Дружба и любовь.
Штольц был верным и надежным товарищем. С Обломовым подружился, пребывая в юношеском возрасте. Вместе они учились в пансионе, где заведовал отец Андрея. Ребята уже тогда очень отличались в своих стремлениях.
Илья не любил науку. Но когда у него проявилось увлечение поэзией, Андрюша стал носить ему из дому всевозможные книги, лишь бы развивать его познания.
«Сын Штольца баловал Илюшу, подсказывая ему уроки, делая за него многие переводы.»
«Ближе всякой родни: я с ним учился и рос».
Андрей всегда бескорыстно поддержит товарища. Илья с радостью ждет его в гости, доверяет ему все свои дела, в том числе и финансовые. Скорей бы приехал Штольц! Пишет, что скоро будет. Он бы уладил. Когда у Обломова возникают серьезные проблемы с имением, то друг сам предлагает помочь навести там порядок, он понимает, что управляющий поместьем обманывает Илью Ильича. Делает все со знанием дела.
Даже после смерти Обломова не перестает проявлять заботу о его близких. Супруге Агафье Пшеницыной высылает деньги, которые приносит имение. Сына покойного товарища забирает в свой дом.
«Андрюшу попросили на воспитание Штольц и его жена. Теперь считают его членом собственного семейства».
Значение дружбы у Гончарова
Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: «братство», воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные — это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.
Семья и происхождение Андрея Штольца
В отличие от большинства главных героев романа, Андрей Иванович Штольц не являлся потомственным дворянином, как и его отец – Иван Богданович Штольц. Титул дворянина Андрей Иванович получил гораздо позже, благодаря своему трудолюбию и усердию на службе, дослужившись до должности надворного советника.
Отец Андрея Ивановича имел немецкие корни, около двадцати лет тому он оставил свою родину и отправился в поисках лучшей судьбы, которая закинула его из родной Саксонии в деревню Верхлево. Здесь, неподалеку от Обломовки, Штольц был управляющим, а также занимался учительской деятельностью. Благодаря своему трудолюбию ему удалось значительно накопить капитал и удачно жениться. Женой его стала молодая девушка из обедневшего дворянского рода. Иван Богданович был довольно счастливым человеком в семейной жизни.
Вскоре у них родился сын, которого назвали Андреем. Мальчик оказался способным к наукам, он легко освоил базовые знания и активно принимал участие в работах на фабрике и в поле, где активно перенимал знания отца в области агрономии.
Жили Штольцы всегда скромно – отец копил деньги для сына и не тратил их на лишние вещи. По мнению обломовцев, Штольцы жили крайне бедно – еда их не отличалась жирностью, в рационе были простые блюда.
Вскоре отец отправил Андрея на обучение в университет, мать тяжело переживала разлуку с сыном. Встретить его после окончания университета она не смогла – женщина умерла. По традиции отец отправляет сына в свободное плавание. Для него как немца это было обыденной вещью, чего не скажешь о местном населении, но так как матери на тот момент уже не было в живых, то перечить Ивану Богдановичу было некому.
Образование и воспитание Андрея Штольца
Воспитание Андрея Ивановича Штольца с первых дней отличалось от традиционно принятой в обществе системы воспитания. В кругу дворян было принято баловать своих детей и всячески их опекать, однако немецкие корни отца не дают ему права придерживаться такой модели воспитания. Иван Богданович с самого детства старался воспитать сына таким образом, чтобы облегчить его дальнейшую жизнь. Он часто ходил с отцом на фабрику и на пашню, принимал активное участие во всех подготовительных работах, что немало огорчало мать, которая хотела воспитать его в классических традициях дворян.
Отец «принял» своего маленького сына на работу в должности мастерового и платил ему за его работу 10 рублей в месяц. Это не было формальностью – Андрей Иванович действительно отрабатывал эти деньги и даже расписывался в специальной книге о их получении, подобно всем работникам Штольца.
Такое трудовое воспитание скоро принесло свои положительные результаты – в 14 лет Андрей Штольц был абсолютно самостоятельным мальчиком и мог в одиночку ездить в город по поручению отца. Андрей Иванович всегда точно выполнял поручения отца и никогда ничего не забывал.
Как и все дети, Андрей Штольц был активным и любознательным ребенком, он постоянно принимал участие в различных шалостях. Однако такая непоседливость не помешала Штольцу получить хорошее образование. Азы он получил в домашних условиях, а затем обучался в пансионе, организованном его отцом для местных детей. После окончания пансиона Штольц продолжает свое обучение в университете.
Андрей Иванович, подобно дворянам, знал французский язык и был обучен музыкальной грамоте, после чего активно играл вместе с матерью на фортепиано в четыре руки. Кроме этого Андрей Иванович знал немецкий язык.
Внешность Андрея Штольца
Гончаров не предоставляет читателям описание внешности Андрея Ивановича во времена его детства и юности. Мы знакомимся с Штольцом во времена его зрелости. Андрей Иванович – ровесник Ильи Ильича Обломова, однако внешне Штольц выглядит значительно моложе своего возраста. Причиной этого стал его активный способ жизни. Андрей Иванович в тридцать лет был хорошо сложенным человеком с атлетической комплекцией. В его телосложении не было ничего лишнего, он по своей комплекции напоминал английскую лошадь, так как подобно ей состоял их мускулов и костей.
Глаза его были зеленого цвета, в них читалось что-то детские, они отличались выразительностью.
Кожа его была смуглая. На этом скудное описание Андрея Ивановича Штольца заканчивается.
Мы изучаем — Воспитание Обломова и Штольца сочинение. Подсказки школьнику
Роман Ивана Гончарова «Обломов» — одно из тех произведений, которое наиболее точно описывает общую картину 19 века, уделяя отдельное внимание социальным и философским вопросам. На протяжении всего сюжета мы видим переплетение двух главных мужских ролей – Ильи Обломова и Андрея Штольца
Герои — лучшие друзьям еще с юных лет и даже во взрослом возрасте продолжают поддерживать друг друга. Невзирая на это, два персонажа абсолютно непохожи друг на друга. С одной стороны – Илья Ильич – мягкий, добрый, апатичный, живущий по велению сердца, а не разума, а с другой – Андрей Иванович – общительный, рациональный, контролируемый своим интеллектом и профан в области чувств. Искать первопричину такой «пропасти» между двумя близкими товарищами следует в детстве.
На протяжении всего сюжета мы видим переплетение двух главных мужских ролей – Ильи Обломова и Андрея Штольца. Герои — лучшие друзьям еще с юных лет и даже во взрослом возрасте продолжают поддерживать друг друга. Невзирая на это, два персонажа абсолютно непохожи друг на друга. С одной стороны – Илья Ильич – мягкий, добрый, апатичный, живущий по велению сердца, а не разума, а с другой – Андрей Иванович – общительный, рациональный, контролируемый своим интеллектом и профан в области чувств. Искать первопричину такой «пропасти» между двумя близкими товарищами следует в детстве.
Изменения в характере этих героев начали происходить именно во времена отрочества. Обломов и Штольц воспитывались в одном обществе и соответственно в детстве их взгляды были похожи. Илья был любознательным, энергичным и жизнерадостным мальчиком, такими же словами можно описать и Андрея. Но влияние родителей кардинально изменило маленького мальчика и превратило в флегматичного, бездеятельного ленивца, который живет в своём собственном мире иллюзий – то есть в достойного представителя «обломовских» идеалов. Дитё воспитывали в тепличных условиях, окружали избыточной заботой и внушали ценности прошлого. Разве у него был выбор?
Если же говорить про Штольца – то он тоже не стал той особой, какой мог бы, на что также повлияло отношение «стариков». Ребенок рос в семье отца-немца со строгим подходом и русской матери-дворянки, которая пыталась обвить малыша нежностью. Такое воспитание, как может показаться, должно было вырастить Андрея всесторонне развитым и слаженным человеком, но юнец вырос «сухим, как кактус». Это связано с тем, что большую часть своего детства сын проводил со своим отцом, который считал, что мужчина не должен проявлять такую слабость, как чувства, даже по отношению к своему родному чаду. Парню просто не хватало любви и ласки в юности, именно поэтому он продолжал искать их в зрелости, находя отдушину в Обломове.
При анализе становления каждого из действующих лиц становятся очевидными источники лени и романтичности Обломова и черствости и четкости Штольца. Илья – классический представитель ребенка из богатой семьи, которому нет необходимости работать и быть самостоятельным, а Андрей – человек, которому с ранних лет прививают мысль о труде, при этом обделяя нежными чувствами. Это сравнение доносит до людей, что две личности романа «Обломов» являются яркими образами не только своего часа, но и характерны для всех времен.
Мы изучаем — Семья родители и происхождение Андрея Штольца в романе Обломов Гончарова. Подсказки школьнику
Илья Обломов и Андрей Штольц являются ключевыми персонажами романа Гончарова под названием «Обломов». Читатель может подумать, что молодые люди должны сходиться в мировоззрениях, так как они росли в одно время и в одной среде. Но родители молодых людей, который дали им воспитание, стали ключевой причиной того, что главные герои полностью различались по характеру и мировоззрению.
Гончаров решает предпринять попытки и разобраться в том, почему они выросли настолько разными, он обращает внимание на образование, которое получили молодые люди, и воспитание. Гончаров уверен, что именно эти два фактора являются ключевыми в становлении характера любого человека и оказывается прав
Андрей происходит из небогатой семьи, отец имел немецкие корни, а мама происходила из русского дворянства. Когда мальчик подрос, то отец активно обучает его труду, берет с собой в поле и на базар, показывает ценность денег. В свободное время он передает ему имеющиеся знания, обучает наукам, разговорному и письменному немецкому языку. Отец всегда подчеркивал ценность знаний, то, что прежде необходимо думать, а также обучал его в уважении к ручному труду и совмещению его с трудом умственным.
Автор подчеркивает, что в свободное время он развивает в мальчике хозяйственную цепкость, умение решать поставленные практические задачи, то что постоянный труд – это насущная потребность человека.
Мама в свободное время занимается с сыном зарубежной и отечественной литературой, прививает любовь к самостоятельному чтению, дает ему основы духовного воспитания и необходимости размышлять и смотреть в глубь проблемы.
Но и у него есть трагизм в сложившейся жизни. Он вырос прогрессивным и трудолюбивым молодым человеком, способным размышлять, думать о большем. Несмотря на то, что его жизнь по-настоящему кипит и бурлит, важную роль для него занимает материальное благополучие и хороший достаток, которого не смогли дать ему родители в детстве.
Он много работает, но его будни получаются серыми и однообразными. Штольц похож на машину, запрограммированную в детстве, полностью состоящий, как и живой человек из костей и мышц, он полностью лишен эмоций и настроения. Такую программу ему дали в детстве родители, теперь он четко следует заведенному распорядку. Ему необходимо добиться финансового благополучия и доказать родителям, что он способен на большее, способен поддерживать их материально и добиться большего.
Но из его жизни полностью пропадают эмоции и светлые чувства. Такова цена родительского воспитания в жизни Андрея Штольца, живущего по заведенной программе и не терпящий изменений в происходящем.
Все сочинения
Вариант №2
Русский писатель Иван Александрович Гончаров в социально-психологическом романе «Обломов» показывает российское общество XIX века. «Обломовщина» – это период деградации не только отдельных личностей, но и целого слоя населения. Иван Гончаров, используя образ Ильи Ильича Обломова, показывает слабого человека, который погряз в обыденности, ленив и не хочет ничего нового.
Автор романа жил в эпоху перемен. Это было время, когда общество отходило от старых идеалов и ориентировалось на европейские стандарты. Население разделилось на прогрессивных дворян и провинциальное мещанство. Первые развивали общество и жили в ногу со временем. А мещанство выступало против изменений и поддерживало старые традиции, которые были нормой для их дедов и прадедов.
Активный и любознательный Илья с самого детства поддавался влиянию устарелых традиций. Его постоянно окружали пассивные и безынициативные люди. Окружающий мир влияет на личность человека, Илья также поддался этому влиянию. Повзрослев Обломов не смог найти своё место в обществе. Он превратился в такого же пассивного и равнодушного человека, как и большая часть его окружения. Обломовка – это своеобразная утопия. Жители ленивы, они сыты и этого достаточно для счастья. Даже новый мир, в который окунается Илья Ильич, не приносит большего счастья, он чувствует пустоту.
Автор в роман вводит и другого героя, человека, который имеет цель, желания и внутренний стержень. Это Штольц. Он является полной противоположностью Ильи Ильича Обломова. Единственное чего ему не хватает – это духовного тепла, которое есть у его противоположности. Яркая проблема гармонизации стоит перед читателем. Главный герой должен соединить воедино два начала. И перед нами возникает вопрос: идеальный ли мир, который является полной противоположностью Обломовки?
Главная идея романа «Обломов» – показать не только неидеальность мира, но и проблемы, которые стоят перед людьми разных слоёв общества.
Дружба Штольца
Дружба для Штольца была одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и острый ум героя привлекали к нему других людей. Однако Андрей Иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. Именно такими людьми для Штольца были душевный, добрый, умиротворенный Илья Ильич и гармоничная, артистичная, умная Ольга. В отличие от Обломова и друзей, которые у Андрея Ивановича искали скорей внешней поддержки, реальной помощи и здравого, рационального мнения, Штольцу близкие люди помогали вернуть внутреннее равновесие и спокойствие, нередко теряемое героем в непрерывной гонке вперед. Даже та «обломовщина», которую Андрей Иванович всячески осуждал в Илье Ильиче и старался удалить из своей жизни, так как считал ее разрушительным жизненным явлением, на самом деле привлекала героя своим однообразием, сонной размеренностью и безмятежностью, отказом от суеты внешнего мира и погружением в однообразие семейной, но по-своему счастливой жизни. Словно русское начало Штольца, отодвинутое назад активностью немецкой крови, напоминало о себе, привязывая Андрея Ивановича к людям с истинно русской ментальностью – мечтательным, добрым и душевным.
Как пресекались стремления Илюши?
Выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность — все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об «истинном подобии смерти», заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.
Общественный смысл романа
В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.
Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.
Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).
В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.
Любовь Штольца
Несмотря на исключительно положительную характеристику Штольца в «Обломове», его осведомленность практических во всех вопросах, острый ум и проницательность, существовала сфера, недоступная для Андрея Ивановича – сфера высоких чувств, страстей и мечтаний. Более того, Штольц боялся и опасался всего непостижимого разумом, так как не всегда мог найти его рациональное объяснение. Это отразилось и на чувствах Андрея Ивановича к Ольге – казалось бы, они обрели истинное семейное счастье, найдя вторую половинку, полностью разделяющую взгляды и стремления другого. Однако рациональный Штольц не мог стать «прекрасным принцем» Ольги, мечтающей видеть рядом действительно идеального мужчину – умного, активного, состоявшегося в обществе и карьере и при этом чуткого, мечтательного и нежно любящего.
Андрей Иванович подсознательно понимает, что не может дать того, что Ольга любила в Обломове, и потому их брак остается скорее крепкой дружбой, чем союзом двух пылающих сердец. Для Штольца жена была бледным отражением его идеала женщины. Он понимал, что рядом с Ольгой ему нельзя расслабиться, показать свое бессилие в чем-либо, так как он может этим нарушить веру жены в него как мужчину, мужа и их хрустальное счастье разобьется на мелкие осколки.
Характеристика личности
На момент описываемых в романе событий герою уже более 30 лет. В образе Штольца сложно не заметить страсть к обучению и трудолюбие. С детства он активно познает мир, пытается перенять отцовский опыт и знания. Став взрослым, много путешествует по службе, рассматривая поездки не только как развлечение, но и как знакомство с культурой других стран. Он не пренебрегает светским обществом, открыт к общению и доброжелательно настроен к оппонентам. Постоянно развивается, читает книги, узнает новости из газет.
При всех положительных качествах, искренности и честности Андрей лишен романтизма. Сохранив детскую подвижность, он является приземленным и не умеет мечтать, строить воздушные замки. Зная цену времени, молодой мужчина не проводит его в праздности. Он всегда занят полезным делом, умеет организовать распорядок действий и везде успевает. Не лишен Андрей и сострадания, однако скрывает эту черту характера и умело управляет чувствами.
На первый взгляд, жизнь Штольца беззаботна. Однако в ней достаточно проблем, в которых молодой мужчина винит лишь себя. Он не перекладывает причину жизненных трудностей на других людей, старается преодолевать их, невзирая на препятствия. Его поступками руководит здравый смысл и твердая позиция, и выбить из колеи Андрея практически невозможно.
Два типа людей
Гончарову свойственно в своих крупных произведениях сталкивать два разных типа персонажей: обычно писатель сравнивает личности, склонные к творчеству и идеализированному видению мира (как Обломов, Александр Адуев и Райский), и героев-прагматиков, воплощающих «трезвые» взгляды на жизнь (Штольц, Пётр Адуев и Тушин).
Оппозиция персонажей
Вообще, можно провести заключение, что Гончаров в романе показал «старого» и «нового» человека; Обломова он относит к уже уходящему поколению, которому свойственно носить в себе русскую культуру, Штольца же причисляет к типу новых и прогрессивных деятелей, устремлённых в светлое будущее.
Обломова, вообще-то, сложно назвать каким-то консервативным, ведь это в нём практически не проявляется, как минимум, в привычном понимании. И, скорее всего, это действительно так, Обломов — больше один из последних представителей «лишнего человека», чем «старый».
Тема «лишнего человека» и до «Обломова» нередко поднималась в русской литературе, Гончаров показал «лишнего человека», который не «не успел» найти своё место и предназначение в жизни, а просто не стал этого делать.
Однако виной этому не сам герой, а его воспитание: так называемая Обломовка, тихий и счастливый край прямиком из сладких снов, слишком глубоко в него вросла, она не даёт человеку возможности измениться, что, кстати, доказывается примером с вынужденным расставанием Обломова и Ольги, когда герой понимает, что он не будет таким, каким его видит Ольга, и прощается с ней.
Сопоставление или противопоставление
Обломов и Штольц выступают антиподами, но на страницах романа являются ещё и лучшими друзьями. Как же такое вообще могло случиться? Всё дело заключается в основном в воспитании, из него и вытекло отношение к жизни в зрелом возрасте. Так, воспитание Обломова и Штольца оказало на героев сильнейшее влияние и определило их мироощущение, самосознание и, собственно, будущее. Все эти изменения это воспитываются именно в детстве:
- Обломов рос в семье, привившей ему абсолютно пассивный образ жизни; родители слишком оберегали сына от окружающего мира — не только от опасных моментов жизни, но и от привычных и полезных, как, например, от наук и образования. Они позволили его лени полностью заполучить контроль над рассудком героя.
- Воспитание Штольца во многом противоположно обломовскому; сам по себе Андрей был готов к познанию мира и вечному саморазвитию, его отец, будучи чрезвычайно строгим человеком, воспитывал в сыне характер, способный преодолеть любые жизненные трудности, и желание достичь успеха своими собственными руками.
Вообще воспитание героев могло бы прямо противопоставить их друг другу. Но какое в итоге получилось отношение к жизни? Главным образом, идеалом жизни для Обломова является апатичное, ничем не обременённое времяпрепровождение лёжа дома на диване. Вся сутолока светской жизни, такой близкой его товарищам, его всячески отторгает, — светские вечера и карьеру герой считает тяжёлой ношей для человека. Он почти всегда погружён в мир собственных иллюзий и грёз, но при этом прекрасно осознаёт проблемы своего образа жизни, хотя и не решается исправить его.
Жизнь для Штольца — череда испытаний, делающих его лучше с каждым разом. Он верит, что идёт по верному пути, добиваясь всего самостоятельно; чётко выполняет поставленные собой задачи и желает жить как можно дольше, чтобы успеть сделать ещё больше.
Но всё равно они друзья
В принципе, можно сказать, что Штольц и Обломов — абсолютно разные люди, чьи интересы никогда не смогли бы пересечься, но, тем не менее, они стали друзьями — настоящими друзьями. Штольц и Обломов дополняют друг друга, они смогли разглядеть и оценить один в другом черты, неприсущие им самим, и оценить их по достоинству.
Штольц видит в друге прекрасного, честного и хорошего человека и надеется, что тот «возьмётся когда-нибудь за голову». Обломов же видит в Штольце в первую очередь настоящего человека, он действительно ценит эту черту характера в друге, ведь она так редко встречается в толпе одинаковых людей и так нужна в сегодняшнем мире. И Андрей, и Илья Ильич ценят свою дружбу, помогающую им держаться на плаву среди общества, состоящего из сплошь одинаковых лиц.
Отношение родителей Илюши к образованию
Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.
Отношение родителей Илюши к образованию
Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.