Сочинение анализ по повести быкова обелиск

Образ прекрасной дамы в творчестве блока. трансформация образа прекрасной дамы в творчестве а. а. блока современен ли образ прекрасной дамы

В. В. Быков «Обелиск»: анализ, краткое содержание

Тема

: о событиях, происходящих в оккупированной фашистами белорусской деревне.

Идея

: автор показывает мужество, героизм, стойкость, сплоченность советских людей и партизан, и хромого учителя, и учеников-подростков.

Читательская позиция

: вероятно, ребята не послушавшись учителя, совершили необдуманный поступок, поплатились за это жизнью. Но сколько было таких юных, горячих, которые не могли спокойно видеть, как немцы топчут нашу землю, издеваются над нашими людьми, считая себя представителями высшей расы?!

«Обелиск» еще раз напоминает о тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины. И самое главное, что всегда рядом с подростками до конца был человек, сильный духом, их учитель.

Сюжет

Произведение, которое написал Василь Быков, поднимает тему подвига учителя, до конца преданного своему делу и в трудную минуту не оставившего своих учеников. Не имея другой возможности помочь, он предпочел разделить их судьбу и погибнуть вместе с ними. Главными персонажами произведения являлись простые люди:

  • Сельский учитель Алесь Иванович Мороз. Он отличался невероятной преданностью делу воспитания молодого поколения, честностью и справедливостью.
  • Его воспитанник Павел Иванович Миклашевич, благодаря ему оставшийся в живых.
  • Бывший партизан Тимофей Титович Ткачук, до войны служивший в районном отделе образования.
  • Подросток Коля Бородич, беззаветно преданный наставнику.
  • Журналист, решивший написать историю сельского учителя.

На похоронах учителя Павла Миклашевича, с которым автор был знаком заочно, сельчане с почтением вспоминают, каким он был в жизни. Большинство уважало его как коммуниста и передового учителя. Но бывший учитель Ткачук считает, что это не так и вспоминает о его отношениях с неким Морозом, якобы попавшим в плен при невыясненных обстоятельствах.

Возвращаясь с похорон учителя, автор рассказа сожалел о том, что так долго медлил с приездом в село и не успел поговорить с Миклашевичем о вещах, волновавших того перед смертью. Дойдя до небольшого, но ухоженного обелиска, на котором прикреплен черный квадрат с именами школьников, повешенных фашистами во время войны, он узнал о подвиге юных партизан и их учителя. На нем стояли следующие имена: Коля Бородич. Тимофей и Остап Кожаны. Андрей и Николай Смурные.

Когда в село пришли немцы, многие были удивлены, что принципиальный и честный Мороз не только остался в деревне, но и, собрав ребятишек в класс, продолжил их обучение, получив на это разрешение оккупационных властей. Поговорив с учителем, Тимофей Титович выяснил, что он просто старается сохранить жизни детей и не думает выслуживаться перед оккупационными властями.

Раздобыв радиоприемник, Мороз начал передавал свежие сводки с линии фронта в партизанский отряд. Пусть помощь была невелика, но Алесь Иванович делал все, что мог. Местный полицай, заподозрив, что в школе не все чисто, донес на него и учителя несколько часов допрашивал глава управы. Но в тот раз все обошлось.

Ученики во главе с Колей Бородичем решили уничтожить полицая, не говоря об этом учителю. Мальчики подпилили опоры моста и машина с немецким офицером ушла под воду. Сразу догадавшись, кто это сделал, фашисты схватили ребят. Оккупанты грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь решил пожертвовать собой, чтобы спасти от гибели своих ребят. Но фашисты не сдержали обещания. После пыток и издевательств детей и их учителя решили повесить.

По пути к месту казни Мороз отвлек внимание конвоя, давая шанс на спасение хотя бы одному из учеников. Им стал Павлик Миклашевич, самый младший из всех ребят

Но во время побега мальчик получил тяжелое ранение в грудь и потерял сознание. Посчитав, что он умер, полицай столкнул его в воду. Только ночью его нашли. Но несмотря на то что остался жив, мальчик не смог до конца выздороветь. От долгого лежания в воде у него через несколько лет развился туберкулез. В 36 лет сердце не выдержало, и он умер.

О подвиге учителя не только забыли, но и еще считали, что он добровольно сдался в плен по своей глупости. Реабилитация заняла несколько десятилетий.

Читать книгу Василя Быкова и тяжело, и поучительно одновременно. Анализ произведения говорит, что, делая сложный выбор, каждый человек должен в трудные для себя времена прислушиваться к своей совести и поступать в соответствии с ней. Рассказ был переведен на многие языки мира под названием obelisk. Кратко сделанный пересказ повести — это отличный выбор для читательского дневника и подготовки к литературе, так же как поэма Василий Теркин и другие произведения о войне.

Источник

Источник

Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск

Повесть В. Быкова «Обелиск» – очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.

Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.

Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради спасения других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не спасёт захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз, просто не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.

Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» – да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.

По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.

Отрывок, характеризующий Обелиск (повесть)

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Анализ повести В.Быкова “Обелиск”

Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.

Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.

Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.

На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачут знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» – вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, – ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей.

И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный.

Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться.

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

Популярные сегодня темы

В своей пьесе «Бедность не порок» автор А. Островский показал читателю скрытую от посторонних глаз жизнь простого сословия, таких как мелкие служащие, торговцы, лавочники. Несмотря на их казалось бы невысокий социальный статус

В этом сочинении я хочу рассказать о моём любимом городе – Ярославле. Это чудесный город, имеющий славную и древнюю историю, богатый различными архитектурными памятниками.

Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями.

Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.

Поминки

Машина остановилась прямо около автобусной остановке, неподалеку от места, где стоял обелиск. Не зная, куда ему идти, он направился по аллеи в сторону школы. Приближаясь к зданию, он увидел человека с ящиком водки, как выяснилось потом, зоотехника. Человек подсказал журналисту, что поминки Миклашевича проходят в его доме, который располагается сразу за учебным заведением.

Рассказчик незамедлительно отправился туда, за столом ему нашли свободное место. Как оказалось, его соседом на поминках был ветеран, это стало понятным по орденской планке, которая была на одежде пенсионера. На стол начали выставлять бутылки с алкоголем, было бурное обсуждение сельского учителя, которого в селе все уважали, а дети искренне любили.

Смерть Миклашевича была ожидаемой, но для всех стала по-настоящему трагической. Но вскоре, слово взял Ксендзов — заведующий районным отделением образования и начал говорить о том, что Павел был хорошим человеком, активно участвовал в общественной жизни села, а также отстаивал коммунистический режим страны.

После этого заведующий начал рассказывать, как страна восстановилась после ВОВ, что происходит во всех отраслях жизнедеятельности государства.

Ветеран войны не выдержал рассказа Ксендзова и напомнил людям, что они пришли на поминки, что только что предали тело земле. Также он напомнил, что гордостью села является Мороз, про которого почему-то все забыли, а он сделал для Сельца очень многое. В этот момент газетчик перестал понимать, что происходит и о чем говорит пенсионер.

Однако для окружающих было все ясно, журналист заинтересовался и расспросил местных про пенсионера. Им оказался Ткачук Тимофей Титович, который в молодости работал учителем и преподавал детям в этом селе, а сейчас живет в городе. Ветеран не выдержал того, что происходило на поминках, и покинул их, журналист посчитал, что оставаться здесь не имеет смысла, так как узнать что-то интересное не представляется возможным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему нужно уважать старших? 11 класс ЕГЭ

    Разные культуры чтят старшее поколение разными способами. Например, в восточных странах, таких как Китай, Япония, Корея до сих пор принято уважать старших и безоговорочно им подчиняться

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем

Сочинение по картине Широкова Друзья 7 класс описание и рассказ от имени мальчика

Говорят что настоящую дружбу нельзя купить за деньги. Исключение из этого правила — щенок, которого купил новый хозяин. Собака, пожалуй, единственное живое существо, которое не предаст своего хозяина.

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Светское общество в романе Пушкина Евгений Онегин

Одну из ключевых в романе «Евгений Онегин» играет светское общество в роли российской аристократии. Как и каждое общество, оно расположено выше на несколько ступеней окружающих из-за своего развития.

Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, которыми и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.

Смерть учителя

Краткий пересказ повести стоит начать с того, что местный журналист из Гродненской области случайно узнает о смерти поселкового учителя Павла Миклашевича. С ним рассказчик познакомился два года назад во время конференции. Преподаватель обратился к нему с просьбой помочь в расследовании запутанного дела.

Журналист обещал приехать, но постоянно находил отговорки, чтобы не посещать учителя. Однако, узнав о его смерти, в сердце появилась тоска и чувство вины, что за весь период он не нашел свободного времени, чтобы преодолеть 20 км и навестить человека, который нуждался в помощи. По этой причине газетчик посчитал необходимым посетить похороны.

Больше всего его интересовали события, которые разворачивались в Гродненщине, в его родном месте. Из-за того, что в бумагах были найдены нестыковки, Павел и обратился к журналисту. Однако каждый раз газетчик находил некий предлог, чтобы не приезжать в село. А теперь его мучила совесть, ведь можно было выделить немного времени, чтобы навестить Миклашевича и помочь разобраться в спорных вопросах.

Теперь это не имело значения, но не поехать на похороны журналист не мог, иначе мучился бы угрызениями совести до конца своих дней.

По дороге в село рассказчик вспоминает Павла. Несмотря на свой возраст, учитель выглядел старо, лицо было морщинистым, тело очень худощавым, при этом в глазах читалась ясность ума и спокойный характер.

Разговор возле обелиска

Встав из-за стола, газетчик направился за Ткачуком и нашел его около обелиска. Пожилой мужчина сидел на листве, а его ноги свисали над канавой.

Рассмотрев обелиск внимательно, мужчина обнаружил, что на нем имеются не только имена мальчишек, которые были повешены фашистами, но также в самом верху находилось имя Мороз А.И. При этом имя на монументе было выделено белой масляной краской.

Обелиск выглядел бедно, но, несмотря на это, был ухожен и чист. Видно, что люди чтили память тех, кто упомянут здесь. Посидев несколько минут, Ткачук предлагает журналисту ехать в город на попутках. Пока они шли к трассе, газетчик решил подробнее расспросить ветерана о Павле. Выяснилось, что мужчина хорошо знал Миклашевича и искренне уважал.

Для детей это был настоящий пример для подражания, его боготворили. В своей речи мужчина упомянул Мороза, и журналист сразу заинтересовался этой личностью и попросил бывшего учителя подробно рассказать об этом человеке.

Свою повесть человек начал с того, что в конце осени 39 года ХХ века западная часть страны соединилась с Белорусской ССР. Его, Тимофея Ткачука, по распределению направили в Западную Белоруссию как заведующего районным отделом образования, при этом он сам работал учителем.

Школа располагалась в имении пана Габруся, который переехал в Румынию, а здание пустовало. Здесь осталась жить Пани Подгайская. Пожилая дама не понимала русский язык, при этом немного понимала сам белорусский. Она не разделяла методики преподавания Мороза и постоянно на него жаловалась.

Ткачук, чтобы проверить, что происходит в деревне и чему учит преподаватель, отправился лично в школу. Приехав на место, Тимофей Титович увидел, что ученики вместе с учителем заготавливают дрова на зиму.

Ткачук познакомился с местным учителем и выяснил, что его зовут Алесь Иванович Мороз, родом с Могилевщины

Также заведующий обратил внимание на хромоту, и тот пояснил, что это дефект с рождения, но профессии это никак не мешает. Также Мороз рассказал, что у ребятишек очень сильные проблемы с учебой, до этого они обучались в польском учреждении образования, а теперь перешли на белорусскую систему преподавания

Однако сам Мороз считает, что это не главное.

Важно, чтобы из детей получились хорошие люди, которые чтят традиции и не переступают через нравственные принципы

Месть предателю

В селе было два шефа полиции, один являлся помощником партизан, а второй — настоящий предатель. В деревне среди местных получил прозвище Каин.

До начала ВОВ его сущность ничем не проявилась, многие не думали, что он может перейти на сторону врага. Каин подозревал, что Мороз помогает партизанам, поэтому неожиданно нагрянул в школу для проверки.

Фашисты все перевернули и обыскали каждый уголок, ничего не нашли, но допросили Мороза. Дети затаили обиду и решили наказать предателя. При этом школьники не стали посвящать учителя в свои планы. Пять мальчишек, в их числе был Павел, знали, что шеф полиции постоянно ездит через овраг к своему отцу, и решили подпилить опоры, время выбрали в начале весны.

При помощи пил и топоров мальчишки повредили опоры, при этом по мосту можно было без опасения передвигаться пешком. Рухнуть мост мог только при движении автомобиля. Все произошло на рассвете, когда около моста осталось только двое ребят — Смурый и Бородич. Машина перевернулась, но погиб только один немец. Каин увидел фигуры мальчишек и сразу понял, кто виноват в обрушении.

Павел Миклашевич сразу после случившегося побежал к Морозу и все ему рассказал, но учитель не знал, как помочь ребятам. Он был в смятении, не мог защитить своих воспитанников.

Уже в полночь Алесю сообщили, что всех парней задержали, а теперь очередь самого Мороза, но благодаря предупреждению Лавчени учитель успел скрыться от фашистов в отряде партизан. Несколько дней Мороз не находил себе места, так как не знал, что происходит с его учениками.

Ребятам устроили допрос, и под пытками всю вину взял на себя Бородич. Матери просили старосту отпустить сыновей, но немцы не хотели никого слушать. Однако поставили условие, что могут отпустить мальчишек, если добровольно явится сам Алесь Мороз. Матери умоляли, а партизаны понимали, что это равно самоубийству. Но Мороз считал, что необходимо поступить по совести и пойти к ребятам.
Учитель понимал, что это верная гибель, но лучше попытаться помочь, чем вообще ничего не предпринимать.

Героический поступок

Мальчишки не могли поверить, что учитель добровольно сдался, они думали, что Мороза схватили. Всех семерых приговорили к смертной казни, и спасти уже ничего не могло. Их повели через тот же мостик, сбежать шансов не было, но Мороз придумал, как отвлечь немцев. Он сказал Павлу: «Когда начну кричать, беги в лес».

Парень подумал, что у учителя есть некий план. А когда Алесь Мороз закричал, парнишка отвлекся на секунду и не сразу сообразил, что нужно бежать в сторону леса. Поэтому его догнали полицаи и стали палить из ружья. Мальчика приволокли ко всем и стали жестоко избивать. Когда немцы успокоились, то подумали, что Павел мертв и сбросили его в канаву.

Однако ночью его тело забрали партизаны и долго лечили. Остальных повесили в первый день Пасхи на телефонном столбе, и их тела висели на всеобщем обозрении несколько дней. После их останки захоронили на кирпичном заводе.

Павел сильно пострадал, он много лет лечился от туберкулеза. Болезнь появилась после того самого ранения, вода, где он пролежал несколько часов, была грязной, она попала в кровь и начался воспалительный процесс. Во время долгого лечения от заболевания у Павла начала развиваться патология сердечно-сосудистой системы. И умер он еще молодым в возрасте 36 лет.

Годы войны

Следующая встреча состоялась в 41 году, когда Ткачук проезжал мимо поместья январским вечером. Он промерз и решил согреться в стенах школы. Ему открыли ребята. Они рассказали, что учитель пошел провожать домой двух близняшек, так как на улице быстро потемнело, а их дорога проходит через лес.

Также дети пояснили, что Мороз специально купил для них теплую обувь, так как у родителей на это не было достаточно средств. Также в школе проживал Павел Миклашевич, у него были серьезные проблемы с отцом.

Однако вскоре ему пришлось покинуть стены образовательного учреждения, так как поступил приказ от прокурора Сивака, чтобы ребенок вернулся домой. Его отец на глазах практически всего села избивает, но ни один взрослый не заступился за мальчишку, только Мороз смог противостоять мужчине. Вскоре он добился того, чтобы мальчика определили в детский дом. Однако Павел продолжал жить в школе.

Все изменилось в один момент, когда пришло известие о начале военных действий. Многие до последнего не верили, что фашизм придет на белорусскую землю.

В тот период никто не подозревал, что война затянется на долгие четыре года, да еще и унесет так много жизней. Ткачук и многие другие учителя вместе с детьми ушли в лес и стали партизанами. Новости они получали через Мороза. Но нашлись те, кто добровольно решили служить немцам.

Когда Ткачук попал в деревню, то выяснил, что большинство людей, которых он считал союзниками, стали предателями. А Мороз продолжал преподавать, но уже у себя дома. В месте, где была школа, сделали штаб фашистов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: