Лирика Тютчева и Фета
Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.
Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев
И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе
Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.
Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.
Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.
Полезный материал по теме:
- Стихотворение «Фонтан» А. Фета и Ф.И. Тютчева
- Стихотворение А. Фета «Еще весны душистой нега» и Ф. Тютчева «Еще земли печален вид»
- Стихотворений о любви Пушкина, Фета и Некрасова
- стихотворений «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и «Сияла ночь» А.А.Фета
- Анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silentium»
«Пророк» А.С. Пушкина
Для того, чтобы отразить объективно существующие различия в творчестве Пушкина и Лермонтова, необходимо рассмотреть направление их поэтической деятельности отдельно друг от друга. В этом могут помочь наиболее известные стихотворения обоих поэтов, посвященные одной и той же тематике, где разница проступает наиболее наглядно.
Так, знаменитый «Пророк» Александра Сергеевича, начинающийся словами «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…», затрагивает, подобно одноименному стихотворению Лермонтова, тему поэзии и места поэта в мире людей. Однако произведение Пушкина было написано раньше – в 1826 году во время ссылки в Михайловское, в то время как Михаил Юрьевич создал собственного «Пророка» только в 1841 году.
Стихотворение Александра Сергеевича проникнуто идеей перерождения обычного человека в поэта – своеобразного рупора божьего гласа и его воли на земле, жертвующего собой во имя неустанного просвещения и воодушевления человечества на добрые, правильные дела. Метаморфозы перерождения мучительны и неприятны, но вынести их – священный долг «пророка». В наставление владыка указывает главному герою: «Глаголом жги сердца людей!». Вот оно, главное предназначение поэта по мысли Пушкина.
Стихотворение написано в жанре оды, возвышенным и торжественным слогом, дабы возвеличить значение важной миссии, возложенной на поэта свыше. Для поэтики произведения характерны многочисленные эпитеты («духовная», «празднословный», «вещие», «трепетный»), метафоры («глаголом жги», «неба содроганье»), сравнения («как труп в пустыне я лежал», «как у испуганной орлицы»)
В целом же стихотворение имеет некий ореол божественности, атмосферу библейской истинности, что также подчеркивается за счёт многочисленных старославянизмов.
Сопоставительный анализ стихотворений и стилей Фета и Тютчева
Если говорить о поэтах в аспекте сравнения, необходимо заметить, что для Тютчева более, чем для Фета, характерно проявление трагических ноток и мотивов. Вполне вероятно, что это связано с биографией писателя, который имел опыт большой, но печальной любви к женщине по имени Елена Александровна Денисьева, связь которого считалась в глазах общества преступной и постоянно порицалась. Стихотворения «Денисьевского цикла», например, Silentium!, «О, как убийственно мы любим…» и другие, являются самыми трогательными в творчестве поэта, но одновременно с этим не утрачивают безысходной печали.
На творчество А.А. Фета любовь также наложила серьёзный отпечаток. Полюбивший девушку из небогатой семьи, Фет был беден и не мог предложить ей ничего, кроме своего чувства. Однако вскоре девушка трагически погибла. Фет пронёс память о ней через всю жизнь и собственное творчество, но, в отличие от Тютчева, эти воспоминания пробуждали в нём светлые мысли и эмоции, которые в результате привели к созданию воодушевляющих, полных жизни стихотворений, как «Я пришёл к тебе с приветом», «Майская ночь» и другие.
Сравнение приемов в стихотворениях Ф.Тютчева и А. Фета
В стихотворении «Это утро, радость эта…» автор описывает приход весенней поры. Весна в лирическом произведении Фета, представляет собой совокупность таких явлений как пение птиц, шум веселых ручейков, теплые, наполненные свежестью ночи, которые сплелись между собой в одно целое.
Давайте посмотрим, как выглядит весна в произведение Ф.Тютчева «Весенние воды». Автор наделяет весенние ручьи своеобразной индивидуальностью, они весело бегут, несмотря на то, что окружающая природа, в частности берега и поля, по-прежнему находятся во власти зимы.
В то время, как весна Фета неразрывно связана со многими факторами, Тютчеву достаточно говорить о ее приходе, выходя из наличия только весенних ручейков.
В стихотворении «Еще земли печален вид», Тютчев передает читателю всю глубину момента перехода окружающей природы в весеннюю негу, однако акцент делается только на нескольких основных явлениях, что противоречит манере Фета соединять в произведении и чувства, и темы бытия, и мотивы природы.
Мы напишем — Сочинение на тему Лирика Тютчева и Фета 6 10 класс. Подсказки школьнику
Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.
Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.
Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.
Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.
Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.
Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.
В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.
6 класс, 10 класс
Все сочинения
Творчество А.А. Фета
Для того, чтобы провести ещё один сопоставительный анализ, следует обратиться к деятельности Афанасия Афанасьевича Фета. Новатор в поэзии, этот человек на сегодняшний день занимает среди классиков русской литературы особое место. Стихи Фета – это пример самой изысканной и тонкой лирики, сочетающей в себе очарование формы и глубину содержания. Главным для Афанасия Афанасьевича было выражение самых незначительных порывов души и эмоционального состояния, в связи с чем он постоянно обыгрывал форму, раскрепощая и изменяя её на разный манер для передачи через неё всех оттенков чувств. Природа Фета максимально очеловечивается, что достигается за счёт множественных олицетворений: перед читателем возникают «рыдающие» травы, «овдовевшая лазурь», проснувшийся «каждой веткой» лес.
Любопытно, что одно из самых известных стихотворений А.А. Фета под названием «Шепот, робкое дыханье…» написано совершенно без использования глаголов, хотя, казалось бы, эта часть речи выступает ведущей в любом языке. Видимо, Фет решил проигнорировать или опровергнуть это утверждение и отверг действие. Путем использования одних лишь прилагательных и существительных он создал настоящий гимн природы и любви.
Уникальность поэзии Ф.И. Тютчева
Федор Иванович написал за свою жизнь немногим более четырехсот стихотворений. делит их на три периода. Мы ограничимся анализом произведений, где отражена жизнь природы с ее глубоким философским подтекстом, и любовной лирикой. Сравнение Тютчева и Фета в этих областях поэзии показывает разность пленительной грации «чистого искусства» А. Фета и наполненность мыслями и неподдельными, хотя скупыми, выражениями чувств у Ф. Тютчева.
Живя в Ницце после смерти Е. Денисьевой, которую он тяжело переживал, поэт пишет горчайшее стихотворение, в котором сравнивает свою жизнь с птицей, у которой обломаны крылья. Она, видя яркий блеск юга, его безмятежную жизнь, хочет и не может подняться. И вся она «дрожит от боли и бессилья». В восьми строках мы видим все: яркую природу Италии, блеск которой не радует, а тревожит, несчастную птицу, которой больше не суждено летать, и Человека, который переживает ее боль, как свою личную. Сравнение Тютчева и Фета, также пережившего личную драму, здесь просто невозможно. Они говорят по-русски, но на разных языках.
Стихотворение «Русской женщине», которое состоит из двух строф, актуально и сегодня.
Кратко обрисовано ее бесцветное и никому не нужное существование на бескрайних, безлюдных, безымянных просторах. Лирический герой сравнивает ее жизнь с облачком дыма, которое постепенно исчезает на тусклом туманном осеннем небе.
А что же любовь? Она только анализируется. Стихотворение «Лето 1854» в начале пронизано восторгом, колдовством любви, которая далась двоим «ни с того и ни с сего». Но на смотрит «тревожными глазами». За что и откуда такая радость? Не умеет рациональный ум просто ее принять. Надо добраться до истины. По мнению лирического героя это лишь бесовское прельщение…
Ф. Тютчев — тонкий психолог, и за какую бы тему он ни взялся, то обязательно предстанет перед нами во всем величии гения.
Своеобразие творчества Тютчева
Судьба Тютчева – поэта была своеобразной. На протяжении достаточно длительного времени его имя в читательских кругах или не замечали, или считали его поэтом «для избранных». Между тем, в числе этих «избранных» были Тургенев, Пушкин, Достоевский, Чернышевский, Некрасов, Фет, Добролюбов. Один только перечень имен таких ценителей говорит о том, что поэзию Тютчева ждет великое будущее.
Первое стихотворение поэта было напечатано в 1819 году. Автору на тот момент еще не было и шестнадцати лет. Со второй половины 1820-х годов наступает расцвет творческого таланта Тютчева.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Поэтической школой Тютчева стал русский и западноевропейский романтизм.
И не только поэтической, но и философской, так как Тютчев наряду с Баратынским является крупнейшим представителем отечественной философской лирики. Как литературное направление, романтизм развивался в эстетической атмосфере, которая была насыщена идеалистическими философскими представлениями, большая часть которых была воспринята Тютчевым
Однако это совсем не означает, что лирика поэта стала стихотворным изложением философской системы, неважно, своей или чужой. Стихи Тютчева — это в первую очередь полное выражение его внутренней жизни, неутомимой работы его мысли и сложного противоборства чувств
Все перечувствованное, передуманное им самим в его стихах облекается в художественный образ и поднимается на высоту философского обобщения.
Тютчева называют «певцом природы». Автор «Весенних вод» и «Весенней природы» был тонким мастером стихотворных пейзажей. Однако во вдохновенных стихах Тютчева, в которых он воспевает явления и картины природы, нет того бездумного любования. Природа у него – это размышления о вечных вопросах человеческого бытия, о загадках мироздания. Через всю лирику Тютчева проходит идея тождества человека и природы, и это определяет основные ее особенности. Для Тютчева природа – это такое же разумное, одушевленное существо, как и человек.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 440 ₽ Реферат Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 220 ₽ Контрольная работа Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Как правило, поэт изображает природу через глубокое эмоциональное восприятие человека, который стремится слиться с ней, ощутить себя частью этого великого целого. Однако поэтому были известным и моменты мучительного сознания того, что между человеком и природой существует трагической различие. Природа неизменная, вечна. А человек – одновременно и «царь земли», и «мыслящий тростник», «злак земной», быстро вянущий. Он приходит и уходит, а природа остается.
Гармонию в природе поэт обнаруживает и в «стихийных спорах». Вслед за грозами и бурями всегда следует «успокоение», осененное радугой и озаренное солнечными лучами. Грозы и буря потрясают внутреннюю жизнь человека, они обогащают ее многообразием чувств, однако после себя чаще всего он оставляют только душевную опустошенность и боль утраты.
Философская подоснова не делает абстрактной тютчевскую лирику природы. Умением поэта воссоздавать изображение мира восхищался еще Некрасов.
Конкурс эссе к 200-летию Афанасия Фета
19 апреля 2020
В 2020 году исполняется 200 лет со дня рождения Афанасия Фета. Редакция «Нового мира» объявляет конкурс эссе, посвященный этому юбилею. Работа должна быть посвящена биографии или творчеству Афанасия Фета. Произведения победителей будут опубликованы в «Новом мире» в июльском номере 2020 года.
5 стр., 2214 слов
Фет Афанасий Афанасьевич
… Поэзия Фета удивительно музыкальна, потому и… Подробнее полная версия Вся жизнь выдающегося русского поэта А. А. Фета … эти строки вдохновляли композиторов на сочинение песен и романсов. Многие… Подробнее … губернии, он… Подробнее полная версия 4.09 (83) Стихи Афанасия Фета знакомы нам с … полная версия 3.67 (3) В сборник вошли стихотворения разных лет, в том числе не вошедшие в основное собрание, …
В 2020 году исполняется 200 лет со дня рождения Афанасия Фета. Редакция «Нового мира» объявляет конкурс эссе, посвященный этому юбилею.
Работа должна быть посвящена биографии или творчеству Афанасия Фета, она может рассказывать о событии в жизни автора, которое связано с творчеством Афанасия Фета.
принять участие все авторы и читатели
Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова
Как видно из вышеперечисленного разбора, данные стихотворения Лермонтова и Пушкина существенно различаются, если не формой, то жанром и содержанием. Хотя лирический герой обоих произведений – это отвергнутый и одинокий член общества, всё же у Александра Сергеевича он сохраняет надежду изменить ситуацию, так как слышит чёткое наставление с небес, видит ангела, являющегося к нему в качестве посланника, и упрочивается в знании, что его дело свято.
Сравнительный анализ «Пророка» Пушкина и Лермонтова также раскрывает то, что лирический герой из лермонтовского стихотворения, словно бы являющегося продолжением того, на чём остановился Александр Сергеевич, трагичен и даже потерян. Знаки, являющиеся ему в виде покорности природы, косвенны и не могут рассматриваться в контексте прямого божьего послания. Отсюда берётся тотальная, абсолютная потеря связи с народом, которой мы не встретим у Александра Сергеевича: лермонтовский поэт запутался, потерял путеводную звезду и вынужден блуждать во тьме.
Таким образом, сопоставительный анализ «Пророка» Пушкина и Лермонтова доказывает, какими в корне различными были мировоззрения поэтов. Их несхожие взгляды отражаются буквально в любом из продуктов творчества обоих авторов. Одновременно с этим, писатели очень колоритно дополняют друг друга.
Слово учителя: (звучит музыка)
Тютчев и Фет… Два имени, две судьбы… Два поэта, творившие в середине 19 века, испытавшие мучительную для любого мастера полосу равнодушия и пренебрежения к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили отзыв только в тесном кружке знатоков. Судьба поэтического творчества Фета во многом сходна с тютчевской:
широкой известностью он тоже не пользовался. Но знатокам поэзии открывается истинное величие Тютчева и Фета. Гениальные художники, глубокие мыслители, тонкие психологи – такими предстают они в своих стихах, многие из которых поистине являются шедеврами.
Беседа:
1. На уроках литературы мы познакомились с творчеством великих русских поэтов 19 века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Основные темы, которые раскрывает в своём творчестве каждый из этих поэтов…..
Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»
Стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды» представляют собой «философские пейзажи». Любованье ночным морем заставляет героев обоих произведений не только восхищаться красотой природы, но и размышлять о себе, о своей душе.
Однако, несмотря на многие схожие моменты (восхищение ночным морем, красотой природы, осознание грандиозности Вселенной, неспокойное состояние самих героев), эти стихотворения очень различаются по тональности, идейному посылу.
Герой Тютчева противопоставляет себя миру природы, частью которой является «море ночное». Он был бы рад слиться со Вселенной:
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Однако осознает, что для него это невозможно. Герой завидует гармонии и умиротворению, которые так и веют от морского пейзажа:
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!
Он осознает, что является свидетелем какой-то огромной, очень важной жизни, существующей без участия человека. Лирический герой ошеломлен и этой картиной, и этой мыслью, озарившей его:. В этом волнении, в этом сиянье,
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою…
Он хочет стать частью «всемирного движения», но финальные строки стихотворения звучат трагически – он понимает, что для него это невозможно.
Герой стихотворения Фета, так же, как и его мысленный собеседник, к которому обращено произведение, тоже наблюдает за «морем ночным»: «На море ночное мы оба глядели». Так же, как и лирический герой Тютчева, персонажи Фета восхищены открывшейся перед ними картиной:
Вдали затихавшие волны белели,
А с неба отсталые тучки летели,
И ночь красотой одевалася звездной.
Однако уже со второй строфы мы понимаем, что герои Фета сумели найти «общий язык» с природой, почувствовать ритмы ее жизни, слиться с нею. Именно поэтому морской пейзаж так целительно действует на их души:
И с моря ночного и с неба ночного,
Как будто из дальнего края родного,
Целебною силою веяло в душу.
Слияние с природой, погружение в нее несет героям этого стихотворения очищение и успокоение. Произошло то слияние, о котором грезил герой Тютчева, но так и не смог добиться:
Как будто меня убаюкало море,
Как будто твое утолилося горе,
Как будто бы звезды тебя победили.
Таким образом, стихотворение Фета оптимистично, светло, наполнено гармонией слияния человека с миром природы, Вселенной. Стихотворения Тютчева отличается трагическим надломом от осознания невозможности единения с «высшим миром» красоты и гармонии, от осознания ограниченности и отделенности человека.
Это интересно: Лучшие примеры, как написать сочинение на произведение «Муму» И. С. Тургенева.
Текст стихотворения А. Фета «Море и звёзды»
На море ночное мы оба глядели.
Под нами скала обрывалася бездной;
Вдали затихавшие волны белели,
А с неба отсталые тучки летели,
И ночь красотой одевалася звездной.
Любуясь раздольем движенья двойного,
Мечта позабыла мертвящую сушу,
И с моря ночного и с неба ночного,
Как будто из дальнего края родного,
Целебною силою веяло в душу.
Всю злобу земную, гнетущую, вскоре,
По-своему каждый, мы оба забыли,
Как будто меня убаюкало море,
Как будто твое утолилося горе,
Как будто бы звезды тебя победили.
Текст стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…