Сочинение: Вся Россия — Вишнёвый сад (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
(408 слов) Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» может показаться читателю обычной локальной историей обычных людей в преддверии революции. Но если мы проанализируем произведение и попробуем раскрыть его дополнительный смысл, то обнаружим, что на самом деле все герои, события и место действия в пьесе — это небольшая модель страны того времени. С одной стороны, она красива, у неё богатая история. С другой стороны, это богатство и красота под ударом, нет никакого решения, которое могло бы спасти их.
Прошлое России — дворяне, помещики, слуги, крепостное право, которое даже после отмены сохранилось в сознании крестьянства как незыблемая истина и правда жизни. Любовь Андреевна Раневская — помещица, которая легкомысленна и беспомощна в быту, всё обязанности и решения перекладываются на плечи слуг. Она несамостоятельна и безответственна, хотя добра, но уже не может измениться, потому что всю жизнь привыкла сорить деньгами и жить в роскоши, и сейчас, когда требуется срочное решение судьбы сада, она не может ничего сделать, кроме как закатить «пир во время чумы», то есть бал в доме. Её брат Гаев так же сентиментален. Новые условия для него создают такую же трудность, как и для Раневской. Фирс предан своим хозяевам, хоть и крепостного права давно нет, вся его жизнь — служение своим господам, и без этого он себя не представляет.
Второстепенные герои пьесы Чехова «Вишневый сад»
Варя
— приёмная дочь Раневской, распоряжается домом, выполняет обязанности экономки. Очень практичная девушка. Надеялась выйти замуж за Лопахина, но так и не дождалась предложения от него. Имела душевный порыв уйти в монастырь, но, когда имение продают, находит должность экономки в другом доме.
Яша
— лакей Раневской, высокомерный, напыщенный, глупый.
Дуняша
— горничная, изображающая чувствительную, романтическую барышню. Выглядит комично.
Шарлотта Ивановна
— гувернантка. Она не знает своего происхождения, многословна, развлекает окружающих фокусами.
Епиходов
— конторский служащий, неудачник, неумён, бессмыслен.
Фирс
— старый слуга, преданный господам ещё со времён крепостного права. Он тоже представляет в пьесе прошлое. Господа не сумели проследить за его отправкой в больницу. И он остался в закрытом доме.
Все второстепенные персонажи в какой-то степени дополняют и отражают образы основных героев.
Взаимоотношения с Фирсом, сестрой и племянницами
Смотреть галерею
Слуга Фирс все еще ходит за хозяином, будто за малым дитем. Он то стряхивает пыль с его брючек, то подносит Гаеву теплое пальто. А между тем Леонид Андреевич – взрослый пятидесятилетний мужчина. Однако он не считает зазорным такую опеку со стороны своего слуги. Герой даже идет спать под надзором своего лакея, который искренне к нему привязан. Несмотря на такую преданность Фирса, в финале произведения Гаев забывает про него.
Он любит свою сестру и своих племянниц. В своей семье Гаев является единственным мужчиной. Однако он не смог стать главой семьи. Герой не способен никому помочь, поскольку ему даже в голову это не приходит. Это указывает на то, что чувства Гаева весьма неглубоки.
Почему Чехов назвал пьесу «Вишневый сад» комедией?
Многие исследователи действительно относят его к комедии, так как наряду с трагическими событиями (разрушение целого сословия) в пьесе постоянно происходят комические сцены. То есть, нельзя однозначно отнести ее к комедии, корректнее причислять «Вишневый сад» к трагифарсам или трагикомедиям, так как драматургию Чехова многие исследователи относят к новому явлению в театре 20 века – антидраме. Сам автор стоял у истоков этого направления, поэтому сам себя так не называл. Однако новаторство его работ говорило само за себя. Это сейчас писателя признали и ввели в школьную программу, а тогда многие его произведения остались непонятыми, так как выбивались из общей колеи.
Жанр «Вишневого сада» сложно определить, ведь сейчас, учитывая драматические революционные события, которых не застал Чехов, мы можем сказать, что эта пьеса – трагедия. В ней умирает целая эпоха, а надежды на возрождение настолько слабы и туманны, что даже улыбнуться в финале как-то не получается. Открытый финал, закрытый занавес, и только глухой стук по дереву раздается в мыслях. Таково впечатление от спектакля.
Краткое описание персонажей Вишневого сада
Главные герои:
- Раневская Любовь Андреевна – помещица, вдова, тонко чувствующая, но при этом легкомысленная, недальновидная женщина, спустившая все свое состояние на любовника.
- Гаев Леонид Андреевич – родной брат Раневской, мягкотелый, нерешительный человек.
- Лопахин Ермолай Алексеевич – богатый купец, чьи родители были крепостными крестьянами у Раневских, умный, целеустремленный человек, лишенный сентиментальности.
- Трофимов Петр – вечный студент, молодой бедный учитель, мечтающий о всеобщем благе.
- Аня – юная дочь Раневской, восторженная барышня, оказавшаяся под влиянием Трофимова.
- Варя – приемная дочь Раневской, выполняющая роль экономки в имении.
Другие персонажи:
Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик, сосед Раневской, как и она, весь в долгах. Шарлотта Ивановна – гувернантка, детство прошло в цирке, где работали ее родители. Знает множество трюков и фокусов, любит их демонстрировать. Не понимает, для чего живет и постоянно жалуется на отсутствие родственной души. Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик, весьма неуклюж, «22 несчастья», как зовут его окружающие, влюблен в Дуняшу. Дуняша – горничная. Молодая особа, жаждущая любви, старается вести себя как барышня, «нежное существо, привыкшее к галантному отношению». Фирс – лакей, старик 87 лет, всю жизнь прослуживший семье Раневской и Гаева, отказавшийся от создания своего очага и приобретения свободы
Яша – молодой лакей, возомнивший себя очень важной персоной после поездки за границу. Наглый, распущенный молодой человек
Черты характера Леонида Андреевича
Смотреть галерею
Гаев – это человек, которого можно назвать пустословом. Он порой пускается в разглагольствования в самые неподходящие моменты. Из-за этого его собеседники теряются и часто просят его замолчать. Гаев Леонид Андреевич сам осознает это, однако не может справиться с неприятной чертой своего характера. Кроме того, характеристика образа Гаева должна быть дополнена тем, что он очень инфантилен. Леонид Андреевич не может отстаивать свое мнение, даже не способен толком сформулировать свою точку зрения. Этот герой часто не может сказать что-то по существу. Вместо этого он произносит свое любимое слово «кого». В речи интересующего нас героя постоянно появляются также неуместные бильярдные термины.
2 вариант
В пьесе Чехова «Вишневый сад» перед читателем ставится несколько важных вопросов, предоставляется возможность подумать над жизненными проблемами, которые были актуальны не только для героев произведения, но являются такими для людей сегодняшнего времени.
Значение сада для героев раскрывается постепенно. Это необходимо для понимания замысла произведения. Что есть этот сад по Чехову?
Прежде всего, это свидетель событий прошлого и настоящего, на его фоне протекала жизнь старшего поколения: Гаева, его сестры Раневской и престарелого Фирса. Когда вишневые деревья были молодыми и цветущими, они тоже были молодыми, беспечными и не подозревали, что однажды им придется расстаться с садом, а воспоминания о нем навсегда остануться в прошлом. Для Раневской утрата сада – самая настоящая трагедия. Не раз по ходу пьесы она обращается к нему как живому человеку, старинному приятелю и доброму другу.
Во времени настоящем сад – это место встреч, прогулок и, пожалуй, единственное украшение имения. В нем нет как таковой практической пользы: выращенная вишня никому не нужна и на продажу не годится. По тому, каким выглядит сад, можно судить о смене времен года. Весной он цветущий и даже радостный, а к зиме становится совсем унылым. Деревья занимают большую площадь, и это наводит на мысль представителей нового поколения, что сад нужно вырубить, а освободившуюся территорию сдать в аренду дачникам. Эта ситуация сталкивает представителей разных поколений. Раневская выступает категорически против, а Лопахин видит в этом прекрасную возможность заработать денег и извлечь, тем самым, практическую пользу.
Помимо конфликта поколений, еще одной проблемой произведения можно назвать столкновение характеров. Каждый герой пьесы – человек особенный. Так, например, Любовь Андреевна никогда не поймет таких людей как Лопахин. Для нее они бездушные и слишком зацикленные на собственной выгоде. Однако Чехов не раз говорил о Лопахине, как о глубоком персонаже с непростой натурой. Автор показывает, что купец всего в этой жизни добивался сам, его ум практичный и живой, при этом он в патриотическом ключе рассуждает о будущем России и о том, что новое поколение предпринимателей должно сделать жизнь в стране лучше. Аристократка Раневская воспринимает его с долей неприятия и опасения.
Практически все герои пьесы показаны автором на контрасте друг с другом. Им непросто находить взаимопонимание. Но жизнь все расставляет на свои места.
Удался ли автору «Вишневый сад»?
Произведение его представлен выше) вызвало большой Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом. Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии «Вишневый сад» знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны. Все это говорит о несомненной ценности «Вишневого сада» с художественной точки зрения.
Одним из основных персонажей произведения является Гаев Леонид Андреевич, родной брат главной герои владелицы поместья Раневской.
Писатель представляет Гаева в качестве одинокого пятидесятилетнего мужчины, помещика, не имеющего собственной семьи, проживающего в старом поместье под попечительством старика Фирса, спустившего фамильное состояние из-за праздного образа жизни в виде любимого времяпрепровождения – игре в бильярд.
Характерными чертами героя являются его аристократическая образованность, сочетающаяся со слабовольной натурой, которая выражается в неумении и нежелании принимать важные жизненные решения, отстаивать собственную позицию. Но при этом Гаев отличается артистичностью и искренностью в выражении своих мыслей, а также сентиментальностью и романтизмом.
Участвуя в беседах, Леонид Андреевич многословен, часто разглагольствует не по существу разговора и порой сам замечает, что говорит не по теме и неуместно вставляет не совсем понятные собеседникам выражения.
Гаев характеризуется любящим отношением к своим домочадцам и близким, он искренне радеет за счастье сестры и своих племянниц, надеясь удачно выдать замуж одну из девочек, Анну за достойного и обеспеченного дворянина. К старому Фирсу Гаев очень привязан, без него не может обходиться даже во время приготовления ко сну, но в финале пьесы – даже не вспоминает о старике.
Наивно полагая, что существует возможность спасения имения от продажи и сохранения вишневого сада, который имеет для него большое значение, впрочем, как и для всех членов семьи, Гаев в мечтах представляет получение нереального наследства. На самом деле Леонид Андреевич не желает осознавать свершившийся факт потери фамильной усадьбы, хотя и прощается с садом со слезами в глазах, но глубокие переживания и страдания не свойственны данному герою. Поэтому поступает на службу с небольшим годовым жалованием в мужской клуб, хотя, по мнению родных и купца Лопахина, работа Гаева долго не продлится, поскольку Леонид Андреевич к труду не дисциплинирован и ленив.
Описывая образ Гаева в пьесе, писатель карикатурно раскрывает сущность опустошения дворянского класса того времени, бесхарактерность и безынициативность аристократии, идеализирующих происходящие события, на смену которым уже активно приходят представители коммерции и делового купечества в виде Лопахина, стремящиеся к господствующему положению в обществе.
Сочинение 3
«Вишневый сад» — пьеса русского писателя Антона Павловича Чехова. Произведение было написано в 1903 году. Основной темой является рассуждение писателя о прошлом, настоящем и будущем страны. Начало 20 века — непростое время в истории России, разрушается старый уклад общественной жизни, на смену старому приходит что-то совершенно новое, одновременно пугающее и дающее надежду на светлое будущее для всей страны.
Геав и Раневская представляют в пьесе век «минувший». Брат и сестра являются представителями дворянства. Они умеют ценить красоту, вишневый сад для Гаева и Раневской символ их молодости, он оживляет в их сердцах счастливые воспоминания юности. Но, несмотря на то, что вишневый сад и усадьба дороги героям, они не предпринимают никаких действий, кроме как возвышенных речей, для его спасения. Таким образом, в пьесе показано угасание дворянства, вместе с садом погибают традиции и устои прошедшего века.
Настоящее страны – это Лопахин, деятельный энергичный человек. Благодаря своему упорству и труду герой смог добиться в жизни того, к чему стремился. Лопахин предлагает Гаеву и Раневской сдать сад и землю в аренду дачникам, это могло бы спасти имение брата и сестры. Но Гаеву и Раневской чуждо принятие такого решения. Тогда Лопахин сам выкупает сад. Не медля ни минуты, он преступает к реализации своих замыслов: начинается вырубка деревьев. Лопахин знает, что для Раневской сад – это нечто большие, чем деревья, это ее молодость, красота, воспоминания о беспечной юности. Однако герой не щадит чувств помещицы, не дет ее отъезда, чтобы не причинять напрасных страданий душе Раневской. Она слышит, как стучит топор, вырубая ее прошлое.
В лице кого в пьесе писатель видит будущее страны? Петя Трофимов – вечный студент, который проповедует веру в лучшее. Трофимов – правдолюб, он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным», материальные блага также не привлекают героя. Петр готов разрушить до основания и прошлое, и настоящее страны. Но что будет потом? Герой говорит о том, что можно вырастить новые сады. Но разве это возможно, не ценя красоту, не ощущая любви в своем сердце. Трофимов создает впечатление несерьезного поверхностного человека. Чехова не радует такое будущее для страны.
Таким образом, в пьесе нашло отражение прошлое, настоящее и будущее России. И если о прошлом можно говорить, как о чем-то уже свершившемся, а настоящее с каждой минутой становится все более ясным, то будущее предстает волнительным и неопределенным.
Краткие характеристики главных действующих лиц
Хотя главные герои пьесы не выделены Чеховым отдельной строкой, их легко определить. Это Раневская, Лопахин и Трофимов. Именно их видение своего времени становиться основополагающим мотивом всего произведения. А это время показано через отношение к старому вишневому саду.
Раневская Любовь Андреевна – главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.
Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать. Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.
По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.
В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич, центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.
Трофимов Петя – вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако, он сумел увлечь Аню своими идеями.
Мы напишем — Сочинение Раневская и Гаев в пьесе Вишневый сад Чехова. Подсказки школьнику
Прототипом для образа Раневской Чехову А. П. послужили дамы, которые праздно проводили свое время Монте-Карло. Он за ними наблюдал в начале 20- го века. Антон Павлович за них говорил, что жизнь за рубежом погубила русских женщин, они здесь только едят и пьют.
Самое первое впечатление от знакомства с Раневской возникает то, что она привлекательная и милая женщина. Но при дальнейшем знакомстве проявляются черты легковесности и преувеличении ее переживаний. И со временем читателю она кажется сложной и стереоскопичной. И такое поведение показывает, что у Раневской явно не здоровая психика.
Брат Раневской – Гаев называет ее порочной женщиной. Но, несмотря, на это другие герои произведения испытывают к ней любовь и уважение. Потому что она обладает культурой поведения, интеллигентностью и это ей придает ее облику очарование, гармоничность. Любовь Раневская умная женщина и может правдиво оценить свое поведение и других.
Ее недостаток в том, что у нее слабая воля. Идя на поводу своих желаний она безрассудно тратит финансы на содержание своего фаворита и прислуги. А это способствует то, что они начинают паразитировать на этой милой женщине.
Но, несмотря на все это Любовь Раневская вызывает чувства симпатии к себе. Потому что она обладает многими хорошими чертами характера, такими как широта натуры, доброта и сентиментальность.
Персонаж Гаев является менее значительным и пьесе его в основном знают как брата. Он иногда бывает умен и может делать правильные выводы. Является искренним и самокритичным. Все недостатки, которые проявлялись в его сестре, у него они преувеличены и карикатурны. Также он практически всегда выглядит нелепо и инфантильно. Он взрослый человек, но ведет себя как ребенок, который не может приспособиться к жизни.
В образе Гаева А. П. Чехов показал деградацию дворянского общества и их бессмысленную жизнь. Любовь Гаева и Раневской к вишневым деревьям является экзальтированной. Но за различными красивыми и возвышенными словами ощущается большая печаль в сердце.
Брат с сестрой очень привязаны к саду, в котором провели все счастливые годы детства и юности. Они не могут понять Лопахина, который предлагает продать сад. Для них Вишневый сад является неким связующим звеном между настоящим и сладостными воспоминаниями прошлых лет и утрата его подобна трагедии. Раневская и Гаев только мечтают сохранить имение, но не предпринимают реальных действий для этого. А следствие этого то, что они утратили дом и сад идет под рубку.
В этих героях переплелись воедино хорошие качества с дурными. Автор не идеализировал своих персонажей, а показывал человека таким как он есть.
Раневская в системе образов героинь Чехова
Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А.П. Чехова, заняв на долгие годы подмостки мировых театров. Успех этого произведения был обусловлен не только его тематикой, вызывающей споры по сей день, но и образами, которые создал Чехов. Для него присутствие женщин в произведениях было очень важным: « Без женщины повесть, что без паров машина» – написал он одному из своих знакомых. В начале ХХ века роль женщины в обществе начала меняться. Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» стал ярким шаржем на эмансипированных современниц Антона Павловича, которых он наблюдал в большом количестве в Монте-Карло.
Чехов тщательно прорабатывал каждый женский образ: мимику, жесты, манеры, речь, ведь через них он передавал представление о характере и чувствах, владеющими героинями. Внешний облик и имя так же способствовали этому.
Образ Раневской Любови Андреевны стал одним из самых спорных, и во многом это произошло благодаря актрисам, играющим эту роль. Сам же Чехов писал, что: « Раневскую играть не трудно, надо только с самого начала верный тон взять…». Ее образ сложен, однако в нем нет противоречий, так как она верна своей внутренней логике поведения.
Вариант 4
Пьеса «Вишневый сад» Антона Чехова является произведением, в котором автор затрагивает тему счастья и его проблем.
Главным героем пьесы является Любовь Раневская, богатая и обеспеченная женщина, которая всю свою жизнь искала счастья, но так и не нашла его. Она постоянно убегает от проблем, не хочет сталкиваться с реальностью и предпочитает жить в своем мире фантазий.
Одной из главных проблем счастья в пьесе является трудность принятия изменений. Любовь Раневская не может принять тот факт, что ее имение должно быть продано, чтобы погасить долги. Она не готова к переменам и поэтому не может достичь счастья.
Еще одной проблемой является наличие разных представлений о том, что такое счастье. Для разных персонажей пьесы это может означать разное. Например, для Трофимова — это равенство всех людей, для Варищевой — это забота о своих близких, а для Пети — это простое удовольствие от жизни.
Кроме того, автор показывает, что счастье не может быть куплено деньгами. Любовь Раневская имеет большое состояние, но это не делает ее счастливой. Она многое потеряла в своей жизни и чувствует себя одинокой и несчастной.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заключается в трудности принятия перемен, разных представлениях о том, что такое счастье, а также в том, что счастье не может быть куплено деньгами.