Бесславный финал
Автор “выбирает” для своего персонажа нетипичный, но очень показательный вариант ухода из жизни: Фердыщенко умирает от переедания. Намёк достаточно прозрачен: народ всегда встречал начальствующих гостеприимно и сытно, даже если вокруг был голод. Пётр Петрович не мог отказать себе в удовольствии чревоугодия, поэтому стал жертвой своего порока…И хотя “бригадир своим административным “неискусством” сам не взволновал общественного мнения”, его любовные похождения, жадность и вздорный характер вызвали протест у населения города. Простота градоначальника, которую автор нарочно выставляет на первый план – не что иное, как глупость, подкреплённая дурным характером и ленью.
В нашей статье изложена подробная характеристика Фердыщенко “История одного города”. Этот материал будет полезен для подготовки к написанию сочинения, а также других творческих работ.
Судьба приемного ребенка
Соня – троюродная сестра детей Ростовых. В романе нет указаний на то, при каких обстоятельствах девушка оказывается в их доме. Соня – не просто сестра для главной героини. Она подруга Наташи. Девушка стремится помочь Ростовой, она удерживает ее от позора отношений с Курагиным. Соня обещает сидеть у дверей молодой графини и не выпускать ее из дома, не позволяет ей сбежать с Анатолем.
Отношения между девушками открытые и искренние. Наташа плачет вместе с Соней, даже не вникая в причину. Горе подруги воспринимается как свое.
Соня платит благодарностью семье, которая ее воспитала. Она готова пожертвовать всем ради Ростовых. В итоге, девушка отказывается от возможности создания своей семьи. Что это за решение? Кто-то считает, что глупость, другие верят в силу любви. У каждого читателя складывается свое мнение о персонаже. Общее одно – Соню жаль. В конце романа это 30-летняя «старая дева». Всю себя она отдает заботе за членами семьи: ухаживает за графиней, балует детей Николая. Автор описывает ее такими словами, что за каждым встает вопрос: стоило ли это того? «Примирилась со своим назначением пустоцвета», «…как кошка…прижилась не к людям, а к дому», «…мелкие услуги». Классик как будто сомневается в искренности поступков: «…все это принималось невольно с слишком слабою благодарностью». Роман «Война и мир» учит: нельзя давать чувствам поглощать себя полностью, отказываться от своей судьбы. Человеку дана жизнь, чтобы все испытать. Для женщины – это материнство. Таких образов «старых дев» в русской литературе множество. Приживалки вызывают жалость, но это их выбор. Они сами платят за свои минутные слабости.
Князь Мышкин
Роман Фёдора Михайловича затрагивает проблемы морали и нравственности. Современный человеческий мир настолько разложился, что подлые действия, обман и ложь стали обыденными в жизни каждого человека.
В момент написания романа писатель сам находился в тяжелой жизненной ситуации. Ему нужны были деньги. Несмотря на этот факт автор хотел написать качественное произведение. Он очень боялся, что его детище будет не таким.
Фёдор Михайлович поднимает тему идеального человека. На первый взгляд может показаться, что в описании идеала нет ничего сложного. Однако, взявшись за подобную идею, многие писатели понимают, что не могут изобразить идеал. Они бросали начатую работу. К радости, Достоевский не относится к их числу. Он перебирает множество произведений, подбирает положительные качества известных героев.
Идеалом для написания образа князя стал Иисус Христос. Он был единственным, кто сосредотачивал в себе все необходимые черты. Христос – Бог и человек, способный понять чужое горе, облегчить страдания и принести утешение. Он не выставляет свою праведность напоказ, не отделяется от грешников, а наоборот идёт к ним. Христос не смотрит на мнение духовенства, а делает так, как считает нужным.
Характер главного героя наделён чертами Божественного идеала. Однако, жизнь его полна забот, проблем и нерешенных вопросов. Князю двадцать шесть лет. Четыре года он провёл в Швейцарии, где проходил лечение. До этого герой столкнулся с наследственными вопросами, которые истрепали его нервы.
Главный герой последний представитель своего рода. У него было тяжелое детства. Мышкин рано стал сиротой, страдал падучей болезнью. Удивительно, но несмотря на все невзгоды, герой не утратил способности видеть прекрасное в окружающем его мире. Он очень любил природу, находил в ней гармонию и успокоение.
Герой свято верит, что людей можно изменить. Для этого им необходимо духовно прозреть, тогда они сами захотят стать другими. Будучи в Швейцарии, Мышкин смог убедить в этом детей. В главном герое очень много детских черт. Он наивен, простодушен и чист.
Князь сильно выделяется на фоне окружающих его людей. Он пытается нести чистоту и благородство. В отличие от монахов, главный герой идёт в люди и пытается личным примером показать, как правильно поступать. Он всегда готов выслушать и прийти на помощь.
Князь Мышкин способен видеть красоту природы, восхищаться нежными взаимоотношениями влюбленных. Герой способен находить хорошее, в отличие от остальных, которые видят только плохое.
Другие герои заботятся только о себе и своих желаниях. Их не волнуют нужды и вопросы окружающих персонажей. Князь Мышкин, даже когда ему самому было очень сложно, помогал другим. В итоге, его нервная система не выдержала перенапряжения.
Неслучайно автор назвал произведение таким словом как «Идиот». Правильный человек на фоне подлых, мерзких и развращенных людей будет казаться ненормальным. Окружающие не понимают причины его поступков, ведь им близки только эгоистичные мотивы.
Темы и проблемы
Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег
В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин
Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.
Биография и сюжет
Настасья Филипповна на сцене театра Князь Мышкин впервые видит Настасью Филипповну на портретном изображении. Фотография так впечатляет героя, что он не может отвести от нее взгляд, любуясь чертами женщины. Ухаживающие за ней генерал Епанчин и Ганя Иволгин не сразу разглядели в князе соперника. Мышкин, в свою очередь, сумел по фотографии разглядеть израненную душу и трагическую судьбу Настасьи Филипповны. Им движет глубокое сострадание к еще незнакомой персоне.
Девушка с 16 лет живет как содержанка у богатого помещика Тоцкого. Отданная ему на воспитание в юности, она не ожидала, что опекун воспылает к ней не только платонической любовью. К 25 годам Настасья Филипповна предстает перед читателем как любовница Тоцкого, имеющая опыт нахождения в свете.
Основная мысль и анализ
Свое произведение Федор Достоевский написал в 1869 году, на его создание ушло почти два года. В романе явно прослеживается нравственно-философская позиция русского писателя.
- религия;
- смысл жизни;
- любовь.
Автор хочет донести до своих читателей, как низко пала русская интеллигенция, на что люди способны ради собственного обогащения.
Основная мысль произведения показать людям явное снижение духовности в обществе. Практически все герои Достоевского изменяют и ведут двойную жизнь, но для них эта ситуация обыденная, они считают такое поведение нормой. А человек, проявляющий искренность, доброту и всепрощение, воспринимается как сумасшедший.
Сочинение Жизненный путь Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова
Роман русского писателя Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» призван донести до читателя жизнь донских казаков в самый сложный исторический период прошлого столетия — кровавое начало 20 века. Автор раскрывает путь становления личности через главного героя, Григория Мелехова. Его кредо – баланс между быстро меняющимся миром и человеческой натурой. Чем же так знаменита судьба Григория Мелехова?
Вся жизнь главного героя построена на выборе между чувствами и традициями. Так в начале произведения молодой упрямый парнишка Григорий вынужден скрывать связь с замужней девушкой Аксиньей. Однако родители узнают о страшном секрете и женят своего сына на милой девушке Наталье Коршуновой. Несмотря на почтение и уважение к родителям, Григорий выбирает страсть. Он сбегает с Аксиньей из отчего дома.
От горя и отчаяния главный герой вынужден пойти в наемники, чтобы прокормить себя и беременную девушку. При этом Григорий остро испытывает ненависть к выбранному делу. Эти два диаметрально противоположных чувства: любовь к Аксинье и ненависть к военному делу ожесточают его, делают менее эмоциональным и более злым. Ситуацию усугубляет разгоревшаяся Первая Мировая война, Гражданская война и революции.
Во время военных действий автор показывает становление бойца из простого казака. Уже 1917 году Григорий находит ответ на вопрос о происхождении войн и смысла воинской службы в большевистской идеологии. Однако Гражданская война дала ему роль солдата белого отряда. Герой пытается найти правду, но не приемлет принципы ни красных, ни белых. В итоге Григорий находится на обочине жизни в поисках смысла своего существования.
Автор показывает до чего может докатиться человек в эпоху кардинально меняющихся условий и своего жесткого характера. Запутавшись в реалиях идеологий главный герой пытается найти себя в бандитском окружении. Однако и там он терпит неудачи и лишения. Именно в этот момент происходит кульминация: Григорий находится между двумя «огнями» – отсутствие видимого дальнейшего пути по жизни и невозможность вернуться на родину к казакам. Выбор непростой. Главный герой останавливается на рисковом последнем варианте. Возвращается домой и, наконец, чувствует уют при виде Аксиньи и взрослого сына. Однако по иронии судьбы война забирает у него самое дорогое — жену.
Таким образом, Шолохов в романе «Тихий Дон» ярко показал образ простого казака с его характерными чертами, чувствами и мыслями, тревогами и радостями. Судьба главного героя сложная, но вместе с тем неординарная. В ней прослеживается становление сильного духом человека. Согласно задумке автора жизнь любого человека подчиняется народной мудрости: где родился — там и пригодился. Именно поэтому роман заканчивается жизнью Мелехина в родном ауле.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Мы идем по городу Калинову
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?
Каким показан город Калинов? Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).
1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе. «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. это принципы жизни в городе.
2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. — это принципы жизни в семье.Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город.
С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.
Вопросы для обсуждения
1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл.
1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Блаалепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)
2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.)
3. Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, — действие 3, явл. 1; о других странах — действие 2, явл. 1. Боятся грозы — действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, — действие 4, явл. 1.)
4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка — фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев:Поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.) 5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (ПодготовленноеПоявление — вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.) 6. Кто подготавливает их появление?
(Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)
Дикой и Кабаниха — «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров — речевая характеристика
Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:
Дикой Кабаниха | |
О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался» | О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо» |
Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что Я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет Разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» И др. | Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др. |
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур | Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом |
Общий вывод.
Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю.
Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей. Результаты действий этих героев: Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!» Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…
а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен матери. Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
Типичные представители купечества
Дикой и Кабаниха — яркие личности и типичные представители купечества того времени. Они олицетворяют жестокость, невежество и дикость. Это люди, которые имеют немалый капитал, но не имеют образования. Мало того, они вообще не стремятся к образованности. Для них она совсем не актуальна.
В этом городке даже те, кто имеет возможность покупать газеты, не стараются делать этого. Новости они предпочитают услышать из уст Феклуши, местной безграмотной сплетницы. Малограмотные жители проживают свою однообразную и неинтересную жизнь скучно, положительных эмоций не испытывают вообще. Кратко о жителях Калинова:
- Дикой — невоспитанный и грубый, влиятельный и богатый. Пьёт и проклинает всех, кто находится вокруг него. Свой капитал нажил нечестным трудом. Рабочие вынуждены постоянно жаловаться на него, ведь большую часть заработанных денег он забирает себе, обманывая народ. Но все их жалобы тщетны. Это замкнутый круг. Дикой умело прикрывается под маской раскаяния. Например, сначала он позволил себе кричать на мужика, пришедшего к нему за деньгами, а после просил прощения, кланяясь ему в ноги.
- Марфа Кабаниха — помещица. Её семья представлена уменьшенной копией уездного города. В этом маленьком государстве никто не смеет ослушаться Кабаниху. Все двери здесь наглухо запираются по приказу хозяйки-тирана. Даже калитка в саду постоянно проверяется служанкой. Истинная суть Кабанихи скрывается под маской праведности. Она может оделить нищих, при этом отыгрывается на своих родных и невестке. Фальшивая религиозность, благочестивость и добродетель выставляются ею напоказ. Закон лицемерия для неё — высшая точка почитания. Кабаниха считает, что проявление всяческих чувств должно скрываться под внешними соблюдениями приличий.
- Кулигин — механик-самоучка. Все его проекты не находят применения. Он не имеет денег, поэтому воплотить их в жизнь ему не представляется никакой возможности. Спонсорской поддержки ему тоже не видать, так как богачи не верят в его изобретения. Имеет о нравах города собственное мнение. Он считает, что в городе царят бедность, нищета и жестокость. Но это только его точка зрения, на самом деле вслух он боится сказать даже слово. Его постоянно преследуют мысли, что если он озвучит своё мнение, то местные жители «съедят его заживо». Кулигин мог бы писать стихи, но боится, ведь высокое искусство для калиновцев неприемлемо.
- Катерина — единственная героиня драмы, которая отвергает окружающую жизнь и не хочет приспосабливаться. Показывает любовь к мужу, кидаясь ему на шею, когда свекровь её одёргивает. Катерина не боится бросить вызов всему «тёмному царству», но выход для себя смогла найти только в смерти.
Основные персонажи
В романе представлено несколько основных и второстепенных героев, ниже представлено их описание.
- Главные героиЛев Мышкин – 26-летний князь, простой, добродушный и доверчивый человек. Четыре года лечился в Швейцарии от эпилепсии;
- Парфен Рогожин – 27-летний сын купца. Он порывист и самодоволен, во многом противоположен спокойному и неопороченному Мышкину;
- Настасья Барашковая – молодая и красивая дворянка. Долгое время была на содержании у богача Тоцкого.
- Второстепенные героиИван Федорович Епанчин – 56-летний генерал. Об Иване Федоровиче говорили, что он занимается большими делами, имеет много денег и связей;
- Александра Епанчина – 25-летняя старшая дочь генерала, добрая, образованная. Занимается музыкой;
- Аделаида Епанчина – 23-летняя сестра Александры, любит живопись;
- Аглая Епанчина – 20-летняя сестра Александры и Аделаиды, всеобщая любимица. Аглая красивая, но слишком избалованная девушка, по поведению похожая ребенка;
- Лизавета Епанчина – мать сестер Епанчиных и родственница Льва Николаевича. Ровесница мужа;
- Ардалион Александрович Иволгин – генерал в отставке и пьяница, любящий рассказывать небылицы;
- Нина Иволгина – мать братьев Иволгиных и Варвары;
- Гаврила (Ганя) Иволгин – 28-летний сын Ардалиона Александровича. Чиновник, работающий у Епанчина;
- Варвара Птицына – сестра Гаврилы;
- Николай Иволгин – брат Варвары и Гаврилы;
- Афанасий Тоцкий – 55-летний богач, который ранее содержал Настасью Филипповну;
- Фердыщенко – 30-летний мужчина, снимавший жилье у семьи Иволгиных;
- Лебедев – чиновник сорока лет;
- Ипполит – приятель Николая и родственник Лебедева.
Образ и характеристика Тыбурция
Один из нищих людей, Пан Драб Тыбурций, также в прошлом является вором, также является отцом Маруси и Валека, что делает его интересным образом в данной повести. Можно с уверенностью заявить, что Короленко, автор повести, смог раскрыть всю суть Драба в своем произведении.
Сам Пан Тыбурций не такой старый, как Януш, он среднего возраста мужчина, но уже был без жилья и достаточно нищим, поэтому он жил вместе с детьми в старой часовне. Однако у самого Тыбурция раньше был заброшенный ныне замок, в котором раньше жили те, у кого не было дома, но Януш по приказу верховного графа замка выгнал Тыбурция и тех людей, у них не было выбора, и они пошли жить в часовню, а отношения с самим Янушем у них сложились плохие.
Внешность Тыбурция сложно подходит к описанию нищего человека. Однако у Тыбурция были зелёные глаза, сильно нависшие и некрасивые брови, а сам он был высокий, но сильно сутулый, рыжеватые волосы, его нижняя челюсть сильно выпирала вперёд, у него были широкие и грубые ладони рабочего. Его ноги были большими, а руки его были в мозолях и сильно жилистыми. Вся его физиономия и его вид напоминали обезьяну, и он действительно был похож на обезьяну.
Однако по характеру Тыбурций был не самым плохим человеком, на различных мероприятиях и сборах он часто развлекал народ разными цитатами античности, он зарабатывал с помощью этого на жизнь, толкая речи в кабаках и пабах. В душе его таится печаль, у него было много неудач, с ним случалось множество несчастий в его жизни. Он сильно любит Марусю и Валека, так как это единственные, кто с ним практически всегда находится рядом. Он нередко любил разговаривать на добрые темы.
Табырций очень добродушный, он крал еду специально для Маруси и Валека, понимая, что он идёт на риск. О самом происхождении Драба мало что известно, ни одна из личностей повести не знала, откуда появился Тыбурций, его прошлое слишком туманное и неизвестное. Но тогдашние обыватели не думали, что Драб может быть из какого-то аристократического рода, скорее всего он был простым крепостным, который вскоре потерял свой статус. Но несмотря на это, он был достаточно умным и хорошо образованным, сложно представить, как он стал нищим и потерял своё жильё. Тыбурций возможно был любителем античности, он хорошо знал латинский язык, часто читал поэмы Гомера в слух. Нередко Тыбурций мог врать кому-либо, но в частности старался быть правдивым и дружелюбным.
Но после того, как умирает Маруся, Драб вместе с Вальком навсегда исчезают из места действия повести.
Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы
Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.
Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.
В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.
фильм Идиот (1958 год)
Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.
Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.
Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным. Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.
В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:
Список значительных романов Достоевского включает многие выдающиеся произведения автора. Одним из таких романов является «Идиот». Критики и писатели сначала не очень хорошо приняли этот роман, да и сам писатель дал довольно суровую характеристику своему творению. Теперь это произведение считается классикой мировой литературы, и главные герои «Идиота» продолжают вызывать неподдельный интерес читателя, пытающихся понять, какой скрытый смысл вложен в образы его героев.
Жертвенность как великая сила
Тема безответной любви и готовности принести собственное счастье в жертву ради возлюбленного нашла у Тургенева особенно яркое выражение. Молодая и неопытная Лиза Калитина, познавшая счастье первой любви с Лаврецким, без тени сомнения отказывается от встреч с ним, когда понимает, что ее избранник все еще женат, что его супруга Варвара не умерла.
Лиза в «Дворянском гнезде» противопоставляется распутной и бессовестной женщине Варваре Лаврецкой, которая не испытывает к супругу каких-либо чувств, изменяет ему, но считает, что надо «держать лицо» и пускать пыль в глаза представителям света. Для нее нет ничего святого, узы брака для этой развратной женщины незначимы.
Но Лиза — совсем другое дело. Кажется, что Тургенев любуется ею, создавая словесный портрет. Это хрупкая, нежная, немного наивная девушка, почти девочка, которая находит в себе силы принять роковое решение за своего возлюбленного. Узнав о приезде законной жены, Лаврецкий, человек благородный и честный, сталкивается с непростым выбором. Вернуться к Варваре означает навсегда расстаться с Лизой. Однако разводы в те годы не практиковали. Мужчина в сомнениях, он не хочет лишаться только что обретенной любви.
Аналогично мотив жертвенности звучит и в истории Елены Стаховой. Лишившись избранника, эта девушка решается продолжить его борьбу. Марианна, девушка из «Нови», оказывается в гуще революционных событий.
Можно выделить следующие отличительные черты, свойственные героиням Ивана Сергеевича:
- Глубокая жертвенность.
- Готовность служить своему возлюбленному или великому делу.
- Упорство.
- Сила духа.
Женщины – представительницы богемы в рассказах И.А. Бунина
Все женщины мечтают о счастье, и крестьянки, и представительницы богемы. Но каждая понимает счастье по-своему. В героине новеллы «Чистый понедельник» уживается два противоположных начла: прожигательницы жизни, светская львица и монахиня. Она учится на курсах, ходит в кабаки и театры, читает, слушает «Лунную сонату». С одинаковым удовольствием она посещает и театральные вечера, и Новодевичий монастырь. Но это не причуда избалованной женщины. Это попытки найти свое место в жизни. Именно поэтому писатель так подробно описывает действия героини. Таинственность героини рассказа имеет сюжетообразующее значение.
Еще одна представительницы богемы – героиня рассказа «Галя Ганская» Галя. Образ героини, как и в большинстве произведений писателя, дан глазами героя. А ее взросление, становление совпадает с эволюцией любви художника. Чтобы это показать, писатель несколько раз обращается к портрету героини. Галя напоминает набоковскую Лолиту. Но в Гале, в отличие от Лолиты, больше детского, чем женского. И на всем протяжении жизни в ней сохраняется эта детскость.
Настасья Филипповна и Радомский
Через несколько дней Мышкин с визитом приезжает к Епанчиным. Все вместе отправляются на прогулку, к ним присоединяются князь Евгений Павлович Радомский, который добивается расположения Аглаи, князь Щ., которого все считают женихом Аделаиды.
На вокзале они сталкиваются с компанией Настасьи Филипповны. Та фамильярно окликает Радомского, рассказывая о том, что его дядя покончил с собой, потратив большую сумму казенных денег. Это провокация, которая всех возмущает.
Приятель Радомского в негодовании заявляет, чтобы необходим хлыст, чтобы унять эту женщину. В ответ на это оскорбление сама Барашкова выхватывает у кого-то из рук трость, с помощью которой рассекает лицо обидчику. Офицер в ответ готов ударить Настасью Филипповну, но его удерживает от этого поступка Мышкин.
Жанр и направление
«Идиот» можно село отнести к реалистическому направлению в русской литературе. Писатель стремился достоверно отобразить все тонкости окружающей русской действительности. В сюжете присутствует огромное количество деталей, подчёркивающих общую атмосферу. Созданные им образы выглядят органично и реалистично, читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.
Жанр произведения «Идиот» можно определить как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество действующих лиц. Произведение пропитано глубоким психологизмом, важнейшее место в произведении выделено под внутренние монологи и рассуждения персонажей, затрагивающие вечные вопросы о человеке и жизни.