Образ и характеристика печорина из романа «герой нашего времени» лермонтова с цитатами

Образ печорина в романе «герой нашего времени»

В чем трагедия лермонтовского героя

Историческая действительность обрекает на крах все попытки Печорина найти себе хоть какое-то полезное применение. Даже в любви он не смог найти себе место. Этот герой совершенно одинок, ему сложно сближаться с людьми, открываться им, впускать в свою жизнь. Сосущая тоска, одиночество и желание найти себе место в мире — вот характеристика Печорина. «Герой нашего времени» стал романом-олицетворением величайшей трагедии человека — невозможности найти себя.

Печорин наделен благородством и честью, что проявилось при дуэли с Грушницким, но в то же время в нем главенствуют эгоизм и безразличие. На протяжении всего повествования герой остается статичным — он не эволюционирует, его ничего не может изменить. Лермонтов словно стремится этим показать, что Печорин практически полутруп. Его судьба предрешена, он уже не жив, хотя до конца еще и не мертв. Именно поэтому главный герой не заботится о своей безопасности, он бесстрашно бросается вперед, потому что ему нечего терять.

Трагизм Печорина не только в социальной ситуации, которая не позволила ему найти себе применения, но и в неспособности просто жить. Самоанализ и постоянные попытки осмыслить происходящее вокруг привели к метаниям, постоянным сомнениям и неуверенности.

Почему Печорин несчастен?

Печорин – непростой человек. Несмотря на молодость, состоятельность и красоту, он не чувствует себя счастливым. Его можно назвать «лишним человеком», так как он родился не в то время. Будучи весьма эгоистичным, Григорий Александрович не может впустить в свою жизнь людей, которые могли бы ему стать близкими. Свобода для него является самой главной составляющей жизни. Единственным человеком, которого он смог полюбить, стала Вера. однако ему не суждено стать счастливым с этой женщиной, и он ее теряет.

Еще одной причиной, почему Печорин несчастен, является то, что он не видит никакого смысла в своей жизни. Он не понимает, какова цель его существования и не боится умереть.

Мы напишем — Сочинение Печорин — герой или злодей Герой нашего времени. Подсказки школьнику

Григорий Печорин — непростой персонаж, поэтому его сложно сразу отнести к положительным или отрицательным героям. Только через череду сложных размышлений можно найти ответ на этот непростой вопрос.

Михаил Лермонтов наделил Печорина совокупностью негативных качеств, которые были присущи современникам писателя. Это и эгоизм, и эгоцентризм, и равнодушие, и желание быть одиноким. Печорин не смог найти друзей и верных товарищей, даже когда с ним кто-то хотел познакомиться. Например, Максим Максимыч радушно встретил нового коллегу, но Печорин держался с ним холодно и отдалённо, не подпускал его к себе. А ведь Максим Максимыч успел полюбить его по-своему, привязаться к нему, а холодность Печорина ранит сердце штабс-капитана. Таким образом, некоторые особенности характера Печорина губят других людей и приносят им боль, страдания.

Но хотел ли этого сам Печорин? Нет, он не хотел нарочно причинять вред другим людям. Он просто вел себя так, как ему привычно. Герой осознавал, что делает плохо. Григорий пытался сам разобраться в себе и своих чувствах, переживаниях и поступках. Это делало его более отчуждённым от общества, чем раньше. Персонаж понимал всю свою сущность, но не понимал, почему именно он такой.

Стоит сказать, что поступки приносили боль не только окружающим, но и самому Печорину. Например, в отношениях с Верой он не смог стать счастливым, ведь он не подпускал девушку близко к себе. А ведь она смогла понять и принять все его недостатки и особенности. Таким образом, нельзя выразиться категорично, что Печорин — злодей, ведь он творил зло не специально, неосознанно.

Героем тоже можно назвать персонажа с натяжкой. Печорин был смелым, храбрым, не боялся смерти и врагов, но это вовсе не из-за того, что он хотел совершить геройские подвиги. Персонажу было скучно жить. Ему надоела и светская, и военная жизнь. Он хотел экстрима, чтобы проверить свои способности и умения. Он искал чего-то неординарного, так как хотел найти то, что его увлечёт и завлечёт.

Таким образом, Печорин — не злодей и не герой в привычном смысле этих слов. А как тогда можно охарактеризовать персонажа? Григорий Печорин — жертва обстоятельств и своего характера, который мешает ему быть счастливым и делать счастливыми окружающих. Он не может измениться, так как обстоятельства ему не позволяют сделать это. Он не виноват, просто так сложилась его жизнь, и ему необходимо научиться с этим жить.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции». Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Дуэль Печорина и Грушницкого

Главный герой предстает противоречивой, неоднозначной и непредсказуемой личностью. Характеристика Печорина и Грушницкого указывает на еще одну яркую черту персонажа — желание развлечься, поиграть судьбами других людей.

Дуэль в романе стала попыткой Печорина не только посмеяться над Грушницким, но и провести своего рода психологический эксперимент. Главный герой дает возможность поступить своему оппоненту правильно, проявить лучшие качества.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в этой сцене не на стороне последнего. Так как к трагедии привела именно его подлость и желание унизить главного героя. Печорин же, зная о заговоре, пытается дать возможность Грушницкому оправдаться и отступить от своего замысла.

Положительные черты

Читатель знакомится с Печориным на основе рассказа Максима Максимыча. Штабс-капитан положительно относится к герою, несмотря на то что не во всем понимает его. Так или иначе, Максим Максимыч не дает резко отрицательной характеристики персонажу. Из первой главы читатель видит в Печорине целостную личность. Он предстает перед нами образованным, опрятным, симпатичным молодым человеком. Он умеет разговаривать с людьми, всегда выдерживает необходимую в обществе вежливость. Печорин очень опрятный.

Он следит за своей внешностью, не позволяет себе появиться в обществе в грязной одежде – он всегда одет «с иголочки». Все эти качества ценились в людях в любые века. И по большому счету Печорин является весьма симпатичным молодым человеком, который умеет себя вести, грамотно подает себя в обществе. В этом заключаются положительные черты Печорина.

Первая любовь

В характеристику Николая Кирсанова обязательно следует включить его любовь. Сложности, касающиеся его, были связаны не только с плохим физическим состоянием. Родители получили другую неприятную новость об их сыне. Это любовь Николая к Маше — дочери «чиновника Преполовенского». Автор не раскрывает все нюансы, но говорит, что мать с отцом не одобряли выбор сына. Они полагали, что девушка не может быть достойной супругой Николаю. Накал был устранен после смерти родителей:

  • контроль к Николаю был устранен;
  • отсутствовали сложности для заключения брака.

Когда прошел траур, произошла свадьба. Опасения отца и матери по поводу Маши были напрасными. Муж с женой жили хорошо, практически не расставались.

Жанровое своеобразие

Жанр произведения — роман, раскрывающий психологические, философские и социальные проблемы николаевских времен. Этот период, наступивший сразу после разгрома декабристов, характеризуется отсутствием значимых социальных или философских идей, которые смогли бы воодушевить и сплотить передовое общество России. Отсюда и чувство ненужности и невозможности найти свое место в жизни, от которого страдало молодое поколение.

Социальная сторона романа звучит уже в названии, которое пропитано лермонтовской иронией. Печорин, несмотря на свою незаурядность, не соответствует роли героя, не зря его в критике часто называют антигероем.

Психологическая составляющая романа в том огромном внимании, которое автор уделяет внутренним переживаниям персонажа. При помощи различных художественных приемов авторская характеристика Печорина превращается в сложный психологический портрет, в котором отражается вся неоднозначность личности персонажа.

А философское в романе представлено рядом извечных человеческих вопросов: зачем существует человек, что он собой представляет, каков смысл его жизни и т. п.

Образ главного героя

Печорин тянется к людям, жаждет общения, но не видит отклика в их душах, ведь он не такой как они, их мысли, желания и чувства совершенно не совпадают, что делает его странным и непохожим на других. Печорин, как и Евгений Онегин у Пушкина, тяготится своей спокойной и размеренной жизнью, но в отличие от пушкинского героя он постоянно ищет способы добавить остроты в свою жизнь, и не найдя, очень от этого страдает. Его собственные прихоти всегда для него были и будут на первом месте и чтобы удовлетворить свои желания он готов на все. Ему нравиться манипулировать людьми и подчинять их себе, он получает удовольствие от власти над ними.

Вместе с тем Печорин обладает и положительными качествами и помимо упреков и порицания, вполне заслуживает и симпатии, и сочувствия. Он отличается острым умом и осуждая других, довольно самокритично и требовательно относится к себе. Печорину не чужда поэтичность и лирические настроения, он тонко чувствует природу и любуется её красотой. Во время дуэли он проявляет завидное мужество и отвагу, он не трусит и не отступает назад, его холоднокровие на высоте. Несмотря на собственный эгоизм, Печорин способен на настоящие чувства, например по отношению к Вере, оказывается, что он тоже может быть искренним и умеет любить.

(М.А. Врубель «Дуэль Печорина с Грушницким» 1890-1891
)

Личность Печорина настолько сложна и неоднозначна, что нельзя с уверенностью сказать какие чувства он вызывает у читателей: резкого осуждения и неприязни, или все таки симпатии и понимания. Основными чертами его характера являются противоречивость между его мыслями и поступками, противодействие окружающим обстоятельствам и поворотам судьбы. Герой кипит желаниями действовать, но чаще всего его поступки выливаются либо в пустые и никому не нужные действия, либо наоборот приносят боль и несчастье его близким

Создав образ Печорина, своеобразного героя своего времени, прототипов которого Лермонтов встречал на каждом шагу, автор хотел заострить внимание на нравственной ответственности каждого человека за его мысли и поступки, за жизненный выбор и как он может отразиться на окружающих людях

Сочинение «Печорин – «герой нашего времени»?»

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции». Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Почему Печорин – «герой нашего времени»? – сочинение-рассуждение | источник

Сочинение на тему: “Печорин герой или злодей?”

Ответ оставил Гость

Печорина нельзя назвать хорошим или плохим. В начале книги он предстает перед нами в самом неприглядном виде, однако к концу произведения он меняется. Я бы назвала Печорина противоречивым героем, мечущимся, так как было противоречивым само время, в котором он жил.Л. Григорьев, отмечая чисто внешнее, напускное, «миражное» в Печорине, писал: «… основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уже не смешны» . Люди печоринского типа непонятны бодрячку-обывателю с его дешевым оптимизмом, с его ограниченным, жалким кругом духовных интересов. Печорин кажется «странным» ж непонятным всем тем, кому не знакомы ни «муки сомнения» , ни «духовная ягажда» , ни «жадная тоска» . Он тем уже неприятен самодовольной «толпе» , что она видит в нем угрозу своему мещанскому благополучию. Печорин — не жестокий себялюбец, не самовлюбленный эгоцентрик, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственны напряженная духовная жизнь, внутренняя борьба, муки, сомнения.Печорина нельзя назвать хорошим или плохим. В начале книги он предстает перед нами в самом неприглядном виде, однако к концу произведения он меняется. Я бы назвала Печорина противоречивым героем, мечущимся, так как было противоречивым само время, в котором он жил. Гордый, молодой человек двадцати пяти лет ,с волевой натурой ,таким предстаёт главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова Печорин . Несмотря на свою молодость ,Григорий уже имел большие представляния о жизни.Он отличается от многих людей своего времени выско развитой культурой, манерой общения ,взглядами.Для его выжны не слова человека, а его поступки. Сам Печорин из аристократической семьи и имеет хорошее образование. В начале о нём складывается хорошее мнение ,но вскоре это хорошее мнение рассеивается . Оказывается ,что Печорин выдаёт себя не за того ,кем является ,он двуличен… С одной стороны -это добросовестный человек , любящий поэзию и искусство , а с другой -холодный , расчётливый собиратель пороков, полная противоположность первой личности . Печорин очень плохо поступат с Бэлой и Мери…Сначала он добивается их расположения ,симулируя чувства к ним ,а потом отказывается от их верной любви. Конечно же Печорин » герой того времени» по своим качествам ,характеру ,по мнению автора романа, но какая может идти речь о герое ,когда перед тобой вроде бы милый человек, а на самом деле внутри сидит «маленький правитель » ,который жаждет видеть своё превосходство над другими. Хотя… Печорин не такой уж и злодей ,как его представляю я ,скорее всего не нашлось такого человека,которому он мог бы раскрыть душу и поэтому Григорий вынужден держать всё в себе . У каждого человека есть свои недостатки ,но когда недостатки или пороки «засели» в людях, то осуждать одного Печорина -глупо. Прежде, чем осуждать кого-то ,в первую очередь надо освободить общество от порочной жизни. Поэтому говорить «герой или злодей » Печорин ,пока общество живёт порочной жизнью — бессмысленно.

http://sochinyshka.ru/pechorin-geroj-ili-zlodej-sochinenie.htmlhttp://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20311-pechorin-geroi-ili-zlodei-sochinenie-na-temy.htmlhttp://pomogajka.com/literatura/st-582551.html

голоса

Рейтинг статьи

Герой или злодей, кому уделить больше внимания. Печорин герой или злодей, сочинение

Пытаясь ответить на вопрос о том, кто же такой, собственно говоря, герой нашего времени, нужно помнить слова Лермонтова, что это портрет, созданный из пороков целого поколения.

В самом начале романа Григорий Печорин предстает перед нами в образе злодея, но постепенно начинаем понимать его и сопереживать, даже немного сочувствовать. К концу повествования мы приходим к выводу, что главный герой – многогранная, неординарная личность, на которую невозможно навесить однозначный ярлык.

Главный герой сам пишет в дневниках о присущей ему двойственности. Он словно пробует себя в разных ипостасях: герой-любовник, друг, незнакомец, который влияет на судьбу, или обычный авантюрист. Ни одна из этих ипостасей не принесла никому пользы.

Ни одна из этих ипостасей не принесла никому пользы. На основе этого можно сделать вывод, что Григорий Печорин – злой гений. Но каким бы злым он не был, гений – это обладатель таланта. В чем же талант главного героя? Может быть, он все же жертва общественных устоев?

Печорин герой или злодей, сочинение

Печорин — главный герой известного лермонтовского романа Герой нашего времени, которого изучают в школьной программе, и пишут сочинения на различные темы. Давайте же разберемся кем был Печорин. Он герой или злодей? Каков на самом деле его характер?

Каков характер Печорина? Он герой или злодей?

Перед нами стоит нелегкая задача, сложно ведь дать оценку персонажу, отличавшемуся сложным, двойственным характером. Лермонтов отмечает, что в Печорине сразу уживались два человека. Один из них думал и размышлял, а второй действовал решительно, и порой безрассудно. А вот Белинский действительно увидел в Печорине героя своего времени. Ему пришлось жить в третье десятилетие девятнадцатого века, в период особой жестокости, и который, ко всему прочему, отметился атмосферой общественного гнета. Но сам автор, в предисловии к своему произведению, говорит, что создал Печорина из всей совокупности существующих на тот момент пороков.

Каким увидели Печорина мы?

Если судить о характере Печорина, пытаясь понять, злодей он или герой, то стоит отметить, что это физически сильный человек, выносливый и красивый. Печорин умен, и способен размышлять на такие темы, как добро и зло, смысл существования, любовь и дружба. Он хорошо разбирается в людях. Только вот беда, человек родился не в свое время, он — лишний. Поэтому, как и многие его современники, проводит свою жизнь в томлении. Вместо того, чтобы ставить цели и их достигать, ему приходится растрачивать силы на непонятные поступки, которые недостойны человека с большой буквы. Так как Печорин не научился любить, он невольно причиняет боль окружающим, и даже не осознает этого. Ведь по своей сути он эгоист, индивидуалист и не способен сострадать.

Так что же в действительности получается? Печорин герой или злодей? Быть может мне и хотелось бы сделать конкретные выводы в данном сочинении, назвав Печорина злодеем, да вот только он не злодей. Печорин хоть и приносит страдания и беды окружающим, но делает это не со зла, и в конце концов страдает сам. Не могу с уверенностью сказать и то, что Печорин герой. По моему мнению настоящие герои не совершают таких поступков, за которые нормальному человеку становится стыдно.

Скорее всего это личность, наделенная умом, силой и энергией, образованный человек, не имеющий возможности применить свои умения и достоинства в существующем обществе. Просто Печорин родился не в свое время. Хотел любить — но не умел, был умен — но не находил своему уму применения, был силен и ловок — но и это оказалось никому не нужно. А если внутренний потенциал не находит своего выхода, то начинает причинять разрушения.

Можем ли мы обвинять в этом Печорина? Конечно же нет, но если и искать виновных, то скорее всего это будет общество, среди которого приходилось жить таким людям. И именно окружающее общество делало их такими черствыми, жестокими и хладнокровными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: