Тёмные аллеи: образ и характеристика надежды

Герои рассказа «тёмные аллеи» бунина

Темные аллеи краткое содержание

Краткое содержание «Темные аллеи» Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи» был написан в 1938 году и вошел в сборник рассказов «Темные аллеи», посвященных теме любви. Впервые опубликовали произведение в 1943 году в нью-йоркском издании «Новая земля». Рассказ «Темные аллеи» написан в традициях литературного направления неореализм. Прочитать онлайн краткое содержание «Темных аллей» Бунина можно на нашем сайте. Главные герои Николай Алексеевич – высокий худой мужчина шестидесяти лет, военный. В молодости любил Надежду, но бросил ее. Был женат, имеет сына. Надежда – женщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора. Всю жизнь любила Николая Алексеевича, из-за чего так и не вышла замуж. Клим – кучер Николая Алексеевича. Краткое содержание «В холодное осеннее ненастье» к длинной избе, расположенной у одной из дорог Тулы, подъехал «закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом». Изба была поделена на две половины – почтовую станцию и частную горницу (постоялый двор), где путники могли остановиться, отдохнуть, переночевать. Правил тарантасом «крепкий мужик», «серьезный и темноликий» кучер, «похожий на старинного разбойника», тогда как в самом тарантасе сидел высокий и «стройный старик военный», внешне похожий на Александра II с вопрошающим, строгим и усталым взглядом. Когда кучер остановил тарантас, военный зашел в горницу. Внутри было «тепло, сухо и опрятно», в левом углу находился «новый золотистый образ», в правом – побеленная мелом печь, из-за заслонки которой доносился сладкий запах щей. Приезжий снял верхнюю одежду, и окрикнул хозяев. Сразу же в комнату вошла «темноволосая», «чернобровая», «красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Хозяйка предложила приезжему поесть. Мужчина согласился выпить чаю, попросив поставить самовар. Расспрашивая женщину, приезжий узнает, что она не замужем и сама ведет хозяйство. Неожиданно хозяйка называет мужчину по имени – Николай Алексеевич. «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», узнав в собеседнице свою давнюю любовь – Надежду. Взволнованный, Николай Алексеевич начинает вспоминать, сколько же они не виделись – «лет тридцать пять?». Надежда поправляет его – «Тридцать, Николай Алексеевич». Мужчина ничего не знал о ее судьбе с тех пор. Надежда рассказала, что вскоре после того как они расстались, господа дали ей вольную, а замужем она никогда не была, потому что слишком сильно его любила. Покраснев, мужчина пробормотал: «Всё проходит, мой друг. Любовь, молодость — все, все». Но женщина не согласилась с ним: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Надежда рассказывает, что не могла его забыть, «все одним жила», вспоминает, что «очень бессердечно» он ее бросил – она даже не раз хотела покончить жизнь самоубийством, что она звала его Николенькой, а он читал ей стихи про «всякие «темные аллеи»». Углубившись в воспоминания, Николай Алексеевич делает вывод: «Всё проходит. Все забывается», на что Надежда ответила: «Всё проходит, да не все забывается». Прослезившись, мужчина просит подавать лошадей, говоря: «Лишь бы бог меня простил. А ты видно простила». Однако женщина не простила и не могла простить: «как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Николай Алексеевич просит у женщины прощения и рассказывает, что тоже был несчастен. Он безумно любил свою жену, но она изменила и бросила его еще оскорбительнее, чем он Надежду. Сына обожал, «а вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести». «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». На прощание Надежда целует ему руку, а он ей. После кучер Клим вспоминал, что хозяйка смотрела им вслед из окна. Уже в дороге Николаю Алексеевичу становится стыдно, что он поцеловал Надежде руку, а после стыдно от этого стыда. Мужчина вспоминает прошлое – «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…». Думает о том, что было бы, если бы он не бросил ее, и была «эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» «И, закрывая глаза, качал головой». Заключение И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» самым удачным произведением всего сборника, своим лучшим творением. В нем автор размышляет над вопросами любви, над тем, подвластно ли истинное чувство течению времени – способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях, а все остальное – «история пошлая, обыкновенная». Краткий пересказ «Темных аллей» будет полезен для подготовки к уроку или при ознакомлении с сюжетом произведения.

Темные аллеи Бунин И.А. — читательский дневник

В произведении «Темные аллеи» автор изображает «темную» сторону любви, ставшей трагичной для главной героини. Просмотрите читательский дневник по рассказу Бунина И.А. «Темные аллеи», он поможет вам в подготовке к экзаменам либо к уроку литературы. Бунин написал рассказ уже в эмиграции в 1938 году. События рассказа происходят в дореволюционной России, в окрестностях города Тулы, в период правления Александра ІІ.

Николай Алексеевич

— военный, мужчина шестидесяти лет. Он производит впечатление человека, уставшего от жизни.Надежда — бывшая возлюбленная главного героя, крепостная, имевшая роман с барином и брошенная им. Она сумела стать состоятельной женщиной, организовала собственное дело.

В одной из частных горниц встречаются мужчина и женщина, между которыми было роман много лет назад. В те годы главный герой бросил свою любимую. Женщина, которую звать Надеждой, так и не вышла замуж, а мужчина женат был, но неудачно. Поговорив, вспомнив былое, мужчина делает вывод, что Надежда – лучшее, что было в его жизни. После этого главные герои расстаются.

Главный герой прекращает отношения с возлюбленной, бежит от своих чувств, но, спустя много лет понимает, что до сих пор любит эту женщину

Для человека важно понимать свои чувства и в согласии с ними делать свой выбор, а не идти против них

Произведение учит чутко относиться к своей любви и к чувствам любимого человека. Резкое и жестокое отношение при расставании может сильно травмировать человека, который дорог.

Я думаю, что не стоит пренебрегать взаимной любовью, но разницу в социальном положении я считаю серьезным препятствием. В ту эпоху общественное мнение сильно порицало такие браки, но основная проблема даже не в этом. Барин и крепостная воспитаны по-разному, они выросли и сформировались в разных условиях. Я не думаю, что такой брак мог бы оказаться счастливым.

Еще мне жаль Надежду, которая не смогла создать свою семью. Такую разрушительную любовь человек создает себе сам. Ей бы стоило подумать о себе, о своей личной жизни.

Образы Николая Алексеевича и Надежды противопоставлены друг другу в связи с давней ссорой между ними. Несмотря на это, чувствуется единение их образов, такое же как и тогда, когда они были вместе много лет назад. Такое впечатление создается потому, что главные герои продолжают любить друг друга. Надежда испытывает к Николаю Алексеевичу чувства всю свою жизнь, а он, вспоминая их любовь, утирает слезы. Из этого можно сделать вывод, что главный герой продолжает любить ее.

Тарантас

— повозка, основанием которой служит длинная продольная рама, снижающая тряску при длительных переездах.Картуз — мужская фуражка, имеющая козырек.Мундир — парадная форменная одежда, в которой использовалось шитье золотом или серебром.Вольная — документ, подтверждающий освобождение раба или крепостного.Армяк — крестьянский кафтан, сшитый из толстой материи.

Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом, ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи, из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

Источник

Анализ рассказа

Рассказ входит в сборник «Темные аллеи», который содержит 38 произведений, объединенные одной идеей — главные герои несчастны в любви. Влюбленные люди живут под звездою рока — чувства их исполнены боли и драматизма.

Исключением не стал и одноименный рассказ сборника. Чтобы понять персонажей лучше, можно обратиться к таблице с характеристикой образов действующих лиц рассказа.

Главные персонажи

В «Темных аллеях» Бунина главные герои описаны очень детально, чтобы читатель мог максимально погрузиться в сцену произведения. Писатель мастерски использует этот прием во всех своих работах.

Николай Алексеевич Портрет персонажа: уже немолодой мужчина, высокого роста, лет 60. Внешность его еще напоминает о былой красоте, но автор описывает его как «стройного старика». Хоть брови его еще черны, но виски и усы — белые. Волосы с проседью, бледная красота лица. Взгляд темных глаз строгий, но уже усталый. У Николая Алексеевича высокий военный чин, о чем говорит и его шинель, и поведение, и внешность. Образ этого персонажа ярко демонстрирует, как складывается судьба человека, который поступает трусливо по отношению к себе и окружающим. Николай был сконфужен встречей. От начала до конца вел себя нерешительно, мужчине было стыдно за свои прошлые поступки, и стыдно за то, что и сейчас он остался таким же трусом. Он пытается быть небрежным, делая вид, что ничего и нет в этой истории, называя ее пошлой. А позже выясняется, что он несчастен в браке. Николай осознает, что Надя — самое лучшее событие его жизни. И все же, неясно — любил ли он Надежду по-настоящему… Автор оставляет этот вопрос на решение читателя.
Надежда Портрет персонажа: до сих пор красивая, темноволосая, с черными бровями женщина. Бунин описывает ее как «похожую на цыганку». Она полная, с покатыми плечами, полногрудая, с красивой шеей. Надежда предприимчивая хозяйка ухоженной гостиницы. Дела ведет уверенно и аккуратно. Образ героини очень интересный, и вызывает у читателя уважение. Надя искренняя, прямолинейная, тактичная, но довольно откровенная. Она смело рассказывает о своей жизни и чувствах. До самого конца этой встречи женщина держится гордо и уверенно.

Второстепенные герои

Несколько кратких цитат довольно емко описывают семью Николая. Интересным является тот факт, что одну из основных фраз рассказа произносит кучер Клим: «…пеняй на себя».

Жена Николая Алексеевича «…жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя». (Николай о своей супруге).
Клим — кучер Клим — деревенский мужик, который подвозит Николая Алексеевича к поезду, рассказывает о Надежде и ее постоялом дворе. «…крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника…» Клим простой, но внимательный. Описывая Надю, как женщину и хозяйку, кучер намекает пассажиру на его слабый характер.
Сын Николая Алексеевича О своем ребенке отец отзывается так: «Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести».

Поражает, как Бунину удается в достаточно коротких произведениях коснуться стольких человеческих чувств и переживаний. Всего три сцены небольшого рассказа раскрывают целый мир бушующих эмоций главных героев «Темных аллей»:

  • старик военный оказывается на постоялом дворе;
  • волнующая встреча с любовью молодости;
  • мысли мужчины, когда он уезжает из гостиницы.

С одной стороны, можно оценить поступок Николая, как подлый. Он легкомысленно разбил сердце юной девушке. С другой стороны, в то время такой мезальянс был априори невозможен. Они оба это знали.

На образе главного героя Иван Бунин демонстрирует принцип бумеранга. После расставания с Надей Николай встретил другую женщину, полюбил ее, и женился на ней, но счастья в этом браке не было. Она предала его так же, как он предал Надежду. Сын его не стал личностью, а лишь огорчал отца дурным поведением. Все в жизни возвращается.

Ирония в том, что, спустя годы главный герой так и не стал смелее. Как и 30 лет назад, он снова струсил, быстро ретировавшись из дома Надежды. А может быть, с его стороны и не было никакой любви? Так, пылкая влюбленность юного парня.

Надежда, безусловно, была влюблена в этого мужчину всю свою жизнь. Она сказала, что не простила его поступок, но до последней секунды стояла у окна и глядела вслед уезжающей карете. Скорее всего, в душе, женщина надеялась, что любимый вернется.

Надежда сделала свой выбор, и прожила жизнь в одиночестве, и горьких воспоминаниях. Любовь, обида и ощущение несправедливости разрывали ее душу, но она была верна своему чувству.

Судьба крепостной красавицы

Горячая прекрасная девушка получила вольную примерно в 18-19 лет. Она стремится стать самостоятельной, и ей это удается. Надежда – зажиточная крестьянка. Она зарабатывает не только гостиницей для постояльцев, а еще и тем, что дает в долг. Девушка, вероятно, была горничной. Она приобретает гостиницу, где становится отличной хозяйкой. Горничная говорит, что привыкла «держать себя прилично», тогда не очень понятным становится роман с богатеньким дворянином. Может, эта фраза звучит как усмешка? Судьбу женщины следует делить на две части: внутренний мир и внешняя оболочка. Самостоятельная уверенная владелица постоялой комнаты, вышедшая с низов, добившаяся значительного успеха – это внешне. Влюбленная всю жизнь в одного мужчину – это душа женщины. Надежда не пережила предательства. Она любит и ждет встречи. Увидев Николая Алексеевича, женщина не стыдится своих чувств. Она признается, что не простила обмана. Она чистосердечна и прямолинейна. Зачем увиливать, если жизнь служит доказательством преданности. Долго смотрит вслед отъезжающему генералу, наверное, надеясь на его возвращение, на счастливый конец своей истории. Для дворянина смелый поступок не возможен. Вариантов много: решится и остаться с любимой, увезти ее с собой или сделать «тайной женой». Ни один не подходит к Николаю. Он трусливо сбегает, даже не задерживаясь на ужин. Страх гонит его от самого себя и от женщины, которая ждет от него ответных чувств.

Харарктеристика 3

Рассказ «Темные аллеи» входит в одноименный цикл произведений о любви, написанный Буниным в 1930-е – 1940-е годы. Как и многие другие произведения этого цикла, он представляет собой короткое повествование об одном эпизоде, одной встрече героев.

В непогоду в постоялую горницу в Тульской губернии приезжает немолодой военный, который узнает в хозяйке ту женщину, в которую когда-то в молодости был страстно влюблён. Всё содержание рассказа – это короткий диалог между двумя героями, их воспоминания.

Первоначальное впечатление о главное героине рассказа, Надежде, у читателя складывается, когда он вместе с приезжим входит в дом

Автор акцентирует внимание на уюте и чистоте жилища, порядке, вкусном запахе пищи. Затем появляется хозяйка и читатель отмечает, что Бунин изображает женщину с большой симпатией: она немолода, но годы не испортили ее привлекательности: «красивая», «легкая на ходу» — говорит о ней автор

Бунин сравнивает ее с цыганкой, и это тоже добавляет ей притягательности, загадочности. Надежда привычно приветлива с проезжающими, предлагает обед или чай, искренна в общении, отвечает на вопросы вошедшего в горницу военного.

Она первая узнает в проезжающем военном любимого ею когда-то Николая Алексеевича и называет его по имени. У мужчины воспоминания о ней и их любви будят в душе такую бурю чувств, что он в волнении встает, начинает нервно ходить из стороны в сторону, краснеет, прячет взгляд. Возможно, он испытывает вину перед нею. Так о многом хочет он спросить ее, узнать, как сложилась ее жизнь, но Надежда отвечает ему кратко, не говоря о тех трудностях, которые были в ее жизни

Когда-то она была крепостной в имении родителей Николая Алексеевича и славилась удивительной красотой, на которую обращали внимание многие. Читатель узнает, что Надежда получила вольную, никогда не была замужем, долго и тяжело переживала разрыв отношений с молодым барином

Любовь и обида за растоптанное чувство живут в ее душе долгие годы. Она и теперь говорит, что не простила Николая Алексеевича. И герой признается себе, что эти отношения были, пожалуй, лучшими моментами в его жизни, он хранит память о них как о самых счастливых днях.

Дополняет образ Надежды та характеристика, которую дает ей кучер Клим, увозящий героя дальше. Он говорит о хозяйке постоялой горницы как об очень умной и справедливой женщине, которая разумно ведет свое дело, приносящее постоянный доход.

В рассказе «Темные аллеи» Бунин нарисовал образ женщины из народа, способной горячо и верно любить, хранить в душе память о любимом человеке. Умная, сдержанная, красивая героиня рассказа вызывает симпатию и сочувствие читателя, ее история заставляет задуматься о несправедливости судьбы и трагизме любви.

Многогранность и гениальность писателя

Вечная любовь во всех ее проявлениях была вдохновением для Ивана Алексеевича в тяжелые годы Первой мировой войны. В цикле рассказов отражены душевные терзания человека, который стал свидетелем падения красоты, мира и спокойствия.

Бунин удивительно тонко чувствовал человеческие души. Гениальность его произведений — в понимании переживаний женских образов, вышедших из-под мужского пера. Чувственные описания внешности дам дышат эротизмом: «голые колени», «под кофточкой просвечивались груди», «бедра в тонких ажурных чулках» и т. д. Изящно, соблазнительно, но не пошло звучат монологи героинь. Автор мастерски демонстрирует трогательную смелость и решительность влюбленных женщин в рассказах:

  • «Муза».
  • «Красавица».
  • «Натали» и др.

Ознакомившись с отзывами о главной героине повести «Муза», читатель может провести аналогию с Надеждой. Муза Граф была также прямолинейна, откровенна и отважна в своих поступках, и категорична в решениях. Эмоции героев так живы, искренни и сильны, что читатель сопереживает им, полностью погружаясь в картину произведения.

Открыв Википедию, где есть описание биографии Ивана Алексеевича Бунина, можно лишь поражаться, какой насыщенной была жизнь писателя, и «Темные аллеи» — это лишь изысканное украшение целого мира гениальных произведений.

Кто является главным героем в рассказе?

Легко можно выделить наиболее ключевых персонажей, о жизни которых и будет описано в произведении:

Николай Алексеевич. Этот образ представлен высоким и худощавым мужчиной, которому шестьдесят лет. Он военный. В давние времена, когда он еще был молодым, очень сильно любил Надежду, но в силу сложившихся обстоятельств, ему пришлось оставить женщину. После этого он был женат и имеет одного сына. Надежда. Высокая женщина, которой сорок восемь полных лет. Она является хозяйкой на постоялом дворе. Надежда всю свою тяжелую жизнь любила Николая, именно поэтому так и не вышла замуж. На данный момент одинока.

Клим. Это кучер главного героя – Николая Алексеевича. Этот персонаж тоже вносит свою лепту, для полного раскрытия образов главных героев.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Сильной, цельной личностью предстает перед читателем Надежда. В молодости она была очень красивой девушкой, чем-то напоминавшей цыганку. Всей страстью своей сердца она полюбила молодого барина Николая, однако их связь была недолгой. Понимая, что никакого будущего с простой крестьянкой у него нет, Николай жестоко бросил свою возлюбленную. После предательства Надежда хотела покончить жизнь самоубийством, но нашла в себе силы жить дальше. Она отвергала многочисленных ухажеров, оставаясь верной своему чувству к Николаю. Благодаря своему уму и решительности Надежда научилась зарабатывать на жизнь самостоятельно, без мужа. Она держала постоялый двор, давала деньги в рост, и все отмечали ее справедливость и честность. Несмотря на свое низкое социальное положение, надежда оказалась гораздо более благородной и возвышенной, нежели ее возлюбленный. Женщина пронесла любовь через много лет, никого не обманула и не предала, смогла искренне простить своего обидчика. В этом и заключалась ее удивительная сила и стойкость.

Вариант 2

Произведение относится к периоду раннего творчества писателя и является первым прозаическим творением автора, пробой писательского пера.

Основу романа составляют воспоминания при отсутствии фабулы произведения, а повествовательное содержание разворачивается путем использования диалогов персонажей, внутренних монологов главного героя, а также авторских описаний мест происходящих событий и действий.

Повествование в романе осуществляется от имени третьего лица и выстраивается в форме воспоминаний главного героя Льва Глебовича Ганина о прошлой жизни в стране, которую он вынужден покинуть из-за свершившейся революции.

Главный герой представляется писателем в образе человека, находящегося в состоянии сумеречного наваждения, который, попав в среду эмиграции, утрачивает человеческие качества, присущие личности, ощущая свою ненужность и потерянность. Воспоминания о прошлом, озаряющимся светлыми чувствами, становятся единственным утешением Ганина.

Сюжетная линия романа излагается в форме воспоминаний героя о своей первой любви к девушке Машеньке, фото которой он случайно видит у соседа по пансиону в Берлине. Оказывается, что Машенька является женой математика Алферова и в скором времени должна приехать в Германию.

Приезд бывшей возлюбленной способствует проявлению оживления в душе Ганина, наполняя ее поэтическим миров теплоты, любви, летнего солнца и отгоняя тяжкую тоску по покинутой родине. В предстоящей встрече Ганин ощущает божественное чудо, дарящее надежду возвращения в счастливую и спокойную жизнь. Однако за час до прибытия поезда Ганин понимает, что все чувства остается лишь в прошлом и возврат назад невозможен, поэтому оставляет надежду на счастье и покидает вокзал.

Писатель характеризует главного героя романа путем описания его глубинных психологических переживаний, передавая ощущения потерянного счастья юности, играя особым построением повествовательного текста в виде ускользающих лейтмотивов и образов. В качестве средств художественной выразительности в романе присутствуют прием детализации, насыщающий содержание запахами и красочными оттенками, повторы и сравнения, иллюзии и реминисценции, а также многочисленные метафоры, имеющие каждая в отдельности символический смысл и создающие атмосферу реальности происходящего события.

Отличительной особенностью романа является применение автором необычной цветовой подачи повествования с использованием разнообразных оттенков красок, усиливающих сюжетную кульминацию, в виде желтого, лилового цветов, желто-фиолетового сочетания, а также светлых, золотых тонах.

Смысловая нагрузка произведения объединяется в изображении двух художественных пространств, выражающихся в реальном берлинском существовании Ганина в опостылевшем русском пансионе и его воображаемом мире воспоминаний, который олицетворяется в Машеньке, его потерянном рае и счастье, о бессмысленности собственной судьбы.

Внешность героя

Николай Алексеевич появляется на казенной почтовой станции уже в почтенном возрасте. Ему около 60 лет. Старик-военный был похож на Александра II. У мужчины высокий воинский чин. Одет старик в николаевскую серую шинель, военные сапоги с ровными голенищами, замшевые перчатки. Старик строен и чернобров. Лицо мужчины все еще красиво. Понятно, почему женщина говорит, что в молодости он был «отменно хорош». Красавец еще образован. Он читает стихи, умеет говорить томно и интересно. Чем покорил Николай крестьянскую девушку? Внешностью и образованностью. «Темные аллеи» — это душа героя, скрытая за лицом. Мрак и трусость, страх и раболепие, стремление выглядеть так, как хочет общество – это характеристики герои.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: