Краткое содержание
Городские чиновники собираются в доме губернатора, чтобы на совещании решить, кем же на самом деле является Чичиков и для чего ему нужны мертвые души. Почтмейстер выдвигает интересную гипотезу, согласно которой Чичиков – не кто иной, как капитан Копейкин, и принимается за увлекательный рассказ об этом человеке.
Капитану Копейкину довелось участвовать в кампании 1812 года, и в одном из сражений ему «оторвало руку и ногу». Он прекрасно осознает, что «нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая», а остаться на иждивении старика-отца также невозможно: тот сам едва сводит концы с концами.
Искалеченный солдат решает отправиться в Петербург, «чтобы хлопотать по начальству, не будет ли какого вспоможенья». Город на Неве впечатляет Копейкина до глубины души своей красотой, но снимать угол в столице очень дорого, и он понимает, что «заживаться нечего».
Солдат узнает, что «высшего начальства нет теперь в столице», и нужно обратиться за помощью к временной комиссии. В прекрасном особняке, где начальство принимает просителей, собирается много «народу – как бобов на тарелке». Прождав четыре часа, Копейкин, наконец, получает возможность поведать о своей беде генерал-аншефу. Тот видит, что «человек на деревяшке и правый рукав пустой пристегнут к мундиру» и предлагает явиться спустя несколько дней.
Радости Копейкина нет предела: «ну, думает, дело сделано». В приподнятом настроении он идет пообедать и «выпить рюмку водки», а вечером направляется в театр – «одним словом, кутнул во всю лопатку».
Спустя несколько дней солдат вновь приходит к начальнику в комиссию. Он напоминает о своем прошении, но тот не может решить его вопрос «без разрешения высшего начальства». Необходимо дождаться приезда господина министра из-за границы, поскольку только тогда комиссия получит четкие указания относительно раненых на войне. Начальник дает немного денег солдату, чтобы тот смог продержаться в столице, но тот рассчитывал не на такую мизерную сумму.
Копейкин выходит из ведомства в подавленном настроении, чувствуя себя, «как пудель, которого повар облил водой». Деньги у него на исходе, жить не на что, а соблазнов в большом городе невероятное множество. Каждый раз, проходя мимо модного ресторана или лавки с деликатесами, он испытывает сильнейшее мучение – «слюнки текут, а он жди».
От горькой безысходности приходит Копейкин в комиссию в третий раз. Он настойчиво требует решения своего вопроса, на что генерал советует дожидаться приезда министра. Разъяренный Копейкин поднимает в ведомстве настоящий бунт, и начальник вынужден «прибегнуть, относительно так сказать, к мерам строгости» – солдата отправляют на место жительства.
В сопровождении фельдъегеря Копейкина увозят в неизвестном направлении. По дороге несчастный калека размышляет о том, как заработать себе на кусок хлеба, раз государю и отечеству он более не нужен.
Вести о капитане Копейкине могли бы кануть в Лету, если бы спустя два месяца в округе не поползли слухи о появлении разбойничьей шайки, атаманом которой стал главный герой…
Краткое содержание
Всего в повести три действующих лица — капитан Копейкин, генерал-аншеф и почтмейстер, который исполняет роль рассказчика. История начинается с описания состояния капитана. После войны 1812 года он лишился ноги и руки. Инвалидность мешала ему работать, а совесть не позволяла мужчине находиться на иждивении старого отца.
Поэтому солдат решил отправиться в Санкт-Петербург. Все, что он хотел — получить небольшое материальное пособие. Город на Неве ему очень понравился, капитан был восхищен его красотой. В то же время он понимал, как дорого жить в нем, поэтому решил беречь свои деньги и не задерживаться там надолго.
Царь был в заграничной поездке, и Копейкину предложили отправиться к временной комиссии. Он ждал приема четыре часа в помещении, полном народу. Но когда генерал-аншеф увидел, что перед ним инвалид, то велел ему явиться через несколько дней.
Капитан обрадовался и подумал, что это означает положительное решение, поэтому отправился в трактир, поужинал и выпил, после чего пошел в театр, потратив почти все имеющиеся деньги.
От него Копейкин вышел в подавленном настроении. В большом городе множество соблазнов, а денег у капитана было мало. От безысходности солдат снова пришел в комиссию и снова получил отказ. Он начал громко ругаться, вследствие чего его принудительно отправили домой в сопровождении фельдъегеря.
Герой размышлял, как поступить, тяжело переживая тот факт, что его работа оказалась не нужна отечеству, а принципы были разрушены. И он подался в разбойники, став идейным борцом за справедливость. Его банда никогда не убивала, а только грабила, причем не обычных людей, а только тех, кто имел отношение к государственной казне. Они забирали провиант, деньги, другие ценности. Капитан не считал, что поступил как-то плохо. Он всего лишь последовал совету генерала-аншефа и обеспечил себя сам.
История создания
В предисловии «Мертвых душ» Гоголь указал, что читателю стоит внимательно изучать каждую главу и делать пометки. Такой тщательный анализ позволит лучше понять основные идеи произведения. При создании поэмы Гоголь долго работал над каждым эпизодом. Повесть о капитане слегка нарушала композиционную стройность работы, но ей была отведена одна из ключевых ролей в романе.
Цензура не одобрила авторский замысел, и Гоголь дважды корректировал повесть. Он несколько раз доказывал ее необходимость и значимость для целостности поэмы. Писателю пришлось существенно смягчить текст и немного изменить его, иначе цензура не пропустила бы публикацию.
Черновики Гоголя не сохранились и поэтому нельзя сказать, какой была изначально его задумка. Рассказ ведется от лица почтмейстера, ведь именно этот человек лучше других был в курсе событий в городе и много читал. Речь почтмейстера наполнена повторами, фигурами речи и прочими средствами выразительности — все это нужно для того, чтобы показать отношение героя к истории. Для него это всего лишь веселый эпизод и он полагает, что капитан и Чичиков — это одно и то же лицо.
https://youtube.com/watch?v=io6RnGEOfp4
Эссе С5 по литературе: Как повесть о капитане Копейкине связана с историей жизни Чичикова?
С5 Эссе
Как повесть о капитане Копейкине связана с историей жизни Чичикова?
В своей удивительной по широте и размаху поэме «Мёртвые души» Гоголь изобразил николаевскую Россию, страшное царство «мёртвых душ», отобразил широкую картину российской действительности. Необычна поэма и по своей композиции. Представляя в первых главах поочередно чиновников, писатель в 10 главу вставляет новеллу о капитане Копейкине, офицере, герое Отечественной войны 1812года, потерявшем на ней ногу и руку, подавшемся от безденежья в разбойники. Новеллу рассказывает почтмейстер Иван Андреевич. На первый взгляд, история капитана Копейкина никак не связана с сюжетной линией. Так для чего она. Какая связь этой повести с содержанием поэмы и с главным героем — Чичиковым? Попытаюсь над этим поразмышлять.
Действительно, если посмотреть внимательнее, то можно понять, что эта повесть не только как бы продолжает сюжет поэмы, но и более ярко высвечивает её идейное содержание. Причём, мне думается, использование этой истории многозначно и вот почему. Повесть как бы венчает всю страшную картину помещичье-чиновнической России, изображённой в поэме. Кроме того, она имеет и другой, более глубокий смысл: Гоголь ведёт нас к огромным обобщениям, возвышаясь до мысли о суде истории. Это суд над «мёртвыми душами» чиновников, над высшими властями, над произволом и беззаконием, над всей системой управления. Не случайно действие повести происходит в Петербурге, куда добирается капитан Копейкин за монаршей милостью и где он получает отказ со стороны министра. Другими словами, Гоголь говорит нам, что везде в России: от помещичьей деревни до столичного Петербурга — кошмар, пошлость, равнодушие и беззаконие. Связан образ капитана Копейкина и с главным героем поэмы — «тёмной личностью» Чичиковым. Именно в повести сходятся слухи о Чичикове, а из неё расходятся ещё более невероятные версии. Чиновники после рассказа почтмейстера начинают верить, что Чичиков — переодетый разбойник, капитан Копейкин. А поскольку его имя связано с Отечественной войной 1812 года, то у чиновников возникают страшные ассоциации образа Копейкина с Наполеоном, антихристом. И вот в этом, казалось бы, нелепом подозрении обнажается авторская идея о том, что на смену одной эпохи, наполеоновской, приходит другое, ещё худшее зло — «денежное», «копеечное»; зло неправедного изобретательства, которое олицетворяет Чичиков – антихрист буржуазной эпохи. Гоголь как бы предупреждает об опасности и призывает к нравственному возрождению каждого человека. Давая описание жизни Чичикова, Гоголь показывает истоки его личности, условия формирования его как авантюриста, страстного накопителя. Писатель проводит аналогию фамилии «Копейкин» с жизненными идеалами Чичикова: «Все прошибёшь копейкой». Мы прослеживаем его детство, годы учебы. Отвезённый в город, Чичиков потрясён его великолепием (так же, как и Копейкин Петербургом). На всю жизнь запомнил Чичиков совет отца: «Копи копейку». И уже позже, через многие годы, мы видим, как Чичиков добивается вожделенной «копейки», как средства достижения материального благополучия, но при этом превращается в «мёртвую душу». Где же она, живая человеческая душа? Где он, идеальный человек, способный бороться за свою душу, за своё счастье? И Гоголь отвечает: этот человек — капитан Копейкин, вынесший войну на своих плечах, а потом отвергнутый государством, за которое пожертвовал здоровьем. Но этот человек не пал духом, а продолжал бороться за себя: его уход в разбойники — протест против «мёртвых душ», отцов Отечества, отрекшихся от него и тем самым подписавших себе смертный приговор.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Повесть о капитане Копейкине», действительно, связана с образом Чичикова и, более того, помогает нам глубже осмыслить идейное содержание поэмы. Кроме этого, вставив эту повесть в поэму, Николай Васильевич Гоголь тем самым выносит суровый обвинительный приговор самодержавно-крепостническому строю России.
Рассказ почтмейстера
История, рассказанная почтмейстером чиновникам, возбужденным скорым прибытием нового генерал-губернатора, и пытающимся выяснить — кто же на самом деле Чичиков, никоим образом не вписывается в сюжетную линию поэмы.
Повествование настолько не сообразуется с общей темой, что даже опомнившийся рассказчик недоумевает, зачем он это рассказывал, и в сердцах называет себя «телятиной».
Однако анализ «Повести о капитане Копейкине» открывает фактически бесправное положение большей части населения России и развивает гоголевскую тему «маленького человека». Суть авторского замысла заключается в противопоставлении: ищущего богатства и роскошной жизни Чичикова — взяточника и афериста, и героя Отечественной войны 1812 года — капитана Копейкина, потерявшего в бою правую руку и ногу; инвалида, ищущего помощи у государства, которое он защищал.
Главный герой истории
Боевой офицер и участник войны с Наполеоном был тяжело ранен — «оторвало руку и ногу». После лечения «прислан был» с другими ранеными домой, где оказался в тяжелом материальном положении:
- не был еще заведен «инвалидный капитал»;
- отцу героя нечем было кормить сына;
- работать он не мог.
В такой ситуации пребывали многие искалеченные войной солдаты и офицеры русской армии. Бюрократический аппарат государства еще не занялся проблемами военных инвалидов, которые остались без материальной поддержки.
На прием к высокому чиновнику
Первым делом капитан наводит справки о «высшей комиссии», в компетенции которой вопросы, связанные с обеспечением пенсией инвалидов войны, и вельможе, в должности председательствующего этой комиссии. Денег у героя очень мало, и он спешит решить дело.
Копейкин сразу отправляется на прием в дом генерала, где по описанию рассказчика все поражает роскошью и богатством:
- зеркальные окна;
- «драгоценные мраморы»;
- «металлические галантереи»;
- слуга, который «смотрит генералиссимусом».
Храбрый на поле битвы солдат оробел и «прижался в уголку», где и прождал выхода чиновника часов около четырех.
Последующие посещения вельможи
Дня «через три-четыре» капитан вновь направляется на прием к министру, который тотчас его узнает, объясняет, что до «приезда государя» не вправе решать вопросы раненых, предлагает подождать монарших распоряжений.
Копейкин уходит в состоянии «самом неопределенном». Он уже надеялся на скорую выдачу пансиона, а оказался без копейки. Героя будто окатили холодной водой, и после недолгих размышлений он решает «пойти в другой раз» и объяснить вельможе, каково ему ожидать царской милости в чужом городе, без денег и знакомых.
Как любой честный человек, он не подозревает криводушия и лицемерия в других людях. Капитан считает, что генерал не до конца понимает его положение, хочет дать окончательные разъяснения и указать на неприемлемость отсрочки решения по делу. Но с этого дня швейцар перестал пропускать героя-инвалида в приемную. Каждый раз Копейкину сообщалось, что приема нет и следует прийти завтра.
Безысходность положения придает капитану находчивости и дерзости. Он проскальзывает в дом вельможи следом за одним из просителей
Дождавшись своей очереди, Копейкин обращает внимание министра на свое бедственное положение, а новое предложение подождать отвергает довольно «грубо», делая упор на невозможность ожидания, по причине полного отсутствия средств существования. Он требует «немедленной резолюции» по делу, а, в противном случае, обещает «не сойти с места», демонстрируя твердость характера и намерений
Исход дела
Несмотря на то что вельможа считает поступок инвалида возмутительным, он обходится с ним «довольно милостиво». Генерал выносит решение, предусматривающее невозможность ожидания просителем «участи» в Петербурге, с высылкой по месту проживания «на казенный счет».
Копейкина отсылают из столицы с фельдъегерем. По дороге он размышляет над словами генерала, который советовал изыскать средства помощи самостоятельно. В голове его созревает решение воспользоваться советом чиновника.
Особенности главного героя
Главным героем вставного эпизода является бывший офицер Копейкин. Прочитав всю главу, читатель не сможет найти его внешнего описания. Даже имени у персонажа не было. Этим Гоголь показал характер всей обстановки из-за общественной предвзятости. Причем таких людей, как капитан, по всей России было огромное множество.
Многим читателям становится по-настоящему жалко этого героя. В те времена его трагедия затронула многие семьи. Характеризовать бравого солдата можно следующими предложениями:
- стал инвалидом из-за потери руки и ноги;
- Герой Великой Отечественной войны;
- не имел компенсации за свой труд;
- честный и покорный;
- без семьи;
- упрямый;
- смекалистый.
Он служил офицером и не стремился занять высокую должность. Всего лишь хотел, чтобы ему хватало средств на существование. Не брезговал работой, но из-за травмы руки не мог никуда устроиться.
Для описания личности героя писатель использует средства противопоставления. Он изображает Копейкина и его поступки как полную противоположность чиновникам. Это проявляется в следующих моментах:
- офицер сражался за родину в 1812-м, а бездушные бюрократы не могут ему помочь;
- капитан всегда поступал по совести, а чиновники только деньги считали;
- Копейкин имел комнатку, а министры жили в больших домах;
- ветеран скромно обедал, а генералы питались в ресторанах.
Автор раскрывает героя сначала категоричным и требовательным.
2 вариант рассуждения
В данной замечательной поэме рассказывается также и о жизни капитана Копейкина. Именно в его описании можно рассмотреть глубокую продуманность и яркость персонажа. Также, стоит сказать, что в ней заложен глубокий смысл того, как иногда государство может крайне негативно относиться к человеку, который потерял свое здоровье, участвуя в военных действиях, защищая свою родную страну. Оставшись инвалидом, он не мог более кормить себя и достойно существовать. Также, стоит сказать о том, что роль данной истории в поэме весьма велика, и благодаря ей приходит осознание того, что простые люди остаются часто незащищенными и даже угнетенными в рамках складывающихся обстоятельств. Стоит отметить и отношение чиновников к простым людям. Они не хотели оказывать заботу об окружающих людях, и думали лишь о собственном благополучии.
В небольшой повести автору удается при помощи сарказма и иронии показать то, насколько сильны были страдания человека, который был заперт в рамки той системы, которая не поощряла людей, оказавшихся в беде. Несмотря на то, что герой остался инвалидом именно по той причине, что он сражался за честь своей родной страны, стоит сказать о том, что его страна не оказала ему ни малейшей помощи для того, чтобы он чувствовал себя лучше. Также, Копейкин до конца верил в то, что представители власти смогут выделить ему финансовые средства, которые помогут герою стать полноценным членом общества.
Когда он обращается к генералу, то надеется на то, что он сможет оказать ему посильную помощь. Однако, когда он приходит к нему, тот не находит времени для того, чтобы оказать ему содействие. Представитель власти говорит о том, что герой сам должен находить себе средства для пропитания. Тогда герой предпринимает попытку самостоятельно решить сложившуюся проблему, и обращается к единомышленникам для того, чтобы создать свою группу, в которой будут действовать определенные нормы и правила. Также, стоит сказать о том, что участники данной группировки решили совершать различные грабежи и нападения на людей для того, чтобы прокормить себя. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно заставляет задуматься о том, что в жизни каждого человека может наступить такой период, когда о нем не захотят заботиться, и именно тогда он может встать на неправильный путь. Автор подчеркнул то, что герой оставался верным своим идеалам и принципам даже в столь сложное для него время.
История и образ капитана Копейкина
В романе нет не то что детального описания персонажа и его биографии, но даже имени. Гоголь намеренно обезличивает героя, ведь Копейкин — воплощенное страдание, собирательный образ людей, ищущих правды.
Капитан — герой войны 1812 года, инвалид, потерявший ногу и руку, который пытается получить от властей материальную компенсацию. Хотя Копейкин происходит из дворянского рода, ему грозит полная нищета, поскольку содержать его родственники не в состоянии. Собрав последние средства, отставной офицер отправляется из дальней губернии в Санкт-Петербург.
Царственная роскошь города поражает героя. Изумление Копейкина при виде зданий, карет и обилия важных персон вокруг отчасти повторяет эмоции, описанные Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством». Но если кузнец Вакула в Санкт-Петербурге обрел свою удачу, то для Копейкина путешествие оборачивается сокрушительным провалом.
Капитан приходит на поклон к «министру или вельможе», в котором легко узнать черты А. Аракчеева, и получает обнадеживающий ответ. На радостях Копейкин тратит в ближайшем трактире почти все деньги. Он не подозревает, что на самом деле никто не собирается ему помогать: каждый день, приходя на прием, он слышит только просьбу «зайти завтра».
Доведенный до отчаяния, герой прорывается-таки на прием и требует обещанной помощи. За дерзость его немедленно высылают в родную губернию, где он от безысходности сворачивает на преступную дорогу — собирает банду и начинает разбойничать в окрестных лесах.
Капитан Копейкин и Наполеон В первой редакции история о Копейкине имела отчетливо прописанный финал, в котором Гоголь описал, чем именно занимался герой после возвращения на родину. Собрав банду из таких же отставных солдат, он с ожесточением принялся мстить чиновникам. Разбойники не трогали крестьян, направлявшихся по своим делам, — их мишенью было «все казенное»: шайка отбирала деньги, предназначенные для уплаты податей. Чтобы сборщики не потребовали деньги с людей во второй раз, атаман давал ограбленным фальшивые расписки о погашении долга перед казной.
Позже писатель, опасаясь цензуры, смягчил резкие моменты сюжета и убрал окончание — почтмейстер только намекает на «темные дела», которыми занялся Копейкин, но не описывает их. Однако даже в смягченном виде повесть наткнулась на затруднения при публикации. В ультимативном тоне издатель потребовал убрать вставную новеллу либо внести в нее радикальные правки. Автор упорно боролся за то, чтобы сохранить роль капитана в произведении в первозданном виде, но все оказалось безрезультатным.
В итоге повесть осталась, но пришлось приглушить в ней все сатирические акценты. Гоголя сильно огорчил такой исход дела. Сохранились цитаты из его писем, в которых упоминается, что он считал вставную новеллу жемчужиной романа, и отказ от первоначального задуманного образа оставил в повествовании «прореху, которую нечем залатать».
Иллюстрация Агина Александра к поэме Гоголя «Мёртвые души» | https://cartoonia.ru/ru/
В опубликованном виде характеристика персонажа наводит на мысль, что капитан сам виноват в своих злоключениях. Однако один намек на неоднозначность истории Николай Гоголь все-таки «протащил» в печать: почтмейстер, уклонившись от описания того, что делал Копейкин в лесах, намекает, что это «целая поэма» — хоть в Санкт-Петербурге о нем больше не слышали, герой сумел показать себя и отомстить.
Основной замысел повести
Гоголь призывал читать «Мёртвые души» внимательно, так как в каждой главе содержится определённая идея. Автор через своего второстепенного персонажа раскрывает важный вопрос — постоянное ожидание решения. Слуги народа ничего не делают, чтобы оказать помощь инвалиду, ветерану войны. Их обещания — это пустые слова. Чиновникам нет дела до бед простого народа. Собственное благосостояние и благополучие волнуют их в гораздо большей степени.
Писатель в поэме «Мёртвые души» старался показать всю Россию и считал, что без рассказа о капитане Копейкине книга будет неполной. Неслучайно у капитана нет ни имени, ни места жительства, а фамилия выражает ценность солдата в глазах сильных мира сего. Это обобщающий образ, включающий всех ветеранов военной кампании, потерявших здоровье в сражениях.
Сочинение 3
Капитан Копейкин – это отдельное повествование об отдельном персонаже. Вообще, городские чиновники считали, что Чичиков является Копейкиным и почтмейстер поведал историю капитана.
Капитан Копейкин оказывается бедным русским офицером, потерявшем на войне правую руку и ногу. Государство никак не помогает Копейкину. Дабы получить свои субсидии по инвалидности, Копейкин отправляется в Санкт-Петербург к Царю. Там его принимает генерал и просит подождать. Копейкин, думая, что ему отдадут деньги, спускает большинство своих сбережений в ресторане. Затем, ждёт пока приедет Царь, и пока ждёт – тратит последние деньги, голодает. Он снова приходит к чиновнику, тот разозлился из-за назойливости Копейкина, предлагает не тратиться на жизнь в Петербурге, он оплатит ему путь обратно домой. Копейкин соглашается, его увозят и непонятно куда пропадает Копейкин. Но по прошествии нескольких месяцев, ходят слухи, что Копейкин предводитель банды разбойников.
По этому описанию, сразу становится понятен образ Копейкина. Образ обычного гражданина, отдавшего долг родине, лишившегося здоровья. Он верит до конца в своё государство и очень наивен в этом. И как любой гражданин того времени, терпит до последнего момента. Но, поняв, что ничего ждать не следует, начинает бунтовать.
Такие люди, как Копейкин, есть и в наше время и их очень много. Поэтому данный образ в этой поэме очень актуален.
Мёртвые души – поэма, написанная Гоголем в 1841 году. Вообще, к написанию данного произведения Гоголя подтолкнул Пушкин. Он рассказал ему как один помещик скупал крестьян, которые давно умерли, после чего вдруг разбогател. До написания книги в России ещё господствовала крепостное право. Помещики могли покупать и продавать крестьян, наказывать как угодно, в общем, творили с ними всё, что вздумается. И если у помещика было много крепостных, то его считали очень зажиточным и богатым. За своих крепостных они платили налоги стране. И если крепостные умирали, то за них платили налог в два раза меньше. Николай Васильевич заинтересовался таким сюжетом. Гоголь захотел написать о крепостной России и её чиновниках. Так, например, Чичиков, который скупал души мертвых крестьян, становится главным героем данного произведения. Также, Гоголь показал в поэме паразитизм чиновников, что жадно прячут своё нажитое имущество, и проблему тех чиновников, которые прожигают всё своё накопленное имущество. Также Гоголь показывает чиновников, живущих только на труде народном, они не думают об улучшении государства.
9 класс
Капитан Копейкин в фильмах
В многосерийной экранизации «Мертвых душ» 1984 года Копейкина сыграл актер Валерий Золотухин. В 2005-м также вышел многосерийный фильм «Дело о “Мертвых душах”», в котором образ капитана раскрыл Петр Солдатов.
В 1934 году Михаил Булгаков подготовил киносценарий по мотивам романа Гоголя, в котором переосмыслил образ Копейкина. В нем капитан уже не жалкий, доведенный до отчаяния человек: а воплощение идеи русского народа, готового постоять за себя и отомстить за притеснения. Капитан у Булгакова сближается с образом Емельяна Пугачева: у него «наглая физиономия», окладистая борода, икона на шее и вызывающая манера поведения. По ходу действия его разбойничья шайка вырастает до грозной армии, внушая панический страх властям.
В фильме идею Булгакова пришлось значительно смягчить. В свое время Копейкин пришелся не по душе царской цензуре, а его обновленный образ не одобрила советская, посчитав образ крестьянского вожака столь грубым, развязным и жестоким.
Значение повести
История о капитане Копейкине вклинивается в сюжетную линию поэмы, разрывая порочную цепь:
- чинопочитания;
- взяточничества;
- кумовства;
- злоупотребления служебным статусом.
Средний и высший слой социума свыклись с этим положением и принимают его как некую непременную необходимость, способствующую поддержанию общественного порядка.
Маленький человек Копейкин восстает против сложившихся стереотипов отношений и бюрократической машины, которой предстает государственная система. Он становится гораздо больше высокого вельможи, отказавшегося принимать на себя ответственность по назначению пенсиона ветерану и инвалиду войны. Сначала капитан пытается достучаться до совести генерала, но, осознав всю тщетность словесных убеждений, решает взять свое по праву силой.
В повести явственно различается фольклорность сюжета, что дает понимание о происхождении произведения. Это не что иное, как народное творчество. Подобную версию подтверждает полная неосведомленность большинства слушателей-чиновников и то, что историю рассказывает почтмейстер — служащий, который имеет наибольшее количество рабочих контактов с людьми из всех слоев общества.
В программе школы
Школьники старших классов часто выбирают для презентации и написания сочинения историю о капитане Копейкине. Развивая тему, следует учитывать, что, как и любое классическое произведение, гоголевская поэма «Мертвые души» сохраняет актуальность на все времена. Поверхностный смысл может меняться сообразно современным условиям, но внутренняя подоплека феномена сохраняется.
Так и фамилия, выбранная автором для героя, может быть случайна, а может играть важную роль в литературной композиции, пробуждая ассоциативное мышление читателя. Копейкин — может означать и самоотверженность героя на войне (жизнь — копейка) и его материальные трудности.