klassreferat.ru
Главный герой романа Гончарова – Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге». Обломов вызывает во мне чувства изумления, а также презрение и жалости. Он поражает своей фантастической ленью. Где это видано – валяться целый день на диване, не вставая, и не испытывать от этого никаких удобств. Он говорит, что не нашел себе занятие по душе. Такого занятия, на которое можно потратить свою жизнь. Ерунда! Если бы он хотел найти, то непременно бы сделал бы это. Но Обломов не проявил упорства и поэтому, желая себя оправдать, говорил Штольцу, что в его жизни не было огня, что она началась с погасания. Просто он не хотел зажечь в себе этот огонь, бессознательно оберегал от этого свою душу. В ней только временами вспыхивали искры, чтобы тут же погаснуть вновь. Обломов презирал общество, высший свет. Их членов он называл мертвецами, спящими людьми, хуже его самого. Пусть он отчасти прав, но ведь не все общество состоит из таких людей. Среди них наверняка нашлись бы яркие личности, выделяющиеся из толпы, не находящиеся под властью общественного мнения. Но обломов считал себя выше этого суетного мира и не желал заводить с людьми света никаких отношений. Итак, из этого можно сделать вывод о нежелании Обломова заниматься чем бы то ни было, кроме лежания на диване. Там он был занят исключительно важным, по его мнению, делом – мечтанием об усовершенствование имения и о том, как он будет там жить вместе с женой и детьми. Но способность мечтать свойственна каждому человеку. В этом нет ничего плохого. Плохо то, что Обломов не делал ничего, чтобы воплотить мечту в жизнь. Он не мог преодолеть препятствие по пути к цели. На первом препятствие он спотыкался и останавливался, не двигаясь дальше. Так и с письмом старосты. Как страус прячет голову в песок, так и он уходил в себя, в выдуманный им мир. Эти попытки убежать от реальности свидетельствует о трусоватости и слабости. А это всегда вызывает отвращение и презрение. Только сильное чувство Обломова к Ольге подтолкнуло его к походу в палату. Любовь к ней наполнило его сердце жаром и энтузиазмом. Но как бы ни сильны были чувства, все равно они не смогли победить в нем обломовскую суть, барского начало. Своей слабохарактерностью Обломов оттолкнул от себя свою единственную любовь. В конце концов презрение к герою во мне превращается в жалость. Все-таки он был человеком с добрым сердцем и искренней душой. Я жалею что он не смог перебороть себя, что он прожил свою жизнь без смысла, не узнал, что может быть в ней хорошо, кроме еды и «ничегонеделаниья». Я хочу, чтобы меньше людей походило на Обломова, чтобы все радовались жизни и обязательно не ленились осуществлять свои мечты.
Рекомендуем посмотреть:
- Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов»
- Спутницы Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
- Идеальный женский характер в представлении И. Гончарова (по роману “Обломов”)
- Роль художественной детали в романе «Обломов»
- Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе Гончарова «Обломов»
- Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов»
- Характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны
- История и замысел написания Гончаровым романа «Обломов»
- Сюжет и композиция романа «Обломов»
- В чем же секрет романа «Обломов»
Любовь по-обломовски
В этом плане до встречи с Ольгой герой «ограничивался поклонением издали, на почтительном расстоянии». Ильинская у Обломова ассоциируется с веткой сирени и арией «Casta diva» («Чистая богиня») из оперы Винченцо Беллини «Норма».
В мечтах о девушке нет ничего эротического: он идет с возлюбленной «по длинной аллее, держа ее за талию, сидит в беседке, на террасе…». Но когда герой думает о предстоящей поездке в родовое поместье, в мыслях появляется «краснощекая прислужница, с голыми, круглыми и мягкими локтями и с загорелой шеей», вызывающая отнюдь не платонические желания.
Для Ольги Обломов — «какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». Стоит заметить, что в начале их отношений девушка берет на себя мужскую, активную, творческую роль, оставляя избраннику женскую, пассивную. Под ее влиянием Илья:
- забросил свой неизменный халат;
- стал много ходить пешком;
- начал читать;
- посещал музеи.
Но через месяц такой активной жизни он почувствовал усталость. И настал день, когда герой осознал (или внушил себе), что Ольга любить его не может.
Под влиянием этой мысли Обломов совершает следующий поступок: отправляет ей послание, где заявляет, что им необходимо расстаться. «Вы ошиблись, — говорилось в письме, — перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль». Послание Обломова произвело совсем не то действие, которого он ожидал. Ольга усмотрела в нем честность возлюбленного, заботу о ней, и ее чувство к нему усилилось.
Илью же поразило столь благородное толкование его письма. Влюбленные еще больше сближаются, герой делает избраннице предложение, но они решают не объявлять об этом, пока не будут улажены дела в Обломовке.
Тем временем обстоятельства вынуждают Илью перебраться в новую квартиру. Первое, что он там видит, — словно материализовавшиеся из его потаенных мечтаний голые локти, вполне круглые и мягкие, а потом замечает их обладательницу. Это хозяйка дома, вдова коллежского секретаря Агафья Матвеевна Пшеницына. То, что не сделало письмо Обломова, сотворила сама судьба.
Отличия в способе изложения Гончаровым внешности Штольца и Обломова
Различным образом мы узнаем черты внешности, которыми обладает Обломов и Штольц. Внешность Ильи Ильича автором показана классическим образом: со слов рассказывающего о нем автора. Черты облика Андрея Штольца мы узнаем постепенно, со слов других персонажей романа. Именно так мы начинаем понимать, что Андрей обладает худощавым, жилистым, мускулистым телосложением. Его кожа — смугла, а зеленоватые на цвет глаза — выразительны.
По разному относятся и к любви Обломов и Штольц. Внешность их избранниц, а также и отношения с ними у двух героев романа различны. Обломову достается жена-мать Агафья Пшеницына — любящая, опекающая, не утруждающая. Штольц женится на образованной Ольге Ильинской — жене-соратнике, жене-помощнике.
Не удивительно, что этот человек, в отличии от Обломова, разбазаривающего свое состояние.
Образ Обломова в русской литературе
Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал настоящим шедевром русской и мировой литературы. «Обломов» вызвал множество споров и рассуждений на тему того, как опасна бывает для человека лень. Главный герой этого произведения стал своеобразным символом ленивого, вялого и апатичного образа жизни, а слово «обломовщина» плотно вошло в словарь и прижилось в обиходе. Что значит само это слово? Замечание 1
«Обломовщина» — это состояние человека, характеризующееся никчемным, бессмысленным и вялым существованием.
Это слово созвучно с фамилией главного героя и это неслучайно: Илья Обломов на протяжении всего романа был представлен спящим, ленивым, не желающим ничего менять в своей жизни человеком.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Счастлив ли был Обломов в своем состоянии или оно его угнетало? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно прочитать данное произведение. Однако, мнения различны. С одной стороны, Обломов был несчастен – его дела были расстроены, у него не было жены и детей, а свою единственную любовь он упустил. Даже друзья, навещавшие его, ничем не могли ему помочь – в частности потому, что в такой ситуации Обломов должен был помочь себе сам. С другой же стороны, Илья не хотел ничего менять – его полностью устраивал его запустевший дом с паутиной и пылью, вялое существование, смысл которого заключался во сне – у Обломова было все, что нужно ему для счастья – его мягкий диван.
Так, мы можем выделить из всего этого характерные признаки «обломовщины» или того, что мешает вести человеку нормальную осмысленную жизнь, навсегда приковывая его к дивану. К таким признакам относится:
- Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, тоска и скука от любого дела, даже от того, что раньше приносило удовольствие.
- Лень, предотвращающая всякое действие и желание, пресекающая порыв или побуждение в самом зародыше, мешающая творчеству и нормальной жизнедеятельности.
- Безынициативность, неспособность справиться с собой и с собственной ленью.
- Якобы «гармоничное» состояние, затягивающее в себя, как зыбучий песок, прокарстинация.
- Абсолютное отсутствие силы воли, довольствие своим состоянием, хотя есть осознание того, что это неправильно.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Образ Обломова в русской литературе 430 ₽ Реферат Образ Обломова в русской литературе 230 ₽ Контрольная работа Образ Обломова в русской литературе 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Таким образом, эти признаки наиболее характерны для такого понятия, как «обломовщина». Все вышеперечисленные признаки являются, в своем роде, одними из главных качеств, которые высмеиваются в романе – там они показаны читателю с ироничной стороны. Автор как будто бы предупреждает нас о том, что с нами может произойти, если потакать все время своей лени.
Замечание 2
Из всего этого можно сделать вывод о том, что Илья Обломов является в одноименном романе Гончарова своеобразным «антиподом», противоположностью привычного и правильного образа жизни здорового человека. Так, Гончаров представляет нам Обломова, выказывая лень, апатию как один из самых главных пороков человека, с которым тяжело справиться.
Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»
Отрицательная сторона характера Обломова
В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.
Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя
Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына
Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.
Положительные сторона характера Обломова
Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.
Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.
Жизненный уклад Ильи Ильича
Автор описывает также быт Обломова, его особенности. Он представляет определенный интерес для читателей. Все помнят, что Илья был изнеженным, бездеятельным, отстраненным, любил мечтать. И все, что его окружало, определенным образом сочеталось с его темпераментом. При беглом осмотре его квартира казалась великолепно обставленной, в ней находились:
- бюро из красного дерева;
- красивейшие шторы, обитые шелком, с вышитыми птичками и фруктами, не существующими в реальности;
- парочка диванов;
- занавески из шелка;
- несколько полотен;
- паласы;
- фарфор;
- бронза;
- несметное количество симпатичных вещичек.
Но это лишь то, что находилось как бы на поверхности. Более внимательный посетитель мог рассмотреть множество неприятных деталей, которые свидетельствовали о трагичном положении хозяина. Например, можно было увидеть:
- паутину;
- грязные зеркала;
- когда-то открытые и позабытые печатные издания;
- пятна на паласах;
- всевозможные вещи, разбросанные в беспорядке;
- крошки хлеба;
- тарелочка с обглоданной костью.
Портрет Обломова вызывает сочувствие, ведь ему недоступны все прелести настоящей жизни. Это особенно отчетливо заметно в отрывке, когда его посещают визитеры, а он даже не желает пожать им руки в качестве приветствия, а уж тем более встать с кровати, чтобы выказать им уважение.
Сочинение Черты характера Обломова рассуждение
Роман Гончарова « Обломов » был написан в середине девятнадцатого века и точно описал яркого представителя дворянского общества, который потребительски относится к жизни и окружающим людям, не может найти применения своим знаниям и способностям. Это плод воспитания, привыкший из поколения в поколение использовать рабский труд, жить за счёт другого человека.
Главного героя романа зовут Илья Ильич Обломов. Он повторяет не только имя своего отца, но и его привычки и образ жизни. Жизненным испытанием для Обломова была его учёба в пансионе. Учился он неплохо, но больше был рад, когда родители, придумав десятки причин, оставляли его дома. Закончив обучение в пансионе, а затем в Москве, Илья Ильич поступает на службу. Но и там он не может продержаться больше двух лет. Выполнять какую-либо работу ему скучно и не интересно.
Свою пассивность он оправдывает тем, что у него большие планы на будущее. Лёжа на диване, он обдумывает план переустройства имения. Но дальше мечтаний дело не идёт. И даже его друг Андрей Штольц не может расшевелить его. Уезжая за границу по делам, Андрей знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Но знакомство это только на короткое время оживило жизнь Обломова. Добрый и честный по натуре, Илья Ильич вдруг понимает, что не может сделать Ольгу счастливой, что взгляды на жизнь у них очень разные.
Ему хочется спокойной размеренной жизни, без трудностей и потрясений, чтобы окружали его добрые и любящие люди. Такую жизнь ему смогла обеспечить хозяйка дома, где он снимал квартиру – вдова Пшеницына. Со временем она стала его женой, матерью его сына, была для него сиделкой, ангелом хранителем. Даже Штольц, приехав к Обломову, понял, что изменить жизнь друга он не сможет.
После смерти Обломова, Штольц рассказал о его судьбе литератору. Ему хотелось, чтобы читатели оценили его чистую душу и постоянную борьбу с самим собой и окружающей его жизнью.
Черты характера Обломова
Сейчас читают:
-
Сочинение на тему Экологические проблемы
Научный и технический прогресс значительно повысил уровень жизни людей, упростил работу. Возможности перемещения по миру и посещения мест, нетронутых человеком ранее, расширились. Но у индустриализации есть и побочная сторона – планета очень
-
Сочинение по картине Цветы фрукты птица 5 класс Толстого
Всем известно произведение, знаменитого художника Фёдора Толстого «Цветы.фрукты.птица» Что касается её наполнения, она безусловно относиться к натюрмортам. Немного из истории, натюрморт как стиль
-
Сочинение на тему Летние каникулы 2, 3, 4, 5, 6 класс
По моему мнению, все дети без исключения просто обожают каникулы, в особенности, летние. В это время школьники действительно могут отдохнуть от учебы, домашнего задания и, конечно же, оценок.
-
Сочинение Анализ дуэли Гринева и Швабрина
События, которые действительно происходили в действительности затронуты в произведении Пушкина «Капитанская дочка». Главным историческим событием является бунт, который возглавил Пугачев. В произведении есть эпизод дуэли.
-
Сочинение на тему Человека и природы в литературе
Отношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу
-
Сочинение по картине Верещагина Смертельно раненый
Василий Васильевич Верещагин — это известнейший российский художник, который писал свои картины в военной тематике. Своими работами он показывал борьбу против бесчеловечности. Он всегда показывал настоящую картину военных действий,
Причины стремления Обломова уйти от действительности
Описание Обломова, героя романа Гончарова, дает яркое представление об Ильи Ильиче, как человеке, прочно отгородившемся от реального мира и внутренне не желающем меняться. Причины этого кроются в детстве Обломова. Маленький Илья очень любил слушать сказки и легенды о великих богатырях и героях, которые рассказывала ему няня, а затем представлять себя одним из таких персонажей – личностью, в жизни которой в один момент произойдет чудо, которое изменит текущее положение вещей и сделает героя на голову выше других. Однако сказки существенно отличаются от жизни, где чудеса не происходят сами по себе, а для достижения успеха в обществе и карьере необходимо постоянно трудиться, переступать через падения и настойчиво двигаться вперед.
Тепличное воспитание, где Обломова приучали, что все дела за него будет делать кто-то другой, совместившись с мечтательной, чувственной натурой героя, привело к невозможности Ильи Ильича бороться с трудностями. Эта особенность Обломова проявилась еще в момент первой неудачи на службе – герой, опасаясь наказания (хотя, возможно, его бы никто и не наказывал, а дело решилось бы банальным предупреждением), сам увольняется с работы и не хочет больше сталкиваться с миром, где каждый сам за себя. Альтернативой жесткой реальности для героя становится мир его грез, где он представляет прекрасное будущее в Обломовке, жену и детей, умиротворяющее спокойствие, напоминающее ему его собственное детство. Однако все эти мечты остаются только мечтами, в реальности Илья Ильич всячески откладывает вопросы обустройства родной деревни, которая без участия разумного владельца постепенно разрушается.
3 стр., 1039 слов
Душевные качества Обломова (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
… образ жизни. У каждого человека в жизни должно быть любимое занятие, которому он посвящает жизнь. Хорошо, когда это занятие приносит пользу окружающим людям. Стремление Обломова … над героем. Илья Ильич не понимает, что все это: служба, прогулки, писательский труд, – это и есть жизнь. Обломов закончил … сказать, что и душа у него мягкая и добрая. Это во всех отношениях приятный человек. Илья Ильич …
Захар
Опочивальня главного героя представляет собой неопрятную комнату, которая передает внутренний мир ее хозяина. Сам Обломов периодически выкрикивает имя своего слуги, в результате чего является человек, внешний вид которого также оставляет желать лучшего. Захар являет собой не только образ лакея, который полностью соответствует неприглядной обстановке комнаты. Этот человек – часть крепостнического прошлого. Характеристика этого персонажа дополняет образ Обломова. Сочинение о герое знаменитого романа Гончарова не может обойти описание своеобразного общения слуги со своим хозяином. Захар обращается к барину весьма откровенно, без лицемерия и подобострастия. В разговорах со своим слугой Обломов обнаруживает свое отвращение к труду, слабость и безволие.
Положительные черты Обломова
Впрочем, следует признать, что Илья Ильич более добр, открыт. Он дружелюбнее, чем великосветский франт Онегин, или же фаталист Печорин, приносящий окружающим лишь беды. Он не способен из-за пустяка рассориться с человеком, а уж тем более вызвать того на дуэль.
Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А проживает этот помещик вместе со своим преданным слугой Захаром на выборгской стороне в просторных четырехкомнатных апартаментах. Полный, рыхлый 32-33 -летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, достаточно приятным лицом и с мечтательными темно-серыми глазами. Такова внешность Обломова в кратком описании, которую нам представляет Гончаров в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из когда-то известного в губернии рода, двенадцать лет назад приехал в Петербург делать чиновничью карьеру. Начинал с чина Затем по нерадивости отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уволился.
Его облик, безусловно, располагает собеседника к общению. И неудивительно, что ежедневно к нему заходят гости. Внешность Обломова в романе «Обломов» нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то степени выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практической цепкости, целенаправленности. Впрочем, лицо его выразительно, оно отображает поток непрерывный мыслей. Он произносит дельные слова, выстраивает благородные планы. Уже само описание внешности Обломова приводит внимательного читателя к выводу, что его одухотворенность — беззуба, а планам никогда не дано сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического исполнения. Однако на их место придут новые идеи, столь же оторванные от действительности…
Национальный характер в романе «Обломов»
Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».
Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.