Рецензия на книгу Бедная Лиза. Вариант 2
Прежде, чем написать что-то в отношении произведения, стоит узнать и понять о чем оно.
Так вот это история о бедной Лизе, которая с малых лет была вынуждена работать и хоть как-то обеспечивать себя и свою больную мать. Но вот однажды она встретила Эраста и, видимо, этой встрече суждено было случиться, ведь молодые люди полюбили друг друга, но как это случается в несчастливых романах – их любви не суждено было продлиться вечно и в один момент все обрушилось. Лиза узнала о якобы измене Эраста и, разумеется, это ранило ее, но ведь она не знала и половины правды, которую Эраст обязан был ей сказать, но не решился, например хотя бы той, что Эраст так и любил до конца своих дней ее одну, просто не мог поступить иначе, ведь он был должен массу денег и другого выхода, кроме как жениться на престарелой барышне, просто не было. Закончилась повесть , как и подобает всем историям с печальным концом, вполне трагичным финалом, бедная девушка не смогла смириться с тем, что ее возлюбленный женится на другой, а он в свою очередь не смог быть счастливым, виня себя до конца своих дней в смерти той, которую по истине любил.
Казалось бы, такая знакомая история, которую описывал не только Карамзин, но и другие авторы. Но о чем она? А ведь ответ так прост. Это история о подлости, на которую люди идут ради решения своих проблем, не думая о том – какую боль они способны своей подлостью причинить тем, кого искренне любят. Это повесть об эгоизме. Да, именно эгоизме, ведь Лиза не смогла смириться с болью от потери Эраста, но, решив свести счеты с жизнью, она не подумала о том, что где-то там ее больная мать , которая просто не сможет жить без нее. Таким образом юное создание погубило уже две жизни, а не только свою, но ведь этого можно было бы и избежать, но, видимо, не суждено.
Таким образом такая простая, но такая сложная история попросту учит нас тому, что не должна корысть идти впереди доброты и счастья, не нужно забывать о том, что вы ответственны за тех, с кем объясняетесь в любви, и всегда стоит помнить, что только вы ответственны за своих близких.
Темы и проблемы
В повести «Бедная Лиза» перед нами предстает богатая тематика:
Восприятие мира через призму чувств. Автор детально описывает чувства героини, делая ее более живой и понятной читателю. Настроение Лизы часто совпадает с погодой и окружающим миром. Когда она счастлива, то замечает, как вокруг хорошо. Когда она чувствует себя потерянной, то и обстановка, в которой она находится, соответствует ее состоянию. Пейзаж в сентиментализме играет самостоятельную роль, как хор в античном театре.
Любовь — основная тема произведения. Романтическая линия сюжета является в данном произведении основной. На примере любовной драмы Карамзин раскрывает персонажей и проблемы. Любовь как самое сильное чувство становится для Лизы и благословением, и голгофой.
Социальное неравенство. Лиза, будучи бедной крестьянкой, влюбляется в зажиточного дворянина. Они не могут быть вместе, потому что они из разных слоев общества, которое не готово принять подобный союз. Поэтому Лиза не строит воздушных замков относительно их совместного будущего, хотя и мечтает о нем. Она даже представляла себе, что было бы, если бы Эраст был таким же крестьянином, как она.
Город – деревня. Такое противопоставление часто встречается в искусстве. В данном произведении город – Москва – становится пристанищем соблазна, который утягивает Эраста. Сельская местность же наполнена чистотой и красотой, там можно обрести спокойствие. И люди там другие – более искренние и невинные
Именно поэтому молодой дворянин и обращает внимание на Лизу. Он пресытился городской суетой и готов наслаждаться дивными природными пейзажами
В городе природа не реализуется как отражение чувств, в отличие от деревни, где каждый пейзаж означал какие-либо эмоции героев.
Проблематика в повести «Бедная Лиза» :
- Совесть. Эраст до конца своих дней не смог себя простить за гибель Лизы и страдал до самой смерти. Так, его безответственные поступки и жестокие слова обернулись горем в первую очередь для него.
- Нравственность. Однозначно молодой дворянин осуждается рассказчиком, который задается вопросом, может ли что-то оправдать Эраста? Поступки избранника Лизы на протяжении всего произведения легкомысленны и прозаичны. Но главная героиня тоже не безгрешна: она отдается мужчине, с которым, как она сама признает, будущего у нее нет. И Эраст, и Лиза рушат свои жизни, не давая себе полного отчета в своих действиях.
- Внутренний мир. Такие героини, как Лиза и ее мать, строят весь свой мир вокруг одного человека. Обычно подобные люди не очень образованы и развиты, что неудивительно для крестьянок. И поэтому все свои переживания и чувственную натуру Лиза посвящает Эрасту, реальному и нереальному, близкому и далекому.
- Социальное неравенство. Мог ли Эраст взять Лизу в жены? Нет, но он и не рассчитывал. Он, как и Лиза, понимал, что это невозможно в том обществе, в котором они жили, поэтому он говорил, что хочет жить с ней, как с сестрой. Эраст становится заложником того уклада, в котором он родился и вырос, в какой-то мере он тоже жертва. Но молодой человек безвольный и слабохарактерный, он будто плывет по течению. Лиза же, пускай и не имеет образования и состояния, духовно оказывается выше возлюбленного.
- Бедность. Отсутствие средств к выживанию заставляет молоденькую девушку работать не покладая рук. Эраст, который в начале произведения являлся зажиточным дворянином, быстро теряет деньги и влезает в долги. Нищенское положение юноши заставляет его сделать предложение пожилой, но богатой вдове. Эрасту неоткуда и не от кого ждать помощи, и ему приходится выживать таким неблагородным способом.
Художественные особенности
Повесть о бедной девушке написана на актуальную тематику о безответном чувстве. А также автор затронул проблему ценностей человека. В тексте четко прослеживаются черты сентиментализма. Его можно разделить на части и выделить три основных аспекта плана:
- Эмоциональность.
- Роль природы и окружения героев.
- Использование гипербол.
Аннотацию на рассказ «Бедная Лиза» изучают в 9 классе. Сочинение-рецензия на литературное произведение помогает ученикам проникнуться сочувствием к главной героине и почувствовать ненависть к Эрасту. Все это кратко записывают в читательский дневник.
В своей повести Карамзин применяет внутренние монологи. Кроме этого, часто возникает голос повествователя. Описание пейзажа и всего, что находится вокруг главных героев, плавно сливается с их настроением. Писатель пытается донести до читателя, что чувства могут возникнуть у всех сословий.
Произведение «Бедная Лиза» имеет небольшой размер, легко читается и воспринимается. Карамзин по максимуму передал настроение и чувства, которые испытывали персонажи. А глубокие описания помогают прочувствовать атмосферу того времени.
Вариант 2
Повесть «Бедная Лиза» Михаила Карамзина написана в рамках литературного направления сентиментализм. В произведении ведущую роль играют чувства героев, а природа отражает их мироощущение.
Лиза — простая крестьянка. Ее мать была серьезно больна, поэтому все бытовые трудности и заботы были возложены на девушку. Лиза также зарабатывала себе на жизнь, продавая цветы и ягоды. Однажды она встретила Эраста, в которого влюбилась.
Вскоре Эраста перестала привлекать Лиза. Он стал холоден к ней. Это очень огорчало девушку. Вскоре он обманул ее. Это убило Лизу и в прямом, и в переносном смысле. Девушка утопилась.
Рецензия на произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения — любовь крестьянской девушки к дворянину – была, конечно, не нова и много раз использовалась до Карамзина, но у этого писателя она получила принципиально новое решение.
Трагическая история бедной Лизы, соблазненной и обманутой богатым аристократом Эрастом, раскрывается писателем, прежде всего, в психологическом, нравственном ключе. Головной идеей произведения становится мысль автора о том, что и «крестьянки любить умеют».
Карамзин заставляет читателя сопереживать своей «чувствительной» героине, помогает ему ощутить всю сложность ее душевного мира. Автор описывает Лизу как «прекрасную, любезную» девушку, которая рано осталась одна со «старушкою матерью» на руках. Чтобы не умереть с голоду, героине пришлось узнать, что такое тяжелая работа. Она «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве».
Именно в Москве Лиза нашла свое счастье, которое обернулось для нее настоящей трагедией. Карамзин описывает город как нечто противоположное чистому существу деревенской девушки, ее наивному и светлому взгляду на мир. В связи с этим пророческими становятся слова матери Лизы: «Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город…»
Совсем не знающая жизни героиня полюбила молодого дворянина Эраста. Молодой человек оказался очень настойчивым, но, в то же время, добрым, ласковым, внимательным. А этого так не хватала Лизе и ее больной матери! В конце концов, старушка благословила любовь дочери: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!»
А Лиза, Лиза полностью погрузилась в свое первое и настоящее чувство. Все мысли ее были заняты только Эрастом. Лишь одна мысль омрачала счастье девушки – ее происхождение и их социальное неравенство с возлюбленным. Однако на какое-то время девушка позабыла и об этом – Эраст сделал первый шаг, между молодыми людьми завязались серьезные романтические отношения: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!»
Карамзин ничего не скрывает от читателя, передавая силу чувств героини. Он говорит, что она отдала своему Эрасту все, включая самое дорогое – девичью честь: «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»
Но мир зла — мир расчета и циничности – разрушил эти светлые отношения. Эраст, в очередной раз проигравшись в карты, решил жениться на богатой вдове. Он утверждал, что все также любит Лизу, но обстоятельства, увы, сильнее его.
Удар, нанесенной бедной героине, был настолько силен, что бедная девушка не смогла оправиться от него. И даже мысль о судьбе ее бедной матери не остановила героиню – настолько сильно было не желание умереть, не видеть ничего в этом мире, который потерял все свои краски после предательства Эраста: «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..». Исполнив в последний раз свой дочерний долг — передав матери деньги, Лиза бросается в пруд и погибает.
«Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом» — заканчивает свою повесть автор. Он всем сердцем на стороне своей героини, простою по происхождению, но необыкновенной по богатству души и способности чувствовать.
Но нужно отметить, что и Эраст, несмотря на свою избалованность и слабохарактерность, такой же «чувствительный» персонаж. Он по-своему любит Лизу, но бросить вызов своей среде не может. А также он не хочет совершенствовать свою душу, избавляться от недостатков, привитых ему средой. В наказание за это жизнь делает героя несчастным: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».
Нужно отметить, что, показывая гибель Лизы, автор отказывается от исследования причин ее несчастья, полагая, что в мире господствуют законы зла и несправедливости. История бедной девушки ценна, с его точки зрения, уже тем, что она располагает читателя к состраданию.
Мы понимаем, что автор в равной степени сочувствует обоим героям, он надеется, что в другом мире, где нет несчастья и несправедливостей, они воссоединятся и будут счастливы вечно: «Теперь, может быть, они уже примирились!»
Таким образом, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом сентиментального произведения в русской литературе. В ней автор на первый план вывел эмоциональную жизнь своих героев, их чувства и переживания. Кроме того, здесь наблюдаются начатки психологического анализа героев, обусловленность их характера средой.
Вариант 2
Повесть «Бедная Лиза» Михаила Карамзина написана в рамках литературного направления сентиментализм. В произведении ведущую роль играют чувства героев, а природа отражает их мироощущение.
Лиза — простая крестьянка. Ее мать была серьезно больна, поэтому все бытовые трудности и заботы были возложены на девушку. Лиза также зарабатывала себе на жизнь, продавая цветы и ягоды. Однажды она встретила Эраста, в которого влюбилась.
Вскоре Эраста перестала привлекать Лиза. Он стал холоден к ней. Это очень огорчало девушку. Вскоре он обманул ее. Это убило Лизу и в прямом, и в переносном смысле. Девушка утопилась.
Эраст относился к ней как к вещи. Его не волновали чувства и эмоции девушки. Он не видел в ней человека. В Лизе его привлекала лишь ее наружность. Она была развлечением для Эраста — довольно-таки развращенного молодого человека.
Я считаю, что он был не достоин Лизы. Эраст был хитрым, нечестным и слабовольным человеком. Лиза — добрая, трудолюбивая, нежная девушка, поэтому ей был нужен сильный, честный и ответственный мужчина.
Лиза не руководствовалась разумом в своих поступках. Все ее действия управлялись ее чувствами. В этом ключе она была несколько эгоистична, ведь в своей любви она забыла про свою матушку. После смерти дочери старуха сразу же скончалась.
В своей повести Карамзин хотел показать, что любить способна абсолютно каждая девушка, вне зависимости от своего сословного положения. Любовь — это не что-то возвышенное, а что-то повседневное, обыкновенное, то, с чем человек встречается каждый день. Без этого сложно представить жизнь, ведь без любви она была бы пустой и бездушной.
Все события, описываемые в повести, связаны с природой. Она отражает переживания человека и подчеркивает, что любовь — это естественная потребность человека.
Повесть Николая Карамзина показывает, до чего может довести трагичная любовь. Она учит тому, что не стоит поддаваться лишь чувствам, нужно прежде всего думать.
История создания произведения
Рецензия на произведение «Бедная Лиза» невозможна без определения личности ее автора — Карамзина Н. М. Он написал эту повесть в 25 лет. Николая Михайловича Карамзина по праву можно считать одним из самых образованных людей конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века. Его имя связано со становлением профессиональной литературной деятельности.
Повесть «Бедная Лиза» была опубликована автором в «Московском журнале» за 1792 год, который он начал издавать по возвращении из поездки за границу. Примерно в это же время увидели свет «Письма русского путешественника».
Воспоминания современников говорят о том, что в 1790-х годах Карамзин гостил на даче Бекетова, находившейся под Симоновым монастырем. Обстановка способствовала написанию повести о бедной Лизе.
Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений.
Самым лучшим произведением Н. М. Карамзина справедливо считается повесть «Бедная Лиза». В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует глубокого анализа и понимания русской действительности XVIII в. и сущности человеческой природы в целом.
Большинство современников были в восторге от «Бедной Лизы», они совершенно правильно поняли идею автора, который одновременно анализировал сущность человеческих страстей, взаимоотношений и суровую русскую действительность.
Наиболее интересной является любовная линия этого произведения. Никогда раньше в русской литературе любовь не описывалась так ярко и так красиво, анализ чувств и переживаний героев поглощает автора.
Лиза и Эраст являются представителями разных социальных классов: она из бедной семьи, он – богатый дворянин. Образ Лизы прекрасен и романтичен, она покоряет своей душевной чистотой и благородством.
Девушка родилась в семье честных и трудолюбивых людей, она сама работает не покладая рук. Лиза с глубоким почтением и любовью отзывается о своей матери, испытывает благодарность за то, что она дала ей жизнь. Кроме того, девушка предельно честна и считает, что деньги можно брать только за работу, и отказывается брать у Эраста рубль за цветы, потому что они не стоят так дорого. Лиза – образец душевной чистоты и непорочности.
Совершенно в ином свете представлен ее избранник Эраст, автор дает ему следующую характеристику: «…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил». Эраст – полная противоположность Лизе, у него нет ее цельности, нет ее чистоты, он развращен светской жизнью, уже многое познал, но и разочаровался.
Лиза покоряет Эраста своей красотой и невинностью, он восторгается ею, даже пытается бороться с желанием быть с ней в более близких отношениях. «Я буду жить с Лизою как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»
Но благим намерениям Эраста не суждено воплотиться в жизнь, молодые люди поддаются страсти, и с этого момента их отношения меняются. Лиза страшится наказания за свой поступок, она пугается раскатов грома: «Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Она счастлива и глубоко несчастна одновременно. Автор высказывает свое отношение к любви и говорит, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Но тем не менее он все равно не осуждает свою героиню и по‑прежнему восторгается ею, потому что прекрасную, чистую душу ничто не может опорочить.
В конце концов Эраст решает покинуть Лизу, сначала он уходит на войну, там в карты проигрывает все свое состояние, возвращается и ради денег женится на богатой вдове. Эраст пытается откупиться от Лизы деньгами. Девушка переживает сильное душевное потрясение и, не выдержав, бросается в пруд. Смерть ее трагична и ужасна, автор говорит о ней с глубокой скорбью.
Эраст на первый взгляд предстает коварным соблазнителем, но на самом деле это не совсем так. Недаром, чтобы хоть как‑то оправдать героя, Карамзин говорит о том, что Эраст был несчастен всю свою жизнь и считал себя убийцею.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин затронул очень серьезные и важные проблемы, но не указал пути их разрешения, да он и не ставил перед собой такой цели. Несовершенство общественного устройства и несовершенство человеческой природы – действительный факт, и кого‑либо упрекать за это бессмысленно. П. Берков по этому поводу пишет следующее: «Вероятнее всего идея повести состоит в том, что устройство мира (не современного, а вообще!) таково, что прекрасное и справедливое не всегда может осуществляться: одни могут быть счастливы… другие… не могут».
Другие сочинения по этому произведению
«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повестьОбраз Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОбраз Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателяРецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести.Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведенияХарактеристика ЛизыСочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Краткое содержание и анализ произведения «Бедная Лиза»Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная ЛизаУтверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза»Размышления о “Бедной Лизе” КарамзинаН. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повестиТема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует емуХарактеристика образов дворянина Эраста и крестьянки ЛизыОписания в повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаХарактеристика ЭрастаПовесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза»Основные проблемы любви в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»Художественные особенности повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»Бедная ЛизаПсихологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза»Сентиментализм в русской литературеО повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаБедная Лиза . Карамзин Н.М.Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»«Бедная Лиза» — повесть о печальной участи крестьянской девушкиПочему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к ЛизеТема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»»Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, как пример сентиментальной прозыЛиза — главная героиня повестиКарамзин и русский сентиментализмПовесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы«Бедная Лиза» — «Первое национальное произведение»Краткий сюжет повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаАнюта персонаж повести Карамзина «Бедная Лиза»Проза сентименталистов на примере повести «Бедная Лиза»Лирическая манера повествования в повести Карамзина «Бедная Лиза»Роль знака тире в прощальной сцене (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)Жанр повести в творчестве Карамзина (на примере повести «Бедная Лиза»)Гуманистическая идея в повести «Бедная Лиза» и «Юлия»Темы идеи образы повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»Поэтизация мечтательности в лучшей повести Карамзина «Бедная Лиза»Сюжет первой и самой известной повести КарамзинаЭкранизация повести «Бедная Лиза» Н. М. КарамзинаОписание «нижних чинов» в произведениях русских писателей
Об Эрасте
Одним из самых известных и выдающихся писателей конца 18 — первой половины 19 века был Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» (отзывы о повести доказывают сохранение интереса современной аудитории к этому произведению, которое написано в стиле направления сентиментализма) — пожалуй, самое известное его художественное произведение. Пользователи, оставляя свои мнения о нем, указывают на неблаговидность образа Эраста. По их мнению, молодой человек вел себя очень недостойно по отношению к возлюбленной, и это привело к ее гибели.
Большинство читателей считают его непосредственной причиной ее трагической смерти. Однако не столь однозначными делал своих героев Карамзин. «Бедная Лиза» (отзывы о произведении показывают, что некоторые читатели иначе восприняли любовную историю и судьбы героев) — это повесть, в которой действуют живые лица со своими достоинствами и недостатками.
Тематика повести
Рецензия на книгу «Бедная Лиза» должна содержать определение тематики произведения. Автор обозначает несколько тем. Одна из них — это, несомненно, обращение к жизни простых крестьян.
В качестве главной героини писатель изображает простую крестьянскую девушку с патриархальными представлениями о духовных и
Карамзин в своей повести противопоставляет город и деревню. Облик города неразрывно связан с Эрастом. Образ бедной Лизы в произведении олицетворяет жизнь природы. Человек из деревни, он же человек природы, беззащитен в городском пространстве. Неслучайно мать Лизы переживает, что дочка ходит в город.
Помимо темы маленького человека и вопроса о автор говорит о роковых обстоятельствах, горе и счастье в любви.
Сочинение 3
Война. Сколько боли и горя в это слове. Кровь, слезы, пот – и все это вместе посреди хаоса летящих пуль и снарядов. Страдают не только воины, но и их семьи. В городах и селах погибают молодые и здоровые, которым жить да жить. Матери лишаются детей, дети лишаются детства, страна лишается граждан, которые бы строили ее светлое будущее.
Самым крупным горем в истории нашей страны стала Великая Отечественная война. Да, ее помнят, снимают фильмы, проводят парады. Но вряд ли удастся пережить то же самое, вернее прочувствовать, что чувствовали наши предки. С историей войны можно ознакомиться через литературу, через рассказы прадедов. Многие композиторы посвятили этому страшному событию свои песни. Именно о тяжелых последствиях войны и повествует произведение «В списках не значился».
С чего начинается эта животрепещущая история? С размышлений молодого военнослужащего Коли, который сам себе и другим пытается доказать, что война еще не скоро. Его можно понять. Кто бы в ту пору решил противодействовать такой мощной стране как Советский Союз с армадой бронированных машин и легионами солдат с «Мосинками». Война отменяется, о том, что она близка раглагольствуют лишь последние паникеры.
Парень – человек военный, от природы. В 1941 году он направлен был служить в знаменитую впоследствии Брестскую крепость. Юный военнослужащий воодушевленно принял эту весть. Дальше повествование разворачивается вокруг взаимоотношений лейтенанта с сослуживцами и начальством.
Коля еще не освоился и выполняет свои обязанности лишь по внутреннему наитию. Ему становится очень жутко, неудивительно, поставьте себя на его место. Служба давит на него тяжким бременем, скоро близится большая битва, нужно бить врага все мощью советского духа.
Он не знает, как сражаться, совершает оплошности, но это только в начале. Николай набирается опыта и из необстрелянного мальчишки превращается в настоящего воина со стальным стержнем вместо сердца. Его начинает бояться и враг – он видит, что перед ним беспощадный противник, готовый до последней капли крови защищать свою страну.
Как на войне без большой любви? Да никак. Она и помогает психологически выстоять невзгодам.
Произведение помогает задуматься о сущности победы. Может кто-то ложью задавить оппонента, но основа победы – это всегда правда.
Нельзя забывать ни подвиг воинов, оборонявших крепость, ни другие, порой даже неизвестные героические деяния.