Краткий пересказ второй главы
следует обратиться ко второй главе пушкинского произведения, которая называется «Вожатый»
После того как Пётр Гринев и его слуга заблудились, они решили попробовать двигаться дальше. Но погода сильно испортилась, ничего не было видно было и дорогу замело. Однако путникам повезло — они встретили мужика, который согласился их провести до ближайшего жилья. Пока они двигались, Пётр Андреевич задремал, и ему приснился сон. Проснулся он в тот момент, когда они въезжали в постоялый двор.
14 стр., 6900 слов
Сочинение капитанская дочка от лица гринева
… Пушкин Капитанская дочка история написания Пушкин одновременно делал две работы, писал роман и занимался составлением исторического очерка, который именовал «История Пугачева». … Капитанская дочка» − сочинение Вариант … от лица которых могло пойти повествование. Все три года Пушкин … Капитанской дочки» вышла без одной главы, автор исключил ее. Она была посвящена бунту в селе Гринева. Для чего Пушкин …
История создания повести
Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.
Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.
Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.
Значение и смысл сна Гринева в романе “Капитанская дочка”
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности “Капитанской дочки”. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся ого отношения с Пугачевым. Подобное толкование противоречит самому принципу повествования
Но это “предсказывание” нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцепе сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже
Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: “Мне приснился
И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, “соображать” с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Не должен был его забывать и читатель.
Какой же сон видел Гринев?
Ему снилось, что он вернулся домой: “…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься”. – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Потругла приехал; оп воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного.
Что ж. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит?
Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?” – “Все равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит”…”
Символическое будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой помин – на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна.
Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика.
“Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: Не бойсь, подойди под мое благословение…”
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.
Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начало романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью “самостоятельно” жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности.
Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на “семейственные предания”, он писал, что Гринев “присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народно).
Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно но избранной дороге.
Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором/ Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. “Ласковость” Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого “ласковость” мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.
Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова
Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского
Как океан, объемист шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами…
Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного героя — это часть истории его души.
Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где «полужуравль и полукот». И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островского мы улетаем из «темного царства» Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.
Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова — раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные видения полусонья», Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное… Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.
Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова убийство», он все время спрашивал себя: «…да разве то будет?» Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: «Не убий!» Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре.
Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины. Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества. Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов?
Сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что «Капитанская дочка» — это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а «Преступление и наказание» — предостережение об исторической трагедии, которая может быть.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/
Информация о работе «Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4885 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Елизавета Григорьевна Муромская (Бетси)
Главная героиня повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка», дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она от природы наделена смуглым и приятным лицом, живыми черными глазами. Она рано осиротела и воспитывалась отцом, богатым помещиком. Муромский баловал свою единственную дочь, даже нанял для ее воспитания и образования чопорную англичанку мисс Жаксон. Лиза, как и все уездные барышни, была романтична, но отличалась сообразительностью и развитой смекалкой. Когда она узнала, что в деревню приехал сын соседнего помещика Ивана Петровича Берестова, тут же решила сама с ним познакомиться.
Лиза знала, что отец давно враждует с соседом, но, прослышав про обаяние молодого Алексея, все же увлеклась мыслями о нем. Для этого она попросила свою горничную и поверенную в тайных делах Настю понаблюдать в Тугилове за молодым барином. Когда Настя рассказала, насколько тот хорош и воспитан, Лиза сразу же придумала, как с ним познакомиться. Переодевшись в крестьянку, она отправилась гулять в соседние владения. Там на нее напала хозяйская собака, а Алексей вовремя подоспел на помощь бедной девушке. Так они и познакомились. Лиза представилась дочерью кузнеца — Акулиной. С этого дня они встречались каждый день и гуляли в роще, но ничего большего девушка не позволяла и просила в деревне ее не искать.
Когда отец вздумал однажды пригласить Берестовых на ужин, Лиза страшно испугалась, но придумала новый план. Она нарядилась на английский манер, при этом изрядно набелила себе лицо, так что Алексей даже не узнал её. Правда раскрылась лишь тогда, когда Муромский решил выдать за Алексея свою дочь. Тогда Алексей пришел объяснить, что любит другую, то есть кузнецову дочь Акулину, и поэтому жениться на Лизе не намерен. Каково же было его удивление, когда он узнал, что Лиза и есть та самая Акулина.
Вариант 4
Герой одной из «Повестей покойного Белкина», Алексей Берестов – молодой повеса, единственный сын вдовствующего барина.
Алексей вернулся в отчий дом после окончания университета в надежде выпросить у отца благословления на военную службу. Отец отказал ему, и настаивал на статской службе. Однако, молодой барин считал себя к ней «совершенно неспособным».
По характеру отец и сын похожи – оба своенравные и упрямые, но добродушные и не злые.
Младший Берестов – молодой, румяный, высокий, красивый. Все молодые барышни в округе сходили по нему с ума. Однако влюбился он в Акулину, девушку – крестьянку.
Дочь богатого соседа Муромского, Лиза, знала, что между ее отцом и отцом Алексея Берестова -непримиримая ненависть из – за разницы во взглядах: один был ярым любителем всего русского, другой – «англоман». Поэтому Лиза решила предстать перед Алексеем в образе крестьянки. Алексей сначала просто увлекся красивой девушкой, учил ее грамоте, правильной речи. Но со временем понял, что влюблен. Как признаться в этом отцу, он не знал – слишком большая разница в положении богатого барского сына и крестьянки.
Однажды отец Лизы повредил на охоте ногу, и был вынужден попросить помощи у соседа, с которым враждовал. Тот любезно согласился помочь. Оказалось, что два барина прекрасно понимают друг друга, и враждовать им больше ни к чему. Кроме того, у них есть дети, которых два старика надумали переженить.
Удрученный решением отца, Алексей едет знакомиться с невестой. Лиза, проказница и плутовка, опять устраивает маскарад и наряжается в заграничный наряд. Алексей не узнает в ней Акулину, и надеется, что эта девушка не понравится старшему Берестову, и свадьбы не будет. Однако отец был непреклонен.
Тогда Алексей принимает решение рассказать правду о том, что сердце его занято Акулиной. Он едет, что бы объяснится с Муромскими. Однако, каково его удивление и радость, когда он узнает, что Лиза Муромская – это и есть его Акулина.
В характере Алексея вызывает уважение его честность, настойчивость в принятии решения. Он не захотел обманывать ни Акулину, ни Лизу, не зная, что это одна и та же девушка, и в результате получил счастье и любовь за свою честность.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Платон Михайлович в комедии Горе от ума Грибоедова Платон Михайлович – для читателя это самый запоминающийся герой второго плана в повествовании комедии «Горе от ума». Он часто приходит в гости к Фамусовым, все потому что он давний друг и знакомый Чадского
В обыденном мире мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «прогресс». Его можно определить, как успех в чем-либо — достижения в спортивной деятельности, прекрасные результаты в обучении или скачок продаж в фирме
Сочинение Что это такое Характер (15.3 9 класс ОГЭ рассуждение) Очень часто в разговоре о каком-то человеке можно услышать фразу «бесхарактерный человек» или же «сильный волевой характер». А что же такое этот характер на самом деле
О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение Солженицына, как писателя — философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении
План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки.
Особенность романа
Смысл сновидения противоречит принципу повествования писателя. Чтобы понять, какое значение имеет сон Гринева, достаточно прочесть его до конца. Он выполняет функцию предсказывания грядущих событий. Кратко пересказать эпизод сложно, для раскрытия главной темы повести нужно изучить его подробно.
Для многих остается вопросом, почему Пушкин включил в свое произведение сновидения персонажа. Из него становится ясно, что Петр Гринев будет противостоять врагу и сражаться до победного. Он не станет перед ним на колени, и не будет целовать ему руку. Но породниться все же придется. Родной отец Петра не позволял ему жениться на Маше Мироновой. Так как Пугачев становится его посаженым отцом, он устраивает им свадьбу. В этот момент злодей предстает ласковым и мягким, точно таким его увидит Гринев в конце своего сна.
Многие писатели используют такой литературный прием, как пророческие сновидения. Основная цель его применения — раскрыть подсознание персонажа и понять, что творится в его душе. А также в вещих снах немаловажную роль играют воспоминания и страхи. Он понимал, это обычный сон, но чувство тревоги его не отпускало и оказалось что не зря.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика мужика в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил С детских лет всем знакомы сказки. Они бывают разные, но в любой волшебной истории добро должно одержать победу над злом. Писатель Салтыков-Щедрин обращается к теме сказок, но наполняет их иным смыслом
- Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта (описание) Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны.
- Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс (описание) Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил другим людям насладиться натюрмортом десятки лет и всмотреться в него. Ведь мало кто останавливается, что бы посмотреть, в какие тона разукрашено небо
- Сочинение Взаимоотношения отцов и детей (Отцы и дети Тургенева)
- Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка Пушкина Анализ эпизода А.С.Пушкин в начале своей повести «Капитанская дочка» использовал символический приём – вещий сон. Этим сном автор задаёт тон всему дальнейшему повествованию, предупреждает читателя о грядущих трагических переменах в жизни главного героя.
Несмотря на то, что героев в «Барышне-крестьянке» (краткое содержание
) не так много, каждый из них поистине самобытен, уникален и неповторим
Они обладают довольно живыми характерами, искрометным юмором, довольно реалистичными переживаниями — можно сказать, Пушкину удалось идеально воссоздать не только облик деревни того времени, но и конфликт двух помещиков, который порой кажется абсурдным, а порой слишком мелким для того, чтобы придавать ему внимание
Главные герои
Лиза Муромская (Барышня-крестьянка)
– избалованная, капризная девушка. Ей 17 лет, у нее черные глаза и весьма миловидная внешность. За барышней присматривают англичанка и девушка Настя. Как и все девушки в деревне, увлечена Алексеем, который представляется ей идеалом мужчины. Старается разнообразить деревенскую жизнь. При встрече с барином скрывает свое настоящее имя, называет себя простой крестьянкой Акулиной.
Берестов Иван Петрович
– вдовец, жена которого ушла из жизни во время родов. Мужчина находит свою отраду в ведении хозяйства. К слову, доходы имения постоянно растут – следовательно, бухгалтерию Берестов ведет правильно. Он построил большой, пышущий великолепием, дом, посадил прекрасный сад. Что же касается своего соседа, Муромского, его образ жизни Берестов презирает – причем, не скрывает этого. Несмотря на это, герой ставит расчет и волю родителей выше романтических чувств. Консерватор.
Муромский Григорий Иванович
– сосед Берестова и его злейший враг. Имеет дочь Лизу. Управление дается ему несколько сложнее, чем Ивану Петровичу. Что же касается жизненных взглядов, Муромский – полная противоположность консервативного соседа. Он старается следовать за Европой (что выражается как в облачении слуг, так и в воспитании дочери). В молодости умудрился промотать все состояние, поэтому уехал в деревню. Где, впрочем, сумел адаптироваться.
Алексей
– сын Ивана Петровича, также живущий в деревне. Юноша хорош собой, умен и образован. Обладает честностью и бескомпромиссностью. Верит в «вечные идеалы» и «рай в шалаше», ведь уезжает к возлюбленной, даже прекрасно зная, что отец может лишить его наследства, если брак не будет «выигрышной партией». Мечта всех окрестных девушек, которые знают, что он обладает приятными чертами лица, бледен и страдает от неразделенной любви.
«Капитанская дочка» (А. Пушкин)
Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
История создания
С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.
При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.
Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.
Проблематика:
Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).
Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.
Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.
Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.
И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.
Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).
Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.
История создания повести
2 стр., 642 слов
Екатерина II от дворцового переворота и свержения Петра III до …
… стала приспосабливаться к существующим условиям, опираясь на дворянство и усиливая крепостничество. После крестьянской войны Емельяна Пугачёва её методы правления ещё более сместятся от либерализма … участия в управлении государством (хотя бы на уровне законотворчества) была утопичной. Реформы 1762-1773 гг. В 1763 году была проведена реформа Сената. В результате, Сенат …
Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.
Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.
Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/
А.С.Пушкин в начале своей повести «Капитанская дочка» использовал символический приём – вещий сон. Этим сном автор задаёт тон всему дальнейшему повествованию, предупреждает читателя о грядущих трагических переменах в жизни главного героя.
Пётру Гриневу снится сон в экстремальной ситуации, во время бурана и потери дороги в степи. Понятие «буран» – своеобразный образ, который показывает не только ощущения героя, переживающего расставание с родными, но и предстоящие исторические события того непростого времени.
Перед сном Гринёв знакомится с вожатым – Пугачёвым, и этот человек становится страшным действующим лицом его сна, он тоже имеет свое особое символическое значение.
Следует обратить внимание на будничность и реальность событий, происходящих во сне. Это даже не сон, а видение, уж очень ясно и отчётливо представляется всё Петруше
Ему снится, что он во время бурана возвращается в родное поместье. И находит своего отца смертельно больным, хочет взять благословение, а вместо него в постели лежит весёлый чернобородый мужик – вожатый. Мать называет его посажённым отцом и просит сына поцеловать у него ручку. Петруша возмущён, ему не нужно такого благословения. Тогда мужик встаёт, вытаскивает топор, и начинается кровавое побоище. Но Петрушу вожатый не трогает, напротив, он всё ласково его просит: «Не бойсь, подойди под мое благословение…»
Если осмыслить сновидение, то можно увидеть предсказание будущего казачьего бунта, а также развитие взаимоотношений между Петром Гриневым и предводителем бунтарей Пугачёвым.
Но сначала мы не придаём большого значения этому сну, как и встрече Петра Гринёва с вожатым. Однако по мере развития сюжетной линии появляются предположения, что мужик похож на Емельяна Пугачёва, а кровавая расправа во сне – казнь защитников Белогорской крепости.
Из сна ясно, что Гринев будет противостоять кровавой расправе. И на самом деле он не встанет на сторону мятежников, не станет целовать руку самозванцу. Но вот породниться с Пугачёвым ему придётся. Если родной отец Петра не дал согласия на его брак с Машей Мироновой, то разбойник и злодей становится символическим посажённым отцом и устраивает счастье Петра Гринёва. Пугачёв был так же ласков к Гриневу, как мужик – вожатый во сне.
Сон Петра Гринёва – пророчество, поэтому он должен был исполниться. На самого героя сон производит неизгладимое впечатление. Он запомнит его навсегда. До конца дней своих Гринёв будет считать, что все события его жизни связаны с этим видением.
Образ главного героя
Одним из главных героев книги является Петруша Гринев, который во второй главе видит пророческий сон. Автор пытается раскрыть образ персонажа через подробную его биографию, а также показать его роль через отношения с другими персонажами:
- Машей Мировоной;
- Алексеем Швабриным;
- Савельичем;
- Емельяном Пугачёвым.
Автор кратко рассказывает о детстве героя, его родителях. Отец Гринева был отставным офицером. Мальчик хоть и рос в строгости, он не столько занимался учением, сколько продолжал играть даже на уроках. В шестнадцать лет отец отправил его на службу в Белогорскую крепость, а к нему приставил слугу Савельича. В дороге Петр встречает Пугачёва.
Пётр Андреевич Гринев — положительный персонаж, который ставит честь и достоинство на первое место и этим вызывает уважение. Он верит в любовь и жертвует всем, чтобы защитить любимую девушку. Ради Маши Мироновой Пётр Гринев совершает много поступков:
- проводит дуэль с Алексеем Швабриным;
- покидает свою армию, чтобы спасти Машу;
- просит защиты чести девушки у Емельяна Пугачёва;
- против воли отца готов жениться на любимой.
Пётр Гринев совершает добрые поступки, получая в ответ такое же отношение к себе. В дороге, когда герой заблудился во время снежной пурги, он подарил провожатому заячий тулуп, который потом спас ему жизнь. Этим человеком оказался Емельян Пугачёв. При захвате крепости он вспомнил доброту Гринева и подарил ему жизнь.