Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке
Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера — продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.
В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым”. А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:
«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».
Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.
Илюша — живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.
«— Пойдем, мама, гулять, — говорит Илюша. — Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, — отвечает она, — сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»
Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, — принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:
Интересные факты
Фамилию Обломов можно соотносить не только с устаревшим словом облый (плотный, толстый, тучный), который в словаре В. И. Даля определяется как округлый (друг Обломова Андрей Штольц говорит Илье Ильичу: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»). Обломов — это также намек на человека, обломанного жизнью. Он — обломок, чуждый своей среде и нравам.
С 1852 года Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Сингапуре, на острове Ява, в Японии, Китае. Творческим итогом путешествия стал двухтомный географический роман «Фрегат “Паллада”. Только завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову».
«Обломов» — центральное звено романной «трилогии О» Гончарова, куда также входят «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа Гончаров мыслил как единую эпопею.
Композиция и смысл произведения
Интересно, что композиция произведения связана с природными циклами. Ее особенности:
- Действия начинают разворачиваться зимой, когда Обломов полностью погружен во внутренний мир и оторван от окружающей реальности.
- Пробуждение главного героя происходит весной, когда природа просыпается.
- Кульминация сюжета случается летом.
- Финал наступает в начале осени. Обломов возвращается в состояние замкнутости.
В романе повествуется обо многих конфликтах. Можно выделить следующие ключевые моменты:
Главный герой противопоставляет себя обществу и отказывается принимать свое окружение.
Он не может совладать со своей природой.
Холодный и равнодушный город противопоставлен теплой и добродушной деревне.
Важно также отметить любовный конфликт. Главному герою приходится выбирать между двумя женщинами с абсолютно разными характерами.. Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова
Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает
Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает.
Неожиданно к Обломову приходит его давний приятель — предприниматель Андрей Штольц. Он старается вернуть друга к жизни, представив ему привлекательную девушку — Ольгу Ильинскую. Молодые люди понравились друг другу и у них начался роман. Лень и апатия покидают главного героя, он по-настоящему влюбляется.
Однако через какое-то время чувства Обломова начинают остывать и он возвращается в прежнее состояние. Илья переезжает со своей старой квартиры и попадает в лапы к мошенникам, он чуть не потерял свои деньги, но на помощь приходит Штольц. Старый друг начинает присматривать за делами Обломова.
О чем роман?
Ключевой темой в романе стала судьба героя, впавшего в жизненную апатию, несмотря на то, что он не чужд «высоких помыслов», обладает «пылкой головой» и «гуманным сердцем». Обломов — это не просто ленивый помещик в старом халате, воспитанный в дворянско-помещичьей среде с присущими ей тишиной, неподвижностью, сном, под властью которых пребывают и барин, и слуги, и крепостные, и сама природа. В ходе работы над произведением Гончаров значительно углубляет образ главного персонажа. Характер Обломова постоянно развивается. Он сам задается вопросом: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Говоря своему другу Андрею Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич объясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушал толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту…» Обломову противны «деятельные» страсти и сплетни, он не видит смысла в том, чтобы устраивать карьеру. Он ясно видит то, что происходит вокруг, — «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»
Гончаров нередко говорил о несовместимости этого идеала с нынешним «веком», где всех волнуют «казенные квартиры, удачная женитьба, модное сочинительство, накопительство и подобные страсти и цели». Все это — суета и бездуховность. Обломов восклицает: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?.. Все это мертвецы, спящие люди…»
Несмотря на «обломовскую бездонную лень, апатию, сон», Илья Ильич способен на сильное и глубокое чувство. Именно любовь преображает Обломова. Роль Ольги — это роль ангела в судьбе главного героя, которого она смогла расшевелить. Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Илье Ильичу. Она называет свою любовь долгом и говорит: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить!» Несмотря на несчастливое окончание любовной истории Ольги и Ильи Ильича, он навсегда сохранит в душе ее светлый образ, а она никогда не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.
А вот как о своем герое говорит сам Гончаров: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно такой в конце романа Илья Ильич. Штольц говорит, что «честное и верное сердце» Ильи Ильича — его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь…» Начало «в высшей степени идеалиста» действительно свойственно герою, и это позволяет ряду исследователей соотнести его с героями произведений мировой литературы — Гамлетом Шекспира и Дон Кихотом Сервантеса. Гамлетовским «быть или не быть» звучит для Обломова вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя? С Дон Кихотом Илью Ильича объединяют не только чистота души и идеализм, но и отношения с его слугой Захаром. Он объединяет в себе и высокие устремления, и комизм, и трагизм этих великих «прототипов». Герой «Обломова» становится их «преемником», характером, одновременно принадлежащим как своей эпохе, так и вечности.
Ежедневное общение с Захаром
Молодой барин, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не вставая с дивана, зовет Захара. Как и каждый день, начинает привычно попрекать того за неприбранную пыль и грязь в помещении. Захар так же стандартно отвечает своему барину, что «души не чает в службе». При этом все остается на своих местах, включая пыль. Захар философствует, что немецкий порядок для русских — ни к чему, он весьма находчив в отыскании отговорок.
Илья Ильич долго мучительно что-то вспоминал, а затем попросил своего слугу принести записку от приказчика своего деревенского имения. Много времени занял его поиск. Ведь в комнате вещи не раскладываются по местам, приходится просматривать массу других конвертов, переставляя такие предметы, как грязные тарелки и стаканы.
Однако письмо так и не начало писаться, вместо этого Обломов перевел разговор на счета к оплате, которые принес ему слуга. Впрочем, этот вопрос не нашел своего логического завершения, он завис в воздухе. Прошло уж три часа после пробуждения, после чего помещик поинтересовался, готова ли вода и умывальные принадлежности. Но и до умывания не дошло дело у Ильи Ильича. Он опять отвлекся на философскую беседу с Захаром об «ослах», которые женятся.
Творческая история и жанр
Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:
- Писатель неоднократно говорил, что Обломов во многом похож на него самого. Автор был весьма ленивым человеком, любил пребывать в раздумьях и находиться дома.
- Личность Ольги Ильиных создана на основе образов сразу нескольких реальных женщин — знакомых Гончарова.
- Прототип Андрея Штольца — отец супруги брата автора.
Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.
Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.
В чём причина «обломовщины»?
Истоки обломовщины кроются в детстве Ильи Обломова. Автор описывает эти эпизоды. Родители Илюши – зажиточные сельские помещики. Они не привыкли утомлять себя каждодневными делами. Они вкусно и обильно едят, спят днём, не торопятся начинать дела и добиваться результатов. Жизнь – спокойна и безмятежна. Ничто не нарушает покой этой семьи.
Мать волнует только одно: не похудели ли щёки у её мальчика, не утомляет ли его учёба. Желание активности не приветствовалось родителями Ильи. Они считали, что труд вредит здоровью. Ребёнок может «убиться», пораниться и устать.
Подробное изложение эпизодов из детства, позволяет ответить на вопрос, почему появилась обломовщина. Сказалось влияние среды, в которой существовал мальчик.
Его противоположность – Штольц. Это яркий, активный, деятельный человек. Он осознаёт духовную смерть своего друга и желает ему помочь. Но он бессилен. Порывы Ильи Обломова кратковременны. Его задор моментально угасает. Ему ничто не интересно.
Причины появления обломовщины можно объяснить и тем, что герой Гончарова не смог найти себя, не поставил для себя цели и не стремился добиться хоть каких-то результатов.
Таким образом, становится понятно, в чём автор видит причины обломовщины. Это бездеятельность, лень, нежелание работать ни физически, ни умственно. Человек не может прозябать. Он наделён разумом и должен помогать совершенствоваться миру, вносить свою лепту и быть полезным обществу.
Тот, кто бесполезен, уподобляется мертвецу. Живо только его тело, но и оно не здорово. Душа, не способная трудиться, умирает, а вместе с ней и человек.
Обломов – лишний человек. В обществе ему нет места. Более того, своим поведением и образом жизни он разрушает и развращает и других людей (в романе описывается, к примеру, Захар – прислуга Ильи). Они становятся такими же бездеятельными и пассивными.
Популярные сочинения
- Сочинение «Доброта лучше красоты» Среди многочисленных понятий в нашей жизни, которые напрямую связаны с человеком, есть такие, без которых существование людей на земле немыслимо.
- Сочинение Женские образы в пьесе Бесприданница Пьесу Островского А.Н. «Бесприданница» смело можно назвать самым известным его творением. Долгие 4 года автор работал над ней, но популярность пьеса приобрела лишь после его смерти.
- Анализ произведения Смерть чиновника Чехова Чехов А.П. мастер юмористических рассказов. По объему они не большие, но очень интересные и поучительные. Он высмеивает бюрократизм и людей, которые являются жертвами системы.
Эссе про Совесть с примерами
Что такое совесть? Давайте попробуем разобраться в значении этого понятия. На мой взгляд, совесть — естественное моральное сознание человека, способность признать свою неправоту. Она может остановить человека от совершения плохого поступка или будет мучать его за содеянное. Я считаю, что у каждого человека есть совесть, но далеко не каждый умеет к ней прислушиваться.
В Мише проснулась совесть, и мальчик решил загладить свою вину и помог вручить подарок учительнице.
Он постоянно думает о том, что сделал, ему стыдно, эти муки становятся для него худшим наказанием. Можно сделать вывод, что у героя все-таки есть совесть, которая приводит его к раскаянию.
Таким образом, совесть – это главный нравственный закон внутри человека, который уберегает от принятия неправильного решения.
Тема
Как говорит Дмитрий Быков:
Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.
Тема любви воплощается во взаимоотношениях Обломова с двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Так Гончаров изображает несколько разновидностей одного и того же чувства. Эмоции Ильинской пропитаны самолюбованием: в них она видит себя, а уж потом своего избранника, хоть и любит его всем сердцем. Однако она дорожит своим детищем, своим проектом, то есть несуществующим Обломовым. Отношения Ильи с Агафьей другие: женщина полностью поддержала его стремление к покою и лености, боготворила его и жила заботой о нем и об их сыне Андрюше. Жилец подарил ей новую жизнь, семью, долгожданное счастье. Ее любовь – обожание до слепоты, ведь потакание капризам мужа привело его же к ранней смерти. Подробнее главная тема произведения описана в сочинении «Тема любви в романе Обломов».
Тема дружбы. Штольц и Обломов хоть и пережили влюбленность в одну и ту же женщину, не развязали конфликт и не предали дружбу
Они всегда дополняли друг друга, общались о самом важном и сокровенном в жизни обоих. Эти взаимоотношения укоренились в их сердцах еще с детства
Мальчики были разными, но отлично ладили между собой. Андрей находил успокоение и добросердечие в гостях у товарища, а Илья с радостью принимал его помощь в житейских делах. Подробнее об этом вы можете прочитать в эссе «Дружба Обломова и Штольца».
Поиск смысла жизни. Все герои ищут свой путь, отыскивая ответ на извечный вопрос о предназначении человека. Илья находил его в размышлении и нахождении духовной гармонии, в мечтах и самом процессе существования. Штольц обретал себя в вечном движении вперед. Подробно тема смысла жизни в романе «Обломов» раскрыта в эссе.
Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».
«Почему обломовщина актуальна в наше время?»
Великая заслуга писателей заключается в том, что в своих произведениях они показывают жизнь такой, какая она есть. Я имею в виду не точность дат, не достоверность места действия, а то, что мастера слова подмечают такие черты характера, которые свойственны не одному человеку, а многим. Таким образом, перед нами предстает герой не сам по себе, а как представитель определенного поколения (Печорин из «Героя нашего времени»), слоя общества (Фамусов из пьесы «Горе от ума») или даже целого народа.
Именно представителем целого народа и является главный герой романа «Обломов». Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
Чем же отличается Обломов от других героев русской литературы? Тем, что он смертельно болен. И болезнь его — обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, — «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
Обломовщина — это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. Еще в середине XIX века Добролюбов писал: «В типе Обломова и во всей этой обломовщине, мы видим нечто большее, нежели просто удачное создание сильного таланта, мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени». Но, читая роман сегодня, в XXI веке, я спрашиваю себя, ушла ли обломовщина вместе с девятнадцатым столетием? Не продолжаем ли мы бояться перемен? Не хватаемся ли за прошлое, пытаясь удержать день минувший?
Я думаю, что обломовщина никуда не ушла. Она живет рядом с нами… она живет в нас. Я замечаю даже за собой, что я боюсь начать новое дело, потому что не знаю, способен ли я довести его до конца. Хватит ли у меня сил, возможностей, знаний и терпения. Поэтому часто мои начинания заканчиваются, так и не начавшись.
Я также замечаю, что это происходит не только со мной. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности. Они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. Мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе.
Трагедия наша в том, что мы, ничего не делая, все же имеем свои стремления и желания. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда бы нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
Что заставляет нас бояться и не доверять себе? Как вырваться из порочного круга, который мы сами нарисовали и запретили себе выходить за его рамки? Кто же, наконец, сдвинет людей с места всемогущим словом: «Вперед!», о котором так мечтал Гоголь… До сих пор нет ответа на этот вопрос ни в обществе, ни в литературе.
Обломовщина терзает нас не одно столетие. Неужели мы так свыклись с этой язвой, что даже не собираемся с ней бороться? Как начать действовать? Как изменить свою жизнь?
Нужно изменить себя. Самое главное — сделать первый шаг: перестать бояться. Себя, людей, будущего, обстоятельств, проблем и трудностей. И нужно сделать это непременно сегодня, потому что завтра может быть уже поздно. И все, что нам останется, это старый засаленный халат и диван, лежа на котором мы будем мечтать, «а хорошо бы все это сделалось».
В русском языке есть несколько слов, обозначающих людей, которые боятся перемен. Например, «консерватор», «ретроград». И в наших силах сделать так, чтобы эти слова стали устаревшими, вышедшими из активного употребления.
Проблематика и смысл
Не менее обширны и проблемы, которые автор поднимает в своем произведении. Актуальны следующие вопросы:
- Лишний человек. Автор создал образ несамостоятельной личности, которая не может полноценно существовать в мире из-за своего воспитания. Гончаров считал, что дворянство деградировало и не смогло адаптироваться к изменениям в обществе.
- Обломовщина. Таким словом характеризуется образ мышления, при котором человек игнорирует настоящее и его полностью занимают мысли о прошлом. Личность ничего не создает, ничего не разрушает, она просто воспроизводит в голове приятные воспоминания. Как заметил Белинский, внимательно анализирующий все части произведения, обломовщина — это бездействие и пассивность, приводящие к гибели души.
- Образ жизни ключевого персонажа. Илья нравится Гончарову за свою душевность, но писатель отмечает, что образ жизни помещика причиняет вред не только ему самому, но и зависимым от него людям. Сын Обломова остался бедной сиротой из-за беспечности отца, хотя его жизнь могла строиться совсем по-другому.
- Смысл жизни. Автор показывает 2 крайности. Читали знакомятся с Ильей, который посвятил жизнь философским рассуждениям, и узнают Штольца, для которого работа — высший смысл жизни. Ни один, ни другой не были счастливы, так что оба подхода бесперспективны.
- Причина поведения Ильи. Автор считал, что такие люди появляются из-за неправильного подхода дворянства к воспитанию. Помещик проводил дни, лежа на диване, потому что никто и ничто не заставляло его трудиться. Он не имел необходимости заботиться о финансах и не стремился понять, каков его истинный путь. На самом деле, похожий склад ума был у большинства детей богатых дворян, просто им нравилось проводить время в обществе и тратить родительские деньги. Илья же был апатичным интровертом, поэтому такое поведение было просто не в жанре Обломова. Ему нравилось находиться в одиночестве, в тихом месте, погружаться в философские рассуждения, но помещик не стремился попытаться проанализировать свои монологи и определить основную личную проблему.
- Лень. Это качество автор считает одним из самых губительных для человека. Читатели могут сделать общий, краткий вывод, что она способна привести не только к моральной, но и к физической смерти.
В лице Обломова писатель изображает безразличное дворянство, в образе Штольца можно разглядеть поколение капиталистов, живущих ради денег. В своем романе автор выражает надежду на то, что Россия сможет взять из двух миров исключительно лучшие качества.
Произведение Гончарова учит читателей, что человеку жизненно необходимо трудиться, а не только думать о смысле жизни. Однако не нужно переставать мечтать, нельзя лишать себя человечности.
Непревзойденное чувство
Проблема любви в «Обломове» занимает особое место. С появлением Ольги Ильинской, казалось, жизнь героя должна была измениться. В какой-то момент в нем действительно началось движение к переменам: он стал ездить в гости к Ольге, подолгу там задерживался, и они вместе с девушкой гуляли в саду, слушали «Каста дива». Но потом все прекратилось и замерло: Обломов опять улегся на любимый диван, позволял себе спать после обеда и в любое другое время. Очень запоминается эпизод, когда герою надо было ехать к барышне, а он сказался больным и остался дома. Почему так произошло? Возможно, Обломов счел себя недостойным любви такой девушки, как Ольга, и ему не хватило уверенности в себе.
Должно быть, ему было настолько сложно поверить в то, что его искренне могут полюбить, что подтверждения этой истины он просто не стал дожидаться. А может, дело все в том, что барышня не стремилась принимать героя таким, какой он есть? Насколько Ольга лелеяла свои собственные фантазии, настолько она любила Илью Ильича. Вспомним, девушка мечтала его изменить, даже строила планы, как он преобразится, значит, ее не устраивал прежний образ Обломова. Истинная же любовь далека от подобных стремлений. Именно по этой причине то нежное, возвышенное чувство, столь внезапно вспыхнувшее между ними, овеянное сладостной мелодией «Каста дива», не нашло опоры для развития в реальности.
Обломовщина в лице Ильи Ильича Обломова
Если изучать «обломовщину» по одному конкретному человеку, Илье Ильичу Обломову, то можно изучить причины и суть этого явления. Детство главного героя прошло в имении родителей. Мальчик хорошо жил и ни в чем не нуждался. Родственники оберегали мальчугана, как могли. многочисленные няньки помогали ему одеваться, следили, чтобы он хорошо питался. Любой его интерес к чему-либо пресекался – взрослые боялись дурного влияния из вне. Постепенно живой и любознательный мальчик превратился в такого же жителя сонного царства, как и его родители, которые только ели и иногда читали газеты.
И даже встреча с Ольгой Ильинской не помогла вытащить главного героя из омута лени и бездействия. вначале окрыленный любовью герой воодушевился и решил полностью изменить свою жизнь: он начал выходить в свет, общаться умными людьми, строить планы на совместную жизнь с девушкой. Однако его запала хватила ненадолго. все его рассуждения о активной и полной пользы жизни потерпели крах. постепенно он стал избегать свиданий с девушкой, замкнулся в себе и в конце концов провел остаток дней с необразованной вдовой Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая, словно его мама, окружила Обломова заботой и дала спокойно полежать на диване.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Обломовщина» (10 класс). В ней затрагиваются и объясняются суть и причины этого явления, а также дается его определение. В статье кратко рассказывается о статье Добролюбова, в которой он называет истоки обломовщины.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Обломов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Обломов»
для самых компанейских —
Главные герои «Обломов»
для самых занятых —
Читательский дневник «Обломов»
для самых любопытных —
Анализ «Обломов» Гончаров
для самых крутых —
Читать «Обломов» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы августа для 10 класса:
Краткое содержание «Братья Карамазовы»
Краткое содержание «Тупейный художник»
Почему Рогожин убил Настасью Филипповну?
Мышкин и Настасья Филипповна
Анализ «Бахчисарайский фонтан» Пушкин
«Идиот» очень краткое содержание
Краткое содержание «451 градус по Фаренгейту»
Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»
Краткое содержание «Бурмистр»
Князь Мышкин
Идея
Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.
Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.
Вариант 1
(443 слова) Почему люди бывают одиноки? Этот вопрос волнует многих наших современников, столкнувшихся с данной проблемой. Но причина этого недуга стара как мир: люди, взгляды которых отличаются от мнения большинства, всегда будут не поняты и далеки от окружения. Об этом писали многие литераторы, примеры из произведений которых подтверждают мою позицию.
Так, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» описал героя с прогрессивным мировоззрением, который не смог найти себе места в социальной реальности, не совпадающей с его парадигмой мышления. По мнению Базарова, все существующие порядки устарели и лишились смысла, поэтому их необходимо уничтожить, чтобы найти подходящую замену. Свою роль в этом процессе он видит в разрушении основ, не соответствующих требованиям прогресса. Евгений имеет свою точку зрения обо всем, и она шокирует его слушателей. Так, природу он считает «мастерской», а человека в ней — «работником», но поэтическую красу пейзажей герой воспевать отказывается, ведь видит в деревьях и реках только практический смысл. С самого раннего утра Евгений отправляется в лес, чтобы достать лягушек для опытов и другие нужные ему материалы. Что же делают остальные герои? Они «сибаритствуют», пьют чай или какао, разговаривают. Они видят в окружающем мире совсем другое: Николай Петрович любуется звездной ночью и вспоминает жену, Аркадий тоже предпочитает не работать, а мечтать на лоне природы. Очевидно, что в таком обществе Базаров всегда будет одинок, ведь его взгляды противоречат тому, чему принято поклоняться. Он не сходится с другими людьми ни в чем, потому что живет по-своему, а не так, как его окружение.
Чацкий, герой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», тоже одинок из-за статуса «белой вороны» в обществе, которое живет совсем не так, как он. Фамусов и его гости гордятся своими связями и хитрыми трюками, которые позволяют им занимать выгодные посты не по заслугам, а по знакомству. Идеалом для них выступает Максим Петрович, который специально падает, чтобы повесились императрицу и добиться ее протекции. Чацкому претит такое лизоблюдство. Он против блата и чинопочитания. Также прогрессивный герой осуждает крепостное право, за счет которого живут все московские помещики. Они же искренне не понимают, зачем дворянину Чацкому рубить сук, на котором сидят абсолютно все помещики? Чтобы понять позицию Александра, им не хватает образования. Невежество — самая глубокая пропасть, разделяющая Чацкого с его окружением. Если бы он не получил диплома за границей, он тоже не заметил бы проблем, препятствующих развитию России. Из этого примера становится ясно, что одиночество — следствие уникальности личности. Она не совпадает с представлениями большинства о норме, поэтому становится непризнанной и отчужденной.
Таким образом, люди сталкиваются с одиночеством из-за непонимания. Их не признают в коллективе, потому что они отличаются от большинства и не вписываются в окружение. Их мнение противоречит тому, что принято считать аксиомой, и люди, не желая спорить и вникать в инакомыслие, избегают общения с ними.
Отношения Ильи Ильича с женщинами
В жизни Обломова было две женщины — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Они совершенно разные. Умная и самолюбивая Ольга была страстной и деятельной натурой. Она всячески пыталась пробудить Илью Ильича к жизни, как могла, спасала его от лени и апатии. Своей любовью она старается вернуть героя к жизни, осчастливить его. Добролюбов увидел в этой героине удивительную гармонию воли и сердца. Она ответственна, правдива, умеет жертвовать собой. Обломов влюбился в Ольгу и даже слегка преобразился, но он боится, что любовь нарушит мирное течение его жизни. Целеустремленность и деятельность стали для героя непосильной ношей — их дороги с Ольгой расходятся.
Илья Ильич встретил другую женщину — Агафью. Она отличная хозяйка, но без духовных ценностей. Она даже книг никогда не читает. Эта малокультурная женщина стала близкой обломовскому укладу жизни. Вкусная еда и тишина — вот то, чем обеспечила она Обломова. Эта забота поспособствовала духовной гибели героя.