Введение
Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд «вечных» тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика героев. Через детальное описание внешности персонажей раскрывается не только их характер, но и подчеркиваются индивидуальные особенности, схожесть и различия действующих лиц. Особое место в повествовании занимает портрет Обломова в романе «Обломов»
Именно с описания внешности Ильи Ильича автор начинает произведение, особое внимание уделяя мелким деталям и нюансам облика персонажа
Отношение к учебе. Образование
В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.
«Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов».
Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома.
«Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».
В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.
«Дальше строки, где учитель проводил черту, он не смотрел, не задавал вопросов, не требовал объяснений».
Его устраивали записи в тетрадке.
В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.
Детство и воспитание
Илья Ильич Обломов
рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.
Андрей Иванович Штольц
был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».
Ольга Ильинская
Этой героине удалось «поднять» Обломова с дивана. Встретив и полюбив ее, он стал вставать рано утром. На лице больше не было хронической сонливости. Апатия покинула Обломова. Илья Ильич стал стесняться своего старого халата, спрятав его подальше, с глаз долой.
Ольга испытывала к Обломову некую симпатию, называя его «золотым сердцем». У Ильи Ильича было чрезвычайно развито воображение, о чем свидетельствуют его красочные диванные фантазии. Это качество неплохое. Обладатель его – всегда интересный собеседник. Таким был и Илья Обломов. В общении он был довольно приятен, несмотря на то, что не знал последних петербургских сплетен и новостей. Но в активной заботе за этим человеком Ильинскую прельщало иное, а именно – стремление самоутвердиться. Она была дамой молодой, хотя и весьма активной. И способность влиять на человека старшее нее, менять его образ жизни и мыслей необыкновенно вдохновляла девушку.
Отношения между Обломовым и Ильинской не могли иметь будущего. Ему нужна была тихая спокойная забота, которую он получал в детстве. А ее в нем испугала нерешительность.
Служба
После обучения время пролетало быстрее.
Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены».
Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.
В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что
«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях».
Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно.
«Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».
Проработав два года, допустил серьезную ошибку
При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал
Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.
После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:
«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады».
Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.
Символика одежды в образе Обломова
Проводя все дни в безделье и всевозможных мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество картин желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая словно дополняла его спокойные черты лица и изнеженное тело. На нем был старый восточный халат с большими широкими рукавами, сшитый из персидской материи, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. Халат был лишен каких-либо декоративных элементов – кистей, бархата, пояса – эта простота, возможно, и нравилась более всего в данном элементе гардероба Обломову. По халату было видно, что герой носит его давно – он «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Илье Ильичу нравилось, что халат был мягок, гибок и удобен – «тело не чувствует его на себе». Вторым обязательным элементом домашнего туалета героя были мягкие, широкие и длинные туфли «когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу». Жилет или галстук Илья Ильич дома не носил, так как любил приволье и простор.
Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда спешить, ведь за него все сделают слуги и который все дни тем и занимается, что нежится на постели. Да и сами вещи скорее похожи на верных слуг Ильи Ильича: халат, «как послушный раб» покоряется любому его движению, а туфли не нужно было искать или долго надевать – они всегда были к его услугам.
Обломов словно воссоздает тихую, размеренную, «домашнюю» атмосферу родной Обломовки, где все было только для него, и выполнялся любой его каприз. Халат и туфли в романе – символы «обломовщины», указывающие на внутреннее состояние героя, его апатичность, отрешенность от мира, уход в иллюзии. Символом реальной, «некомфортной» для Ильи Ильича жизни становятся сапоги: «целые дни, – ворчал Обломов, надевая халат, – не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь». Однако сапоги – это еще и символ выхода из-под власти «обломовщины»: влюбившись в Ольгу, герой сам забрасывает подальше любимый халат и туфли, сменив их на светский костюм и такие нелюбимые ему сапоги. После расставания с Ильинской Илья Ильич полностью разочаровывается в реальном мире, поэтому снова достает старенький халат и окончательно погружается в болото «обломовщины».
Любовь к женщине
Андрей
с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.
Илья
всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.
2 вариант
Роман «Обломов» писался в непростое для нашей страны время. В середине 19 века укрепившиеся в обществе старые порядки стали сменяться новыми устоями, среди людей появились новые ценности и идеи.
Илья Ильич Обломов воспитывался в духе старых традиций, и ему тяжело удавалось адаптироваться в меняющемся мире. Типичной ошибкой дворянского воспитания была привычка учить детей жить за счет труда чужих людей, не бороться за свои интересы и амбиции, наказания за инициативность. Это изуродовало нрав Обломова, сделав его апатичным беспомощным человеком. Ключевой чертой его характера является пассивность. Обломов не принял ни одного решения на протяжении всего произведения, ему постоянно помогают Захар и Штольц.
Илья Ильич абсолютно нежизнеспособен без помощи посторонних – Захар помогает ему даже в самых простых мелочах. Он не питает интереса к учебе, ему скучна любая работа. Обломов не любит труд и не находит в нем для удовольствия. Свою лень Илья Ильич оправдывает большими намерениями на будущее, но все грандиозные планы, которые он строит, так и не воплощаются в реальную жизнь. Илья Ильич живет в вымышленном мире, уходя в себя каждый раз когда ему приходится сталкиваться с трудностями. Его нрав отличается добротой, умением понимать окружающих, даже некоторой жертвенностью по отношению к людям. Из-за мягкого характера Обломова он очень раним и готов бросить свои начинания после первой же неудачи. Эти черты особенно выделяются на фоне абсолютно противоположного характера Штольца. Обломов питает искренние и нежные чувства к Ольге Ильинской, но так как они являются полными противоположностями друг друга жертвует своей любовью ради ее счастья. Он понимает, что сильная и целеустремленная Ольга не сможет жить размеренной скучной жизнью.
Из-за тяги к спокойной размеренной жизни Илья Ильич сходится со вдовой Пшеницыной. Она становится его женой, рожает ему сына, ухаживает за Обломовым. Штольц пытался втянуть друга в активную жизнь, но все попытки сделать Обломова более активным не увенчались успехом. Когда Обломов умирает, Штольц просит литератора написать о его жизни, чтобы люди знали о его добром нраве и светлых намерениях.
Характер Обломова можно назвать простым и сложным одновременно. Его воспитывали в тепличных условиях, поэтому несмотря на правильные мысли и намерения он совсем не готов к реальной жизни. Образ Обломова был актуален для своего времени – целое поколение молодых дворян оказалось не готово к изменившимся реалиям жизни. Неправильное воспитание породило много сломанных судей и хороших помыслов, погребенных под неумением их реализовать.
Портрет Ильи Ильича Обломова
Илья Ильич изображается мужчиной тридцати двух лет, среднего роста с темно-серыми глазами. Он достаточно привлекателен внешне, но «обрюзгший не по летам». Основной чертой наружности героя была мягкость – в выражении лица, в движениях и линиях тела. Обломов не производил впечатление человека, живущего великими целями либо непрерывно что-то обдумывающего – в чертах его лица читалось отсутствие всякой определенной идеи и сосредоточенности, «мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».
Порой в его взгляде проскакивало выражение скуки либо усталости, однако они не могли согнать с лица Ильи Ильича той мягкости, которая присутствовала даже в его глазах и улыбке. Чересчур светлая кожа, маленькие пухлые руки, мягкие плечи и слишком изнеженное для мужчины тело выдавали в нем человека не приученного трудиться, привыкшего все дни проводить в безделье, рассчитывая на помощь слуг. Любые сильные эмоции не отражались на внешности Обломова: «когда он был даже встревожен», движения его «сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте».
Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, покладистость, лень, полное спокойствие и даже некое равнодушие персонажа по отношению к окружающему миру, формирующие сложную и многогранную личность. На глубину характера Обломова указывает и сам Гончаров в начале произведения: «поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!
” Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».
Портрет Ильи Ильича Обломова
Илья Ильич изображается мужчиной тридцати двух лет, среднего роста с темно-серыми глазами. Он достаточно привлекателен внешне, но «обрюзгший не по летам». Основной чертой наружности героя была мягкость – в выражении лица, в движениях и линиях тела. Обломов не производил впечатление человека, живущего великими целями либо непрерывно что-то обдумывающего – в чертах его лица читалось отсутствие всякой определенной идеи и сосредоточенности, «мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».
Порой в его взгляде проскакивало выражение скуки либо усталости, однако они не могли согнать с лица Ильи Ильича той мягкости, которая присутствовала даже в его глазах и улыбке. Чересчур светлая кожа, маленькие пухлые руки, мягкие плечи и слишком изнеженное для мужчины тело выдавали в нем человека не приученного трудиться, привыкшего все дни проводить в безделье, рассчитывая на помощь слуг. Любые сильные эмоции не отражались на внешности Обломова: «когда он был даже встревожен», движения его «сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте».
Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, покладистость, лень, полное спокойствие и даже некое равнодушие персонажа по отношению к окружающему миру, формирующие сложную и многогранную личность. На глубину характера Обломова указывает и сам Гончаров в начале произведения: «поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!
” Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».
Сочинение Внешность и портрет Обломова
Произведение «Обломов», принадлежащее перу Ивана Гончарова по праву можно назвать одним из лучших классических текстов второй половины 19 века. Гончаров мастерски изображает перипетии сюжета. Самым главным литературным приемом, который использует классик, является, несомненно, портрет героя произведения
Этот литературный прием позволяет раскрыть черты характера персонажа, заострить внимание читателя на его индивидуальных особенностях.
Обратимся к портрету главного героя – портрету Ильи Ильича Обломова. Это мужчина в возрасте 32 лет. Он невысокого роста. Внешне Илья Ильич производит впечатление. Гончаров в деталях мастерски подчеркивает, что мягкость персонажа во всем: чертах лица, движениях, изгибах тела.
Кроме мягкости, Иван Гончаров старается показать еще одну особенность Ильи Ильича – беспечность. Ее он помогает угадать читателю в выражении глаз, складках лба, полуоткрытом рту. Мягкость в образе Обломова превалирует. Это можно заметить и в его взгляде, в котором мягкость иногда даже сменяется скукой. Его белокожесть и пухлость рук говорят о том, что этот человек не работает физически. Что он много времени проводит в праздном ничегонеделанье. Для каких-либо дел у него есть слуги.
Эмоции не находят отражения на лице Ильи Ильича. Редко только взгляд его затуманится, складки появятся на лбу…. И все. Рассмотрев детали, складывающие портрет Ильи Обломова, можно сделать вывод, что ведущими чертами его характера являются мягкость, покладистость, леноватость, спокойствие. Но сам автор говорит о глубине характера своего героя: «Добряк должен быть, простота!»
Теперь перейдем к внешности Ильи Ильича Обломова. Поскольку главный герой Гончарова не утруждал себя в соблюдении чистоты, то его одежда выглядит несколько неопрятно. Любимый домашний халат из персидской материи требует чистки, но Илье Обломову все нипочем. Его шлафрок будто еще раз подчеркивает мягкость образа героя. Главным достоинством халата, по мнению Ильи Ильича, была его гибкость и удобство.
Следующий атрибут внешности Обломова – это мягкие и широкие туфли, которые он мог обувать не глядя. Таким бразом, внешность Ильи Ильича подчеркивает в нем барина, живущего в провинции. Он никуда не торопится. А верные слуги сделают для него все. Обломов всем своим видом как будто создает образ родной деревеньки Обломовки, где неспешно и размеренно течет жизнь.
Итак, с помощью портрета литературного героя Гончаров искусно раскрыл внутренний мир главного героя романа Ильи Ильича Обломова.
Внешность и портрет Обломова в романе Обломов
Сейчас читают:
-
Сочинение на тему Любовь к родине
Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.
-
Сочинение Два побега из плена по рассказу Кавказский пленник Толстого
В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» очень большое значение для раскрытия образов главных персонажей имеют две сцены побегов из плена захваченных горцами русских офицеров Жилина и Костылина.
-
История создания романа Обломов Гончарова сочинение
Известный не только в нашей стране роман Гончарова «Обломов» уже очень давно стал одним из знаковых, и популярных произведений русской литературы девятнадцатого века, из всевозможных, написанных в то время произведений.
-
Сочинение на тему Победа над самим собой
В моей жизни много маленьких побед, которые я считаю важными. Каждая маленькая победа позволяет мне совершенствоваться, преодолевать страх и становиться увереннее в себе.
-
Сочинение на тему Печорин и Грушницкий
Григорий Александрович Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе описаны разные жизненные ситуации Печорина, его отношения с другими героями.
-
Сочинение Что значит «быть цивилизованным человеком»? (итоговое сочинение) ЕГЭ
Во все времена главенствующее место в жизни людей занимали и продолжают занимать такие вечные ценности, как любовь, счастье, добро и т.д. Прямое отношение к ним имеет и понятие «цивилизованный человек».
Истоки желания спрятаться от реальности
Описание Ильи, персонажа из книги Гончарова, позволяет хорошо понять его, как человека, надежно скрывшегося от внешнего мира и не желающего меняться в глубине души. Причины этого можно увидеть в детских годах помещика.
Маленькому Илье нравилось слушать сказания и легенды о прославленных богатырях и воинах, которые рассказывала нянечка, а потом воображать себя на месте определенного героя, словно он человек, в жизни которого однажды случится нечто неожиданное, после чего все кардинальным образом изменится, и он станет самым влиятельным, сильным, смелым. Но литературные произведения значительно отличаются от реальности, где небывалые события не происходят самопроизвольно, а для обретения успеха в социуме и работе следует неизменно прилагать усилия, развивать деятельность, преодолевать препятствия и уверенно продвигаться вперед.
Своеобразное воспитание, при котором Илье прививали мысль, что все действия за него будет производить слуга, соединившись с мечтательным, изнеженным внутренним миром героя, повлекло за собой неспособность решать проблемы самостоятельно. Эта черта характера дала о себе знать еще во время первой трудности на работе: Обломов, страшась возмездия (хотя, вероятно, его бы и не наказали, а все ограничилось бы обычным выговором), сам покинул службу, не желая впредь соприкасаться с реальностью, полной всевозможных опасностей.
Альтернативой беспощадной действительности Илье представляется область его мечтаний, где он воображает счастливую жизнь в Обломовке, супругу и малышей, спокойное времяпрепровождение, ассоциирующееся у него с детством. Все это очень привлекает его, дарит ему надежду на светлое будущее. Но все эти грезы пребывают лишь в голове героя, а в реальности он всячески отсрочивает проблемы обустройства собственного поместья, которое без заботы рачительного хозяина постепенно приходит в упадок.
Символика одежды в образе Обломова
Проводя все дни в безделье и всевозможных мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество картин желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая словно дополняла его спокойные черты лица и изнеженное тело. На нем был старый восточный халат с большими широкими рукавами, сшитый из персидской материи, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. Халат был лишен каких-либо декоративных элементов – кистей, бархата, пояса – эта простота, возможно, и нравилась более всего в данном элементе гардероба Обломову. По халату было видно, что герой носит его давно – он «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани».
Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда спешить, ведь за него все сделают слуги и который все дни тем и занимается, что нежится на постели. Да и сами вещи скорее похожи на верных слуг Ильи Ильича: халат, «как послушный раб» покоряется любому его движению, а туфли не нужно было искать или долго надевать – они всегда были к его услугам.
Обломов словно воссоздает тихую, размеренную, «домашнюю» атмосферу родной Обломовки, где все было только для него, и выполнялся любой его каприз. Халат и туфли в романе – символы «обломовщины», указывающие на внутреннее состояние героя, его апатичность, отрешенность от мира, уход в иллюзии. Символом реальной, «некомфортной» для Ильи Ильича жизни становятся сапоги: «целые дни, – ворчал Обломов, надевая халат, – не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь». Однако сапоги – это еще и символ выхода из-под власти «обломовщины»: влюбившись в Ольгу, герой сам забрасывает подальше любимый халат и туфли, сменив их на светский костюм и такие нелюбимые ему сапоги. После расставания с Ильинской Илья Ильич полностью разочаровывается в реальном мире, поэтому снова достает старенький халат и окончательно погружается в болото «обломовщины».
Олицетворение личностного застоя
Текст художественного произведения был написан Гончаровым незадолго до отмены крепостного права. Автор и его современники ощущали перемену настроений в умах людей, принадлежавших к разным классам. Активная борьба только зарождалась, и пережитки крепостничества были ещё довольно сильны.
Россия была технически отсталой, деревни жили преимущественно натуральным хозяйством. Помещики не хотели и слышать об увеличении производительности труда, обороте капиталов и любых действиях, которые сопровождались тратами. Покупка любого инструмента или приспособления, необходимого в хозяйстве, вызывала у помещиков «стоны, вопли и брань».
Единственным способом производить продукцию была грубая эксплуатация крестьян. Отчасти ситуация компенсировалась тем, что в стране было много природных богатств, в то время ещё не растраченных. Используя халат Обломова в качестве одного из центральных символов романа, Гончаров показывает пережитки эпохи и всё отрицательное, что было присуще не только Илье Ильичу, но и другим представителям высших сословий:
- примитивность отношений;
- умственную косность;
- классовый паразитизм;
- социально-экономическую отсталость.
Отношения с окружающими
Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.
«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»
В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.
«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».
Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.
Характеристика Обломова
В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.
- Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
- После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.
Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.
Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.
Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.
Творческая манера И. А. Гончарова
Иван Александрович Гончаров — писатель-реалист. Но его реализм определяется его личностью, мировоззрением, особенностью творчества. Например, для него большое значение имела объективность изображения, это отмечали многие критики, в том числе и Н. Добролюбов. Писателя в меньшей степени интересовали политические события и революционные потрясения. Больше всего его привлекала обычная жизнь в её нравственных противоречиях. Но писательская манера, эпическая и мало эмоциональная, спокойная, помогала ему создавать произведения, в которых всесторонне показана повседневная жизнь. Общественная жизнь рассматривалась им через социально-бытовой уклад. Нет, он не был равнодушен к передовым идеям того времени — считал необходимым освобождение крестьян от крепостной зависимости, просвещение народа и т. д., но не увлекался революционными идеями.
«… Я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал», — утверждал он.
Любовь к женщине
Андрей
с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.
Илья
всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.
Выводы
В «Обломове» Гончаров, как искусный художник, смог через портрет героев показать всю глубину их внутреннего мира, «прорисовав» особенности характеров действующих лиц, изобразив, с одной стороны, два типичных для того времени социальных персонажа, а с другой, очертив два сложных и трагичных образа, интересных своей многогранностью и современному читателю.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Обломов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Обломов»
для самых компанейских —
Главные герои «Обломов»
для самых занятых —
Читательский дневник «Обломов»
для самых любопытных —
Анализ «Обломов» Гончаров
для самых крутых —
Читать «Обломов» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы августа для 10 класса:
Краткое содержание «Гиперболоид инженера Гарина»
Краткое содержание «Бурмистр»
Краткое содержание «Братья Карамазовы»
Краткое содержание «Над пропастью во ржи»
Краткое содержание «Идиот»
«Идиот» очень краткое содержание
Анализ «Бахчисарайский фонтан» Пушкин
Князь Мышкин
Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»
Краткое содержание «451 градус по Фаренгейту»