Основной конфликт в пьесе «горе от ума» (а.с. грибоедов)

Любовь и общественный конфликт в «горе от ума» грибоедова.

Роль любовной линии

В основе произведения лежит традиционная проблема между влюбленными людьми. Она не является главной, а больше второстепенной и дополняющей другой конфликт — социальный. Можно отнести комедию к общественному произведению, которое показывает столкновение двух эпох.

Однако сюжетная линия построена на чувствах людей, на их внутренних переживаниях. В самом начале читатели догадываются, что их ожидает любовный треугольник между главными персонажами. В первом действии писатель описывает свидание Софьи и Молчалина, и сразу можно догадаться об их взаимоотношениях. Еще служанка Елизавета напоминает ей о юношеской любви: во время учебы Софью связывали теплые чувства с Чацким. Именно из-за девушки он приезжает в Москву. Основной любовный конфликт происходит между следующими героями:

  • Софья;
  • Молчалин;
  • Чацкий.

Софья влюблена в Молчалина, при этом молодой человек неравнодушен к служанке Лизе. Он постоянно во время их разговоров намекает ей о своих чувствах. Но Елизавета не обращает на его намеки никакого внимания, так как она давно влюблена в буфетчика Петрушу. Но девушка не признается ему в своей любви, так как боится, что над ней будут смеяться.

Софья Фамусова

Проблемы ума в «Горе от ума» рассматриваются также через призму восприятия Софьи. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой. Девушка также считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего, что дорого ей самой. В его поведении и речах девушка видит озлобленность, желчность, недовольство всем. Она понимает, что с этим раздраженным человеком нелегко быть рядом, постоянно выслушивать его, хотя и считает ум Чацкого гениальным, блестящим. Но для семейной жизни более подходящим является «ум» Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и находить выгоду во всем. Чацкий вынужден согласиться с этим. Такие люди, по его словам, «блаженствуют на свете».

Конфликт двух эпох

31 предложение/ 472 слова

Читая комедию А. С. Грибоедова, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох, которое происходило на самом деле в России начала 19-го века. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». Нельзя сказать, что данная тема утратила свою актуальность. Ведь конфликт поколений был и будет всегда. Однако Грибоедов показал его с точки зрения передового человека своего времени, близкого по духу к декабристам. Александр Чацкий – это новый герой, который стал «лишним» в обществе, таких как Фамусов. Литераторами пьеса изначально была воспринята критически.

Пушкин и вовсе называл ее «бурей в стакане». Несмотря на это, многие современники Грибоедова понимали и разделяли его взгляды. В русской литературе этот период был переходным – от классицизма к реализму. Поэтому данную комедию можно смело отнести к новому течению. Говоря о конфликте эпох, нужно отметить, что автор определяющую роль отводит именно Чацкому. По оценке Гончарова это был единственный «здравомыслящий человек» в пьесе. Чацкий не любил лгать, приспосабливаться или зависеть от чужого мнения. Он умел отстоять свою точку зрения, даже тогда, когда против него выступали все «25 человек» из общества Фамусова.

«Век минувший» представлен самим Фамусовым – человеком необразованным, несведущим, тем не менее, занимающим управленческий пост в «казенном месте». К таким же московским дворянам отнесены: Скалозуб – богатый, грубый и неотесанный полковник, сделавший свою карьеру отнюдь не воинскими заслугами; Репетилов – пустозвон и болтун, которому посчастливилось жениться на дочери богатого чиновника; Загорецкий – картежник, плут и вор. В обществе Фамусова автор изобразил еще несколько семей, которые не идут в ногу со временем и боятся передовых идей. Это графини Хрюмины – бабушка и внучка, чета Горичей, Тугоуховские и старуха Хлестова.

Все эти персонажи застряли на одном уровне развития, и двигаться дальше не хотят, а любого, кто несет в их общество прогресс, называют сумасшедшим. Таким «сумасшедшим» в комедии показан Чацкий. Он один не поддерживает напыщенности старомодных дворян, их привычки коверкать русский язык на французский манер, лживого лицемерия и притворства, а также заискивания и лести ради достижения удачной карьеры или выгодного брака. Вот отчего возникает конфликт между этими двумя лагерями, один из которых представлен всего лишь Чацким.

Его могла бы поддержать Софья, взгляды которой немного совпадают с его отношением к жизни. Более того, она умна и образована, в отличие от всех остальных, кто окружает Фамусова. Но Софью удерживает любовь к Молчалину – человеку в высшей степени непорядочному и недостойному. К сожалению, его корыстные планы до конца произведения так и остаются для нее тайной. Именно поэтому она отвергает доброе отношение такого порядочного, прямолинейного и мужественного человека как Чацкий.

На мой взгляд, в этом конфликте главный герой вышел победителем, а не побежденным, так как остался верен себе. Из всех героев комедии он единственный обладает живой и глубокой натурой, но в «фамусовском обществе» таких, как он называют «сумасбродами».

см. также:Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

«Что делать?» — Н.Г. Чернышевский

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» главными героями становятся так называемые «новые люди», которые выступают за необходимость общественных изменений. К ярким представителям «новых людей» относятся Вера Павловна Розальская, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов.

В романе «новые люди» противопоставляются «старым людям», яркими представителями которых являются мать Веры Павловны Марья Алексеевна и семейство Сторешниковых. Н.Г Чернышевский показывает, что «старые люди» не стремятся к изменениям в обществе, их устраивает косный образ жизни, который позволяет им держаться на плаву. «Новые люди» бунтуют против тех традиций и предрассудков прошлого, которыми живут «старые люди». Они выступают против деления людей на тех, кто занимает высокое положение в обществе, и тех, кто занимает низкое положение в обществе; они выступают за права женщин.

Н.Г. Чернышевский показывает, что появление «новых людей» среди «старых людей» неудивительно. Настоящее, выраженное такими героями, как Вера Розальская, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов, сменяет прошлое. В романе показано стремление «новых людей» к лучшему будущему. Мысли об идеальном будущем раскрываются в романе «Что делать?» с помощью аллегорических снов Веры Павловны Розальской. Мир идеального будущего представляет собой мир общественной гармонии, где все люди равны между собой, вне зависимости от пола и социального положения, где все люди имеют права и свободы. Н.Г. Чернышевский выражает мнение о том, что «новые люди» способны привести общество к идеальному будущему. В романе четко выражена мысль о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.

Появление в повествовании Рахметова как типа «особенного человека» говорит об авторской позиции: «новые люди», которые уже сменили «старых людей», должны дорасти до уровня «особенных людей», которые бы жили в уже реально созданном идеальном мире, который отображен во сне Веры Павловны.

Роман Н.Г. Чернышевского заставляет задуматься не только над современным писателю обществом, но и над сегодняшним временем. «Что делать?» учит тому, что современное поколение должно бороться с пороками и несправедливостями прошлого и делать все возможное, чтобы привести общество к лучшему будущему. «Новые люди», которые не готовы стоять на месте и всегда двигают общество вперед, существуют и в современном мире.

Конфликт произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» может научить читателя многому. Это огромный багаж знаний, которые автор хотел донести с помощью реальных примеров, существовавших в те уже далёкие времена. Надо помнить, что учиться всегда нужно чему-то, уметь сострадать, не бояться трудностей, уважать старших, да и вообще иметь к каждому человеку уважение. Порой трудно особенно в нынешнее время, придерживаться хотя бы одного такого принципа.

Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.

Любовный конфликт заключается в том, что с первого действия появляется всеми известный любовный треугольник куда входит Софья, Молчалин и Чацкий. Девушка встречается с Молчалиным ночью и считает его своим принцем, а вот Чацкий был первой любовью девушки, но «первая любовь никогда не забывается». Тут перед Софьей встаёт не простой выбор. Это как между двух огней.

Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.

От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать

Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?

Таким образом, в пьесе «Горе от ума», написанном Грибоедовым есть три основных конфликта, которые определяют общество того времени и показывают ошибки персонажей. Читатель может хорошо увидеть к чему бы привёл консерватизм Фамусова, если бы правители России не были умными людьми. Это произведение может научить многому: противостоять многовековым и бесполезным устоям, всегда иметь своё мнение, никогда не сдаваться и т.д.

«Евгений Онегин» — А.С. Пушкин

Несмотря на то что роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был написан еще в первой половине XIX века, он остается актуальным и в наше время.

Центральный персонаж Евгений Онегин сначала является типичным представителем дворянства: посещает различные светские мероприятия, ухаживает за дамами, всячески подчеркивает свое положение в обществе. Однако такая жизнь Евгению Онегину быстро наскучила. То, что раньше приносило ему удовольствие, стало вызывать внутреннее отторжение. Поняв бессмысленность существования светского общества, Евгений Онегин отказался от него. Он пытается найти себя и свое предназначение, однако и жизнь в деревне, и попытки найти себя в творчестве не приносят главному герою никакого результата. Такая апатия ко всему, которая наблюдалась у Евгения Онегина, наблюдается у многих современных людей. «Русская хандра», овладевшая Евгений Онегиным, на современный язык переводится как «синдром хронической усталости» – довольно известный диагноз. Как и Евгений Онегин, многие современные люди пытаются найти себя в чем-то новом, но быстро устают от этого. Они приходят к тому, что им больше ничего не интересно, у них отсутствуют какие-либо планы и жизненные цели. Такие люди не могут обрести смысла собственной жизни, как это не удалось сделать и Евгению Онегину. «Лишних людей», подобных Евгению Онегину, можно найти и в современной жизни.

Хоть дворянства как класса в современном обществе давно уже нет, но до сих пор есть люди, которые за внешней красотой, пышностью и величием жизни скрывают пустое, бессмысленное и безнравственное существование. Часто люди нашего времени уверены в том, что они живут прекрасной жизнью, полной смысла, однако они не живут, а просто существуют, удовлетворяя все самые низменные человеческие потребности.

В романе в стихах А.С. Пушкина показано огромное значение общественного мнения. Общество то принимает Евгения Онегина, то отвергает его

В современном мире общественное мнение также занимает важное место, хоть и многие пытаются это отрицать. Если человек похож на окружающих, он легко принимается обществом, если же человек чем-то непохож на окружающих, то общество может его не принять

Современное общество, как и во времена Евгения Онегина, оказывает огромное воздействие на отдельную личность, заставляет мыслить шаблонно и стереотипно.

Социальные разногласия

В произведении Грибоедова разгорается настоящее противоборство между традиционным и новым дворянством. К последнему причисляет себя Чацкий. Также к прогрессивному дворянству относятся другие внесценические действующие лица пьесы. Чацкий придерживается мнения, что важнее прислуживать «делу», а не отдельным людям, находящимся в служении.

Он отрекается от нравственной морали, которая так важна Фамусову. Чацкий считает, что приспособиться к условиям жизни, подстроить под ситуацию свою манеру поведения главнее всего. По его мнению, именно это позволит:

  • получить материальные блага;
  • повыситься в должности;
  • угодить руководству.

Тем не менее в пьесе есть цитата Чацкого, показывающая, что главная его цель заключается в служении. Ему неприятно прислуживать, но он готов потерпеть:

Дискуссируя с Фамусовым, Чацкий выступает в пользу науки и выставляет себя свободным от всяческих предрассудков. Быть представителем прошлого века выпала честь Фамусову. Герой олицетворяет все недостатки аристократии. Его больше всего волнует то, что о нем думают окружающие, в частности, светские круги. Была бы его воля, Фамусов взял бы в зятья Скалозубова, так как последний живет мечтой о генеральском чине и является материально обеспеченным.

Фамусова восхищает умение дяди Максима Петровича «подслужиться» и ловко выкручиваться из различных ситуаций. Может показаться, что в пьесе возникает конфликт отцов и детей. Но это не так. Сущность произведения заключается в разногласиях, возникающих между людьми прошлого и современниками.

Молчалин, который представляет в пьесе поколение «детей», солидарен с мнением Фамусова. Он понимает, что хорошие отношения с нужными людьми необходимы для успешной жизни. Ему также нравятся награды и чины. У него отличные отношения с Софьей, которые он поддерживает, чтобы угодить ее влиятельному отцу.

Девушку нельзя отнести ни к одному из двух поколений. Она противопоставляет себя отцу, но только из-за влюбленности в Молчалина. Конфликт никак не связан с ее мнением по поводу устройства общества.

Фамусов — заботливый отец, заигрывающий со служанкой. Он не служит примером для Софьи. Девушка обладает хорошим умом и прогрессивна в своих взглядах. Ее не волнует общественное мнение, что и образует конфликт между нею и отцом. Но она не встала на сторону Чацкого, наоборот, из-за нее его выгнали из общества. Девушка распространяла слухи о безумии мужчины.

Именно клевета и сыграла главную роль в любовном конфликте. Отношения между Софьей и Чацким испортились не из-за взглядов на политические идеи. Она беспокоится о том, чтобы бывший возлюбленный не разрушил ее счастье.

Спор поколений

С самых первых страниц произведения уже становится ясным, что в этом доме постоянно лгут. Вот только лишь ложь служанки Лизы носит некий благородный характер, так как она таким образом спасает свою хозяйку, дочку Фамусова – Софью, влюбленную в Молчалина – секретаря отца. Но, по словам ее отца, он ей не пара, так как очень беден.

Ложь Софьи тоже оправдана из-за любви к Молчалину. Но через некоторое время мы видим и ложь Молчалина, который начинает заигрывать с прислужницей Лизой. Понятно, что с Софьей он крутит роман из-за выгоды.

Но и Фамусов в этом плане не лучше, он тоже тайком волочится за служанкой Лизой. И потом в своем диалоге с гостями произнесет о себе такие слова: «Монашеским известен поведением». Грибоедов специально отводит описанию всей этой обстановки столь много времени, чтобы точнее отразить нравственную атмосферу жизни того общества.

И вот самым серьезным оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения.

Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума». «Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума». В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле». Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее? В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели». Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?» То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к . Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример. Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

Заря новой эпохи

Под руководством прогрессивного общественного деятеля Сперанского целая комиссия разрабатывала перечень демократических реформ, среди которых:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • учреждение Государственной думы;
  • возможность для крепостных крестьян выкупать себя у помещиков и после этого получать политические права.

Вероятно, что именно об участии Чацкого в комитете Сперанского и рассказывала пресловутая Татьяна Юрьевна:

О разрыве сказано неслучайно. Очевидно, радикально настроенный Чацкий не смог найти общего языка с консервативными министрами. Как известно, и сам император в конце концов испугался идей Сперанского и реформатор был отправлен в отставку, а затем и ссылку.

Начало нового века до разгрома восстания декабристов можно назвать временем больших ожиданий изменений в жизни страны. И все же век нынешний и век минующий в сочинении — не просто временные рамки.

Особенности конфликтов пьесы

Если говорить об особенностях конфликтов в комедии Горе от ума, то работу Грибоедова назвали новаторской не зря. А все потому, что писатель в основу сюжета добавил не только традиционную любовную интригу, но и переплел ее с общественной, которая в итоге и вышла на первый план. Как сказал , данная работа — как две комедии, что наложились одна в другую. При этом одна из них личностная, частная, любовная, скажем, повседневная для многих комедий, а вторая — внезапно возникающая, общественная, перетекающая в основной конфликт в произведении Горе от ума. И именно социальный конфликт в произведении становится главным, ведь цель писателя — обличение нравов дворянства начала девятнадцатого века.

Грибоедов А. С. Горе от ума, Любовный треугольник в пьесе с общественным звучанием …

… вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась. 9 класс Сочинение на тему любовный конфликт в комедии горе от ума Конфликт (от … он её запомнил, когда уезжал в Санкт-Петербург. Любовный треугольник распался и каждый из его участников остался …

Чацкий – передовой человек своего времени (по пьесе Горе от ума)

… времени, он смело шагает в наше, становясь другом, единомышленником, а часто и советчиком наших современников. Чацкий представляет передовую молодежь начала 20-х годов XIX века. По возрасту он …

Чем вызвано заблуждение софьи в отношении молчалина

… становится поздно. Хоть и Софья предпочла незаметного … Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин …

Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова

… против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!». В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к …

Чацкий — странный человек (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

… великодушны: К несчастью ближнего вы так неравнодушны Чацкий – человек новых взглядов Ах, боже мой! Он карбонари! … отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в …

Сочинение 3

Грибоедов описал в своей литературной работе, что в начале XIX столетия в нашей стране случился раскол на две политические части. Возникли передовые аристократы, радеющие за преобразования социума. Их позицию представляет Чацкий. Другая сторона — традиционное дворянское сословие, показано в комедийном произведении в образе Фамусова и аналогичных ему персонажей. Основа конфликта строится на том, что у главных персонажей разные позиции на важнейшие проблемы социального прогресса.

Разногласие людей разных возрастов и взглядов происходит из-за отношения к крепостному праву. Сторонники консервативного общества любят управлять чужими судьбами. К примеру, состоятельная помещица Хлестова обращается с собственной невольницей буквально, как с собакой. Обеих она доставляет на светский ужин для своей радости и удовольствия, а следом говорит Софье, чтобы она передала им «подачку» с барственного стола.

Чацкий описывает своё позицию к подобному, в разговоре с самим собой — «А судьи кто?». Он описывает одного дворянина, который предпочёл псов собственным холопам, хоть они были послушными и не один раз его выручали. У него такого типа деяния порождают недовольство. Он представляется врагом рабовладельческого строя. В таком же плане у действующих лиц отличается позиция к образованию. Сторонники консервативного социума не хотят этого. С их точки зрения, избыточная информация пагубна.

Когда в народе идет молва о безумстве Чацкого, то все убеждены, что причиной этого стало его желание обучаться. Александр, напротив, представляется последователем просвещения, потому что оно совершенствует личности. Вдобавок, интересна позиция персонажей к службе. Московский социум уверен в том, что работать нужно лишь ради денег. К примеру, Скалозуб мечтает не о том, как сберечь родную землю, а как стать генералом.

Фамусов представляется «управляющим в казённом доме». Служба для него — это унылая повинность, но он не отправляется в увольнение, потому что его место позволяет неплохо пристроиться в жизни. Чацкий дает название такой цели одной небрежной фразой — «прислуживаться». Основной действующий персонаж думает, что добропорядочная личность должна, по большей части, давать благо людям, а не заботиться о своем достатке. Раньше он имел большую должность. Он мог подняться высоко по карьерной лестнице, но уехал, поскольку прислужливая публика не восприняла его идеи должным образом. Из всего этого следует, что и понимание преданности своей Родине у них разное. Фамусов нахваливает Москву за то, что тут ни одна живая душа не имеет желания изменяться. Александр именно за это критикует Москву, обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Но в любом случае она ему близка, потому что это его кровное место. Преданность своей Родине Чацкого состоит в его желании сделать государство более просвещенным.

Отсюда получается, что у А. С. Грибоедова получилось передать социальные разногласие между развитым и фамусовским сословием, оно было огромным

Эти люди не могли найти взаимопонимания ни по одной важной проблеме

Популярные сегодня темы

«Моцарт и Сальери» входят в сборник маленьких трагедий А.С. Пушкина. Маленькими они являются из-за того, что читатель видит только кульминацию событий. Автор намеренно отодвигает на второй план предысторию

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. А вот произведение «Демон» он начал писать еще в четырнадцать лет. Много раз он пытался ее бросать, но немного позже опять к ней возвращался.

«Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль

Человеку свойственно наполнять свою жизнь тем, что приносит ему радость. Счастье личности во многом сформировано взаимоотношениями — любовью, дружбой.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки Французского» был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенное время, когда люди еще не понимали, как жить.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Предыдущая

СочиненияЖанр произведения «Горе от ума» Грибоедова, своеобразие пьесы

Следующая

Сочинения«Горе от ума» анализ произведения Грибоедова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: