Женские образы в пьесах островского «гроза» и «бесприданница»

«лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело»: как классическая русская литература объясняет супружеское несчастье

Сочинение Женские образы в пьесе Островского Гроза

Во все времена, в жизни и в произведениях литературы, дома и не балах, с мужчиной или с подругами, женщины оставались и остаются разными. У каждой из них свой характер, свои идеалы, увлечения и стремления. Одна половина женской части человечества совершенно противоположна второй, и это нормально, это течение жизни, но порой бывает так, что эти самые антиподы враждуют между собой и выигрывает, конечно же, тот, кто сильнее и властнее. Так, например, в произведении Островского Александра Николаевича «Гроза» под одной крышей уместились два совершенно противоположных образа.

К несчастью, Кабанова всё же сумела довести невестку до такого состояния, но и Катерина, будучи набожной и очень честной, не смогла жить с мыслью о том, что она совершила огромный грех, и не то что Кабанова – она сама не простит его себе никогда.

Конечно, в жизни не бывает только чёрного и белого. Так и в «Грозе», здесь присутствует ещё один образ – Варвара. Это дочь деспотичной Кабанихи, которая несмотря на нравы своей матери, продолжала гулять со своим возлюбленным. Она не была такой, как её брат, она была свободнее. Именно поэтому Варвара и помогала главной героине. Она устроила свидание с Борисом и всегда поддерживала её словами. Варвара бесспорно была доброй, но эта доброта перестаёт быть таковой, когда мы вспоминаем о том, кто её мать. Варвара – сломлена Кабанихой, поэтому априори не может быть положительным персонажем.

Вот так под одной крышей и на страницах одной книги уместились такие разные женщины.

Сочинение по литературе на тему: Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

Другие сочинения:

  1. Драма Островского “Гроза” написана в 50-60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы – разночинцев-интеллигентов. В литературе по-явилась новая тема – положение женщины в семье и обществе. Центральное место Read More ……
  2. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь – вот что страшно. А. Н. Островский. Гроза. Образ Катерины Кабановой – главной героини пьесы А. Н. Островского “Гроза” – до Read More ……
  3. А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за Read More ……
  4. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт героини с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, Read More ……
  5. Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза” вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается Read More ……
  6. Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего Read More ……
  7. Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя; она любила другого, который позже Read More ……

Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) «Гроза» — одна из самых известных пьес А. Н. Островского. Популярность произведения обусловлена тем, что автору удалось создать совершенно новый женский образ в русской литературе. Катерина – главная героиня «Грозы» отличается своей внутренней силой и глубиной. Девушка стала олицетворением протеста против патриархальной системы — «лучом света в темном царстве». Но ее «света» не хватило для победы над этим душным и затхлым миром, поэтому все заканчивается самоубийством Катерины. С момента написания пьесы прошло более 150 лет, но до сих пор открытым остается вопрос о том, был ли у Катерины иной путь?

На самом деле в «Грозе» могли быть представлены различные выходы из сложившейся ситуации. Но подходили ли они Катерине? Многие из современных людей не понимают, почему героиня не воспользовалась самым простым, по их мнению, выходом – разводом. Но в обществе того времени браки были церковными, и как считалось, заключались «на небесах», поэтому разводы были очень редки и допускались, в основном, только в дворянских семьях, представители остальных сословий должны были прожить друг с другом всю жизнь до самой смерти.

Катерина могла бы попробовать развестись, но ничего кроме унижений это, скорее всего, не принесло бы. Самый счастливый исход — побег девушки с Борисом. Но ее любимый оказался не принцем, а лишь слабохарактерным эгоистом, оставившим Катерину одну разбираться со всеми проблемами. Еще одним благополучным путем для героини мог стать монастырь. Она могла бы посвятить свою жизнь служению Богу, так как была очень религиозной, но замужних женщин в монастыри не брали, поэтому ее обязательно вернули бы к Тихону.

Самый вероятный вариант развития событий – продолжение жизни Катерины с мужем. Но этот вариант был бы настолько труден для девушки, что вскоре она все равно бы свела счеты с жизнью. Слабохарактерный муж, издевательства Кабанихи и соседей, узнавших об ее неверности, постепенно довели бы девушку до «грани», кроме того, Катерина не смогла бы жить с Тихоном, помня о своей измене и о своей потерянной любви.

Итак, смерть Катерины стала, на мой взгляд, единственным выходом из ситуации. Остальные варианты были не осуществимы или все равно бы привели к гибели героини. Самоубийство девушки стало закономерностью, она не смогла бы примириться с положением дел, принять свою измену, предательство возлюбленного. Катерина приняла решение, которое не требовало компромиссов с окружающим миром и совестью и показалось ей правильным.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Мой Пушкин (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) Наверное, на этой земле нет такого человека, который бы не знал про одного известного и знаменитого писателя, как Пушкин. Кроме этого он написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе.
  • Сочинение по картине Васнецова Песнь о вещем Олеге На картине художник запечатлел судьбоносную встречу князя Олега с провидцем, кудесником. Эти оба персонажа и изображены на переднем плане картины. Князь справа восседает на белом коне с роскошной гривой.
  • Сочинение по картине Айвазовского Берега Далмации (описание) Художник Айвазовский Иван Константинович был заядлым путешественником. Он не представлял жизни без покорения новых высот и визитов в другие края. За свою жизнь он сделал несметное количество визитов

Женские образы в пьесе Гроза Островского

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

Варвара Кабанова, яркая, немного взбалмошная, умная и хитрая барышня, дочь Марфы Кабанихи. Рьяная противница законов патриархата, навязываемых матерью. Но открыто не протестует, все делает втихую. Ее главный жизненный принцип: «Делай все, что тебе хочется, но так, чтобы никто не знал». Это она уговаривает сноху Катерину, пойти на встречу с Борисом. После того как мать запирает Варвару на замок, та сбегает из дому.

Марфа Кабанова (Кабаниха), очень яркий образ жестокой, властной, деспотичной женщины, привыкшей всем и всеми управлять. Она презирает и всячески унижает свою невестку Катерину, которая росла в более свободной семье и ей был чужд домострой. А когда Катерина признается в своей измене мужу, Марфа радуется, что теперь имеет вескую причину унижать невестку, за то, что та осрамила дом и семью. Всячески пресекает желание свободы у родной дочери., руководит жизнью сына. Насмехается над кумом Диким, считая его самодуром. Сама она не считает себя деспотом, так как ее принцип «Родители строги и бранят своих детей, только от любви к них». Марфа фанатично верит в свои принципы. По итогу, деспотичная купчиха Кабаниха остается одна, дочь убегает с возлюбленным Кудряшом, сын тоже отворачивается от родной матери.

Сочинение по произведению на тему: Женские образы в пьесах Островского

Лариса и Харита Огудаловы

В произведении Островского «Бесприданница» было сразу 2 несчастные женщины. Это были мать и дочь Огудаловы:

  1. Лариса Огудалова была умной мечтательной девушкой. Она понимала, что мечте о свадьбе с Паратовым сложно сбыться, ведь у неё не было приданого. Огудалова находилась в унизительном положении и все решения за девушку принимала её матушка. Понимая, что никому не нужна, героиня согласилась стать женой Карандышева, хотя не испытывала к нему никаких чувств. Любила она лишь Паратова и в очередной раз оказалась им предана. После этого девушка решила стать любовницей Кнурова. Карандышев застрелил неверную жену. Перед смертью героиня даже поблагодарила убийцу и попросила отдать пистолет, чтобы в содеянном обвинили только её. Вот так грустно закончилась жизнь девушки, которая мечтала о взаимной любви.
  2. Харита Огудалова, мать Ларисы, небогатая вдова дворянского происхождения. Героиня была очень хитра и считала, что без этого качества невозможно прожить. Ради достижения своих целей Харита могла притворяться, лгать и даже унижаться. Когда пришло время выдавать замуж дочь, она устроила настоящий цирк. В этот момент Огудалова-старшая не думала, что Лариса хочет совсем другого. Девушка согласилась выйти замуж за Карандышова, чтобы поскорее уехать из дома матери. Поступкам Хариты можно найти оправдание, ведь жили они очень бедно, а дочерей нужно было на что-то содержать.

После анализа двух произведений можно сделать вывод, что автор рассказывал о жизни женщин, которые просто стали жертвами обстоятельств.

Сочинение по произведению на тему: Женские образы в пьесах Островского

Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы. Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина Толстого, княжна Мери Лермонтова и сестры Прозоровы Чехова – каждая из женских судеб, раскрытых авторами с теплотой и любовью, по-своему отражает течение русской жизни на протяжении нескольких столетий. Женщины в пьесах Островского зависят от окружающей их социальной среды, Это определяет конфликт в подавляющем большинстве пьес. Конфликт между желаемым и действительным, между тем, что «дозволено» и «не дозволено», определяет многое в построении образа женской судьбы Островским.

Как правило, главную героиню в пьесе непременно окружают героини второго плана. Они представляют собой как бы вариации на основную тему, отвечая на вопрос: «А что было бы, если бы героиня поступила не так, а иначе?» Это позволяет глубже взглянуть на события, происходящие с персонажами пьесы.

В связи с этим замечательны, разнообразны и вместе с тем выступающие как одно целое маменьки Островского, пекущиеся о своих чадах, безраздельно любящие их, но зачастую не понимающие их желаний и возможностей

Это и матушки Елены Карминой и Липочки Большовой, видящие счастье своих дочерей только и исключительно в замужестве (причем для них неважно, что это будет за муж, главное, чтобы «приличия» были соблюдены, а там уж «стерпится – слюбится»), и Харита Игнатьевна Огудалова – несчастливая мать своих настрадавшихся дочерей, и даже мать Тихона Кабанова – страшная Кабаниха, по-своему безответно любящая своих сына и дочь, желающая им какого-то одного ей понятного счастья

По-разному складываются судьбы их дочерей. Например, героиня «Женитьбы Белугина» сумела победить в себе мелкодворянское чванство и по-настоящему полюбить «неподходящего» ей по сословию мужа. Елена Кармина – одна из немногих героинь Островского, заслужившая свое женское счастье в полной мере.

У Липочки из пьесы «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» другая судьба, как, впрочем, другая и мечта, Замужество для нее – лишь возможность уйти из-под угнетающей родительской опеки, выйти, что называется, «в свет» (при этом она в полной мере дитя своего сурового и нечуткого отца: не видя от него в детстве ласки и родительской доброты, она, естественно, не может ответить ему тем же, хладнокровно отправляя его в долговую яму ради собственного благополучия). За судьбу Липочки, ставшей Олимпиадой Самсоновной, можно не опасаться – такие выживают в любых жизненных перипетиях. Однако самые яркие, наполненные женские образы, созданные Островским, говорят о том, что понятие счастья для женщины несовместимо с понятиями обмана, несправедливости, лжи себе и другим. Ни Катерина, ни Лариса Огудалова не смогли жить в неправде, в обмане самих себя ради внешнего благополучия.

Протестом против подлости и низости, бесхарактерности и пресмыкания звучат и поступки, совершенные Ларисой Огудаловой – как ее отъезд с Паратовым за реку, так и отказ принять «помощь» зарвавшихся купцов – Кнурова и Вожеватова. Возможность оставаться самой собой – пусть брошенной, но любящей женщиной, не ставшей игрушкой в чужих руках, вполне оплачена Ларисой, ее смертью. Карандышев, пожалуй, пусть невольно, совершает один из самых честных поступков по отношению к Ларисе: он лишает ее жизни, тем самым не давая ей даже возможности пасть.

Образы женщин в творчестве Островского принадлежат к лучшим образцам русской литературы, знаменуя собой новый этап в драматургии.

Источник

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине В сельской библиотеке Шевандроновой Картина Ирины Васильевны Шевандроновой «В сельской библиотеке», написанная для дипломной работы во время учебы в Московском художественном институте, считается образцом одного
  • Анализ произведения Ионыч Чехова Главный герой произведения – доктор, который переехал в маленький городок. Город погряз в бессмысленности бытия. Для его жителей было характерно пустое времяпрепровождение. Они были грубыми и хамоватыми
  • Сочинение по картине Первое цветение Ромадина (описание 7 класс) На картине все очень красиво… Главное – такие приятные цвета: светло-зеленый, желтоватый… Всё кажется просто прозрачным, особенно воздух. Чувствуется прохлада весеннего дня и тепло солнечных лучей. Красота!

Аргументы

  1. Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной волновала многих людей искусства: поэтов, художников, композиторов.
  2. Отношения с противоположным полом играют большую роль в жизни человека.
  3. Мир изменяется и понятие взаимоотношений между мужчиной и женщиной тоже.
  4.  Мужчины и женщины очень разные, но прекрасно дополняют друг друга.
  5. Отношения между мужчиной и женщиной требуют не только усилий, но и много свободного времени.
  6. Для того чтобы создать хорошие взаимоотношения, необходимо помнить, что все люди разные.
  7. Разные люди притягивают друг друга.
  8. Невозможно дать чёткое определение, которое подошло бы каждому мужчине или женщине.
  9. Научившись по-настоящему любить, понимать и ценить, человек обретает внутреннюю целостность.
  10.  Одна из основных потребностей человека – потребность в общении.

Катерина Кабанова

Катерина Кабанова была главным женским образом в драме «Гроза». Писатель показал её читателю очень целеустремлённой. Помимо этого, девушка обладала и другими качествами, такими как:

  • прямота;
  • честность.

Окружение героини

К сожалению, не все члены семьи Кабановых обладали такими же качествами.

Свекровь главной героини вовсе не нуждалась, чтобы с ней говорили открыто. Атмосфера недомолвок помогала ей занимать властное положение в доме. Именно скрытая вражда между домочадцами позволяла ей начинать новые конфликты. В доме Кабановых царило по-настоящему тёмное царство. Здесь никто не стремился жить в мире и согласии. Дети хозяйки дома не могли пойти против матушки и изменить заведённые порядки.

Трагичная судьба девушки

Катерина была замужем за сыном Кабанихи — Тихоном. Со свекровью она не могла ужиться, а муж даже не мог её защитить. Спустя время девушка встречает Бориса и заводит с ним роман, тем самым загоняя себя в ловушку. Эта любовь и привела девушку к трагичному концу. Даже если бы Катерина не обожглась предательством Бориса, вряд ли она смогла бы зажить счастливо. Её убивало текущее положение и рано или поздно это также привело бы героиню к самоубийству.

Двуличие — единственный выход

Катерина была воспитана так, что всегда противилась любому двоемыслию. У неё не было привычки что-то скрывать и обманывать близких людей. Полной её противоположностью была Варвара Кабанова — сестра её мужа. Девушка давно поняла, в каком доме она живёт и что честным людям здесь не выжить.

Главная героиня не умела и не хотела врать. При любой малейшей провинности её начинали мучить угрызения совести. Нет ничего удивительного, что девушка выбирает смерть, а не начинает жить двойной жизнью и прятаться от мужа со своим любовником.

В пьесе «Гроза» женский образ Катерины некоторые критики литературы сравнивают с Ильинской из очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Обе девушки были несчастны в любви и не могли с этим ничего поделать. Это ещё раз подтверждает, что в русском обществе того времени положение женщин было практически бесправным.

Сочинение 10 класс

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» изобилует различными и неповторимыми женскими образами. Через женщин автор решил показать трагичность жизни, которую каждая из героинь воспринимает по-своему. Женщины в произведениях русской классики часто являются носителями определённой идеи, смысл которой открывается читателям по мере знакомства с книгой.

Катерина Кабанова — главная героиня пьесы «Гроза». Катерина вышла замуж не по любви и попала в дом свекрови, которая не упускает момента, чтобы задеть бедную девушку. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Дикого. Несчастная любовь доводит девушку до смерти, и она добровольно погибает в водах Волги. Катерина добрая и искренняя героиня. Глубоко религиозная и честная она рассказала мужу об измене и нисколько не сомневалась в своём решении. Девушка вызывает сочувствие и жалость к её судьбе.

Одной из главных героинь является Марфа Кабанова, Кабаниха. Она вдова и глава в доме. Кабаниха имеет двух детей — Варвару и Тихона. Марфа Кабанова пример консервативной женщины той эпохи, ценящей строгую мораль. Это довольно жестокая женщина, что проявляется в отношении к её детям и Катерине. У читателя деспотизм в её поведении вызывает только отторжение, которое постепенно перестает в ненависть к персонажу. Именно Кабаниха доводит Катерину до самоубийства, хотя прекрасно понимает, что девушка, несмотря на свою измену, являет собой пример чистоты и честности.

Кроме того, одной из центральных героинь является Варвара, дочь Кабанихи. Варвара хитрая девушка, которая приспосабливается к жизни в нелюбви матери. В отличие от Катерины она научилась врать Кабанихе и смирилась со своим положением. Девушка сочувствует и помогает Катерине. Не выдержав, Варвара сбегает со своим возлюбленным из дома Кабанихи. Девушка является противоположностью Катерины, она считает, что добром в жизни ничего не добьёшься. Островский показал пример реакции на деспотизм с разных сторон.

Таким образом, «Гроза» открывает нам несколько различных типов героинь, которые совершенно по-разному реагируют на жизненные трудности. Островский воплотил в своих персонажах крайнюю степень и честности, и деспотизма, и равнодушия. Все героини пьесы заслуживают сочувствия читателя в той или иной мере, ведь поведение человека складывается с воздействием на него множества различных факторов.

6 правил сохранения отношений, если у пары разные интересы

Разное образование, менталитет могут помешать вам найти точки соприкосновения, и в этом случае сохранить союз будет сложно. Есть исключение из правила – пары, которые общаются только на бытовые темы и отлично себя чувствуют. Они уверены друг в друге, доверяют и умеют находить компромисс. У таких партнеров тесная эмоциональная связь, на которой и держится союз.

Часто женщина видит проблему там, где ее на самом деле нет. Если вас беспокоит только то, что у вас с избранником разные интересы, а в остальном он вас устраивает, переживать не о чем. Если же вы ощущаете дискомфорт, вопрос нужно решать.

Если партнер ущемляет вас, заставляет дружить с людьми, которые вам неприятны, а ему нравятся, или не разрешает заниматься хобби только потому, что ему оно неинтересно, это говорит о нездоровых отношениях, старайтесь их избегать.

Итак, если у вас с партнером есть совместные увлечения – отлично. Если нет, не беда, можно воспользоваться советами специалиста и попытаться найти точки соприкосновения. Возможно, у вас похожие жизненные цели или вы одинаково строите планы на будущее: хотите большую семью, много путешествовать и т. д. Значит, у вас есть шанс прожить долгую, счастливую жизнь со своим избранником.

Следуя этим правилам, вы сможете надолго сохранить любовь:

  1. Уважайте друг друга, прислушивайтесь к мнению партнера.

  2. Учитесь находить компромисс, внедрите традиции в вашу семью.

  3. Не нужно заставлять себя делать ради партнера то, что вам не нравится.

  4. Рассказывайте любимому о своих переживаниях и чувствах.

  5. Ничего не навязывайте и не требуйте.

  6. Учитесь быть самодостаточным человеком.

Не закатывайте скандал, если супруг хочет сходить с друзьями на футбол или съездить на рыбалку, займитесь любимым хобби, посетите салон красоты, отдохните, а затем пригласите мужа на совместный отдых.

Сочинение на тему Гроза Островского

По пьесе Островского нам нужно написать краткое сочинение и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.

В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

Одним из самых ярких образов пьесы Островского Гроза является образ Катерины. Это единственно живой персонаж, который может любить. Катерина луч света в мире, где живут наши герои. В этом темном царстве, где не смогла жить героиня, выбрав для себя смерть.

Если говорить о названии произведения, то смысл неоднозначный, и тут я отмечу, что смысл названия произведения зависит от самих героев. Так, из-за своей любви к другому, из-за измены, у Катерины бушует гроза в душе. Кулигин в грозе видит невежество людей, с которым нужно бороться. Для Тихона гроза это его мать, которой он подчиняется. Для Бориса представляется людская гроза, людская молва, которая страшнее природного явления, поэтому он бежит, оставив Катерину. Но не все так плохо. Назвав свое произведение Гроза, Островский показал нам, что вскоре грядут перемены, ведь после каждой грозы выходит солнце и оно обязательно появится из-за туч и в этот раз.

Женские образы в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» (Школьные сочинения)

Катерина – искренний, открытый и светлый человек, чем резко выделяется на фоне общества, в котором вынуждена жить.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Она воспитана на любви, взаимопонимании и уважении к ближнему, чего не может добиться от своей нынешней семьи по отношению к себе. Катерина не может ужиться в той обстановке, в которой оказалась после замужества, и в конце концов ее неприязнь к собственной супружеской жизни выливается в протест против патриархального уклада.

Сочинение рассуждение по пьесе Гроза

В пьесе показан мещанский быт. Хочу поделиться в сочинении рассуждении по пьесе Гроза своим мнением по поводу всего происходящего в произведении. Здесь явно борется старое и новое поколение. Представителем первого при этом является Кабаниха со своим семейством. Она придерживается устоявшихся нравов и подавляет стремление молодых людей отказаться от этих традиций.

Мне кажется, что данная проблема не перестает оставаться актуальной даже сейчас. Немало родителей по сей день отказываются видеть в своих детях личность. Они стремятся к тому, чтобы дети мыслили также, как они, совершали аналогичные поступки. Папа и мама при этом самостоятельно решают, с кем дружить их ребенку, куда идти учиться и много всего прочего.

При прочтении этой пьесы у меня возникли неоднозначные чувства. Безусловно, поражает и восхищает точность изображения образов, характерных для той эпохи. Чего только стоит одна Кабаниха. Она невероятно злая и лицемерная. В обществе она выглядит некой самаритянкой, готовой всегда оказать помощь. С близкими же она ведет себя, как тиран. Она уничтожает в своем сыне личность. Я считаю, что именно по вине матери он стал беспомощным и жалким, не способным вызвать уважение.

Не меньшее впечатление на меня произвела ситуация, в которую попала Катерина. Это душевно сильная, добрая и светлая особа. Она противопоставляется тому обществу, в котором оказалась. Ей приходится жить с убогим супругом. Полюбить его попросту невозможно. Ведь даже личностью его назвать нельзя. Это пустое место. Катерину невероятно жаль. Ей не удалось выдержать сложившиеся обстоятельства. От безысходности она и решается на самоубийство. В этом и заключается главная тема сочинения по пьесе Гроза.

Женские образы в пьесе Гроза Островского

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

Варвара Кабанова, яркая, немного взбалмошная, умная и хитрая барышня, дочь Марфы Кабанихи. Рьяная противница законов патриархата, навязываемых матерью. Но открыто не протестует, все делает втихую. Ее главный жизненный принцип: «Делай все, что тебе хочется, но так, чтобы никто не знал». Это она уговаривает сноху Катерину, пойти на встречу с Борисом. После того как мать запирает Варвару на замок, та сбегает из дому.

Марфа Кабанова (Кабаниха), очень яркий образ жестокой, властной, деспотичной женщины, привыкшей всем и всеми управлять. Она презирает и всячески унижает свою невестку Катерину, которая росла в более свободной семье и ей был чужд домострой. А когда Катерина признается в своей измене мужу, Марфа радуется, что теперь имеет вескую причину унижать невестку, за то, что та осрамила дом и семью. Всячески пресекает желание свободы у родной дочери., руководит жизнью сына. Насмехается над кумом Диким, считая его самодуром. Сама она не считает себя деспотом, так как ее принцип «Родители строги и бранят своих детей, только от любви к них». Марфа фанатично верит в свои принципы. По итогу, деспотичная купчиха Кабаниха остается одна, дочь убегает с возлюбленным Кудряшом, сын тоже отворачивается от родной матери.

Женские образы

Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский — драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Пестрая, полная драматизма жизнь открылась читателям и зрителям Александра Николаевича. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические. В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки Болыновой из пьесы «Свои люди — сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огу-даловой из «Бесприданницы». На мой взгляд, лучшими пьесами Островского являются «Гроза» и «Бесприданница». Подробно посмотрим характеры героинь этих пьес. Катерина Кабанова противоречивая и своеобразная натура. Она богобоязненна и в то же время мятежна. Вспоминая детство в родном доме, Катерина понимает, что надежда на счастье не оправдалась. Жизнь в семье мужа она воспринимает как неволю. В этом доме царят ханжество, лицемерие и обман. Варвара, выросшая в этой среде, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Катерина внешне принимает образ жизни семьи, но в душе протестует. Полюбив Бориса, она не скрывает этого от окружающих. «Коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»-говорит она любимому. Разразившуюся грозу Катерина воспринимает как предупреждение о каре Божьей. Но пока героиня любит и любима, ей ничего не страшно. И Тихон, и Борис, каждый по-своему, любят и жалеют Катерину, но они слабовольны и зависимы от Кабанихи и Дикого, поэтому не могут защитить, дать счастье Катерине. Поняв это, героиня решает умереть. «Да уж измучилась я! Ничего мне не надо, ничего мне не мило! А смерть не приходит». Истинная христианка, Катерина воспринимает самоубийство не как грех, а освобождение от мук и страданий. «Мне так будет легче. А об жизни и думать не хочется. Опять жить. Нет, нет, не надо.» Совершенно иной характер у Ларисы Огудаловой. Она довольно культурная, образованная девушка. Ларисе чужд мир, окружающий ее. Она стремится вырваться из этого окружения, где царят алчность и дух стяжательства. Полюбив Сергея Сергеевича Паратова, Лариса не видит за блестящей оболочкой циничную и жестокую натуру. Она любит свой идеал, а не реального героя. Жизнь сложнее, чем мы о ней думаем. Ларисе приходится поступаться своими идеалами. Она готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на «цыганский табор» или ярмарку, где все продается и покупается. «Вещь. да, вещь. Я вещь, а не человек.» — говорит Лариса. И теперь уже она хочет продать себя подороже. «Каждой вещи своя цена есть. Я слишком, слишком дорога для вас»,- отвечает она Карандышеву. Лариса искала любви, но на нее все смотрят как на забаву. Хотела уйти из «цыганского табора», но не смогла. Она не способна на самоубийство, поэтому выстрел Карандышева героиня воспринимает как избавление от морального падения, от тягот жизни. Умирая, героиня прощает всех: «Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. вы все хорошие люди. я вас всех. всех люблю».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: