Историко-философский смысл романа и.а. гончарова «обломов»

Обломов и «обломовщина»

Введение

Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд «вечных» тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика героев. Через детальное описание внешности персонажей раскрывается не только их характер, но и подчеркиваются индивидуальные особенности, схожесть и различия действующих лиц. Особое место в повествовании занимает портрет Обломова в романе «Обломов»

Именно с описания внешности Ильи Ильича автор начинает произведение, особое внимание уделяя мелким деталям и нюансам облика персонажа

У нас появилась новая характеристика Обломова.

Глобальные вопросы в мыслях героя

Сочетание душевной глубины с ужасающим безволием и апатией сделало Обломова «лишним» человеком, неспособным занять в обществе хоть какую-то нишу. При этом рассуждения его о бессмысленности многих видов деятельности не так уж неразумны, мысли такого рода нередко могут приходить в голову и более энергичным людям.

В вечном споре со Штольцем Обломова нельзя назвать однозначно неправым. Деятельность сама по себе может так же не нести смысла, как и бездействие, и вся бесконечная людская активность на уровне целой цивилизации может оказаться совершенно бесполезной и ненужной. Эти мысли главного героя составляют важную часть философско-исторического смысла романа «Обломов».

Как бы ни превозносился прогресс, какой ни был достигнут уровень развития цивилизации, он не избавляет человечество от проблем, на смену старым приходят новые, и даже те работы и исследования, что кажутся однозначно исторически полезными, могут явиться просто бестолковым бегом белки в колесе, если посмотреть на них с другой стороны.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Основа жизненной философии Обломова

Если говорить кратко, то Обломов – это олицетворение сказочного персонажа, который живет в грезах.

При этом Илья Ильич не хочет ничего делать, он проживает жизнь «лежа на диване». Своеобразная утопия, деградация.

Так Гончаров характеризует современное общество, которое не готово к переменам. Чрезмерный покой главного героя и не желание что-либо делать — основа сюжета. Штольц, как противоположный персонаж, пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, но все его попытки вразумить друга – тщетны.

Обломов проживает жизнь не в реальном мире, а в мечтаниях

, где грезит об идеальном месте, деревне, в которой он родился и рос.

Обломовка представляется герою идеальным местом, ей он придает сакральное значение. Но пока Обломов мечтает, в деревне происходят определенные изменения.

Штольц же видит своим смыслом жизни труд, он его идеализирует, работает не только для себя, но и для Обломова, регулярно спонсируя его, отсылая деньги.

Мы напишем — Историко философский смысл романа Обломов. Подсказки школьнику

Смысл романа «Обломов» раскрывается через сопоставление главных персонажей произведения – друзей детства, Обломова и Штольца. Илья Обломов предстаёт перед читателями типичным Емелей из русской народной сказки, который мечтает о многом, но мечты его утопичны. Они не сбываются по простой причине – герой ничего не делает для их осуществления.

 Обломов проводит свой день на любимом диване, он практически не двигается, и только в голове его постоянно крутятся мысли, идеи и грандиозные планы по модернизации своего имения. Чудовищная лень мешает молодому человеку взяться за дело, и планы остаются планами. Так проходят дни, недели и годы бесполезной и пустой жизни. При этом автор подчёркивает, что у его героя много положительных качеств. В нравственном отношении он стоит выше остальных, более активных по сравнению с ним персонажей.

Антипод Обломова – Андрей Штольц. Он готов трудиться столько, сколько понадобится ради нужного результата. Он всё время ставит какие-то цели и добивается их. Постоянная занятость, немецкая пунктуальность, деловитость и энергичность – вот его основные качества. Для него не характерны сентиментальность и мечтательность, читатель видит «сухаря». Чрезмерно практичный, идеализирующий «труд ради труда» Штольц – тоже не идеал Гончарова. Ему не хватает мягкости и душевности Обломова.

В противопоставлении этих героев угадывается конфликт между западниками и славянофилами, в условиях которого создавался роман. Первые считали, что человек может быть счастлив только благодаря прогрессу, передовым достижениям. Вторые пропагандировали возврат к старому, самобытному состоянию общества. Обломов на примере своих героев показал, что для полноценной и счастливой жизни человеку нужно найти баланс между европейским укладом жизни и русской «обломовщиной». Нельзя жить одним трудом и руководствоваться исключительно деловой стороной человеческого существования. Нельзя также жить, отрываясь от реальности, пытаться закрыть на неё глаза, плыть по течению и деградировать. Идеальный человек – тот, кто сумел найти компромисс между этими двумя началами. Всесторонне развитая и духовная личность сочетает в себе мечтательность и спокойствие Обломова с активностью и трудолюбием Штольца. Об этом говорит нам Гончаров на примере жизненного пути двух своих героев.

Сына его отдали на воспитание Штольцу

Обломовщина в современном мире

Тема обломовщины очень обширна, поскольку такой стиль жизни можно спроецировать на большинство людей, но каждый сам определяет свою судьбу. Кто-то хочет достичь чего-то масштабного, изменять мир в лучшую сторону, трудиться на благо человечества, а кто-то желает просто бездельничать, или вовсе заниматься саморазрушением. И таких вот пустых созданий намного больше, чем целеустремлённых здравомыслящих людей. Это неудивительно, поскольку дураком быть всегда проще. Зачем думать, бороться с ленью, если можно просто расслабиться?.. Ведь все смертны, ничто не имеет смысла.

Осуждать нельзя никого, если эти два типа людей не мешают друг другу жить, и распространяют свои идеи только в кругу единомышленников, не навязывая их тем, кто не согласен, то всё в порядке, именно так и должно быть. Однако, нельзя допустить, чтобы общество состояло только из таких, как Обломов, иначе Человеку Разумному, как виду, скоро придёт конец.

Есть много других произведений с глубоким философским смыслом, созданных для того, чтобы люди задумались — по правильному ли пути они идут, или следует что-то изменить. Ведь любая литература так или иначе основана на реальных событиях, будь то фантастика или нечто реалистичное.

Портретные характеристики героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам. Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.

Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов».

Основная тематика

На самом деле одну сторону русского быта нельзя описать даже в большом романе. Но писатель в своем произведении умудряется поднять сразу несколько тем:

  1. Любовная тема значится как основная, она описана в отношениях Обломова с двумя девушками: Ильинской и Пшеницыной. Так, автор показывает многогранность одного чувства. Эмоции Ольги насыщены самолюбием, в них девушка видит саму себя, а уже после — своего возлюбленного, хоть и искренне любит его. Взаимоотношения Обломова с Пшеницыной другие, она поддерживает его стремление к спокойствию и лености, боготворит его и живет заботой о нем и об их ребенке. Он подарил Агафье другую жизнь, счастье, полноценную семью. Ее любовь — слепое обожание, поскольку потакание капризам Обломова означало его скорую смерть.
  2. Смысл жизни. Все главные персонажи пытаются отыскать свой путь, ища ответ на вечный вопрос о назначении человека. Обломов нашел его в размышлении и непосредственно в процессе существования. Штольц обрел себя в постоянном движении вперед.
  3. Дружба. Штольц и Илья хоть и разные люди, но не развязывали конфликта и не предавали своей дружбы. Они дополняют один одного, общаются только о главных вещах и о самом сокровенном в их жизни. Эти отношения прижились в их душе еще с юных лет. Дети росли разными, но великолепно понимали друг друга. Штольц нашел добросердечие и спокойствие в гостях у Ильи, а Обломов радушно воспринимал его помощь в повседневных делах.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Тихая обитель Левитана (4 класс) Левитан Исаак Ильич — талантливый и известный художник. Одна из его лучших работ является замечательная картина Тихая обитель. На полотне изображена настоящая русская природа. Очень метко нарисованы
  • Сочинение-описание по картине Как прекрасен этот мир Семенова (5 класс) Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник
  • Сочинение на тему Зимушка-зима Мне нравится зима и снежная погода, когда хлопья снега падает, а ты наблюдаешь за этим из окна. Люблю гулять по хрустящему снегу. Только не люблю сильных морозов, ведь они проносят людям много хлопот

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом

Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Каковы же взгляды Райского? (по роману «Обрыв»)

Противоречие между авторской тенденциозностью и верностью передачи характера еще заметнее в образе Райского. Райский играет в романе первую роль. Его действия и впечатления создают внешнюю канву сюжета. В его восприятии показаны в основном все прочие герои и весь провинциальный «уголок». Он же и «резонер» романа. От него исходит вся либеральная фразеология произведения, поддержанная автором. Райский многозначительно рассуждает о «развитии и прогрессе», о «духе свободы», о «новых всходах жизни» и т. п. И автор не скрывает всего этого. Явно сочувствуя идеалам Райского, он разоблачает его, иногда мягко, с большой склонностью понять и простить ему слабости и самоуверенность, а иногда и прямо делая его смешным. В этих переходах от мягкого юмора к едкой насмешке большую роль играют Волохов и Вера. Именно в столкновении с ними, особенно под язвительными насмешками Марка, Райский теряет апломб и выглядит часто пустым болтуном. Каковы же взгляды Райского? Он сознает, что помещичий уклад не может более существовать, не делая уступок «новым» началам, не приноравливаясь к буржуазным отношениям. Но он далек от мысли о радикальной замене старого новым. Ему кажется, что достаточно «условиться по определительное в общественных вопросах, в правах, в нравах, привести в порядок и общественное хозяйство.». Райский — это барии с консервативно-реформистскими настроениями и только в этом смысле «либерал». Он, действительно, «проснувшийся. Обломов», но не «сын» Ильи Ильича, как позднее утверждал Гончаров, а человек того же поколения. Отсюда противоречия в словах и поступках Райского. Он заявляет себя «партизаном и рыцарем свободы», а когда Вера защищает свободу дружбы, он спрашивает: «Кто нажужжал тебе про эту свободу?» и с упреком называет ее «красной»

Он с важностью толкует Козлову, что «жизнь для себя и про себя — не жизнь», что «нужно слово, дело, борьба». Сам же он борется, и малоуспешно, только со своей страстью к Вере, а общественную борьбу про себя называет «дымно-горькими, удушливыми газами политических и социальных бурь»

Отсюда вытекает стремление Райского к эстетике и художеству. Сторонники консервативно-реформистского «либерализма» того времени как раз и обнаруживали преимущественно эстетические интересы, из их рядов и выходили в основном теоретики «чистого искусства». На словах и Райский «равнодушен ко всему на свете, кроме красоты». Либерально-эстетические фразы прикрывают в Райском дряблую, барскую натуру. И, сознавая это, он сам называет себя «неудачником», человеком, ни к чему не «приготовленным» и не имеющим «арены».

Историко-философский смысл романа Обломов

Роман Гончарова “Обломов” – знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений – западников и славянофилов

Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение

в “старое, самобытное состояние”.

Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев – Обломова и Штольца – перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа “Обломов”.

Определение смысла жизни героев

Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка – его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич – классический русский

персонаж с соответствующей ментальностью – знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве.

Как и персонаж сказки, он лежит на “печи” и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни – этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в “обломовщину”, которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе.

Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Заключение

Обломовка как мифическое место становится центром идеалов жизни не только российского мещанства, а русского человека в целом – спокойная, не требующая напряжения и активных действий жизнь, красивая природа и идиллия в семье являются основой его благополучного бытия. Полный и резкий отрыв человека от привычных идеалов ведет к внутренней пустоте и грусти, как это видно на примере замужней Ольги Ильинской.

Историко-философский смысл романа “Обломов” заключается в раскрытии явления “обломовки” как элемента русской ментальности и традиции, ее влияния на судьбы и личности героев

Автор показывает, что рефлексия ради рефлексии, как и труд ради труда, пагубны для человека потерей чего-то важного, отрывом от реальности либо от собственных корней, неполным проживанием собственной жизни

Гончаров акцентирует внимание на необходимости поиска баланса между европейскими прогрессивными взглядами и традиционной русской “обломовщиной” – только так возможно формирование новой, всесторонне развитой, духовной личности

Обломовщина как собирательный образ барской жизни

В своем произведении Гончаров с помощью собирательного и утрированного образа обломовщины описал типичную жизнь барской жизни. На фоне эпохи, когда Россия претерпевает большие изменения в общественном укладе, в самом строе жизни, такая картина кажется особо страшной. В таком явлении, как обломовщина, Гончаров выразил одну из отрицательных черт русской натуры. В погоне за бездельем, человек способен потерять себя и остаться наедине со своей ленью. Значение обломовщины заключается в том, что лень съедает человека, как ржавчина железо, превращает его в бесполезную биологическую массу, в лишнего для общества человека.

Обломовщина – явление, которое присуще некоторым людям не только во времена жизни И. А. Гончарова. Конечно, в произведении данное явление носит утрированный характер. Но если внимательно взглянуть на современное общество, в нем можно найти черты обломовщины

Лень захватывает души современных людей, и каждому из нас важно обратить внимание на собственную жизнь, спросить себя – «а не похож ли я на Обломова?», «не превращается ли моя жизнь в обломовщину?». Лень и апатия – враги человека, которых нельзя пускать в свою жизнь, и мы ясно видим это на примере жизни Ильи Ильича Обломова

Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Что такое обломовщина», отразить суть этого явления, его причины и последствия.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Обломов»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Обломов»

для самых компанейских —

Главные герои «Обломов»

для самых занятых —

Читательский дневник «Обломов»

для самых любопытных —

Анализ «Обломов» Гончаров

для самых крутых —

Читать «Обломов» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы августа для 10 класса:

Краткое содержание «Тупейный художник»

Краткое содержание «Сто лет одиночества»

«Идиот» очень краткое содержание

Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»

Краткое содержание «Гиперболоид инженера Гарина»

Краткое содержание «Идиот»

Краткое содержание «Бурмистр»

Мышкин и Настасья Филипповна

Краткое содержание «Над пропастью во ржи»

Краткое содержание «Братья Карамазовы»

Различия в воспитании Обломова и Штольца

Воспитание Обломова

Антитеза в «Обломове» при описании становления образов Обломова и Штольца прослеживается, прежде всего, в их различном, кардинально противоположном воспитании. Мечательность, лень и нежелание трудиться Ильи Ильича были переняты им от родителей и близких родственников – жителей Обломовки. Родное поместье героя было средоточием умиротворения и спокойствия, где любая работа воспринималась как сущее наказание, а исчисление времени производилось не по часам и минутам, а по обрядам – от рождения к похоронам, от свадьбы к крестинам. Особое влияние на маленького Илью оказали рассказы няни о сказочных богатырях и мифических героях. Впечатлительный, фантазирующий Обломов уже с дества мечтал о том, чтобы оказаться подальше от реальности, спрятавшись во влекущем мире сказок, где он сам может быть великим победителем. Мечтательность и эскапизм Ильи Ильича, проявившиеся еще в раннем возрасте, в юношеские и зрелые годы только развивались и усиливались – этому способствовал интровертный характер персонажа, неудача на службе и отсутствие приспособленности к реальному, быстроменяющемуся и требующему постоянной активности миру.

Воспитание Штольца

Среда, в которой рос Штольц, существенно отличалась от атмосферы Обломовки. Прежде всего, потому, что отец его был немецким бюргером, с ранних лет прививавшим сыну любовь к труду и активной деятельности, необходимость всегда быть на шаг впереди других и самостоятельно прокладывать себе путь в будущее. Мать Андрея Ивановича, русская дворянка, напротив, видела в сыне не работящего буржуа, а яркую светскую фигуру, прививая ему любовь к книгам, искусствам и светскому общению. Становлению экстравертной, открытой миру натуре Штольца так же способствовали постоянные визиты гостей и шумные компании в поместье его родителей (тогда как в Обломовке не было принято весело проводить время и часто зазывать гостей).

В романе Гончарова Обломовка, как место средоточия старых, законсервированных, архаичных русских традиций противопоставляется поместью Штольцев – источнику нового, проевропейского вектора развития личности. Эти две семьи – типичные прообразы российских семей начала 19 века, часть которых продолжала жить по старым устоям, калеча домостроевским воспитанием дальнейшую жизнь детей, а другая часть – стремилась за обновленными идеями и ценностями, но пока не понимала, как воспитать действительно гармоничную личность нового времени.

История создания

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Заключение

Обломовка как мифическое место становится центром идеалов жизни не только российского мещанства, а русского человека в целом – спокойная, не требующая напряжения и активных действий жизнь, красивая природа и идиллия в семье являются основой его благополучного бытия. Полный и резкий отрыв человека от привычных идеалов ведет к внутренней пустоте и грусти, как это видно на примере замужней Ольги Ильинской.

Историко-философский смысл романа «Обломов» заключается в раскрытии явления «обломовки» как элемента русской ментальности и традиции, ее влияния на судьбы и личности героев

Автор показывает, что рефлексия ради рефлексии, как и труд ради труда, пагубны для человека потерей чего-то важного, отрывом от реальности либо от собственных корней, неполным проживанием собственной жизни

Гончаров акцентирует внимание на необходимости поиска баланса между европейскими прогрессивными взглядами и традиционной русской «обломовщиной» – только так возможно формирование новой, всесторонне развитой, духовной личности

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Обломов»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Обломов»

для самых компанейских —

Главные герои «Обломов»

для самых занятых —

Читательский дневник «Обломов»

для самых любопытных —

Анализ «Обломов» Гончаров

для самых крутых —

Читать «Обломов» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы августа для 10 класса:

Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»

Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда»

Князь Мышкин

Краткое содержание «Гиперболоид инженера Гарина»

Краткое содержание «Бурмистр»

Краткое содержание «Над пропастью во ржи»

Краткое содержание «Тупейный художник»

Краткое содержание «451 градус по Фаренгейту»

«Идиот» очень краткое содержание

Анализ «Бахчисарайский фонтан» Пушкин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: