Детство и воспитание
Повествование автор начинает с уже зрелого возраста своего персонажа. Читатель знакомится с губительным результатом «обломовщины». Для понимания проблемы необходимо начинать с самого начала — где родился герой, как воспитывался и как формировались его взгляды на жизнь. Поэтому Гончаров пишет текст главы «Сон Обломова».
Мальчик родился в глухой живописной деревеньке Обломовке, в семье богатого помещика. Ему не приходилось прилагать усилия для достижения каких-то целей, так как все желания сиюминутно исполнялись. Родители его сильно любили и пытались отгородить от любых трудностей, воспитывать самостоятельность было не принято. Стоило маленькому Илье заинтересоваться чем-либо, как его стремление тут же пресекалось. Объяснялось это всегда одинаково — зачем трудиться, если есть слуги, они все сделают. Дошло до того, что Обломов не мог уже и одеться без помощи своего слуги Захара.
Очевидно, что господа предпочитали пассивный образ жизни:
- прогулки по поместью, путешествия не приветствовались;
- любая работа воспринималась как наказание — Илья Иванович (отец героя), хоть и был добрым человеком, но отличался бездействием. Все дела откладывались до последнего, в результате чего поместье быстро превратилось в развалины. Видя пример отца, Илья рос таким же бесхарактерным.
Они жили в лености и полудрёме, отвлекаясь только на еду (к которой испытывали особую любовь) и на смену сезонов, сопровождающуюся праздниками, свадьбами или похоронами. Такое постоянное времяпрепровождение было губительно не только для хозяев, но и для жителей деревеньки, раньше славившейся искусными холстами и вкусным пивом, а ныне забывшей своё ремесло.
Для Обломова воспитание — это старинные предания, рассказываемые няней мальчика. В результате он вырос в мечте, постепенно разочаровываясь в реальном мире. Об этом он говорил, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Помогут понять принципы воспитания Обломова цитаты:
- «стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание»;
- «учиться слегка, не до изнурения души и тела»;
- «добыть как-нибудь аттестат».
История написания
После прочтения рассказа у читателя формируется собственное впечатление как о сборнике рассказов «Записки охотника», так и о творчестве великого мэтра литературы в целом. Благодаря мастерству писатель прославился не только на Родине, но и далеко за ее пределами.
В разгар работы над созданием цикла Иван Сергеевич написал произведение «Певцы». Это произошло в 1850 году. К тому моменту Тургенев четко осознавал эстетическую значимость «Записок охотника». Это означает, что каждый рассказ по-своему отражает специфику сборника, поэтому воспринимать их необходимо в совокупности. Именно так делал сам автор.
Тургенев писал рассказ «Певцы» в период действия крепостного права, под давлением которого были вынуждены жить крестьяне. Общественная и природная обстановка были губительны для жизни человека. На тот момент уже появились задатки разложения земледельческой системы, отголоски которых можно встретить в сборнике произведений.
Воспитание героев
Детство Ильи Ильича прошло в имении Обломовка, где царили умиротворение, мечтательность, неспешность и апатичность. Никто из домашних не стремился вникать в будничные дела, все были заняты размышлениями, грезами на лоне пасторальной природы. Строгости родители к мальчику Илье не проявляли, ничего от него не требовали. Все прихоти ребенка выполнялись. В итоге Обломов вырос неспособным к организации дел, избалованным, изнеженным.
Родители желали дать образование сыну, но обучение в пансионате не было успешным для Ильи. Наука его не привлекала, казалась ему бессмысленным занятием. Родители не смогли проявить строгость и потребовать прилежания. Если говорить кратко, то Илья легко мог манипулировать матерью и с ее разрешения не посещал занятия.
Юность у Штольца была совершенно другой. Во-первых, от природы Андрей являлся очень сообразительным, его деятельный ум интересовался наукой, прекрасно впитывал знания. Во-вторых, мальчика не баловали. Отец воспитывал его строго, не показывал каких-то личных родственных чувств к сыну. От своего родителя Андрей не получал ни теплоты, ни любви, ни заботы.
Отсутствие поддержки близких людей приучили Штольца рассчитывать только на себя, активно относиться к делам. Под влиянием таких условий смогла вырасти деятельная, кипучая и невероятно сообразительная личность. Так как Андрей вытерпел удары судьбы и трудности молодости, он не боялся мира, Штольц в нем существовал и успешно добивался своих целей.
Сочинение 3
В романе «Обломов» Иван Александрович описывает историю двух людей. Это два друга детства и они абсолютно разные, они словно два разных полюса. Обломов Илья Ильич флегматичный и ленивый, он привык, что всю жизнь его родители его баловали и поощряли во всем. Мама сильно опекала Обломова и никогда не разрешала ему ничего не делать самому. С детства он был окружен заботой, его одевали няньки и слуги, кормили и никогда не заставляли ничего делать.
Даже когда он вырос, он продолжал лежать на диване, был очень ленивым и ничего не соображал в отцовских делах. Он очень боялся сквозняков и постоянно кутался в халат и почти не выходил из дома. Для Обломова не было интересных людей, он ни с кем не общался. По-прежнему всю работу выполняли слуги. В доме воцарился полный бардак и хаос.
Даже когда он влюбляется в Ольгу, через какое-то время ему становится лень вести активную жизнь. Ему нравится спокойная размеренная жизнь, и он выбирает домашнее спокойствие. Между страстью и бурной жизнью, он решает выбрать тишину. Его любовь к Агафье Матвеевне больше была как к матери, а не как к женщине. У них родился замечательный сын, и Обломов вполне был счастлив, оставаясь до конца своих дней под полной опекой своей жены.
Друг Обломова Андрей Иванович Штольц был полной противоположностью. Его родители вырастили его активным и трудолюбивым человеком. За что бы ни брался Штольц, у него все получалось. Строгость отца немца и ласка русской матери сделали из него достойного человека.
Ему нравилось работать, и он считал, что это главный долг человека уметь себя обеспечить. Он пытается расшевелить своего друга и на какое-то время ему это удается. Он пытается ему показать другую жизнь, где можно от жизни получать все. Ему нравится брать от нее все самое лучшее, при этом Штольц никогда не мечтает он заядлый реалист.
Андрей Иванович всегда доводил свои дела до конца и никогда не оставлял ничего на потом. Он был очень активным, и его физическое здоровье было хорошим. Он отличался ответственностью за то, что он брался, делал.
Даже после смерти лучшего друга по просьбе Обломова Штольц берет под свою опеку его сына Андрюшку. Он сохраняет об Обломове самые лучшие воспоминания.
В романе «Обломов» писатель пытался сказать о том, что люди могут совершенно разные, но дружить. Они дополняли друг друга, и им было о чем поговорить. Каждый из них внес в жизнь другого свои коррективы.
Сочинение Главные герои произведения Певцы
Рассказ Тургенева «Певцы» входит в цикл «Записки охотника». Автор многое заимствовал из собственной личности и перенёс всё в повествователя-героя этого произведения.
В повествовании Тургенев пытается передать душу русского народа, его волнение и жизнь, и то, как на первый взгляд обычная песня может тронуть сердца людей.
В рассказе автор пытается передать жизнь обычных крестьян. События разворачиваются в селе, где проходит соревнование между артистами. Рассказчик прибывает в разгар данного события. Ключевыми героями являются два певца, которые принимают участие в конкурсе песен – Рядчик и Яшка-Турок.
Рядчик
Главный соперник Яшки-Турка. Уверенный в себе молодой человек невысокого роста, в пределах тридцати лет. Автор описывает его в качестве беспечного, довольно шустрого городского представителя, на вид весьма состоятельного. Было видно, что перед зрительным залом слегка волновался, однако желание понравиться не покидало. В том числе хорошо ощущались его хладнокровие и самоуверенность, которые передавали глаза.
Внешние качества певца отражались в виде богатой одежды: красная рубаха, где стоит отметить застёгнутый пуговицей воротничок. Лицо горделивое и живое с жидкой бородкой, волосы курчавые.
Рядчик вызвался петь первым, развесёлую песню, сопровождая всё прищёлкиваниями, танцами и завитушками. Всё же общий восторг послужил ему наградой. В нём было столько энергии и неистовости, что охватил безумием весь зрительный зал. Он прекрасно знал, что поёт с лучшим певцом в округе. И после пения Яшки-Турка Рядчик признал своё поражение, однако изначально был уверен в своём превосходстве. В его песне не былой той необходимой нотки, которая тронула бы зрителя. Однако, голос был довольно приятным, хоть и сипловатым.
Яшка-Турок
Это молодой человек лет двадцати трёх, бедный, но очень талантливый. Работает черпальщиком на бумажной фабрике у купца. Худой и стройный юноша с серыми глазами и светло-русыми кудрями одет был в голубой долгополый кафтан. Губы красивые и выразительные, впалые щёки и прямой нос. Лицо выглядело исхудалым и болезненным, но источало страсть и впечатлительность.
Яшка-Турок являлся обладателем проникновенного, поистине восхитительного голоса, отчего считался лучшим певцом в близлежащей округе.
Мелодичность неотразимого голоса пленительно захватывает душу каждого слушателя и проносит по самым сокровенным уголкам сердца. Его голос настолько проникновенен, что у людей возникают эмоциональные потрясения, такими как слёзы, всхлипывания, а порой и рыдания. Это вызывается тем, что зрители погружаются в свои воспоминания, в самую глубину своих переживаний, волнений, словно вся жизнь оказывается перед их глазами. И это невзирая на волнение и неуверенность самого певца. Было что-то родное и тёплое в нём и в его пении, словно необъятные степи и русские дали с бесконечными речушками, но одновременно что-то пугающее и неприступное.
Сначала он пел робко, но заметив, что все начинают слушать его с особым восхищением, собрался и его печальная песня стала гораздо шире и сильнее. Голос Яшки-Турка выделяется особой искренностью и чувствительностью, которая передаёт ту самую русскую, горячую и честную душу, отражающаяся в слегка хрупкой, грустной мелодии, которая вбирает в себя бесконечную молодость, горячую страсть и жажду свободы.
В данном произведении изображено великолепное действие музыки на нутро людей, которые в своей сущности совершенно разные. И это поистине волшебное искусство охватывает каждого в невзрачной обстановке старого кабака.
Другие персонажи
Николай Иванович
– целовальник (так ранее назывался продавец в кабаке), владелец кабака «Притынного» .
Дикий-Барин (Перевлесов)
– 40 лет, «широкоплечий, широкоскулый» с татарскими глазами.
Обалдуй (Евграф Иванов)
– «загулявший, холостой человек» , от которого отказались господа.
Моргач
– мещанин, бывший кучер; «тертый калач, который знает людей» .
В небольшом селе Колотовка, лежавшем на «скате голого холма» отдельно от других стояла небольшая избушка – кабак «Притынный» . Известен он был благодаря своему владельцу целовальнику Николаю Ивановичу.
Николай Иваныч был «расторопный и сметливый» , обладал даром «привлекать и удерживать у себя гостей»
Он знал толк во всем, что «важно или занимательно для русского человека». Николая Ивановича уважали соседи, он был «человек со влиянием» , у него были жена и дети
В жаркий июльский день рассказчик решил зайти в кабачок. Еще на пороге услышал разговор мужиков, что Турок-Яшка и рядчик будут соревноваться в пении – они побились об заклад на осьмуху пива. Рассказчик не раз слышал о Яшке-Турке «как о лучшем певце в околотке» .
В кабаке «собралось довольно многочисленное общество» , которое рассказчик описывает подробно. Обалдуй не имел никакой должности, не получал жалования, но умел «покутить на чужой счет» . О Моргаче было известно, что «он некогда был кучером» у старой барыни, бежал от нее, затем вернулся, после смерти помещицы был отпущен на волю, приписался в мещане и вскоре разбогател. Яков-Турок «был по душе – художник, а по званию – черпальщик на бумажной фабрике» . Прошлое Дикого-Барина было неизвестно, но мужик «пользовался огромным влиянием во всем округе» .
Рассказчик заметил, что Яшка волнуется. Чтобы определить, кто будет петь первым, бросили жребий. Выпало рядчику. Рядчик выступил вперед и «запел высочайшим фальцетом» . «Голос у него был довольно приятный и сладкий». Рядчик пел веселую плясовую песню. Присутствующие ему подпевали и после очень хвалили.
Далее следовало петь Якову. Он прикрыл лицо рукой, а когда открыл, «оно было бледно, как у мертвого» . Вздохнув, Яков завел заунывную песню «Не одна во поле дороженька пролегала» . Его голос «звенел, как надтреснутый» . «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». У рассказчика навернулись слезы. Все поняли, что Яков победил.
Чтобы не испортить впечатление, рассказчик пошел спать на сеновал. Ночью, проходя снова мимо кабака, он услышал, что гулянье там продолжается – Яков пел какую-то плясовую песню. Рассказчик «быстрыми шагами стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка» , издали какой-то мальчик громко звал Антропку.
Популярные сочинения
- Сочинение Описание картины Тихая обитель Левитана (4 класс) Левитан Исаак Ильич — талантливый и известный художник. Одна из его лучших работ является замечательная картина Тихая обитель. На полотне изображена настоящая русская природа. Очень метко нарисованы
- Сочинение-описание по картине Как прекрасен этот мир Семенова (5 класс) Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник
- Сочинение на тему Зимушка-зима Мне нравится зима и снежная погода, когда хлопья снега падает, а ты наблюдаешь за этим из окна. Люблю гулять по хрустящему снегу. Только не люблю сильных морозов, ведь они проносят людям много хлопот
↑ Семейная реликвия сочинение 5 класс
В
1.Интересное открытие
2.Мои предки
3.Оберег
В
Недавно в школе нам задали составить генеалогическое древо. Как же я была удивлена, когда узнала, что предки моей прабабушки были дворянами. У них в подчинении была небольшая деревня и крестьяне. Я даже вести себя стала иначе, после того, как узнал данную информацию, все же происхождение требует.
В
Чуть позже, мама показала мне еще одну удивительную вещь. Это был резной медальон. Внутри него был маленький камушек. Оказалось, что это не простое украшение. Этот медальон принадлежал моей прабабушкие. Её муж, подарил в день венчания подарок — камушек малахит.В А на день рождения первенца медальон. Потом были трудные времена — революция, Первая мировая, раскулачивание, Великая отечественная война.
В
Провожая мужа на фронт, пробабушка отдала ему медальон и положила в него камушек. К великой радости, глава семейства вернулся домой живым, сохранив медальон. Какое это было счастье для всей семьи.В С тех времен повелось, что этот оберег передавался из поколения в поколение.
В
Я рассматриваю медальон, потемневший от времени, держу в руке камушек и пытаюсь представить, как все это было. Как жили мои предки, как горевали и радовались. Рада, что есть в семье дорогая вещь, память моего рода.
В
В
Пример сочинения-описания
Основная причина, которая заставляет школьников (а нередко и их родителей) задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. Однако не нужно дожидаться старших классов, чтобы учиться творческой работе. Если школьник приложит достаточно усилий и уже начиная с младших и средних классов отточит умение писать сочинения, в будущем это сыграет ему на руку. Поэтому не стоит пренебрегать написанием обычных работ. Рассмотрим пример, позволяющий школьнику научиться составлять сочинения-описания.
“На морском берегу около деревни Северное погода меняется всегда внезапно. Точно так же произошло и в этот раз. Еще с утра светило яркое солнце, но уже к обеденному времени картина начала меняться.
Грозные тучи заволокли небо до самого горизонта. Вдалеке можно было увидеть, как танцуют яркие молнии, вспыхивая то с одной стороны, то с другой. Где-то далеко можно было увидеть стену дождя, которая словно соединяла воедино небесную твердь и море. Волны разбивались о берег, становились все сильнее, словно их с каждой секундой наполняло негодование. Поселок опустел. Резкие порывы ветра тревожно развевали листья деревьев, раскачивали плетеные изгороди. Близился сильный шторм”.
Биография
Андрей Иванович Штольц — молодой мужчина, дворянин, имеющий русские и немецкие корни. Отец — образованный немец незнатного происхождения, сумевший сколотить небольшой капитал благодаря своему трудолюбию и упорству. Мать — обедневшая русская дворянка, вынужденная в молодости работать гувернанткой в богатом семействе.
Родители много сил и времени уделяли Андрюше, обучая его всему, что знали сами. Смышлёный мальчик быстро впитывал новые знания, проявлял к ним повышенный интерес. Несмотря на недовольство утончённой матери, отец дал Андрею практическое, деловое воспитание, и мальчик с юных лет рос дисциплинированным, ответственным человеком, на которого можно положиться.
Штольц-старший обеспечил сыну университетское образование, после чего отправил в «большой» мир самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Поначалу Андрей устроился на службу, где смог дослужиться до надворного советника. Оставив службу, он занялся коммерцией и благодаря своей предприимчивости смог добиться немалых успехов.
Всё своё время Штольц посвящал саморазвитию, образованию, путешествиям. Состоявшись как личность и обеспечив себе полную финансовую независимость, он создал семью с Ольгой Ильинской — молодой красивой дворянкой, с которой его связывало полное взаимопонимание, родство душ. Этот брак оказался на редкость удачным.
Штольц и Обломов: антиподы или двойники?
Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.
Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.
Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).
Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Обломов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Обломов»
для самых компанейских —
Главные герои «Обломов»
для самых занятых —
Читательский дневник «Обломов»
для самых любопытных —
Анализ «Обломов» Гончаров
для самых крутых —
Читать «Обломов» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы августа для 10 класса:
Краткое содержание «Идиот»
Краткое содержание «Гиперболоид инженера Гарина»
Краткое содержание «Сто лет одиночества»
Князь Мышкин
Краткое содержание «Бурмистр»
Краткое содержание «Братья Карамазовы»
«Идиот» очень краткое содержание
Краткое содержание «Над пропастью во ржи»
Мышкин и Настасья Филипповна
Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»
Список и краткая характеристика героев повести А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Рассказчик — дворянин среднего возраста, образованный, воспитанный и отзывчивый человек. Настоящий патриот, обеспокоенный настоящим и будущим своей страны и её народа. Рассказчик возмущён тяжёлым положением крестьян, он жалеет их, пытается протянуть им руку помощи.
- Господин Крестьянкин — человек дворянского происхождения, построивший свою карьеру с самых низов. Служил председателем уголовной палаты. Несмотря на свой статус оставался добрым, справедливым и небезразличным к чужому горю. Крестьянкин разрушил свою карьеру, когда оправдал измученных крепостных, убивших своего хозяина. «Правосудие» отменило это решение и крестьян казнили.
- Безымянный крестьянин — сильный духом, мудрый, трудолюбивый и жизнерадостный работяга. Наш путешественник встретил его в главе «Любани» в поле за работой. Рассказчик искренне удивился как этот крестьянин умудряется обрабатывать свою землю, если шесть дней в неделю обязан работать на хозяйском участке.
- Господин Ч. — знакомый рассказчика. Поведал ему о своём морском путешествии, крушении и неком начальнике, которому в «сон час» дела нет до спасения людей.
- Барон Дурындин и его престарелая невеста — об этих двух персонажах рассказчик узнаёт из письма. Дама, некогда бывшая женщина лёгкого поведения, выходит замуж за барона, так как хочет, чтоб на склоне лет её называли «ваше высокородие». Барон берёт её в жёны только потому, что она разбогатела.
- Слепой старик — в прошлом герой был отважным войном, теперь на старости лет за несколько копеек милостыни поёт песни. Рассказчик пожалел старика, но от денег тот отказался. Взял лишь тёплый платок.
- Павел — рулевой небольшого судна, не пожалев себя спас целую команду.
- Купец — зажиточный человек, попавший на скамью подсудимых из-за действий мошенника.
- Карп Дементьич — именитый гражданин, промышлявший аферами в Новгороде.
- Аннушка — обычная крестьянская девушка, искренняя, добрая и простая. Мечтает о свадьбе с любимым человеком и о детях.
Заключение
На примере образа жизни Обломова и Штольца Гончаров показал, как могут различаться судьбы людей, выходцев из одного социального слоя, но получивших разное воспитание
Изображая трагизм обоих персонажей, автор показывает, что человек не может жить, спрятавшись от всего мира в иллюзии либо чрезмерно отдавая себя другим, вплоть до душевного истощения, – чтобы быть счастливым, важно найти гармонию между этими двумя направлениями
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Обломов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Обломов»
для самых компанейских —
Главные герои «Обломов»
для самых занятых —
Читательский дневник «Обломов»
для самых любопытных —
Анализ «Обломов» Гончаров
для самых крутых —
Читать «Обломов» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы августа для 10 класса:
Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда»
Мышкин и Настасья Филипповна
Краткое содержание «Сто лет одиночества»
Краткое содержание «Бурмистр»
Краткое содержание «Над пропастью во ржи»
Краткое содержание «Гиперболоид инженера Гарина»
Краткое содержание «Идиот»
Краткое содержание «Братья Карамазовы»
Краткое содержание «Грозовой перевал»
«Идиот» очень краткое содержание