Герои произведения макар чудра горького

Макар чудра главные герои список. анализ рассказа «макар чудра» (горький)

Сочинение по рассказу «Макар Чудра»

(0)

Макар Чудра

В газете «Кавказ» появилось первое опубликованное произведение «Макар Чудра», подписанное псевдонимом М. Горький. Здесь писатель использовал обрамляющую композицию, Действительно, основное повествование предворяется таинственным ночным пейзажем, настраивающим читателя на лирический лад.

Пламя костра высвечивает фигуру главного героя рассказа — старого цыгана Макара Чудру. Не случайно в качестве главного героя выбран представитель цыганского племени, ведь именно этот народ является носителем вольнолюбивого духа, безграничного стремления к свободе, стремления жить по своим законам. Этот пятидесяти восьмилетний человек, многое повидавший и испытавший в жизни, раскрывает свою жизненную позицию перед случайным прохожим, пытается донести до него свое понимание смысла жизни. Самым главным качеством, главной ценностью, для Макара является свобода и независимость; к таким общечеловеческим ценностям, как труд, вера в Бога, он относится пренебрежительно: «Смешные они, твои Люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает». Он с презрением относится к людям, с его точки зрения, несвободным, называя их рабами, которым неведома морская ширь и степной простор. Только ощущение свободы, независимости дает человеку право, по мысли Макара, чувствовать себя человеком. Чтобы подтвердить и обосновать свою точку зрения, Макар Чудра рассказывает страннику быль о любви двух красавцев-цыган — Радде и Лойко Зобаре. (Этот рассказ является именно былью, так как Макар говорит о событиях, свидетелем которых он был сам; он помнит героев — Радду, Лойко Зобара, старого солдата Данилу; по сути автор показывает момент рождения легенды). Герои этой были, так же как и рассказчик, несут в себе единое начало {безграничное стремление к свободе), доведенное до максимальной степени. Образы Радды и Лойко созданы средствами романтической гиперболизации.

Чрезмерность, преувеличение чувствуется во всем: в портрете, в поступках, в чувствах. Вот как описан портрет Лойко Зобара: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце». Радда же так прекрасна, что «о ней … словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть … » , В душе героев рождается любовь друг к другу. Но именно здесь возникает основной конфликт — противоречие между любовью и свободой.

Следует отметить, что в этом произведении Горький видоизменил традиционный для романтиков конфликт «чувство — долг», противопоставив два положительных качества: любовь и свободу. Любовь требует подчинения одного любящего другому, но для героев-максималистов, каковыми являются Радда и Лойко, это невозможно. Каждый из них свободу любит больше, но и жить дальше без любимого не может. Поэтому развязка этого неразрешимого конфликта может быть только трагической: не желая покориться женщине (а требованием Радды было, чтобы Лойко при всем таборе покорился ей как старшему товарищу, поклонился ей в ноги, то есть признал бы ее первенство), Лойко ударом кинжала убивает свою возлюбленную, но и сам погибает от руки отца Радды, старого солдата Данилы. Исключительность конфликта — в полном равенстве гордых и свободолюбивых героев. Рассказчик Макар Чудра всецело на стороне героев, он не осуждает их, а восхищается ими. Он уверен, что свободолюбие и любовь не могут примириться, так как компромисс вообще немыслим для романтического сознания.

Какова же авторская позиция в этом рассказе, согласен ли автор со своим героем? Одной из особенностей ранних произведений Горького является наличие образа повествователя, «прохобящего» , Этот незаметный образ и является выразителем авторской позиции. С одной стороны, автор, вслед за Макаром Чудрой, восхищается силой и красотой чувства, бескомпромиссностью героев, цельностью их характеров, с другой, он видит бесплодность такой позиции, приводящей к одиночеству и непониманию, отверженности от мира людей.

0 / 5. 0

Второстепенные персонажи

Старый цыган, отец Радды. Любит свою дочь, и гордится ею. Ничего и никого не боится, уважает дочь за ее выбор, ценит ее любовь к воле. Ни в чем не останавливает Радду, позволяя ей делать все, что заблагорассудится. Когда Зобар заколол Радду, Данило тем же ножом зарезал и его, для старого солдата это непоправимое горе.
Повествователь не является действующим лицом в этой повести, он – внимательный слушатель, со стороны оценивающий происходящие события. Рассказчик анализирует окружающую действительность, выражая точку зрения автора. Параллельно с этим описывает окружающую природу, которая как бы дополняет рассказ старого цыгана. В рассказе накаляется интрига, и природа, тихая и спокойная, перерастает в ветер и бурю, усиливается дождь, и грохочет море.

В этом списке дано описание персонажей, краткая характеристика героев повести.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Русалочка» характеристика для читательского дневника персонажей сказки Андерсена (4 класс)

Следующая

СочиненияГлавные герои «Слепой музыкант» характеристика персонажей повести Короленко

История создания

В “Макаре Чудра” анализ будет неполным без предыстории создания.

В 1891 году Алексей Пешков, пишущий под псевдонимом Максим Горький, отправился в странствия “по Руси” из Нижнего Новгорода до Крыма и Кавказа. Впечатления, собранные в этом путешествии, стали основой многих произведений Максима Горького. В 1892 году в Тифлисе он пишет рассказ “Макар Чудра” и с помощью своего друга Александра Калюжного публикует его в местной газете “Кавказ”.

Именно с этого периода за ним закрепляется придуманный самим автором литературный псевдоним (Максим – в честь своего отца, Горький – намёк на судьбу народа и самого писателя, на горькую правду его творчества). Роль революционера Калюжного в творческой судьбе Горького особенна. Он настоятельно рекомендовал начинающему писателю записывать свои воспоминания и рассказы, убеждал своего товарища в его в таланте и особом художественном видении мира.

Уже в зрелом возрасте Горький писал в письме к Калюжному о том, что именно он сыграл решающую роль в творческой судьбе писателя. Критика приняла первые романтические произведения достаточно ровно, многие сумели рассмотреть в начинающем писателе огромный потенциал, особый стиль и оказались правы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Свобода, внутренняя и физическая, характер и человеческая воля, предел гордости и честолюбия, любовь и её сила – вот проблемы, которые затрагивает автор в рассказе.

Романтическая направленность произведения определяет его содержание и стиль. Столкновение двух идеальных персонажей, как схватка двух стихий, невозможно без ужасающих последствий. Любовь, которая настигла главных героев были-легенды, настолько всепоглощающая, что её земное существование невозможно – она даёт шанс героям соединиться на небесах. Слишком горячи, своенравны, свободолюбивы влюблённые, чтобы променять свою жизнь на покой и семью.

Любовь в проблематике рассказа занимает второе место после свободы. Она воспринимается главными героями скорее как проклятие, чем как дар. Они признают её силу, но не хотят мириться с сердцем, гордость и желание быть независимым побеждает в каждом из молодых людей. Если не рассматривать историю, рассказанную цыганом, как аллегорию, то отношения влюблённых напоминают грубую и непримиримую схватку, глупую игру с гордостью и достоинством, чем романтические чувства.

Для Зобара и Радды любовь – тяжкий груз, от которого они могут избавится только ценой собственной жизни. Такой единственно возможный финал очень характерен для романтических произведений.

2 вариант

Главными героями данного замечательного произведения можно назвать цыган, которым встретили рассказчика, который и повествует о данной истории. Макару Чудре удается поведать невероятную историю того, как двое свободолюбивых цыган стали жертвой трагической любви. Согласно данной легенде, двое весьма темпераментных людей показывали свой нрав и стойкий характер, благодаря чему они не могли быть вместе. Несмотря на то, что герои любили друг друга самой искренней любовью, они выбрали тот путь, при котором никто не хотел идти на компромиссы. А это невозможно, ведь любовь, как понятие, предполагает тот факт, что любящие постоянно должны идти друг другу на уступки, иначе у них не выйдет хороших и долгих взаимоотношений.

Такой герой, как Макар Чудра был показан весьма независимым и свободолюбивым человеком, который кочевал вместе со своими приятелями по белому свету. Его можно назвать здоровым и могучим мужчиной, который не прятался от своих неприятностей, и старался идти наперекор своей судьбе. Больше всего на свете герой дорожит собственной свободой, и старается не сидеть на одном месте на протяжении большого количества времени. Ему свойственны перемены, он любит философствовать и рассуждать о жизни.

Лойко Зобара можно назвать весьма красивым молодым цыганом, который побывал во многих странах Европы, и стал весьма популярным человеком. Также, стоит отметить тот факт, что ему нравились лошади, и он не раз занимался их кражей у других влиятельных людей. Многие люди, у которых он украл этих животных, мечтают однажды ему отомстить, однако, еще никому не удавалось настичь свободолюбивого Лойко. Он также является блистательным музыкантом, которому удается поражать игрой на музыкальных инструментах различных людей. Также, он был влюблен в цыганку с весьма своенравным и гордым характером, после чего герой погибает.

Образ Радды получился весьма ярким, необычным и интересным. Автор наделил ее необычайно редкой красотой, однако она никому не позволяла любить ее, и отвергала всех ухажеров. Ее можно назвать весьма свободолюбивой, своенравной и непокорной девушкой, которая ни перед кем не хотела склонять голову. Она насмехалась над всеми людьми, которые признавались ей в своих чувствах. Это коснулось и Зобара, который стал жертвой ее издевок. Она хотела, чтобы он встал на колени, и преклонил перед ней голову. Однако, герой не стал этого делать, в результате чего Лойко решил убить девушку ножом. Произведение получилось весьма ярким, необычным и захватывающим. В нем содержится смысл того, что, порой, из-за несогласия идти на компромиссы, и иррациональную оценку ситуации, возникают весьма тяжелые и трагичные последствия.

Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей. Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю». Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.

Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя. Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась. Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.

В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.

Сочинение Макар Чудра

Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима Горького. Выступает олицетворением всего любящего волю больше жизни цыганского народа. Макар прожил не малую жизнь в 58 лет, имеет дочь Нонку. Несмотря на скитальческий образ жизни цыган, достойно выглядит, и собеседник приводит в сравнение с ним древний, могучий дуб.

Чудра бродит по всему миру, наслаждаясь свободой, и не задерживается долго на одном месте. Своим девизом он считает то, что не стоит сидеть на одном месте, необходимо бродить по всему миру и смотреть. И только, когда всего насмотришься, можно лечь и готовиться к смерти. Со своим собеседником Макар делится мыслями по поводу людей называя их странными из-за того, что они живут толпами, несмотря на то, что вокруг полно места и работают люди отдавая по капле свои силы в землю, а потом умирают не успевая выкопать себе могилки. По его мнению человек не может быть учителем для другого пока сам не наберётся высшей житейской мудрости.

Сам Макар утверждал, что уже везде побывать успел не оставаясь нигде надолго. Как-то раз он даже сидел в заключении и думал лишить себя жизни из-за отсутствия свободы.

Своему собеседнику Чудра так же поведал трагическую историю про удалую пару цыган своенравную красавицу Радду и любимого всеми Лойко Зобара, которые любя друг друга не смогли лишиться личной свободы и предпочли независимую и гордую смерть

С восхищением и гордостью за весь свой цыганский народ описывал Макар отважного цыгана Лойко. Рассказывая о нём, Макар характеризует Зобара как наделённого великой мудростью и бесстрашием товарище, также талантливом музыканте

Не меньше он употребляет хвалебных эпитетов и в отношении Радды. Эта цыганка способна была любого покорить своей красотой, но её гордость и свободолюбие никому не оставляли шанса завоевать её любовь.

В паре этих настоящих цыган нашел отражение и образ самого Макара Чудры, который считал своим идеалом гордого и независимого человека, не обременённого бытовыми заботами. Только смерти подвластно лишить человека свободы, такова философия Макара.

История создания

Рассказ «Макар Чудра», анализ которого вы можете прочитать в этой статье, был написан Алексеем Пешковым в 1892 году, когда он находился в Тифлисе. В то время писатель как раз активно общался с членами революционного движения, в первую очередь, с Александром Калюжным.

Калюжный всегда внимательно слушал рассказы юноши о его странствиях, каждый раз предлагал ему записывать их, чтобы потом можно было оформить в рассказ или повесть. Калюжный стал одним из первых, кому Пешков показал рукопись рассказа «Макар Чудра». Революционер воспользовался своими знакомствами среди журналистов и пристроил произведение в журнал «Кавказ». Решающую роль в этом сыграл публицист Цветницкий.

Спустя много лет, в 1925 году, Горький с теплотой вспоминал о своем литературном дебюте в письме Калюжному. Он отмечал, что многим ему обязан, что получил толчок, благодаря которому вот уже 30 лет верно и преданно служить отечественному искусству.

Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра. Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.

В рассказе «Макар Чудра» главный герой — молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.

События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.

Сочинение на тему “Макар Чудра . Горький М.”

Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

“Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Венгрия, Чехия и Словения знали его”. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать любому нуждающемуся. В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата, воевавшего с Кошу-том, была дочь Радда — красавица, словами не сказать, только на скрипке сыграть о той красоте можно.

Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к ее ногам, просил ее выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он: “Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!”

Заиграл Лойко на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Лойко, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из ее сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, утверждая, что Зобар умен.

Лойко подивился острому языку девушки. Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, говорил, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? “Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!”

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил ее крепко. Окружающие смотрели только, знали, “коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат”. Однажды спел Зобар песню, всем понравилась. Только Радда посмеялась. Данило хотел проучить ее кнутом. Но Лойко не позволил, просил отдать ему в жены. Данило согласился. “Да возьми, коли можешь!” Лойко подошел к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берет он ее в жены, но она должна не перечить его воле. “Я свободный человек и буду жить так, как хочу”. Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дернула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал вгорячах. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить ее ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. Радда еще сказала, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. “Вот что захотела чертова девка!” Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды. “Слышу… сделаю!” Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. “Одна Радда там живет”. И он решил исполнить ее волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую ее руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает. Все и догадаться не успели, а он воткнул в ее сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног ее Лойко. Рассказчику показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар. “Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.litra.ru/

Особенности композиции

Главной особенностью композиции этого произведения является то, что автор вкладывает историю в уста главного героя, который и ведет повествование. Перед нами разворачиваются события романтической легенды, которая помогает лучше понять внутренний мир героев и их систему ценностей.

В рассказе «Макар Чудра» проблемы поднимаются, актуальные и в то время, и сейчас. Что важнее для человека — любовь или личная свобода? Для большинства персонажей этого произведения свобода оказывается важнее даже собственной жизни.

Рассказчик Макар убежден, что любовь и гордость — два прекрасных чувства. Но когда они достигают своего наивысшего выражения, они уже не способны примирится друг с другом. В его представлении человек должен обязательно сохранять свою личную свободу, пусть даже и ценою своей жизни.

Еще одна композиционная особенность — повествователь, который практически незаметен. Мы только знаем, что ему рассказывает свою историю Макар Чудра. Смысл, которые вкладывает автор в эту особенность композиции в том, что тот не согласен со своим героем. При этом прямо он не возражает цыгану. Но в конце рассказа, когда любуется морем, проявляет собственное мнение по этому поводу. Его восхищают гордость и независимость героев, но в тоже время он не может смириться с тем, что эти черты означают для них одиночество и невозможность быть счастливыми. Писатель, а вслед за ним и сам автор, считают, что они рабы свободы.

Солдат Данило

Отец Радды — один из немногих кочевых цыган, участвовавших в боевых действиях. В 1848—1849 гг. в Венгрии произошло восстание, целью которого было отделение страны от Австрии и превращение ее в независимое государство. Одним из его лидеров стал известный политический деятель Лайош Кошут. В рядах созданной им армии сражался отец Радды, чем впоследствии очень гордился: ведь он боролся за свободу.

В истории с моравским господарем он всецело был на стороне Радды. А когда Зобар Лойко попросил у него руки девушки, старый солдат сказал только: «Да возьми, коли можешь!» После того как юноша нанес Радде смертельный удар, Данило убил его тем же ножом.

Этот эпизод Макар Чудра в своем рассказе излагал без эмоций, просто констатировал факт. В поступке отца, отомстившего за дочь, с цыганской точки зрения не было ничего экстраординарного. Данило действовал по неписаным законам своего народа.

Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»

«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического». Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои. Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького. Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко. Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!» Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой. Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь. В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю». И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца. Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…» Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни. Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.

Сочинение Макар Чудра

Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима Горького. Выступает олицетворением всего любящего волю больше жизни цыганского народа. Макар прожил не малую жизнь в 58 лет, имеет дочь Нонку. Несмотря на скитальческий образ жизни цыган, достойно выглядит, и собеседник приводит в сравнение с ним древний, могучий дуб.

Чудра бродит по всему миру, наслаждаясь свободой, и не задерживается долго на одном месте. Своим девизом он считает то, что не стоит сидеть на одном месте, необходимо бродить по всему миру и смотреть. И только, когда всего насмотришься, можно лечь и готовиться к смерти. Со своим собеседником Макар делится мыслями по поводу людей называя их странными из-за того, что они живут толпами, несмотря на то, что вокруг полно места и работают люди отдавая по капле свои силы в землю, а потом умирают не успевая выкопать себе могилки. По его мнению человек не может быть учителем для другого пока сам не наберётся высшей житейской мудрости.

Сам Макар утверждал, что уже везде побывать успел не оставаясь нигде надолго. Как-то раз он даже сидел в заключении и думал лишить себя жизни из-за отсутствия свободы.

Своему собеседнику Чудра так же поведал трагическую историю про удалую пару цыган своенравную красавицу Радду и любимого всеми Лойко Зобара, которые любя друг друга не смогли лишиться личной свободы и предпочли независимую и гордую смерть

С восхищением и гордостью за весь свой цыганский народ описывал Макар отважного цыгана Лойко. Рассказывая о нём, Макар характеризует Зобара как наделённого великой мудростью и бесстрашием товарище, также талантливом музыканте

Не меньше он употребляет хвалебных эпитетов и в отношении Радды. Эта цыганка способна была любого покорить своей красотой, но её гордость и свободолюбие никому не оставляли шанса завоевать её любовь.

В паре этих настоящих цыган нашел отражение и образ самого Макара Чудры, который считал своим идеалом гордого и независимого человека, не обременённого бытовыми заботами. Только смерти подвластно лишить человека свободы, такова философия Макара.

Главные герои рассказа Макар Чудра Горького

Макар Чудра – цыган, который кочует со своим табором по миру. Макару пятьдесят восемь лет, он крепок, как сталь, очень хорошо выглядит, не боится любой непогоды. Самое дорогое для Чудры – оставаться свободным, он не может долго оставаться на одном месте, для него это просто невыносимо. Макар за свою жизнь побывал в разных местах, многое пришлось ему и пережить. Девиз цыгана – нужно путешествовать по миру и на все смотреть, а лишь наглядевшись во вдоволь, – можно умереть. Мужчине очень нравится философствовать и размышлять о жизни. Макар поведал очень грустную историю о цыганке Радды и цыгане Лойко Зобаре, которые выбрали смерть, чем отказаться от индивидуальной совершенной свободы.

Лойко Зобар – очень красивый молодой цыган, получил известность во многих странах, как неуловимый конокрад. Кроме лошадей Лойко дорожит своей личностной волей, независимостью и свободой. Цыган замечательно играет на скрипке, слушатели восхищались его талантом. Лойко полюбил молодую и очень красивую Радду, случайно увидев ее, но ответного чувства от девушки не было. Лойко не привык, чтоб ему отказывали, это его очень разозлило. Зобар даже силой пытался захватить сердце Радды, но девушка огрела его чем-то тяжелым. Девушка все же огласила условие, при выполнении которого она согласна будет на свадьбу. Рада хотела, чтоб Лойко ей подчинился, он должен был перед всеми поклониться и поцеловать ей руку. Для Зобара это было очень унизительно, долго думал, как ему поступить. Вечером он вонзает в ее сердце нож на глазах у всего цыганского табора. Отец девушки убивает Зобара.

Радда – очень красивая, горделивая, непокорная и своенравная молодая цыганка. Много мужских сердец девушка разбила, надсмехалась и издевалась над претендентами в мужья. Та же участь досталась и Лойко, ведь Радда считала, что она достойна чего-то особенного, большего. Радда полюбила очень дерзкого Зобара, но хотела, как и всех остальных склонить к своим ногам и остаться, как и прежде вольной птичкой.

Данило – пожилой цыган, солдат, отец горделивой Радды. Данило был очень любящим и хорошим отцом, потакал капризам своей дочери. Отец всегда уважал выбор дочери, ценил и гордился ее любовью к свободе. Отказывал всем женихам, которые не нравились девушке, даже, несмотря на их материальные блага. Когда Зобар убил Радду, Данилу пришлось убить его тем же ножом, которым и была убита его дочь. Для Данило смерть его горячо любимой дочери стало огромным горем.

Рассказчик – внимательный слушатель истории про Радду и Лойко, которую ему поведал Макар Чудра. Эта история, про двух очень горделивых, горячих, своенравных людей, которые очень полюбили друг друга, но никак не смогли пойти на уступки, поэтому предпочли смерть.

Нонка – очень красивая, милая девушка, дочь цыгана Макара Чудры.

Нур – пожилой цыган, он был свидетелем произошедших трагических событий с Забаром и Раддой.

Магнат – очень обеспеченный цыган, сватался к красавице Радде, предлагал ей материальные блага, но получил отказ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: