время, когда в стране не хватало еды, поэтому людям приходилось довольно туго. Мальчик хорошо учится, но постоянно голодает. Мать высылает ему картошку и хлеб, но их хватает ненадолго. В отчаянии герой начинает играть со сверстниками на деньги. Поначалу все складывается удачно, но однажды его избивают и прогоняют.
Лидия Михайловна — не просто учительница, а яркий пример доброты и милосердия. Молодая, еще не успевшая приобрести характерную для преподавателей жесткость, она всей душой сочувствует мальчику из бедной семьи.
Под предлогом дополнительных занятий французским языком учительница приглашает героя к себе домой и каждый раз пытается накормить. Она передает мальчику посылку с макаронами, хотя сама живет небогато. Понимая, что гордый подросток не примет ее помощь, идет на хитрость и предлагает играть на деньги. Это срабатывает: мальчик выигрывает и начинает покупать себе еду. И даже после того, как ее выгнали из школы, Лидия Михайловна не забывает о пареньке и однажды присылает ему посылку с макаронами и яблоками.
Не секрет, что в рассказе Распутин описал самого себя и свою учительницу, сыгравшую важную роль в его жизни. На примере Лидии Михайловны автор показал, какую большую роль в нашем мире играет доброта, которая помогла простому, но способному мальчишке выжить и не потерять себя в тяжелое послевоенное время. Мы видим, что учитель способен дать ребенку не только знания по предмету, но и научить его куда более важным вещам — самоотверженности, милосердию, благородству, состраданию. Это уроки, которые запоминаются всю жизнь.
Как педагог
Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.
Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».
Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.
2 вариант
Лидия Михайловна – преподаватель французского языка, которая помогала мальчику справиться с трудностями языка, и также учила его видеть только хорошее в других людях.
Автор произведения не просто так смог показать два видения на поступок этой доброй женщины. Ведь директор школы, в которой работала женщина, и учился главный герой произведения, уволил ее. Сам автор расценивает поступок учительницы совсем иначе.
Итак, если рассуждать о поступке Лидии Михайловны со стороны этики педагогов, то абсолютно верно можно сказать, что поступок не правильный. Однако чтобы понять мысли женщины, ее действия и позывы к аморальной игре, следует полностью узнать ситуацию, и самое главное услышать две стороны: Лидии Михайловны и ее ученика.
К сожалению, из-за нежелания разбираться, в чем было вообще дело, Василий Андреевич выносит свой окончательный и неоспоримый приговор. Это увольнение прекрасного преподавателя из стен школы. Ошибка Василия Андреевича в том, что учитель для ученика становится родным человеком, точно так же, как учитель привязывается к ученику. В случае мальчика и учительницы, здесь привязались двое, но больше всего привязалась Лидия. Видя доброе сердце и душу мальчика, она не могла дать пропасть ему среди озлобленных детей и подростков, не могла допустить того, чтобы ребенок потерял эту маленькую веру в людей.
Если же рассматривать действия Лидии со стороны автора произведения и большинства читателей, то можно смело сказать, что таких людей, как учительница французского языка, можно пересчитать по пальцам. Только из-за своей душевной доброты она искренне пыталась помочь мальчику, который своими мозгами полностью походил на молодого юношу.
Можно смело сказать, что автор произведения очень уважает эту женщину и ее смелое решение помочь совершенно незнакомому мальчику справиться с тяжелым для него временем. Она пытается огородить его от дурной компании и дурного влияния, пытается сделать так, чтобы он поел. Она даже отправила посылку с едой от имени его матери, только для того, чтобы мальчик смог хоть немного пожить лучше в очень сложное время. Но молодой юноша из-за своего характера и воспитания не мог просто так принять эти посылки. В этот момент он принял взрослое решение – согласится заработать деньги на игре в карты. Лидия Михайловна, не найдя другого выхода в этой запутанной ситуации, могла только порадоваться, что хоть как-то ей удалось сделать так, что главный герой рассказа принимал ее помощь.
К сожалению, из-за нежелания директора разобраться в очень непростой и сложной ситуации, пострадали две стороны. Мальчик потерял в какой-то степени друга и прекрасного наставника, который обучал не только французскому языку, но и человеческой доброте. Лидия Михайловна же потеряла любимую работу, и маленького друга, с взрослыми взглядами на жизнь и очень взрослыми рассуждениями.
СПАДИЛО.РУ
Введение
К автобиографическому рассказу В. Распутина «Уроки французского» справедливо применить название «уроки доброты»
Для главного героя самым значимым в детстве стало не обучение иностранному языку, а то заботливое внимание, с которым к нему относилась учительница. Доброта Лидии Михайловны позволила мальчику поверить, что не все люди злы и безжалостны
В какой бы тяжелой ситуации не оказался человек, никогда нельзя терять надежды на помощь и сочувствие.
Несчастливая судьба
Маленький мальчик очень рано начинает самостоятельную жизнь в райцентре. Здесь ему приходится рассчитывать только на собственные силы. Посылки с продуктами приходят из деревни редко. Главный герой старается расходовать их экономно, но замечает, что кто-то ворует у него еду. Мальчик справедливо подозревает знакомую своей матери, у которой он живет. Это значительно подрывает в нем веру в доброту людей.
Мальчик чувствует себя изгоем. Робкий и стеснительный от природы, он очень стыдится своей заношенной деревенской одежды. Молчаливость и замкнутость главного героя усиливаются из-за постоянного чувства голода. «Тощий диковатый мальчишка» даже не надеется на чье-либо сочувствие.
Безжалостные уроки
Начав играть на деньги в «чику», мальчик понимал, что идет на огромный риск. За это его легко могли выгнать из школы, что стало бы тяжелым ударом для матери. Однако, опасность заключалась не только в этом.
Удача в игре обернулась бедой. Мальчику пришлось на «собственной шкуре» познать суровое правило жизни: «Никогда и никому не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед». «Везунчика» жестоко избили и запретили принимать участие в игре.
Еще один важный «урок» мальчик получил в школе. Предательство Тишкина не укладывалось в его голове. Главный герой был уверен, что Лидия Михайловна поведет его к директору, где он будет вынужден признаться в занятии «грязным делом».
Уроки доброты
К огромному удивлению мальчика Лидия Михайловна не стала его ругать. Учительница просто расспрашивала об игре и о том, куда он тратит выигрыш. Ребенок, конечно, еще не понимал, насколько женщину поразило, что деньги ему нужны для покупки молока. Он не мог поверить, что за «преступлением» не последует никакого наказания и с легкостью дал обещание прекратить азартную игру. В лице Лидии Михайловны мальчик впервые на новом месте столкнулся с гуманным отношением. Учительница предстала пред ним не как строгий педагог, а как хороший и близкий человек.
В отличие от остальных учителей, Лидия Михайловна чувствовала, что способному ученику нужно как-то помочь. Школа дает ему знания, но не оказывает никакой поддержки в жизни. Наказание только озлобит формирующуюся личность и приучит видеть во всех взрослых врагов.
Лидия Михайловна берется за дело очень деликатно. С помощью дополнительных занятий у себя на дому она надеется познакомиться с ребенком поближе и заслужить его доверие. К тому же уроки французского должны стать для мальчика твердой целью в жизни, помогая поверить в собственные силы.
К огорчению Лидии Михайловны самолюбивый ребенок категорически отказывается от еды и подарков. Уговорить его принять бескорыстную помощь совершенно невозможно. Слишком явные «уроки доброты» проходят впустую.
Учительница идет на хитрость. Ей легко удается пробудить в ребенке интерес к игре в «пристенок». Незаметно поддаваясь, Лидия Михайловна дает ему возможность честно» заработать» необходимый рубль.
Как и следовало ожидать, директор, застав учительницу с учеником за игрой на деньги, не смог оценить значение этого «урока доброты». Да ему и нет никакого дела до голода и несчастной жизни одного из учащихся. Лидию Михайловну увольняют. Она берет всю ответственность за «этот дурацкий случай» на себя.
Учительница не забывает о мальчике и спустя какое-то время посылает ему посылку с продуктами, которые он уже не сможет вернуть. Присланные яблоки главный герой видит впервые в жизни.
Заключение
Значение «уроков доброты» автор смог полностью оценить лишь спустя многие годы. Он на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания о Лидии Михайловне, которая стала для него воплощением доброты и гуманности. Главный урок учительницы французского языка заключается в том, что нужно помогать нуждающимся в поддержке людям. Это позволяет надеяться и верить, что и тебя не бросят в трудную минуту.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
главные герои рассказа «уроки французского» | характеристика |
главный герой (образ распутина в рассказе) | безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности. |
лидия михайловна | учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место. |
директор школы, василий андреич | холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом». |
Значение творчества Распутина
Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.
На этом завершаем анализ рассказа «Уроки французского». Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.
Действие в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» разворачивается в российской глубинке, только лишь начавшей оправляться от последствий войны с . Главный герой – парнишка одиннадцати лет, который стараниями отправляется учиться из своего отдаленного села в райцентр.
Оторванный от матери и вынужденный жить в чужой семье, мальчишка все время чувствует дискомфорт. Так и не нашедший друзей, герой почти всегда одинок, недоверчив к людям и вечно голоден. Кто-то таскает хлеб и картошку из его скудных запасов, собранных для сына самоотверженной матерью. Состояние худощавого парнишки таково, что ему каждый день требуется выпивать хотя бы один стакан молока, денег на которое у него нет.
Основная забота героя рассказа – учеба. Ему очень хорошо давались все предметы, за исключением французского языка: никак не получалось поставить произношение. Напрасно билась над устранением этого недостатка молоденькая учительница Лидия Михайловна. Французская речь так и не поддавалась, несмотря на упорство и добросовестность мальчишки.
Как-то герой стал свидетелем далеко не детской игры на деньги, в которую с увлечением резались старшие ребята, собравшись в глухом и безлюдном месте. Попробовав свои силы в этой премудрости, мальчик постепенно стал выигрывать. Скудных копеек, которые он добывал этим промыслом, с лихвой хватало на молоко. Здоровье стало поправляться.
Успехи парнишки в игре на деньги стали причиной недовольства старших ребят. Кончилось все плачевно – после очередного выигрыша его отколотили, запретив приходить впредь. От , несправедливости и обиды перехватило дыхание, мальчик долго и безутешно рыдал, переживая случившееся.
Второстепенные персонажи
Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты. | |
Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе. | |
Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех. | |
Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения. | |
Образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина «Уроки французского»
Лидия Михайловна – главная героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Образ данной героини стоит в центре идейного замысла всего произведения. Это учитель французского языка в школе, где обучается рассказчик. Помимо этого, героиня – классная руководительница класса, в котором обучается школьник, который является рассказчиком. В повествовании указываются такие портретные характеристики героини: «косящие внимательные глаза», «живое лицо», «тугая, редко раскрывающаяся до конца улыбка», черные, короткие волосы. Как отмечает рассказчик, Лидия Михайловна была аккуратной и красивой. Учительнице было около 25 лет. Героиня была сдержанным человеком, не позволяющим себе кричать на детей. Хотя рассказчик произносил все слова на французском неправильно, она лишь «морщилась и закрывала глаза», однако продолжала обучать мальчика тому, как нужно правильно произносить звуки. Лидия Михайловна отлично справлялась с обязанностями классного руководителя. Перед каждым занятием героиня осматривала своих учеников и делала «шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Когда рассказчик перешел в школу, Лидия Михайловна поглядывала, как отмечает мальчик, с любопытством на его обувку, которая отличалась от обуви других детей своей бедностью.
Это говорит о том, что преподавательница неравнодушно относилась к каждому ученику своего класса, стремилась понять их настроение, помочь с какими-либо проблемами. Педагог никогда не кричала, она делала замечания в шутливой форме. Когда Лидия Михайловна увидела, что рассказчика побили, то она пошутила над ним перед классом, чтобы обучающиеся сказали ей правду. Учительница, узнав о том, что рассказчика побил Вадик, говорила с ним сдержанно и неравнодушно, сказав ему, что играть на деньги не стоит. Лидия Михайловна, получив информацию о том, что рассказчик играет с другими детьми на деньги, не стала его ругать, не стала рассказывать эту информацию директору. Героиня искренне хотела помочь ученику, потому что видела, в каком трудном жизненном положении он находится. Лидия Михайловна смогла сделать так, что рассказчик, который был уверен в том, что обучение французскому было «впустую», смог понять предмет и ко всему прочему полюбить его. Школьник отмечал, что Лидия Михайловна преподает «загадочный французский язык, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому». Когда учительница поняла, что рассказчику требуется помощь, она сказала ему, что она будет с ним заниматься отдельно. Они стали заниматься в ее доме. Героиня рассказывала о себе, спрашивала у мальчика о его делах, ставила музыку на пластинках. Лидия Михайловна хотела помочь ребенку, который находился в состоянии постоянного голода. Она приглашала его на ужин, а после придумала другой способ накормить рассказчика – играть с ним в «замеряшки», чтобы он выигрывал материальные средства на еду. Данный образ олицетворяет добрых, неравнодушных и заботливых учителей, которые пытаются помочь детям, нуждающимся в помощи.
- Образ повествователя в рассказе Распутина «Уроки французского»
- Образ Василия Андреевича в рассказе Распутина «Уроки французского»
- Образ Федьки в рассказе Распутина «Уроки французского»
- Образ Вадика в рассказе Распутина «Уроки французского»