Тема искусства в рассказе гамбринус. cочинение «анализ рассказа “гамбринус” куприна а.и

Характеристика героя юшка, платонов. краткая, подробная, в цитатах, видео

Содержание «Юшки» с цитатами

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек». Он работал в кузнице подручным помощником, так как плохо видел и «в руках у него было мало силы». Мужчина помогал носить в кузницу песок, уголь, воду, раздувал горн и делал другую подсобную работу.

Звали человека Ефимом, но все люди называли его Юшкой. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его» «росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца».

За работу кузнец его кормил, а также выдавал жалование – семь рублей шестьдесят копеек в месяц. Однако старик деньги почти не тратил – чай с сахаром он не пил, а «одежду носил долгие годы одну и ту же».

Когда рано утром Юшка шел на работу, все понимали, что пора вставать. А когда он вечером возвращался – что пора ужинать и ложиться спать.

Все в городе обижали Юшку. Когда мужчина шел по улице, дети бросали в него камни и ветки. Юшка не ругался, не обижался на них и даже не закрывал лицо. Дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь». Мужчина же не понимал, зачем они мучают его. «Он верил, что дети любят его», «только они не умеют любить, и поэтому терзают его».

Родители, ругая детей, говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!».

Иногда и пьяные взрослые начинали ругать и сильно бить Юшку. Он все переносил молча и «потом долго лежал на пыли в дороге». Тогда за ним приходила дочь кузнеца и, поднимая, спрашивала юродивого, зачем он живет – лучше бы уже умер. Но мужчина каждый раз удивлялся: «зачем ему умирать, когда он родился жить». Юшка был уверен, что народ его хотя и бьет, но любит: «сердце в людях бывает слепое».

Юшка с детства «грудью страдал», из-за чахотки он выглядел гораздо старше своих лет. Каждое лето, в июле или августе, он уходил в деревню. Зачем – никто не знал, только догадывались, что где-то там живет его дочь.

Выходя за город, мужчина «дышал благоуханием трав и лесов», здесь он не чувствовал мучавшей его чахотки. Уйдя далеко, он «склонялся к земле и целовал цветы», «поднимал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво», «чувствуя себя без них осиротевшим».

Через месяц он возвращался и снова «работал с утра до вечера в кузнице» и снова люди «терзали» его. И снова он ждал лета, брал с собой накопленные «рублей сто» и уходил.

Однако болезнь все сильнее мучила Юшку, поэтому в одно лето он остался в городе. Как-то, когда мужчина шел по улице, его начал задевать «веселый прохожий», спрашивая, когда уже старик умрет. Всегда кротко молчавший, юродивый неожиданно рассердился и сказал, что раз он «по закону родился», то без него, как и без прохожего, «всему свету нельзя».

Прохожий тут же возмутился, что Юшка посмел сравнять его с собой, и сильно ударил мужчину в грудь. Ефим Дмитриевич упал, «повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся». Мертвого Юшку нашел столяр: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» На похороны юродивого пришли все люди, которые мучили его при жизни.

«Юшку похоронили и забыли его». Но людям без него стало жить хуже – теперь вся злоба и глумление, которые они вымещали на старике «оставались среди людей и тратились меж ними».

Глубокой осенью к кузнецу пришла девушка и спросила, где найти Ефима Дмитриевича. Она рассказала, что была сиротой, а Юшка поместил ее маленькую «в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом». Каждый год он приходил ее проведывать, принося деньги, чтобы она жила и училась. Теперь она уже окончила университет, выучившись на врача, и приехала сама, так как этим летом Ефим Дмитриевич не приходил ее проведать.

Девушка осталась в городе и стала работать в больнице для чахоточных, бесплатно помогая больным людям. «И все ее знают, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Заключение

В рассказе Платонова «Юшка» юродивый Ефим изображен добрым и сердечным человеком. Несмотря на то, что все в городе его обижают, вымещая на нем всю свою злость, мужчина терпит все издевательства. Юродивый понимает, что без него в мире стало бы хуже, что у него есть свое особое предназначение в жизни. После смерти его доброта воплощается в приемной дочери. Заботясь о маленькой сироте, Юшка учит ее любить окружающий мир и людей так же, как любит он. И девушка перенимает его науку, помогая затем всему городу.

Это интересно: В рассказе «Корова» Платонов рассказывает о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир.

Сочинение про Юшку Платонова

Андрей Платонов, замечательный писатель, который может так явно и глубоко раскрыть тему доброты человеческой души. Все его произведения пронизаны искренними и дружелюбными чувствами, силой милосердия и сострадания.

Автор категорически осуждает любое проявление жестокости и агрессии, как к животным, так и к человеку. Так и в своей небольшой новелле под названием «Юшка» Платонов учит людей не быть грубыми и злыми и из каждого своего отрицательного поступка уметь делать правильный вывод.

Главного героя произведения носит то же имя, что и сам рассказ – Юшка. Большинство читателей считают, что Юшка – это прозвище героя. На самом деле полное и настоящее имя мужчины Ефим. Юшкой его звали по-простому деревенские люди, так как оно звучит более мягко и ласково.

Юшка работает в кузнице, ходит в помощниках у кузнеца. Сегодня бы его назвали чернорабочим, но в те времена такая профессия не считалась чем-то постыдным. Поначалу всем казалось, что он не мужчина средних лет, а уже старик.

И все это из-за его больного и худого вида. По ходу развития сюжета оказалось, что Юшке было не больше 40. А слабый и изможденный вид был из-за серьезного заболевания.

Особенно примечательным во внешности Юшки были его глаза – белые, словно пустые и, казалось, будто в них всегда стоят слезы. Несмотря на тяжелую судьбу и злость большинства людей, Юшка старается во всем видеть только хорошее, воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.  Он постоянно переживает за других, печалится об их нуждах.

Для окружающих же Юшка – это негодный, блажной и юродивый человек, ведь он не такой, как все. Его постоянно бьют, стараются задеть и словесно обидеть. Они хотят, что мужчина был похожим на них, грубым, жестоким и безжалостным.

Юшка погибает от руки односельчанина, который осмелился приравнять себя к нему. На злость и агрессию, он, как и Христос не отвечал ни чего, просто терпел и дальше продолжал верить и заботиться о людях искренне и от чистого сердца.

Юшка полагал, что в нем и его помощи нуждаются как взрослые, так и дети. Только спустя время, стало понятно, что его действительно любили окружающие, только неправильно выражали хорошее отношение к нему.

Юшка вел себя, как и все блаженные, не растрачиваясь по пустякам. Он довольствовался малым как в еде, так и в одежде. Люди же, виноватые сами в собственном бессилии и глупости, срывали на нем свою агрессию.

Только Даша, дочь кузнеца, дававшего ему бесплатный хлеб и кашу, искренне и по-доброму относилась к Юшке. Она старалась объяснить ему, что в нем никто не нуждается. Что не нужно не для кого стараться ничего делать. Но он продолжал думать по-своему.

Юшка часто уходил в безлюдное место и наслаждался природой. Именно она давала ему силы и исцеляла душевные раны. Он был настолько сердечен, что переживал даже смерть жучка или маленькой букашки.

После гибели Юшки тело, которого нашел столяр, хоронить мужчину собралось все село. Постепенно о нем стали забывать, как забывают обо всех добродушных, блаженных людях. Но дух его возродился в маленькой девочке-сиротке, которую Юшка вырастил и на собственные средства помог выучиться на врача. Ее стали называть дочкой Юшки, но про него так и не вспоминали.

В своем произведении Платонов поднимает нравственные проблемы, касающиеся всех поколений. Герои рассказа Платонова, обычные люди, в которых отсутствует чувство милосердия и сострадания. В его рассказе, главный герой Юшка, является укором человеческих пороков и недостатков общества.

За чертою добра и зла

Центральной фигурой в истории является не старый, но очень больной человек, которого большинство окружающих воспринимают ущербным как физически, так и умственно. Имени, полученного при рождении, Ефим Дмитриевич, никто не знал, но все называли его Юшка. Герои рассказа, заполняющие второй план, объединены автором в единую фоновую среду, куда, как лакмусовая бумажка, погружен ничем не примечательный, но непохожий на всех человек.

Юшка непонятен большинству людей маленького городка, где все друг друга знают:

  1. Дети и подростки дразнят его, добиваются ответа — «правда он или нет», кидают в лицо «комья земли».
  2. Взрослые пристают с провокационными вопросами, обвиняют в том, что он думает что-то тайное.
  3. Хозяйская дочь, проявляя некоторое сочувствие, недоумевает — «зачем он живет».

Более всего, в этом маленьком человечке обществу непонятно отсутствие ответной агрессии. В глазах людей это является доказательством виновности Юшки в их несчастьях и бедах.

Человек с любовью в сердце

Автор изображает Юшку, как человека, которому не только не свойственно зло, но и стоящего выше того, что в обычном понимании представляется добром. Его душа полна любви ко всему живому, и он твердо уверен, что «народ любит» его.

Даже побои, которым часто и безо всякой причины подвергался герой, не могли изменить его отношения к миру. Такое поведение людей Юшка считал любовью «слепого сердца», оправдывая зло, которое они творят «без понятия».

Юшка с детства «страдал грудью» и от длительной и тяжелой болезни «на вид оплошал». Он выглядит стариком в свои сорок лет. Портретный образ героя дополняет другая цитата — «плохо видел глазами и в руках у него мало было силы».

Целый год он работал помощником у кузнеца, за что имел «хлеб, щи и кашу» и семь рублей шестьдесят копеек в месяц деньгами. Денег Юшка не тратил ни на чай, ни на одежду. «Пил воду», а одежду носил «без смены».

Каждое лето, Юшка на месяц куда-то уходил, то ли в деревню, то ли «в самоё Москву», что в точности «никому не было известно». Сам он говорил по-разному, а люди считали, что где-то у блаженного живет:

  • вдовая сестра;
  • племянница;
  • «любимая дочь».

«Уйдя далеко» за город, Юшка ощущал полное единение с окружающей природой. Его больная грудь исцелялась на время ароматами полей и лесов, а сам он уже не скрывал любви к «живым существам»:

  • «целовал цветы»;
  • «гладил кору» деревьев;
  • слушал птиц и «веселые звуки» кузнечиков.

Плод доброты

Девушка выучилась на врача. «Всем теплом сердца» любила она своего благодетеля и хотела помочь ему в болезни. Узнав о смерти Ефима Дмитриевича, девушка-врач остается в городке и трудится в «больнице для чахоточных».

Всю свою жизнь посвятила она лечению туберкулезных больных.

И состарившись, не оставляла она своей работы:

  • «лечила и утешала»;
  • «утоляла страдание»;
  • «отдаляла смерть».

Своей деятельной любовью к ближним она заслужила всеобщее уважение и возвеличила память о человеке «кормившем ее с детства», отказывающим себе во всем, чтобы она не знала недостатка.

Все остальные

Общество, в котором жил герой, по описанию Андрея Платонова представляется единым организмом, а потому претендует на персонализацию и общую характеристику. Жители городка, с которыми Юшка сталкивался каждый день, не были воплощением зла. Напротив, это были вполне обычные люди со своими горестями и радостями.

Безобидный, но непостижимый для их понимания, человек автоматически занимал место громоотвода. Каждый мог выплеснуть на него свое недовольство и негодование жизнью и обстоятельствами, освобождаясь от скопившегося негатива и получая временное облегчение.

С другой стороны, безропотное и униженное состояние Юшки позволяло окружающим утешиться сравнением, повысить и укрепить самооценку. Никто не ставил его в один ряд с собой.

Художественное своеобразие Юшки

Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и черствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка».

Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло почетное место в литературном наследии русских авторов. Школьники изучают «Юшку» в 7 классе. В статье представлен анализ рассказа, который поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.

История создания

История создания произведения практически не исследована. Но определенные выводы можно сделать, если учесть биографию писателя. Год написания «Юшки» – 1935. К этому времени А. Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в редакциях. Но Сталин запретил их публиковать, считая, что они опасными для режима. В тот период А. Платонов практически не печатался.

Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.

Тема

В рассказе «Юшка» анализ следует начинать с характеристики тем и образов.

В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако, некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А. Платонов.

Основные темы «Юшки» – милосердие и доброта, а также жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов.

В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале. А. Платонов создает детальный портрет мужчины. Ему сорок лет, но выглядит он, как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжелой работой.

Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, весь свой заработок мужчина отдавал приемной дочери, жившей в городе.

В деревне мужчину недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном мужчине злость, хоть он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.

Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил ее: «Меня, Даша, народ любит!». Поступки односельчан мужчина оправдывал со свойственным ему простодушием: «Сердце в людях бывает слепое».

Судьба Юшки сложилась трагически. Мужчину убил односельчанин. В деревню приехала его приемная дочь. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.

Смысл названия можно толковать по-разному

При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» – кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови

Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким.

Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.

Композиция

Организация рассказа отличается простотой. Сюжет развивается последовательно. Условно его можно разделить на несколько частей: рассказ о внешности Юшки и его взаимоотношениях с односельчанами, разговор Юшки и Даши, рассказ о ежегодном отъезде Юшки, смерть героя, приезд приемной дочери Ефима в деревню. С каждой частью автор все больше углубляется в главные проблемы.

Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приемной дочери.

Жанр

Жанровая характеристика – обязательный пункт плана литературного разбора. «Юшка» А. Платонова – это рассказ.

В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь

В «Юшке» герои не понимают индивидуальности отличного от них человека, все хорошее и светлое – выше их понимания, и, чувствуя свою нравственную неполноценность по сравнению с этим человеком, они стараются унизить его физически.

Жанр и смысл названия рассказа

А. Платонов «Юшка» – сочинение

Второстепенные персонажи

Девочка, а потом девушка, которую содержал Юшка. Ее искренняя любовь к Юшке настолько сильна, что девушка специально учится в медицинском заведении, чтобы вылечить больного Ефима Дмитриевича. Но, когда она отучилась и приехала к Юшке, оказалось, что она опоздала, Юшка уже умер. Воспитанная им в любви к людям, девушка, молодой врач, остается в его городе, чтобы бескорыстно и безвозмездно оказывать помощь безнадежно больным людям.

Дети и взрослые, всю Юшкину жизнь унижали и оскорбляли его, всячески над ним издеваясь. И только его смерть открыла им собственную духовную пустоту и безнравственность.

</tr></table>

Подробная характеристика

Юшка — главный герой одноимённого рассказа Андрея Платонова, рано состарившийся бедняга, больной чахоткой.

Он добросердечный человек и несмотря на негатив и оскорбления, которые сыпались в его адрес из-за физической несостоятельности, он сумел сохранить любовь к людям и окружающей его действительности.

Выглядит Юшка очень плохо. В свои сорок лет он похож на сморщившегося старика. Он мал ростом и худощав, а вместо усов и бороды у него на лице пара редких седых волос. Одежда у него вся старая и потрёпанная. Несмотря на то, что он работает помощником кузнеца и получает деньги, он их не тратит, а откладывает до лета, а потом отвозит одной девушке-сироте за учёбу в пансионе. Он давно заботится о ней, как о родной дочери. Жители города так и полагают, что он уезжает в деревню к дочери. Девушка учится на врача, чтобы вылечить Юшку от чахотки.

Каждый раз, услышав что-нибудь обидное в свой адрес, он не обижается, а только говорит, что они так своеобразно проявляют к нему любовь. К тому же он убеждён, что нужен людям, о чём часто говорит дочери кузнеца, на которого он работает.

Из-за своей болезни, он вынужден проводить много времени на природе. Когда он уходит к сироте, чтобы отдать ей деньги, он очень трепетно относится к окружающей природе — любит аромат цветов, красоту бабочек и разных жучков, может часами гладить кору на деревьях. Только на природе он отдыхает душой и забывает о своём недуге.

Бедняга с годами становился всё слабее и в последний год он уже не смог поехать к сироте. В один из дней его толкает в грудь какой-то озлоблённый прохожий. Юшка падает и, ударившись о землю, умирает. Окружающих людей он раздражал своей непохожестью на них и неизменной добротой, но когда он умер, стало понятно, зачем он был нужен всем. Они на нём срывали свою природную злость, а когда некому стало более сказать обидное слово, начали ругаться друг с другом.

Через некоторое время, девушка, о которой он заботился, приехала в городок и припала со слезами к его могиле. В благодарность к Юшке, она навсегда осталась в городке лечить людей.

Художественное своеобразие Юшки

Анализ рассказа «Юшка» Платонова

История создания

История создания рассказа «Юшка» подробно неизвестна. В черновиках автора это произведение как цельная работа появилось в 1935 году, а публикация рассказа произошла уже после смерти автора, в 1966 году в сборнике «Избранное».

Объяснить это можно тем фактом, что творчество Платонова не одобрялось советской властью, поэтому многие его произведения вышли в свет только во время «Оттепели».

Жанр

Жанр произведения — рассказ. На принадлежность к малому эпическому жанру указывает небольшой объем, одна сюжетная линия, неразветвленная система персонажей. Произведение отличается интригой, которая удерживает читателя до последней страницы. Такая напряженность и динамичность позволяет сблизить «Юшку» с новеллой.

Тема

Для творчества Платонова характерна приверженность к моральным темам, что делает его произведения актуальными в любое время для каждого человека. Одной из главных тем «Юшки» является проблема жестокости и милосердия. Почему люди бывают злы? Нужно ли проявлять великодушие по отношению к обидчику?

Все эти темы раскрываются автором в произведении. Платонов приходит к мысли, что необходимо всегда оставаться человеком и быть добрым. Нужно помогать тем, кому повезло меньше. Это показано на примере Юшки, который не тратил свое скромное жалованье, а копил его и выучил на него девочку-сироту в университете. В этом поступке раскрывается тема великодушия.

Композиция

Композиция рассказа типична для этого жанра. Мысленно произведение можно разделить на пять частей.

Первая — это нечто вроде экспозиции в виде рассказа о Юшке, его положении в деревне.

Вторая — это диалог Юшки и Дарьи, в котором раскрывается мировосприятие главного героя.

Третья — это повествование о необычной традиции персонажа.

Четвертая — смерть Юшки.

Пятая — приезд сироты в деревню, где жил Юшка. Эта часть чем-то похожа на притчу, так как приводит читателя к нравственному выводу.

Главные герои

В рассказе несколько главных героев: Юшка, кузнец, его жена, приемная дочь Юшки. Юшка работает помощником кузнеца. Он живет небогато. Герой не тратит деньги на новую одежду или пищу, а пользуется скудной едой работодателя и копит деньги.

Юшка ведет себя скрытно. Никто не знает, зачем ему накопления. У героя есть необычная традиция — каждый год он уезжает куда-то. Герой отличается своей целеустремленностью, увлеченностью своим делом.

Юшка хрупкого телосложения, так как он страдает от туберкулеза. Намек на это можно найти в его имени, ведь «юшка» на некоторых диалектах означает кровь, а больные чахоткой страдают от кровохарканья. Кроме того, героя часто избивали сельчане до крови, хотя повода для агрессии у них не было.

Юшка очень добр и милосерден. В разговоре с Дарьей, женой кузнеца, он говорит, что люди любят его, просто не понимают этого. На что женщина говорит, что Юшка ошибается, ведь не может быть такой любви.

Позднее выясняется, что герой не ошибался. Его действительно любили, но понятно это стало только тогда, когда приехала его приемная дочь. Она стала врачом и теперь помогает всем больным. Юшку никто не помнит, но все знают о девушке, которую он выучил, воспитал и подарил ей свое доброе, мягкое и сильное сердце.

Образец 4

Произведение посвящено теме человеческих взаимоотношений. Автор, создав образ доброго и беззащитного человека, поставил перед читателями проблему человеческой жестокости и возможности любви к людям.

Главный герой рассказа – мужчина средних лет, работающий разнорабочим в кузнице, не пользуется уважением со стороны окружающих. Для живущих рядом он просто Юшка и отношение к нему соответствующее. Взрослые и даже дети бьют и притесняют главного героя рассказа.

Причиной этого служит то обстоятельство, что Юшка не дает отпора никому и оскорбления или удары, которым он подвергается, остаются абсолютно безнаказанными. Представляется, что Платонов сознательно создал не очень достоверный, редко встречающийся в реальности образ. Однако, в принципе, в рассказанной им истории нет ничего, что не могло бы иметь место в реальности. Известно, что человек обладает большой внутренней свободой и может, воспринимая мир и обстоятельства, как он хочет, игнорировать чужое воздействие. Принципы и убеждения могут дать каждому возможность не становиться игрушкой обстоятельств  и поступать согласно своим настоящим желаниям, а не поддаваться на провокации и воздействия извне.

Юшка представлен в данном произведении как воплощение любви к людям и живым существам вообще (он целует цветы и поднимает мертвых насекомых). Его стремление жить в гармонии и мире с другими явно не является следствием психического заболевания, так как устав от перенесенных страданий он ослабел. У доброго человека иссякли внутренние силы, и он уже не смог противостоять добром злу. Юшка дает отпор обидевшему его пьяному, заявляя ему о равенстве людей. После этого он случайно погибает от руки того, кому решил дать отпор. Смерть Юшки умножает зло в городе, так как людям уже не на ком безнаказанно сорвать зло. Получая отпор, они стремятся отомстить, что вызывает рост конфликтов и ссор.  

Однако, показав торжество жестокости в нашем мире, устроенном далеко не лучшим образом, и трагическую судьбу героя, автор все же говорит о своей вере в торжество Добра. Девочка, оставшаяся сиротой, которой помогал Юшка, тратя на нее свои скудные доходы, причем без всякого корыстного умысла, переняла его эстафету и впоследствии начала бесплатно лечить больных чахоткой. Ее стремление стать врачом вызвано сочувствием, которое породил ее благодетель, страдающий от болезни, но помогающий ей.

Человек, ведущий тяжелую и безрадостную жизнь, но верящий в доброту и присущую людям любовь друг к другу, смог все же, в некоторой степени, изменить мир к лучшему.

Глава 7

Настало революционное время, люди сильно оживились. В пивной Сашка то и дело играет гимны: марсельезу и прочие революционные песни. Люди были воодушевлены, ждали перемен. Но однажды в пивную пришел пристав и запретил петь песни о свободе. С тех пор в городе стало тревожно и неспокойно. Люди боялись выражать свои мысли. Везде были аресты, в город даже вошли армейские части.

Спустя определённое время город охватили еврейские погромы. Люди руководствовались даже не корыстью, а безнаказанностью насилия. Власти ничего с этим не делали. В итоге, избивают многих евреев, однако Сашке совсем не страшно. Люди не воспринимают его всерьёз. Один из погромщиков негодует из-за того, что никто не может тронуть Сашку, и со всей жестокостью убивает его собаку. Сашка ничего не мог ему сделать и лишь молча смотрел.

Контраст внешнего и внутреннего в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус».

Тема урока: Контраст внешнего и внутреннего в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус».

Цель урока:

  1. Проанализировать сюжет как средство характеристики;
  2. Показать исключительность таланта главного героя.

Оборудование урока: Попурри из русских, малороссийских, еврейских, молдавских народных мелодий, городских мещанских романсов, «воровских». Песен, английский джиги, итальянской и африканской и народной музыки.

Эпиграф: Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и победит. А.И. Куприн

  1. Александр Иванович Куприн… Вы уже знаете, что с именем этого писателя всегда сказывается какая-нибудь интересная история, яркий сюжет, сложный мир человеческих чувств и мир прекрасной, бесконечной природы.

Герои Куприна нисколько не похожи на сказочных, но в то же время сильно отличаются от многих хорошо знакомых нам персонажей. Они – очень красивые, очень добрые и ….очень несчастные. В них все как бы сверх меры: чудесная доброта профессора Пирогова, обостренное чувство прекрасных героев рассказа «Белый пудель». А если это животные, то они проявляют сверхъестественную преданность людям.

Мир Куприна совершенно не похож на волшебный, романтический, но все-таки поступки, мысли и чувства героев настолько отличаются от общепринятых, что и обычными их назвать никак не хочется.

В начале ХХ века целый ряд русских и европейских писателей заметили, что в изменившемся на пороге двух столетий мире начали появляться персонажи, которые силою духа и желанием указать миру новый путь ничем не уступали героям романтической литературы.

Только вот счастье и идеал они находили в необычных явлениях мира повседневного, гораздо более близкого для читателя, чем поднебесные выси романтиков. Эти герои обладали исключительными по силе, но земными, именно человеческими чувствами. В их характерах авторы подчеркивали эту необычную, сверхъестественную черту, выделявшую их героев из общего ряда людей.

Таковы герои Джека Лондона, Максима Горькова, Александра Грина, Александра Куприна.

Интереснейшие писатели, интереснейшие герои, интереснейшие характеры.

  1. Звучит попурри из мелодий, которые играет Сашка, герой рассказа А.И. Куприна «Гамбрус»

-Что вам слышится в этой музыке?

-Каким представляете себе исполнителя?

-Это герой рассказа А.И. Куприна «Гамбрус»

  1. Беседа
  1. Какова внешность Сашки? (Невзрачна, он ничем не отличается от общей, пестрой массы посетителей «Гамбринуса»)
  2. Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? (Каждый слышит в его музыке родное, глубокое личное).
  3. Перечитайте эпизод посещения «Гамбринуса» профессором из консерватории.
  4. А поведение Сашки. Разве он действительно не чувствует и не понимает музыки? (Сашка создает музыку, которая существует в сознании каждого из посетителей «Гамбринуса». И потому эта музыка должна жить, как живет ею и сам Сашка)
  5. В произведениях Куприна мы не раз встретились с антитезой живого и неживого. Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? (Сашка в гуще людей; его искусство не надмирно, не аскетично. Читатель ясно ощущает, что самому Куприну ближе Сашкино незамысловатое, хотя и виртуозное мастерство, чем холодное, далекое от простого человека академическое искусство )
  6. Кому принадлежит последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту фразу? (Это выражение авторской позиции. Метафора ясна: мир без искусства – подвал)
  7. Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?
  8. Похож ли Сашка на известных всем романтических литературных героев? (Сашка – исключительный герой, неромантический. Его идеал – победа над смертью и убожеством в его собственной душе, над которой, как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческие зло, глупость и ханжество).
  9. Приведите факты истории литературы и искусства, подтверждающие мысль Куприна: «Искусство все перетерпит и все победит». (Гомер, раб Эзоп, Бетховен, Рембрандт, Мольер, Анна Ахматова, Солженицын)
  1. Домашнее задание.

Написать сочинение – эссе на тему «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит». (Используя факты истории литературы и искусства).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: